ЛИТЕРАТУРА
1. Зебзеев, В.В. Анализ состава тела лыжников-двоеборцев после тренировочных нагрузок разной направленности / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 11-14.
2. Зебзеев, В.В. Сравнительный анализ морфологических особенностей лыжников-двоеборцев, представляющих разные типы соревновательной подготовленности / В.В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 75-79.
3. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев, А.А. Яковлев [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2013. - 132 с.
4. Черяпкин, Р.С. Управление специальной подготовкой десятиборцев на основе инновационных технологий / Р.С. Черяпкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 169-175.
5. Jost, B. Some model characteristics of ski jumpers found with the standard procedure and with a method of expert modeling / B. Jost // Kinesiologia Slovenica. - 1992. - Vol. 1. - No. 1. - Р. 39-42.
REFERENCES
1. Zebzeev, V.V. and Zdanowich, O.S. (2015), "Analysis of body composition indicators of Nordic Combined athletes after multi-purpose exercises", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 11-14.
2. Zebzeev, V.V. (2015), "Comparative analysis of the morphological features of Nordic combined skiers representing the different types of competitive qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 75-79.
3. Sergeev, G.A., Zlydnev, A.A., Yakovlev A.A. et al. (2013), Methods of developing comprehensive programs prepare regional national teams qualified athletes to four-year cycle of training (for example, cross-country combinatory RF), National State University of Physical Culture, Sport and Health P.F. Lesgaft, St. Petersburg.
4. Cherepiakin, R.S. (2011), "Control of the preparation of decathlon athletes based on the innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 169-175.
5. Jost, B. (1992), "Some model characteristics of ski jumpers found with the standard procedure and with a method of expert modeling", Kinesiologia Slovenica, Vol. 1, No. 1, pp. 39-42.
Контактная информация: zebzeev85@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.06.2015.
УДК 796.015.644
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЗИМНИМ ПОЛИАТЛОНОМ, В ГОДИЧНОМ
ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ
Мария Олеговна Иванова, аспирант, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК) Любовь Николаевна Чурикова, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)
Аннотация
В данной статье представлены научно-исследовательские материалы, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, целью которого явился анализ динамики показателей психофизиологического состояния студентов, занимающихся зимним полиатлоном, в годичном цикле подготовки. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что психофизиологическое состояние полиатлонистов в соревновательном периоде значительно ухудшается в отличие от подготовительного, тогда как в переходном - наблюдается его улучшение. На наш взгляд, грамотно спланированная подготовка студентов-спортсменов, с учетом их психофизиологического состояния, позволит избежать негативных последствий совмещения учебы и спор-
та, тем самым повысить их соревновательный результат.
Ключевые слова: студенты, полиатлон; психофизиологическое состояние спортсменов; периоды годичного цикла подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p79-83
DYNAMICS OF INDICATORS OF STUDENTS' PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONDITION, PRACTICING WINTER POLIATHLON, IN A YEAR CYCLE OF
PREPARATION
Mary Olegovna Ivanova, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture, Lubov Nikolaevna Churikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture
Annotation
This article presents the research materials obtained in the course of pedagogical experiment, the purpose of which was to analyze the dynamic of indicators of students' psychophysical condition, involved in winter poliathlon, in the year cycle of training. The results obtained in the course of the experiment show that the poliathlonists' psychophysical state in the competitive period is significantly reduced in contrast to the preparation, while in transition period there is an improvement. In our opinion, well-planned training of student-athletes, taking into account their psychophysical condition, will allow us to avoid the negative effects of combining studies and sport, thereby improving their competitive result.
Keywords: students who involved in winter poliathlon, athletes' psychophysical condition, periods of the year cycle of training.
ВВЕДЕНИЕ
Большинство современных исследований в области психофизиологии спорта направлены на изучение изменений психофизиологических функций в условиях повышенного психоэмоционального и физического напряжения. Однако недостаточно исследованной остается проблема влияния занятий спортом на психофизиологическое состояние студентов в процессе их учебно-познавательной деятельности в вузе [5].
На протяжении всего обучения в вузе центральная нервная система (ЦНС) студента испытывает чрезвычайно большую нагрузку: учебная деятельность (особенно периоды сессий), работа с компьютером, нахождение в плохо проветриваемых помещениях и т.п. [2, 4]. Помимо этого, некоторые студенты занимаются в спортивных секциях. Учебно-тренировочный процесс в избранном виде спорта также накладывает свой отпечаток на психофизиологическое состояние организма.
Психофизиологическое состояние - это системная реакция организма на внешнее и внутреннее воздействие, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности [3].
Таким образом, высокая нагрузка, обусловленная спецификой учебной и спортивной деятельности студента, может вызвать перенапряжение психофизической сферы, что, в свою очередь, приводить к переутомлению. Итог такого процесса - снижение успеваемости и соревновательного результата [4, 6].
