Научная статья на тему 'Методика подготовки студентов-полиатлонистов 19-20 лет в условиях физкультурного вуза'

Методика подготовки студентов-полиатлонистов 19-20 лет в условиях физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗИМНИЙ ПОЛИАТЛОН / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПОЛИАТЛОНИСТОВ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Олеговна, Чурикова Любовь Николаевна

В данной статье представлены научно-исследовательские материалы, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, целью которого являлось подтверждение эффективности разработанной методики подготовки студентов 19-20 лет, занимающихся зимним полиатлоном, в условиях физкультурного вуза. Данная методика основывалась на концентрации нагрузок в отстающем виде (стрелковой подготовке) многоборья и учете нагрузки в лыжных гонках, получаемой студентами на занятиях по дисциплине «Педагогически-спортивное совершенствование». Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о том, что разработанная методика позитивно повлияла на психофизиологическое состояние студентов, занимающихся зимним полиатлоном, что в свою очередь способствовало росту спортивного результата, а также, учитывая высокую корреляционную связь с академической успеваемостью, привело к улучшению последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Мария Олеговна, Чурикова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of 19-20 years old poliathlonist students'' preparation in the sports institution of higher education

This article presents the research materials obtained in the course of the pedagogical experiment which purpose was to confirm the efficiency of the developed method for 19-20 years old students’ preparation that do winter poliathlon in the sports institution of higher education. This methodology is based on the concentration of physical activity in the lagging form of all-round (marksmanship training) and taking into account the physical activity in ski racing, which students receive in the discipline "pedagogically-sports perfection" in the classroom. The results obtained in the course of the experiment show that the developed method positively influenced the students' psychophysiological state that do winter poliathlon, which in turn contributed to the growth of sports results, and considering the high correlation with academic performance, led to the improvement of the academic progress.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки студентов-полиатлонистов 19-20 лет в условиях физкультурного вуза»

расстояний на карте, счет шагов при движении на местности и т.д.

Приемы ориентирования. Чтение карты, определение направления движения, определение расстояний, контроль за перемещением по местности и т.д.

Способы ориентирования. Совокупность технических элементов, свойственных разным техническим приемам ориентирования

Выделяются следующие способы ориентирования: бег по направлению (по грубому азимуту), по направлению с чтением карты, по азимуту, по азимуту с чтением карты.

Выводы. Определение основных терминов и понятий техники соревновательных действий в спортивной радиопеленгации, а также ее структурирование по нашему мнению расширит теоретические и практические представления о технике и технической подготовке, обеспечит более глубокое ее понимание. Это в свою очередь позволит спортсменам эффективно осваивать технические и тактические навыки, приемы и действия необходимые для успешного прохождения соревновательной дистанции в спортивной радиопеленгации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гречихин, А.И. Соревнования «охота на лис» / А.И. Гречихин. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1973. - 176 с.

2. Зеленский, К.Г. Роль и значение технико-тактической подготовки в спортивной радиопеленгации / К.Г. Зеленский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. -№ 2 (24). - С. 21-22.

3. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

4. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психологические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л.А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.

5. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта : учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., Филин В.П. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 416 с.

REFERENCES

1. Grechikhin, A.I. (1973), "Fox hunting" competition, publishing house "DOSAAF", Moscow.

2. Zelenskij, K.G. (2007), "Role and importance of technical and tactical training in sports radio direction finding." Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2(24), pp.21-22.

3. Matveev, L.P. (1999), Fundamentals of the general sport theory and sportsmen training system, Olympics literature, Kiev, Ukraine.

4. Semenov, L.A. (2005), Sports fitness determination of children and teenagers: biological and psychological issues, Soviet Sport, Moscow.

5. Suslov, F.P. (1997), Theory and methods of sport, 4th branch of Voenizdat. Moscow.

Контактная информация: ardf_zelenskii@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2015.

