Научная статья на тему 'Динамика морфоцитохимических показателей лейкоцитов и тромбоцитов при общей сенсибилизации'

Динамика морфоцитохимических показателей лейкоцитов и тромбоцитов при общей сенсибилизации Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика морфоцитохимических показателей лейкоцитов и тромбоцитов при общей сенсибилизации»

Михеев А.Г., Павлова Т.Г., Эльберт И.А.

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

ДИНАМИКА МОРФОЦИТОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛЕЙКОЦИТОВ И ТРОМБОЦИТОВ ПРИ ОБЩЕЙ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ

Изучению морфологии и цитохимии лейкоцитов и тромбоцитов при общей сенсибилизации посвящено много работ [1, 2, 3]. Однако отмечается неоднозначность и противоречивость литературных данных. Описаны противоречивые количественные, морфологические и цитохимические изменения при общей сенсибилизации как в грану-лоцитах, агранулоцитах, так и в тромбоцитах. Указанные различия объясняются использованием различных антигенов, неодинаковых способов и доз сенсибилизации, а также различных экспериментальных животных. В большинстве работ приводятся сведения, касающиеся лишь поздних сроков сенсибилизации.

Цель исследования — выяснить закономерности количественных, морфологических и цитохимических изменений в лейкоцитах и тромбоцитах в различные сроки сенсибилизации.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Опыты проведены на 50 половозрелых кроликах-самцах породы шиншилла, которых сенсибилизировали внутривенно противокоревым человеческим гамма-глобулином (трехкратно в дозе 10 мг на кг веса животного с интервалом 2 суток). Кровь для изготовления мазков брали из краевой вены уха в следующие сроки: через 10, 60 мин. и 1 сутки после первой сенсибилизирующей инъекции антигена, 2 суток после второй инъекции, 10 и 60 мин. после третьей инъекции, на 5-е, 7-е, 11-е, 18-е и 25-е сутки сенсибилизации. У каждого животного за неделю до начала эксперимента дважды проводилось взятие крови для морфологических и цитохимических исследований, что обеспечивало надежный индивидуальный контроль и позволяло выбраковать больных животных с лейкоцитозом и патологическими изменениями клеток крови. Для цитоморфологического исследования лейкоцитов и кровяных пластинок использовали усовершенствованные гематологические фиксаторы и красители, защищенные авторскими свидетельствами на изобретения (А.Г. Михеев, 1983, 1990). Цитохимическое выявление щелочной и кислой фосфатаз проводили модифицированными методами одновременного азосо-четания (А.Г. Михеев, 1986, 1996), а сукцинатдегид-рогеназы (СДГ) — с помощью нитросинего тетразо-лия (М. Берстон, 1965). Пероксидазу выявляли бен-зидиновым методом. Гликоген определяли с помощью ШИК-реакции. Цитохимическое выявление неферментных катионных белков проводили с прочным зеленым при рН 8,2. Липиды выявляли окраской с суданом черным В. Результаты цитохимических реакций в различных видах лейкоцитов и тромбоцитах оценивали полуколичественным методом и высчитывали цитохимический показатель (ЦП).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В самые ранние сроки сенсибилизации (10, 60 минут и 1 сутки после 1-й инъекции антигена) не обнаружено существенных количественных изменений содержания лейкоцитов и тромбоцитов в периферической крови, изменений в лейкоцитарной формуле и ЦП в различных видах лейкоцитов и тромбоцитах. Этот факт свидетельствует, что малые дозы чужеродного белка при первом контакте не оказывают существенного влияния на лейкоциты и тромбоциты периферической крови.

