Научная статья на тему 'Педагогические условия повышения физической активности студенческой молодежи'

Педагогические условия повышения физической активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL AND SPORT ACTIVITY / STUDENTS / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюнина Л. И., Анисимова Е. А.

В статье раскрываются наиболее значимые педагогические условия повышения физической активности студентов: относительная свобода выбора видов и форм занятий физическими упражнениями; высокий профессионализм преподавателей; разнообразие средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями; активизация познавательной деятельности. Экспериментально обосновывается, что физическое воспитание с учетом этих условий приводит к существенному повышению показателей физической активности и физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюнина Л. И., Анисимова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING STUDENTS’ PHYSICAL ACTIVITY

The article reveals the most significant pedagogical conditions for increasing students’ physical activity: relative freedom of choice of types and forms of physical exercises; high level of professionalism of teachers; variety of means, methods and forms of organizing physical exercises; activization of cognitive activity. The article experimentally substantiates the fact that physical training leads to sufficient increase of indices of physical activity and physical fitness of students taking into account the mentioned conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия повышения физической активности студенческой молодежи»

УДК 378.172

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ*

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING STUDENTS’ PHYSICAL ACTIVITY

Л. И. Костюнина, Е. А. Анисимова

L. I. Kostyunina, E. A. Anisimova

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Аннотация. В статье раскрываются наиболее значимые педагогические условия повышения физической активности студентов: относительная свобода выбора видов и форм занятий физическими упражнениями; высокий профессионализм преподавателей; разнообразие средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями; активизация познавательной деятельности. Экспериментально обосновывается, что физическое воспитание с учетом этих условий приводит к существенному повышению показателей физической активности и физической подготовленности студентов.

Abstract. The article reveals the most significant pedagogical conditions for increasing students’ physical activity: relative freedom of choice of types and forms of physical exercises; high level of professionalism of teachers; variety of means, methods and forms of organizing physical exercises; activiza-tion of cognitive activity. The article experimentally substantiates the fact that physical training leads to sufficient increase of indices of physical activity and physical fitness of students taking into account the mentioned conditions.

Ключевые слова: педагогические условия, физическая активность, физкультурноспортивная деятельность, студенты, физическая подготовленность.

Keywords: pedagogical conditions, physical activity, physical and sport activity, students, physical fitness.

Актуальность исследуемой проблемы. В решении задачи укрепления и поддержания здоровья учащейся молодежи особая роль принадлежит физической активности, которая представляет собой мотивированную, регулярную деятельность по использованию системы специальных физических упражнений, нацеленных на поддержание и совершенствование кинезиологического потенциала человека [1]. Систематические, орга-

* Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 2 шифр 6.663.2011

низованные в рамках учебного процесса занятия физическими упражнениями позволяют ликвидировать дефицит двигательной активности, который наблюдается уже в дошкольном и продолжает прогрессивно расти в школьном и студенческом возрасте.

В высшей школе физическая культура представлена не только как учебная дисциплина, но и как важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Обучение данному предмету направлено на формирование физической культуры личности, определяющей готовность и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Между тем результаты научных исследований и наблюдений за состоянием традиционной практики физического воспитания студентов свидетельствуют о низком уровне их физической активности [2], [3], [4], [5]. В связи с этим ученые отмечают необходимость изменения практики физического воспитания студенческой молодежи, предлагая создавать условия для перехода студента от пассивного объекта педагогических воздействий преподавателя на позицию активного субъекта собственной физкультурноспортивной деятельности, направленной на достижение личностно значимых целей.

Наряду с этим вопросы повышения физической активности у студентов в процессе физического воспитания в вузе в настоящее время остаются недостаточно разработанными.

Анализ и обобщение педагогической практики физического воспитания студентов вузов и научно-методической литературы по проблеме исследования выявили существование противоречий:

- на социально-практическом уровне: между высокой социальной и личностной значимостью физической активности студентов для укрепления здоровья, физического самосовершенствования и подготовки к предстоящей профессиональной деятельности, с одной стороны, и низким уровнем ее проявления у большинства выпускников вузов -с другой;

- на научно-методическом уровне: между программно-нормативным обеспечением физического воспитания студентов, обусловливающим его направленность на формирование у них внутренней готовности к активному присвоению ценностей современной физической культуры через занятия физическими упражнениями, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью педагогических условий эффективного решения этой задачи в процессе обучения в вузе - с другой.

