Научная статья на тему 'Динамика морфофункционального состояния селезёнки кролика как индикатор стресса и иммунокоррекции препаратом Ронколейкин®'

Динамика морфофункционального состояния селезёнки кролика как индикатор стресса и иммунокоррекции препаратом Ронколейкин® Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
163
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОЛИК / СЕЛЕЗЁНКА / МОРФОФУНКЦИЯ / СТРЕСС / ПРЕПАРАТ РОНКОЛЕЙКИН® / ИММУНОКОРРЕКЦИЯ / RONKOLEIKIN® PREPARATION / RABBIT / SPLEEN / MORPHOFUNCTION / IMMUNITY CORRECTION

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Вишневская Вишневская, Абрамова Людмила Леонидовна

Изучена динамика морфофункционального состояния селезёнки кроликов в условиях стресса и его иммунокоррекции препаратом Ронколейкин®. Экспериментальное моделирование стрессового состояния животных производили в течение 14 суток, с использованием уплотнённой посадки и теплового климатического фактора, на базе КФХ «Раздолье» Оренбургской области. Для иммунокоррекции организма кроликов, находящихся в стрессе, животным вводили препарат Ронколейкин®. Иммунокоррекция препаратом Ронколейкин® при продолжительном комбинированном стрессе у кроликов выявила характерную динамику структурно-функциональных свойств селезёнки животных. Применение препарата Ронколейкин® в рекомендованных дозах способствует профилактике технологического стресса, что подтверждается положительным влиянием на изменения морфофункциональной структуры органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Вишневская Вишневская, Абрамова Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF MORPHOFUNCTIONAL STATE OF SPLEEN IN RABBITS AS AN INDICATOR OF STRESS AND ITS IMMUNITY CORRECTION BY USING THE RONKOLEIKIN® PREPARATION

The dynamics of morphofunctional state of spleen in rabbits under stress conditions and its immunity correction by using the Ronkoleikin® preparation has been studied. The experimental simulation of stress condition in the animals was carried out during the period of 14 days using dense animals’ placement and thermal factor. The trials were carried out on the basis of «Razdolye» livestock farm, Orenburg region. With the purpose of immunity correction the rabbits subjected to certain stress factors were injected the Ronkoleikin preparation. In the course of immunity correction using the above preparation specific dynamics of structural and functional spleen properties was observed in rabbits exposed to continued and combined stresses. The use of Ronkoleikin® in the doses being recommended contributes to prevention of technological stresses, this being supported by its positive effect on the changes in the morphofunctional structure of the organ.

Текст научной работы на тему «Динамика морфофункционального состояния селезёнки кролика как индикатор стресса и иммунокоррекции препаратом Ронколейкин®»

Динамика морфофункционального состояния селезёнки кролика как индикатор стресса и иммунокоррекции препаратом Ронколейкин®

Т.Я. Вишневская, к.б.н.,

ЛЛ. Абрамова, д.б.н., профессор, Оренбургский ГАУ

В настоящее время успешно развивается промышленное и фермерское кролиководство, которое является наиболее скороспелой и экономически выгодной отраслью животноводства [1]. Кролики крайне чувствительны к нарушениям условий содержания, что вызывает в их организме стрессовую реакцию, на которую в первую очередь реагирует иммунная система, мобилизируя защитные силы организма [2—4].

Стресс непосредственно вызывает иммуно-дефицитное состояние, снижая резистентность организма животных, ведёт к заболеваемости и падёжу, в конечном итоге значительному экономическому ущербу [5, 6].

Для повышения защитных сил организма в настоящее время используются иммунномодуляторы, воздействующие непосредственно на активизацию адаптационных способностей и иммунобиологического статуса организма животных [7].

Цель работы — изучить динамику морфофункционального состояния селезёнки кроликов в условиях стресса и его иммунокоррекции препаратом Ронколейкин®.

Объект и методы исследования. Объектом исследования служили 27 половозрелых самцов кроликов породы советская шиншилла в возрасте 8 мес., аналогичных по массе, из которых сформировали три группы: контрольную (I) и две опытных (II и III).

Экспериментальное моделирование стрессового состояния животных производили в течение 14 сут. с использованием уплотнённой посадки и теплового климатического фактора на базе КФХ «Раздолье», Оренбургской области. Для иммунокоррекции организма кроликов, находящихся в стрессе, животным вводили препарат Ронколейкин®.

Животных II гр. подвергали стрессу (п=9). Кроликам III гр. перед постановкой на экспери-

мент вводили Ронколейкин® подкожно, из расчёта 5OOO МЕ/кг массы тела, двукратно, один раз в сутки, с интервалом 48 час. Последнюю инъекцию Ронколейкина® производили за 48 час. до начала эксперимента (n=9).

