Научная статья на тему 'Динамика когнитивных функций при старении и их связь с уровнем образования'

Динамика когнитивных функций при старении и их связь с уровнем образования Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
560
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА / КОГНИТИВНОЕ СНИЖЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / COGNITIVE FUNCTIONS / AGE-RELATED CHANGES / COGNITIVE DECLINE / EDUCATION LEVEL

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Титаренко А.В., Шишкин С.В., Щербакова Л.В., Веревкин Е.Г., Холмес M.

Изменения когнитивной сферы при старении в российской популяции изучены недостаточно. Цель исследования оценить динамику показателей когнитивных функций (КФ) в двух серийных измерениях за 9 лет в городской популяции среднего, пожилого и старческого возраста и их связь с уровнем образования. Пациенты и методы. Обследована случайная популяционная выборка мужчин и женщин 45-69 лет, жителей Новосибирска (n=9360; проект HAPIEE). Тестирование КФ выполнено стандартными методами. Повторное обследование проведено в случайной подвыборке (n=1663), включенной в настоящий анализ. Средний период наблюдения составил 8,8 года (SD=1,1). Результаты и обсуждение. В тесте на семантическую беглость речи выявлено динамическое снижение во всех возрастных группах, более выраженное у женщин, чем у мужчин (р<0,001). Улиц 70 лет и старше установлена отрицательная динамика показателей памяти, семантической речевой активности и концентрации внимания (p<0,001). У лиц с начальным (8 и менее классов средней школы; 6%) и профессиональным (26%) уровнями образования выявлена большая скорость снижения показателей в тесте отсроченного воспроизведения (р=0,011; 0,038), чем у лиц с высшим образованием (35%). Заключение. Установлено, что динамическое снижение КФ начинается в возрасте 55-59 лет, оно более выражено в группе лиц 70 лет и старше. Возрастной регресс функции памяти был ускорен у участников с низким уровнем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Титаренко А.В., Шишкин С.В., Щербакова Л.В., Веревкин Е.Г., Холмес M.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of cognitive functions in ageing and their relationship to education level

Age-related cognitive changes in the Russian population have not been sufficiently studied. Objective: to assess the time course of changes in cognitive functions (CF) in two serial measurements 9 years apart in the urban population of middle, elder, and senile age and their relationship to education level. Patients and methods. A random male and female sample of 45-69-year-old Novosibirsk residents (n=9360; HAPIEE project) was surveyed. CF was tested by standard methods. Resurvey was conducted in a random subsample (n=1663) included in this analysis. The mean follow-up period was 8.8 years (SD 1.1). Results and discussion. The test for semantic verbal fluency revealed its dynamic decline in all age groups, which was steeper in women than in men (p<0.001). Persons aged 70 years and older showed negative changes in memory, verbal fluency, and attention (p<0.001). Persons with primary (6%) and vocational (26%) education had steeper rates of decline in delayed recall (p=0.011; 0.038) than those with university education (35%). Conclusion. It is established that a dynamic decrease in CF begins at the age of 55-59 years; it is steeper among those aged 70 years and older. An age-related decline in memory function is accelerated in persons with lower educational levels.

Текст научной работы на тему «Динамика когнитивных функций при старении и их связь с уровнем образования»

Титаренко А.В.1, Шишкин С.В.1, Щербакова Л.В.1, Веревкин Е.Г.1, Holmes M.2, Bobak М.3, Малютина С.К.1

1Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины — филиал ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук», Новосибирск, Россия; 2Оксфордский Университет, Великобритания; 3Университетский колледж Лондона, Великобритания 1630089, Новосибирск, ул. Бориса Богаткова, 175/1; 2Ричард Долл Билдинг, Олд Роад Кампус, Рузвельт Драйв, Оксфорд OX3 7LF, Великобритания; 31—19 Торрингтон Плейс, Лондон WC1E 6BT, Великобритания

Динамика когнитивных функций при старении и их связь с уровнем образования

Изменения когнитивной сферы при старении в российской популяции изучены недостаточно.

Цель исследования — оценить динамику показателей когнитивных функций (КФ) в двух серийных измерениях за 9лет в городской популяции среднего, пожилого и старческого возраста и их связь с уровнем образования.

