THE CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS ON THE BASIS OF FUNCTIONAL MULTIA THLON (CROSSFIT)
D.A. Kokorev
The presented empirical material reveals features the application of crossfit in physical education of students. The article underlines the relevance of the transformation of the substance of the discipline "physical culture" amid a significant deterioration of the health of young people and the need to modernize means of education. Therefore, we have developed a content adaptation components of crossfit, and features of the simulation exercise in the annual cycle, the conditions of initiation of the competitive forms of crossfit. As a result, the study proved the high efficiency of the methodology of crossfit to improve physical fitness of students, including the implementation of the TRP, the positive estimate of FC and to improve functional status.
Key words: students physical of the University, crossfit, physical education, lessons, physical training.
Kokorev Denis Aleksandrovich, postgraduate student, teacher, [email protected] Russia, Moscow, Russian Economic University the name of G.V. Plekhanov
УДК 796.323.2
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ
А.Н. Лотарев, Х.М. Ляшенко
В рамках разработки программно-методического обеспечения учебного процесса на отделении «Баскетбол» представлен исследовательский материал по соотношению упражнений общеподготовительного, специально-подготовительного (сопряженого) и соревновательного характера в рамках семестров двухлетнего обучения по дисциплине «Физическая культура», а также их влияние на уровень физической подготовленности студентов-баскетболистов.
Ключевые слова: систематизация учебно-тренировочных средств, планирование средств физической культуры в учебном процессе, уровень физической подготовленности.
Усложнение школьных и вузовских программ обучения привело к существенному ограничению двигательной активности учащихся и, как следствие, снижению уровня их здоровья, работоспособности и росту заболеваемости [1].
Данные обследования старшеклассников свидетельствуют, что более 30 % из них имеют низкий уровень физической подготовленности, поскольку до 80 % суточного бюджета времени учащиеся находятся под «прессом» хронического дефицита двигательной активности, который продолжается и в период вузовского этапа обучения [5] .
Традиционные занятия в рамках дисциплины физическая культура по методическим подходам и выбору средств физического воспитания практически не обеспечивают положительную динамику физической подготовленности учащейся молодежи. Изучая физическую подготовленность студентов 1-го курса, специалисты выявили, что уровень развития скоростно-силовых способностей составил 65-68 % (бег 100 м, прыжок в длину с места), развития силовых способностей - 57 % (подтягивание), а развития выносливости - всего 31 % (бег 1000 м) от должных показателей. Школьники, продолжая обучение в вузах, вновь испытывают отрицательное влияние учебно-производственной гипокинезии. Одним наиболее действенным фактором оптимизации двигательного режима студентов является рациональный выбор средств и методов, в том числе и базовых, в рамках процесса физического воспитания. При этом большое значение необходимо уделить мотивации, которая могла бы создать устойчивый интерес к занятиям на длительное время [4] .
Важную роль в повышении эффективности учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» играет умение педагога найти подходы, побуждающие студента к активной двигательной деятельности на занятиях, формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям различными видами двигательной активности [2].
В настоящее время организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» предусматривает два направления: ОФП с использованием комплекса средств различных видов спорта и спортивное, на базе одного избранного вида спорта. На наш взгляд, наиболее эффективным, создающим необходимую мотивацию к выполнению физических нагрузок должной интенсивности и формирующим потребность к систематическим занятиям, является спортивное направление. Более того, выявлено, что развитие резервных возможностей организма студентов в наибольшей степени обеспечивали специализированные занятия спортивными играми, в частности, баскетболом. Участвуя в игре занимающиеся незаметно для себя переносят значительную нагрузку, выполнение которой в других условиях, в другой обстановке было бы связано с проявлением значительных волевых усилий. Особенно важно, что большой объем движений в баскетболе происходит на высоком эмоциональном фоне, что является важным фактором, поддерживающим интерес к систематическим занятиям ФК [6].
В качестве основных критериев оценки оздоровительной эффективности применяемых средств и методов в учебном процессе являются результаты выполнения контрольных упражнений типа «норм ГТО» [3].
