Научная статья на тему 'Динамика показателей морфофункционального состояния у студентов специального медицинского отделения различных курсов обучения'

Динамика показателей морфофункционального состояния у студентов специального медицинского отделения различных курсов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / SPECIAL MEDICAL DEPARTMENT / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / BODY MORPHOFUNCTIONAL STATE / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / SOMATIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ульянов Д. А.

In recent years new educational technologies have been offered that implement the basic requirements for selection of exercises, adequate to state of health and physical fitness of students of the special medical department. Experts believe that one of solutions to this problem can be to use individual estimate of the level of students' physical abilities as effectiveness criteria of medical-pedagogical control in physical education of students of special medical groups. The purpose of the present research was to identify the peculiarities of changes in the indices of morphofunctional state, physical fitness and somatic health in various groups of students of the special medical department of Volgograd State University. We considered morphofunctional indices of 1-5th year students, male and female, and analyzed the following characteristics: body length and weight, chest circumference, carpal dynamometry, systolic blood pressure, diastolic blood pressure, heart rate, Stange's test (timed inspiratory capacity), Genchi's test (timed expiratory capacity), vital capacity. The indicators of body length of students of the special medical department did not change significantly during the university studies, indicating the completion of the growth of the body length in this group of students. In contrast to body length, the body mass index of students varied significantly while learning in the university. The results of morphofunctional state, physical fitness and somatic health differed significantly in many respects in students assigned to different disease groups and require a differentiated approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей морфофункционального состояния у студентов специального медицинского отделения различных курсов обучения»

УДК: 796.011

ДИНАМИКА

показателей морфофункционального состояния у студентов специального медицинского отделения различных курсов обучения

Д.А. Ульянов

Волгоградский государственный университет, Волгоград

DYNAMICS OF MORPHOFUNC-TIONAL INDICES OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL DEPARTMENT OF VARIOUS COURSES OF STUDY D.A. Ul'yanov

Volgograd State University, Volgograd

Key words: special medical department, body morphofunctional state, physical fitness, somatic health. In recent years new educational technologies have been offered that implement the basic requirements for selection of exercises, adequate to state of health and physical fitness of students of the special medical department.

Experts believe that one of solutions to this problem can be to use individual estimate of the level of students' physical abilities as effectiveness criteria of medical-pedagogical control in physical education of students of special medical groups. The purpose of the present research was to identify the peculiarities of changes in the indices of morphofunc-tional state, physical fitness and somatic health in various groups of students of the special medical department of Volgograd State University. We considered morphofunctional indices of 1-5th year students, male and female, and analyzed the following characteristics: body length and weight, chest circumference, carpal dynamometry, systolic blood pressure, diastolic blood pressure, heart rate, Stange's test (timed inspiratory capacity), Genchi's test (timed expiratory capacity), vital capacity.

The indicators of body length of students of the special medical department did not change significantly during the university studies, indicating the completion of the growth of the body length in this group of students. In contrast to body length, the body mass index of students varied significantly while learning in the university.

The results of morphofunctional state, physical fitness and somatic health differed significantly in many respects in students assigned to different disease groups and require a differentiated approach.

Ключевые слова: специальное медицинское отделение, мор-фофункциональное состояние организма, физическая подготовленность, соматическое здоровье.

Введение. В последние годы предлагаются новые педагогические технологии, в которых реализуются основные требования к подбору физических упражнений, адекватных состоянию здоровья и физической подготовленности студентов специального медицинского отделения.

Специалисты считают, что одним из путей решения данной проблемы может быть использование в качестве критериев эффективности врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп индивидуальной оценки уровня физических возможностей студентов [2-4].

Цель исследования - определить особенности изменения показателей морфофункционального состоянии, физической подготовленности и соматического здоровья у различного контингента студентов специального медицинского отделения Волгоградского государственного университета.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; обобщение передового практического опыта; педагогические контрольные испытания; методы математической статистики.

