Научная статья на тему 'Динамика личностных характеристик студентов-спортсменов в ходе педагогической практики'

Динамика личностных характеристик студентов-спортсменов в ходе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / TEACHING PRACTICE / STRUCTURE OF PERSONALITY / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луткова Наталия Валерьевна

Педагогическая практика в физкультурном вузе относится к профессиональному циклу вариативной части ФГОС ВПО. Целью этой дисциплины является освоение студентами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области педагогической практики и реализация их в своей профессиональной деятельности. Вместе с этим, педагогическая практика оказывает воздействие на личность студентов-спортсменов. Изучение динамики личностных характеристик студентов-спортсменов в ходе педагогической практики позволяет определить показатели личностного развития студентов и конкретизировать их в качестве целей прохождения практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луткова Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PERSONALITY CHARACTERISTICS STUDENT-ATHLETES DURING THE TEACHING PRACTICE

Pedagogical practice in sports university professional cycle refers to the variable part of the Federal state educational standards. The purpose of this course is the development of students of scientific and practical knowledge, skills and competences in the field of pedagogical practice and implements them in their professional activities. At the same time, teaching practice affects personality student-athletes. Study the dynamics of personality characteristics student-athletes during the teaching practice to determine the performance and personal development of students sharpen them as targets of practice.

Текст научной работы на тему «Динамика личностных характеристик студентов-спортсменов в ходе педагогической практики»

exercise ratio and special orientation, planning, physical activity training activity in basketball.

Key words: means of physical education, physical training plan, monitoring of physical development, decelerations, acceleration.

Lotarev Alexander Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, artem.71@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Seregin Sergey Anatolievish, associate professor, artem.71@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Anastasia Solovieva Vitalievna, lecturer, artem. 71@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011.1

ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Н.В. Луткова

Педагогическая практика в физкультурном вузе относится к профессиональному циклу вариативной части ФГОС ВПО. Целью этой дисциплины является освоение студентами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области педагогической практики и реализация их в своей профессиональной деятельности. Вместе с этим, педагогическая практика оказывает воздействие на личность студентов-спортсменов. Изучение динамики личностных характеристик студентов-спортсменов в ходе педагогической практики позволяет определить показатели личностного развития студентов и конкретизировать их в качестве целей прохождения практики.

Ключевые слова: педагогическая практика, структура личности, личностные характеристики.

Педагогическая практика представляет собой деятельность, в ходе которой студент-практикант должен решать большое количество педагогических задач, анализировать и критически оценивать свою деятельность, выявлять педагогические ошибки и находить способы их решения [2, 3].

Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуальнопсихологическими особенностями. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, так как общество его формирует [1].

В нашем исследовании, проводимом со студентами физкультурного вуза, специализации волейбол и баскетбол, была определена следующая цель: изучение влияния педагогической деятельности в ходе практики на динамику личностных характеристик студентов.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Определить личностные характеристики студентов до прохождения педагогической практики.

2. Определить динамику показателей личностных характеристик студентов в процессе прохождения педагогической практики.

3. Определить конкретные цифровые показатели личностных характеристик студентов, которые могут быть обозначены в качестве целей обучения при прохождении педагогической практики.

Гипотеза исследования: предполагалось, что педагогическая

деятельность в ходе практики влияет на изменение показателей значимости профессии, компетентности по коммуникативному блоку, мотивации, оценке материальных и духовных ценностей, которые могут быть выделены в качестве целей обучения при прохождении педагогической практики.

Объект исследования: личностные характеристики студентов в процессе педагогической практики.

Предмет исследования: динамика личностных характеристик

студентов в процессе педагогической практики.

В современной научной литературе по психологии существуют различные отечественные и зарубежные подходы к изучению личности [1].

В нашем исследовании мы использовали подход профессора К.К. Платонова [4], согласно которому личность - сложное социальнопсихологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур.

Содержание ведущей подструктуры личности составляет ее социальная направленность, система ее ведущих отношений и потребностей, ее мотивов, взглядов и идеалов.

Вторая подструктура включает в себя все, что входит в содержание опыта индивида: знания, умение, актуальные способности, общая культура и развитость.