Через 2 суток после 2-й сенсибилизирующей инъекции (или 4 суток с начала сенсибилизации) обнаружено статистически достоверное повышение относительного и абсолютного содержания эозино-филов, псевдоэозинофилов, средних лимфоцитов, моноцитов и гирербазофильных лимфоцитов. При этом количество лейкоцитов в 1л крови (7,9 ± 0,3 млрд) лишь несущественно превышало исходный уровень (7,6 ± 0,2 млрд). Отмечается нерезко выраженное, но статистически достоверное увеличение количества тромбоцитов в периферической крови. Цитохимическими методами обнаружено достоверное повышение активности пероксидазы, щелочной и кислой фосфатаз в псевдоэозинофилах. В последних наблюдается также статистически достоверное увеличение ЦП гликогена, катионных белков и фосфоли-пидов. В лимфоцитах выявлено значительное повышение активности кислой фосфатазы и СДГ, тогда как в тромбоцитах активность этих ферментов существенно не изменяется. Полученные данные свидетельствуют, что уже на 4-е сутки сенсибилизации обнаруживаются первые статистически достоверные количественные и цитохимические изменения в различных видах лейкоцитов. Последние являются отражением наступивших под влиянием антигена процессов пролиферации и дифференцировки иммуно-компетентных клеток в красном костном мозге и периферических лимфоидных органах.

Гораздо более выраженные изменения выявлены после 3-й сенсибилизирующей инъекции. Так, уже через 10 минут развивается значительная лейкопения, псевдоэозинопения, базопения и относительный лимфоцитоз. При этом, в базофильных гранулоци-тах наблюдаются морфологические изменения: дег-рануляция различной степени выраженности, появление псевдоподий, не содержащих специфических гранул. Относительное и абсолютное содержание эо-зинофилов на десятой минуте снижается по сравнению с предыдущим сроком, однако остается на значительно более высоком уровне по сравнению с нормой. Достоверно снижается количество тромбоцитов в крови не только по сравнению с предыдущим сро-

126 № 4 2005 ^УПвощина

в Кузбасс®

О^Аедици

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

ком, но и с контролем. Интенсивность цитохимических реакций на кислую и щелочную фосфатазы, пероксидазу, гликоген, катионные белки и фосфо-липиды в псевдоэозинофилах остается на прежнем уровне. Активность кислой фосфатазы и СДГ в лимфоцитах также не изменяется. В мазках крови встречаются скопления лейкоцитов, насчитывающие 1525 клеток, вплотную прилежащих друг к другу. Эти скопления состоят из морфологически неизмененных псевдоэозинофилов и единичных базофилов. Наблюдаются также группы плотно расположенных тромбоцитов (по 20-30 штук).

Через 60 минут после 3-й инъекции антигена отмечается выраженный лейкоцитоз, эозинофилия, ба-зофилия, псевдоэозинофилия, моноцитоз, увеличение гипербазофильных лимфоцитов. Для большинства базофилов характерна выраженная дегрануляция. В некоторых базофилах наряду с дегрануляцией наблюдается хроматинолиз ядра. Как и в предыдущем сроке наблюдений, в мазках периферической крови встречаются группы лейкоцитов (до 25 клеток). Они состоят из псевдоэозинофилов и отдельных базофи-лов, плотно прилежат друг к другу и не имеют каких-либо морфологических изменений. При этом наблюдаются скопления кровяных пластинок без существенных морфологических изменений (до 30 пластинок). Цитохимический статус псевдоэозинофилов и лимфоцитов сохраняется на прежнем уровне. Описанную дегрануляцию базофилов периферической крови через 10 и 60 минут после третьей инъекции про-тивокоревого человеческого гамма-глобулина можно объяснить появлением на их поверхности иммуноглобулинов Е, которые взаимодействуют с антигеном. Наблюдаемая внутрисосудистая агрегация лейкоцитов и тромбоцитов свидетельствует об изменении реакции указанных форменных элементов крови при контакте с антигеном на 4-е сутки сенсибилизации.

В последующие сроки (5-25-е сутки сенсибилизации) наблюдается лейкоцитоз, наиболее выраженный на 18-е сутки (14,6 ± 0,5 млрд). Одновременно происходит повышение абсолютного содержания базо-фильных и псевдоэозинофильных гранулоцитов, наибольшие цифры которых также отмечаются на 18-е сутки. Но максимальная эозинофилия наблюдается на 7-е сутки сенсибилизации, в последующие сроки абсолютное содержание эозинофилов существенно не отличается от нормы. В период с 5-х по 25-е сутки определяется статистически достоверное увеличеие количества тромбоцитов, максимально выраженное на 18-й день. На 7-е сутки обнаружены наибольшие изменения процентного соотношения различных морфологических форм лимфоцитов: снижение малых лимфоцитов и повышение средних и гипербазофиль-ных лимфоцитов. Однако максимальные сдвиги абсолютного содержания агранулоцитов приходятся на 11-е и 18-е дни сенсибилизации: лимфоцитоз, моно-цитоз, увеличение средних и гипербазофильных лимфоцитов. В период с 7-х по 18-е сутки эксперимента среди малых и средних лимфоцитов появляются атипичные формы, имеющие неровные контуры ядра.

