общая психология, психология личности
Научная статья
УДК 159.947.5
https://d0i.0rg/10.23947/2658-7165-2022-5-6-16-30
Динамика мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза
Диана Н. Набиева
Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
Аннотация
Статья посвящена исследованию динамики мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза, поскольку формирование и развитие ценностно-смысловой структуры личности, является органичной составляющей деятельности любого вуза. Новизна работы заключена в исследовании специфики изменений структуры мотивационно-смыс-ловых образований, мотивационной структуры и смысложизненных ориентаций у студентов медицинского вуза на протяжении трех лет обучения. Во Введении представлена актуальность исследования, которая обусловлена возрастающей ролью и значением мотивов в поведенческих установках учащихся, в прогнозировании тенденций современного образовательного процесса. Приводится анализ теоретических подходов к изучению проблемы мотивационно-смысловых образований у студентов на этапе обучения в вузе. В качестве эмпирического объекта исследования выступили 100 студентов, которые были исследованы на 1 курсе, а затем в конце 3 курса. В разделе «Методы» перечислены статистические методы, а также используемый методический инструментарий: Тест-опросник мотивационно-смысловых образований (Ю. М. Орлов, Б. А. Сосновский), Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), «Диагностика мотивационной структуры личности» (В._Э. Мильман). Результаты исследования показывают, что к 3 курсу у студентов медицинского вуза происходит трансформация в мотивационно-смысловых образованиях, а также существуют различия в выраженности мотивационно-смысловых образований у студентов 1 и 3 курсов. В разделе «Обсуждение результатов» автор отмечает, что значимые различия были выявлены в проявлении мотивационно-смысловых образований (потребностях и удовлетворении) у студентов медицинского вуза относительно потребности в аффиляции, потребности в познании, и потребности в обучении; по составляющим мотивационной структуры и смысложизненным ориентациям среди исследуемой нами группы респондентов.
Ключевые слова
студенты, мотивационно-смысловые образования, потребности, смысложизненные ориентации, трансформация
Для цитирования
Набиева, Д. H. (2022). Динамика мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 16-30. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-16-30
Research article
UDC 159.947.5
https://d0i.0rg/l 0.23947/2658-7165-2022-5-6-16-30
Dynamics of motivational and meaning formations of medical students
Diana N. Nabieva
Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
Abstract
The article is devoted to study the dynamics of motivational and meaning formations in medical university students, since the formation and development of the value-meaning personality structure is a seamless component of the university activity. The study is novel in the exploring of how the specifics in the structure of motivational-meaning formations, motivational structure and life-meaning orientations of medical students changes while three years of studying in university. The Introduction presents the study's relevance, which is related to the increasing role and importance of motives for the behavioral attitudes of students in predicting trends in the modern educational process. The analysis of the theoretical approaches to studying the problem of motivational and meaning formations of students at the stage of study at the university is given. The empirical object of the study was 100 students who were examined at the 1st year and then at the end of the 3rd year. The Methods section lists statistical methods and following methodological tools: the Motivational-Meaning Formations Test authored by Y. M. Orlov and B. A. Sosnovsky, the Life-Meaning Orientations Test by D. A. Leont'ev, the Value Orientations Method by M. Rokich, and Diagnostics of the Motivational Structure of Personality by V. E. Milman. The Results section shows that transformation in motivational and meaning formations of medical students happens by the 3rd year. There are also differences in the expression of motivational and meaning formations between students of the 1st and 3rd courses. In the Discussion section the author notes that the statistical significance of differences was revealed in the expression of motivational and meaning formations (needs and satisfaction) among students of a medical university concerning the need for affinity, cognition, and training. It was observed according to the components of the motivational structure and life-meaning orientations among the group of respondents studied in the article.
общая психология, психология личности
Keywords
students, motivational and meaning formations, needs, life orientations, transformation For citation
Nabieva, D. N. (2022). Dynamics of motivational and meaning formations of medical students. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(6), 16-30. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-16-30
Введение
В современной жизни важной задачей для системы высшего профессионального образования становится развитие личности студента, где решающую роль на протяжении всего обучения играет сам процесс образования, процессы саморазвития, формирования и развития ценностно-смысловой структуры личности, что является органичной составляющей воспитательной деятельности вуза. Как отмечают психологи, мотивационно-смысловая структура личности имеет для нее субъективную значимость, основанную на индивидуальном и социальном опыте, и образует сложную многоуровневую систему.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы. На их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов в поведенческих установках учащихся, в прогнозировании тенденций образовательного процесса. Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознает необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступает к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения. В связи с этим, целью настоящего исследования стало изучение особенностей динамики мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза.
