Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
УДК 371.2+373.1+159.9.072 DOI: 10.15293/2658-6762.2206.02
Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian
Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся
О. Г. Тавстуха1, Е. А. Ганаева1, А. А. Муратова1, Л. Ю. Шавшаева1, Е. Г. Матвиевская1 1 Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия
Проблема и цель. В статье исследуется проблема низких академических результатов школьников в современной системе образования. Цель статьи - на основе данных зарубежных и российских исследований выявить и обобщить способы преодоления учебной неуспешности учащихся для их использования в работе школ.
Методология. Для достижения цели было проанализировано 63 полнотекстовых источника. В исследовании применены общенаучные методы теоретического познания, тематический контент-анализ, синтез теоретических оснований, компаративный метод по выявлению и обобщению исследований, описывающих способы преодоления учебной неуспешности учащихся в зарубежной и российской теории и практике и их использование в работе школ. Обобщение результатов исследования проводилось на основе логики системного подхода.
Результаты. Анализ исследований показал, что для преодоления учебной неуспешности учащихся необходимо внедрение в практику работы школ способов, обусловливающих снижение уровня неуспешных учащихся. Позитивно влияет на снижение уровня учебной неуспешности учащихся работа школ по вовлечению родителей в образование ребенка и деятельность школы (вовлеченность дома, вовлеченность в школе, академическая социализация). Особая роль родительского сообщества заключается в развитии учебной мотивации учащихся. Работа школ по интеграции формального и неформального образования расширяет образовательное пространство и способствует преодолению учебной неуспешности, развитию эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной сферы, учебной мотивации, социальному продвижению учащихся.
Использование школами различных форм технологии наставничества в основном приводит к проектированию программ личностного роста учащихся, выстраиванию их профессиональной траектории собственного развития и развитию учебной мотивации. Применение в
Финансирование проекта: Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (дополнительное соглашение № 073-032022-113/4 от 01.06.2022 к соглашению № 073-03-2022-113 от 13.01.2022 г.) по теме «Сравнительный анализ эффективности различных подходов к повышению качества работы школ с низкими образовательными результатами».
Библиографическая ссылка: Тавстуха О. Г., Ганаева Е. А., Муратова А. А., Шавшаева Л. Ю., Матвиевская Е. Г. Обзор исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 6. - С. 32-54. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.02
И Автор для корреспонденции: Ольга Григорьевна Тавстуха, olgritav@yandex.ru
© О. Г. Тавстуха, Е. А. Ганаева, А. А. Муратова, Л. Ю. Шавшаева, Е. Г. Матвиевская, 2022
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
российских школах зарубежного опыта использования программ развивающего обучения обеспечит выравнивание стартовых возможностей учащихся с низким социально-экономическим статусом.
Заключение. В результате обзора исследований сделан вывод о том, что внедрение способов преодоления учебной неуспешности учащихся (вовлечение родителей в образование детей и деятельность школы, дополнительное образование, использование различных форм наставничества и применение зарубежной практики использования программ развивающего обучения) в работу школ будет способствовать снижению уровня учебной неуспешности учащихся.
Ключевые слова: учебная неуспешность; способы преодоления учебной неуспешности; вовлеченность родителей; дополнительное образование; наставничество; формы наставничества; программы развивающего обучения; учебная мотивация учащихся.
Постановка проблемы
В национальном проекте Российской Федерации «Образование» одной из ключевых целей является «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»1, что предполагает сокращение доли неуспешных учащихся.
Проблема низких академических результатов школьников актуальна для всех стран. В связи с этим анализ способов преодоления учебной неуспешности является актуальным направлением современных образовательных исследований2.
Российские и зарубежные ученые описывают вовлеченность родителей в образование детей и деятельность школы как один из способов преодоления учебной неуспешности учащихся [2; 6; 19; 26; 29; 49; 62].
В отдельных работах определены возможности дополнительного образования в контексте исследуемой проблемы [1; 11; 12; 36].
В научных трудах российских и зарубежных авторов обосновано использование
технологии наставничества и ее форм как способа преодоления учебной неуспешности учащихся [14; 23; 24; 33; 48; 57; 58].