Третью подструктуру образуют особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности как основа ее общих способностей.

Четвертая подструктура охватывает наследственно заданные индивидуальные особенности личности.

С целью определения личностных характеристик студентов нами, в соответствии с вышеприведенными положениями, были выделены следующие показатели психологического тестирования [6]:

- индекс удовлетворенности профессией;

- коэффициент удовлетворенности и значимости профессией;

- оценка духовных и материальных ценностей;

- интеллектуальные способности (тест Амтхауэра);

- мотивация к достижению цели - к успеху (по Т. Элерсу);

- темперамент;

- уровень компетентности [5].

Для решения первой задачи исследования нами было проведено психологическое тестирование по определению черт личности по

72 показателям. В связи с тем, что существенные различия между группами специализации волейбол и баскетбол были выявлены только по 8 показателям из 72 показателей, определяемых в ходе тестирования, мы позволили считать группы, участвовавшие в исследовании, практическими однородными.

Для решения второй задачи исследования было проведено повторное тестирование по определению личностных характеристик студентов по окончании практики, которое позволило выявить изменения личностных характеристик студентов каждой группы специализации, а также определить конкретные показатели личностных характеристик студентов в качестве целей прохождения практики.

Анализ результатов позволяет сделать заключение, что в группе специализации волейбол по окончании практики существенно увеличился уровень мотивации к достижению цели (успеху) - 28,2, который превосходит аналогичное значение в группе баскетболистов - 18,32.

По-нашему мнению, именно этот показатель оказывает большое значение на то, что в данной группе изменились оценки духовных ценностей, среднее значение которых достигает 5-6 баллов, что по шкале оценки означает «очень важно».

Результатом этих изменений можно считать изменения показателя значимости профессии и повышения коэффициента удовлетворенности профессией.

В группе специализации баскетбол произошли существенные изменения по показателю мотивации к достижению цели (к успеху) (до педагогической практики он был равен - 17,28, а после него - 18,32).

По окончании практики в двух группах увеличиваются показатели коэффициента удовлетворенности профессией и коэффициента значимости профессией. При этом в группе специализации волейбол, эти показатели по окончании практики выше, чем в группе специализации баскетбол. Это может быть объяснено тем, что проведение учебно-тренировочных занятий с воспитанниками детского дома требовало от студентов специализации волейбол решения не только образовательных, но и воспитательных задач, ответственности, добросовестности и творческого подхода в ходе учебнотренировочных занятий к каждому воспитаннику. А это в свою очередь

оказало большее влияние и на изменение отношения к своей профессии у самих студентов.

После практики у студентов специализации волейбол в разделе «материальные и духовные ценности» выявлены статистически достоверные различия по таким показателям, как:

- мотивация к достижению цели (к успеху);

- быть инициативным, новатором в решении задач;

- быть ответственным за порученное дело;

- уметь быстро решать производственные и житейские вопросы; принятие решения без длительного раздумья;

- быть самокритичным и критически относиться к достигнутому;

- обладать организаторскими способностями, уметь организовать, сплотить труд и отдых людей.

Показатель абстрактного мышления не изменился, его значение (69,6) осталось таким же, как до педагогической практики. Таким образом, в ходе практики с воспитанниками детского дома у студентов специализации волейбол формируются важные личностные характеристики, воспитывается социальная позиция личности, развивается чувство долга, обязанности и самооценка.

Анализ динамики показателей личностных характеристик студентов специализации волейбол и баскетбол позволил определить конкретные цифровые показатели в качестве целей прохождения практики. Эти показатели соответствуют 5-6 баллам, что по оценочной шкале соответствуют понятию «очень важно».

Наибольшее отличие между группами выявлено по показателю коммуникативного блока - в группе волейболистов 92 %, (что по шкале оценки соответствует оптимальному уровню), в группе баскетболистов -

73 %; также выявлено большое отличие по показателю организаторского блока (78 % и 65 %, соответственно).

Наименьшее изменение показателя стратегического блока в каждой из двух групп свидетельствует о том, что в ходе практики проявление индивидуального подхода или самостоятельности в поиске таких подходов у студентов осуществляется в неяркой форме.

