Научная статья на тему 'Совершенствование методики обучения технике гиревого спорта на основе реализации принципа содержательного обобщения в обучении двигательным действиям'

Совершенствование методики обучения технике гиревого спорта на основе реализации принципа содержательного обобщения в обучении двигательным действиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИРЕВОЙ СПОРТ / ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ / БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симень Владимир Петрович

Эффективность повышения качества обучения технике соревновательных упражнений гиревого спорта в процессе учебно-тренировочных занятий с начинающими спортсменами-гиревиками обеспечивается на основе реализации принципа связи и отношений общего с частным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симень Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики обучения технике гиревого спорта на основе реализации принципа содержательного обобщения в обучении двигательным действиям»

УДК 796.88.015.136

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГИРЕВОГО СПОРТА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

DEVELOPMENT OF METHODS OF TRAINING OF KETTLEBELL LIFTING TECHNIQUE ON THE BASIS OF IMPLEMENTATION OF MEANINGFUL GENERALIZATION PRINCIPLE WHILE TEACHING MOTION TECHNIQUE

В. П. Симень V. P. Simen

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Эффективность повышения качества обучения технике соревновательных упражнений гиревого спорта в процессе учебно-тренировочных занятий с начинающими спортсме-нами-гиревиками обеспечивается на основе реализации принципа связи и отношений общего с частным.

Abstract. The efficiency of increase in the quality of teaching competitive exercises technique in kettlebell lifting during training lessons with beginner sportsmen is provided by implementation of the principle of associations and relations of the general and specific.

Ключевые слова: гиревой спорт, обучение технике, базовые элементы, структурнологическая связь, программированный подход.

Keywords: kettlebell lifting, teaching of technique, basic elements, structural and logical connection, program-based approach.

Актуальность исследуемой проблемы. Обучение технике гиревого спорта на основе реализации концептуальных положений теории содержательного обобщения в обучении двигательным действиям, базирующееся на философском принципе системного познания и преобразования действительности, было описано нами ранее в работе [7], в которой с учетом реально существующих связей между способами поднимания гирь (гири) базовым элементом является рывковое упражнение. Эффективность такого метода обучения по сравнению с традиционным подходом подтверждена нами результатами предыдущего формирующего педагогического эксперимента [7]. Анализ опыта собственной практики преподавания гиревого спорта позволил выделить наиболее оптимальную последовательность обучения технике гиревых упражнений.

В этой связи целью нашей работы явилось совершенствование методики обучения технике гиревого спорта на основе реализации принципа содержательного обобщения в обучении двигательным действиям с учетом общего и частного в их содержании.

Материал и методика исследований. С целью совершенствования методики обучения технике соревновательных упражнений был использован процесс преподавания гиревого спорта на факультете физической культуры и в группе спортивного совершенствования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

В ходе исследования применялись общенаучные методы исследования (сравнение, анализ, синтез, моделирование).

Результаты исследований и их обсуждение. Традиционно определение рациональной последовательности обучения технике гиревого спорта сводится к ориентации на методические принципы «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». В частности, рекомендуется определять последовательность изучения технических приемов на каждом этапе обучения с учетом их координационной сложности [1], [4], [6], [9], определенное внимание уделяется реализации принципа доступности [5], [8], соответствия изучаемых технических приемов возрастным особенностям развития физических качеств занимающихся [3] и др.

Анализ литературы показал, что для большинства учебных и методических пособий по гиревому спорту характерен аналитический подход к обучению способам выполнения технических приемов. Каждый технический прием изучается в отдельности, сам по себе, вне связи с остальными приемами, без раскрытия общих для них условий эффективного выполнения, без выделения в их содержании общих элементов. При усвоении технических приемов внимание обучаемых акцентируется преимущественно на специфических требованиях к правильному выполнению каждого из них, т. е. на тех условиях, которые являются необходимыми и достаточными для эффективного решения конкретной двигательной задачи: принять исходное положение перед взятием гирь на грудь в толчке, фиксировать гирю в верхнем положении в рывке и т. д.

Анализ опыта преподавания гиревого спорта свидетельствует о том, что аналитическое изучение приемов, составляющих содержание техники гиревого спорта, без учета имеющихся между ними структурно-логических связей осуществляется при значительных затратах времени и усилий как обучаемых, так и преподавателя и не позволяет усвоить их на должном уровне.

Отсутствие системных представлений об объективно существующих горизонтальных и вертикальных связях между изучаемыми элементами техники гиревого спорта, характерное для традиционного подхода к обучению, ограничивает возможности: 1) переноса усвоенного ранее опыта на овладение новыми элементами; 2) творческого построения двигательных действий с учетом конкретных условий соревновательной деятельности.

