УДК: 796.011
ХАРАКТЕРИСТИКА
физического развития, функционального состояния и физической подготовленности девушек-студенток с дефицитом массы тела
Е.В. Егорычева
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Волжский
CHARACTERISTIC OF PHYSICAL DEVELOPMENT, FUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS WITH WEIGHT DEFICIT
E.V. Egorycheva
Volga Polytechnic Institute (branch) of Volgograd State Technical University, Volzhskiy
Key words: weight deficit, female students, physical education classes. Studies in recent years show that in some universities up to 30-40% of all full-time students have the body mass deviation from the accepted norm. Despite the fact that body weight is one of the main indicators of human physical development, this important factor is practically disregarded in modern techniques of physical training in domestic universities. When organizing classes with students with weight deficit, it is important to consider whether the levels of physical development, physical and functional fitness are the same. Thus, we can conclude that weight deficit, and particularly the deficit of its muscular component, affects the majority of indicators of functional fitness and somatic health of these girls is at the below average level. It is due to the latter fact, such students train in a basic medical group and with rare exception - in additional one. Therefore, it is important to consider that the levels of physical health and functional fitness do not match in this group of students. That is, in terms of health they can perform strenuous physical loads, and in terms of functional systems - they cannot. And, as is known, the performance of physical exercises is ensured by functional systems. Therefore, the amount of training load should be not big at physical education classes with female students with weight deficit. Moreover, given that many considered indicators of physical development, physical and functional fitness are characterized by large fluctuations ranges from the average, an individual approach is required for students with weight deficit or differentiation into several subgroups as a last resort.
Ключевые слова: дефицит массы тела, девушки-студентки, занятия физической культурой.
Введение. Исследования последних лет показывают, что количество студентов дневной формы обучения, имеющих отклонение массы тела от принятой нормы, в некоторых вузах достигает 30-40 % от всех обучающихся [4, с. 4].
Несмотря на то что масса тела является одним из основных показателей физического развития человека, современные методики занятий физической культурой в отечественных вузах практически не придают значения этому важному фактору. При организации занятий со студентами, имеющими недостаток массы тела, очень важно учитывать, совпадают ли уровни их физического развития, физической и функциональной подготовленности.
Методика и организация исследования. Из обследованных 189 девушек и 205 юношей -студентов начальных курсов Волжского политехнического института у 72 было зафиксировано отклонение массы тела в сторону ее дефицита. Среди этих 72 человек оказалось 37 юношей (51,4 % от всей выборки) и 35 девушек (48,6 %). У всех студентов, имеющих отклонение массы тела в сторону дефицита, фиксировали показатели, характеризующие их физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность.
Для определения физического развития измеряли: длину тела (ростомер); массу тела (анализатор состава массы тела ТАМТА ВС-540); окружность грудной клетки (ОГК) и обхваты частей тела (сантиметровая лента); толщину жировых
складок (калипер); общую скорость форсированного выдоха - ОСФВ (нагрузочный спирометр). На основании полученных данных рассчитывали: абсолютное и процентное содержание жировой и мышечной ткани (по формулам Я. Матейко); ве-соростовой индекс (по формуле Кетле); показатель пропорциональности грудной клетки (индекс Эрисмана); жизненную емкость легких (ЖЕЛ) (по формуле ЖЕЛ (мл) = ОСФВ ( %) x норма ЖЕЛ (мл)/100) [7, с. 174].
Показатели физической подготовленности были получены в результате выполнения тестов: глубина наклона туловища из положения стоя; подтягивания на перекладине; жим штанги от груди лёжа; жим веса ногами из положения лёжа на спине на тренажере; тяга станового динамометра ДС-500; жим электронного ручного силомера BS - D706; челночный бег 3 х10 м; бег на дистанцию 1000 м [7, с. 174].
Показатели функциональной подготовленности включали определение частоты сердечных сокращений в покое (пальпаторно), артериального давления - АД (тонометр M2 Eco OMRON), времени задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), времени задержки дыхания на выдохе (проба Ген-ча); пробы с ходьбой (по В. Л. Карпману, З. Б. Бе-лоцерковскому), пробы Руфье. На основании полученных данных рассчитывали жизненный индекс и уровень здоровья по Г. Л. Апанасенко [7, с. 174]. Все показатели статистически анализировались.