На наш взгляд, использование только средств баскетбола как базового вида спорта, для решения оздоровительных задач без привлечения средств других видов спорта может быть неэффективным. Кроме того, в начале учебного года возникает необходимость подтянуть в физическом и
техническом плане отстающих студентов до минимально необходимого уровня, позволяющего в полном объеме использовать средства баскетбола для решения оздоровительных задач. Поэтому в своих исследованиях мы попытались определить место, характер и объем применяемых средств физического воспитания, а также величины нагрузок в учебно-тренировочном процессе в рамках 1-4 семестров учебного года.
На протяжении 1-го семестра учебного года осуществлялся ряд организационных мероприятий: комплектование группы, прохождение студентами медицинского осмотра, а также учебно-педагогические воздействия по совершенствованию основных технических приемов игры в баскетбол и повышению физических кондиций занимающихся. Поэтому, учебный материал на практических занятиях состоял из упражнений основной гимнастики (до 20 %), легкой атлетики (25 %), простейших упражнений из средств баскетбола (30 %), эстафет и подвижных игр с элементами базового вида спорта с учетом выполнения предстоящих в конце семестра практических двигательных нормативов. Нагрузки не превышали зону большой мощности. Результаты тестирования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Физическая и техническая подготовленность студентов в 1-м семестре
ФИО Поднимание Челночный Прыжок в Ведение Штрафы Вис на
туловища, бег 10x10м, длину с/м, мяча, с перекладине,
кол-во раз с см с
Мужчины
Р-ин 31 26,9 235 5,3 9 0,45
Д-ов 28 23,5 230 4,8 8 0,55
Б-рь 34 24,0 270 4,5 10 0,57
Д-ев 31 25,0 260 5,4 8 1,07
Б-ев 30 25,4 225 5,7 8 0,40
М-ов 26 28,0 225 5,7 8 0,45
М-ков 28 26,6 215 6 9 0,12
Б-ов 26 25,5 235 5,3 10 0,25
К-ов 28 26,5 235 6,5 5 0,55
Р-ко 25 27,0 235 5 10 0,58
В-ов 30 22,5 225 5,2 10 0,28
Ср. знач. 28,8 23,9 217,5 5,4 8,6 38,3
Долж. знач. 26,0 26,5 235,0 5,6 7,0 0,45
Женщины
М-ва 25 28,3 190 6,8 8 0,25
П-на 31 29 170 5,5 9 0,42
Н-ва 27 30,2 185 6,5 8 0,35
З-ва 24 31,7 140 7,7 7 0,6
С-ва 23 30,7 165 6,3 7 0,35
Ср. знач. 26,0 30,0 170,0 6,6 7,8 0,3
Долж. знач. 25,0 30,5 175,0 6,3 6,0 0,2
Из таблицы видно, что, несмотря на применение значительного объема (до 70 %) средств вспомогательных видов спорта, не удалось добиться ощутимых оздоровительно значимых сдвигов в показателях физических кондиций. Нам представляется, что это связано с малым временным параметром анализированного этапа учебного процесса. Также было отмечено, что необходимо повысить объем средств баскетбола, направленных на решение оздоровительных задач. Поэтому, во 2-м семестре был увеличен объем применяемых средств баскетбола сопряженного воздействия, позволяющего решать одновременно оздоровительные и образовательные задачи. Важно отметить, что содержание большинства упражнений учитывало специфику выполнения предстоящих в конце семестра тестовых двигательных нормативов. Кроме того, увеличилось игровое время проведения двусторонних учебных игр. В конце семестра было проведено очередное тестирование, результаты которого представлены в табл. 2.
Таблица 2
Физическая и техническая подготовленность студентов
во 2-м семестре
ФИО Упражнение на гибкость, Челночный бег 10x10м, Прыжок в длину с/м, Передача мяча Штрафы Бег на 1000 м,
см с см мин,с
Мужчины
Р-ин 0 25,5 240 26 8 3,31
Д-ов 18 25,0 220 24 9 3,46
Б-рь 18 24,1 265 21 12 3,02
Д-ев 21 23,8 250 23 8 3,50
Б-ев 8 25,5 235 23 6 3,56
М-ов 13 24,7 240 20 9 3,45
М-ков 3 25,0 230 23 8 4,40
Б-ов 0 25,5 225 25 10 3,35
К-ов 17 29,5 250 23 10 3,30
Р-ко 10 24,8 225 24 10 4,04
В-ов 17 27,0 250 24 12 3,15
Ср. знач. 11,5 25,5 239,1 21,5 9,3 3,50
Долж. знач. 10,0 26,5 235,0 22,0 7,0 3,35
Женщины
М-ва 21 29,0 165 22 7 5,15
П-на 2 28,9 190 17 8 4,53
Н-ва 13 29,0 180 22 10 5,12
З-ва 17 30,0 160 2 5 7,14
С-ва 10 29,6 190 23 7 5,12
Ср. знач. 12,6 29,3 177,0 17,2 7,4 5,41
Долж. знач. 13,0 30,0 170,0 18,0 6,0 4,50
Из табл. 2 видно, что произведенные изменения в объемах применяемых средств и интенсивности их использования позволили существенно повысить развитие скоростно-силовых способностей студентов и показателей их технической оснащенности. В тоже время, отмечено существенное отставание в развитии общей (аэробной) выносливости.