Методы
В качестве эмпирического объекта исследования выступили 100 студентов РостГМУ, обучающихся на различных факультетах. Для изучения динамики мотивационно-смысловых образований нами были отобраны студенты 1 курса в начале их этапа обучения, и затем эти же студенты были опрошены на 3 курсе. Вся группа состоит из супругов, которые состоят в браке более 3 лет.
Гипотезы исследования:
1. К 3 курсу у студентов медицинского вуза происходит трансформация в мотивацион-но-смысловых образованиях.
2. Выраженность мотивационно-смысловых образований у студентов 1 и 3 курсов будет различаться.
В ходе эмпирического исследования динамики мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза нами были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник мотивационно-смысловых образований (Ю. М. Орлов, Б. А. Соснов-ский) представлен 113 вопросами, на которые можно ответить «Да» и «Нет». В результате
интерпретации теста можно увидеть, насколько удовлетворены 4 основные потребности: Достижение, Познание, Аффиляция, Доминирование. Отдельно можно измерить, на сколько выражено отношение к учебе.
2. Тест смысложизненных ориентаций был адаптирован в 1992 году Д. А. Леонтьевым. Тест содержит 20 утверждений, на которые возможны ответы с вариантом градации от 1 до 7 в соответствии с наиболее подходящим вариантом ответа. В итоге оценивается Общий уровень осмысленности и 5 субшкал: локус контроля-жизнь или управляемость жизни; локус контро-ля-Я (Я - хозяин жизни); результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; цель в жизни. Степень выраженности субшкал, а также общий уровень осмысленности позволяют исследователю составить профиль смысла жизни личности.
3. «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман). Методика предназначена для исследования мотивационного профиля личности. Текст методики представлен 14 утверждениями, которые предполагают несколько вариантов ответов (а, Ь, с, с1, е, I д, И), из которых нужно выбрать наиболее подходящий. В результате обработки можно увидеть в какой степени выражены следующие показатели: общественная полезность, творческая активность, общая активность, общение, социальный статус, комфорт, поддержание жизнеобеспечения.
Статистический анализ по Т-критерию Стьюдента позволил нам осуществить исследование достоверности различий при трансформации мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза с 1 к 3 курсу.
Результаты
Результаты исследования динамики мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза представим относительно 2-х этапов (1 курс и 3 курс) среди исследуемой нами группы респондентов.
По тесту-опроснику мотивационно-смысловых образований были получены следующие результаты, которые представлены в Таблице 1.
Максимальное значение по шкале потребность - 15, а по шкале удовлетворение - 8. Таким образом, мы можем говорить о том, что для студентов медицинского вуза на 1 курсе наиболее значимыми выступают потребности в аффиляции (10,37), познании (9,51) и отношении к обучению (9,47). Полученные данные среди студентов 1 курса могут свидетельствовать о преобладании у них стремления к общению, поддержанию общения со сверстниками, приобщенности к их микрогруппе, а также к постижению новых знаний, желанию осмысленно подходить к процессу освоения новых знаний и умений в профессиональной деятельности.
Таблица 1
Срелнегрупповые показатели мотивационно-смысловых образований у стулентов
мелицинского вуза
1 курс 3 курс
Потребность Удовлетворение Потребность Удовлетворение
Достижение 7,36 6,51 8,75 7,35
Познание 9,51 6,23 10,38 7,84
общая психология, психология личности
Таблица 1 Срелнегрупповые показатели мотивационно-смысловых образований у студентов медицинского вуза
Потребность 1 курс Удовлетворение Потребность 3 курс Удовлетворение
Аффиляция 10,37 6,32 12,74 8,53
Доминирование 7,22 4,64 8,26 5,47
Отношение к обучению 9,47 - 10,95 -
Потребность в достижениях и доминировании у студентов 1 курса находятся в области средних значений (7,36 и 7, 22), что отражает частичную представленность среди студентов стремления контролировать свое социальное окружение, оказывать воздействие на других, а также стремления к высоким и значительным достижениям.