В зарубежной практике одним из способов преодоления академической неуспешности учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом указывается применение программ поддерживающего обучения [28; 31; 45; 60].
Введение в научный оборот выявленных способов преодоления учебной неуспешности учащихся и их анализ являются актуальными задачами как для углубления научного знания, так и для поиска эффективных практических решений снижения уровня учебной неуспешности в российских школах.
Цель статьи - на основе данных зарубежных и российских исследований выявить и обобщить способы преодоления учебной неуспешности учащихся для их использования в работе школ.
Методология исследования
В данный обзор включены 63 полнотекстовых источника, в которых рассматрива-
1 Паспорт национального проекта «Образование». https://www.oecd-ilibrary.org/education/%20education-URL: http://government.ru/info/35566/ policy-outlook-2018_9789264301528-en
2 Education Policy Outlook 2018: Putting Student Learning at the Centre // OECD iLibrary. URL:
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
33
2022. Том 12. № 6
ются способы преодоления учебной неуспешности учащихся. Анализ данных статей позволил выделить две основные группы тематических исследований способов преодоления учебной неуспешности учащихся.
В первую группу были включены исследования, раскрывающие сущность феномена учебной неуспешности учащихся. Во вторую группу - работы, посвященные исследованию способов преодоления учебной неуспешности учащихся. Данные группы были выбраны для анализа, так как охватывают основные способы преодоления учебной неуспешности учащихся. Обобщение результатов исследования проводилось на основе логики системного подхода.
Результаты исследования
Сущность рассматриваемого феномена учебной неуспешности учащихся
Контекст исследования потребовал терминологического уточнения феномена учебной неуспешности учащихся.
В работе А. А. Чернявской учебная неуспешность трактуется как «неспособность обучающегося своевременно и в полном объеме выполнить учебную программу по одному или нескольким учебным предметам»3.
Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова под образовательной неуспешностью понимают «комплексную качественную характеристику образовательной деятельности учащихся в процессе их взаимодействия с педагогами, семьей, учебным заведением, социальными институтами, окружающей средой» [9, с. 122].
По мнению Е. Н. Останкиной [21], проблема учебной неуспешности гораздо шире проблемы учебной неуспеваемости. Если
ISSN 2658-6762
неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности учащегося и понимается как низкий уровень усвоения знаний, то учебная неуспешность отражает определенное свойство личности и возникает в результате непреодоленных трудностей в обучении.
В понятие «образовательная неуспешность» Н. М. Ичетовкина включает «нежелание или неспособность обучающегося выполнить требования образовательной программы, потерю интереса к школьной жизни и позиции обучающегося; педагогическую запущенность, трудновоспитуемость» [16, с. 104].
В исследовании Г. Е. Зборовского [8] академическая неуспешность, наряду с про-фессионально-ориентационной и личностной несостоятельностью в сфере образования, составляет образовательную неуспешность.
В научных работах M. Morelli с соавторами [41], D. C. Meyers с соавторами [40], B. L. Needham c соавторами [43] учебная неуспешность характеризуется непоследовательной вовлеченностью учащихся в образовательный процесс и выступает завершающей фазой динамичного, кумулятивного и многофакторного процесса отчуждения учащихся от школы.
Следовательно, учебная неуспешность учащегося возникает в результате непреодоленных трудностей в обучении из-за непоследовательной вовлеченности учащихся в образовательный процесс, отсутствия мотивации к учебной деятельности, отчуждения ученика от школы.
Под учебной неуспешностью учащихся в данной работе понимается нежелание ученика выполнять требования образовательной
http://sciforedu.ru
3 Чернявская А. А. Современное состояние проблемы мотивации учения и учебной неуспешности обучающихся // Наука через призму времени. - 2021. -Вып. 7. - С. 63.
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022. Том 12. № 6
программы, неготовность к учебной деятельности как виду труда, отсутствие интереса к школьной жизни и несформированность позиции ученика.
Способы преодоления учебной неуспешности учащихся
Вовлеченность родителей в образование детей и работу школы рассматривается учеными как один из возможных способов преодоления учебной неуспешности учащихся.