Между тем современный этап развития образования, в том числе и в области физической культуры, характеризуется тенденцией к интеграции знаний, исходящей из философского принципа системного познания и преобразования действительности. Теоретической основой формирования системных знаний является концепция содержательного обобщения в обучении. Обобщение определяется В. В. Давыдовым как «обнаружение взаимосвязи, взаимоотношения общего и единичного» [2]. Оно является характеристикой как процесса, так и результата познавательной деятельности. В соответствии с принципами диалектической логики наиболее рациональной последовательностью прохождения учебного материала является такая структура, при которой обучаемые вначале овладевают общими и узловыми элементами изучаемой системы движений, а затем (путем восхо-

ждения от общего к частному) - и всем остальным содержанием системы. Это дает возможность с первых шагов обучения обнаруживать связи и отношения общего с частным, формировать системное видение техники гиревого спорта.

Реализация принципа обобщения в обучении технике гиревого спорта предполагает последовательное решение следующих задач:

- кардинальный пересмотр и раскрытие структуры техники гиревого спорта как целостной системы логически связанных между собой двигательных действий и движений, выступающей в качестве содержания обучения;

- направленность обучения на раскрытие, осознание и усвоение учащимися существенных признаков и свойств изучаемых технических приемов, их структурнологических связей между собой;

- развертывание структурированного, с учетом логически связанных между собой двигательных действий и движений, содержания обучения технике гиревого спорта в направлении от усвоения общих или базовых элементов к элементам частного характера или к конкретным формам их проявления в отдельных технических приемах;

- обучение техническим приемам на основе формирования их полноценной ориентировочной основы, включающей необходимые и достаточные знания и представления о сущности двигательной задачи, способе и условиях ее решения;

- применение в качестве алгоритмов управления способами выполнения разучиваемых технических приемов гиревого спорта ориентировочных карт-инструкций, содержащих словесную и наглядную информацию о сущности, способе и условиях решения двигательной задачи.

Решение этих задач обеспечивает степень методологической целостности обучения технике гиревого спорта, способствует ее целостному системному видению, формированию двигательных умений и навыков высокой степени обобщенности на основе усвоения общих, инвариантных признаков изучаемых технических приемов, формированию ориентировочной основы обобщенного типа.

Техника гиревого спорта представляет собой совокупность специальных способов и приемов, используемых в процессе поднимания гири в различных сочетаниях, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью.

Наряду с этим существуют и общие требования к рациональной технике выполнения каждого технического приема в соревновательных упражнениях гиревого спорта. Систематизация техники гиревого спорта представляет собой распределение технических приемов на группы по общим (или сходным) специфическим признакам. По характеру поднимания гирь (гири) в технике гиревого спорта, представляющей собой систему двигательных действий спортсмена, выделяются два крупных раздела - техника подъема и техника опускания гирь (гири). В каждом разделе можно выделить подразделы (или подсистемы), любая из которых имеет свои граничные моменты положений тела (или позы) спортсмена. Подразделы состоят из конкретных технических приемов, которые выполняются различными способами. Отдельные приемы и способы имеют свои разновидности, которые отличаются деталями. Выделение подсистем проводится с учетом качественного своеобразия решаемых ими частных двигательных задач. Решение этих частных задач связывается с достижением общей цели системы и обеспечивается определенным взаимодействием веса гирь с движениями гиревика, вызванными перемещением частей тела с изменением угловых параметров, необходимый диапазон которых оказывает влияние на успешность выполнения движения в целом.

В свете всего сказанного в технике гиревого спорта выделяются приемы, в них -фазы, слагаемыми компонентами которых будут отдельные элементы.

Деление рывка и толчка на приемы, фазы и элементы, определение для них главных двигательных задач позволяют осуществить на практике программированный подход или разработать рациональную структуру для обучения технике соревновательных упражнений гиревого спорта.

Сравнивая технику различных способов поднимания гирь (гири), можно выделить в ней наиболее общие или базовые элементы:

• стойка гиревика - она присутствует при выполнении всех технических приемов, как толчковых, так и рывковых упражнений: стойка старта (присутствует во всех упражнениях гиревого спорта), стойка «фиксация в нижнем положении» (существует в толчковых упражнениях), стойка «фиксация в верхнем положении» (есть в толчковых упражнениях и рывке);

• вторым по степени обобщенности выступают элементы, связанные с движениями частей тела в пространстве и во времени при довольно специфической позе стояния, определяемые конструкцией применяющихся для этой цели снарядов, поскольку все действия по поднятию гирь (гири) с большим искусством в исполнении объединены с циклической динамической работой:

