ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
УДК 37.017.924
Богуславский М. В.
ДИНАМИКА ЛИБЕРАЛЬНЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ИДЕОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В 1991-2022 ГОДЫ: ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ И РЕТРОИННОВАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ
Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-0005822-08 от 26 июля на 2022 год по теме «Научно-методическое обеспечение формирования гражданско-патриотических ценностей с учетом возрастных и психологических возможностей учащихся общеобразовательных школ»
Аннотация. В статье рассматриваются основные либеральные и патриотические аксиологические основания современной образовательной политики. Представлена целостная характеристика процессов реформирования российского образования на протяжении тридцатилетнего периода 1991-2022 годов. Процессы реформирования рассматриваются как многомерное явление, включающие в себя как собственно инновационные процессы, так и ретроинновацион-ные феномены. Особое внимание обращено на трансформацию идеологии образовательных реформ.
Ключевые слова: аксиология образования, либеральные ценности образования, патриотические ценности образования, образовательная политика, реформы образования, модернизация образования, ретроинновации в сфере образования, идеология реформ.
Boguslavsky M. V.
DYNAMICS OF LIBERAL AND PATRIOTIC VALUES OF THE IDEOLOGY OF RUSSIAN EDUCATIONAL POLICY FROM 1991 TO 2022: THE INNOVATION CYCLES AND RETRO-INNOVATION
WAVES
Abstract. The author of the article analyzes the main liberal and patriotic axio-logical foundations of modern educational policy. A holistic description of the processes of reforming of Russian education over the period of three decades (from 1991
to 2022) is presented. The reform processes are considered as a multidimensional phenomenon, including both innovative processes and retro-innovation phenomena. Special attention is paid to the transformation of the ideology of educational reforms.
Keywords: axiology of education, liberal values of education, patriotic values of education, educational policy, educational reforms, modernization of education, retro-innovations in education, ideology of reforms.
Введение. На протяжении тридцатилетнего периода 1991-2022 гг. в РФ была осуществлена системная модернизация отечественного образования, благодаря которой система общего образования постоянно и успешно адаптировалась к меняющимся условиям и задачам, создавала новые образовательные институты, модифицировала старые, формируя новый тип взаимодействия либеральных и патриотических ценностей в сфере образования.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативные правовые основы в сфере образования в рассматриваемый период, комплекс публикаций автора исследования по проблеме динамики либеральных и патриотических ценностей. Автором используются совокупность историко-педаго-гических методов (историко-генети-ческий, метод культурно-исторических типов), подходов (модернизаци-онный, исторический, цивилизацион-ный).
Результаты исследования. Большой инновационной цикл в сфере постсоветского образования 1991-2022 годов был запущен мощным тектоническим сдвигом, который произошел в начале 1990-х годов в социально-политической и социально-экономической сферах общества, непосредственно связанных с образованием [Куликова, 2014].
Этот цикл в сфере отечественного образования охватывает период значительный по времени, очень сложный и неоднозначный по социально-политическому контексту. Наиболее значимыми и рубежными событиями большого инновационного цикла являлись пять существенно различных инновационных циклов:
• становление постсоветской системы образования (август 19911999 гг.) (доминатором реформ выступали общественные инициативы), в рамках этой волны выделяется этап 1997-1999 гг., когда происходила реальная модернизация российского образования на основе либеральной экономической модели;
• комплексная модернизация российской системы образования (2000-2012 гг.) (доминатором реформ выступал сначала общественно-государственный механизм преобразований, а затем государственно-общественный);
• эволюция российской системы образования (2013-2019) на основе традиционных ценностей и осуществления государственного механизма преобразований;
• технологизация системы российского образования (2020-2021 гг.) на основе информатизации сферы образования;
• суверенизация российского образования (2022 г.) на основе доминирования гражданско-патриотиче-ских и духовно-нравственных ценностей [Богуславский, 2022].
За период 1991-2022 гг., наряду с большим инновационным циклом, в российской системе образования так же прошли две «возвратные модернизации» на патриотической основе. Охарактеризуем подробнее большой инновационный цикл и «возвратные модернизации».
1. Становление постсоветской системы образования август 1991-1999 гг.)
Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала 1990-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.
Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образо-вании"(1992 г.) и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образова-
нии"(1996 г.).