Необходимость разрешения этих противоречий обусловливает социальную, практическую и научную актуальность проблемы повышения эффективности процесса формирования у студентов внутренней готовности к активному присвоению ценностей современной физической культуры через занятия физическими упражнениями.

В связи с этим цель данного исследования - выявить и научно обосновать педагогические условия повышения физической активности студентов.

Задачи исследования:

- выявить и теоретически обосновать педагогические условия повышения физической активности студентов;

- экспериментально апробировать эффективность реализации этих условий в процессе физического воспитания в вузе.

Материал и методика исследований. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов научного исследования, включающий анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетный опрос, педагогическое наблюдение, тестирование, эксперимент и методы математической статистики.

Анализ и обобщение научно-методической литературы проводились для выявления и теоретического обоснования педагогических условий повышения физической активности студентов.

Методика анкетного опроса применялась для измерения показателей отношения студентов к учебным занятиям по физической культуре.

Педагогическое наблюдение использовалось для определения показателей физической активности, таких как: посещаемость учебных занятий по физической культуре, участие в спортивно-массовых мероприятиях, количество самостоятельных занятий физическими упражнениями и количество занятий в спортивных секциях.

Педагогическое тестирование применялось для оценки показателей физической подготовленности. Использовались следующие тестовые упражнения:

- бег на 100 м (учитывалось время пробегания дистанции с точностью до 0,01 с);

- бег на 2000 м (учитывалось время пробегания дистанции с точностью до 0,1 с);

- прыжок в длину с места (учитывался лучший результат из трех попыток с точностью до 1 см);

- сгибание-разгибание рук в упоре лежа (учитывалось максимально возможное количество повторений упражнения);

- поднимание и опускание туловища без помощи рук из положения лежа на спине (учитывалось максимально возможное количество повторений упражнения).

Педагогический эксперимент проводился для проверки эффективности практической реализации выявленных нами педагогических условий повышения физической активности студентов.

Методы математической статистики применялись для количественного анализа результатов исследования.

Результаты исследований и их обсуждение. Для определения педагогических условий повышения физической активности студентов нами было изучено их отношение к различным сторонам учебных занятий по предмету «Физическая культура» (таблица 1).

Таблица 1

Отношение студентов к занятиям физической культурой

Вопросы Варианты ответов Ответы, %

При каких условиях, на Ваш взгляд, физкультурно-спортивная деятельность оказывает на студентов положительное влияние? а) если занятия проводит высококвалифицированный преподаватель; б) при стремлении студентов усвоить предлагаемые двигательные задания; в) если содержание занятия соответствует интересам, возможностям и способностям студентов 28,6 8,5 60,9

Какими, по Вашему мнению, должны быть учебные занятия по физической культуре? а) с интеллектуальной направленностью; б) стимулировать умственную и двигательную деятельность; в) вызывать положительные эмоции; г) учитывать специфику нашей профессии; д) формировать интерес и потребность в средствах физической культуры и спорта 12.3 16,8 59,5 10.4 10,0

Вопросы Варианты ответов Ответы, %

Что принесет Вам удовлетворение от учебных занятий по физической культуре? а) высокий уровень общей и профессиональной культуры преподавателя; б) сочетание интеллектуальных и двигательных заданий; в) усвоение методики организации и проведения самостоятельных занятий 67,9 11,7 20,3

Какие учебные занятия по физической культуре Вы посещали бы с удовольствием? а) где знакомят с методикой индивидуального выбора и использования средств физической культуры и спорта; б) где формируют навыки самостоятельного выполнения физических упражнений; в) где применяется научно обоснованный подход к организации и проведению учебных занятий по физической культуре; г) где осуществляется личностно ориентированный подход к занимающимся 23,6 30,9 12,0 35,5

В чем Вы видите основную задачу учебных занятий по физическому воспитанию? а) воспитание общей и физической культуры; б) приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями; в) овладение разнообразными видами спортивной деятельности; г) формирование основ здорового образа жизни (воспитание культуры питания; обеспечение оптимальной двигательной активности; умение взаимодействовать с людьми разного возраста и социального статуса и т. д.); д) эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта 20.9 17.9 34,5 25,0 6,7

В анкетном опросе приняли участие 76 студентов I и II курсов (52 девушки, 24 юноши).