Результаты исследования и их обсуждение. В табл. 1 представлены статистические данные показателей физического развития девушек с дефицитом массы тела.
Итак, средняя величина длины тела, или рост испытуемых, составила 164,18 см. Это соответствует средней статистической длине тела российских девушек, так как, по данным многочисленных исследований, она составляет 164 см.
При таком росте масса тела в норме у девушек 17-19 лет должна быть в пределах 64 кг (Индекс Брока-Бругша). Если же рассматривать норму массы тела исходя из типа телосложения, а в нашем случае из 35 девушек у 34 определен астенический тип, для таких студенток она составляет 53,56 кг [5, с. 38]. Иными словами, если величина роста у исследуемых студенток находится в пределах статистически средней величины, то масса их тела - ниже среднего уровня.
Однако средняя величина массы тела у данного контингента девушек была равна 49,76 кг, т. е. их средняя масса тела оказалась меньше нормы на 3,80 кг, или на 7,1%. При этом индивидуальное отклонение от нормы у исследуемых студенток составило от 4,2 до 9,0 кг.
Соответственно и весоростовой индекс Кетле исследуемой группы девушек отличается от нормы. Так, за норму этого индекса у девушек 17-19 лет принимают величину 325-375 г/см [1]. В нашем случае средняя величина весоростового индекса была равна 302,77 г/см.
Меньше нормы оказался и объем грудной клетки (ОГК). Если в норме для девушек 17-19 лет при росте 164-165 см ОГК составляет 84,9 см [5, с. 39], то у наших испытуемых средняя величина данного показателя меньше на 4,03 см, или на 4,8 %.
О том, что грудная клетка большинства девушек, имеющих дефицит массы тела, развита плохо, свидетельствует и отрицательное значение у них индекса Эрисмана - -1,22 см. В норме это значение должно быть положительным [7, с. 57]. Хотя по данному показателю однозначного мнения высказать нельзя, так как коэффициент вариации (V) при этом очень велик -279,5 %, что означает большую вариативность признака.
Средняя величина относительного содержания жировой ткани в организме девушек-студенток
Таблица 1. Статистические характеристики показателей физического развития студенток с дефицитом массы тела, п = 35
Показатели Х с m V
Длина тела, см 164,18 5,27 0,89 3,2
Масса тела, кг 49,76 5,19 0,88 10,4
Весоростовой индекс, г/см 302,77 26,66 4,51 8,8
Объем грудной клетки, см 80,87 3,41 0,58 4,2
Индекс Эрисмана, см -1,22 3,41 0,58 279,5
Абсолютное содержание жировой массы тела, кг 9,20 2,78 0,47 30,2
Относительное содержание жировой массы тела, % 18,32 4,51 0,76 24,6
Абсолютное содержание мышечной массы тела, кг 13,86 2,10 0,35 15,1
Относительное содержание мышечной массы тела, % 27,85 2,70 0,46 9,7
Общая скорость форсированного выдоха, л/с 240,14 45,04 7,61 18,8
Жизненная емкость легких, мл 2195,63 411,84 69,61 18,8
составила 18,32 %. Учитывая, что нормой данного показателя для девушек до 20 лет является диапазон от 14 до 21 % жировой ткани [2, с. 12], т. е. полученный исследовательский результат находится в этих пределах, можно констатировать, что дефицит массы тела данного контингента не определяется главным образом недостатком жировой ткани.
А вот относительное содержание мышечной ткани у девушек с дефицитом массы тела действительно меньше принятой нормы. Так, в исследуемой группе студенток средняя относительная величина мышечной ткани была зафиксирована в 27,85 %. Минимальной же допустимой границей этого показателя для девушек до 20 лет является величина 30,0 % [2, с. 14].
Таким образом, есть веские основания утверждать, что главным фактором, определяющим дефицит массы тела обследованных девушек-студенток в возрасте 17-19 лет является недостаток количества мышечной ткани.
Средняя величина ЖЕЛ девушек17-19 лет с ростом 164,18 см и массой тела 49,76 кг должна быть 3264 мл. На самом же деле этот показатель оказался намного меньше - 2195,63 мл. Это на 32,75 % меньше должной величины ЖЕЛ для данной группы исследуемых девушек.