Следовательно, возникает необходимость в комплексном исследовании сенсомо-торных и когнитивных функций студентов-спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ходе исследования были проанализированы значения сенсомоторных и когнитивных функций студентов-полиатлонистов в течение одного учебного года (таблица).
Выявлено, что динамика сложной и простой сенсомоторных реакций у полиатло-нистов-зимников в конце соревновательного периода характеризовалась увеличением
времени, необходимым на выполнение психофизиологических методик, относительно подготовительного (р<0,05).
Таблица
Показатели психофизиологического состояния студентов-полиатлонистов
№ п/п Показатель Подготовительный период (сентябрь) Соревновательный период (март) Переходный период (май)
1 Уровень активации ЦНС Простая зрительно-моторная реакция (мс) 211,1± 10,5 239,3±9,7 207,7±9,1
2 Стрессоустойчивость и работоспособность (сложная зрительно-моторная реакция, мс) Реакция различия 338,6±14,8 349,6±12,1 335,4±10,9
Реакция выбора 349,9± 16,2 360,5±13,3 337,7±15,6
3 Уравновешенность нервных процессов («Реакция на движущийся объект», %) Число точных 65,4±8,1 53,2±8,3 67,1±7,5
Число опережающих 17,1±5,3 18,3±5,9 16,9±5,6
Число запаздывающих 17,5±4,8 28,5±5,1 16,0±4,1
4 Внимание («Кольца Ландольта») Помехоустойчивость (мс) 303,9±16,8 312,2±11,8 298,7±12,1
Общее количество просмотренных колец за 10 минут 1680,7± 25,1 1589,1± 21,1 1701,3± 17,5
Количество ошибок за 10 мин 22,4±6,8 26,1±5,8 20,2±6,2
Скорость переработки информации (бит/с) 1,42±0,6 1,29±0,4 1,45±0,5
5 Память (коэффициент запоминания зрительной информации, %) Память на фигуры 90,1±11,3 81,3±7,7 93,2±8,1
Память на числа 91,7±10,9 79,6±6,1 95,2±6,9
Это свидетельствует о значительном ухудшении текущего функционального состояния центральной нервной системы у спортсменов. Однако к концу переходного периода показатели улучшаются - время, затраченное на данные тесты, значительно сокращается (р<0,05).
О соотношении процессов торможения и возбуждения в ЦНС можно судить по количеству точных, запаздывающих и опережающих реакций в тесте «Реакция на движущийся объект». При анализе результатов теста мы выявили, что к концу соревновательного периода, относительно подготовительного, наблюдается отрицательная динамика - уменьшение количества точных реакций (р<0,05) за счет увеличения запаздывающих. Это свидетельствовало о том, что к завершению данного периода у студентов-спортсменов преобладали процессы торможения над процессами возбуждения. Однако к концу переходного периода мы наблюдаем наибольший прирост количества точных реакций (р<0,05) за счет снижения запаздывающих, что указывает на оптимизацию нервных процессов.
Таким образом, можно заключить, что именно в переходный период у студентов-полиатлонистов наблюдается более сбалансированный вариант тормозного и возбудительного процессов при высоком уровне точных реакций, что предполагает умеренность и соразмерность их деятельности.
Динамика результатов теста на помехоустойчивость имеет такую же тенденцию, что и показатели уровня активации ЦНС и уравновешенности нервных процессов: в соревновательном периоде - отрицательная, в переходном - положительная.
Для изучения характеристик внимания нами была предложена методика «Кольца Ландольта». Из таблицы видно, что в конце соревновательного периода у студентов-спортсменов отмечалась тенденция совершать большее количество ошибок из меньшего числа обработанных символов (р<0,05), что свидетельствовало о снижении концентрации внимания. В соревновательном периоде регистрировалась более низкая скорость работы (р<0,05), чем в подготовительном и переходном, что указывало на снижение работоспо-
собности под влиянием больших физических и умственных нагрузок.
Для характеристики памяти нами использовались тесты «Память на числа» и «Память на фигуры». Анализ результатов выявил снижение коэффициента запоминания зрительной информации в соревновательном периоде (р<0,05), что могло свидетельствовать о сильном утомлении студентов-спортсменов. Наилучшие показатели были получены в конце переходного периода.
Для оценки адаптационных возможностей организма нами рассчитывался индекс функциональных изменений (ИФИ) по Р.М. Баевскому [1]. Чем ниже значение индекса функциональных изменений, тем выше адаптационный потенциал организма.
На протяжении всего эксперимента состояние адаптации ни одного из участников не характеризовалось ИФИ выше 3,49, т.е. срывов адаптации не наблюдалось. В подготовительном периоде также не было выявлено и студентов со сниженными функциональными возможностями системы кровообращения (неудовлетворительной адаптацией). По завершению данного периода 12,5% полиатлонистов отличались хорошей адаптацией, 87,5% - находились в состоянии удовлетворительной адаптации.
