Science for Education Today
2023. Том 13. № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
УДК 331+159.9+37.01.09 DOI: 10.15293/2658-6762.2303.06
Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian
Динамика изменений профессиональной мотивации обучающихся: влияние институциональной интеграции
Т. А. Безусова1, Т. В. Рихтер1 1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема различия в уровне подготовки обучающихся. Студенты, окончившие колледж, могут не иметь достаточного уровня знаний и навыков, чтобы успешно продолжать обучение в вузе. Кроме того, у студентов могут быть различные цели и мотивация. Идея институциональной интеграции выступает в регионах одним из возможных направлений перспективного развития высшей школы. Вопросы появляются при определении сложной структуры внутренних и внешних связей интеграции разных уровней образования. Цель статьи - определить условия эффективной интеграции среднего профессионального образования в систему высшего образования и оценить влияние модели институциональной интеграции на повышение уровня профессиональной мотивации обучающихся.
Методология. Исследование проводится на основе теоретического анализа и обобщения научной литературы по вопросам влияния модели институциональной интеграции на повышение уровня профессиональной мотивации обучающихся, экспериментальных методов педагогического исследования (тест на диагностику мотивации профессиональной педагогической деятельности - методика «Мотивация трудовой деятельности» (К. Замфир) в модификации А. Реана), методов математической статистики для обработки эмпирических данных (и-кри-терий Манна - Уитни). Модель интеграции предполагает процесс включения среднего профессионального образования в систему высшего образования. Идея интеграционного подхода проявляется через междисциплинарные связи. Для этого необходимо отобрать блоки учебных дисциплин, на основе которых целесообразнее всего выполнить интеграцию учебных планов; разработать программы обучения, учитывающие уровень подготовки студентов и их цели. Одним из ключевых элементов модели интеграции является организация практической работы студентов в различных условиях: в школах, колледжах, вузах. Важным аспектом модели интеграции является поддержка студентов на всех этапах обучения.
Результаты. В статье представлен обзор научных источников по проблеме повышения эффективности образовательного процесса вуза через интеграцию среднего профессионального и высшего образования.
Библиографическая ссылка: Безусова Т. А., Рихтер Т. В. Динамика изменений профессиональной мотивации обучающихся: влияние институциональной интеграции // Science for Education
Today. - 2023. - Т. 13, № 3. - С. 125-141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.06
Н Автор для корреспонденции: Татьяна Васильевна Рихтер, tatyanarikhter(a),mail.ru © Т. А. Безусова, Т. В. Рихтер, 2023
© 2011-2023 Science for Education Today
Все права защищены
Science for Education Today 2023. Том 13. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Описана образовательная модель интеграции среднего профессионального и высшего образования (ядром интеграции является реализация образовательной программы «Педагогика дополнительного образования» по программе подготовки специалистов среднего звена в условиях обучения на базе вуза), определены преимущества и недостатки такого синтеза и возможности моделирования учебного плана по программам подготовки специалистов среднего звена с учетом включения дисциплин высшего образования. В результате экспериментальной работы была выявлена положительная динамика в формировании профессиональной мотивации у обучающихся в условиях институциональной интеграции. Обнаружены статистически значимые различия в распределении профессиональной мотивации между обучающимися учреждений среднего профессионального образования и студентами вуза. У обучающихся вуза уровень профессиональной мотивации оказался выше уже через 6 месяцев обучения. Авторы предполагают, что более высокий уровень профессиональной мотивации студентов вуза обусловлен следующими факторами институциональной интеграции: качественным преподаванием, наличием учебных материалов и оборудования, поддержкой первокурсников студентами-бакалаврами, возможностью участия в научно-исследовательской работе и проектах. Все это позволило обучающимся развивать профессиональные навыки и получить новый опыт.
Заключение. В заключении сделаны выводы о том, что использование разработанной модели интеграции среднего профессионального и высшего образования обеспечивает положительную динамику уровня профессиональной мотивации обучающихся. Модель интеграции должна быть ориентирована на потребности рынка труда и обеспечивать готовность студентов к работе в современных условиях. Представленные результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: модель интеграции; среднее профессиональное образование; высшее образование; педагогика дополнительного образования; профессиональная мотивация; уровень мотивации; специалисты среднего звена.
Постановка проблемы
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.» современное состояние подготовки педагогических кадров нуждается в реформировании. В Концепции отмечено, что, несмотря на положительные сдвиги в педагогической подготовке после комплексной модернизации педагогического образования в 20172019 гг. за счет усиления доли практической и исследовательской деятельности в учебной нагрузке обучающихся, модульной технологии проектирования учебных курсов, разрабо-
танных схем оценки профессиональных компетенций, сохраняются проблемы в обеспечении качества.
Интеграция среднего профессионального образования (СПО) в высшее позволит решить несколько проблем, обозначенных в Концепции. Во-первых, сократит дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных образовательных организациях. Во-вторых, позволит преодолеть дефицит опережающих научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров.