Пациенты и методы. Обследована случайная популяционная выборка мужчин и женщин 45—69 лет, жителей Новосибирска (n=9360; проект HAPIEE). Тестирование КФ выполнено стандартными методами. Повторное обследование проведено в случайной подвыборке (n=1663), включенной в настоящий анализ. Средний период наблюдения составил 8,8 года (SD=1,1). Результаты и обсуждение. В тесте на семантическую беглость речи выявлено динамическое снижение во всех возрастных группах, более выраженное у женщин, чем у мужчин (р<0,001). Улиц 70лет и старше установлена отрицательная динамика показателей памяти, семантической речевой активности и концентрации внимания (p<0,001). У лиц с начальным (8 и менее классов средней школы; 6%) и профессиональным (26%) уровнями образования выявлена большая скорость снижения показателей в тесте отсроченного воспроизведения (р=0,011; 0,038), чем у лиц с высшим образованием (35%).

Заключение. Установлено, что динамическое снижение КФ начинается в возрасте 55—59 лет, оно более выражено в группе лиц 70 лет и старше. Возрастной регресс функции памяти был ускорен у участников с низким уровнем образования.

Ключевые слова: когнитивные функции; возрастная динамика; когнитивное снижение; уровень образования. Контакты: Анастасия Викторовна Титаренко; titav@inbox.ru

Для ссылки: Титаренко АВ, Шишкин СВ, Щербакова ЛВ и др. Динамика когнитивных функций при старении и их связь с уровнем образования. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2018;10(4):46—51.

Dynamics of cognitive functions in ageing and their relationship to education level Titarenko A.V.1, Shishkin S.V.1, Shcherbakova L.V.1, Verevkin E.G.1, Holmes M.2, Bobak M.3, Malyutina S.K.'

'Research Institute of Internal and Preventive Medicine, Branch, Federal Research Center, Institute of Cytology and Genetics, Siberian Branch,

Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia;2University of Oxford, United Kingdom; 3University College London, United Kingdom ''75/', Boris Bogatkov St., Novosibirsk 630089, Russia; 2Richard Doll Building, Old Road Campus, Roosevelt Drive, Oxford OX3 7LF, UK;

3'—'9 Torrington Place, London WC'E 6BT, UK

Age-related cognitive changes in the Russian population have not been sufficiently studied.

Objective: to assess the time course of changes in cognitive functions (CF) in two serial measurements 9 years apart in the urban population of middle, elder, and senile age and their relationship to education level.

Patients and methods. A random male and female sample of45-69-year-old Novosibirsk residents (n=9360; HAPIEE project) was surveyed. CF was tested by standard methods. Resurvey was conducted in a random subsample (n='663) included in this analysis. The mean follow-up period was 8.8 years (SD '.').

Results and discussion. The test for semantic verbal fluency revealed its dynamic decline in all age groups, which was steeper in women than in men (p<0.00'). Persons aged 70 years and older showed negative changes in memory, verbal fluency, and attention (p<0.00'). Persons with primary (6%) and vocational (26%) education had steeper rates of decline in delayed recall (p=0.0''; 0.038) than those with university education (35%).

Conclusion. It is established that a dynamic decrease in CF begins at the age of55—59years; it is steeper among those aged 70 years and older. An age-related decline in memory function is accelerated in persons with lower educational levels.

Keywords: cognitive functions; age-related changes; cognitive decline; education level. Contact: Anastasia Viktorovna Titarenko; titav@inbox.ru

For reference: Titarenko AV, Shishkin SV, Shcherbakova LV, et al. Dynamics of cognitive functions in ageing and their relationship to education level. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika = Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 20'8;'0(4):46—5'. DOI: http://dx.doi.org/'0.'44'2/2074-27''-20'8-4-46-5'

Глобальный рост продолжительности жизни и увеличение среднего возраста населения как в мире, так и в российской популяции определяют актуальность изучения возраст-ассоциированных заболеваний. По данным Росстата, средняя продолжительность жизни в России в 2017 г превысила 72 года (77,6 года — для женщин, 67,5 года — для мужчин) [1]. При изучении гериатрических проблем большое значение имеет оценка нарушений когнитивных функций (КФ) [2]. В последние десятилетия сохраняется интерес к проблеме недементных когнитивных нарушений [3, 4], особенно в условиях увеличения стареющей популяции. Согласно данным популяционных исследований, синдром умеренных когнитивных нарушений (УКН) встречается у 3—25% пожилых лиц [5, 6]. По данным российской исследовательской программы ПРОМЕТЕЙ, УКН имелись у 44% пожилых лиц, обратившихся за неврологической помощью [5]. Длительные наблюдения свидетельствуют о том, что в течение 5 лет деменция развивается у 50—70% пациентов с УКН, у остальных когнитивные нарушения либо находятся на стабильном уровне, либо регрессируют [3, 7, 8]. По данным крупных когортных исследований, проведенных в Европе, снижение КФ начинается уже в 45—50 лет и прогрессирует по мере старения [9, 10].

