УДК 373.5.037.1:796.88
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ГИРЕВОГО СПОРТА У ШКОЛЬНИКОВ
DYNAMICS OF THE QUALITATIVE INDICES OF SCHOOLCHILDREN'S MASTERING THE KNOWLEDGE AND MOTOR SKILLS FOR KETTLEBELL LIFTING TECHNIQUE
В. П. Симень V. P. Simen
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что реализация разработанной нами экспериментальной учебной программы физического воспитания школьников с применением гиревого спорта приводит к положительной динамике качества усвоения знаний и двигательных умений выполнения технических приемов гиревого спорта у учащихся ступени основного общего образования.
Abstract. It is established that the realization of the experimental study program of the physical education of schoolchildren with the help of kettlebell lifting results in the positive dynamics of the quality of schoolchildren's mastering the knowledge and motor skills for kettlebell lifting technique in the comprehensive secondary school education system.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, экспериментальная учебная программа, усвоение знаний, двигательные умения, технический прием, гиревой спорт.
Keywords: physical education of schoolchildren, experimental study program, mastering knowledge, motor skills, technique, kettlebell lifting.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях синтез, апробация и внедрение новых нетрадиционных систем физических упражнений является актуальной проблемой совершенствования системы физического воспитания учащихся ступени основного общего образования. В этой связи целью нашей работы явилось определение динамики показателей качества усвоения знаний и двигательных умений выполнения технических приемов гиревого спорта у школьников.
Материал и методика исследований. В качестве совершенствования системы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений был использован процесс применения гиревого спорта в физическом воспитании школьников, экспериментальная учебная программа которого была описана нами ранее в работе [7], а теоретическая модель технической подготовки гиревиков - в издании [4].
Качество усвоения знаний ориентировочной основы разучиваемых технических приемов определяли с помощью разработанной нами системы тестовых заданий первого [5] и второго уровней [6]. Задания первого уровня включали в себя вопросы с 3 вариан-
тами ответов. Испытуемые должны были выбрать правильный ответ. Правильно выполненное задание оценивалось в один балл. Всего предлагалось 10 заданий первого уровня, соответствующих содержанию изученного материала.
Задания второго уровня предполагали самостоятельное формулирование ответа на поставленный вопрос. Испытуемые выполняли два вида тестовых заданий.
Первый вид применялся для оценки полноты и точности знаний. Испытуемым предлагалось описать ориентировочную основу следующих отдельных технических приемов гиревого спорта: полный цикл рывка, подъем двух гирь на грудь, подъем гирь от груди, опускание гирь на грудь и в вис-замах.
Качество усвоения ориентировочной основы отдельного технического приема определялось следующим образом. Полный и правильный ответ оценивался в 10 баллов. Если испытуемый не отразил при описании какую-либо «опорную точку», то из 10 баллов вычиталось определенное количество баллов. «Удельный вес» каждой опорной точки определялся нами заранее на основе учета ее значимости для решения двигательной задачи. Например, испытуемый получал тестовое задание описать технику выполнения подъема гирь на грудь в толчковом упражнении. Ориентировочная основа данного технического приема включает 5 опорных точек: «старт», «замах», «тяга», «подрыв», «фиксация в нижнем положении».
Качество выполнения задания определялось с помощью разработанных нами таблиц, в которых отражалась значимость опорных точек для правильного выполнения технического приема. Например, табл. 1.
Таблица 1
Шкала оценки значимости опорных точек для правильного выполнения подъема гирь на грудь
Оценка значимости опорных точек в баллах
Старт Замах Тяга Подрыв Фиксация в нижнем положении
2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
Согнутые в коленях ноги врозь, разворот носков естественный, туловище наклонено вперед, спина прямая с незначительным прогибом в пояснице, руки вперед, гири впереди ступней на расстоянии 15-30 см, душки направлены перпендикулярно спортсмену, захват за душек сверху Разгибанием ног в коленном и тазобедренном суставах гири отрываются от помоста и отводятся вверх-назад между ног Разгибанием ног и спины гири движутся вниз-вперед На обратном движении, когда гири доходят до вертикали, ноги выпрямляются в коленном и тазобедренном суставах, таз подается вперед, спортсмен резко поднимается на носки. Руки остаются прямыми, плечевой пояс приподнимается вверх-назад Спина округлая, вес тела на стопах, согнутые руки касаются локтевыми суставами подвздошных костей, гири на плечах и предплечьях, душки гирь на ладонях ближе к лучезапястным суставам, ладони развернуты вовнутрь ближе друг к другу
Предположим, испытуемый не указал, что в опорной точке «подрыв» руки остаются прямыми, - это приводит к снижению оценки на один балл; не отразил в описании, что в опорной точке «фиксация в нижнем положении» душки гирь на ладонях ближе к луче-запястным суставам, - приводит к снижению оценки еще на один балл; не указал, что в опорной точке «старт» спина прямая, с незначительным прогибом в пояснице, что приво-
дит к снижению общей оценки еще на один балл. Следовательно, из 10 баллов вычитается 3 балла и итоговая оценка качества усвоения ориентировочной основы подъема гирь на грудь составляет 7 баллов.
