Научная статья на тему 'Мотивационно-смысловые образования личности студентов вуза'

Мотивационно-смысловые образования личности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОТИВ / СМЫСЛ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY ORIENTATION / MOTIVE / MEANING / MOTIVATION AND MEANING FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова Наталья Николаевна

Рассмотрены особенности мотивационно-смысловых образований личности студента вуза. Даны психологические характеристики мотивационно-смысловых образований достижения, аффилиации, познания, доминирования студентов-психологов в зависимости от курса и формы обучения. Определены особенности иерархии мотивационно-смысловых образований личности студентов в зависимости от курса и формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the peculiarities of motivation and meaning formations of a university student's personality. It gives the psychological characteristics of motivation and meaning formations achievements, affiliation, cognition, domination of psychology students in dependence with a year of studies and the education form. The author describes the peculiarities of the hierarchy of motivation and meaning formations according to the year of studies and the education form.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-смысловые образования личности студентов вуза»

УДК 88.3

МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.Н. Акимова (Рубцовск)

Аннотация. Рассмотрены особенности мотивационно-смысловых образований личности студента вуза. Даны психологические характеристики мотивационно-смысловых образований достижения, аффилиации, познания, доминирования студентов-психологов в зависимости от курса и формы обучения. Определены особенности иерархии мотивационно-смысловых образований личности студентов в зависимости от курса и формы обучения.

Ключевые слова: направленность личности; мотив; смысл; мотивационно-смысловые образования; смыслообразование.

В современном мире растет количество психологических исследований, посвященных собственно внутреннему, духовному, в частности побудительному и ценностно-смысловому аспектам личности. Смысловые и мотивационно-смысловые образования рассматриваются в известных подходах А.Г. Асмолова [1], Б.С. Братуся [2], В.К. Вилюнаса [3], Д.А. Леонтьева [5] и др. По нашим представлениям, смысл и мотив в их психологической слитности задают направление и личностные смыслы не только конкретных действий или деятельностей человека. Мотивационно-смысловые образования, как отмечает Б.А. Сосновский [7], существуют и функционируют на личностном уровне, очерчивают основные контуры и придают смыслы всей жизни субъекта. Они реально субъективируют отраженный мир, очеловечивают и оживляют его, задают психическому образу конкретно-индивидные, субъектно-пристрастные параметры [7. С. 52]. Процессы смыслообразования осуществляются в отношениях мотива и цели [4]. Но не только и не столько. Смыслообразование производит психологически целостный субъект посредством всей системы собственной направленности. В ней по-своему соотносятся множественные отношения как «внутри себя» (связки: потребности - мотивы - цели - задачи -результаты и т.д.), так и различные внешние явления и факторы, условия и обстоятельства жизни и деятельности человека [7].

Цель исследования, проведенного нами, - изучение особенностей мотивационно-смысловых образований личности студентов вуза, в зависимости от вида (очное и заочное) и курса (с 1-го по 5-й) обучения.

Гипотезы исследования:

1) выраженность мотивационно-смысловых образований у студентов разных курсов имеет свои особенности, характеризующиеся возрастанием средних величин аффилиации, достижения и познания от 1-го к 4-му курсам обучения, снижением исследуемых величин на 5-м курсе (кроме величины доминирования);

2) выраженность мотивационно-смысловых образований имеет свои особенности у студентов заочной формы обучения, проявляющиеся в более низких показателях всех исследуемых мотивационно-смысловых образований (кроме аффилиации) по сравнению со студентами очной формы обучения. Общий объем вы-

борки, представленной студентами психологического факультета, составил 266 чел., из них студенты 1-5-го курса очного отделения - 125 чел.; студенты 1-5 курса заочного отделения - 141 чел. Нами использован валидизирован-ный опросник Орлова-Сосновского, который позволяет измерить выраженность мотивационно-смысловых образований достижения, познания, доминирования, аффилиации и субъективное отношение к учению.

Курсовая динамика величин мотивационно-смыс-ловых образований у студентов психологического факультета представлена в табл. 1; обозначены и статистически достоверные различия средних величин.