Выявленные в ходе предыдущего семестра недочеты мы попытались учесть в течение следующего семестра путем увеличения объема специально-подготовительных упражнений сопряженного характера, предельно допустимого уровня интенсивности выполнения заданий и общей плотности занятий (до 65-70 %). В целях воздействия на аэробные механизмы энергообеспечения деятельности в конце каждого занятия применялся равномерный бег (600 м) по периметру баскетбольной площадки. Чтобы выявить эффективность педагогических воздействий на организм занимающихся студентов и степень решения оздоровительных задач в течение учебного года в конце 3-го семестра было проведено тестирование двигательных и технических возможностей студентов, аналогичное в первом семестре. Результаты данного тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3
Физическая и техническая подготовленность студентов в 3-м семестре
ФИО Поднимание Челночный Прыжок в Ведение Штрафы Вис на
туловища, бег 10x10м, длину с/м, мяча, с перекладине,
кол-во раз с см с
Мужчины
Р-ин 33 24,8 240 5,1 9 51
Д-ов 27 24,0 235 4,7 8 55
Б-рь 30 24,1 265 4,5 10 57
Д-ев 30 24,4 260 5,3 8 59
Б-ев 28 24,6 235 5,7 7 42
М-ов 23 24,2 245 5,4 10 32
М-ков 27 26,9 230 - 8 -
Б-ов 29 25,0 250 5,1 10 33
К-ов 28 24,5 250 5,0 10 55
Р-ко 29 23,4 255 4,5 9 55
В-ов 30 25,5 250 5,2 0 9
Ср. знач. 28,6 24,7 246,8 4,6 8,1 40,7
Долж. знач. 26,0 26,5 235,0 5,6 7,0 45,0
Женщины
М-ва 24 29,4 180 6,2 9 18
П-на 27 29,0 190 5,5 9 38
Н-ва 28 31,5 185 6,0 8 20
З-ва 20 30,5 150 7,2 7 7
С-ва 24 29,0 180 7,3 6 27
Ср. знач. 24,6 29,9 177,0 6,4 7,8 22,0
Долж. знач. 25,0 30,5 170,0 6,3 6,0 20,0
Из табл. 3 видно, что практически все показатели тестируемых аспектов физической подготовленности имеют заметную тенденцию к улучшению, что свидетельствует о правильном выборе средств базового и вспомогательных видах спорта, а также физических нагрузок в учебно -тренировочном процессе и косвенно положительном решении оздоровительных задач на данном этапе учебно-тренировочного процесса.
Как было отмечено раннее, развитие важнейшей для студентов, на наш взгляд, двигательной способности как аэробной выносливости не соответствовало даже средним требованиям. Поэтому, с учетом консервативности развития данной способности, мы продолжили применять беговые упражнения из арсенала легкой атлетики в равномерном темпе в заключительной части каждого занятия на фоне физического утомления, увеличили продолжительность игровых упражнений из арсенала базового вида спорта, продолжая дифференцированно воздействовать на другие мышечные группы средствами вспомогательных видов спорта.
В конце 4-го семестра студенты выполнили комплекс двигательных тестов, аналогичных во 2-м семестре учебного года. Результаты тестирования представлены в табл. 4.