В ходе анкетирования было выявлено, что наиболее привлекательными являются учебные занятия, проводимые с учетом индивидуального своеобразия образовательных потребностей и возможностей студента в области физической культуры (60,9 % респондентов). При этом необходимо отметить, что наибольший интерес вызывают учебные занятия, которые проводят тренеры-преподаватели, специалисты, имеющие личный опыт спортивной деятельности, обладающие выраженными профессионально-коммуникативными компетенциями (28,6 %).

По мнению 59,5 % респондентов, содержание и направленность учебных занятий по физической культуре должны вызывать положительные чувства, быть эмоционально привлекательными.

67,9 % респондентов связывают удовлетворенность от учебных занятий по физической культуре с высоким уровнем профессионализма преподавателей.

На высокую значимость реализации личностно ориентированного подхода для повышения физической активности на учебных занятиях указали 35,5 % студентов, каждый четвертый респондент (23,6 %) отметил значимость ознакомления с основами выбора и использования физических упражнений, 30,9 % респондентов ответили, что их привлекают учебные занятия, на которых они овладевают двигательными умениями и навыками выполнения физических упражнений.

Почти каждый третий студент (34,5 %) считает основной задачей занятий физической культурой овладение техникой различных видов спорта, на втором месте по значимости стоит задача формирования основ здорового образа жизни (25,0 %), на третьем -формирования общей и физической культуры (20,9 %), на четвертом - приобщения к систематическим занятиям физическими упражнениями (17,9 %).

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение собственного педагогического опыта и результатов собственных научных исследований, включая материалы анкетного опроса, позволили выявить основные педагогические условия повышения физической активности студентов в процессе физического воспитания в вузе:

1) относительная свобода выбора студентами видов и форм занятий физическими упражнениями. Возможность занятий эмоционально привлекательными видами физических упражнений, отвечающих индивидуальному своеобразию образовательных потребностей и способностей в области физической культуры, позволяет студентам перейти на позицию активного субъекта собственной, не навязанной извне физической активности;

2) высокий профессионализм преподавателей;

3) разнообразие средств, методов и форм организации занятий физическими упражнениями как фактор повышения непосредственной эмоциональной привлекательности учебной деятельности;

4) активизация познавательной деятельности через создание педагогических ситуаций, включающих нестандартные двигательные задачи, решение которых требует от студентов проявления творческого мышления, применения определенных знаний, двигательных умений и навыков, самовыражения и самореализации личности.

Для практического обоснования эффективности реализации выявленных педагогических условий повышения физической активности студентов нами был организован и проведен формирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты I и II курсов естественно-географического факультета Ульяновского государственного педагогического университета.

Эксперимент проводился в течение двух лет - с сентября 2009 года по май 2011 года.

Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой - по 22 человека. В КГ учебные занятия проводились в рамках традиционных подходов к физическому воспитанию студентов, в ЭГ - с учетом выделенных нами педагогических условий.

В содержание учебных занятий испытуемых ЭГ с учетом требований личностно ориентированного подхода включались физические упражнения, отвечающие интересам и уровню физических возможностей занимающихся, соответствующие высоким эстетическим критериям оформления составляющих их содержание двигательных действий. Широко использовались деловые игры, направленные: на обучение элементарным способам организации самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности; на вооружение знаниями в области физической культуры на уровне требований учебной программы (основных закономерностей и принципов физического воспитания, спортивной терминологии; сущности эстетики физических упражнений); на выявление физкультурноспортивных интересов студенток для самореализации в физкультурно-спортивной деятельности.

По окончании каждого семестра (декабрь, май) оценивались показатели физической активности: посещаемость учебных занятий по физической культуре, участие в спортивно-массовых мероприятиях, количество самостоятельных занятий физическими упражнениями и количество занятий в спортивных секциях.