Анализ литературы показывает, что модель интеграции среднего профессионального и высшего образования по педагогическому
Science for Education Today 2023. Том 13. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
направлению является актуальной и перспективной. Она позволяет повысить качество образования и подготовки кадров в области педагогики с учетом современных требований рынка труда. Вопросам интеграции среднего и высшего образования посвящено небольшое количество работ. Так, З. З. Кирикова1 указывает на необходимость интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в вузе для создания условий непрерывного профессионального развития специалистов [23].
О. А. Вагаева и Ю. В. Вельдина выявляют сущность интеграции среднего и высшего профессионального образования в системе подготовки будущих специалистов, особенности выбора студентами программ подготовки уровня СПО [19]. А. В. Репина характеризует подходы к обеспечению интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования, сопровождающейся появлением новых интеграционных моделей в формате образовательных кластеров, региональных комплексов, простой кооперации, консорциумов [25].
И. Ю. Тарханова и А. М. Ходырев разрабатывают организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «колледж - вуз» [26]. А. А. Букин, А. И. Попов и Н. В. Майстренко выявляют аксиологические аспекты организации непрерывного профессионального образования [17]. В. Г. Якимов и А. Ю. Земцова дают характеристику преемственности базового принципа в системе непрерывного профессионального образования через интеграцию уровней среднего профессионального и высшего образования на базе вуза, что позволяет эффективно решать региональные проблемы
1 Кирикова З. З. Интеграция образовательных программ среднего профессионального образования и
ускоренной и качественной подготовки специалистов [28].
К. Н. Бараковских и Н. В. Третьякова проводят исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании [13]. Г. А. Бошук изучает процесс интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования через создание сопряженных образовательных программ путем корректировки их содержания, внедрения модульной системы [16]. М. В. Зайнетдинов раскрывает потенциальные возможности организации сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности в системе «среднее профессиональное - высшее образование», акцентирует внимание на необходимости реализации системной модели сетевого взаимодействия, предусматривающей разные формы интеграции учебных заведений высшего и среднего профессионального образования [22].
М. Н. Булаева, П. В. Канатьев и О. Н. Филатова проводят анализ цифровых платформ, которые можно применять в учебном процессе организаций среднего и высшего профессионального образования на принципах интеграции [18]. М. А. Басманов-ский, В. Н. Горюнов, А. Г. Лютаревич и В. П. Сержанский разрабатывают мероприятия по внедрению системы непрерывного образования в области научных исследований, которая подразумевает интеграцию научно-исследовательской деятельности в каждую ступень подготовки специалиста [14]. Е. А. Альпеисов, Б. С. Ахметова, Е. А. Туяков и Ш. М. Шуиншина выделяют главное условие создания целостной системы устойчивого образования - обеспечение преемственности между уровнями общего среднего и высшего
высшего образования в вузе // Высшая школа. -
2016. - Вып. 21-2. - С. 54-55.
Science for Education Today 2023. Том 13. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
образования, рассматривают нормативные требования [27].
С. Н. Пилюкова разрабатывает возможные направления оптимизации учебного процесса в современных условиях интеграции образовательных программ среднего и высшего профессионального образования, актуализирует проблему качества образования [24]. Н. Г. Дубешко выявляет условия создания педагогического кластера в учреждениях среднего профессионального и высшего образования [21]. Ю. Ю. Гуляев и М. М. Паршина характеризуют процесс влияния искусства на интеграцию общеобразовательной и профессиональной квалификации, определяют его значимость для развития личности студентов [20]. В. И. Блинов и И. С. Сергеев строят государственно-частные модели профессионального образования, выявляют сценарное решение, связанное с преимуществами и рисками [15].
R. Narendran, S. Almeida, R. Coombes, G. Hardie, E. Quintana-Smark, N. Zaher, H.-L. Wang, A. Chowdhury, B. Stevenson анализируют вопросы реализации бакалаврами вариативных ролей при обучении в перевернутом классе [6]. A. J. Boevé, R. R. Meijer, R. J. Bos-ker, J. Vugteveen, R. Hoekstra, C. J. Albers рассматривают проблему уровня сформирован-ности знаний, умений, навыков обучающихся в условиях перевернутого класса [1].
E. Bouw, I. Zitter и E. de Bruijn предлагают варианты проектирования «границ» образовательных сред для выстраивания преемственных взаимоотношений с учетом потребностей обучающихся с целью разработки целостного процесса постепенного освоения закономерных связей и отношений между учебными предметами в профессиональном и высшем образовании [3].
M. Bolling, C. R. Otte, P. Elsborg, G. Nielsen и P. Bentsen рассматривают особенности интеграции обучающихся в различные среды:
социокультурную, образовательную, информационную и др. - посредством виртуальной коммуникации [2].
A. Berg-Jansson, S. Champ, S. Fitzgerald, K. Parding, T. Sehlstedt и M. With рассматривают проблемы практико-ориентированности подготовки будущих учителей [7]. L. H. Bronkhorst и S. F. Akkerman выявляют особенности непрерывного образования в современных условиях [4].