Таблица 1. Характеристика популяционной подвыборки,

обследованной двукратно (8,8 года наблюдения, мужчины и женщины, Новосибирск)

Показатели

С2 (n=1663)

С3 (n=1663)

Мужчины/женщины Возраст, годы

610/1053 60,9 (6,8)

610/1053 69,8 (7,0)

Средний возраст, годы (С3/С2):

55—59/47—50 (n=158) 50,0 (1,0) 58,6 (0.9)

60—64/51—55 (n=326) 53,7 (1,5) 62,5 (1,5)

65—69/56—60 (n=376) 58,7 (1,5) 67,5 (1,5)

>70/>61 (n=803) 67,1 (3,1) 76,1 (3,1)

Образование, n (%):

начальное 100 (6) 100 (6)

профессиональное 432 (26) 432 (26)

среднее 547 (33) 547 (33)

высшее 584 (35) 584(35)

Социальная активность, n (%):

активные 917 (61) 369 (25)

неактивные (пенсионеры) 579 (39) 1127 (75)

АГ, n (%) СД, n (%) ССЗ, n (%) ИМТ, кг/м2 ОХС, мг/дл

1189 (71,5) 126 (7,6) 195 (11,7) 28,8 (5,2) 226,4 (41,4)

Курение, n (%):

курят 302 (18,2) 221 (13,3)

курили в прошлом 226 (13,6) 291 (17,5)

не курят 1132 (68,1) 1150 (69,2)

Примечание. Там, где не указано иначе, показатели представлены в виде средних величин со стандартным отклонением — М (ВО). С2 — 2-й скрининг, С3 — 3-й скрининг (здесь и в табл. 2); АГ — артериальная гипертензия; СД — сахарный диабет; ССЗ — сердечно-сосудистые заболевания; ИМТ — индекс массы тела; ОХС — общий холестерин крови. Начальное образование — 8 и менее классов средней школы.

В ряде исследований показано, что низкий уровень образования может быть фактором риска возникновения более ранних когнитивных нарушений [8, 11].

Систематические данные о возрастном изменении КФ в общей популяции, а также о связи уровня образования и снижения КФ на популяционном уровне в России практически отсутствуют.

Цель исследования — изучение динамики КФ в двух серийных измерениях за 9 лет в городской популяции среднего, пожилого и старческого возраста и их связи с уровнем образования.

Пациенты и методы. Исследование проведено на материале случайной популяционной выборки жителей Новосибирска, обследованных в рамках международного проекта HAPIEE (Health, Alcohol and Psychosocial factors In Eastern Europe) [12]. Исходно в 2003—2005 гг. была изучена когорта мужчин и женщин 45—69 лет (n=9360), повторные скрининги проведены в 2006-2008 гг. (n=6147) и 2015-2017 гг. (n=3898). В случайной подвыборке стандартными методами тестировали КФ в серийных обследованиях при 2-м и 3-м скринингах. В анализ включены лица, у которых проведены двукратные серийные измерения (n=1663). Средний возраст участников подвыборки в период проведения 2-го скрининга составил 60,9±6,8 года, в период 3-го скрининга — 69,8±6,9 года, средний период наблюдения - 8,8 года (М=8,9; SD=1,1). Соблюдение этических норм гарантировалось заполнением пациентами информированного согласия на участие в исследовании. Все этапы исследования одобрены этическим комитетом Научно-исследовательского института терапии и профилактической медицины.