Второй вид тестовых заданий был направлен на оценку степени обобщенности знаний испытуемыми техники гиревого спорта. Испытуемым по окончании эксперимента предлагалось определить, какие элементы являются общими для сравниваемых технических приемов? Всего предлагалось 10 тестовых заданий. Каждый выделенный испытуемым общий для сравниваемых технических приемов элемент оценивался в один балл. Учитывалась сумма баллов, набранных испытуемым при выполнении 10 тестовых заданий.
Оценивание качества усвоения двигательных умений выполнения технических приемов гиревого спорта осуществлялось по разработанной нами системе оценок технической подготовленности гиревиков: рывка - по 6-балльной шкале; толчка по короткому и длинному циклам - по 9-балльной шкале: за правильное исполнение подъема двух гирь на грудь давалось 4,5 балла, подъема гирь от груди - 2,5 балла, опускания гирь на грудь и в вис-замах - 2,0 балла [5].
Сравнительный анализ среднегрупповых значений показателей испытуемых контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп проводились с применением параметрического критерия ^Стьюдента.
Результаты исследований и их обсуждение. Для обоснования эффективности практической реализации экспериментальной учебной программы физического воспитания школьников на основе применения гиревого спорта с учетом выделенных нами педагогических условий был проведен трехлетний формирующий педагогический эксперимент (сентябрь 2008 г. - май 2011 г.).
Он проводился в рамках научно-исследовательской «Концепции эксперимента по совершенствованию структуры и содержания физической культуры в общеобразовательном учреждении Чувашской Республики». Научно-методическое сопровождение эксперимента осуществлял автор настоящей работы под консультированием доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Г. Л. Драндрова.
Коллективом ученых в соответствии с вышеназванной Концепцией в общеобразовательном учреждении Чувашской Республики был разработан «Образовательный стандарт содержания предмета "Физическая культура"» [2]. Автором настоящей работы на основе содержания этого стандарта была составлена экспериментальная учебная программа физического воспитания учащихся ступени основного общего образования на основе применения гиревого спорта.
В педагогическом эксперименте приняли участие две группы мальчиков, обучающихся на момент начала эксперимента в 5 классе двух средних общеобразовательных школ Чувашской Республики (Чагасьской и Тобурдановской СОШ Канашского района), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. На базе Чагасьской средней общеобразовательной школы была укомплектована ЭГ, на базе Тобурдановской средней общеобразовательной школы - КГ.
Комплектование КГ и ЭГ испытуемых осуществлялось из учащихся классов одной параллели с учетом интересов занимающихся к гиревому спорту. В КГ в начале эксперимента занималось 13 человек, в шестом классе (второй год эксперимента) выбыли 3 человека, в седьмом классе (третий год эксперимента) - еще один человек. В ЭГ количество испытуемых по годам эксперимента составило 11, 10 и 9 человек соответственно.
Физическое воспитание испытуемых КГ осуществлялось в урочной и внеурочной формах организации учебной деятельности. На уроках физической культуры (по три урока в неделю) они осваивали учебный материал предмета «Физическая культура» на основе содержания «Комплексной учебной программы физического воспитания учащихся 1-Х1 классов», разработанной В. И. Ляхом и А. А. Зданевичем [3]. Изучение физической культуры испытуемыми осуществлялось в составе своих школьных классов. Учебные занятия проводились учителями физической культуры.
Во второй половине дня испытуемые КГ занимались гиревым спортом два раза в неделю в составе учебно-тренировочной группы под руководством тренера по гиревому спорту на основе содержания «Учебной программы по гиревому спорту для секций коллективов физической культуры и спортивных клубов» [1].
Учебный процесс на уроках физической культуры и учебно-тренировочный процесс по гиревому спорту во внеурочное время в КГ осуществлялись в рамках традиционных подходов к их содержательному, методическому и организационному обеспечению.
Испытуемые ЭГ имели возможность заниматься в составе одной и той же группы не только во внеурочное время, но и на уроках физической культуры в рамках школьного расписания. В организационном плане это стало возможным через: 1) комплектование из учащихся одной параллели учебных групп с учетом физкультурно-спортивных интересов учащихся; 2) постановку уроков физической культуры в классах одной параллели в одно и то же время.
