УДК 373.5.016:796.88
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ ШКОЛЬНИКОВ
DYNAMICS OF THE QUALITATIVE INDICES IN MASTERING KNOWLEDGE AND METHODOLOGICAL SKILLS ON PHYSICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN INVOLVED IN KETTLEBELL LIFTING
В. П. Симень V. P. Simen
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что реализация разработанной нами экспериментальной учебной программы физического воспитания учащихся ступени основного общего образования на основе углубленного изучения гиревого спорта приводит к положительной динамике качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура».
Abstract. It is stated that the implementation of the experimental educational programme on physical training of schoolchildren with the help of kettlebell lifting results in the positive dynamics of the quality of schoolchildren’s mastering the knowledge and methodological skills on Physical Training in comprehensive secondary school education system.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, экспериментальная учебная программа, усвоение знаний, методические умения, физическая культура.
Keywords: physical education of schoolchildren, experimental educational programme, mastering knowledge, methodological skills, physical training.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время синтез, апробация и внедрение научно обоснованных нетрадиционных систем физических упражнений является актуальной проблемой совершенствования физического воспитания учащихся ступени основного общего образования.
В этой связи целью нашей работы явилось определение динамики показателей качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура» у занимающихся гиревым спортом школьников.
Материал и методика исследований. В исследовании был использован комплекс теоретических (анализ государственных образовательных стандартов, учебнометодических материалов по физической культуре), эмпирических методов (наблюдение, тестирование, эксперимент), методов количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Результаты исследований и их обсуждение. С целью совершенствования системы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений был использован процесс углубленного изучения гиревого спорта в физическом воспитании школьников, новизна экспериментальной учебной программы которого заключается в следующем:
I. Целью обучения школьников в образовательной области «Физическая культура» выступает формирование физической культуры личности, которое обеспечивается через решение системы взаимосвязанных задач, таких как: 1) формирование осознанного и действенного интереса к занятиям гиревым спортом; 2) вооружение знаниями, необходимыми для творческого управления своей физкультурно-спортивной деятельностью, в том числе и в области гиревого спорта; 3) вооружение на уровне умений способами физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и в области гиревого спорта, с учетом своих потребностей, способностей и конкретных условий; 4) сохранение и укрепление здоровья; 5) развитие физических качеств; 6) совершенствование функциональных возможностей организма.
II. С учетом того, что содержание образования включает в себя в качестве необходимых и достаточных четыре взаимосвязанных структурных элемента: положительное эмоционально-ценностное отношение, знания, умения (способы деятельности) и опыт творческой деятельности, нами выделены в содержании учебной программы три раздела: 1) знания; 2) умения (владение способами деятельности); 3) физические качества. Знания условно подразделяются на три группы: теоретические, практические и методические. Теоретические знания в области физической культуры, в свою очередь, включают в себя знания о физической культуре как части общечеловеческой культуры (социокультурные знания), знания о человеке как субъекте физической культуры (психологические, физиологические и анатомические). Практические знания отражают сведения о требованиях к правильному и точному выполнению изучаемых физических упражнений. Методические знания содержат информацию о том, как правильно строить занятия физическими упражнениями, чтобы достичь желаемого эффекта. Умения подразделяются на две группы: умения и навыки выполнения физических упражнений (двигательные умения и навыки) и умения управлять своей физкультурно-спортивной деятельностью (методические умения). В разделе «Физические качества» содержится учебный материал, направленный на развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых качеств, координационных способностей (ловкости), гибкости и общей выносливости.
III. В соответствии со спецификой сформулированных в учебной программе задач физического воспитания в содержании программного материала выделены два взаимосвязанных компонента: базовый и вариативный. Базовый компонент соответствует требованиям государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативный (дифференцированный) компонент обусловлен необходимостью учета индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов учащихся, в том числе и к занятиям гиревым спортом. Поэтому разделы «Знания» и «Умения» включают в свое содержание, наряду с базовым учебным материалом, общим для всех учащихся, теоретические, практические и методические знания, практические и методические умения в области гиревого спорта.