УДК 796.015.644

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ПОЛИАТЛОНИСТОВ 19-20 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Мария Олеговна Иванова, аспирант, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка, Любовь Николаевна Чурикова, кандидат педагогических наук, доцент,

Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК)

Аннотация

В данной статье представлены научно-исследовательские материалы, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, целью которого являлось подтверждение эффективности разработанной методики подготовки студентов 19-20 лет, занимающихся зимним полиатлоном,

в условиях физкультурного вуза. Данная методика основывалась на концентрации нагрузок в отстающем виде (стрелковой подготовке) многоборья и учете нагрузки в лыжных гонках, получаемой студентами на занятиях по дисциплине «Педагогически-спортивное совершенствование».

Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о том, что разработанная методика позитивно повлияла на психофизиологическое состояние студентов, занимающихся зимним полиатлоном, что в свою очередь способствовало росту спортивного результата, а также, учитывая высокую корреляционную связь с академической успеваемостью, привело к улучшению последней.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, зимний полиатлон, методика подготовки студентов-полиатлонистов, психофизическая тренировка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p90-94

METHODS OF 19-20 YEARS OLD POLIATHLONIST STUDENTS' PREPARATION IN THE SPORTS INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Mary Olegovna Ivanova, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, Lubov Nikolaevna Churikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture

Annotation

This article presents the research materials obtained in the course of the pedagogical experiment which purpose was to confirm the efficiency of the developed method for 19-20 years old students' preparation that do winter poliathlon in the sports institution of higher education. This methodology is based on the concentration of physical activity in the lagging form of all-round (marksmanship training) and taking into account the physical activity in ski racing, which students receive in the discipline "pedagogically-sports perfection" in the classroom.

The results obtained in the course of the experiment show that the developed method positively influenced the students' psychophysiological state that do winter poliathlon, which in turn contributed to the growth of sports results, and considering the high correlation with academic performance, led to the improvement of the academic progress.

Keywords: training process, winter poliathlon, methods of poliathlonist students' preparation, psychophysical training.

Достижение высоких спортивных результатов в полиатлоне, как и в любом другом виде спорта, возможно лишь при систематических целенаправленных занятиях. Однако тренировочный процесс студентов-полиатлонистов требует особенного распределения объема и интенсивности физических нагрузок с поправкой на учебный процесс в вузе. Особенно остро данный вопрос стоит в периоды зимних сессий, когда спортсмены вынуждены тратить значительную часть времени на подготовку к учебным занятиям, и в то же время им необходимо готовиться к основным стартам, т.к. в январе в зимнем полиат-лоне начинается соревновательный период. Такой ритм жизни в условиях дефицита времени приводит к снижению показателей психофизиологического состояния, что, в свою очередь, объясняет низкие результаты выступления в соревнованиях [2, 3].

Целью настоящего исследования было повышение спортивного результата в полиатлоне за счет концентрации нагрузки в отстающей дисциплине многоборья с учетом психофизиологического состояния студентов-полиатлонистов.

Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

1) изучить построение учебно-тренировочного процесса студентов, занимающихся зимним полиатлоном;

2) выявить взаимосвязь психофизиологического состояния студентов, занимающихся зимним полиатлоном, с их соревновательной деятельностью и академической успеваемостью;

3) разработать и экспериментально обосновать методику подготовки студентов 19-20 лет, занимающихся зимним полиатлоном, в условиях физкультурного вуза, направленную на повышение результата спортивной деятельности и уровня психофизиологического состояния спортсменов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Воронежского государственного института физической культуры, в нем принимали участие студенты 19-20 лет специализации лыжные гонки (n=12). Из них 6 - студенты физкультурного вуза (экспериментальная группа), 6 -студенты спортивного факультета педагогического вуза (контрольная группа). Все они входили в состав сборных команд институтов по полиатлону. Стаж занятий полиатлоном 2-3 года, разряд - III-II.