Физическое воспитание учащихся ЭГ осуществлялось на основе разработанной нами учебной программы с применением гиревого спорта с учетом комплекса педагогических условий, таких как: свободный выбор учащимися вида систем физических упражнений в соответствии с индивидуальным своеобразием своих физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей; включение в содержание физического воспитания соревновательной деятельности по избранному учащимися виду спорта; образовательная направленность физического воспитания; единство базового и вариативного направлений физического воспитания; реализация принципа обобщения в обучении двигательным действиям, составляющим содержание избранного учащимися вида спорта - гиревого; формирование у учащихся полноценной ориентировочной основы разучиваемых технических приемов.
Учебные занятия с учащимися ЭГ в урочной форме и во второй половине дня во внеурочной форме проводились учителем физической культуры высшей категории, обладающим высоким уровнем профессиональной компетентности в области гиревого спорта.
Чагасьская и Тобурдановская средние общеобразовательные школы, выступившие в качестве базы для проведения педагогического эксперимента, располагали спортивными залами, открытыми водоемами для плавания, спортивными площадками, спортивным оборудованием и инвентарем, достаточными для эффективного решения задач физического воспитания учащихся. В обеих школах преподавание физической культуры осуществлялось учителями физической культуры, имеющими базовое педагогическое образование и большой опыт профессионально-педагогической деятельности.
В начале педагогического эксперимента (сентябрь 2008 г.), после первого года (сентябрь 2009 г.), второго года (сентябрь 2010 г.) и по окончании эксперимента (май 2011 г.) у испытуемых обеих групп определялись показатели качества усвоения знаний и двигательных умений выполнения технических приемов гиревого спорта.
После первого года обучения у испытуемых обеих групп оценивалось качество усвоения знаний и двигательных умений выполнения полного цикла рывка, который состоит из таких приемов, как подъем гири вверх над головой и опускание ее в вис-замах или на помост.
После второго года обучения оценивалось качество усвоения знаний и двигательных умений выполнения толчкового упражнения, состоящего из таких приемов, как подъем гирь на грудь, подъем гирь от груди, опускание гирь на грудь и опускание гирь в вис-замах.
После третьего года обучения оценивалось качество усвоения знаний и двигательных умений выполнения всех технических приемов рывкового и толчкового упражнений.
Оценивание качества усвоения знаний осуществлялось по 10-балльной шкале, оценивание качества усвоения двигательных умений: рывка - по 6-балльной шкале; толчковых упражнений - по 9-балльной шкале.
В табл. 2 приведены показатели качества усвоения испытуемыми знаний способов выполнения разучиваемых ими технических приемов гиревого спорта.
Установлено, что испытуемые ЭГ после первого года обучения имели более высокие показатели качества усвоения знаний ориентировочной основы изученного ими технического приема - полного цикла рывка. Они безошибочно выполнили в среднем 8,13 задания из 10 возможных. Аналогичный показатель у испытуемых КГ составил 4,82 балла. Различия статистически достоверны.
Таблица 2
Динамика показателей качества усвоения знаний технических приемов гиревого спорта испытуемыми контрольной и экспериментальной групп (Х±8)
Сроки тестирования Технические приемы Группы испытуемых Показатели качества усвоения знаний, баллы
1-й год эксперимента Полный цикл рывка КГ 4,82±2,91
ЭГ 8,13±1,92
Достоверность, Р < 0.001
2-й год эксперимента Подъем двух гирь на грудь КГ 5,17±2,14
ЭГ 8,01±1,37
Достоверность, Р < 0.001
Подъем гирь от груди КГ 5,06±2,12
ЭГ 7,84±1,82
Достоверность, Р < 0.001
Опускание гирь на грудь и в вис-замах КГ 6,05±2,32
ЭГ 8,26±1,23
Достоверность, Р < 0.001
Конец эксперимента Все технические приемы КГ 5,76±2,44
ЭГ 8,85±2,17
Достоверность, Р < 0.001
После второго года обучения испытуемые ЭГ также имели преимущество в знаниях способов выполнения еще трех изученных за этот год технических приемов: подъема гирь на грудь, подъема гирь от груди и опускания их на грудь и в вис-замах (8,01, 7,84 и 8,26 балла против 5,17, 5,06 и 6,05 балла у испытуемых контрольной группы). Различия статистически достоверны.
По окончании эксперимента сравнивались показатели качества усвоения ориентировочной основы всех изученных учащимися технических приемов рывкового и толчкового упражнений гиревого спорта. Выявлено, что испытуемые ЭГ обладали достоверно лучшими результатами: они набрали в среднем 8,85 балла, в то время как у испытуемых КГ средний показатель качества усвоения знаний составил 5,76 балла.
Мы полагаем, что наблюдаемое нами преимущество испытуемых ЭГ обусловлено тем, что обучение техническим приемам проводилось при условии предварительного формирования их полноценной ориентировочной основы с выделением фаз двигательного действия и основных опорных точек в пределах каждой фазы, на которые ориентировалось внимание обучаемых при его выполнении.