Для этой же группы студентов, обучающихся уже на 3 курсе, характерна динамика в выраженности такого мотивационно-смыслового образования как потребность в аффиляции (12,74), и здесь мы видим достаточно большой скачок в сторону увеличения. Можно говорить о том, что данная потребность является ведущей в структуре мотивационно-смысловых образований для студентов медицинского вуза и характеризуется существенной положительной динамикой.
Положительная динамика отмечается и для потребности в обучении (10,95), а также для потребности в познании (10,38), что подчеркивает качественный скачок студентов медицинского вуза к осмысленному познанию основ профессиональной деятельности.
Потребности в достижении и доминировании также обладают положительной динамикой, однако, находятся в области средних значений и не имеют яркой выраженности.
Далее в результате проведенного диагностического исследования по тесту СЖО Д. А. Леонтьева среди студентов медицинского вуза были полученные следующие данные, которые представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Срелнегрупповые показатели смысложизненных ориентации срели студентов медицинского вуза (в баллах)
ОЖ Цели Процесс Результат лк-я ЛК-Жизнь
1 курс 119,24 20,43 19,23 24,12 26,54 28,92
3 курс 127,71 29,73 26,05 22,43 22,91 26,59
Для студентов, обучающихся на 1 курсе, свойственно фокусироваться на своей жизни (ЛК-Жизнь - 28,92) и на своей личности (ЛК-Я - 26,54) в настоящий момент времени; оценивать результаты своей учебной деятельности (Результат - 24,12). Однако для данной группы респондентов цели в жизни, придающих их жизни осмысленность и направленность (Цели - 20,43), а также восприятие своей жизни как осмысленного, эмоционально насыщенного процесса (Процесс - 19,23), было затруднено (Рис. 1).
Рисунок 1. Смысдожизненные ориентации студентов медицинского вуза на 1 курсе.
Для студентов, обучающихся на 3 курсе, характерно более высокая оценка своей прожитой жизни (ОЖ - 127,71). В первую очередь они ориентируются на основные жизненные цели на данном периоде жизни (Цель - 29,73); склонны к контролю собственной жизни (ЛК-Жизнь - 26,59); сосредоточены на самом процессе протекания своей учебной деятельности в данный момент (Процесс - 26,05). Однако на этапе обучения на 3 курсе затруднена оценка собственной личности, обладающей достаточной свободой выбора (ЛК-Я - 22,91), и результирующего процесса своей деятельности (Результат - 22,43) (Рис. 2).
Рисунок 2. Смысдожизненные ориентации студентов медицинского вуза на 3 курсе.
Таким образом, в результате проведенного анализа было выявлено, что смысложизнен-ные ориентации студентов медицинского вуза на 1 и 3 курсах различаются существенно, как в общем уровне осмысленности жизни, так и в структуре смысложизненных ориентаций, Это отражает наличие трансформационных сдвигов в системе смысложизненных ориентаций студентов в начале обучения и на момент обучения на 3 курсе в педагогическом вузе.
Далее нами была проведена методика диагностики мотивационной структуры личности.
Согласно полученным данным (Рис. 3), у студентов 1 курса преобладают высокие значения по шкалам «творческая активность», «общение», и «комфорт». На первом месте у данной группы «творческая деятельность» - это говорит о том, что у них превалирует актуализация
общая психология, психология личности
творческих и познавательных потребностей: они стремятся к новым знаниям, впечатлениям и новому опыту. Вторая по значимости шкала-«общение». Данная шкала отражает потребность первокурсников в личностно-значимых и социальных контактах. Для них важно находится в окружении людей, с которыми они будут постоянно взаимодействовать. Третья по значимости шкала-«комфорт», свидетельствующая о потребности в отдыхе, в физическом и психологическом комфорте.
Рисунок 3. Средние значения по результатам методики «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман) для студентов 1 курса.
Самое низкое значение было выявлено по шкале «социальный статус», что может свидетельствовать о наличии у первокурсников трудностей, связанных с самопрезентацией.
Согласно данным, которые были получены нами относительно студентов медицинского вуза на 3 курсе (Рис. 4), у студентов преобладают значения по шкалам: «общение», «творческая активность» и «комфорт». Можно отметить положительную динамику к 3 курсу и по шкалам «общение» и «творческая активность», которые являются наиболее выраженными. Это свидетельствует о том, что для студентов 3 курса характерно испытывать потребность в общении, а также у них актуализирована потребность в творчестве и познании, что подтверждается данными из вышеприведенных методик.