Под родительской вовлеченностью понимается осознанное и активное участие родителей в образовании детей и деятельности школы [19].
По мнению К. Е. Кузьминой [20], родительская вовлеченность проявляется в обсуждении с учителями способов помощи ребенку в обучении, участии в управлении школой, добровольной помощи школе и учителю в организации мероприятий и активном участии в них.
В Швейцарии реализуется программа «Контактной семьи». R. French [30] и L. Weixler c соавторами [61] отмечают, что появление большего количества цифровых инноваций открывает школе новые возможности для вовлечения родителей в жизнь детей и школы.
В работе R. Flecha, M. Soler исследована возможность вовлечение семей и учащихся в школу посредством диалогического обучения [29].
По мнению И. В. Антипкиной [2], вовлеченность родителей в образование детей явля-
ISSN 2658-6762
ется важным предиктором успешности ребенка в школе, его самооценки и последующей профессиональной социализации. I. Ibabe [34] считает, что релевантным защитным способом от учебной неуспешности учащихся выступают родители, и отмечает необходимость обучения родителей с целью освоения ими способов создания надлежащей среды обучения дома и улучшения отношений между семьей и детьми. M. A. Rafoth [46] выделяет категории способов помощи детям родителями: профилактика, вмешательство и устранение проблем учебной неуспешности учащегося - и отмечает, что превентивные способы направлены на то, чтобы остановить учебную неудачу до того, как она произойдет.
К. Н. Поливановой [22] и T. Agasisti с со-авторами4 определена ведущая роль совместных усилий школы и родителей в преодолении неуспешности учащихся; М. Е. Гошиным с соавторами [6], Н. В. Ивановой с соавторами [13], Е. А. Быковой с соавторами [5] обозначены направления совместной деятельности семьи и школы (коммуникация по вопросам учебной деятельности и воспитания, обучение навыкам ответственного родителя).
S. Wilder [62], M. A. Rogers с соавторами [49] установили взаимосвязь между родительским участием в образовании ребенка и развитием когнитивных и метапредметных навыков, мотивационных ресурсов. Y. Tan с соавторами [55] выявили взаимозависимость между вовлеченностью семьи в образование ребенка и его учебной успешностью. B. Mat-thes и H. Stoeger [38; 39] определили влияние стилей поведения родителей на успешность
http://sciforedu.ru
4 Agasisti T., Avvisati F., Borgonovi F., Longobardi S. Academic Resilience: What Schools and Countries Do to Help Disadvantaged Students Succeed in PISA // OECD Education Working Paper. - 2018. - № 167. DOI: https://doi.org/10.1787/19939019 URL:
https ://www.oecd-ilibrary.org/search?value1=Longo-bardi&optioni=quicksearch&facetOptions=51 &facet-Names=pub_igoId_facet&operator51=AND&op-tion51=pub_igoId_facet&value51=%27igo%2Foecd%2 7&publisherId=%2Fcontent%2Figo%2Foecd&search-Type=quick
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
35
2022. Том 12. № 6
обучения и отметили в качестве эффективного фасилитирующий стиль, D. Wuyts с соавторами [63] - поддержку контролирующего стиля поведения. G. Silinskas и E. Kikas [51] выделили направления родительской вовлеченности (вовлеченность дома, вовлеченность в школе и академическая социализация) и акцентировали: в начальной школе она максимальная и снижается по мере взросления ребенка. В работе P. J. Sainio с соавторами отмечена положительная взаимосвязь между поддержкой родителей и академической успешностью школьников [50].
P. Singh, M. P. Singh [52] и R. Pekrun [44] выделяют способы повышения учебной мотивации учащихся учителями (соотнесение содержания учебного материала с интересами учащихся; выстраивание учителем позитивных доверительных отношений с учениками; признание сильных сторон учащихся и сосредоточение внимания на положительном в их работе).