Нами рассматривались показатели морфофункционального состояния у студентов 1-5-го курсов различного пола, анализировались следующие характеристики: длина и масса тела, ОГК, кистевая динамометрия, САД, ДАД, ЧСС, проба Штанге, проба Генча, ЖЕЛ (табл. 1).

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели длины тела студентов специального медицинского отделения достоверно не изменяются в период обучения в вузе, указывая на завершение процесса роста длины тела у данного контингента

№ 10 • 2014 Октябрь | October

19

обучающихся. В отличие от длины тела показатели массы тела студентов существенно изменяются за период их обучения в вузе.

Средние показатели весовых характеристик

у юношей-первокурсников (69,3±1,2 кг) и выпускников (76,1±1,3 кг) достоверно различаются (9,8 %, р<0,01). У данного контингента студентов интенсивно увеличивается масса тела в период их обучения на 4-м и 5-м курсах, когда завершаются обязательные занятия по физической культуре.

У девушек прослеживается аналогичная закономерность изменения показателей массы тела: основное их «утяжеление» происходит в период обучения на старших курсах (12,2 %, р<0,001).

Показатели ОГК у юношей и девушек по мере их обучения в вузе имеют тенденцию к увеличению, но недостоверную в смежных курсах. Вместе с тем сопоставляя данные показатели первокурсников и выпускников, получили существенные различия средних величин: юноши - 3,1 % (р<0,05); девушки - 2,6 % (р<0,05).

Показатели кистевой динамометрии у студентов за период обучения в вузе изменяются волнообразно: на 3-м курсе - наибольший уровень развития данной характеристики. Несмотря на такие изменения данных показателей между смежными группами студентов, не выявлено достоверных различий анализируемых показателей. В процессе обучения в вузе показатели САД у юношей увеличиваются на 12,6 % (р<0,001), а у девушек - на 9,6 % (р<0,001). Эти характеристики стабильно увеличиваются у студентов от курса к курсу, хотя в большинстве смежных групп эти изменения были недостоверны, за исключением результатов студентов 4-го курса. Такая же закономерность динамики показателей ДАД выявлена нами у юношей и у девушек в процессе их обучения в университете.

Волнообразные изменения характеристик ЧСС в покое выявлены нами у студентов вуза за период их обучения: на младших курсах (1-3-м) они уменьшаются, а у старшекурсников (4-5-е курсы) - увеличиваются. Достоверное увеличение показателей ЧСС в покое у юношей происходит на 4-м курсе обучения (2,5 %, р<0,05), а у девушек - на 5-м курсе (2,2 %, р<0,05).

В нашем исследовании для характеристики функциональных возможностей дыхательной системы использовали пробы Штанге, Генча и показатели ЖЕЛ. У юношей-первокурсников длительность остановки дыхания на вдохе (проба Штанге) составила 46,4±1,0 с, а на выдохе (проба Генча) -19,6±0,4 с. У девушек данные показатели несколько меньше, но тенденции изменения данных характеристик у юношей и девушек были приблизительно одинаковыми: достоверное ухудшение показателей пробы Штанге у девушек наблюдалось на 4-м курсе (7,4 %, р<0,05), а у юношей - на 5-м (7,8 %, р<0,05). Достоверное уменьшение показателей пробы Генча выявлено только у юношей 5-го курса обучения (7,8 %, р<0,05).

Волнообразный характер носит изменение показателей ЖЕЛ, но достоверно они уменьшаются только у юношей 4-го курса (4,9 %, р<0,05). Таким образом, обязательные занятия по физической культуре для студентов младших курсов специального медицинского отделения способствуют улучшению морфофунк-ционального состояния, однако после их завершения отмечается значительное ухудшение данных характеристик.