В табл. 2 представлены статистические характеристики показателей физической подготовленности этих же студенток с недостаточной массой тела.
Несмотря на астеническое телосложение и недостаточность массы тела, у данной категории студенток средний показатель глубины наклона туловища, который характеризует гибкость, равен 8,49 см, что соответствует низкому уровню развития этой физической способности для девушек 17-20 лет, так как пороговая величина уровня составляет 10,0 см [8, с. 100].
То же можно сказать и о средней величине результата в беге на 500 м. Так, у студенток с дефицитом массы тела она равна 272,53 с, то есть
4 мин 32,54 с, что также соответствует низкому уровню развития выносливости [8, с. 100].
Обратная картина наблюдается в результативности челночного бега 3х10 м. Девушки с недостаточной массой тела в среднем показали в беге 9,24 с. Этот результат соответствует среднему уровню развития координационных способностей, границы которого определены как 9,5-8,3 с [8, с. 100].
Динамометрия сильнейшей руки у женщин в среднем должна составлять 48-50 % от их массы тела [3, с. 47]. Учитывая, что средняя величина массы тела у испытуемых студенток оказалась 49,76 кг, динамометрия у них должна быть на уровне 23,9-24,9 кг. На самом деле результаты оказались несколько лучше. Так, средняя величина динамометрии правой кисти была равна 27,96 кг, а левой - 25,67 кг. То есть недостаточность массы тела, и особенно мышечной массы, не повлияла на результаты кистевой динамометрии. Как известно, при выполнении данного теста мышцы - сгибатели кисти выполняют физическую работу в статическом режиме сокращения.
Становая динамометрия, которая в большей мере характеризует статическую силу мышц -разгибателей туловища и ног, у студенток с дефицитом массы тела равна в среднем 60,40 кг. Специалисты отмечают, что пороговым значением низкого уровня развития силы указанных мышц является величина, равная 125 % от собственного веса человека. В нашем случае у испытуемых девушек становая динамометрия в среднем составила 121,4 %. Это чуть ниже тех показателей, которые принято считать границей нормы [3, с. 47]. Таким образом, недостаток мышечной массы у девушек существенно не влияет на силовые способности мышц - разгибателей туловища и ног, проявляемые в статическом режиме сокращения.
В жиме руками девушки с недостаточной массой тела в среднем показали результат 29,57 кг, что составляет 59,4 % от их среднего веса. Это
Таблица 2. Статистические характеристики показателей физической подготовленности студенток, имеющих дефицит массы тела, п = 35
Показатели Х с т V
Глубина наклона туловища, см 8,49 10,34 1,75 121,8
Бег на 500 м, с 148,54 27,78 4,70 18,7
Челночный бег 3х10 м, с 9,24 0,59 0,10 6,40
Сила правой кисти, кг 27,96 4,28 0,72 15,3
Сила левой кисти, кг 25,67 3,57 0,90 13,9
Становая динамометрия, кг 60,40 12,50 2,11 20,7
Жим штанги лежа от груди, кг 29,57 5,46 0,92 18,5
Жим штанги лежа ногами, кг 59,93 21,86 3,7 36,5
Отжимания от гимнастической скамьи, раз 11,57 7,64 1,29 66,0
соответствует среднему уровню развития силовых способностей. А вот в жиме ногами у данных студенток средний показатель составил 120 % от средней массы тела, что соответствует высокому уровню развития силы. Таким образом, недостаточная масса мышечной ткани у девушек не влияет на проявление максимальной динамической силы.
Средняя величина отжиманий от гимнастической скамьи у девушек с недостаточной массой тела составила 11,57 раза. Это значительно хуже низкого уровня развития силовых способностей, так как его пороговая величина для студенток 17-20 лет составляет 20 раз [8, с. 100].
Следовательно, можно утверждать, что дефицит мышечной массы у девушек 17-19 лет не влияет негативно на показатели динамической и статической максимальной силы, однако динамическая силовая выносливость у таких студенток очень низкая.