В этот период, согласно Закону РФ «Об образовании», образовательная политика характеризовалась реализацией следующего комплекса прогрессивных либеральных идей:
• субъектность, ориентация на развитие личности, опора на мотивацию учащихся;
• свобода в образовании (академические свободы, финансово-хозяйственная самостоятельность школ);
• многоукладность, вариативность образования (отказ от унификации в образовании);
• регионализация образования (учета национальных, региональных, муниципальных особенностей и специфичных социальных запросов к сфере образования);
• гуманизация воспитания (реализм целей воспитания, сотрудничество детей и взрослых, возможность самореализации ребенка, осуществление личностной направленности воспитания, диалогичность образовательной деятельности).
Главной направленностью в сфере философии образования было обретение новых ценностей и смыслов в широком русле антропологии и гуманистической, личностно-цен-трированной педагогики. В рамках данной логики приоритетными ценностями образования выступили автономия личности и её самовыражение, а развитие личностного потенциала выступало самоцелью.
Важнейшим направлением модернизации выступала гуманитаризация содержания общего образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании
образования и ведущих к формированию личностной зрелости обучаемых.
В результате в 1990-е годы в Российской Федерации был осуществлен пересмотр учебных планов и программ общего образования в сторону увеличения часов на изучение культурологических и гуманитарных дисциплин; произошло обновление содержания учебного материала по естественнонаучным и математическим дисциплинам в направлении включения в него элементов истории науки, психологических портретов ученых с целью формирования на этой основе мировоззрения учащихся.
Подчеркнем, что в рассматриваемый период в контексте «экономики знаний» уделялось особое внимание умению школьников применять знания и навыки в социальной среде, а также стремлению педагогов к развитию индивидуальной компетентности и повышению продуктивности их деятельности.
В целом, на протяжении 1990-х годов в РФ на основе либеральных ценностей была обоснована и реализована перспективная модель системы образования, отличающаяся многообразием, диалогичностью, субъектностью, ориентацией на развитие личности, опорой на мотивацию всех субъектов образовательной деятельности, академической свободой, финансово-хозяйственной самостоятельностью школ [Богуславский, 2013].
Соответственно в качестве образовательного идеала выдвигался субъект образовательной деятельности, которого отличало стремление
найти новые пути движения вперед, склонность к постоянному самообразованию. Его базовыми качествами выступали такие как коммуникабельность, работоспособность, креативность, нацеленность на конечный результат.
Наряду с собственно инновационными процессами рельефно выраженной спецификой российского образования конца ХХ - начала XXI вв. являются периодически происходящие в нем «возвратные модернизации». Этого нет больше ни в одной национальной педагогике и обусловлено очень насыщенной и сложной историей нашего социума, переживавшего на протяжении ХХ века неоднократные существенные политические трансформации.
Подчеркнем, что само понятие «возвратная модернизация» не несет в себе негативного оттенка, а только фиксирует такой тип модернизаций, когда в современное образование «возвращаются» после определенного исторического перерыва, уже ранее присутствовавшие в нем феномены.
В 1990-е годы в русле первой ретроинновационной волны на основе патриотических ценностей произошло возвращении в отечественное образование утраченных после 1917 г. образовательных феноменов дореволюционной России. После более чем 70-летнего перерыва в российское образование институционально вернулись такие виды общеобразовательных учреждений как лицеи, гимназии, в том числе и классические, прогимназии, воскресные и церковно-приходские
школы, кадетские корпуса, институты благородных девиц и пансионы.
Но дело заключалось не только в институциональном возвращении видовой вариативности. Намного более существенными выступали произошедшие сущностные, системные и структурные изменения в системе образования 1990-х годов. Российская система образования вновь становилась многоукладной. Произошло воссоздание негосударственных образовательных учреждений, установление порядка их лицензирования и государственной аккредитации. Поощрялись благотворительность и меценатство в сфере образования. Возник кластер религиозного образования: от воскресных школ и православных детских садов до православных университетов и получения ученой степени по теологии.
Вместе с тем, образовательная политика первой половины 1990-х содержала ряд серьезных ошибок. К ним можно отнести отказ от многих достижений советской педагогики, бездумная деидеологизации сферы образования и ее безудержная ве-стернизация и либерализация, развитие, преимущественно, по западному пути. Произошло исключение из образовательной политики сферы воспитания, были выведены из стен школ детские, подростковые, юношеские и молодежные организации, что существенно затрудняло процессы позитивной социализации [Богуславский, 2022].