Далее нами анализировалась динамика показателей физической подготовленности студентов специального медицинского отделения различных курсов. Результаты в беге на 100-метровую дистанцию достоверно улучшаются у студентов (юношей) 3-го курса (1,4 %, р<0,05) и существенно ухудшаются у обучающихся на 4-м курсе (4,4 %, р<0,001).

Результаты прыжка в длину с места в течение трех лет обучения в вузе несущественно улучшаются (со 188,4 до 198,5 см), а затем достоверно ухудшаются на 4-м (4,2 %, р<0,05) и 5-м (4,1%, р<0,05) курсах обучения.

В беге на 3000 м в чередовании со спортивной ходьбой результаты данного упражнения изменяются специфически: достоверно улучшаются у студентов

3-го (1,4 %, р<0,05) и 5-го (1,9 %, р<0,05) курсов обучения.

Результаты подтягивания на перекладине последовательно недостоверно улучшаются у студентов младших курсов обучения, а затем у обучающихся

4-го курса выявлено существенное ухудшение (20,8 %, р<0,01) данного показателя. У девушек-студенток специального медицинского отделения прослеживается аналогичная закономерность изменения результатов физической подготовленности: на первых трех курсах обучения улучшаются бег на 100 м, подтягивание на низкой перекладине (2-й курс); прыжок в длину с места, бег на 2000 м в чередовании со спортивной ходьбой (3-й курс); ухудшаются на старших курсах бег на 100 м, прыжок в длину с места, бег на 2000 м в чередовании со спортивной ходьбой, подтягивание на низкой перекладине (4-й курс), бег на 100 м, бег на 2000 м в чередовании со спортивной ходьбой (5-й курс).

Таким образом, очевидно специфическое позитивное влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студентов.

Нами также изучалось изменение показателей соматического здоровья у студентов специального медицинского отделения разных курсов. У юношей 1-го курса данные показатели составили в среднем 3,71 ±0,20 усл. ед., у девушек - 3,78±0,21 усл. ед. (см. рисунок). У учащихся 2-го курса показатели соматического здоровья увеличиваются недостоверно как у юношей (13,5 %, р<0,05), так и у девушек (9,5 %, р<0,05). У студентов 3-го курса проявляется уже существенное увеличение (юноши - 20,9 %, р<0,05; девушки - 18,4 %, р<0,05) аналогичных показателей. Резкое уменьшение (юноши - 31,4 %, р<0,01; девушки - 30,8 %, р<0,01) характеристик соматического здоровья отмечено у студентов 4-го курса.

20

№ 10 • 2014 Октябрь | ОСоЬег

У студентов 5-го курса данные показатели продолжают ухудшаться и достигают низкого уровня развития: у юношей - 2,42 усл. ед, у девушек - 2,31 усл. ед. Результаты нашего исследования показали высокую значимость учебных занятий по физической культуре для формирования соматического здоровья у студентов вуза специального медицинского отделения. Анализ структуры заболеваний студентов специального медицинского отделения показывает их широкий спектр: сердечно-сосудистой системы; опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, органов зрения, пищеварения, мочевыделитель-ной системы, гинекологические, эндокринной системы, нервной системы, кожной и подкожной клетчатки. Такое распределение студентов специального медицинского отделения по видам заболеваний, с одной стороны, повысит качество учебного процесса, обеспечит рациональный подбор средств для студентов каждой типологической группы, с другой же стороны, большое число дифференцировок по подбору оздоровительных средств в таких условиях учебного процесса серьезно затруднит решение данного вопроса, не позволит эффективно оздоровить занимающихся. На наш взгляд, для выхода из создавшейся ситуации необходимо распределять студентов по специфическим видам заболеваний, для которых характерны определенные типологические особенности двигательной оздоровительной деятельности. В связи с этим нами проведен анкетный опрос преподавателей вузов (п = 15), которые более 15 лет работают со студентами специального медицинского отделения.