Оценку КФ проводили с помощью стандартных валидизированных методик, включающих тест на заучивание, непосредственное и отсроченное воспроизведение (кратковременная и консолидированная память), тест на семантическую речевую активность (беглость речевой продукции и ассоциативное мышление), тест на концентрацию внимания. В анализ вошли лица, у которых проведены двукратные серийные измерения. Задания предлагались в следующем порядке: 1) заучивание семантически не связанного материала и непосредственное воспроизведение (тест 10 слов) [13, 14]; 2) тест на семантическую речевую активность - за 1 мин нужно назвать как можно больше слов определенной категории (названия животных) [10, 13, 15]; 3) тест на концентрацию внимания (корректурная проба) -вычеркивание двух букв в списке хаотично расположенных букв русского алфавита в течение 1 мин [13]; 4) отсроченное воспроизведение заученно-

1328 (79,9) 319 (19,2) 352 (21,2) 29,4 (5,5) 212,3 (45,1)

Непосредственное воспроизведение

6,5

2-й скрининг

з 26 н

S

Ig 24 и

'î 22 te

I 2°

3

§ 18 к

S 16 S 14 2-й скрининг

Беглость речи

го материала (1) после выполнения интерферирующего задания (2 и 3) [13, 14]. Цель интерферирующего задания — на достаточное время отвлечь внимание участника исследования от заученного материала.

Статистическая обработка полученных результатов проведена с помощью пакета программ SPSS (V.13.0). Оценивали динамику средних показателей КФ с помощью парного теста и анализа ANOVA при разделении по полу и возрасту [16]. Далее проводили сравнение динамики КФ в зависимости от уровня образования в стандартизированных по полу и возрасту моделях. На финальном этапе рассчитывали среднюю скорость изменения КФ за год и анализировали этот показатель в зависимости от уровня образования при стандартизации по полу и возрасту. Достоверность различий оценивали по t-критерию Стьюдента и х2-критерию Пирсона (для нормально распределенных признаков). При наличии распределения, отличного от нормального, использовали непараметрический метод — тест Манна—Уитни для двух независимых выборок [16]. Различия рассматривали как статистически значимые при р<0,05.

Результаты. Дескриптивные характеристики изученной подвыборки представлены в табл. 1. Результаты когнитивных тестов, полученные в ходе 3-го скрининга (2015—2017 гг., средний возраст 69,8±6,9 года) оценивали в динамике по сравнению с данными 2-го скрининга (2006—2008 гг., средний возраст 60,9±6,8 года). Период наблюдения в среднем составил 8,8 года (М=8,9; SD=1,1). Сравнение проводили по тестам, характеризующим память, беглость речи, концентрацию внимания. Все участники были распределены по четырем возрастным группам на момент 3-го скрининга (2015-2017 гг.).

За 9 лет наблюдения произошло снижение КФ во всех доменах в изучаемых возрастных группах (возраст на момент 2-го скрининга — 47-74 года). Относительно стабильными в динамике были показатели памяти в более молодых возрастных группах. Существенный регресс во всех возрастных группах наблюдался в тесте семантической беглости речи (см. рисунок).

Наиболее выраженная отрицательная динамика отмечена у лиц 70 лет и старше в период 3-го скрининга. Возрастной регресс семантической беглости речи в этой группе (21 против 15 категориальных обобщений при 2-м и 3-м скринингах соответственно; p<0,001) сопровождался сни-

<0,001 3-й скрининг

3-й скрининг

Непосредственное воспроизведение

2-й скрининг 3-й скрининг

Беглость речи

26 24 22 20 18 16

14

2-й скрининг

3-й скрининг

Отсроченное воспроизведение

Оба пола -55-59

60-64

65-69

>70

- Суммарно

6,5

2-й скрининг

<0,001 3-й скрининг

22

20

^ Vo1 « и

Концентрация внимания

<0,001

14

2-й скрининг

р

<0,001 <0,001

9 8,5 8 7,5 7 6,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-й скрининг

Отсроченное воспроизведение

- Мужчины ■ Женщины

р

<0,001 <0,001

2-й скрининг 3-й скрининг

Концентрация внимания

22

20

®

s S

ск

1 18

16

14

2-й скрининг

р

<0,001 <0,001

3-й скрининг

Динамика показателей когнитивных тестов за 9 лет наблюдения (популяционная выборка, Новосибирск, мужчины и женщины, возраст на момент 2-го скрининга — 47—74 года, 3-го скрининга — 56—83 года)

жением концентрации внимания (17 против 15 правильно зачеркнутых знаков в корректурной пробе; р<0,001) и показателей непосредственного (7,5 против 6,6 названного слова в тесте 10 слов; р<0,001) и отсроченного (8,1 против 6,8 названного слова после интерферирующего задания; р<0,001; см. рисунок) воспроизведения.