Кролики I гр. служили контролем, содержались отдельно от остальных, им не применяли препараты и не подвергали стрессу (n=9). Все животные находились в одинаковых условиях содержания, их кормление осуществляли по нормам ВИЖа.

Препарат Ронколейкин® получают современными биотехнологическими методами из клеток продуцента рекомбинантного штамма пекарских дрожжей Saccharomyces cerevisiae, в генетический аппарат которых встроен ген человеческого интерлейкина-2 (рИЛ-2), солюбилизатор-додецилсульфат натрия (ДСН), стабилизатор — D-маннит и восстановитель — дитиотреитол (ДТТ). Активная субстанция Ронколейкина® — рекомбинантный дрожжевой интерлейкин-2 человека — является полипептидом, состоящим из 1ЗЗ аминокислот с молекулярной массой около 15,4 кДа. По внешнему виду препарат представляет собой прозрачную опалесцирующую жидкость.

Для гистологического исследования селезёнки животных забирали пробы объёмом 0,5 см2. Полученный материал фиксировали в 10-процентном растворе нейтрального формалина, заключали в парафин и приготавливали срезы толщиной 5—6 мкм, которые окрашивали гематоксилином-эозином и по Романовскому-Гимза. Цифровые версии микрофотографий получали на микроскопе MICROS (Австрия, ув. x1500) и цифровой видеокамере, подвергали морфометрической обработке программой Test-morfo 2,8. В образце ткани измерения каждого показателя осуществляли не менее чем в 15 полях зрения каждого объекта. Лимфоидные узелки селезёнки распределили на группы по величине их диаметра: крупный — от 500 мкм и выше, средний — 200—500 мкм, мелкий — до 200 мкм.

Результаты и их обсуждение. Проведённые исследования показали, что стресс оказал влияние на величину лимфоидных узелков селезёнки кроликов, что выразилось в достоверном уменьшении площади крупного лимфоидного узелка на 29,5%, среднего — на 37,8%, мелкого (первичного) — на 61,9% по сравнению с контролем. Применение Ронколейкина® на фоне стресса достоверно увеличивало площадь лимфоидных узелков по сравнению с животными, находившимися в стрессе, на 54,3, 34,5 и 108,5% соответственно, а по отношению к контролю площадь крупного лимфоидного узелка увеличивалась на 8,8%, среднего и мелкого — достоверно уменьшалась на 16,4 и 20,5% (Р<0,01) соответственно.

У животных, находящихся в условиях стресса, диаметр центральной артерии крупного лимфоидного узелка в отношении контроля увеличился на 3,6%, тогда как толщина её стенки возросла на 58,4% (Р < 0,001). В среднем лимфоидном узелке диаметр центральной артерии увеличился на 22,4%, ширина стенки — на 49,2% (Р < 0,001), в мелком данные показатели снижались на 19,2 и на 31,8% (Р < 0,001) соответственно.

Применение кроликам препарата Ронколей-кин® на фоне стресса (III гр.) инициировало уменьшение диаметра центральной артерии больших и средних лимфоидных узелков по отношению к животным (стресс) II гр на 9,8 и 19,4% (Р < 0,001) соответственно, а у мелких — её увеличение на 26,8% (Р<0,001). Толщина стенки центральной артерии больших и средних лимфоидных узелков уменьшалась на 49,6, и на 16,6% (Р<0,001) соответственно, тогда как в малых — увеличилась на 18,8% (Р<0,001). При сравнении данных показателей экспериментальных животных III гр. с контрольной установлено, что в больших лимфоидных узелках диаметр центральной артерии снижался на 6,5% (Р < 0,05), в средних — на 1,3%, в мелких увеличился на 2,5%, толщина её стенки в больших и в малых узелках уменьшалась на 20,2 и 19,0% соответственно, в средних — увеличилась на 24,4% (Р<0,001).

В мелких лимфоидных узелках селезёнки животных контрольной и экспериментальных групп зоны реактивного центра, мантийной, маргинальной и периартериальной не выявлены.

Периартериальная зона, окружающая центральную артерию крупного и среднего лимфоидных узелков селезёнки, отдающая гемокапилляры, образована мигрирующими Т-лимфоцитами. У животных, находящихся в условиях стресса, по сравнению с кроликами контрольной гр. периартериальная зона достоверно увеличилась в 2,1 и 2,3 раза (Р < 0,001) соответственно. Использование Ронколейкина® кроликам, находящимся в условиях стресса (III гр.), способствовало увеличению площади периарте-риальной зоны крупного лимфоидного узелка в 1,1 раза, у среднего — достоверному уменьшению

в 1,7 раза (Р<0,001) по сравнению с. животными (стресс) II гр. По отношению к кроликам контрольной гр. использование Ронколейкина® инициировало увеличение площади периартериальной зоны крупного и среднего лимфоидных узелков в 2,3 и 1,3 раза соответственно.