Анализ данных показал, что частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое в положении сидя у девушек-студенток с дефицитом массы тела в среднем равняется 77,43 уд/мин. У здоровых девушек этого возраста ЧСС в покое должна быть в пределах 60-75 уд/мин. У наших испытуемых зафиксированное среднее значение ЧСС несколько превышает нижнюю границу принятой нормы, но это во многом объясняется естественным эмоциональным состоянием девушек в момент исследований на учебных занятиях физической культурой.
При выполнении функциональной пробы Ру-фье студентки с дефицитом массы тела в среднем показали результат, равный 15,19 условных единиц. Данный показатель оценивается как плохой и характеризуется как «сердечная недостаточность сильной степени» [6. с. 128].
Жизненный индекс (ЖИ) у молодых девушек в среднем должен быть не менее 50 мл/кг [5, с. 40]. У студенток с недостаточной массой тела ЖИ равен 44,11 мл/кг. Это на 11,8 % хуже принятой нормы.
Тем не менее соматическое здоровье данных студенток, по экспертной оценке Г. Л. Апанасен-ко, находится на уровне ниже среднего, а не низкого. Так как средняя величина данного показателя составила у них 8,17 условных единиц. Однако диапазон отклонений от средней величины достаточно большой: о = 3,77; V = 46,1 %.
Заключение. Дефицит массы тела, и особенно его мышечного компонента, негативно влияет на большинство показателей функциональной подготовленности, а соматическое здоровье таких девушек соответствует уровню ниже
среднего. Именно из-за последнего факта такие студентки занимаются в основной медицинской группе и за редким исключением - в дополнительной. Поэтому очень важно учитывать, что у такого контингента студенток уровень соматического здоровья и уровень функциональной подготовленности не совпадают. Иными словами, по показателям здоровья они могут выполнять большие физические нагрузки, а по состоянию функциональных систем - нет. А, как известно, именно функциональные системы и обеспечивают выполнение физической нагрузки. Поэтому на занятиях физической культурой со студентками, имеющими недостаточную массу тела, величина тренировочной нагрузки должна быть небольшой. К тому же, учитывая, что многим рассмотренным показателям физического развития, физической и функциональной подготовленности свойственны большие диапазоны колебаний от средней величины, к студенткам с дефицитом массы тела необходим индивидуальный подход, или, в крайнем случае, дифференцировка на несколько подгрупп.
Литература
1. Адамович Э.А. Оценка физического развития студентов гуманитарных и технических вузов / Э.А. Адамович, В.И. Листоч-кин // Теория и практика физ. культуры. - 1976. - № 5. - С. 51-56.
2. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: учеб. пособие / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 232 с.
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 1999. - 479 с.
4. Егорычева Е.В. Исследование отклонений массы тела у современной студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 4. - C. 1-6. - URL: http://sisp. nkras.ru/issues/2011/4/egorycheva.pdf.
5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.
6. Макарова Г.А. Медицинский справочник тренера / Г.А. Макарова, С.А. Локтев. - М.: Советский спорт, 2006. - 586 с.
References
1. Adamovich, E.A. Evaluation of physical development of students in humanities and technical universities / E.A. Adamovich, V.I. Listochkin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1976. - № 5. - P. 51-56. (In Russian)
2. Dorokhov, R.N., Guba, VP. Sport morphology: study guide. -Мoscow: SportAkademPress, 2002. - 232 P. (In Russian)
3. Dubrovsky, V.I. Sports medicine: textbook for university students / V.I. Dubrovsky. - Мoscow: Vlados, 1999. - 479 P. (In Russian)
4. Egorycheva, E.V. The study of abnormalities in body weight in today's young students [electronic resource] / E.V. Egorycheva, S.V. Musina // Sovremennye islledovaniya sotsial'nykh problem. - 2011. - № 4. - P. 1-6. - URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4Z egorycheva.pdf. (In Russian)
5. Landa, B.Kh. The methodology of integrated assessment of physical development and physical fitness: study guide / B.Kh. Landa. - Мoscow Sovetsky sport, 2008. - 244 P. (In Russian)
6. Makarova, G.A. Trainer's medical guide / G.A. Makarova, S.A. Loktev. - Мoscow: Sovetsky sport, 2006. - 586 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 05.04.2014 г.