Самые низкие значения выявлены по шкале «поддержание жизнеобеспечения». Такие показатели свидетельствуют о том, что на данный момент потребность поддержания жизнедеятельности организма не является актуальной, то есть решение бытовых вопросов, семейных проблем не является основополагающей для данной группы студентов (возможно, по причине того, что преобладают шкалы «общения» и «творческой деятельности»). Однако, шкала «комфорт» является одной из преобладающих, что свидетельствует о наличии потребности в отдыхе, в физическом и психологическом комфорте.
Рисунок 4. Средние значения по результатам методики «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман) для студентов 3 курса.
Обобщая полученные эмпирические данные, можно утверждать, что существует существенная положительная динамика в структуре мотивационно-смысловых образований, смысложизненных ориентациях и мотивационной структуре личности.
Относительно гипотезы 1 о том, что к 3 курсу у студентов медицинского вуза происходит трансформация в мотивационно-смысловых образованиях, нами был произведен статистический анализ по Т-критерию Стьюдента.
По тесту-опроснику мотивационно-смысловых образований Ю. М. Орлова и Б. А. Сосновского нами были проанализированы статистические значения отдельно для исследования динамики потребностей и отдельно для динамики специфики их удовлетворения.
Полученные статистические данные представлены ниже в Таблице 3 и Таблице 4.
Таблица 3
Значимые различия в специфике проявления мотивационно-смысловых образований (потребностей) у студентов мелицинского вуза
Потребности 1 курс 3 курс t- критерий Уровень значимости
Достижение 7,36 8,75 - -
Познание 9,51 10,38 1,12 0,023
общая психология, психология личности
Таблица 3
Значимые различия в специфике проявления мотивационно-смысловых образований (потребностей) у студентов медицинского вуза
Потребности 1 курс 3 курс критерий Уровень значимости
Аффиляция 10,37 12,74 1,30 0,017
Доминирование 7,22 8,26 - -
Отношение к обучению 9,47 10,95 1,21 0,04
Анализ полученных статистических данных позволяет заключить, что существуют достоверно значимые различия проявления мотивационно-смысловых образований у студентов медицинского вуза относительно потребности в Аффиляции (1 = 1,30, при р < 0,017), потребности в Познании (1 = 1,12, при р < 0,023), и потребности в обучении = 1,21, при р < 0,04).
Анализ полученных статистических данных позволяет заключить, что существуют достоверно значимые различия в удовлетворении потребностей, как мотивационно-смысловых образований, в Познании (1 = 1,28, при р < 0,041) и Аффиляции = 1,59, при р < 0,033). Таким образом, можно заключить, что у студентов к 3 курсу происходит удовлетворение потребности в познании и аффиляции, что отражает наличие трансформационных изменений в мотива-ционно-смысловых образований у студентов медицинского вуза.
Таблица 4
Значимые различия в специфике проявления мотивационно-смысловых образований (удовлетворении) у студентов медицинского вуза
1 курс Удовлетворение 3 курс Удовлетворение критерий Уровень значимости
Достижение 6,51 7,35 - -
Познание 6,23 7,84 1,28 0,041
Аффиляция 6,32 8,53 1,59 0,033
Доминирование 4,64 5,47 - -
В результате анализа полученных статистических данных, мы можем утверждать, что гипотеза 7 о том, что к 3 курсу у студентов медицинского вуза происходит трансформация в мотивационно-смысловых образованиях, полностью подтвердилась.
Полученные статистические результаты по тесту-опроснику мотивационно-смысловых образований Ю. М. Орлова и Б. А. Сосновского позволяют нам частично подтвердить гипотезу 2 о том, что выраженность мотивационно-смысловых образований у студентов 1 и 3 курсов будет различаться.
Для полного подтверждения гипотезы 2, нами был осуществлен статистический анализ по Т-критерию Стьюдента относительно полученных данных по методике «ОКО» Д. А. Леонтьева и методики «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана.
Согласно методике «СЖО» Д. А. Леонтьева нами были получены следующие статистические результаты, которые представлены в Таблице 5.