Процесс практики студентов специализации волейбол и баскетбол вызывает положительные сдвиги по показателям удовлетворенности и значимости профессии, уровню компетентности по коммуникативному блоку, мотивации к достижению цели (к успеху), 5 показателям материальных и духовных ценностей человека.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Психологическое тестирование по определению личностных характеристик студентов в ходе педагогической практики целесообразно осуществлять на основе комплекса тестов, подбор которых осуществлен в

соответствии с каждой из 4-х подструктур личности, выделенных в подходе к изучению личности К.К. Платоновым.

2. Процесс педагогической практики вызывает положительные сдвиги у студентов специализации волейбол по показателям удовлетворенности и значимости профессии, уровню компетентности по коммуникативному блоку, мотивации к достижению цели (к успеху), 5 показателям материальных и духовных ценностей человека.

3. Динамика личностных характеристик студентов специализации спортивные игры, в процессе педагогической практики, позволяет определить конкретные показатели личностных характеристик студентов в качестве целей обучения:

В разделе «Мотивация к достижению цели (к успеху)» - показатели до 70 % от максимума.

В разделе «Материальные и духовные ценности» - до 5-6 баллов, что по шкале оценки соответствует понятию «очень важно».

В разделе «Компетентность по коммуникативному блоку» - 92 %, что по шкале оценки соответствует оптимальному уровню.

Список литературы

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 254 с.

2. Минина Л.Н., Луткова Н.В. Оптимизация подготовки будущих специалистов по АФК средствами спортивных игр на основе рефлексии // Адаптивная физическая культура. СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2006. № 4. С. 26-27.

3. Минина Л.Н. Методика формирования у студентов критического анализа профессиональной деятельности // Спортивные игры: настоящее и будущее: мат. 2-й межд. научн.-практ. конф., посв. 75-летию каф. спорт. игр НГУ им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2009. С. 114-117.

4. Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности» // Структура и развитие личности. М., 1986. С. 122-141.

5. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалиста по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: дис. ...д-ра пед. наук. СПб, 1993. С. 98-114.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум: учеб. пособие. М., 2006. 704 с.

Луткова Наталия Валерьевна, канд. пед. наук, проф., nataliva_lutkova@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный Государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта

DYNAMICS OF PERSONALITY CHARACTERISTICS STUDENT-ATHLETES DURING THE

TEACHING PRACTICE

N.V. Lutkova

Pedagogical practice in sports university professional cycle refers to the variable part of the Federal state educational standards. The purpose of this course is the development of students of scientific and practical knowledge, skills and competences in the field of pedagogical practice and implements them in their professional activities. At the same time, teaching practice affects personality student-athletes. Study the dynamics of personality characteristics student-athletes during the teaching practice to determine the performance and personal development of students sharpen them as targets ofpractice.

Key words: teaching practice, the structure of personality, personality traits.

Lutkova Natalia Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, professor, nataliya lutkova@mail.ru, Russia, St. Petersburg, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health

УДК 796.075.8

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ: СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова

Проблема исследования связана с поиском путей совершенствования физического воспитания студентов в соответствие с вызовами времени на основе компетентностного подхода. Целью исследования стала разработка структуры и содержания унифицированных физкультурных компетенций бакалавров и педагогического инструментария для их оценки и формирования. Авторами показаны возможности физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения в формировании физкультурных компетенций и самореализации студентов средствами физической культуры и массового спорта.

Ключевые слова: физическое воспитание, формирование физкультурной

компетентности, физкультурно-спортивная среда, информационные ресурсы.

Резкое увеличение наукоемких производств, интенсивный рост объема научно-технической информации и быстрое ее старение в начале XXI века актуализировали необходимость повышения качества профессионального образования на основе овладения методологией самостоятельного добывания знаний, непрерывности образования в течение всей жизни, обеспечивающего профессиональную и социальную компетентность и мобильность специалиста [5, 8, 13].

В ответ на вызовы времени система профессионального образования ведущих стран мира начала многоплановый перестроечный процесс, в котором особое место занял компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.