IV. Заключительным разделом учебной программы, который выступает в роли конкретного целевого ориентира образовательного процесса, является раздел «Требования к качеству усвоения учебного материала», дифференцированный по годам обучения, что
создает условия для более оперативного управления образовательным процессом. В соответствии с задачами физического воспитания в данном разделе выделены требования к: 1) качеству усвоения теоретических, практических и методических знаний; 2) качеству усвоения практических и методических умений; 3) уровню развития физических качеств.
Для эффективности функционирования данной экспериментальной учебной программы нами выделены десять основных педагогических условий: 1) свободный выбор каждым учащимся вида физических упражнений в соответствии с индивидуальным своеобразием своих физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей; 2) включение в содержание физического воспитания соревновательной деятельности по избранному учащимися гиревому виду спорта; 3) образовательная направленность физического воспитания; 4) единство базового и вариативного направлений физического воспитания; 5) реализация принципа обобщения в обучении двигательным действиям, составляющим содержание избранного учащимися вида спорта - гиревого; 6) формирование у учащихся полноценной ориентировочной основы разучиваемых технических приемов; 7) включение в содержание физического воспитания школьников уточненной и усовершенствованной современной терминологии гиревого спорта; 8) реализация выявленной прогностичности специальных физических качеств гиревиков и методики их оценки; 9) реализация структурированной классификации упражнений в гиревом спорте с учетом их иерархической взаимосвязи от общего к частному; 10) реализация выделенных с учетом специфики гиревого спорта методов и методических приемов спортивной тренировки.
Для обоснования эффективности практической реализации экспериментальной учебной программы физического воспитания школьников на основе углубленного изучения гиревого спорта с учетом выделенных нами педагогических условий был проведен трехлетний формирующий педагогический эксперимент (сентябрь 2008 г. - май 2011 г.) в двух средних общеобразовательных школах Чувашской Республики (Среднекибечской и Сугутской СОШ Канашского и Батыревкского районов соответственно), в котором приняли участие мальчики 5-7 классов. На базе Среднекибечской СОШ была укомплектована экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 12 человек, на базе Сугутской СОШ -контрольная группа (КГ), в которой в начале эксперимента занимались 13 человек, в шестом классе (второй год эксперимента) выбыл один человек. Организация процесса физического воспитания учащихся контрольной и экспериментальной групп была описана нами ранее в работе [1].
В начале педагогического эксперимента (сентябрь 2008 г.), после первого года (сентябрь 2009 г.), второго года (сентябрь 2010 г.) и по окончании эксперимента (май 2011 г.) у испытуемых обеих групп определялись показатели качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура».
Качество усвоения знаний по предмету «Физическая культура» оценивалось в начале эксперимента, после первого и второго года обучения с помощью разработанных нами банков из 10 тестовых заданий первого уровня усвоения с выборочным вариантом ответа, содержание которых соответствовало изученному учащимися программному материалу. Качество усвоения знаний по окончании эксперимента оценивалось с помощью банка из 50 тестовых заданий, разработанных Н. Н. Чесноковым и А. А. Красниковым [2]. Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл. Сумма баллов, набранная испытуемым по результатам выполнения тестовых заданий, рассматривалась как показатель качества усвоения знаний по физической культуре.
Качество усвоения методических умений по предмету «Физическая культура» оценивалось на основе результатов выполнения испытуемыми методических заданий. После первого года обучения испытуемым предлагалось выполнить задание «Разработать комплекс из 10 упражнений для утренней гигиенической гимнастики», после второго года - задание «Разработать комплекс из 10 упражнений для развития гибкости», после третьего года обучения - задание «Разработать комплекс из 10 упражнений для развития силы всех мышечных групп». Качество выполнения задания оценивалось по следующим критериям: полнота и точность подбора упражнений: каждое упражнение, соответствующее поставленной задаче, оценивалось в 0,5 балла (максимальная сумма баллов составляла 5 баллов); оптимальность дозировки количества повторений: каждое упражнение с правильной дозировкой количества повторений оценивалось в 0,3 балла (максимальная сумма баллов составляла 3 балла); оптимальная последовательность расположения упражнений в составе комплекса выполнения (при соблюдении методических требований к последовательности выполнения упражнений комплекса к общей оценке суммировалось 2 балла, при незначительных ошибках - 1 балл). Следовательно, максимальная сумма баллов за выполнение каждого методического задания равнялась 10 баллам.
