3. Ошкина А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук / Ошкина Алла Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2009. - 251 с.
4. Петренкина Н.Л. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников / Н.Л. Петренкина, С.О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7361 (дата обращения: 01.09.2021).
5. Филиппова С.О. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.И. Рогачева, Т.Н. Панова // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. — № 12 (82). - С. 181-186.
6. Цандыков В.Э. Модернизация школьной системы физического воспитания путем внедрения учебной программы «Спортивная борьба как третий урок ФК» / В.Э. Цандыков // Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране. - Чурапча, 2016. - С. 272-274.
7. Шебеко В.Н. Освоение детьми дошкольного возраста ценностей физической культуры / В.Н. Шебеко // Педагогическое образование и наука. - 2015. -№ 3. - С. 45-48.
REFERENCES
1. Kazakova, Yu.S. (2018) "The role and significance of the judo section in the physical development of preschool children", Questions of preschool pedagogy, No. 2 (12), pp. 16-18.
2. Konoplev, V.V., Kharchenko, E.V. and Banku, T.A. (2019), "The need to include classes with elements of kudo in the programs of preschool educational institutions of Primorsky Krai on physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), рр. 167-170.
3. Oshkina, A.A. (2009), Formation of the foundations of a healthy lifestyle in older preschoolers, dissertation, St. Petersburg.
4. Petrenkina, N.L. and Filippova, S.O. (2012), "Modern approaches to assessing the physical state of preschoolers", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7361.
5. Filippova, S.O., Rogacheva, T.I. and Panova, T.N. (2011), "The structure of physical fitness of young taekwondo fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (82), рр. 181-186.
6. Tsandykov, V.E. (2016), "Modernization of the school system of physical education by introducing the curriculum "Wrestling as the third lesson of physical culture"", Materials of the international scientific conference dedicated to the 20th anniversary of the I International Sports Games "Children of Asia" and the 120th anniversary of the Olympic movement in the country, Churapcha, pp. 272-274.
7. Shebeko, V.N. (2015), "Mastering the values of physical culture by children of preschool age", Pedagogical education and science, No. 3, рр. 45-48.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.10.2021
УДК 796.011
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СРЕДСТВА ФИТНЕС-ТЕННИСА
Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Авторами рассмотрены вопросы физической подготовленности теннисистов к соревновательной деятельности. В ходе исследования выявлена необходимость корректировки методики физической подготовки для улучшения функциональной адаптации спортсменов к любым нагрузкам на турнирах. Настоящее исследование направлено на внедрение в тренировочный процесс комплексов фитнес-тенниса, носящих многофункциональный характер, и способствующих освоению технически сложных двигательных действий на корте с одновременным укреплением всех мышечных
групп. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что положительная динамика результатов физической подготовленности свидетельствует о необходимости использования полноформатных занятий фитнес-тенниса при организации учебно-тренировочных занятий юных теннисистов и в подготовке их к соревнованиям.
Ключевые слова: теннис, тренировочный процесс, моделирование, имитация, навыки, технические приемы, соревновательная деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p241-245
DYNAMICS OF INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS OF YOUNG TENNIS
PLAYERS USING THE MEANS OF FITNESS TENNIS Lada Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg
Abstract
The need to study the physical fitness of tennis players for competitive activities is dictated, first of all, by the fact that it is necessary to adjust the methodology of physical training to improve functional adaptation to any loads at tournaments. The present study is aimed at introducing fitness tennis complexes into the training process, which are multifunctional in nature and contribute to the development of technically complex motor actions on the court with simultaneous strengthening of all muscle groups. The practical significance of this study lies in the fact that the positive dynamics of the results of physical fitness indicates the need to use full-scale fitness tennis classes in organizing training sessions for young tennis players and in preparing them for competitions.
Keywords: tennis, training process, modeling, imitation, skills, techniques, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Большой теннис это интеллектуальная, красивая и зрелищная игра, и в тоже время большой физический труд спортсмена на корте. Теннис относится к ациклическим видам спорта, в основе которого лежит скоростно-силовая работа мышц рук и ног, и носит координационный характер. На каждом этапе спортивной подготовки важно сделать верный выбор методик и средств физической подготовки для освоения технически сложных двигательных действий на корте с одновременным укреплением всех мышечных групп. Последние исследования в мире тенниса показывают, что одной форм организации физической подготовки теннисистов является фитнес-теннис [1, с. 132].
Фитнес-теннис - это связующее звено между общей и специальной физической подготовками. Сегодня тренеры по теннису используют лишь отдельные упражнения с применением фитнес-технологий. И, к сожалению, научных исследований о внедрение в тренировочный процесс полноформатных занятий фитнес-теннисом практически нет.