Отмечая это, подчеркнем, что реформирование системы образования в 1990-е годы проходило в условиях серьезных политических и социально-экономических изменений в
стране, чем отчасти и объясняется достаточно радикальный для своего времени характер преобразований.
Модернизация образования в рассматриваемый период происходила в очень тяжелых социальных условиях. На этапе 1992 - первой половины 1996 гг. система образования находилась в сложном состоянии из-за многочисленных попыток приватизации зданий, земельных участков и имущества образовательных учреждений. Благодаря принятию в январе 1996 года второй редакции Закона РФ «Об образовании» во многом произошла стабилизация образовательной политики.
Самым деструктивным фактором, поразившим все страты общества, но особенно болезненно сказавшийся на системе образования, стал системный экономический кризис второй половины 1996-98 годов, когда количество школ в РФ сократилось примерно на 1000. Социальный кризис привел к появлению огромного количества детей (до 3,5 миллионов по данным МВД), оказавшихся вне школы, в том числе, по причине безнадзорности.
С сентября 1996 г. по июнь 1997 г. во многих регионах педагогам не выплачивалась заработная плата, прекратилось питание детей в школе, полностью остановилось развитие образовательной инфраструктуры. Учителя отвечали на это пассивным сопротивлением, устраивали забастовки и голодовки, проводили митинги, чтобы привлечь внимание государства к своим тяжелейшим проблемам.
Все это обусловило тот факт, что на следующем внутренним этапе
- от августа 1998 г. до начала 2000 г.
- происходило постепенное отступление от идеологии либеральных реформ (после дефолта 1998 г.).
2. Комплексная модернизация российской системы образования (2000-2012 гг.)
В рассматриваемый период был подготовлен и реализован ряд документов стратегического и прогностического характера непосредственно относящихся к модернизации системы образования в РФ: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, «Стратегия 2020 - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы, «Программа развития образования до 2020 года». Завершал этот период Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г.
В 2002 году была утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Роль образования определялась задачами перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Российская система образования была призвана конкурировать с системами образования передовых стран.
Образовательная политика данного периода была обусловлена
восстановлением ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокой и все-
сторонней модернизацией образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства стало возможным обеспечение эффективного использования в системе образования всех ресурсов - человеческих, информационных, материальных и финансовых.
Подчеркнем, что проводимая образовательная политика получила в этот период конструктивную поддержку со стороны всего общества и педагогической общественности.
В целом, в рассматриваемый период, безусловно, произошел существенный прогресс в сфере образования, образовательные реформы стали проводиться продуктивнее, динамичнее и масштабнее [Богуславский, 2014].
Выделим следующие продуктивные направления совершенствования системы российского общего образования.
1. Успешная реализация масштабных государственных проектов: Национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»), Комплексный проект модернизации образования (КПМО), Модернизация региональных систем образования (МРСО), осуществление проекта информатизации образования. Подчеркнем, что увеличение финансирования образования в реальном исчислении к 2012 году выросло до 180% от уровня 2006 года.
2. Введение ЕГЭ как обязательной формы итоговой аттестации и
главного механизма конкурсного отбора в вузы (2009).
3. Введение нормативно-подушевого финансирования образования,
4. Осуществление профилиза-ции общего образования школы.
5. Переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура), а затем трехуровневую (аспирантура)
6. Разработка и введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО, 2009-2012).
7. Дифференцированное финансирование вузов в зависимости от их статуса (Федеральные, Национально-исследовательские университеты и т. п.).
Вместе с тем, инновационная политика в сфере образования на протяжении данного периода отличалась неравномерностью и неоднозначностью предпринимаемых мер.
С одной стороны, осуществлялось продуктивное проектирование новых направлений реформ (нормативно-подушевое финансирование образования, профильные школы, управляющие советы). Вместе с тем в начале XXI века, к сожалению, еще избыточно проявлялось западное влияние на российское образование, сохранялось очень сильное и опасное воздействие на российское образование международных субъектов образования, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и пр. Также нарастало участие РФ в Бо-лонском, Копенгагенском, Лиссабонском процессах и PISA.
Завершением данного периода стал Закон «Об образовании в РФ» (2012 г.), который имел много прогрессивных аспектов, включая продолжение политики модернизации образования.