Потребности в достижении и познании имеют положительную динамику и достигают максимума к 4-му курсу. Потребность в аффилиации максимальна на 3-м курсе. Потребность в доминировании имеет тенденцию к снижению от 1-го к 3-му курсу. Для 5-го курса характерна отрицательная динамика отношения к учению и всех потребностей, кроме доминирования. Эти изменения по-требностной сферы чрезвычайно важны, поскольку имеют выходы на реальную деятельность личности. Возрастание (от 1-го к 4-му курсу) потребностей в достижении и познании обычно характеризует протекающую учебу как успешную [6]. На 3-м курсе картина сложнее: при повышении потребностей в достижении, аффилиации и познании наблюдается некоторое снижение потребности в доминировании (на о/о) и «величины» отношения к учению. На 5-м курсе снижаются средние значения всех измеренных параметров, кроме потребности в доминировании для студентов очного обучения.

С целью уточнения динамики, выявленной по методу поперечных срезов, было проведено лонгитюдное исследование группы студентов очного отделения в течение 4 лет обучения (табл. 2).

Подтвердилась отмеченная ранее тенденция к росту значений познания, аффилиации, доминирования от 1-го к 4-му курсу. Выраженность смыслов достижения меняется не однонаправленно и уменьшается на 2-м и 3-м курсах. Для объяснения этого факта требуется проведение самостоятельных исследований.

Для студентов заочного обучения (см. табл. 1) характерны более низкие показатели почти всех исследуемых мотивационно-смысловых образований, кроме аффи-лиации. Их динамика в целом аналогична отмечаемой

Общая психология и психология личности

Т а б л и ц а 1

Средние значения мотивационно-смысловых образований (потребностей) у студентов-психологов очного (о/о) и заочного (з/о) отделений

Курс обучения Потребность в По формам обучения (критерий Манна-Уитни)

достижении познании аффилиации доминировании отношение к учению

о/о з/о о/о з/о о/о з/о о/о з/о о/о з/о

1-й 9,5 9,2 9,4 9,7 11,4 12,0 8,8 7,2 10,4 11,4 Возраст, (0,00)

2-й 9,9 9,1 9,4 9,4 11,7 11,5 8,3 7,8 11,5 10,5 Возраст, (0,00)

3-й 10,0 9,6 9,6 9,3 12,6 11,2 8,2 8,9 11,1 9,1 Потр. в афф.(0,03) отн. к учен. (0,01) возраст (0,00)

4-й 10,1 10,0 9,9 9,6 11,6 12,0 8,8 7,8 10,1 10,7 Возраст, (0,00)

5-й 10,0 9,4 9,5 9,0 11,2 11,9 9,6 6,3 10,0 9,4 Потр. в доминир. (0,00); возраст, (0,00)

По курсам обучения (кр. Манна-Уитни) м\ду 3-4 курс (0,01)

По курсам обучения (кр. Крускала-Уоллеса) з/о: 1) потребность в доминировании (0,04); 2) отношение к учебе (0,04)

Примечание. о/о - очная, з/о - заочная формы обучения.

Т а б л и ц а 2

Результаты лонгитюдного исследования динамики мотивационно-смысловых образований

Курс Достижение Познание Аффилиация Доминирование Отношение к учебе

Потреб-ность Удовлетворен-ность Потреб-ность Удовлетворенность Потреб-ность Удовлетворен-ность Потребность Удовлетворенность

1-й 10,7 6,3 7,8 6,5 10,4 6,4 6,4 3,6 10,0

2-й 9,2 6,6 8,4 6,2 10,5 6,2 7,9 3,8 10,6

3-й 8,2 6,1 8,9 7,0 10,7 6,2 7,5 4,1 10,5

4-й 10,2 6,4 9,6 7,7 12,8 7,1 9,0 4,8 10,8

Критерий Фридмана Удовлетворенность достижением (0,02*); потребность в познании (0,014*); потребность в доминировании (0,03*)

для студентов очной формы обучения. Наблюдается снижение потребностей в познании, интереса к учению, нет выраженного роста смыслов доминирования. Это можно объяснить тем, что для большинства студентов-заочников обучение в вузе не является основным видом деятельности. Получение диплома рассматривается как вынужденный этап в карьерном росте. Наконец, существует значимое различие студентов очного и заочного отделений по возрасту (р<0,01).