При разделении по полу (610 мужчин — 37%, 1053 женщины — 63%) более выраженное снижение показателей памяти и концентрации внимания в двух серийных исследованиях отмечено у мужчин, а среднее число ассоциаций в тес-

р

а

х

а. а

о ГС

to с

а

ж VC

ж

с

3

« а

^ ж

S 3

с ж

к 3

4—■ а.

« «

ж с

а

«с

с

^

а <3

to е

с

к

ж

«С IN

С "Ч-

а

3

3 ж

3

а ж

3 3

s а.

с «

^

а с

щ

щ

3 £

£ ж щ

ч с

ON

а а

ж

«С с £

£ а

а. ^

£ с

ж 5с Ж

3 3

£ ?

3 ж

ж ^

N

с

3

>3

щ ж

ч 3

щ

£

а

^

а

х

с

к

а х a. 3 Vc

3 3

s; ij

а с

ж 5c

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 С

«N CÜ

Я В

ч

ю £

те на семантическую речевую активность было меньше у женщин. У мужчин также выявлено более существенное снижение концентрации внимания в динамике между 2-м и 3-м скринингами (18 против 16 правильно зачеркнутых букв в корректурной пробе; p<0,001; см. рисунок).

Динамика показателей когнитивных тестов и скорость их изменения за год в зависимости от уровня образования представлены в табл. 2 и 3. При разделении по уровню образования (начальное — 8 и менее классов средней школы, профессиональное, среднее и высшее) показано значимое (p<0,001) динамическое снижение КФ во всех группах за исключением лиц с начальным образованием, у которых в тестах на концентрацию внимания отсутствовало динамическое снижение (при стандартизации по возрасту начального скрининга и полу). В кросс-секционных оценках при 2-м и 3-м скринингах лица с высшим образованием демонстрировали более высокие результаты во всех доменах КФ по сравнению с участниками с начальным, профессиональным или средним образованием (см. табл. 2).

При оценке скорости изменения КФ за год выявлено ускоренное снижение показателей отсроченного воспроизведения у лиц с начальным (p=0,011) и профессиональным образованием (p=0,038) по сравнению с группой участников с высшим образованием независимо от пола и возраста. Скорость снижения семантической речевой активности, напротив, была выше у участников с высшим образованием по сравнению с группой лиц с начальным образованием (p=0,015) независимо от пола и возраста (см. табл. 3).

Обсуждение. Возрастной когнитивный регресс начинается со снижения динамических составляющих КФ, таких как рабочая, эпизодическая, ассоциативная память, скорость обработки информации, концентрация внимания, в то же время большинство регуляторных и операциональных функций страдают в меньшей степени [7, 17, 18]. В исследовании Whitehall II (n=10 308) выявлено снижение КФ, начинающееся в 45—49 лет и прогрессирующее к 65—70 годам [10]. Динамическое ухудшение КФ выявлено нами в ходе 3-го скрининга у лиц в возрасте 55—59 лет. У обследованных в возрасте 70 лет и старше эти изменения становились более выраженными и затрагивали все когнитивные сферы. Наши результаты согласуются с данными других авторов о преимущественно нейродинамическом характере снижения КФ с возрастом. Так, D.J. Llewellyn и F.E. Matthews [19] отметили выраженное возрастное снижение количества названных за 1 мин животных, более характерное для женщин по сравнению с мужчинами. В тесте семантических вербальных ассоциаций во всех возрастных группах мы также выявили возрастное снижение, более заметное у женщин. Это может быть связано с ухудшением по мере старения способности создавать и воспроизводить связи между отдельными блоками информации.

Согласно теории когнитивного резерва, высокий уровень образования, полученного в молодости, ассоциируется с уменьшением заболеваемости деменцией, включая болезнь Альцгеймера и сосудистую деменцию [11]. По данным метаанализа Xu W. и соавт. [8], каждый год обучения сокращает риск деменции на 7%. В нашем исследовании у участников с начальным и профессиональным уровнями образования наблюдался выраженный возрастной регресс показателей отсроченного воспроизведения по сравнению с лицами, получившими высшее образование. В тесте на семантическую речевую активность, наоборот, выявлена более выраженная динамика снижения у участников с высоким уровнем образования по сравнению с лицами с начальным образованием. Вероятно, это объясняется более низкими значениями категориальных обобщений в группе начального образования при первичном скрининге. Ранее в исследовании D. Alley и соавт. [20] на примере американской популяции были показаны аналогичная связь высшего образования с замедленным снижением общего когнитивного статуса и в то же время ускоренное снижение в тесте непосредственного и отсроченного воспроизведения в группе лиц с высоким уровнем образования по сравнению с участниками с начальным образованием.