Анализ полученных статистических данных показывает, что существуют достоверно значимые различия среди студентов медицинского вуза (1 и 3 курсом) по следующим смысложизнен-ным ориентациям: Общий уровень осмысленности жизни (1 = 2,66, при р < 0,019), Результат (1 = 2,51, при р < 0,013), ЛК-Я ^ = 1,68, при р < 0,040), и ЛК-Жизнь (1 = 1,43, при р < 0,021).
Таблица 5
Значимые различия в специфике проявления смысложизненных ориентации срели студентов мелицинского вуза
ОЖ Цели Процесс Результат лк-я ЛК-Жизнь
1 курс 140,43 26,72 25,53 28,72 30,28 29,18
3 курс 138,17 27,68 24,64 29,14 27,53 29,18
t- критерий 2,66 - - 2,51 1,68 1,43
Уровень значимости (P) 0,019 - - 0,013 0,040 0,021
По методике диагностики мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман) нами были получены следующие статистические результаты, которые представлены в Таблице 6.
общая психология, психология личности
Таблица 6
Значимые различия в специфике проявления мотивационной структуры личности среди
студентов медицинского вуза
1 курс 3 курс t- критерий Уровень значимости
Поддержание жизнеобеспечения 23,2 26,4 - -
Комфорт 26,3 31,6 2,63 0,018
Социальный статус 21,5 28,7 3,01 0,003
Общение 27,1 33,2 4,23 0,001
Общая активность 24,5 28,6 - -
Творческая активность 29,4 33,8 4,04 0,001
Общественная полезность 23,8 29,5 3,57 0,001
Анализ полученных статистических данных показывает, что существуют достоверно значимые различия среди студентов медицинского вуза (1 и 3 курсом) по следующим составляющим мотивационной структуры: Комфорт (t = 4,23, при р < 0,001), Творческая активность (t = 4,04, при р < 0,001), Общественная полезность (t = 3,57, при р < 0,001).
Полученные статистические данные позволяют утверждать, что среди студентов 1 и 3 курсов медицинского вуза существуют достоверно значимые различия в смысложизненных ориентациях, в специфике проявления копинг-стратегий, а также в специфике проявления мотивационной структуры личности, что подтверждает гипотезу 2.
Обсуждение результатов
Полученные в результате нашего исследования результаты могут быть созвучны с работами авторов, занимающихся исследованием формирования профессиональной мотивации в условиях вуза в русле отечественной психологии (Абакумова, 2008; Бодров, Сыркин, 2003; Васильева, Томилова, 2007; Виштак, 2003; Дубовицкая, 2005; Лукина, 2004; Малинаускас, 2005; Попов, Кондратьева, 1999), а также в работах зарубежных авторов (Anderman, Wolters, 2006; Linnenbrink, 2005; Pintrich, 2003; Urdan, Turner, 2005; Summers, 2006).
Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза широко представлена в исследованиях отечественных авторов (Артюхина, 2006; Бухарина, Аверин, 2002; Глушко, 2006; Дуброва, Елкина, 2001; Еникеева, Баймуратов, Хамадеев, Насретдинова, Хусаенова, 2016; Есенкова, 2010).
Необходимо обратить внимание на изучение специфики мотивационно-смысловых образований, исследованием которых занимались ряд отечественных ученых (Абакумова, Годунов, Пеньков, 2019; Нюттен, 2004; Орлов, 2002; Поваренков, 2002).
Анализ вышеописанных работ показал, что динамика мотивационно-смысловых образований студентов медицинского вуза может характеризоваться положительными изменениями в проявлениях мотивационно-смысловых образований (потребностей) относительно потребности в аффиляции, потребности в познании, и потребности в обучении, а также в удовлетворении потребностей в познании и аффиляции в структуре мотивационно-смысловых образований.
Нами было доказано, что существуют достоверно значимые различия среди студентов медицинского вуза (1 и 3 курса) по следующим смысложизненным ориентациям: Общий уровень осмысленности жизни, Результат, ЛК-Я, ЛК-Жизнь; а также в структуре мотивационного профиля личности (Комфорт, Творческая активность и Общественная полезность).
Таким образом, можно заключить, что у студентов к 3 курсу происходит удовлетворение потребности в познании и аффиляции, что отражает наличие у них трансформационных изменений в мотивационно-смысловых образованиях. В результате исследования можно наблюдать изменения в выраженности мотивационно-смысловых образований у студентов 1 и 3 курсов медицинского вуза.
Заключение
С каждым днем возрастает требование получения актуальной информации об особенностях мотивационно-смысловых образований у студентов, о процессе их обучения. По этой причине проведение подобных исследований является необходимым.