Большинство (73,3 %) специалистов в основном практикуют традиционный подход к организации учебного процесса, только в отдельных случаях делая попытку дифференцировать средства оздоровительной физической культуры. Большие затруднения педагоги испытывали в методическом обеспечении учебного процесса, дифференцированном подборе средств с учетом заболеваний студентов.

Опрос специалистов показал, что в своей практике одни педагоги (53,3 %) распределяли студентов по уровням физической подготовленности, другие (33,3 %) - по состоянию соматического здоровья

Прирост,'

3 Девушки О Юноши

Динамика показателей соматического здоровья учащихся 1-5-го курсов специального медицинского отделения

и только отдельные (13,4 %) пытались реализовать тренировочные средства с учетом заболевания занимающихся. Они распределяли студентов на такие подгруппы: первая включала заболевания сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем: вторая - заболевания системы пищеварения, мочеполовой и эндокринной систем, органов зрения; третья - заболевания опорно-двигательного аппарата.

Для проверки данных материалов нами проводился однофакторный дисперсионный анализ. Интегральный показатель включал уровни состояния здоровья, физической подготовленности, физического развития.

Влияние ранее представленных частных факторов на изменение интегрального показателя студентов специального медицинского отделения показывает различную величину их значимости: проведение учебных занятий с учетом группы заболеваний -19,7 %, уровня соматического здоровья - 14,0 %, уровня физической подготовленности - 11,5 %.

Чтобы получить еще больший педагогический эффект, мы попытались интегрировать данные факторы: упражнения подбирались с учетом заболеваний, дозировка тренировочных средств осуществлялась с учетом уровня физической подготовленности обучающихся, а продолжительность выполнения серий упражнений была обусловлена уровнями соматического здоровья. Такая комбинация факторов позволяет повысить показатель дисперсионного анализа до 24,7 %.

В связи с этим мы попытались классифицировать показатели морфофункционального состояния, физической подготовленности и соматического здоровья с учетом группы заболеваний 194 студентов 1-го курса. 1-й курс нами был выбран для того, чтобы нивелировать значимость учебных занятий в вузе. У студентов-первокурсников с различными группами заболеваний показатели длины тела не различаются. Результаты массы тела достоверно отличались только у девушек первой и второй групп (6,5 %, р<0,05), а у юношей первой и третьей групп (4,8 %, р<0,05) и у юношей и девушек первой группы выявлены более высокие показатели САД, которые достоверно отличались от соответствующих характеристик обучающихся третьей группы и девушек второй группы.

Студенты, отнесенные ко второй группе заболеваний, имели лучшие показатели ЧСС в покое, достоверно отличающиеся от соответствующих результатов студентов первой группы. Юноши и девушки первой группы существенно уступали своим сверстникам второй и третьей групп. По результатам ЖЕЛ преимущество третьей группы очевидно по сравнению с аналогичными характеристиками студентов первой группы.

Результаты физической подготовленности студентов, отнесенных к различным группам заболеваний, различались менее выраженно (в сравнении с морфофункциональными показателями). Различия проявились в беговых тестовых заданиях [бег на 100 м,

№ 10 • 2014 Октябрь | ОйоЬег

21

бег на 3000 м (девушки - на 2000 м)]. По данным показателям, наиболее выражено различались результаты студентов первой и третьей групп (в основном однопроцентный уровень значимости).

Показатели прыжков в длину с места и подтягивания на перекладине (девушки - на низкой перекладине) у студентов различных групп существенно не различались, хотя и имели разные величины. Показатели соматического здоровья у данного контингента студентов также достоверно различались: существенно отличались соответствующие результаты первой и третьей групп.

Выводы. Результаты морфофункционального состояния, физической подготовленности и соматического здоровья студентов, отнесенных к различным группам заболеваний, существенно различаются по многим показателям и требуют дифференцированного подхода.