3. Эволюция российской системы образования на традиционно-консервативной основе (2013-2019 гг.)
В начале этого периода у высшего руководства страны сформировался социально-политический заказ на значительную модификацию существующей стратегии развития российского образования, построения её на традиционно-консервативной и патриотической основе.
Следует подчеркнуть, что консерватизм и традиционализм - это, прежде всего, отношение к ценностям собственного народа, его устоям и укладам. В основе идеологии российского национального консерватизма находятся традиции и идеалы справедливости, солидарности и соработничества (совместное осуществление общего дела) [Богуславский, 2014].
В процессе развития отечественной истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны: неприятие революций и радикальных реформ; приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам; опора на эволюцию и преемственность в социальной и культурной жизни; отстаивание самобытного процесса развития общества и государства; ярко выраженный государственный патриотизм.
В условиях глобальных перемен современного миропорядка консерватизм проявляется в признании патриотических ценностей, традиций и идеалов и в восстановлении Россией утраченных позиций в мировой политике [Богуславский, 2016].
В плане реализации традиционно-консервативной стратегии, начиная с 2013 года, был взят курс на трактовку образования как федерального государственного феномена. Целью образовательной деятельности в рассматриваемый период выступало «формирование российской идентичности». Особо отметим Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Заканчивается этот цикл временем принятия и начала реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года.
В управлении системой образования осуществлялась политика ее централизации: происходило значительное усиление законодательной, нормативной и регулятивной роли государства; регламентация профессиональной деятельности и поведения участников образовательного процесса, его соответствия ожидаемым профессиональным ролям.
Вместе с тем происходило значительное расширение и закрепление основных гарантий права гражданина на образование. Был повсеместно обеспечен равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания,
национальной принадлежности и состояния здоровья.
Были созданы и реализованы правовые и экономические условия для:
• бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
• равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
• получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Доступность качественного образования означало также государственные гарантии:
• обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
• обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
• социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
• бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
В результате комплексного осуществления всех этих мер российское образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, выступало все более мощной движущей силой экономического роста РФ, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что превратило его в один из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Обновленное образование сыграло существенную роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Потенциал образования был в полной мере использован для консолидации российского общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональная российская школа действенно проявила свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.
Была осуществлена целенаправленная деятельность по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
Большое позитивное значение имело принятие и реализация ряда стратегических документов в сфере воспитания: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р»); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (от 30 декабря 2015 года № 14).
Вместе с тем в рассматриваемый период 2013-2020 гг. происходила вторая «возвратная модернизация», которая осуществлялась уже не на дореволюционной аксиологической и содержательной базе, как первая, а на патриотических ценностях позднесоветской образовательной традиции.
На протяжении 7 лет (не непрерывно, а с длительной паузой с 2014 - до первой половины 2016 гг.) произошло возвращение в современное российское образование большинства форм и способов педагогической деятельности советской системы образования второй половины 70-х гг. ХХ века; всего позитивного, что существовало в советской системе образования до 1992 г., а затем было из нее исключено.
Как показал анализ, всего из советской системы образования на протяжении 1990-х гг. было «вынуто» 26 феноменов, а ретранслированы на протяжении возвратной модернизации - 25, то есть практически все.
На протяжении рассматриваемого периода произошло возвращение в российское образование таких разнообразных советских феноменов, как:
• возрождение ритуала исполнения по торжественным поводам государственного гимна и подъема флага РФ;
• введение единой в данном регионе школьной формы;
• возвращение выпускного сочинения;
• учет показателей школьного аттестата (наряду с результатами ЕГЭ) при поступлении в вуз;
• воссоздание образовательных комплексов (детский сад -школа);
• осуществление систематичной и целенаправленной внеурочной воспитательной деятельности граж-данско-патриотической направленности;
• возрождение ДОСААФ и, в целом, физкультурно-допризывной деятельности, предусматривающей сдачу норм Готов к труду и обороне (ГТО);
• восстановление системы спортивного школ, школ олимпийского резерва;
• возобновление преподавания астрономии;
• возрождение юнармейского движения;
• восстановление деятельности трудовых бригад, осуществление профориентационной деятельности, общественно полезного труда, возобновление уроков труда, восстановление природоохранной деятельности зеленых патрулей;
• восстановление курса семье-ведения.