A. Money и J. Coughlan сравнивают групповое и индивидуальное обучение бакалавров [5]. J. I. Rotgans, P. Rajalingam, M. A. Ferenczi и N. Low-Beer описывают студенческую модель командного обучения [8]. H. Tseng, X. Yi и H. Yeh характеризуют навыки межличностного общения среди студентов высших учебных заведений [12]. J. Skalicky, K. W. Pedersen, J. van der Meer, S. Fuglsang, P. Dawson и S. Stewart описывают особенности студенческого лидерства в высшем образовании [9]. S. Sripongwiwat, T. Bunterm и K. N. Tang исследуют факторы стресса обучающихся в профессиональном образовании [10]. T. Surma, K. Vanhoyweghen, G. Camp и P. A. Kirschner освещают вопросы поиска информации в учебниках для учителей [11].
Таким образом, в теории выделены особенности, принципы, преимущества и недостатки процесса интеграции среднего профессионального и высшего образования, однако еще не выявлены и не обоснованы в достаточной степени условия его эффективной организации.
Цель статьи - определить условия эффективной интеграции среднего профессионального образования в систему высшего образования и оценить влияние модели институциональной интеграции на повышение уровня профессиональной мотивации обучающихся.
2023. Том 13. № 3
Методология исследования
Исследование проводится на основе теоретического анализа и обобщения научной литературы по вопросам влияния модели интеграции среднего профессионального и высшего образования на повышение уровня профессиональной мотивации обучающихся, экспериментальных методов педагогического исследования (тест на диагностику мотивации профессиональной педагогической деятельности - методика «Мотивация трудовой деятельности» (К. Замфир) в модификации А. Реана), методов математической статистики для обработки эмпирических данных (Ц-критерий Манна - Уитни).
Достоверность представленных результатов обеспечивается совокупностью методологических и теоретических положений, опорой на личный опыт исследователей, анализом эмпирических данных с помощью методов математической статистики.
В контексте модели интеграции выделяются несколько методологических подходов, которые можно использовать для ее анализа и оценки. Системный подход позволил рассматривать процесс институциональной интеграции как систему, выявить ее структуру, внешние и внутренние связи и системообразующие элементы взаимодействия между ними. Ком-петентностный подход позволил рассматривать компетенции, описанные в федеральных государственных образовательных стандартах, как интегративные качества, позволяющие обучающимся в будущем успешно выполнять профессиональные задачи. Технологический подход позволяет провести анализ влияния институциональной интеграции на
ISSN 2658-6762
развитие образовательных технологий, инноваций в образовании, осуществить трансфер технологий.
Интеграция СПО и высшего образования - одна из перспективных линий современного образования. Примером учреждения образования нового типа является Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (СГПИ филиал ПГНИУ).
Авторами статьи был организован и проведен констатирующий срез по изучению профессиональной мотивации студентов-педагогов. В рамках констатирующего среза выясняли уровень профессиональной мотивации обучающихся первых курсов двух образовательных организаций: СГПИ филиал ПГНИУ (первая группа - 15 человек), и ГБП ОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А. П. Раменского» (вторая группа - 15 человек). Первокурсникам обеих образовательных организаций был предложен тест на диагностику мотивации педагогической деятельности - методика «Мотивация профессиональной деятельности»2.
На базе СГПИ филиал ПГНИУ с 2022 г. ведется обучение по программам подготовки специалистов среднего образования. Обучения ведется по программе 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Обоснование необходимости интеграции (табл.):
- преемственность ступеней профессионального образования, которая позволит получать специалистов для обслуживания совре-
http://sciforedu.ru
2 Сборник психологических тестов. Часть III: учеб. пособие / сост. Е. Е. Миронова. - Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.
© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены
2023. Том 13. № 3
менных образовательных технологий, способных оперировать огромными информационными потоками;
- преемственность в изучении теоретических основ знаний, взаимосвязь теории и практики. Сейчас обучение в СПО ориентировано на получение практических навыков, интеграция с образовательной организацией высшего образования позволит объединить фундаментальные теоретические знания с практическими навыками;
- сведение к минимуму процента потерь среди потенциального контингента выпускников учреждений СПО;
- у выпускников учреждений СПО на первых курсах обучения в вузе теряется сформированная в училище профессиональная направленность за счет повторения отдельных тем, разделов, дисциплин. Интеграция СПО и вуза позволит свести к минимуму снижение мотивации обучающихся из-за изучения одного и того же учебного материала в системе СПО и высшего образования;
ISSN 2658-6762
- выпускники СПО будут иметь право продолжить обучение в вузе по соответствующему профилю по сокращенной программе. Как следствие, экономия суммарных затрат на подготовку специалистов за счет сокращения срока обучения;
- приходится констатировать, что выпускники СПО для получения высшего образования стремятся уехать в другие регионы страны и остаются там для дальнейшего проживания, они не возвращаются назад на территорию малых промышленных городов. Как следствие, муниципальные управления образования теряют потенциальные квалифицированные кадры.