В атипичных лимфоцитах обнаруживается высокая активность кислой фосфатазы и СДГ. На 7-е, 11-е и 18-е дни эксперимента в периферической крови появляются лимфоциты с неровными контурами, которые не встречались у контрольных животных. Цитоплазма у этих лимфоцитов окрашивалась неравномерно, в нескольких местах вокруг ядра отсутствовала, где ядро становилось «оголенным».

С 5-х по 25-е сутки эксперимента обнаружено статистически достоверное повышение содержания тромбоцитов в крови, причем максимальные цифры определяются на 18-е сутки.

С 7-го по 25-й дни эксперимента цитохимическими методами выявлено статистически достоверное повышение активности щелочной фосфатазы и перок-сидазы в псевдоэозинофилах, наиболее выраженное на 18-е сутки. Максимальное увеличение ЦП кислой фосфатазы в псевдоэозинофилах обнаруживается раньше (5-е сутки сенсибилизации). При этом в периферической крови значительно увеличивается процентное содержание клеток 3-го типа с интенсивной цитохимической реакцией, и появляются клетки 4-го типа с очень интенсивной цитохимической реакцией, которые отсутствовали в контроле. В последуюшие сроки происходило постоянное снижение активности кислой фосфатазы в псевдоэозинофилах, но даже на 25-е сутки ее уровень достоверно превышал норму. На 5-18-е сутки обнаружено статистически достоверное увеличение ЦП гликогена в псевдоэозино-филах, наиболее выраженное на 11-е сутки. На 25-е сутки содержание гликогена существенно не отличалось от нормальных значений. С 5-х по 25-е сутки эксперимента обнаружено достоверное повышение ЦП фосфолипидов в псевдоэозинофилах, причем максимальные цифры определяются на 18-е сутки. Полученные данные свидетельствуют, что при общей сенсибилизации происходят количественные и морфо-цитохимические изменения в псевдоэозинофилах, наиболее выраженные на 18-е сутки. Указанные изменения свидетельствуют о значительном повышении функциональной активности псевдоэозинофилов.

В период с 5-х по 25-е сутки сенсибилизации определяется статистически достоверное повышение активности кислой фосфатазы в лимфоцитах, максимально выраженное на 7-е и 11-е сутки. При сенсибилизации в большей степени, чем в норме, выражена зависимость активности кислой фосфатазы лимфоцитов от их морфологии. В средних лимфоцитах наблюдается более высокая активность данного фермента, по сравнению с малыми. В клетках с более широким ободком цитоплазмы наблюдается более интенсивная реакция на кислую фосфатазу (и в средних, и в малых лимфоцитах). Лимфоциты с неровными контурами цитоплазмы давали очень слабую цитохимическую реакцию. Атипичные лимфоциты, имеющие одно или два вдавления в ядре, отличались высокой активностью кислой фосфатазы. В ги-пербазофильных лимфоцитах всегда наблюдалась слабая цитохимическая реакция на кислую фосфа-тазу. На 5-25-е сутки эксперимента обнаружено статистически достоверное повышение активности СДГ