Установлено, что в ЭГ по сравнению с КГ существенно улучшилась посещаемость учебных занятий. Так, в КГ количество пропусков без уважительной причины в первом семестре составило 18,0 %, по окончании четвертого семестра данный показатель увеличился до 23,0 %. В ЭГ выявлено снижение числа пропусков занятий: после первого семестра отмечено 19,2 % пропусков, после четвертого - всего 7,8 % (р<0,05).

В ходе опроса, проведенного в начале педагогического эксперимента, было выявлено, что число студентов, регулярно занимающихся в спортивных секциях, спортивных клубах, в КГ составляет 9,7 %, в ЭГ - 10,4 %. Самостоятельные формы физической активности (утреннюю зарядку, оздоровительный бег, велосипед, пеший туризм и др.) предпочитают 27,4 % опрошенных студентов КГ и 25,2 % студентов ЭГ. Принимали участие в внутришкольных, районных, городских соревнованиях 15,3 % студентов КГ и 17,1 % студентов ЭГ.

По завершении педагогического эксперимента в КГ число занимающихся в спортивных секциях возросло до 13,6 %; принимали участие в соревнованиях 36,4 %. В ЭГ реализация учебно-воспитательного процесса по физической культуре с учетом выявленных педагогических условий обусловила более существенное повышение показателей физкультурно-спортивной активности. 78,5 % студентов ЭГ активно участвовали в соревнованиях первокурсников на первенство факультета, университета. Из них 10,4 % выступали в составе сборных команд университета на городских, областных соревнованиях; число занимающихся в спортивных секциях возросло до 43,2 %. Наиболее инициативные студенты ЭГ активно включились в волонтерскую деятельность по подготовке к Всемирной Универсиаде в г. Казани.

До и после завершения педагогического эксперимента у испытуемых обеих групп определялись показатели физической подготовленности с использованием следующих тестовых упражнений: бег на 100 м, бег на 2000 м, прыжок в длину с места, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища без помощи рук из положения лежа на спине.

Установлено, что в начале эксперимента обе группы испытуемых существенно не различались по показателям физической подготовленности.

Результаты тестирования после завершения педагогического эксперимента свидетельствуют о росте показателей в обеих группах испытуемых.

Наряду с этим студенты ЭГ отличались от таковых КГ более высокими темпами прироста показателей физической подготовленности за время эксперимента и, как следствие, более высоким уровнем развития физических качеств в конце эксперимента (р<0,05).

В частности, если результаты испытуемых КГ в беге на 100 м улучшились на 0,62 с (от 17,83 с в начале эксперимента до 17,21 с в конце), то у испытуемых ЭГ - на 0,90 с (от 17,91 до 17,01 с). В беге на 2000 м результаты в КГ улучшились на 50,8 с (от 805,4 до 754,6), в ЭГ - на 87,4 с (от 811,2 до 723,8 с). В прыжке в длину с места результаты испытуемых КГ повысились на 6,39 см (от 162,48 до 169, 87 см), у студентов ЭГ - на 16,98 см (от 160,76 до 177, 72 см). Более высокие темпы прироста показателей у испытуемых ЭГ наблюдались и в других тестовых упражнениях.

Резюме. Физическое воспитание с учетом выявленных и обоснованных педагогических условий приводит к существенному повышению показателей физической активности студентов - посещаемости учебных занятий по физической культуре, участия в спортивно-массовых мероприятиях, количества самостоятельных занятий физическими упражнениями и количества занятий в спортивных секциях. Более высокий уровень физической активности приводит к существенному повышению показателей физической подготовленности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Здоровьесберегающая функция образования / В. К. Бальсевич // Образовательная политика. - 2007. - № 6. - С. 4-9.

2. Визитей, Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: философские очерки / Н. Н. Визитей. - Кишинев : Штинца, 1986. - 164 с.

3. Гусева, Н. Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности / Н. Л. Гусева // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№ 3. - С. 7-8.

4. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 174 с.

5. Столяров, В. И. Модернизация физического воспитания в общебразовательной школе / В. И. Столяров, В. К. Бальсевич, В. П. Моченов, Л. И. Лубышева. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.