Второй вид тестовых заданий был направлен на оценку степени обобщенности знаний испытуемыми техники гиревого спорта.
Установлено, что испытуемые ЭГ выявили в сравниваемых технических приемах в среднем 9,28±3,45 общих элементов. Для испытуемых КГ эта задача оказалась трудно выполнимой: они выявили в среднем только 4,27±2,61 общих элементов.
Полученные данные говорят о том, что обучение технике гиревого спорта как целостной системе движений, осуществленное нами в ЭГ, позволило сформировать у учащихся знания о том, что изучаемые ими технические приемы гиревого спорта не только отличаются между собой, но и являются в чем-то одинаковыми по своему двигательному содержанию. Знание структурно-логических связей между техническими приемами позволяет осуществлять сознательный положительный перенос сформированного двигательного опыта на построение учащимися относительно новых двигательных действий.
В табл. 3 приведены показатели качества усвоения технических приемов испытуемыми обеих групп.
Таблица 3
Динамика показателей качества усвоения технических приемов гиревого спорта испытуемыми контрольной и экспериментальной групп (Х±8)
Сроки тестирования Технические приемы Группы испытуемых Показатели качества усвоения технических приемов, баллы
1-й год эксперимента Полный цикл рывка КГ 3,41±2,54
ЭГ 5,78±1,66
Достоверность, Р < 0.001
2-й год эксперимента Подъем двух гирь на грудь КГ 2,13±2,71
ЭГ 4,26±1,26
Достоверность, Р < 0.001
Подъем гирь от груди КГ 0,78±2,12
ЭГ 2,49±1,25
Достоверность, Р < 0.01
Опускание гирь на грудь и в вис-замах КГ 0,95±1,83
ЭГ 2,00±1,13
Достоверность, Р < 0.01
Конец эксперимента Все технические приемы КГ 8,92±2,42
ЭГ 14,55±1,36
Достоверность, Р < 0.001
Сравнительный анализ полученных данных позволяет говорить о том, что испытуемые ЭГ обладали не только высокими показателями качества усвоения знаний ориентировочной основы разучиваемых технических приемов гиревого спорта, но и допускали значительно меньше двигательных ошибок при их выполнении во время тестирования. В частности, после первого года обучения они лучше справились с заданиями на правильное выполнение полного цикла рывкового упражнения гиревого спорта. Их оценки составили 5,78 балла. У испытуемых КГ эти оценки значительно ниже - 3,41 балла.
Те же закономерности наблюдались и по окончании второго года обучения - испытуемые ЭГ лучше справились с заданиями на правильное выполнение подъема двух гирь двумя руками на грудь, подъема двух гирь от груди и опускания гирь на грудь и в вис-замах. Они получили соответственно 4,26, 2,49 и 2,00 балла против 2,13, 0,78 и 0,95 балла у испытуемых КГ.
Средняя оценка качества практического усвоения всех технических приемов испытуемых ЭГ по окончании педагогического эксперимента достоверно выше (14,55 балла), чем у испытуемых КГ (8,92 балла).
Резюме. Обобщая результаты исследования качества усвоения учебного материала по гиревому спорту, можно заключить, что обучение технике гиревого спорта на основе усвоения содержания экспериментальной учебной программы, разработанной с учетом выявленных нами педагогических условий, обеспечивает существенное повышение качества знаний ориентировочной основы разучиваемых технических приемов, формирование знаний о технике гиревого спорта как целостной системе с выделением общего и частного в ее содержании, относительно безошибочное практическое владение способами выполнения технических приемов гиревого спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиревой спорт : программа для секций коллективов физической культуры и спортивных клубов / Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров ФСФСР. - М. : Б. и., 1985. - 33 с.
2. Драндров, Г. Л. Образовательный стандарт содержания предмета «Физическая культура» : учебно-методическое пособие / Г. Л. Драндров, В. К. Бальсевич, В. В. Кожанов, А. И. Пьянзин. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 32 с.
3. Лях, В. И. Комплексная учебная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Новая школа, 2004. - 76 с.
4. Симень, В. П. Пути повышения эффективности технической подготовки гиревика : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. П. Симень. - Чебоксары, 2004. - 22 с.
5. Симень, В. П. Гиревой спорт : учеб.-метод. комплекс по дисциплине / В. П. Симень. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 36 с.
6. Симень, В. П. Гиревой спорт : учеб. пособие / В. П. Симень. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 243 с.
7. Симень, В. П. Педагогические условия эффективности применения гиревого спорта в физическом воспитании учащихся среднего школьного возраста / В. П. Симень, А. Л. Атласкин // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). - Т. 2. - С. 195-202.