При построении учебно-тренировочного процесса экспериментальной группы мы учитывали установленный А.Ю. Кейно факт, что дисциплины, входящие в зимний по-лиатлон, не зависят друг от друга (нет переноса тренировочного эффекта) [1]. В связи с чем, всем трем видам упражнений уделялось одинаковое внимание в годичном цикле подготовки. Однако при планировании нагрузки учитывался ряд показателей: трудоемкость вида спорта, вклад дисциплины в общий результат полиатлона, «отстающий» вид, периоды «перекрестного» режима спортивной и учебной деятельностей полиатлонистов в вузе. На протяжении подготовительного и соревновательного периодов применялась разработанная и теоретически обоснованная методика подготовки, студентов, занимающихся зимним полиатлоном, которая включала в себя следующее:

- увеличение часов стрелковой подготовки на учебно-тренировочных занятиях, за счет их снижения в лыжных гонках, с последующей компенсацией на занятиях по дисциплине «Педагогически-спортивное совершенствование» (ПСС) в институте,

- комплексный подход к совершенствованию двигательных умений и навыков в отдельных дисциплинах полиатлона,

- психофизические тренировки, направленные на снижение утомляемости и улучшение психоэмоциональной сферы.

Учебно-тренировочный процесс испытуемых контрольной группы не предполагал каких-либо изменений и не учитывал «перекрестный» режим спортивной и учебной деятельности полиатлонистов в условиях вуза. Их тренировочные занятия строились по общепринятой методике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При анализе результатов исследования была выявлена положительная динамика показателей психофизиологического состояния студентов-спортсменов экспериментальной группы (р<0,05). По результатам тестирования зрительно моторной реакции в соревновательном периоде было выявлено достоверное превосходство экспериментальной группы над контрольной: «Простая зрительно-моторная реакция» - 29,6 мс (13%), «Реакция различия» - 39,3 мс (11%) и «Реакция выбора» - 49,1 мс (14%). При выполнении корректурной методики «Кольца Ландольта» они показали более высокий уровень работоспособности: обработанный объем информации был достоверно выше (1722,3±19,3), чем у студентов контрольной группы (1600,8±26,9). В то же время процент ошибок в экспериментальной группе был значительно ниже (р<0,05). Также, у них реже встречались случаи торможения, следовательно, занятия по разработанной нами методике способствовали уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

После эксперимента прирост показателей интегральной подготовленности в стрельбе в экспериментальной группе (52,8%) был достоверно выше (р<0,05), чем у полиатлонистов контрольной группы (8,8%). Это не удивительно, т.к. разработанная нами методика подготовки полиатлонистов была нацелена на повышение результативности

стрельбы, как одной из наиболее значимых дисциплин полиатлона (в плане вклада в общий результат троеборья).

Результаты, показанные в лыжных гонках, после эксперимента обеими группами относительно друг друга достоверных различий не имели. Однако в процессе эксперимента имела место положительная динамика - время прохождения пятикилометровой дистанции сократилось в контрольной группе на 25,9 сек, в экспериментальной - на 29 сек (р<0,05).

Аналогичная ситуация наблюдается с результатами соревнований по силовой гимнастике. В экспериментальной группе прирост результата за время исследования составил 9,2%, в контрольной - 10,7% (р<0,05). В свою очередь достоверных различий между группами не обнаружено (р>0,05).

Применение экспериментальной методики подготовки зимних полиатлонистов в условиях вуза оказало значительное влияние на рост результатов в стрельбе (р<0,05), что и привело к достоверному увеличению общей суммы очков, набранной в троеборье.

До эксперимента средний результат в полиатлоне (сумма очков) в обеих группах был практически на одном уровне (разница 1,3 очка). После эксперимента прирост результатов в контрольной группе составил 4,7 очка (р>0,05), в то время как в экспериментальной - 24,3 очка (р<0,05).

В связи с тем, что спортсмены, принимающие участие в педагогическом эксперименте, являются также студентами, помимо показателя результативности их выступлений на соревнованиях необходимо учитывать влияние предложенной нами методики на интегральный показатель их умственной работоспособности. Для решения данной задачи нами были проанализированы результаты академической успеваемости студентов-полиатлонистов по учебным дисциплинам в ходе педагогического эксперимента. До начала эксперимента в обеих группах 50% студентов имели средний академический балл ниже 4; 33,3% обучающихся - 4^4,5; 16,7 % - выше 4,5.