Заключение. Таким образом, кроме возраста как независимого фактора риска когнитивных нарушений, уровень образования модифицирует

Таблица 3. Скорость изменения показателей когнитивных функций за год и ее ассоциации

с уровнем образования (популяционная выборка, Новосибирск, мужчины и женщины, возраст на момент 2-го скрининга — 47—74 года, 3-го скрининга — 56—83 года)

Образование n Непосредственное Отсроченное Беглость речи Концентрация

воспроизведение воспроизведение внимания

Начальное (1) 100 -0,088 (0,15)

Профессиональное (2) 432 -0,074 (0,14)

Среднее (3) 547 -0,056 (0,14)

Высшее (4) 584 -0,059 (0,14)

Р(1-4) 0,508

Р(2-4) 0,806

р(3-4) 0,999

-0,152 (0,20) -0,116 (0,20) -0,093 (0,20) -0,080 (0,21) 0,011 0,038 0,999

-0,375 (0,84) -0,593 (0,83) -0,633 (0,84) -0,665 (0,83) 0,015 0,999 0,999

-0,114 (0,63) -0,179 (0,63) -0,176 (0,63) -0,133 (0,61) 0,999 0,999 0,999

когнитивное снижение. В изученной популяционной выборке в течение 9 лет наблюдения (с 47—74 лет до 56— 83 лет) выявлен существенный регресс КФ в тесте семантической речевой активности, значительнее выраженный у женщин, чем у мужчин. Наиболее отчетливая отрицательная динамика наблюдалась у лиц 70 лет и старше на момент конечного скрининга. Возрастной регресс семантической речевой активности в этой группе сопровождался снижением концентрации внимания, показателей непосредственного и отсроченного воспроизведения. Относительно стабильными в динамике были показатели памяти в более молодых возрастных группах 55—69 лет в период конечного скрининга. Начальное и профессиональное образование

ассоциировалось с большей скоростью снижения показателей отсроченного воспроизведения по сравнению с высшим образованием независимо от пола и возраста. Скорость снижения семантической речевой активности у лиц с высшим образованием была выше, чем у участников с начальным образованием, что, по нашему мнению, связано с исходно более низкими показателями категориальных обобщений в группе с начальным образованием при первичном скрининге.

Благодарности. Авторы выражают признательность H. Pikhart, A. Peasey, J. Hubacek, D. Steiler, T Tillmann за ценные советы при планировании статьи и обсуждении результатов.

1. Федеральная служба государственной статистики. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении [Federal state statistics service. Life expectancy at birth]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/#.

2. Преображенская ИС. Деменция — эпидемиология, клиническая картина, диагностика, подходы к терапии. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2013;5(4):71-7. [Preobrazhenskaya IS. Dementia: epidemiology, clinical picture, diagnosis, approaches to therapy. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika = Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 2013;5(4): 71-7. (In Russ.)]. doi: 10.14412/2074-27112013-2459

3. Локшина АБ. Современные представления о недементных когнитивных расстройствах. Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. 2015;5(1):36-44. [Lokshina AB. Modern Understanding about Non-Demented Cognitive Disorders. Effektivnaya farmakoterapiya, Nevrologiya i psikhiatriya. 2015;5(1):36-44. (In Russ.)].

4. Старчина ЮА. Недементные когнитивные нарушения: современный взгляд на

ЛИТЕРАТУРА

проблему. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2017;9(2):71-6. [Starchina YuA. Cognitive impairment without dementia: A current view of the problem. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika = Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 2017;9(2):71-6. (In Russ.)]. doi: 10.14412/ 2074-2711-2017-2-71-76

5. Захаров ВВ, Вахнина НВ, Громова ДО и др. Клинический спектр недементных когнитивных расстройств: субъективные, легкие и умеренные нарушения. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2015;7(4):83-91. [Zakharov VV, Vakhnina NV, Gromova DO, et al. The clinical spectrum of non-dementia cognitive impairment: Subjective mild-to-moderate disorders. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika = Neurology, neuropsychiatry, psychosomatics. 2015;7(4): 83-91. (In Russ.)]. doi:10.14412/2074-2711-2015-4-83-91