ОЛ^ищт

. и № 4 2005 127

в Кузбассе 1 *

в лимфоцитах с максимальными значениями на 7-е сутки. Полученные данные свидетельствуют, что общая сенсибилизация приводит к количественным и морфоцитохимическим изменениям в лимфоцитах, которые наиболее выражены на 7-11-е сутки. Указанные изменения свидетельствуют о значительном повышении функциональной активности лимфоцитов. Количественные и морфоцитохимические изменения в лейкоцитах периферической крови отражают процессы пролиферации и дифференцировки клеток в периферических лимфоидных органах под влиянием антигена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На большом экспериментальном материале при наличии индивидуального контроля проведено морфологическое и цитохимическое исследование лейкоцитов и тромбоцитов периферической крови 50 экспериментальных кроликов в различные сроки сенсибилизации (от 10 и 60 минут после 1-й инъекции антигена до 25 суток). В наиболее ранние сроки сенсибилизации (через 10, 60 минут и 1 сутки после первой инъекции антигена) не обнаружено существенных морфологических и цитохимических изменений в лейкоцитах и тромбоцитах. Этот факт свидетельствует, что при 1-м контакте с антигеном в лейкоцитах и тромбоцитах не наступает морфологических и цитохимических изменений. Первые статистически достоверные количественные и морфо-цитохимические изменения в различных видах лейкоцитов и тромбоцитах обнаружены на 4-е сутки сенсибилизации, что отражает процессы пролиферации и дифференцировки в красном костном мозге и лим-фоидных органах под влиянием антигена.

Наиболее выраженные изменения в лимфоцитах установлены на 7-11-е сутки сенсибилизации. Они

характеризуются лимфоцитозом, увеличением содержания средних и гипербазофильных лимфоцитов, появлением атипичных лимфоцитов с неровными контурами ядра и неровными контурами цитоплазмы, повышением активности кислой фосфатазы и СДГ в лимфоцитах. Указанные изменения свидетельствуют о повышении функциональной активности лимфоцитов и отражают процессы пролиферации и диф-ференцировки в лимфоидных органах.

Максимально выраженные морфоцитохимические изменения в базофилах и псевдоэозинофилах обнаружены на 18-е сутки. Они включат увеличение абсолютного содержания этих клеток, резкое повышение активности пероксидазы, щелочной и кислой фос-фатаз, увеличение ЦП катионных белков, гликогена и фосфолипидов в псевдоэозинофилах. Эти изменения свидетельствуют о повышении функциональной активности псевдоэозинофилов, и отражают влияние малых доз антигена на красный костный мозг. Наибольшее увеличение количества тромбоцитов в крови обнаружено также на 18-е сутки. Учитывая, что изменения в лимфоцитах наступают раньше, чем в псевдоэозинофилах, базофилах и тромбоцитах, про-лиферативные процессы иммунокомпетентных клеток под влиянием антигена в периферических лим-фоидных органах развиваются раньше, чем в красном костном мозге.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адо, А.Д. Общая аллергология /А.Д. Адо. - М., 1978. - 464 с.

2. Бельченко, Д.И. Цитологическая активность клеток тромбоци-тарной системы /Д.И. Бельченко //Иммунол. - 2001. - № 3. -С. 155-157.

5. Сапрыкин, В.П. Морфологические варианты нейтрофильных гра-нулоцитов крови (световая и электронная микроскопия) /В.П. Сапрыкин, С.Л. Кузнецов //Морфол. - 2001. - № 6. - С. 37-41.

Михеева О.Т.

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово

ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА

«ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»

В формировании образованной личности важное место имеют классические языки. Значение классических языков для умственного и духовного развития личности известно давно. В пользу занятий классическими языками высказывались многие писатели и ученые. Среди них А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой, физик В. Гейзенберг и др. Заимствованиями из древнегреческого и латинского языков обильно насыщен язык современной науки, литературы, искусства любой страны мира [1]. Греческие и латинские слова пришли в новые языки не сами по себе, а в сопровождении тесно связанных с ними понятий, идей и художественных образов. По мнению культуролога Ю.В. Андреева, по латинским и греческим образцам строилась не только речь образованно-

го европейца, жившего в восемнадцатом, девятнадцатом и начале двадцатого века, но и весь образ мыслей, чувств, его взгляды на мир и людей, его мораль, то, что принято называть системой ценностей [2]. В последнее десятилетие научная дисциплина «Лингвос-трановедение» развивает идею о необходимости слияния обучения языку с изучением общественной и культурной жизни его носителей [3]. В преподавании классических языков такая идея традиционна.

Цель работы — выделение элементов древнегреческого языка и культуры Древней Греции, необходимых для усвоения курса «Латинский язык и основы медицинской терминологии».

В России до октября 1917 года преподавание классических языков было связано с изучением антич-

12о № 4 2005 ^Упеащина

в Кузбасс®

О^Аедици

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.