Научная статья на тему 'Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания студенческой молодежи'

Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / АТЛЕТИЗМ / ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / MEANS OF PHYSICAL EDUCATION / ATHLETICS / PLANNING / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лотарев Александр Николаевич, Серегин Сергей Анатольевич, Соловьева Анастасия Витальевна

В рамках государственного программно-методического обеспечения физической подготовки студентов вуза предоставлен экспериментальный материал по систематизации средств их физической подготовки, соотношению упражнений общей физической и специальной направленности, планированию физических нагрузок тренировочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лотарев Александр Николаевич, Серегин Сергей Анатольевич, Соловьева Анастасия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHLETIC GYMNASTICS AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

In the framework of the state software and methodical support of physical training of students of the University provided experimental material on systematization their means of physical training, the ratio of General physical exercises and special orientation, planning, physical activity training activity.

Текст научной работы на тему «Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания студенческой молодежи»

УДК 796.015

АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

А.Н. Лотарев, С.А. Серегин, А.В. Соловьева

В рамках государственного программно-методического обеспечения физической подготовки студентов вуза предоставлен экспериментальный материал по систематизации средств их физической подготовки, соотношению упражнений общей физической и специальной направленности, планированию физических нагрузок тренировочной деятельности.

Ключевые слова: средства физического воспитания, атлетизм, планирование физической подготовки.

Эффективная подготовка специалистов для различных отраслей производства в вузе немыслима без создания условий для напряженного учебного труда, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием учащейся молодежи. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры, которое в наибольшей степени способствует сохранению и укреплению здоровья, достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. На наш взгляд, данная функция физического воспитания студенческой молодежи является ведущей в социальном отношении [1].

В совокупности факторов, определяющих развитие и совершенствование структуры организации процесса физического воспитания в вузе, важное значение имеет рациональное планирование средств, методов их использования, постоянный учет количественных и качественных особенностей физических упражнений [3].

В исследованиях, проведенных на кафедре физического воспитания и спорта Тульского государственного университета (ТулГУ), одним из авторов данной статьи, показали, что общая физическая подготовка с использованием оптимального созданного комплекса средств базового вида спорта, с добавлением средств легкой атлетики, общей гимнастики и др., обеспечивает прогрессивное повышение физической подготовленности студентов в учебном году, успешное выполнение требований текущих и промежуточной аттестаций, оказывает более существенное воздействие на активизацию компенсаторных механизмов

[2].

Для практических занятий в рамках дисциплины «Физическая культура», ориентированных на общую физическую подготовку студентов, характерно разнообразие учебного материала на основе использования, как комплексов физических упражнений из различных видов спорта, так и

упражнений из арсенала одного базового вида спорта, относительно умеренные физические нагрузки. Поэтому, после поступления в вуз перед студентом встает задача выбора направления, вида спорта, средствами которого он планирует осуществлять повышение своих физических кондиций [1].

Атлетизм - это обобщающее понятие, которое включает в себя все виды двигательной активности, непосредственно связанные с развитием силы, силовой подготовки и коррекции фигуры занимающихся. В качестве средств атлетической подготовки служат различные силовые упражнения со свободными отягощениями, упражнения на тренажерах, упражнения с эспандерами, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с весом собственного тела и некоторые другие [2].

В силу этого, атлетическая гимнастика стала одним из наиболее популярных видов двигательной активности, эффективным средством оздоровления студентов. Средства этого вида спорта позволяют в достаточной степени обеспечить не только необходимый объем двигательной активности, но и эффективное развитие силы, общей и специальной выносливости, координации и гибкости [3].

Исходя из требований программы физического воспитания кафедры основными целевыми установками учебно-педагогического процесса на отделении «Атлетическая гимнастика» являются:

- формирование у студентов устойчивого интереса к занятиям по атлетизму, как к фактору здорового образа жизни, развития самодисциплины;

- достижение оздоровительного эффекта у студентов;

- обеспечение оптимального объёма двигательной активности с целью поддержания жизненно важных систем организма в нормальном рабочем состоянии, являющееся не менее важной задачей, чем стремление к абсолютным спортивным достижениям;

- контроль физического развития с целью корректировки несбалансированности отдельных мышц и мышечных групп;

- стремление к созданию телосложения, отвечающего эстетическим требованиям гармоничности и пропорциональности тела [3].

Важной составляющей в достижении поставленных целей, конечно же, является обучение. Студент, занимающийся на отделении «Атлетическая гимнастика», изучает правила техники безопасности, учится правильно определять тип своего телосложения, овладевает рациональной техникой общеподготовительных, специальноподготовительных и соревновательных упражнений, формирует умения тщательно дозировать нагрузку и восстановительные мероприятия после них [2].

Важное значение на отделении придается дифференцированному и объективному учету результатов учебного труда студентов. Одним из

критериев результативности учебно-воспитательного процесса являются двигательные нормативы, разработанные кафедрой физвоспитания вуза для всех учебных отделений. Но на наш взгляд, данный раздел программы не в полной мере отвечает специфике содержания учебного материала отделения, что не позволяет в полной мере практически реализовать принцип оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса. Поэтому, помимо общих тестовых упражнений, были разработаны специализированные нормативы. На отделении «Атлетическая гимнастика» в качестве специализированных нормативов выступают упражнения силового троеборья: жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, приседания со штангой на плечах и становая тяга штанги. Оценка осуществляется стандартно - по 10-ти бальной шкале в каждом упражнении [1].

