Научная статья на тему 'ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ'

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митенкова Л.В., Комиссарова О.А., Ошев А.А., Волкова Л.М., Алехина А.А.

Изучаются показатели морфофункционального состояния студентов заочной формы обучения, оценивается их физическое состояние. Определяется возможность включения студентов заочной формы обучения разного возраста в единую группу для выполнения контрольных испытаний физкультурно-оздоровительной направленности. Практическая значимость - поиск и внедрение новых форм контрольных занятий студентов заочной формы обучения позволит повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой, сформировать потребность в здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митенкова Л.В., Комиссарова О.А., Ошев А.А., Волкова Л.М., Алехина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MORPHOFUNCTIONAL STATE CORRESPONDENCE STUDENTS - MANAGEMENT SPECIALISTS

The indicators of the morph functional state of correspondence students are studied, their physical condition is assessed. The possibility of including correspondence students of different ages in a single group to perform control tests of physical culture and wellness orientation is determined. Practical significance -the search and introduction of new forms of control classes for correspondence students will increase the motivation of students to engage in physical culture, form the need for a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ»

Предлагаемые комплексы заданий, направленные на согласование движений с музыкой, содержат средства, методы и методические приемы на формирование музыкальной грамотности и развития музыкальной памяти спортсменок, умения подбирать, сопоставлять и конструировать движения, соответствующие музыкальным образам. Данный подход нашел свое применение в тренировочном процессе гимнасток и способствовал повышению качества артистического компонента их исполнительского мастерства.

ВЫВОДЫ

В процессе выполненного исследования были конкретизированы пути направленного совершенствования артистического компонента мастерства спортсменок с учетом современных тенденций развития художественной гимнастики. Доказано, что достижение высшего спортивного мастерства и конкурентоспособность гимнасток обусловлены степенью предрасположенности не только к освоению всего многообразия технически сложных элементов, но и к их артистическому выполнению под музыку. Полученные данные свидетельствуют, что содержание артистической подготовки в художественной гимнастике должно быть ориентировано на сопряженное формирование музыкальной культуры и дви-гательно-выразительного опыта спортсменок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный подход к процессу постановки соревновательных композиций в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.Б. Зеновка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 180-185.

2. Чехович, Д.О. Легко ли сравнивать темпы? / Д.О. Чехович // Журнал Общества теории музыки. - 2020. - № 1 (29). - С. 44-86.

3. Взаимосвязь способности к воспроизведению ритма движений с развитием психических функций студенток / Е.А. Поздеева, Э.В. Маркин, Ю.В. Коричко, С.А. Давыдова // Теория и практика физической культуры. - № 7. - 2022. - С. 74-76.

4. Когерентный анализ ЭЭГ при физических нагрузках и звуковом сопровождении различной ритмо-темповой структуры / Ю.Г. Калинникова, Е.С. Иноземцева, Э.В. Галажинский, Д.Ю. Ба-ланев, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. - №11 - 2015. - С. 36-38.

REFERENCES

1. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Zenovka, I.B. (2014), "Modern approach to the process of staging competitive compositions in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, No. 8 (114), pp.180-185.

2. Chekhov, D.O. (2020), "Is it easy to compare tempos?", Journal of the Society of Music Theory, No.1 (29). pp. 44-86.

3. Pozdneeva, E.A. Markin, E.V., Korichko, U.V., Davydova S.A. (2022), "Interrelation of the ability to reproduce the rhythm of movements with the development of mental functions of female students", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 74-76.

4. Kalinnikova, U.G., Inozemtseva, E.S., Galazhinsky, E.V., Balanev, D.U., Kapilevich, L.V. (2015), "Coherent analysis of EEG during physical exertion and sound accompaniment of various rhythmic-tempo structures", Theory and practice ofphysical culture. No. 11, pp. 36-38.