6. Ganguli M, Chang CC, Snitz BE, et al. Prevalence of mild cognitive impairment by multiple classifications: The Monongahela-Youghiogheny Healthy Aging Team (MYHAT) project. Am J Geriatr Psychiatry. 2010 Aug; 18(8):674-683. doi:10.1097/JGP. 0b013e3181cdee4f

7. Murman DL. The Impact of Age on Cognition. Semin Hear. 2015 Aug;36(3): 111-121. doi:10.1055/s-0035-1555115

8. Xu W, Tan L, Wang HF, et al. Education and Risk of Dementia: Dose-Response Meta-Analysis of Prospective Cohort Studies.

MolNeurobiol. 2016 Jul;53(5):3113-3123. doi: 10.1007/s12035-015-9211-5. Epub 2015 May 17.

9. Salthouse TA. Selective review of cognitive aging. JInt Neuropsychol Soc. 2010 Sep;16(5): 754-760. doi: 10.1017/S1355617710000706. Epub 2010 Aug 2.

10. Singh-Manoux A, Kivimaki M, Glymour MM, et al. Timing of onset of cognitive decline: results from Whitehall II prospective cohort study. BMJ. 2012 Jan 5;344:d7622. doi: 10.1136/bmj.d7622.

11. Meng X, D'Arcy C. Education and Dementia in the Context of the Cognitive Reserve Hypothesis: A Systematic Review with Meta-Analyses and Qualitative Analyses. PLoS One. 2012;7(6):e38268. doi: 10.1371/journal. pone.0038268. Epub 2012 Jun 4.

12. Peasey A, Bobak M, Kubinova R, et al. Determinants of cardiovascular disease and other non-communicable diseases in Central and Eastern Europe: rationale and design of the

HAPIEE study. BMC Public Health. 2006 Oct 18;6:255. doi:10.1186/1471-2458-6-255

13. Bobak M, Richards M, Malyutina S, et al. Association between Year of Birth and Cognitive Functions in Russia and the Czech Republic: Cross-Sectional Results of the HAPIEE Study. Neuroepidemiology. 2009;33(3):231-9.

doi: 10.1159/000229777. Epub 2009 Jul 27.

14. Olaya B, Bobak M, Haro JM, Demakakos P. Trajectories of Verbal Episodic Memory in Middle-Aged and Older Adults: Evidence from the English Longitudinal Study of Ageing. J Am Geriatr Soc. 2017 Jun;65(6): 1274-1281. doi: 10.1111/jgs.14789. Epub 2017

Поступила 2.07.2018

Mar 6.

15. Kritz-Silverstein D, Laughlin GA, McEvoy LK, Barrett-Connor E. Sex and Age Differences in the Association of Blood Pressure and Hypertension with Cognitive Function in the Elderly: The Rancho Bernardo Study. JPrev Alzheimers Dis. 2017;4(3):165-173. doi:10.14283/jpad.2017.6

16. SPSS® 13.0 Base User's Guide. SPSS Inc. Chicago; 2004.

17. Salthouse TA. When does age-related cognitive decline begin? Neurobiol Aging. 2009 Apr; 30(4):507-514. doi:10.1016/j.neurobiolag-ing.2008.09.023. Epub 2009 Feb 20.

18. Schaie KW, Willis SL. The Seattle Longitudinal Study of Adult Cognitive Development. ISSBD Bull. 2010;57(1):24-29.

19. Llewellyn DJ, Matthews FE. Increasing Levels of Semantic Verbal Fluency in Elderly English Adults. Neuropsychol Dev Cogn B Aging Neuropsychol Cogn. 2009 Jul;16(4):433-445. doi:10.1080/13825580902773867

20. Alley D, Suthers K, Crimmins E. Education and cognitive decline in older Americans: results from the AHEAD sample. Res Aging. 2007 Jan 1;29(1):73-94. doi:10.1177/ 0164027506294245

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях

Проект HAPIEE поддержан грантами WT081081AIA и NIA (1R01AG23522-01). Настоящее исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-45-00030-П).

Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать. Все авторы принимали участие в разработке концепции статьи и написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.