Lotarev Alexander Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Seregin Sergey Anatolievish, associate_professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Anastasia Solovieva Vitalievna, lecturer, artem. [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.015
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
НА ОТДЕЛЕНИИ «БАСКЕТБОЛ»
А.Н. Лотарев, С.А. Серегин, А.В. Соловьева
В рамках научно-методического обеспечения физической подготовки студентов вуза предоставлен экспериментальный материал по систематизации средств их физической подготовки, соотношению упражнений общей физической и специальной направленности, планированию физических нагрузок тренировочной деятельности в баскетболе.
Ключевые слова: средства физического воспитания, планирование физической подготовки, мониторинг физического развития, децелерация, акселерация.
Физическая культура - одна из основных учебных дисциплин любого высшего учебного заведения России. Государство все больше стало уделять внимание здоровью подрастающего поколения и поэтому на всех этапах обучения предусмотрены часы на физическую культуру [2].
Наряду за контролем проведения занятий по физической культуре государство предусматривает обязательный мониторинг физического развития и подготовленности обучающихся. Наверное, положительная динамика этих показателей лучше всего будет демонстрировать качество проведения занятий по физической культуре в любом учебном заведении
[3].
А знание учащимся своих показателей физического развития и физической подготовленности позволит сформировать осознанное отношение к своему здоровью и педагогическому процессу [1].
На современном этапе популярными стали различные виды двигательной деятельности, иногда даже в ущерб классическим видам спорта. На наш взгляд, занятия баскетболом развивают физическую подготовленность студентов наиболее разносторонне. Баскетбол состоит из многих видов упражнений, так наряду с беговыми упражнениями, можно заниматься прыжками, метаниями мяча и др.
Широкий спектр двигательных действий позволяет разнообразить занятия и заинтересовать учащихся к повышению качества занятий и увеличению технических навыков физических действий [2].
Двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56-65 %, а во время экзаменов - 39-46 % от ее уровня во время каникул. Для оптимизации двигательного режима, один из авторов статьи рекомендует увеличение объема часов на занятия физкультурой и спортом, увеличение интенсивности занятий и использование нескольких видов физических упражнений, а так же положительный эффект тренировки зависит от частоты занятий. Недостаточная двигательная активность влечет за собой снижение показателей физической подготовленности студентов.
Основополагающим принципом методологического обеспечения физкультурно-образовательного процесса является принцип спортизации (процесс интеграции технологий, правил, принципов спортивной тренировки, направленный на решение задач физического воспитания независимо от уровня физической подготовленности и состояния здоровья занимающихся) [3].
Учебные программы, разработанные на основе технологической модели, предполагают относительно свободный выбор вида двигательной активности и обеспечивают реализацию дифференцированного и идивидуализированного подходов к занимающимся с учетом
физкультурно-спортивных интересов, состояния здоровья, уровней общей и специальной физической подготовленности, мотивационных устремлений к двигательной активности и отсутствия таковых.
Причинами снижения физической подготовленности студентов:
1. Уменьшение физических нагрузок.
2. Снижение, а порой и полное исключение физических нагрузок во время экзаменационных сессий и летних каникул.
3. Недостаточность времени, отводимого на физическое
воспитание.
Уровень здоровья тесно связан с уровнем двигательной активности и физической подготовленности человека. Поэтому уроки физической культуры, которые для основной массы школьников и студентов являются единственным средством увеличения двигательной активности,
приобретают большую значимость для укрепления и сохранения здоровья молодого поколения. Студенты с более высоким уровнем двигательной активности, физической подготовленности и работоспособности отличаются лучшей способностью к мобилизации памяти, эмоциональной устойчивостью, большей уверенностью в своих действиях [4].
Таким образом, анализ приведенных данных свидетельствует об ухудшении здоровья, о росте заболеваемости, различных отклонениях в состоянии здоровья современной молодежи. Наряду с ростом заболеваемости, у студентов отмечается ухудшение показателей
физического здоровья, их несоответствие общепринятым нормам. Среди факторов, влияющих на рост заболеваемости студентов и низкий уровень
физического развития, следует отметить дефицит двигательной активности. Совокупность указанных факторов обуславливает уровень физической подготовленности и работоспособности, которые, в свою очередь, являются важными показателями профессиональной подготовки студентов.
Поэтому поиск новых средств и методов занятий физической культурой, которые бы способствовали повышению уровня физической подготовленности и здоровья учащихся, является актуальной задачей.
Студенты, которые выбирают игровые виды спорта (волейбол, баскетбол), в числе мотивов выбора называют формирование физических способностей, а также интерес к игровым видам спорта и развитие навыков игровой деятельности, которая может им пригодиться в будущем.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в практике учебного процесса по физическому воспитанию в вузах, среди разнообразных форм направленного использования физической культуры, призванных удовлетворять интересы молодежи, все более популярными становятся занятия баскетболом. Разумное сочетание различных упражнений баскетбола (ходьба, бег, прыжки, метания и др.) позволяет достичь высокого уровня развития основных физических способностей, способствует формированию высоких моральных и волевых качеств занимающихся [4].
Определенным критерием эффективности программы являются данные о посещаемости учебных занятий, а также о степени вовлеченности студентов в физкультурно-спортивную деятельность сверх учебной программы.
Благодаря использованию экспериментальных технологий показатель посещаемости академических занятий по всем направлениям двигательной активности увеличился с 75 % до 92 %. Устойчивость сформированных мотивационных устремлений к занятиям физической культурой после окончания обязательного курса физического воспитания характеризуется степенью вовлеченности студентов в физкультурноспортивную деятельность на 4-5-м курсах обучения (42 % студентов на 4-м курсе, около 30 % - на 5-м).
