Список литературы:
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
2. Винникова О.А. Разработка структуры компетентностной модели специалиста в контексте Болонских принципов // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, ноябрь, 2009 г. - Пенза, 2009. - С. 26-30.
3. Матушкин Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И. Д. Столбова // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 5. - С. 24-29.
4. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс: отчет проекта (TUNING PROJECT). - Socrates-Tempus. - 2004. - 130 с.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. - М.: «Когито - Центр», 2002.
6. Робертс Г. Рекрумент и отбор. Подход, основанный на компетенциях. - М.: HIPPO, 2005. - 288 с.
7. Спенсер Л.М., Спенсер С. М. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
8. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ-УЧАСТНИКОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ТРЕНИНГА
© Чернобровкина С.В.*
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
В статье представлен анализ подходов к такому социально-психологическому феномену как коммуникативная компетентность, а также результаты эмпирического исследования динамики коммуникативной компетентности старшеклассников-участников социально-психологического тренинга.
Значимость развития коммуникативной компетентности старшеклассников трудно переоценить. Обладая определённым уровнем коммуника-
* Доцент кафедры Социальной психологии, кандидат психологических наук.
тивной компетентности, личность вступает в общение и становится его персониорицированным субъектом. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство, выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Коммуникативная компетентность является необходимым условием формирования и развития успешной личности.
Понятие коммуникативной компетентности было введено в науку Д. Хаймсом, который связывал формирование навыка свободного владения языком у ребенка с процессом его социализации. Ребенок, овладевая грамматикой, параллельно усваивает и способы ее использования в коммуникативной ситуации: отношения между говорящими, цели высказывания, место, время высказывания и пр. Это соединение знания языка и способов его использования в конкретных ситуациях составляет, по Хаймсу, коммуникативную компетентность [7].
Компетентность в общении имеет инвариантные общечеловеческие, исторически и культурно обусловленные характеристики.
Коммуникативная компетентность предполагает определенный уровень развития: социальной сенситивности; социальной наблюдательности; способность к рефлексии; эмоциональную отзывчивость (эмпатию), а также определенный уровень знаний в области коммуникативных дисциплин и практических умений, включающие знания норм и правил поведения в том или ином обществе, которые в свою очередь обеспечивают успешность коммуникаций. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.
Помимо этого компетентность предполагает умение давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; а также осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [4, 5, 6].
Существуют разнообразные подходы к определению структуры коммуникативной компетентности [1, 2, 4, 5, 6, 7].
Наиболее универсальным является выделение следующих компонентов: коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности.
Коммуникативные знания - это знания о сущности общения, его видах, фазах, закономерностях развития, коммуникативных методах и приемах. Данного рода знания конкретизируются применительно к различным коммуникативным ситуациям и особенностям субъектов общения.
К коммуникативным умениям относят: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение
преодолевать коммуникативные барьеры и др. Отдельно выделяется группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, - и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Коммуникативные способности рассматриваются как природная одаренность человека в общении и как коммуникативная производительность. Обобщая, можно констатировать, что под коммуникативными способностями понимаются индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.
Выделяют четыре уровня коммуникативной компетентности: уровень неосознанной компетентности, уровень репродуктивной компетентности, уровень продуктивной компетентности и уровень творческой компетентности. Каждый из этих уровней характеризуется критериями сформиро-ванности коммуникативной компетентности старшеклассников [1].
Критерием первого, неосознанного, уровня является несамостоятельная, слабо организованная деятельность старшеклассника, трудности осмысления ситуации и принятия решений. Критерием второго, репродуктивного, уровня является наличие лингвистических знаний, которые сопровождаются неумением их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заранее заданному алгоритму. Критерием третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; при этом синтез лингвистических знаний и умений используется как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Критерием четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры (общепринятые нормы общения); знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в повседневной сфере, а также опыт восприятия искусства. [7]
При этом зачастую в повседневной жизни мы имеем дело со спонтанным формированием компетентности в общении у молодых людей. И, как
следствие, ее низкий уровень, несформированость элементарных знаний в области коммуникации, основных коммуникативных умений и мотивации к саморазвитию в данной сфере.
Общепризнанным психотехническим средством формирования и развития коммуникативной компетентности личности является социально-психологический тренинг (Л.А. Петровская, Ю.Н Емельянов, Ю.М. Жуков и др.) [3, 4, 5]. При большом разнообразии подходов к определению тренинга выделяются его общие характеристики как формы специально организованного педагогического воздействия: групповая форма проведения, постоянство состава группы, наличие цели тренинга, общая структура всех занятий (ритуал приветствия, разминка, основное содержание занятия, рефлексия занятия, прощание), чёткая пространственно-временная организация, использование активных методов работы, ориентация на внутригрупповые процессы, наличие обратной связи, создание атмосферы психологической безопасности, соблюдение общегрупповых норм и правил [3, 4, 5, 7].