Литература

1. Вржесневский И.И. Оценка физических возможностей студентов в системе врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания специального отделения вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.И. Вржесневский. - Киев, 2011.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

2. Гоигорьева С А. Экспертная оценка координационных способностей, профессионально значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева // Уч. записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.

3. Жмыхова А.Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы на основе их морфофункциональных особенностей: дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Жмыхова. - М., 2010. - 219 с.

4. Румба О.Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: монография / О.Г. Румба. - Белгород: ЛитКараВан, 2011. -460 с.

References

1. Wrzhesnevsky, I.I. Assessment of physical capabilities of students in the system of medical-pedagogical monitoring in physical education of the special department of higher school: abstract of Ph.D. thesis / I.I. Wrzhesnevsky. - Kiev, 2011. (In Russian)

2. Grigor'eva, S.A. Expert evaluation of coordinating abilities, professionally important for bachelors in economy / S.A. Grigorieva // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta, 2011. - № 5 (75). - P. 4750. (In Russian)

3. Zhmykhova, A.Yu. Correctional orientation of physical training of students of special medical group based on their morphofunctional characteristics: Ph.D. thesis / A.Yu. Zhmykhova. - Moscow, 2010. - 219 P. (In Russian)

4. Rumba, O.G. System mechanisms regulating motor activity of students of special medical groups: monograph / O.G. Rumba. -Belgorod: LitKaraVan, 2011. - 460 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

Поступила в редакцию 12.04.2014 г.

УДК: 796.01:159.9

СЕНСО- И ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Аспирантка Е.С. Колесникова

Московский городской педагогический университет, Москва

Ключевые слова: сенсо- и психомоторные качества, диф-ференцировка мышечных усилий, двигательный потенциал.

Введение. Изучению роли сенсорных систем в воспитании дошкольников посвящено значительное количество исследований. Однако имеющийся в практической педагогике и психологии воспитания материал не затрагивает вопроса развития способности к различению мышечных усилий. В работах указывается, что сенсо- и психомоторные качества (СПК) являются важным компонентом системы физических качеств, необходимых для успешного освоения двигательных действий [1, 2].

Цель исследования - научное обоснование развития дифференцировок мышечных усилий как вида проявления сенсо- и психомоторных качеств.

Результаты исследования и их обсуждение. У детей 6-7 лет завершается интенсивный процесс созревания слухового, зрительного и двигательного анализаторов, их функции достигают уровня взрослых, поэтому педагогическое воздействие, направленное на развитие способности к дифференцированию мышечных усилий, даст положительный эффект, если его применять на физкультурных занятиях с детьми 6-7 лет.

Мониторинг структуры двигательных способностей у детей дошкольного возраста позволяет определить некоторые методические правила изучения их способностей дифференцировать мышечные усилия уже на начальном этапе сенсо-и психомоторной деятельности, обеспечивающем быстрое расширение двигательного потенциала ребёнка.

Основными из них могут быть:

• психомоторная задача по координационной сложности, которая должна быть предельно доступной для ребёнка и иметь достаточную мотивацию к её выполнению (используются формы естественных движений, игровой метод);

• условия выполнения двигательных действий при их определенной вариативности должны в полной мере определять срочную информацию о правильности (точности) их выполнения;

• регламентация внешних условий: пространственных, временных, сохранения равновесия и др. - позволяет ребенку ощутить степень напряжения активных (ведущих) групп мышц при выполнении двигательных действий и в результате принять адекватное решение к регламентированию мышечных усилий.

Выводы. Если учесть, что двигательная активность и физическая кондиция детей являются одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития психических качеств и физических способностей, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов, связанных с развитием сенсо- и психомоторных качеств и особенно способности ребёнка контролировать и регулировать мышечные усилия для качественного выполнения двигательных действий. Литература

1. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям / Ю.К. Гавердов-ский. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.

2. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. - М.: СпортАкадемПресс, 2003 - 303 с, ил.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 14.07.2014 г.

22

№ 10 • 2014 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.