Сравнительный анализ среднегрупповых значений показателей испытуемых контрольной и экспериментальной групп проводился с применением параметрического критерия ^Стьюдента.
Сравнительные результаты исходных значений, приведенных в табл. 1, показывают, что в начале эксперимента испытуемые обеих групп были относительно однородными в отношении качества усвоения знаний по предмету «Физическая культура».
Таблица 1
Динамика показателей качества усвоения знаний по предмету «Физическая культура» испытуемыми контрольной и экспериментальной групп (Х±8)
Сроки тестирования Г руппы испытуемых Показатели качества усвоения знаний, баллы
Начало эксперимента КГ, п=12 5,13±2,10
ЭГ, п=13 5,42±2,57
Достоверность, Р > 0,05
1-й год эксперимента КГ, п=12 5,76±2,11
ЭГ, п=13 7,61±1,65
Достоверность, Р < 0,05
2-й год эксперимента КГ, п=12 6,15±2,34
ЭГ, п=12 8,49±1,27
Достоверность, Р < 0,01
Конец эксперимента КГ, п=12 22,41±7,63
ЭГ, п=12 34,27±5,89
Достоверность, Р < 0,001
После первого года занятий испытуемые ЭГ лучше справились с тестовыми заданиями: они правильно ответили, набрав в среднем 7,61 балла по 10 предложенным при тестировании заданиям. Этот показатель у испытуемых КГ составил в среднем 5,76 балла.
После второго года обучения преимущество испытуемых ЭГ стало еще более значимым: 8,49 против 6,15 балла у испытуемых КГ (Р < 0,01).
Заключительное тестирование знаний по окончании эксперимента показало, что испытуемые КГ выполнили правильно задания (43,19 %), набрав в среднем только 22,41 балла, что говорит об относительно низком качестве усвоения учебного материала. Наряду с этим у испытуемых ЭГ этот показатель составил в среднем 34,27, что составило 67,02 %.
В табл. 2 приведены показатели качества усвоения испытуемыми КГ и ЭГ методических умений. Установлено, что испытуемые ЭГ лучше справились с методическими заданиями: после первого года обучения их преимущество составило 1,79 балла, после второго года - 1,83 балла, в конце эксперимента - 2,11 балла. Различия во всех трех случаях статистически достоверны.
Таблица 2
Динамика показателей качества усвоения методических умений по предмету «Физическая культура» испытуемыми контрольной и экспериментальной групп (Х±8)
Сроки тестирования Г руппы испытуемых Показатели качества усвоения методических умений, баллы
1-й год эксперимента КГ, п=12 5,02±2,15
ЭГ, п=13 6,81±2,08
Достоверность, Р < 0.01
2-й год эксперимента КГ, п=12 5,56±2,74
ЭГ, п=12 7,39±1,53
Достоверность, Р < 0.01
Конец эксперимента КГ, п=12 6,01±2,43
ЭГ, п=12 8,12±1,20
Достоверность, Р < 0.001
Преимущество испытуемых ЭГ в знаниях и методических умениях объясняется реализацией в процессе физического воспитания школьников образовательной направленности. Теоретические и методические знания сообщались учащимся не только на уроках физической культуры с двигательным содержанием, но и на уроках физической культуры, проводимых в форме академического занятия. Формирование методических умений осуществлялось на уроках физической культуры методической направленности.
Резюме. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов на основе реализации разработанной нами экспериментальной учебной программы обеспечивает существенное повышение качества усвоения знаний и методических умений по предмету «Физическая культура».
ЛИТЕРАТУРА
1. Симень, В. П. Динамика показателей качества усвоения знаний и двигательных умений выполнения технических приемов гиревого спорта у школьников / В. П. Симень // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72). Ч. 2. - С. 145-151.
2. Чесноков, Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре : учебно-методическое пособие / Н. Н. Чесноков, А. А. Красников. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 85 с.