После внедрения разработанной методики в учебно-тренировочный процесс студентов экспериментальной группы была отмечена положительная динамика результатов их академической успеваемости. Так, у 33,3% спортсменов средний балл повысился: в категорию «выше 4,5» попало 33,3 % обучающихся, «4^4,5» - 50%, «ниже 4» - 16,7 %. В то время как в контрольной группе никаких изменений не произошло.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация предложенной нами методики подготовки студентов, занимающихся зимним полиатлоном, в условиях физкультурного вуза привела к положительной динамике показателей психофизиологического состояния испытуемых экспериментальной группы (р<0,05).

Объемы основных тренировочных средств по трем дисциплинам зимнего троеборья успешно усвоились, позволив повысить интегральную подготовленность.

Таким образом, была создана благоприятная обстановка для роста как спортивного результата, так и академической успеваемости студентов-спортсменов, что подтверждают данные, полученные в ходе исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кейно, А.Ю. Варианты тренировочных нагрузок полиатлонистов-зимников старших разрядов в годичном цикле тренировок : дис. ... канд. пед. наук / Кейно А.Ю. - Малаховка, 2002. -221 с.

2. Литовченко, Г.О. Содержание тренировочного процесса в подготовке полиатлонистов / Г.О. Литовченко, О.Н. Буланов, С.В. Ткаченко // Вестник Черниговского университета. - 2008. - № 3. - С. 28-31.

3. Моисеев, Ю.В. Полиатлон как фактор всестороннего физического развития студентов / Ю.В. Моисеев // Вестник Ижевской сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 3. - С. 86-88.

REFERENCES

1. Keyno, A.Yu. (2002), Variants of training loads winter poliathlonists senior categories in the annual cycle of training, dissertation, Malakhovka, Russian Federation.

2. Litovchenko, G.O., Bulanov, O.N. and Tkachenko, S.V. (2008), "The content of the training process in preparation poliathlonists", Bulletin of the University of Chernigov, No. 3, pp. 28-31.

3. Moiseev YU.V. (2012), "Poliathlon as a factor in all-round physical development of students", Bulletin of Izhevsk for Agricultural Academy, No. 3, pp. 86-88.

Контактная информация: marivapost@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2015.

УДК 796.92

ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В КОМАНДНОМ СПРИНТЕ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Александр Иванович Головачев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва; Светлана Владимировна Широкова, кандидат педагогических наук, инструктор-методист, Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №2 (ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта), Москва

Аннотация

В представленной статье рассматриваются организационные и физиологические особенности проведения командного спринта по лыжным гонкам в сравнении с индивидуальным спринтом, предъявляющие к спортсменам несколько иные требования в функциональном плане. Меньшее количество повторений на максимальном уровне позволяют лыжникам-гонщикам постепенно увеличивать скорость передвижения в каждом повторении на фоне интенсификации деятельности сердечно-сосудистой системы, что не характерно для индивидуального спринта.

Полученные данные дают системное представление об особенностях соревновательной деятельности в командном спринте, существенно расширяют физиологическую характеристику лыжного спринта как современной спортивной дисциплины лыжных гонок и позволяют подойти к совершенствованию методики построения тренировочного процесса, направленного на развитие высокой скорости передвижения в заключительных повторениях командного спринта и поддержание высокой интенсивности функционирования систем организма на протяжении всего соревнования в условиях минимальных интервалов отдыха между повторениями.

Ключевые слова: лыжные гонки, командный спринт, высококвалифицированные лыжники-гонщики, соревновательная деятельность, скорость передвижения, интенсивность функционирования сердечно-сосудистой системы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p94-100

FEATURES OF THE COMPETITIVE ACTIVITY OF HIGHLY QUALIFIED CROSSCOUNTRY SKIERS IN TEAM SPRINT

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, research associate, Alexander Ivanovich Golovachev, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Federal Scientific Center of Physical Education and Sport, Moscow; Svetlana Vladi-mirovna Shirokova, the candidate of pedagogical sciences, instructor-methodologist, Moscow Special Secondary School of the Olympic Reserve No. 2

Annotation

Organizational and physiological features of team sprint competition are analyzed in this article as opposed to the individual sprint competition with slightly different functional requirements upon athletes. Fewer repetitions at maximum level allow skiers to gradually increase movement speed in each iteration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.