В исследовании Т. Л. Клячко, Е. А. Се-мионовой, Г. С. Токарева [17] показана значимость переориентации родителей и учителей с негативного отношения к неуспешным учащимся на их поддержку в преодолении учебной неуспешности, R. Tavakoli с соавторами [56] предлагают мероприятия погружения, например онлайн-интервенцию «Искусство жизни», направленную на преодоление неуспешности учащихся и включающую когнитивные, коммуникативные, физические упражнения. F. Kalkan, E. Dagli [35] показали, что школьный климат и принадлежность к школе являются значимыми предикторами учебной неуспешности учащихся.
Для лучшего понимания проблемы учебной неуспешности ребенка родителям необходима помощь школы в получении ими знаний о возрастных индивидуально-психологиче-
ISSN 2658-6762
ских особенностях развития ребенка, способах преодоления учебной неуспешности [26], способах развития мотивации к учебной деятельности [4; 27].
Следовательно, родительская вовлеченность в обучение и школьную жизнь ребенка выступает одним из способов преодоления учебной неуспешности учащихся.
Дополнительное образование рассматривается российскими и зарубежными исследователями как ресурс преодоления учебной неуспешности учащихся.
Ученые выявили, что интеграция формального и неформального образования способствует повышению мотивационного статуса школьников [7], генерирует атмосферу поддержки и сотрудничества [15], создает условия для развития эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной сферы ученика [10], обеспечивает эмоциональную поддержку [59], формирует интерес к получению новых знаний [53; 54], конструирует ситуации успеха [51].
Исследователями обоснованы возможности дополнительного образования в социальном продвижении учащихся (П. А. Амба-рова, Г. Е. Зборовский, Л. П. Захарова [1]) и их профессиональном самоопределении
(А. В. Золотарева, И. С. Синицын [12]), свободном выборе содержания, объема, сроков освоения дополнительных общеразвивающих программ (А. В. Золотарева, М. А. Куличкина, И. С. Синицын [11]), организации содержательного досуга (I. Leversen, A. G. Danielsen, M. S. Birkeland, O. Samdal [36]).
А. А. Бочавер с соавторами [3] выделили три типа вовлеченности детей в дополнительное образование: высокий, мерцающий и низкий - и стратегии «максимального» и «оптимального» насыщения внешкольного образовательного пространства для поддержания
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
36
Science for Education Today 2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
детской мотивации в выбранном направлении дополнительного образования.
Далее рассмотрим научные труды российских и зарубежных авторов, обосновывающих технологию наставничества как способ преодоления учебной неуспешности учащихся.
Если рассматривать педагогическую деятельность как процесс управления, то можно выделить в обучении такую функцию педагогического взаимодействия между педагогом и учеником, как наставничество.
Форма «педагог - ученик» соотносится с педагогической деятельностью как процессом управления, роль наставника-педагога заключается в оказании помощи школьнику в проектировании программы личностного роста [18; 25].
В современной образовательной практике форма наставничества «ученик - ученик» может быть реализована через вовлечение неуспешных учащихся в социальные и культурные практики [14], учебную стратегию взаимозависимого обучения [58], проектную деятельность [23].
C. Lim с коллегами [37] предлагают peer-to-реег-обучение (модель образования, когда равный учит равного) в виртуальной среде с использованием онлайн-инструментов совместной работы; J. E. Rhodes и D. L. DuBois [48] выявили, что наставничество со стороны сверстников улучшает социальные связи и снижает уровень неудач; A. Thurston с коллегами [57] доказали, что совместное обучение, включающее двух учащихся, один из которых берет на себя роль наставника, оказывает положительное влияние на результаты обучения.
Е. В. Соколова с соавторами [24], J. Hutchinson и B. Dickinson [33] представляют опыт партнерства школ с производственным сектором, где наставник-работодатель обеспечивает возможность погружения учащихся в
квазипрофессиональную деятельность, рассказывает наставляемым о востребованных профессиях и требованиях современного рынка труда к потенциальным работникам. Основной акцент наставника-работодателя сделан на практическую работу по профориентации и самоопределению школьников. Практическая деятельность на производстве повышает мотивацию неуспешных учащихся к учебной деятельности и выбору дальнейшей профессиональной траектории развития. Средством преодоления неуспешности обучения, по мнению О. Rogach с соавторами, является разработка программ обучения формирования карьерных траекторий, организация встреч с работодателями и консолидация ресурсов стейкхолдеров социального пространства [47].