В реактивном центре лимфоидных узелков селезёнки кроликов всех исследованных групп идентифицируются ретикулярные клетки, макрофаги, В-лимфоциты, плазматические и дендритные клетки. При стрессе площадь реактивного центра крупного лимфоидного узелка достоверно уменьшалась на 40,1%, среднего — на 32,3% (Р<0,001) по сравнению с контролем. Применение Ронколей-кина® способствовало достоверному увеличению площади реактивного центра крупного и среднего лимфоидных узелков селезёнки особей III гр. по отношению к животным II гр. на 90,6 и на 78,4% (Р<0,001), контрольной гр. — на 14,2 и на 20,7% (Р<0,05) соответственно.

Площадь мантийной зоны лимфоидных узелков селезёнки кроликов всех исследованных групп образована скоплением малых В-лимфоцитов, макрофагов, плазмоцитов и небольшого количества Т-лимфоцитов. У животных при стрессе площадь мантийной зоны крупного лимфоидного узелка селезёнки уменьшалась на 39,9%, среднего — на 33,6% по сравнению с контрольной группой. Использование Ронколейкина® вызывало достоверное увеличение площади мантийной зоны у кроликов III гр. в 3,3 (228,1%) и 2,2 раза (121,3%) (Р<0,001) соответственно по отношению к животным II гр. (стресс) и в 2,0 (97,2%) и 1,5 раза (46,9%) соответственно к контролю.

Площадь маргинальной зоны, включающая Т- и В-лимфоциты, в крупном лимфоидном узелке при стрессе уменьшалась на 22,2%, в среднем — на 40,5% (Р<0,001) по сравнению с контролем. При применении кроликам Ронколейкина® на фоне стресса площадь маргинальной зоны крупного и среднего лимфоидных узелков селезёнки уменьшалась на 1,3, 4,2% соответственно по сравнению с животными II гр. и на 23,2, 42,9% (Р<0,001) соответственно с контрольной.

Соединительно-тканная капсула селезёнки, представленная коллагеновыми, эластическими волокнами, гладкими мышечными клетками, отдаёт в глубь органа трабекулы: в продольном, косом и поперечном направлениях строму образует ретикулярная ткань. У животных II гр., подвергшихся стрессу, толщина соединительно-тканной капсулы достоверно уменьшалась на 45,7% по сравнению с контрольной группой. Применение животным Ронколейкина® на фоне стресса в III гр.инициировало увеличение толщины соединительно-тканной капсулы на 69,1% (Р<0,01) по отношению ко II гр. (стресс) и уменьшение на 8,3% — к контрольной.

Вывод. Таким образом, иммунокоррекция препаратом Ронколейкин® при продолжительном

комбинированном стрессе у кроликов выявила характерную динамику структурно-функциональных свойств селезёнки. Применение кроликам препарата Ронколейкин® в рекомендованных наставлением дозах способствовало активному формированию мелких лимфоидных узелков, увеличению площади всех лимфоидных узелков, уменьшению диаметра центральных артерий и площади периар-териальной зоны крупных и средних лимфоидных узелков, но увеличению площадей реактивного центра и мантийной зоны в них, а также утолщению соединительно-тканной капсулы, что в целом профилактировало развитие стресса.

Литература

1. Зусман Н.С., Лепяшкин В.И. Разведение кроликов. М.: Колос, 1966. 222 с.

2. Ковальчикова М., Ковальчик К. Адаптация и стресс при содержании и разведении сельскохозяйственных животных. М.: Колос, 1978. 240 с.

3. Коплик Е.В., Бахмет А.А. Клеточный состав лимфоидных образований селезёнки крыс при воздействии острого эмоционального стресса // Морфология. 2008. № 4. С. 75.

4. Першин С.Б., Кончугова Т.В. Стресс и иммунитет. М.: Крон-пресс, 1996. 160 с.

5. Зимин Ю.И. Иммунитет и стресс // Итоги науки и техники. Серия «Иммунология». Т. 8. М., 1979. С. 173-199.

6. Сагп-ш М.Р., Никиткж Д.Б. Иммунная система, стресс и иммунодефицит. М.: АЛЛ «Джангар», 2000. 184 с.

7. Слободяник В.И, Жуков С.П., Слободяник М.В. и др. Иммуномодуляторы ронколейкин и фоспренил при выращивании кроликов // Кролиководство и звероводство. 2009. № 1. С, 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.