Происходящее в настоящее время создание Российского движения детей и молодежи, по сути, возрождает деятельность пионерской и комсомольской организаций. И таким образом, окончательно завер-
шает восстановление в современном российском образовании всего позитивного советского педагогического наследия.
4. Технологизация системы российского образования на основе идеологии «разумного консерватизма» (2020-2021 гг.)
Технологический цикл модернизации российского образования в 2020-21 гг. был обусловлен тем, что начиная с 2020 г. перед системой российского образования встали два вызова: обусловленный, конечно, более крупными государственными институциями выбор приоритетов (образование как федеральный национальный государственный феномен или образование как часть глобального мира) и виртуализация образования, когда огромное количество функций, которое оно исполняло, фактически передавалось социальным сетям и цифровому интеллекту.
В условиях пандемии с весны 2020 г. осуществлялась форсированная цифровая трансформация образования. В результате использования смешанных моделей обучения формировалась инновационная инте-гративная (гибридная) модель образовательного процесса, предусматривающего взаимодействие традиционной и онлайн систем обучения с использованием лучшего, что есть у них. Это предоставило учащимся не только определенную гарантию получения качественного образования, но также обеспечило его доступность.
Вместе с тем в этот период были осуществлены существенные конструктивные меры более значи-
тельного масштаба. Были утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Модернизированы в соответствии со стандартами рабочие программы по всем предметам общего образования. Обновлен федеральный перечень учебников и подготовлены учебные книги.
5. Суверенизация российского образования - 2022 г.
В настоящее время разворачивается сложный процесс формирования новой стратегии развития российского образования на основе сочетания его традиционных преимуществ и вместе с тем обеспечения российскому образованию конкурентоспособности в мире.
Современная образовательная политика, по нарастающей, базируется на двух магистральных взаимосвязанных и взаимообусловленных социально-политических тенденциях:
1. Последовательной девестер-низации российского образования и педагогической науки.
2. Действенной суверенизации российского образования на национально-патриотической основе.
Охарактеризуем подробнее эти тенденции.
1. Девестернизация российского образования
Это сложный и, во многом, осуществляемый извне процесс деглоба-лизации российского образования. Данный процесс очень болезненный, поскольку в предыдущие три десятилетия - с начала 1990-х годов - как раз осуществлялась под флагами глобализации и интеграции в мировое
образовательное пространство безудержная вестернизация всех страт российского образования и педагогической науки. Соответственно, содержание дискурса девестернизации состоит в последовательном освобождении российского образования от западных стереотипов и институций.
Первым шагом в марте 2022 г. стал отказ РФ от участия в международных исследованиях качества образования типа PISA. Это предполагает теперь перенос акцента в сравнительно-сопоставительных исследованиях на исследование качества образования в регионах, что потенциально может принести положительный эффект.
20 апреля 2022 г. решением 39 государств и 8 ассоциаций РФ исключена из Болонского процесса. К сожалению, по прошествии 20 лет нахождения РФ в этом процессе ни одна из заявленных задач болонской системы, которая должна была интегрировать российское образование в мировой образовательный процесс, так и не была решена. В настоящее время выбран вариант, который сохраняет и бакалавриат, и магистратуру, но предусматривает приоритетное развитие специалитета.
2. Действенная суверенизация российского образования на национально-патриотической основе.
Перед отечественным педагогическим сообществом, как никогда ранее, остро встала задача осуществления самоидентификации российского образования и отечественной педагогической науки в глобальном образовательном пространстве. Эти
феномены нельзя рассматривать вне жестких исторических вызовов и угроз, определявших на протяжении веков способы сохранения, сплочения и модернизации потенциала российского образования, в том числе и мобилизационные. Они сейчас очень востребованы в условиях навязанной нашему государству геополитической конфронтации. Более того, современное образование - это нравственный, духовный бастион государства Российского, против которого сейчас ведется широкомасштабная война.
В данной связи, следует учитывать несколько факторов:
• нарастающую идеологизиро-ванность российского образования;
• центрацию образовательного процесса на патриотической проблематике;
• конкретизацию национально-обусловленных факторов развития российского образования.
Исторический опыт убедительно доказывает, что любовь к Родине и патриотизм - прямые наследники мужественных и творческих дел наших предков. Прошлое - точка отсчета в самоопределении молодежи, естественно стремящейся в диалоге с прошлым обрести смысл жизни, право на историческую, национальную память, осознание и ощущение своей причастности к великой истории страны, силу и прочность убеждений созидательного идеала веры в Родину.