- общие для подъема гирь (гири) до стойки «фиксация в нижнем положении» в толчковых упражнениях и до стойки «фиксация» в рывке: динамический старт, замах, тяга, подрыв, фаза свободного полета гирь (гири), взятие гирь на грудь в толчковых упражнениях и подхват над головой в рывке;

- общие для подъема гирь от груди в толчковых упражнениях по короткому и длинному циклам: исходное положение перед выталкиванием, подсед, выталкивание, второй подсед, вставание-фиксация;

- общие для опускания гирь (гири): опускание на грудь в толчковых упражнениях, опускание в вис-замах в толчковых упражнениях и рывке;

• третьим по степени обобщенности выступают элементы, связанные с согласованием фаз техники гиревого спорта с внешним дыханием:

- общие для толчка двух гирь от груди по короткому и длинному циклам: при замахе - выдох; перед подрывом - короткий вдох; исходное положение - «стойка перед выталкиванием» - выдох-вдох (несколько циклов); перед выталкиванием, при подседе - короткий выдох, непосредственно перед выталкиванием - короткий вдох; фиксация - выдох-вдох (несколько циклов); опускание гирь на грудь - выдох; перед опусканием гирь в замах - короткий вдох, непосредственно перед замахом - выдох;

- общие для рывка традиционным способом: подъем до полуприседа - вдох, во время выполнения полуприседа и выпрямления руки вверх - выдох, разгибая ноги для фиксации - вдох, опуская гирю в замах - полный и непринужденный выдох;

- общие для рывка скоростными способами: подъем до завершения подрыва -вдох, в фазе свободного полета гири - выдох, фиксация - вдох, опуская гирю в замах -полный и непринужденный выдох.

В этой связи усвоение техники гиревого спорта с учетом существующих между соревновательными упражнениями структурно-логических связей должно осуществляться в следующей последовательности: 1) стойка гиревика в исходном положении старта; 2) стойка при фиксации в нижнем положении; 3) стойка при фиксации в верхнем поло-

жении; 4) подъем гири над головой с согласованием с фазами внешнего дыхания в рыв-ковом упражнении традиционным способом; 5) опускание гири в вис-замах и на помост с согласованием с фазами внешнего дыхания в рывковом упражнении традиционным способом; 6) подъем гирь на грудь с согласованием с фазами внешнего дыхания в толчковых упражнениях традиционным способом; 7) опускание гирь в вис-замах и на помост с согласованием с фазами внешнего дыхания в толчковых упражнениях традиционным способом; 8) подъем гирь от груди над головой с согласованием с фазами внешнего дыхания в толчковых упражнениях; 9) опускание гирь на грудь с согласованием с фазами внешнего дыхания в толчковых упражнениях традиционным способом; 10) изучение скоростных вариантов техники рывковых упражнений гиревого спорта с согласованием с фазами внешнего дыхания; 11) изучение скоростных вариантов техники толчковых упражнений гиревого спорта с согласованием с фазами внешнего дыхания.

При такой последовательности усвоения учебного материала обеспечивается положительный перенос двигательного умения и опыта с ранее изученного технического приема на приемы, изучающиеся позднее.

Резюме. Осуществленный нами анализ техники гиревого спорта позволил представить ее как целостную систему двигательных действий и определить с учетом общего и частного в их содержании оптимальную последовательность ее изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гомонов, В. Н. Индивидуализация технической и физической подготовки спортсменов-гиревиков различной квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Гомонов. - Смоленск, 2000. - 22 с.

2. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1972. - 327 с.

3. Пальцев, В. М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. М. Пальцев. - Омск, 1994. - 22 с.

4. Поляков, В. А. Гиревой спорт : метод. пособие / В. А. Поляков, В. И. Воропаев. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 80 с.

5. Пономарев, С. Гиря для начинающих / С. Пономарев, Г. Чернышов, А. В. Рябченко // Спортивная жизнь России. - 1998. - № 3. - С. 22-23.

6. Ромашин, Ю. А. Гиревой спорт. Техника, методика обучения, тренировка и планирование / Ю. А. Ромашин // Гиревой спорт и силовые шоу-программы. - 1992. - № 1. - С. 3-44.

7. Симень, В. П. Пути повышения эффективности технической подготовки гиревика / В. П. Симень. -Чебоксары, 2002. - 111 с.

8. Тихонов, В. Ф. Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методика тренировки : учебное пособие / В. Ф. Тихонов, А. В. Суховей, Д. В. Леонов. - М. : Советский спорт, 2009. - 132 с.

9. Ягодин, В. В. Основы теории гиревого спорта : учебное пособие для вузов / В. В. Ягодин. - Екатеринбург : УрГПУ, 1996. - 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.