Реализуемая в ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» образовательная программа по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования представляет собой систему документов, разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Таблица Table
Модель интеграции Integration Model
http://sciforedu.ru
Цель: формирование содержания предметов профессионального цикла и профессиональных моделей для обеспечения возможности получения прикладных знаний, умений и опыта деятельности для дальнейшего перехода на обучение по программам высшего образования
Задачи: оптимизация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; осуществление процессов интеграции среднего профессионального и высшего образования как направлений непрерывного образования
Дисциплины профессионального цикла курируют научно-педагогические работники вуза Реализация образовательной программы подготовки специалиста среднего звена Выпускник, обладающий профессиональными компетенциями, готовый продолжать обучение по программам бакалавриата
Содержание программ практик СПО выступает пропедевтическим этапом реализации практической подготовки бакалавров
Обучение по профессиональным модулям ведется в специализированных кабинетах вуза с помощью передовых технологий
© 2011-2023 Science for Education Today
Все права защищены
130
Science for Education Today
2023. Том 13. № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Формы взаимодействия вуза и СПО:
1. Совместное обсуждение учебных планов и программ учебных дисциплин.
2. Привлечение преподавателей, педагогов-исследователей, научных сотрудников к работе со студентами СПО, актуализация исследовательской работы студентов СПО.
3. Создание единых программ практики для СПО и СГПИ филиал ПГНИУ по соответствующему профилю.
Результаты исследования
В результате предложенного теста на диагностику мотивации профессиональной педагогической деятельности (методика «Мотивация трудовой деятельности» (К. Замфир) в
модификации А. Реана) определялся профессиональный мотив, интерес к содержанию педагогического труда. Проверка статистических гипотез по U-критерию Манна - Уитни с помощью пакета SPSS показала отсутствие статистически значимых различий в распределении мотивации к педагогической профессии. Нулевая гипотеза об отсутствии различий между экспериментальной и контрольной группами по уровню профессионально-педагогической мотивации принимается. Распределения можно считать однородными. Статистически значимых различий нет на уровне значимости р = 0,555 (рис. 1).
Рис. 1. Результаты проверки педагогической мотивации (констатирующий срез) Fig. 1. The results of testing pedagogical motivation (stating cut)
В распределении показателей внутренней, внешне положительной и внешне отрицательной мотивации в обеих группах в начале обучения можно констатировать доминирование «наихудшего» мотивационного комплекса («стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег» и «стремление избежать возможных наказаний и неприятностей»), при котором показатели внешне отрицательной мотивации выше внутренней удовлетворенности профессией педагога (СГПИ филиал ПГНИУ - 67 %, в колледж - 62 %).
Формирующий этап длился в течение 6 месяцев. Образовательный процесс в СГПИ
филиал ПГНИУ осуществлялся через получение студентами дополнительных знаний и навыков по педагогике на курсах по выбору и во внеурочной деятельности, использование ресурсов и инфраструктуры СГПИ филиал ПГНИУ. Это позволило оптимизировать затраты на обучение, повысить качество подготовки обучающихся, создать условия для научно-исследовательской деятельности.
Для интеграции среднего профессионального образования в вуз были выполнены следующие условия.
2023. Том 13. № 3
1. Открытость и доступность - обеспечение доступности информации о процессе интеграции.
2. Был разработан учебный план по направлению подготовки «Педагогика дополнительного образования», который позволит выпускникам СПО продолжить обучение в вузе на более высоком уровне. В рамках подготовленной образовательной программы студенты получают дополнительные компетенции, а также возможность перевода на более высокий курс без потери времени и ресурсов.
ISSN 2658-6762
3. Интеграция должна быть гибкой и адаптивной к изменяющимся условиям и требования рынка труда и образования.
4. Развитие инновационной составляющей образовательного процесса и инфраструктуры, чтобы участники интеграции могли эффективно конкурировать на рынке труда.
Повторные измерения были проведены в декабре 2022 г. (рис. 2).