Контактная информация: elena.vlgafk@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2023

УДК 796.07

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Любовь Вячеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Александровна Комиссарова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский

государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург; Алексей Александрович Ошев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Александра Валерьевна Алехина, старший преподаватель, Виктор Владимирович Фарулев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

Санкт-Петербург

Аннотация

Изучаются показатели морфофункционального состояния студентов заочной формы обучения, оценивается их физическое состояние. Определяется возможность включения студентов заочной формы обучения разного возраста в единую группу для выполнения контрольных испытаний физкультурно-оздоровительной направленности. Практическая значимость - поиск и внедрение новых форм контрольных занятий студентов заочной формы обучения позволит повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой, сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Ключевые слова: морфофункциональные показатели, физическое состояние, заочная форма обучения, контрольные нормативы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p253-257

DYNAMICS OF MORPHOFUNCTIONAL STATE CORRESPONDENCE STUDENTS

- MANAGEMENT SPECIALISTS Lyubov Vyacheslavovna Mitenkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Ale-ksandrovna Komissarova, the senior teacher, St. Petersburg State Pediatric Medical University; Alexey Alexandrovich Oshev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexandra Valeryevna Alyokhina, , the senior teacher, Viktor Vladimirovich Farulev, the senior teacher, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

The indicators of the morph functional state of correspondence students are studied, their physical condition is assessed. The possibility of including correspondence students of different ages in a single group to perform control tests of physical culture and wellness orientation is determined. Practical significance -the search and introduction of new forms of control classes for correspondence students will increase the motivation of students to engage in physical culture, form the need for a healthy lifestyle.

Keywords: morph functional indicators, physical condition, correspondence form of education, control standards.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня уровень здоровья студентов является значимой проблемой. Молодежь страдает от негативных последствий научно-технического прогресса, сокращения физических нагрузок, повышения умственной нагрузки в условиях интенсивной учебно-профессиональной деятельности [1, 6]. Специалисты по физическому воспитанию уделяют особое внимание разработке средств и методов физкультурно-оздоровительной деятельности, необходимым становится поиск форм контрольных занятий, в том числе студентов заочной формы обучения (ЗФО), который позволит повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой, их двигательную активность [2, 4].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ специальной литературы, опрос (анкетирование, беседа), наблюдение, эксперимент, тестирование, математическая статистика. К обследованию привлечены студенты ЗФО специализации «Технология транспортных процессов», это работники производственного комплекса, специалисты транспортных организаций, специалисты,

связанные со сферой услуг. С целью изучения показателей по основным параметрам физического состояния весь контингент занимающихся был разделен на 2 группы: 20-30 лет и 30-45 лет. Тестирование осуществлялось в конечном этапе эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Картина морфофункционального состояния студентов в указанных возрастных группах отражена в таблица 1.