Цель исследования состоит в научном обосновании внедрения фитнес-тенниса в учебно-тренировочный процесс физической подготовки теннисистов на тренировочном этапе.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогическое исследование проводилось на базе теннисного клуба «Триумф» г. Пушкин (Санкт-Петербург) с сентября 2018 г. по май 2019 г. Были сформированы две группы: контрольная (КГ), которая занимались по общеустановленной методике (n=10), и экспериментальная (ЭГ), тренировавшаяся с использованием фитнес-тенниса (n=10).
Упражнения с применением фитнес-тенниса имитировали движения ударов в теннисе, и перемещения по корту с одновременным укреплением мышц кора и ног, и совершенствованием баланса и координации (рисунки 1; 2).
Рисунок 1 - Упражнения на укрепление мышц кора и ног, на баланс и координацию
Рисунок 2 -Упражнения, имитирующие движения _ударов в теннисе_
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Комплексы фитнес-тенниса носили многофункциональный характер, но обязательно учитывался уровень физического развития, двигательные возможности занимающихся, и степень их полового созревания. Упражнения выполнялись с использованием бодибара (2--4 кг), степ-платформы, фитбо-ла, босу-платформы, слайд-платформы и различных эластичных лент. Регулярные занятия фитнес-теннисом способствуют усвоению технических приемов, соизмерению силы и точности ударов, а также улучшают координацию движений при согласовании работы рук и ног в ходе передвижения по корту [2, с. 111]. Физическая подготовленность теннисистов до и после эксперимента оценивалась с помощью 5 тестов. Динамика показателей физической подготовленности юных теннисистов до и после эксперимента представлена на рисунках 3; 4; 5; 6; 7.
Рисунок 3 - Бег на 2 км
Рисунок 5 - Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Рисунок 6 - Поднимание туловища из положения, лежа на спине
10 Показатели ДО эксперимента Д Показатели ПОСЛЕ эксперимента 1
8 6 4 2
0 0 1 1 тТ 1 IV. Л 123456789 10 11 • Экспериментальная группа • Контрольная группа 2 0 0123456789 10 11 Экспериментальная группа Контрольная группа
Рисунок 7 - Наклон вперед, стоя на возвышении
Теннисисты КГ, занимавшиеся по общепринятой методике, показали незначительное повышение результатов, которые объясняются регулярными занятиями по физической подготовке на протяжение всего года.
В ЭГ занятия проводились на основе фитнес-тенниса. Разработанные комплексы включали средства интегрированного формирования навыков физической и специальной подготовки юных теннисистов. Разработанная методика включала в себя следующие типы упражнений:
- координационной направленности;
- скоростно-силовой направленности;
- для улучшения техники передвижения по корту;
- для слаженности работы рук и ног, при исполнении технических приемов с использованием фитнес-тенниса;
- комбинационные упражнения, имитирующие игровую ситуацию.
Во всех тестах отмечено статистически значимое улучшение показателей в экспериментальной группе. Следовательно, можно говорить об эффективности использования фитнес-тенниса в процессе физической подготовки юных теннисистов.
ВЫВОДЫ
По завершении педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:
- фитнес-теннис способствует формированию готовности теннисистов к соревновательной деятельности, благодаря многофункциональному характеру подобранных комплексов для теннисистов данной возрастной категории;
- положительная динамика результатов физической подготовленности юных теннисистов, свидетельствует об эффективности использования фитнес - тенниса в организации тренировочного процесса на протяжении всего годичного цикла;
- фитнес-теннис способствует овладению целого комплекса качеств, способностей и навыков, обеспечивающих высокую результативность соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Морозова Л.В. Факторы, определяющие необходимость использования фитнес-тенниса для улучшения общефизической подготовки юных теннисистов / Л.В. Морозова, А.В. Медведев, С.И. Савенков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 131— 133.
2. Морозова Л.В. Содержание технологии общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса / Л.В. Морозова, А.Э. Болотин // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием (Институт физической культуры, спорта и туризма). - Санкт-Петербург, 2019. - С. 109-112.
REFERENCES
1. Morozova, L.V., Medvedev, A.V. and Savenkov, S.I. (2019), "Factors that determine the need to use fitness tennis to improve the general physical fitness of young tennis players", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 131-133.
2. Morozova, L.V. and Bolotin, A. E. (2019), "The content of the technology of general physical training of young tennis players using fitness tennis", Polytechnic University Science Week. Materials of a scientific conference with international participation (Institute of Physical Culture, Sports and Tourism), Peter the Great St. Petersburg Polytechnic Universit", St. Petersburg, pp. 109-112.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2021