В табл. 3 представлен «потребностный профиль» личности студента-психолога.

На всех курсах уверенно преобладают аффилиатив-ные смыслы личностных устремлений. Интересно, что для студентов 1-4-го курсов расположение величин потребностей не меняется: это аффилиация, достижение, познание, доминирование. На 5-м курсе резко возросшее доминирование слегка опережает величину познания. Возможно, это связано с предстоящей выпускнику сменой жизненной ситуации, с переходом от привычной и репродуктивной учебы к малознакомой самостоятельной практической работе.

В выборке студентов заочного отделения соотношение величин измеренных мотивационно-смысловых образований несколько отличается от предыдущей (табл. 4).

Аффилиативные смыслы являются наиболее выраженными, а стремление к доминированию всегда относительно меньше других. Однако порядок расположения двух других потребностей зависит от их значений на младших и средних курсах. На 1-2-м курсах познание превалирует над смыслами достижения, тогда как на 3-5-м относительно вырастает личностная значимость достиженческих мотивов. Показательно также, что смыслы познания стоят в этой иерархии у заочников выше, чем у студентов дневного отделения.

Обобщенные результаты проведенного исследования можно свести к следующим выводам:

1. Курсовая динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов является не однонаправленной. Возрастание средних значений аффилиации, достижения и познания наблюдается от 1-го ко 2-му и

№ 35

Сибирский психологический журнал

2010 г.

Т а б л и ц а 3

Иерархия мотивационно-смысловых образований у студентов-психологов очного отделения

Курс о/о Потребность

Аффилиация Достижение Познание Доминирование

1-й 11,4 9,5 9,4 8,8

2-й 11,7 9,9 9,4 8,3

3-й 12,6 10,0 9,6 8,2

4-й 11,6 10,1 9,9 8,8

5-й 11,2 10,0 9,6 9,5

Т а б л и ц а 4

Иерархия мотивационно-смысловых образований у студентов заочного отделения

Курс Потребность

Аффилиация Познание Достижение Доминирование

1-й 12,0 9,7 9,2 7,2

2-й 11,5 9,4 9,1 7,8

3-й 11,2 9,6 9,3 8,9

4-й 12,0 10,0 9,6 7,8

5-й 11,9 9,4 9,0 6,3

от 3-го к 4-му курсам обучения. На 3-м и 5-м курсах выраженность почти всех измеренных параметров, в том числе и отношения к учению, уменьшается. Исключение составляет возрастание к 5-му курсу средних значений показателя «стремление к доминированию».

2. Исследуемые мотивационно-смысловые образования количественно и качественно различаются у студентов дневной и заочной форм обучения, что можно считать проявлением как возрастных, так и личност-

ных различий, обусловленных социальным статусом респондентов.

3. Аффилиативные смыслы являются наиболее значимыми для студентов всех курсов и форм обучения. Однако симптоматика познания более выражена у студентов-заочников 1-2-го курсов (второе место в иерархии), тогда как у студентов очного отделения на 5-м курсе более выражена потребность в доминировании (четвертое место в иерархии).

Литература

1. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Психология

личности: Сб. ст. М.: Вопросы психологии, 2001. С. 93-103.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. 304 с.

3. ВилюнасВ. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

5. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.

6. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. ... д-ра психол.

наук. М., 1984. 33 с.

7. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. 198 с.

MOTIVATION AND MEANING FORMATIONS OF A UNIVERSITY STUDENT'S PERSONALITY Akimova N.N. (Rubtsovsk)

Summary. The article considers the peculiarities of motivation and meaning formations of a university student's personality. It gives the psychological characteristics of motivation and meaning formations achievements, affiliation, cognition, domination of psychology students in dependence with a year of studies and the education form. The author describes the peculiarities of the hierarchy of motivation and meaning formations according to the year of studies and the education form.

Key words: personality orientation; motive; meaning; motivation and meaning formation; meaning formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.