Эффективность социально-психологического тренинга для старшеклассников, направленного на развитие коммуникативной компетентности, определяется формированием следующих умений: ориентация в социальных ситуациях, понимание других людей, выбор и реализация адекватных формы общения, преодоление коммуникативных барьеров, разнообразные приемы межличностного оценивания и др. Кроме того, в ходе тренинга формируются: эмпатия, рефлексия, уверенность в себе, гуманистические установки в отношении партнеров, повышается эффективность саморегуляции, возрастает социально-психологическая активность участников.
Нами было проведено эмпирическое исследование динамики коммуникативной компетентности старшеклассников в результате социально-психологического тренинга. Исследование проводилось на базе факультета психологии Омского государственного университета, где функционирует «Школа начинающего психолога» - профориентационная школа для старшеклассников. В ходе обучения учащиеся 9-11 классов знакомятся с основными разделами психологии, особенностями профессии психолога, участвуют в разного рода семинарах, тренингах, направленных на развитие личности, профессиональное самоопределение, формирование и развитие коммуникативной компетентности.
В исследовании приняли участие 20 старшеклассников - участников социально-психологического тренинга, направленного на развитие коммуникативной компетентности. Программа тренинга включала систему игр, упражнений, моделирующих различные проблемные ситуации, коммуникативные конфликты, предполагающие ролевое, либо реальное взаимодействие участников. Кроме того, осуществлялось знакомство учащихся с основными теоретическими положениями психологии общения: структурой общения, средствами коммуникации, стереотипами и меха-
низмами социальной перцепции, типами взаимодействия, этапами эффективной коммуникации, правилами установления контакта, приемами слушания, характеристиками обратной связи и пр. Большое внимание уделялось рефлексии участниками своих способов коммуникации, осознанию их эффективности. Продолжительность тренинга 20 часов.
В качестве параметров коммуникативной компетентности и соответствующих психодиагностических методик были выбраны: проявление эмоциональных барьеров в межличностном общении (методика В.В. Бойко), способ общения: зависимый, компетентный, агрессивный (тест коммуникативных умений Л. Михельсона), мотивы аффилиации (социального принятия/отвержения) (методика А. Мехрабиана), уровень перцептивно-невербальной компетентности (методика Г.Я. Розена), коммуникативные знания (авторский тест, направленный на определение степени усвоения теоретической информации об общении и его психологических характеристиках). Психодиагностическое обследование параметров коммуникативной компетентности было проведено «до» и «после» социально-психологического тренинга.
Изменения коммуникативной компетентности старшеклассников в результате проведения социально-психологического тренинга были связаны, прежде всего, с эмоциональной сферой личности. Значимые различия были получены по следующим показателям: умение управлять эмоциями и дозировать их, адекватность проявления эмоций, доминирование позитивных эмоций, желание сближаться с людьми на эмоциональной основе (различия достоверны на 1 %-ном уровне значимости, р < 0,01). Кроме того, значимые различия были выявлены по параметру «преобладающий стиль общения»: снизились показатели зависимого и агрессивного способов общения и повысились показатели компетентного способа общения (р < 0,05), а также по параметру «уровень перцептивно-невербальной компетентности»: повысился общий показатель умения учащихся дифференцировать невербальные проявления партнера по общению (р < 0,05). Значимо более высокой после проведения тренинга стала субъективная оценка старшеклассниками эффективности собственного общения (р < 0,01) и усвоение коммуникативных знаний (р < 0,01).
Не было выявлено значимых различий после проведения тренинга мотивов аффилиации у старшеклассников, что связано, по нашему мнению, с их устойчивым характером и зависимостью от иных факторов, важнейшим из которых, несомненно, является взаимодействие в семье.
Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования доказывают возможность целенаправленного изменения коммуникативной компетентности старшеклассников посредством социально-психологического тренинга.
Список литературы:
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. - http://pervoklassniyresobr.ru/archive/year/articles/2182.
2. Деркач А.А. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 108 с.
3. Емельянов Ю.Н. Активнее социально-психологическое обучение. -Л.: Изд-во: ЛГУ, 1985. - 166 с.
4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 96 с.
5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
7. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. - М.: ИН-ФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 224 с.