Таблица 1 - Динамика морфофункционального состояния студентов ЗФО_

Показатели Возраст 20-30 лет Возраст 30-45 лет t P

X±m с X±m с

Рост, см 182,5±1,8 5,5 178,8±2,1 7,6 1,34 >0,05

Масса тела, кг 75,4±1,6 5,6 80,3±2,2 8,5 1,80 >0,05

ЖЕЛ, мл 4256±176,1 568,3 4145±147,3 523,5 0,48 >0,05

Индекс Кетле, г/см 428,2±7,0 21,4 449,7±12,9 41,5 1,37 >0,05

Жизненный индекс, мл/кг 54,0±1,6 5,2 51,1±1,8 6,8 1,21 >0,05

Силовой индекс, усл. ед. 58,3±2,1 6,5 55,7±1,8 6,7 0,93 >0,05

ЧСС, уд/мин 70,0±2,4 7,0 68,6±3,0 4,9 0,90 >0,05

АДсист., мм. рт. ст. 128,7±2,7 7,1 126,9±2,4 9,6 0,50 >0,05

АДдиас., мм. рт. ст. 76,0±1,6 5,7 76,3±1,9 7,5 0,12 >0,05

Степ-тест, усл. ед. 105,8±4,8 13,8 113,0±4,8 16,8 1,06 >0,05

Проба Штанге, с 44,7±3,6 12,0 47,0±3,8 13,8 0,71 >0,05

Здоровье по Апанасенко 1,63±0,2 0,5 1,72±0,1 0,5 0,41 >0,05

В соответствии с полученными данными рост и масса тела обследуемых соответствует высоким значениям, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и силовые признаки - в норме. Увеличение массы тела в группе 30-45 лет в сравнении с 20-30-летними на 4,9 кг при меньшем росте и снижение ЖЕЛ на 111 мл - результат инволюционных изменений с возрастом. В 1-й группе показатели ЖЕЛ превышают на 5% значения ДЖЕЛ (Должной ЖЕЛ), а во 2-й группе наблюдается обратная картина - «отставание» ЖЕЛ от ДЖЕЛ на 4%. Часть морфофункциональных показателей имеют высокие значения «с», т. к. наблюдается значительный разброс в уровне физического развития студентов ЗФО внутри возрастной группы [1, 3]. Происходит постепенное изменение индекса Кетле и жизненного индекса, характеризующего функциональные возможности дыхательного аппарата, поэтому полагаем, что поддержание двигательной активности будет сопровождаться большими сдвигами кардио-респираторной системы. Очевидно, что изменение показателей физического развития в относительно небольшом возрастном диапазоне предопределены влияниями учебно-профессиональной деятельностью и недостаточной двигательной активностью. Показатели ЧСС несколько превышают норму, что может свидетельствовать о недостаточной кардио-респираторной выносливости организма. Артериальное давление (АД) систолическое в 20-30 лет сохраняет устойчивые показатели, АД диастолическое имеет тенденцию к увеличению, что отражает возрастные особенности и является причиной социального характера [5, 8]. Вариативность результатов пробы с задержкой дыхания убеждает в разнородности функционального состояния обследуемых, данный факт подтверждается и в процессе тестирования физической подготовленности (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика физической подготовленности студентов ЗФО

Тесты Возраст, X±m t Р

20-30 лет 30-45 лет

Сгибание/разгибание рук в упоре лежа, к-во раз 31,3±2,9 29,4±2,9 0,47 >0,05

Подтягивание на перекладине, к-во раз 7,7±1,2 6,1±1,2 0,94 >0,05

Поднимание ног к перекладине, к-во раз 9,1±1,3 6,9±1,3 1,20 >0,05

Прыжок в длину с места, см 225,6±9,3 205,4±8,9 1,61 >0,05

Наклон вперед, стоя на скамейке, см 15,4±2,7 11,9±2,9 0,90 >0,05

Подъемы туловища из и.п. лежа, руки за головой, к-во раз за 1 мин 41,1±3,2 39,5±3,1 0,36 >0,05

Прыжки на скакалке, к-во раз за 1 мин 125,1±7,6 113,8±6,8 1,13 >0,05

Результаты тестов физической подготовленности согласуются с многочисленными данными о некотором снижении двигательных функций с возрастом [7]. Наибольшее снижение физических качеств произошло по показателям гибкости (22,7%), силовых качеств (20,7 и 6,1%), скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости (по 9,0%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы исследования согласуются с выводами о целесообразности использования морфофункциональных показателей для контроля функционального состояния и индивидуализации физических нагрузок занимающихся [5, 7]. Динамика морфофункцио-нального состояния студентов в диапазоне 20-45 лет характеризуется постепенным снижением результатов, но изменения статистически не достоверны, что дает возможность включения студентов ЗФО данного возраста в единую группу выполнения тестов по оценке физического развития. Аналогичная закономерность выявлена и при выполнении тестов физической подготовленности студентов ЗФО. Вместе с тем, в данном возрастном диапазоне совпадение окончания развития организма с началом инволюционных морфологических изменений выдвигает задачу сохранения устойчивости функций организма и отдаление инволюции двигательной деятельности в разряд актуальных. Данное положение является определяющим в обосновании рациональных физических нагрузок, адекватных уровню физического состояния занимающихся в возрасте 20-45 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №7 (173). - С. 27-31.

2. Преодоление учебного стресса студентами разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова, Л.В. Митенкова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2019. - Т. 14. № 2. - С. 876-882.

3. Волкова Л.М. Оздоровительные программы занятий на фитболе в вузе для будущих специалистов гражданской авиации и инженеров / Л.М. Волкова, Л.В. Митенкова // Адаптивная физическая культура. - 2015. - № 3 (63). - С. 24-27.