http://sciforedu.ru
Итоги по проверке гипотезы
Нулевая гипотеза Критерий Знач. Реаение
(A A Реа«1 является одинаковым ,._„ '„„, „
для категорий Группа выборе»
I___
Выводятся асимптотические значимости Уровень значимости равен ,05
Рис. 2. Результаты проверки педагогической мотивации (контрольный срез) Fig. 2. The results of testing pedagogical motivation (control section)
Нулевая гипотеза отвергается на уровне значимости 0,0001 (меньше 0.01). Ранг 74,87 говорит о том, что уровень педагогической мотивации выше у испытуемых экспериментальной группы. Целью второго замера было определение изменений по отношению к удовлетворенности педагогической профессией у первокурсников через полгода учебной деятельности. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о наличии значимых отличий в распределении первокурсников - педагогов СПО в условиях педагогического колледжа и первокурсников - педагогов в условиях вуза, реализующего подготовку будущих педагогов. Отметим, что произошли сдвиги в отношении к педагогической профессии в каждой их групп. «Наихудший мотивационный комплекс» характерен теперь для 57 % студен-
тов СГПИ филиал ПГНИУ и 55 % - для студентов колледжа. При этом анализ количественных данных по-прежнему фиксирует статистически значимые различия: мы наблюдаем, что оптимальные мотивационные комплексы (высокий вес внутренней мотивации) характерен для 48 % первокурсников СГПИ филиал ПГНИУ по сравнению с 37 % в учреждении СПО. Это говорит о том, что обучающиеся СГПИ филиал ПГНИУ мотивированы самим педагогическим содержанием, стремятся достичь положительных результатов и в меньшей степени эмоционально нестабильны. Интеграция СПО в вуз привела к повышению профессиональной мотивации у студентов.
Оценка результативности влияния использования модели интеграции среднего профессионального и высшего образование на по-
Science for Education Today 2023. Том 13. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
вышение уровня профессиональной мотивации обучающихся позволила сделать следующие выводы.
1. Интеграция СПО и высшего образования является перспективным образовательным направлением.
2. Реализация программ подготовки специалистов среднего звена на базе вуза позволяет выпускникам продолжать обучение по программам бакалавриата.
3. Обучающиеся вуза мотивированы на педагогическую профессию выше, чем первокурсники - педагоги, которые учатся в учреждениях СПО.
Заключение
Представленная модель является одной из возможных разновидностей интеграции среднего профессионального и высшего образования. Она может быть реализована через создание совместных программ обучения, которые объединяют курсы и дисциплины обоих уровней образования. Студенты могут начать
обучение на среднем профессиональном уровне, а затем продолжить его на бакалаврской программе вуза. Специфика применения представленной модели состоит в организации совместной работы преподавателей и научных педагогических работников обоих уровней образования через проведение совместных научных исследований, разработку новых программ обучения, обмен опытом.
Модель интеграции может привести к улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Она способствует более эффективному использованию ресурсов образовательной организации. Однако для успешной реализации модели необходимо учитывать множество факторов, таких как различия в учебных планах, в требованиях квалификации, в уровне подготовки студентов.
Представленные в работе результаты могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Boevé A. J., Meijer R. R., Bosker R. J., Vugteveen J., Hoekstra R., Albers C. J. Implementing the flipped classroom: an exploration of study behaviour and student performance // Higher Education. - 2017. - Vol. 74 (6). - P. 1015-1032. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0104-y
2. Bolling M., Otte C. R., Elsborg P., Nielsen G., Bentsen P. The association between education outside the classroom and students' school motivation: Results from a one-school-year quasi-experi-ment // International Journal of Educational Research. - 2018. - Vol. 89. - P. 22-35. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijer.2018.03.004
3. Bouw E., Zitter I., de Bruijn E. Characteristics of learning environments at the boundary between school and work - A literature review // Educational Research Review. - 2019. - Vol. 26. - P. 115. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.12.002
4. Bronkhorst L. H., Akkerman S. F. At the boundary of school: Continuity and discontinuity in learning across contexts // Educational Research Review. - 2016. - Vol. 19. - P. 18-35. DOI: https://doi.org/10.1016/j .edurev.2016.04.001
5. Money A., Coughlan J. Team-taught versus individually taught undergraduate education: a qualitative study of student experiences and preferences // Higher Education. - 2016. - Vol. 72 (6). -P. 797-811. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-015-9976-5
6. Narendran R., Almeida S., Coombes R., Hardie G., Quintana-Smark E., Zaher N., Wang H.-L., Chowdhury A., Stevenson B. The role of self-determination theory in developing curriculum for
Science for Education Today
2023. Том 13. № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
flipped classroom learning: A Case Study of First-Year Business Undergraduate Course // Journal of University Teaching and Learning Practice. - 2018. - Vol. 15 (5). - P. 6. DOI: https://doi.org/10.53761/1.15.5.6 URL: https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol15/iss5/6
7. Parding K., Berg-Jansson A., Sehlstedt T., McGrath-Champ S., Fitzgerald S. Differentiation as a Consequence of Choice and Decentralization Reforms-Conditions for Teachers' Competence Development // Professions and Professionalism. - 2017. - Vol. 7 (2). - P. e1855. DOI: https://doi.org/10.7577/pp.1855
8. Rotgans J. I., Rajalingam P., Ferenczi M. A., Low-Beer N. A students' model of team-based learning // Health Professions Education. - 2019. - Vol. 5 (4). - P. 294-302. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.hpe.2018.10.003
9. Skalicky J., Pedersen K. W., van der Meer J., Fuglsang S., Dawson P., Stewart S. A framework for developing and supporting student leadership in higher education // Studies in Higher Education. -2018. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2018.1522624
10. Sripongwiwat S., Bunterm T., Tang K. N. An investigation of learning stressors among secondary school students: A case study in northeast Thailand // Kasetsart Journal of Social Sciences. -2018. - Vol. 39 (2). - P. 197-206. DOI: https://doi.org/10.1016/j.kjss.2017.06.002
11. Surma T., Vanhoyweghen K., Camp G., Kirschner P. A. The coverage of distributed practice and retrieval practice in Flemish and Dutch teacher education textbooks // Teaching and Teacher Education. - 2018. - Vol. 74. - P. 229-237. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.tate.2018.05.007