На сегодняшний день формирование определенных методов и форм для эффективной мотивации обучающихся в вузах является актуальной научно-практической задачей, так как результативность образовательного процесса зависит от эффективности решения данной проблемы.
Данные, полученные в нашей работе, важны для практики педагогического процесса. В связи с особенностями выявленной динамики мотивационно-смысловых образований, можно определить вектор дальнейшего развития образовательного процесса в рамках медицинских вузов, а также для других высших учебных заведений. На основании полученных результатов, представляется возможным подобрать способы наиболее эффективных способов педагогического взаимодействия, а также способов совершенствования учебного процесса.
Литература
Абакумова, И. В. (2008). Смыслодидактика. М.: Кредо.
Абакумова, И. В., Годунов, М. В., Пеньков, Д. В. (2019). Стратегии смыслообразования: переход от дуальности к триалектике. Российский психологический журнал, 76(1), 52-76. doi: https://www.d0i.0rg/l 0.21702/rpj.2019.1.3 Артюхина, А. И. (2006). Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза:учебное пособие. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет. Бодров, В. А., Сыркин, Л. Д. (2003) Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора. Психологический журнал, 24(1), 73-81. Бухарина, Т. Л., Аверин, В. А. (2002). Психолого-педагогические аспекты медицинского
общая психология, психология личности
образования. Екатеринбург: Научно-издательский совет Уральского отделения Российской академии наук.
Васильева, Е. Ю., Томилова, М. И. (2007). Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения. Экология человека, 6, 34-39.
Виштак, О. В. (2003). Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов. Социологические исследования, 2(226), 135-139.
Глушко, А. Н. (2006). Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов (диссертация доктора психологических наук). Москва.
Дубовицкая, Т. Д. (2005). К проблеме диагностики учебной мотивации. Вопросы психологии, 7, 73-79.
Дуброва, В. П., Елкина, И. В. (2001). Образ идеального врача в представлении студентов высшей медицинской школы. Паллиативная медицина и реабилитация: научно-практический журнал, 4, 59-66.
Еникеева, А. М., Баймуратов, Т. Р., Хамадеев, Э. Ф., Насретдинова, Л. М., Хусаенова, А. А. (2016). Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза. Молодой ученый, 21(125), 869-870.
Есенкова, Н. Ю. (2010). Взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности врача на этапе обучения в вузе (диссертация). Курск.
Лукина, В. С. (2004). Исследование мотивации профессионального развития. Вопросы психологии, 5, 25-32.
Малинаускас, Р. К. (2005). Мотивация студентов разных периодов обучения. Социологические исследования, 2, 134-138.
Нюттен, Ж. (2004). Мотивация действия и перспектива будущего. М.: Смысл.
Орлов, А. Б. (2002). Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия.
Поваренков, Ю. П. (2002). Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во У РАО.
Попов, В. А., Кондратьева, О. Ю. (1999). Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. Социологические исследования, 6, 96-99.
Anderman, Е. М., Wolters, С. А. (2006). Goals, values, and affect: Influences on student motivation. In P. A. Alexander, P. H. Winne (eds): Handbook of Educational Psychology (2nd ed.) (p. 21). New York: Routledge.
Linnenbrink, E. A. (2005). The dilemma of performance-approach goals: The use of multiple goal contexts to promote students' motivation and learning. Journal of Educational Psychology, 97(2), 197-213. https://doi.org/10.1037/0022-0663.97.2.197
Pintrich, P. R. (2003). A motivational science perspective on the role of student motivation in learning and teaching contexts. Journal of Educational Psychology, 95(4), 667-686. org/10.1037/0022-0663.95.4.667
Summers, J. J. (2006). Effects of Collaborative Learning in Math on Sixth Graders' Individual Goal Orientations from a Socioconstructivist Perspective. Elementary School Journal: The Interpersonal Contexts of Motivation and Learning, 706(3), 273-290.
Urdan, Т., Turner, J. C. (2005). Competence motivation in the classroom. In A. J. Elliot, C. S. Dweck (eds): Handbook of Competence and Motivation (pp. 297-317). New York: Guilford.
References
Abakumova, I. V. (2008). Meaning didactics. Moscow: Credo, (in Russ.).