В рассматриваемом контексте отметим ряд важных решений Министерства просвещения РФ:
1. Об изучении истории России в начальной школе в виде более расширенного исторического модуля в предметах «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Таким образом изучение истории становится непрерывным с 1 по 11 класс.
2. О проведении специального исторического просвещения учащихся во внеурочной деятельности, получившее свое воплощение в цикле еженедельных занятий «Разговоры о важном».
3. О введении с 2023/2024 учебного года в 5-9 классах специального предмета «Основы духовно-нравственного воспитания», органично и логично продолжающего курс «Основы православной культуры и светской этики», изучаемый в 1-4 классах.
Естественно, всем этим ответственным делом будут заниматься учителя, классные руководители, а не только преподаватели истории.
В данной связи, принципиальна опора на традиционные ценности российского общества (как воспроизводство в новых условиях ценностей и опыта, апробированных многими поколениям предков-россиян). Это предполагает переход к «патриотическому» типу личности.
Именно система целенаправленной социализации подрастающих поколений - воспитание гражданина-патриота - готовит основной ресурс поступательного движения страны. И от того, каким окажется целеполага-ние этой системы, какой ценностный
набор будет предложен для присвоения растущему человеку зависит судьба России.
В данной связи, создаваемое согласно Федеральному закону от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи" во второй половине 2022 г. Всероссийское движение детей и молодежи проектируется как мощный консолидирующий фактор в деле воспитания и социализации подрастающих поколений. Председателем Наблюдательного совета Движения является Президент РФ В. В. Путин [Богуславский, 2022].
Идеологической основой Движения выступают такие постулаты как:
1. Следование нравственным и духовным ценностям и традициям российского общества.
2. Гордость за свою Родину.
3. Действенный патриотизм, подразумевающий участие членов Движения в социально значимой деятельности.
В данной связи обретает статусную и функциональную определенность введённая ранее в школах должность советника директора по воспитанию и работе с детскими организациями. В 2024 г. такие управленцы должны появиться уже в каждой образовательной организации РФ.
Более того, приобретает четкое наполнение и грядущий 2023 год, объявленный Указом Президента РФ от 27 июня 2022 г. Годом педагога и наставника. Теперь становится понятным, что под Наставником, в том числе, понимается Вожатый, действующий в новом Движении.
Заключение. На наш взгляд, необходимы совместные усилия по реализации стратегии российского образования, основанной на приоритете в отечественной педагогике традиционных духовных и нравственных ценностей.
Российскому государству и обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей любимой Родины.
Список литературы
1. Богуславский, М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспективы) / М. В. Богуславский-Текст: непосредственный // Известия Российской Академии образования. -2014. - № 1(29). - С. 39-45.
2. Богуславский, М. В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования / М. В. Богуславский. - Текст: непосредственный // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 1(25). - С. 17-21.
3. Богуславский, М. В. Современная стратегия модернизации российского образования: историко-пе-дагогический контекст / М. В. Богуславский - Текст: непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6(91). - С. 43-47.
4. Богуславский, М. В. Современная образовательная политика в контексте актуализации историко-педагогического знания / М. В. Богуславский - Текст: непосредственный // Наука, управление, образование в РФ. - 2022. - № 2. - С. 8-12.
5. Богуславский, М. В. Стратегии модернизации российского образования XX века: теоретико-методологические подходы к исследованию / М. В. Богуславский - Текст: электронный // Проблемы современного образования. Интернет-журнал РАО. - 2013. - № 4. - C. 5-20. - URL. -http.www.pmedu.ru
6. Богуславский, М. В. Общероссийское движение детей и молодежи: гражданско-патриотические ценности / М. В. Богуславский -Текст: непосредственный // Наука,
управление, образование в РФ. -2022. - № 3. - С. 8-17.
7. Богуславский, М. В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991-2021 годы: модернизации и ретроинновации / М. В. Богуславский - Текст: непосредственный // Наука, управление, образование в РФ. - 2022. - № 1. - С. 814.
8. Куликова, С. В. Исторический контекст модернизационных процессов в российском и зарубежном образовании / С. В. Куликова, М. В. Богуславский - Текст: непосредственный // Психолого-педагогический поиск. - 2014. - № 3 (31). - С. 128-133.