12. Tseng H., Yi X., Yeh H. Learning-Related Soft Skills among Online Business Students in Higher Education: Grade Level and Managerial Role Differences in Self-Regulation, Motivation, and Social Skill // Computers in Human Behaviour. - 2019. - Vol. 95. - P. 179-186. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.chb.2018.11.035
13. Бараковских К. Н., Третьякова Н. В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5. - С. 20. DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30119 URL: https: //www.elibrary.ru/item .asp?id=44170828
14. Басмановский М. А., Лютаревич А. Г., Сержанский В. П., Горюнов В. Н. Создание системы непрерывного образования в области научных исследований // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 270. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=36871201
15. Блинов В. И., Сергеев И. С. Веер возможностей: профессиональное образование 20202035 // Образовательная политика. - 2020. - № 1. - С. 76-87. DOI: https://doi.org/10.22394/2078-838X-2020-1-76-86 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=43419292
16. Бошук Г. А. Вопросы интеграции образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в институте культуры // Вестник Краснодарского государственного института культуры. - 2016. - № 4 (8). - С. 23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29867956
17. Букин А. А., Попов А. И., Майстренко Н. В. Аксиологические аспекты организации непрерывного профессионального образования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2020. - Т. 10, № 2. - С. 150-161. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=44026388
© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today 2023. Том 13. № 3 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
18. Булаева М. Н., Филатова О. Н., Канатьев П. В. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-4. - С. 34-36. URL: https: //www.elibrary.ru/item .asp?id=48417503
19. Вагаева О. А., Вельдина Ю. В. Интеграция среднего и высшего профессионального образования в системе подготовки студентов (на примере Пензенского государственного технологического университета) // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2022. - № 5. - С. 43-49. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.05-22.043 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48549091
20. Гуляев Ю. Ю., Паршина М. М. Цифровое искусство как инструмент интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки и развития личности студента // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2020. - № 2. - С. 62-74. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2020-2-62-74 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=43939641
21. Дубешко Н. Г. Опыт интеграции и перспективы развития педагогического кластера в системе среднего специального и высшего образования обучающихся по специальности «Дошкольное образование» // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. - Т. 16, № 2. - С. 150-156. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-2-150-156 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45834643
22. Зайнетдинов М. В. Сетевое взаимодействие по обеспечению преемственности в системе «Среднее профессиональное - Высшее образование» // Перспективы науки. - 2016. - № 4. -С. 42-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26247312
23. Кирикова З. З. Профессиограмма как инструмент формирования и уточнения компетенций работника // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 5. - С. 30-33. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=13919175
24. Пилюкова С. Н. Вопросы интеграции высшего и среднего профессионального образования при подготовке менеджера // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 12. - С. 119-120. URL: https: //elibrary.ru/item .asp ?id=36815350
25. Репина А. В. Подходы к обеспечению интеграции среднего профессионального и высшего педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 1. - С. 3136. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-1-112-31-36 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=42713325
26. Тарханова И. Ю., Ходырев А. М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе «Колледж - Вуз» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2019. - № 2. - С. 186-190. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=39264196
27. Шуиншина Ш. М., Альпеисов Е. А., Туяков Е. А., Ахметова Б. С. Некоторые вопросы соблюдения преемственности в образовательных программах педагогических вузов // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9, № 2. - С. 2775-2785. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=38591161
28. Якимов В. Г., Земцова А. Ю. Реализация непрерывного образования в университетском колледже // Источник. - 2021. - № 2. - С. 27-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46409263
Поступила:10 марта 2023 Принята: 10 мая 2023 Опубликована: 30 июня 2023
© 2011-2023 Science for Education Today
Все права защищены
135
Science for Education Today
2023. Том 13. № 3
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Заявленный вклад авторов:
Вклад соавторов в сбор эмпирического материала представленного исследования, обработку данных и написание текста статьи равнозначный.
Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи.
Информация о конфликте интересов:
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи
Безусова Татьяна Алексеевна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, кафедра педагогики и психологии,
Пермский государственный национальный исследовательский университет, ул. Букирева, д. 15, 614068, Пермь, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8128-9122 E-mail: [email protected]
Рихтер Татьяна Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра математических и естественнонаучных дисциплин,
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
ул. Букирева, д. 15, 614068, Пермь, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3698-3147
E-mail: [email protected]
© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены
Информация об авторах
2023, vol. 13, issue 3 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2303.06 Research Full Article / Article language: Russian
Dynamics of students' professional motivation: The impact of the institutional integration
Tatiana A. Bezusova1, Tatiana V. Richter s o1 1 Perm State University, Perm, Russian Federation
Abstract
Introduction. The article presents an overview of research investigations on the problem of improving the efficiency of university educational process through the integration of secondary vocational and higher educational institutions. The purpose of the article is to identify the specifics of the impact of using the model of integration of secondary vocational and higher educational institutions on increasing the level of students' professional motivation.