Зарубежный опыт использования программ поддерживающего обучения детей из семей с низким социально-экономическим статусом показал, что они выступают эффективным способом преодоления учебной неуспешности учащихся.
В США в течение 34 лет реализуется программа "Success for All" (программа вмешательства «Успех для всех»), направленная на индивидуальное и групповое обучение навыкам чтения школьников начальных классов, вовлечение родителей в процесс обучения, организацию дополнительных занятий после уроков для решения проблем, которые могут помешать развитию навыков чтения детей и более широкому учебному успеху в школе [45]. Системные решения, нацеленные на ранние дефициты чтения, навыки самостоятельного обучения и мотивационные проблемы с точки зрения развития, необходимы для преодоления академической неудачи [28].
В Ирландии действует с 2007 г. программа "Delivering Equality of Opportunity In Schools" (программа «Обеспечение равенства
2022. Том 12. № 6
возможностей в школах»), направленная на удовлетворение потребностей учащихся и предоставление им равных возможностей получения школьного образования независимо от их социально-экономического статуса. Педагогические коллективы школ ориентированы на вовлечение родителей в процесс обучения детей и планирование социальной политики школы, через организацию таких мероприятий, как парное чтение, парная математика, чтение для развлечения и математика для развлечения и внешкольные мероприятия, активное участие родителей в образовании ребенка положительно влияет на его академическую успешность и актуализирует внутреннюю мотивацию к учебной деятельности [60].
В Германии реализуются программы для всех категорий обучающихся, в том числе из семей с низким индексом социально-экономического статуса, «Grass Roots» (программы обогащения), предоставляющие возможности для более широкого или глубокого изучения учебных или внеклассных тем и нацелены на различные результаты, включая когнитивные способности учащихся, школьные достижения, интересы, творчество, самоконтроль, самооценку и социальные компетенции [31]. Таким образом, интеграция учебных и внеклассных мероприятий является значимым способом поддержки обучающихся в их академическом и социально-эмоциональном развитии.
В исследованиях C. Huber [32] и P. Nara-simhan [42] отмечается, что при принятии управленческих решений по использованию совокупности ранее обозначенных способов преодоления учебной неуспешности в практику школ, необходимо оценить их возможности и риски.
ISSN 2658-6762
Заключение
В представленном обзоре проанализированы результаты исследований способов преодоления учебной неуспешности учащегося.
При этом уточним, что под учебной неуспешностью учащихся в данной работе понимается нежелание учеников выполнять требования образовательной программы, неготовность к учебной деятельности как виду труда, отсутствие интереса к школьной жизни и не-сформированность позиции ученика.
Обобщим выявленные основные способы преодоления учебной неуспешности учащихся. Особая роль в преодолении учебной неуспешности учащихся принадлежит родительскому сообществу: вовлеченность родителей в управление школой; волонтерская помощь школе и классному руководителю в организации мероприятий и активное участие в них; создание комфортной среды обучения дома, доверительных отношений родителей с ребенком; участие в обучении для развития когнитивных и метапредметных навыков (планирование, регулирование процесса учебы), учебной мотивации и мотивационных ресурсов (внутренние побуждения для учебы). Выделено три основных направления родительской вовлеченности: вовлеченность дома, вовлеченность в школе и академическая социализация (как развитие родителями навыков разрешения проблем и самостоятельного принятия академических решений ребенком). При этом отмечено, что в начальной школе вовлеченность родителей максимальна и по мере взросления детей их активность снижается.