Таким образом, структура мотивационных устремлений является важным компонентом физической культуры человека и во многом определяет степень его вовлеченности в занятия физическими упражнениями.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что новая учебная программа позволяет осуществлять коррекцию мотивационной сферы. У большинства студентов к 3-му курсу возрастает число мотивов (1-2 - на 1-м курсе, 5-6 - на 3-м). Установлена взаимосвязь физкультурно-спортивных и учебно-профессиональных мотивов.
В целом у студентов, занимавшихся по новой учебной программе, помимо позитивных сдвигов в показателях физического развития отмечается положительная динамика уровня здоровья и функциональных характеристик организма.
Результатом физической подготовки является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется.
Физическую подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма, и она проявляется, в частности, в физических качествах - выносливости, силе, быстроте, ловкости и гибкости, а также в нейромышечной координации.
Индивидуальный подход на занятиях физического воспитания должен быть основан на особенностях физической подготовленности индивида. Как правило, в структуре физической подготовленности человека преобладает или недостаточно развито то или иное физическое качество. Наиболее распространено сильное или слабое развитие скоростно-силовых способностей, гибкости, ловкости или выносливости.
В основе индивидуального выбора средств физической культуры (видов спорта или систем физических упражнений) для направленного развития отдельных физических качеств лежит личная мотивация с целью:
- укрепления здоровья, коррекции отдельных недостатков физического развития и телосложения;
- повышения функциональных возможностей организма;
- психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности и овладения необходимыми умениями и навыками;
- достижения наивысших спортивных результатов.
Анализ научно-методической литературы показал, что совершенствование процесса физического воспитания идет непрерывно на протяжении всего времени с введения преподавания физической культуры в вузах.
Показатели физической подготовленности:
1. Подъемы туловища из положения лежа на кол-во повторений за 30 сек. (юноши). При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении подъемы туловища из положения лежа на количество повторений за 30 секунд, за период тренировок в упражнении подъемы туловища у юношей, также характеризуется положительной и достоверной динамикой повышения показателей. В сентябре 2013 г. -
24±0,30 кол-во раз, в марте 2014 г. - 24,5±0,28 кол-во раз (n=63). Средний показатель увеличился на 0,5 раза, что в процентах составило 2,1.
2. Бег 1000 метров (в сек.) - юноши. При проведении теста по физической подготовленности у юношей в упражнении бег 1000 метров, за исследуемый период в беге на 1000 метров у юношей также характеризуется положительной и достоверной динамикой повышения показателей. В сентябре 2013 г. - 3,45±2,85 сек., в марте 2014 г. - 3,33±2,26 сек. (n=65). На этом этапе средний показатель в группе улучшился на 12 сек., что в процентах составило 5,3.
В результате исследования было установлено, что на занятиях по физической культуре в вузе у студентов, в течение одного учебного года при двух занятиях в неделю, происходит достоверное улучшение уровня физической подготовленности, но показатели в тестах прирастают не равнозначно. В одних упражнениях прирост больше, в других меньше.
В тестах прослеживается положительная восходящая динамика роста показателей физической подготовленности за весь период эксперимента.
Список литературы
1. Биомеханическая специфика утомления при беге на 1000 метров / Е.Е. Аракелян [и др.] // Науч.-практ. журнал. 1998. № 9. С. 42-44.
2. Броненко В.А., Малхов Ю.П. Функциональная подготовка баскетболистов к соревнованиям // Науч.-практ. журнал. 1981. № 6. С. 20-21.
3. Бондарчук И.Ю. Критическая скорость как показатель специальной работоспособности юных баскетболистов // Науч.-практ. журнал. 1982. № 2. С. 32-33.
4. Волков Н.И., Алексеев Г.А. Динамика тренировочных нагрузок и показателей специальной работоспособности юных баскетболистов // Науч.-практ. журнал. 1980. № 6. С. 27-29.
Лотарев Александр Николаевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Серегин Сергей Анатольевич, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Соловьева Анастасия Витальевна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF
".BASKETBALL"
A.N. Lotarev, S.A. Seregin, A.V. Soloveva
Within the scientific and methodological support physical training university students provided experimental data to systematize their means of physical training, general physical
exercise ratio and special orientation, planning, physical activity training activity in basketball.
Key words: means of physical education, physical training plan, monitoring of physical development, decelerations, acceleration.
Lotarev Alexander Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Seregin Sergey Anatolievish, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Anastasia Solovieva Vitalievna, lecturer, artem. [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011.1
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Н.В. Луткова
Педагогическая практика в физкультурном вузе относится к профессиональному циклу вариативной части ФГОС ВПО. Целью этой дисциплины является освоение студентами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области педагогической практики и реализация их в своей профессиональной деятельности. Вместе с этим, педагогическая практика оказывает воздействие на личность студентов-спортсменов. Изучение динамики личностных характеристик студентов-спортсменов в ходе педагогической практики позволяет определить показатели личностного развития студентов и конкретизировать их в качестве целей прохождения практики.
Ключевые слова: педагогическая практика, структура личности, личностные характеристики.
Педагогическая практика представляет собой деятельность, в ходе которой студент-практикант должен решать большое количество педагогических задач, анализировать и критически оценивать свою деятельность, выявлять педагогические ошибки и находить способы их решения [2, 3].
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуальнопсихологическими особенностями. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, так как общество его формирует [1].