4. Возможности использования фитнес-ресурсов в обеспечении конкурентоспособности физической культуры студентов/ О.В. Миронова, К.Н. Дементьев, О.В. Пристав, О.Н. Устинова, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 8-10.

5. Цифровизация образования в современных условиях / О.Н. Устинова, Л.М. Волкова, М.А. Дасько, А.А. Голубев, А.А. Даценко, Д.А. Васильев // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2021. №3(193). С.433-436.

6. Хаертдинов И.М. Основные проблемы и стратегии совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов авиационной отрасли/ И.М. Хаертдинов // Вестник Екатерининс. ин-та. - 2015. - № 4(32). - С. - 101-106.

7. Шалупин В.И. Динамика показателей умственной и физической работоспособности студентов факультетов авиационных систем и комплексов (ФАСК) / В.И. Шалупин, И.А. Родионова, Д.В. Романюк // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 4. - URL: https://science-educationru/ru/article/view?id=28999 (дата обращения: 05.04.2023)..

8. Шалупин В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов МГТУ ГА / В.И. Шалупин, И.А. Письменский // Научный вестник МГТУ ГА. - 2015. - № 213 (3). - С. 8184.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.7 (173), pp. 27-31.

2. Bushma, T.V., Zuikova, E.G., Volkova, L.M. and Mitenkova, L.V. (2019), "Overcoming educational stress by students of different learning profiles", Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them, Vol. 14, No. 2, pp. 876-882.

3. Volkova, L.M. and Mitenkova, L.V. (2015), "Wellness programs", Adaptive physical culture, No. 3 (63), pp. 24-27.

4. Mironova, O.V., Dementiev, K.N., Bailiff, O.V., Ustinova, O.N. and Grigoriev, V.I. (2015), "Possibilities of using fitness resources in ensuring the competitiveness of physical culture of students", Theory and practice ofphysical culture, No.9' pp. 8-10.

5. Ustinova, O.N., Volkova, L.M., Dasko, M.A., Golubev, A.A.,. Datsenko, A.A. and Vasiliev, D.A. (2021), "Digitalization of education in modern conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 433-436.

6. Khaertdinov, I.M. (2015), "The main problems and strategies for improving the training of competitive specialists in the aviation industry", Bulletin of the Catherine Institute, No. 4 (32), pp. 101-106.

7. Shalupin, V.I., Rodionova, I.A. and Romanyuk D.V. (2019), "Dynamics of indicators of mental and physical performance of students of faculties of aviation systems and complexes (FACS)", Modern problems of science and education, No. 4, available at: https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=28999.

8. Shalupin, V.I. ans Pismensky, I.A. (2015), "Professionally applied physical training of students of MSTU GA:, Scientific Bulletin of MSTU GA, No. 213 (3), pp. 81-84.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2023

796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ОБЛАСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, Пермь; Роман Аркадьевич Со-лоницин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь; Адик Накиевич Шарипов, кандидат педагогических наук, профессор, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

В последнее время среди учащейся молодёжи актуальным становится вопрос не только в развитии и совершенствовании физических качеств, но и в приобретении знаний о своем здоровье и формировании установок на здоровый образ жизни. На сегодняшний день в системе высшего образования, на занятиях по физической культуре согласно статье 43 пункту 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", каждый обучающийся обязан заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Учебный процесс в рамках занятий по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с курсантами ведомственных образовательных организаций направлен на реализацию задач, связанных со спецификой служебной деятельности, и имеет прикладной характер, в отличие от учащихся гражданских вузов. Научная новизна результатов исследования заключается в разработке содержания профессионально-прикладных умений и навыков оздоровительной деятельности курсантов в соответствии с функциональными компонентами профессиональной деятельности (гностический, коммуникативный, конструктивный, организационный). Практическая значимость результатов исследования позволит преподавателям ведомственных и гражданских вузов планировать образовательный процесс с учетом профессионально-прикладных умений и навыков в области оздоровительной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, курсанты, физическая культура, оздоровительная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.