Таблица 4
Физическая и техническая подготовленность студентов в 4-м семестре
ФИО Упражнение Челночный Прыжок в Передача Штрафы Бег
на гибкость, бег 10x10м, длину с/м, мяча на 1000 м,
см с см мин,с
Мужчины
Р-ин -3 25,5 215 24 9 4,23
Д-ов 17 24,8 230 25 9 3,50
Б-рь 21 24,5 270 26 10 3,15
Д-ев 21 24,8 260 22 8 3,38
Б-ев 5 25,0 230 23 8 3,57
М-ов 15 24,5 250 22 10 3,16
М-ков - 25,5 - - - 3,14
Б-ов 17 24,1 250 27 10 3,16
К-ов 18 25,0 250 26 10 3,30
Р-ко 17 25,0 250 27 8 4,05
В-ов 21 25,5 255 3 10 3,35
Ср. знач. 13,6 24,9 223,6 20,5 9,3 3,45
Долж. знач. 13,0 26,5 235,0 22,0 7,0 3,35
Женщины
М-ва 19 29,5 190 22 5 4,15
П-на 20 28,0 190 22 10 4,40
Н-ва 19 30,5 190 22 10 5,15
З-ва 2 31,8 150 17 10 6,20
С-ва 22 28,9 180 21 6 4,58
Ср. знач. 16,4 29,74 180,0 20,8 8,2 4,90
Долж. знач. 13,0 30,0 170,0 18,0 6,0 4,50
Из табл. 4 видно, что результаты выполнения практически всех нормативов имеют выраженную тенденцию к улучшению, а показатель развития аэробной выносливости практически приблизился к должным значениям.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что вариативное использование средств базового и вспомогательных видов спорта на фоне оптимальных для конкретного этапа учебно-тренировочного процесса физических нагрузок с обязательным учетом предстоящих контрольных испытаний двигательных кондиций занимающихся студентов на отделении «Баскетбол», о поступательном развитии у них основных физических качеств, что косвенно свидетельствует об оздоровительной эффективности процесса физического воспитания на учебном отделении, обоснованном применении выбранных средств и методов ФК и в целом о том, что спортивная игра баскетбол является действенным средством решения оздоровительных и воспитательных задач учебной дисциплины «Физическая культура».
Список литературы
1. Абольянина С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М.,2009. 30 с.
2. Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Вып. 2. С 3-15.
3. Андрющенко Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. 2002. № 2. С. 47.
4. Ионова Н.А. Влияние дифференцированного использования подвижных игр на занятиях по баскетболу со студентами на уровень физического развития и техническую подготовленность // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 58-59.
5. Лотарев А.Н. Баскетбол как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток вуза: дис. .канд. пед. наук. Тула, 1998. 218 с.
6. Родин А. В., Губа Д. В. Баскетбол в университете: теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2009. 168 с.
Лотарев Александр Николаевич, канд. пед. наук, доц., tinalvaaramhler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ляшенко Христина Михайловна, канд. пед. наук, доц., tinalvaaramhler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS
A.N. Lotarev, H.M. Lyashenko
In the framework of the development of software and methodical support of educational process at the Department of "BASKETBALL" presents research material to the ratio of the exercise absopositively specially-podgotovitelno (sopraceneri) and the competitive nature within two semesters of training in the discipline of physical culture, as well as their influence on level ofphysical preparedness of students-basketball players.
Key words: systematization of training AIDS, planning tools FC in the educational process, the level of physical fitness.
Lotarev Aleksandr Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Lyashenko Hristina Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.01
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРОФИЛЮ ГИБДД
В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, А.В. Алдошин
Предложена ориентация физической подготовки слушателей вузов МВД России, основанная на типологическом подходе. Определено, что лица, различающиеся по соматотипу и типу темперамента, проявляют разную результативность двигательных действий. Ведущим показателем при разделении слушателей на группы является соматотип.
Ключевые слова: физическая подготовка, монотония, соматотип, типы темперамента, индивидуальные программы, результативность двигательных действий.
В ряде исследований установлено, что прикладное значение физической подготовки детерминируется принципом связи физической подготовки со служебной практикой, построенной на учете индивидуальных особенностей психофизической организации личности, проявляющиеся в создании предпосылок разнообразных форм жизнедеятельности [1. С. 102-112; 6. С. 24-32; 7. С. 17-22]. Развитие профессионально важных качеств и расширение физических возможностей сотрудников, выполняющих операторскую деятельность, способствуют снижению ошибочных действий при анализе обстоятельств и принятию решений, обеспечивают профилактику утомления, повышают эффект