По таблице разрядов в пауэрлифтинге 1 баллу по сумме трех упражнений соответствует результат выше 11-го юношеского разряда в соответствующей весовой категории. 10 баллам соответствует результат чуть выше или равный 1-му юношескому разряду. Данная оценочная шкала действует на протяжении достаточно продолжительного времени и хорошо себя зарекомендовала. Кроме того, результаты в каждом упражнении в течение семестра должны быть улучшены минимум на 2,5 кг относительно ранее показанных (в сумме 7,5 кг). Причем изначально (при сдаче зачетных требований в 1-м семестре) студент должен показать свой наилучший результат, даже если он гораздо выше десятибалльного. (Согласитесь, если студент «с запасом» поднимает вес, ему не составит труда через полгода поднять вес больший на 2,5 кг, не проделав за этот период никакой работы). В правильности выбранного направления содержания учебного материала, результативности всего учебновоспитательного процесса на отделении и систематизации инструментария обратной связи на отделении были проведены исследования, где в качестве испытуемых участвовали 16 студентов 3-го и 19 студентов 2-го курсов ТулГУ.

Анализ результатов показал ощутимую положительную тенденцию в приросте результатов. У группы студентов 2-го курса (19 чел.) прирост результатов за год (при минимально требуемом значении 15 кг) составил 100 % - 5 чел.; +17 % - 1 чел.; +33 % - 2 чел.; +67 % - 2 чел.; +83 % -1 чел.; +117 % - 1 чел.; +133 % - 1 чел.; +200 % - 2 чел.; +233 % - 1 чел.; +250 % - 1 чел.; +283 % - 1 чел.; +413 % - 1 чел. Таким образом, более 80 % состава улучшили свои результаты выше требуемого, а 42 % превысили минимум более чем в 2 раза. У группы студентов 3-го курса (16 чел.) прирост результатов за 1,5 года (при минимально требуемом значении 22,5 кг) составил: 100 % - 4 чел.; +11 % - 1 чел.; +22 % - 1 чел.; +44 % - 2 чел.; +67 % - 1 чел.; +89 % - 2 чел.; +100 % - 1 чел.; +111 % -1 чел.; +133 % - 1 чел.; +300 % - 1 чел.; +422 % - 1 чел. Таким образом,

75 % студентов улучшили свои результаты выше требуемого, а более 31 % превысили минимум более чем в 2 раза. (Например, два студента улучшили свои результаты, относительно минимума, более чем в 4 раза -один добавил к своей сумме 77,5 кг., другой - 117,5 кг).

Следует отметить, что минимальное увеличение начального результата в основном показали студенты имевшие результаты, соответствующие III-му разряду и выше. Дальнейший рост результатов могут обеспечить только занятия в спортивной секции.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что регулярные занятия студентов средствами избранного вида физической активности в рамках требований учебной программы дисциплины «Физическая культура» приводят к положительно динамике изменений в их функциональном состоянии. На первый план здесь выходит оптимальное планирование педагогом применяемых средств и методов из арсенала избранного вида спорта с учетом их оздоровительной эффективности, что в значительной мере способствует росту мотивации к практическим занятиям, а в последующем - формированию потребности в физической активности и физическом самосовершенствовании.

Список литературы

1. Барчуков В.С. Физическая культура: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 255 с.

2. Грязев М.В., Лотарев А.Н., Артемов В.В. Оздоровительные и прикладные аспекты физического воспитания студенческой молодежи: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. 96 с.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник. М; Гардарики, 2001. 448 с.

Лотарев Александр Николаевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Серегин Сергей Анатольевич, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Соловьева Анастасия Витальевна, преп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

ATHLETIC GYMNASTICS AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS A.N. Lotarev, S.A. Seregin, A.V. Soloveva

In the framework of the state software and methodical support of physical training of students of the University provided experimental material on systematization their means of physical training, the ratio of General physical exercises and special orientation, planning, physical activity training activity.

Key words: means of physical education, athletics, planning, physical training.

Lotarev Alexander Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Seregin Sergey Anatolievish, associate_professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Anastasia Solovieva Vitalievna, lecturer, artem. [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.015

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

НА ОТДЕЛЕНИИ «БАСКЕТБОЛ»

А.Н. Лотарев, С.А. Серегин, А.В. Соловьева

В рамках научно-методического обеспечения физической подготовки студентов вуза предоставлен экспериментальный материал по систематизации средств их физической подготовки, соотношению упражнений общей физической и специальной направленности, планированию физических нагрузок тренировочной деятельности в баскетболе.

Ключевые слова: средства физического воспитания, планирование физической подготовки, мониторинг физического развития, децелерация, акселерация.

Физическая культура - одна из основных учебных дисциплин любого высшего учебного заведения России. Государство все больше стало уделять внимание здоровью подрастающего поколения и поэтому на всех этапах обучения предусмотрены часы на физическую культуру [2].

Наряду за контролем проведения занятий по физической культуре государство предусматривает обязательный мониторинг физического развития и подготовленности обучающихся. Наверное, положительная динамика этих показателей лучше всего будет демонстрировать качество проведения занятий по физической культуре в любом учебном заведении

[3].

А знание учащимся своих показателей физического развития и физической подготовленности позволит сформировать осознанное отношение к своему здоровью и педагогическому процессу [1].

На современном этапе популярными стали различные виды двигательной деятельности, иногда даже в ущерб классическим видам спорта. На наш взгляд, занятия баскетболом развивают физическую подготовленность студентов наиболее разносторонне. Баскетбол состоит из многих видов упражнений, так наряду с беговыми упражнениями, можно заниматься прыжками, метаниями мяча и др.

Широкий спектр двигательных действий позволяет разнообразить занятия и заинтересовать учащихся к повышению качества занятий и увеличению технических навыков физических действий [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.