В конце соревновательного периода ИФИ повысился: 62,5% студентов спортсменов характеризовались неудовлетворительной адаптацией сердечно-сосудистой системы, 37,5% - удовлетворительной.
Расчет ИФИ, проведенный в конце переходного периода, показал хорошее протекание восстановительных процессов у большинства студентов: у 62,5% наблюдалась удовлетворительная адаптация, у 25% - хорошая, однако 12,5% имели показатель адаптационного состояния неудовлетворительный (характеризовались сниженными функциональными возможностями системы кровообращения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спортивная и учебная деятельности предъявляют высокие требования к когнитивным функциям, таким как внимание и память, а также к таким показателям психофизиологического состояния студентов-спортсменов, как уровень активации ЦНС, уравновешенность нервных процессов, стрессоустойчивость, работоспособность, адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы. В результате исследования нами выявлена отрицательная динамика этих показателей к концу соревновательного периода. Однако в переходном периоде наблюдается их значительный прирост. Можно предположить, что имеющаяся методика подготовки студентов-полиатлонистов в вузе не обеспечивает достижения наивысшей спортивной формы к основным соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, Р.М. Ритм сердца у спортсменок / Р.М. Баевский, Р.Е. Мотылянская. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.
2. Батрымбекова, С.А. Психосоциологические аспекты здоровья студенческой молодежи / С.А. Батрымбекова, Л.Н. Семченко // Проблемы здоровьесбережения школьников и студентов. Новые научные тенденции в медицине и фармации / под общей ред. С.А. Боевой. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2008. - С. 49-51.
3. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин - СПб. : Питер, 2003. -
408 с.
4. Жбанков, О.В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им / О.В. Жбанков, Е.В. Толстой // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 8. - С. 38-42.
5. Москаленко, Н.В. Влияние физической культуры и спорта на психофизиологическое состояние студентов / Н.В. Москаленко, А.О. Ковтун // Физическое воспитание студентов. - 2012. -№ 3. - С. 83-86.
6. Таскаева, Н.М. Влияние учебного процесса на организм студента [Электронный ресурс] / Н.М. Таскаева // Молодежь и наука. - Режим доступа: http://min.usaca.rU/issues/3/articles/32. -Дата обращения 19.02.2015.
REFERENCES
1. Baevskiy, R.M. and Motylyanskaya, R.E. (1986), Heart rate in athletes, Physical culture and Sport, Moscow.
2. Batrymbekova, S.A. (2008), "Psycho Sociological aspects of the health of students", Ohal-lenges to preserve the health of students, New scientific developments in medicine and pharmacy, Voronezh, pp. 49-51.
3. Il'in, E.P. (2003), Psychophysiology states' rights, Piter, St. Petersburg.
4. Moskalenko, N.V. and Kovtun, A.O. (2012), "Influence of physical culture and sports in the psycho-physiological state students", Physical education students, No. 3, pp. 83-86.
5. Taskaeva, N.M. (2013), "Influence of educational process in the body of the student", Youth and science, vol. 1, available at: http://min.usaca.ru/issues/3/articles/32. (Accessed 19 February 2015).
6. Zhbankov, O.V. and Tolstoy, E.V. (1997), "Control technology psychophysical condition of students and management", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 38-42.
Контактная информация: marivapost@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.06.2015.
УДК 796.285.4:616.7
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА К ЗАНЯТИЯМ
БОЧЧА
Татьяна Евгеньевна Казакова, соискатель Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуйский филиал ИвГУ)
Аннотация
Работа посвящена анализу нормативов общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на каждом из этапов спортивной подготовки в бочча и разработке на их основе комплекса контрольных упражнений, позволяющих оценить степень подготовленности спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча, также изучать динамику роста спортивного мастерства боччистов.
Ключевые слова: спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата; бочча; контрольные упражнения (тесты).
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p83-87
EVALUATION OF DEGREE OF READINESS OF ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS FOR PLAYING BOCCIA
Tatyana Eugenievna Kazakova, the competitor, Shuya branch of Ivanovo State University
Annotation
The article analyzes the standards of general physical and special physical training for admission to the group at each stage of the sports training and development in boccia and working out the control exercises on the basis of their complex to assess the degree of readiness of the athletes with musculoskele-tal disorders for boccia classes, and also study the dynamics of growth of boccia players sportsmanship.
Keywords: athletes with musculoskeletal disorders, boccia, tests.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость адекватной оценки уровня подготовленности спортсменов к учебно-тренировочной, соревновательной и другим видам деятельности общеизвестна. В спорте здоровых людей уже разработан широчайший спектр нормативов и тестов. В адаптивном же спорте эта проблема остается чрезвычайно острой [5, 7], особенно в относительно новых для нашей страны видах, таких, как бочча [3].