Abakumova, I. V., Godunov, M. V., Penkov, D. V. (2019). Strategies of meaning formation: transition from duality to trialectics. Russian Psychological Journal, 16(1), 52-76. https://www. doi.org/10.21702/rpj.2019.1.3 (in Russ.).
Anderman, E. M., Wolters, C. A. (2006). Goals, values, and affect: Influences on student motivation. In P. A. Alexander, P. H. Winne (eds): Handbook of Educational Psychology (2nd ed.) (p. 21). New York: Routledge.
Artyukhina, A. I. (2006). Professional and personal development of students in the educational environment of a medical university, a textbook. Volgograd: Volgograd State Medical University, (in Russ.).
Bodrov, V. A., Syrkin, L. D. (2003). Diagnostics and forecasting of professional motivation in the process of psychological selection. Psychological journal, 24(1), 73-81. (in Russ.).
Bukharina, T. L., Averin, V. A. (2002). Psychological and pedagogical aspects of medical education. Yekaterinburg: Scientific Publishing Council of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, (in Russ.).
Dubovitskaya, T. D. (2005). On the problem of diagnostics of educational motivation. Voprosy Psikhologii, 1, 73-79. (in Russ.).
Dubrova, V. P., Elkina, I. V. (2001). The image of the ideal doctor in the representation of students of the higher medical school. Palliative medicine and rehabilitation: a scientific and practical journal, 4, 59-66. (in Russ.).
Enikeeva, A. M., Baimuratov, T. R., Khamadeev, E. F., Nasretdinova, L M., Khusaenova, A. A. (2016). Professional motivation of medical university students. Young Scientist, 27(125), 869-870. (in Russ.).
Esenkova, N. Yu. (2010). The relationship of educational motivation and professional orientation of a doctor at the stage of study at a university (Cand. dissertation). Kursk, (in Russ.).
Glushko, A. N. (2006). Psychological and ergonomic foundations and means of professionalization of medical university students (Dr. Sci. (Psychology) dissertation). Moscow, (in Russ.).
Linnenbrink, E. A. (2005). The dilemma of performance-approach goals: The use of multiple goal contexts to promote students' motivation and learning. Journal of Educational Psychology, 97(2), 197-213. doi: https://doi.Org/10.1037/0022-0663.97.2.197
Lukina, V. S. (2004). Research of motivation of professional development. Voprosy Psikhologii, 5, 25-32. (in Russ.).
Malinauskas, R. K. (2005). Motivation of students of different periods of study. Sociological Research, 2, 134-138. (in Russ.).
Nutten, J. (2004). Motivation of action and the prospect of the future. Moscow: Smysl. (in Russ.).
Orlov, A. B. (2002). Psychology of personality and human essence: Paradigms, projections, practices. Moscow: Academa. (in Russ.).
Pintrich, P. R. (2003). A motivational science perspective on the role of student motivation in learning and teaching contexts. Journal of Educational Psychology, 95(4), 667-686. org/10.1037/0022-0663.95.4.667
Popov, V. A., Kondratieva, O. Yu. (1999). Changing motivational and value orientations of students. Sociological Research, 6, 96-99. (in Russ.).
общая психология, психология личности
Povarenkov, Yu. P. (2002). Psychological content of a person's professional development. Moscow:
Publishing House of the Ural Federal District, (in Russ.). Summers, J. J. (2006). Effects of Collaborative Learning in Math on Sixth Graders' Individual Goal Orientations from a Socioconstructivist Perspective. Elementary School Journal: The Interpersonal Contexts of Motivation and Learning, 706(3), 273-290. Urdan, Т., Turner, J. C. (2005). Competence motivation in the classroom. In A. J. Elliot, C. S. Dweck
(eds.): Handbook of Competence and Motivation (pp. 297-317). New York: Guilford. Vasilyeva, E. Yu., Tomilova, M. I. (2007). Dynamics and nature of educational motivation of medical
university students at different stages of training. Human ecology, 6, 34-39. (in Russ.). Vishtak, О. V. (2003). Motivation preferences of school leavers and university students. Sociological Research, 2(226), 135-139. (in Russ.).
Информация об авторах Диана Надировна Набиева - студент педиатрического факультета, Ростовский государственный медицинский университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid.ora/0000-0002-5602-3047
Author Information
Diana Nadirovna Nabieva - student of the Faculty of Pediatrics, Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid. ora/0000-0002-5602-3047
Информация о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.