Materials and Methods. The study has been conducted on the basis of a theoretical analysis and generalization of scholarly literature on the impact of using the model of integration of secondary vocational and higher educational institutions on increasing the level of students' professional motivation. The empirical data were collected via experimental methods of educational research including test for evaluating the motivation for teaching called 'Motivation for labor activities' by K. Zamfir modified by A. Rean. Methods of mathematical statistics were used in order to process the empirical data (U-Mann-Whitney criterion).
Results. The authors described an educational model for the integration of secondary vocational and higher educational institutions. The core of integration is a secondary vocational educational program in Supplementary education implemented in the conditions of a higher educational institution. The study identified the advantages and disadvantages of such collaboration, described the possibilities of modeling the curriculum for training mid-level specialists, taking into account the involvement of higher education disciplines. The results of a pilot experiment on implementing the program in Supplementary education in the conditions of higher educational institution were presented. The authors substantiated the positive impact of using the integration model of secondary vocational and higher educational institutions on increasing students' professional motivation.
Conclusions. The authors conclude that the model of integration of secondary vocational and higher educational institutions provides a positive trend in increasing the level of students' professional motivation. The results presented in the work can be used to improve the efficiency of educational process at the university.
For citation
Bezusova T. A., Richter T. V. Dynamics of students' professional motivation: The impact of the institutional integration. Science for Education Today, 2023, vol. 13 (3), pp. 125-141. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.06
B Corresponding Author: Tatiana V. Richter, [email protected] © Tatiana A. Bezusova, Tatiana V. Richter, 2023
Keywords
Integration model; Secondary vocational education; Higher education; Supplementary education; Professional motivation; Level of motivation; Mid-level specialists.
REFERENCES
1. Boevé A. J., Meijer R. R., Bosker R. J., Vugteveen J., Hoekstra R., Albers C. J. Implementing the flipped classroom: An exploration of study behaviour and student performance. Higher Education,
2017, vol. 74 (6), pp. 1015-1032. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0104-y
2. Bolling M., Otte C. R., Elsborg P., Nielsen G., Bentsen P. The association between education outside the classroom and students' school motivation: Results from a one-school-year quasiexperiment. International Journal of Educational Research, 2018, vol. 89, pp. 22-35. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ijer.2018.03.004
3. Bouw E., Zitter I., de Bruijn E. Characteristics of learning environments at the boundary between school and work - A literature review. Educational Research Review, 2019, vol. 26, pp. 1-15. DOI: https://doi.org/10.1016/j. edurev.2018.12.002
4. Bronkhorst L. H., Akkerman S. F. At the boundary of school: Continuity and discontinuity in learning across contexts. Educational Research Review, 2016, vol. 19, pp. 18-35. DOI: https://doi.org/10.1016/j. edurev.2016.04.001
5. Money A., Coughlan J. Team-taught versus individually taught undergraduate education: a qualitative study of student experiences and preferences. Higher Education, 2016, vol. 72 (6), pp. 797-811. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-015-9976-5
6. Narendran R., Almeida S., Coombes R., Hardie G., Quintana-Smark E., Zaher N., Wang H.-L., Chowdhury A., Stevenson B. The role of self-determination theory in developing curriculum for flipped classroom learning: A case study of first-year business undergraduate course. Journal of University Teaching and Learning Practice, 2018, vol. 15 (5), pp. 6. DOI: https://doi.org/10.53761/1.15.5.6 URL: https://ro.uow.edu.au/jutlp/vol15/iss5/6
7. Parding K., Berg-Jansson A., Sehlstedt T., McGrath-Champ S., Fitzgerald S. Differentiation as a consequence of choice and decentralization reforms-conditions for teachers' competence development. Professions and Professionalism, 2017, vol. 7 (2), pp. e1855. DOI: https://doi.org/10.7577/pp.1855
8. Rotgans J. I., Rajalingam P., Ferenczi M. A., Low-Beer N. A students' model of team-based learning. Health Professions Education, 2019, vol. 5 (4), pp. 294-302. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.hpe.2018.10.003
9. Skalicky J., Pedersen K. W., van der Meer J., Fuglsang S., Dawson P., Stewart S. A framework for developing and supporting student leadership in higher education. Studies in Higher Education,
2018. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2018.152262411
10. Sripongwiwat S., Bunterm T., Tang K. N. An investigation of learning stressors among secondary school students: A case study in northeast Thailand. Kasetsart Journal of Social Sciences, 2018, vol. 39 (2), pp. 197-206. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.kjss.2017.06.002
11. Surma T., Vanhoyweghen K., Camp G., Kirschner P. A. The coverage of distributed practice and retrieval practice in Flemish and Dutch teacher education textbooks. Teaching and Teacher Education, 2018, vol. 74, pp. 229-237. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.05.007
12. Tseng H., Yi X., Yeh H. Learning-related soft skills among online business students in higher education: Grade level and managerial role differences in self-regulation, motivation, and social
skill. Computers in Human Behaviour, 2019, vol. 95, pp. 179-186. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.chb.2018.11.035
13. Barakovskikh K. N., Tretyakova N. V. Modern studies of the state of inclusive education in secondary vocational and higher education. Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 5, pp. 20. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30119 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=44170828
14. Basmanovsky M. A., Lyutarevich A. G., Serzhansky V. P., Goryunov V. N. Creation continuous education system in the field of scientific research. Modern Problems of Science and Education, 2018, no. 6, pp. 270. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36871201
15. Blinov V. I., Sergeev I. S. Integration, convergence, or dismantling of the system? Scenario solutions in the development of vocational education: 2020-2035. Educational Policy, 2020, no. 1, pp. 76-87. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.22394/2078-838X-2020-1-76-86 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=43419292
16. Boshuk G. A. Questions integration educational programs of vocational and higher education in the institute of culture. Bulletin of the Krasnodar State Institute of Culture, 2016, no. 4 (8), pp. 23. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29867956
17. Bukin A. A., Popov A. I., Maistrenko N. V. Axiological aspects of the organization continuous professional education. Proceedings of the South-Western State University. Series: Linguistics and Pedagogy, 2020, vol. 10 (2), pp. 150-161. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=440263 8 8
18. Bulaeva M. N., Filatova O. N., Kanatiev P. V. Methodological recommendations for the application of digital platforms in professional educational organizations. Problems of Modern Pedagogical Education, 2022, no. 74-4, pp. 34-36. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=48417503
19. Vagaeva O. A., Veldina Yu. V. Integration of secondary and higher professional education in the student training system (on the example of Penza State Technological University). Alma Mater, 2022, no. 5, pp. 43-49. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.20339/AM.05-22.043 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48549091
20. Gulyaev Yu. Yu., Parshina M. M. Digital art as an integration tool general education and vocational training and student personality development. Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical Education, 2020, no. 2, pp. 62-74. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2020-2-62-74 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43939641
21. Dubeshko N. G. The experience of integration and prospects for the pedagogical cluster development in the system of secondary specialized and higher education of students in the specialty "preschool education". Scientific Notes of the Trans-Baikal State University, 2021, vol. 16 (2), pp. 150-156. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-2-150-156 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45834643
22. Zainetdinov M. V. Networking to ensure continuity in the system of secondary vocational education - higher education. Prospects of Science, 2016, no. 4, pp. 42-44. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=26247312
23. Kirikova Z. Z. Professiogram as an instrument of worker's adequacy forming and adjustment. Higher Education Today, 2009, no. 5, pp. 30-33. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=13919175
24. Pilyukova S. N. The integration of higher and secondary professional education in training manager. Bulletin of the educational consortium of Central Russian University. Series: Economics
and Management, 2018, no. 12, pp. 119-120. (In Russian) URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=36815350
25. Repina A. V. Approaches to ensuring the integration of secondary vocational and higher pedagogical education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 1, pp. 31-36. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-1-112-31-36 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=42713325
26. Tarkhanova I. Yu., Khodyrev A. M. Organizational models of continuous pedagogical education in the system "College - University". Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, 2019, no. 2, pp. 186-190. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=39264196
27. Shuinshina Sh. M., Alpeisov E. A., Tuyakov E. A., Akhmetova B. S. Some compliance issues and continuity in educational programs of pedagogical universities. Vocational Education in the Modern World, 2019, vol. 9 (2), pp. 2775-2785. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=38591161
28. Yakimov V. G., Zemtsova A. Yu. Implementation of continuing education at the university college. Source, 2021, no. 2, pp. 27-29. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46409263
Submitted: 10 March 2023
Accepted: 10 May 2023
Published: 30 June 2023
B.L®.
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
The authors' stated contribution:
The contribution of the co-authors to the collection of empirical material of the presented research, data processing and writing the text of the article is equivalent.
All authors reviewed the results of the work and approved the final version of the manuscript.
Information about competitive interests:
The authors declare no apparent or potential conflicts of interest in connection with the publication of this article
Information about the Authors
Tatiana Alekseevna Bezusova
Candidate of Pedagogical Sciences, Head, Department, Department of Pedagogy and Psychology, Perm State University,
Bukireva street, 15, 614068, Perm, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8128-9122 E-mail: [email protected]
Tatiana Vasilyevna Richter
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematical and Natural Sciences, Perm State University,
Bukireva street, 15, 614068, Perm, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3698-3147 E-mail: [email protected]