Ученые акцентируют внимание на использовании возможностей дополнительного образования как одного из значимых способов преодоления учебной неуспешности. Интеграция формального и неформального образования расширяет образовательное пространство
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
38
2022. Том 12. № 6
и способствует преодолению учебной неуспешности, развитию эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной сферы, социальному продвижению. Свобода выбора содержания дополнительного образования, сроков, форм, времени, участие в научных конференциях, творческих конкурсах, спортивных состязаниях позволят ученику пережить ситуацию успеха, ощутить себя причастным к сообществу обучающихся и образовательной организации. Посещение творческих объединений и кружков обусловливает выработку и закрепление социализирующих навыков (умение работать в команде, общаться, управлять своим временем). Перечисленные возможности дополнительного образования будут способствовать профессиональному самоопределению, развитию учебной мотивации и моти-вационному статусу учащихся.
Использование формы наставничества «педагог - ученик» заключается в образовательном сопровождении педагогом-наставником проектирования учеником программы личностного роста.
Форма наставничества «ученик - ученик» заключается в оказании помощи учеником-наставником наставляемому ученику в разработке социальных или творческих проектов в освоении учебной деятельности как вида труда, преодолении трудностей в обучении за счет групповых и индивидуальных консультаций ученика-наставника, совместном решении учебных задач.
Форма наставничества «работодатель -ученик» направлена на погружение наставляемого в квазипрофессиональную деятельность. Наставник-работодатель способствует переводу полученных знаний в личностно значимые, что стимулирует внутренние мотива-
ISSN 2658-6762
ционные ресурсы к учебной деятельности. Получение информации наставляемым о карьерных траекториях собственного развития и требованиях современного рынка труда является мотиватором осознанного выбора будущей профессии, направленности и профиля программы дальнейшего обучения.
Интерес представляет зарубежный опыт использования программ развивающего обучения как одного из способов преодоления учебной неуспешности учащихся. Программы развивающего обучения в зарубежных странах направлены на выравнивание стартовых возможностей учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом. Основной акцент сделан на преодоление учебной неуспешности и повышение функциональной грамотности школьников, имеющих высокий уровень учебной неуспешности; финансовую помощь; стимулирование педагогических коллективов за индивидуальную работу с неуспешными школьниками по формированию навыков чтения, письма, математических умений и самоэффективности обучения. Если не начинать оказывать помощь школьнику с начальной ступени образования, то в дальнейшем это повлияет на самооценку и карьерные ожидания учащихся.
В результате обзора исследований сделан вывод о том, что внедрение способов преодоления учебной неуспешности учащихся (вовлечение родителей в образование детей и деятельность школы, дополнительное образование, использование различных форм наставничества и применение зарубежной практики использования программ развивающего обучения) в практику работы школ будет способствовать снижению уровня учебной неуспешности учащихся.
http://sciforedu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
39
Science for Education Today 2022. Том 12. № 6 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е., Захарова Л. П. Дополнительное образование как ресурс преодоления образовательной неуспешности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - № 5. - С. 114-123. DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.68.5.002 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44671911
2. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 1, № 4. - С. 102-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30276551
3. Бочавер А. А., Вербилович О. Е., Павленко К. В., Поливанова К. Н., Сивак Е. В. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 4. - C. 32-40. DOI: https://doi.org/10.1177/0022219419841567 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36375957
4. Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Известия Саратовского университета. - 2020. - № 1. - С. 94-99. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=42661906
5. Быкова Е. А., Истомина С. В., Самылова О. А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4. - С. 111— 125. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020A7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43917946
6. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А., Груздев И. А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019. - № 2. - С. 282-303. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.13 URL: https: //elibrary.ru/item .asp ?id=38304089
7. Долгая О. И. Риски в образовании за рубежом: меры по их устранению (опыт разных стран) // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1, № 6. - С. 142-158. DOI: https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-80-142-158 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=47283224
8. Зборовский Г. Е. Образовательная неуспешность: ключевые проблемы концепции // Известия Уральского федерального университета. - 2020. - Т. 26, № 1. - С. 170-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42642844
9. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. - 2020. - Т. 26, № 2. - С. 60-81. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43165269
10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социальный контекст образовательной неуспешности учащейся молодежи // Образование и наука. - 2021. - Т. 23, № 2. - С. 114-139. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-114-139 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=45168227
11. Золотарева А. В., Куличкина М. А., Синицын И. С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. -2018. - № 6. - С. 61-75. DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10229 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=36805992
12. Золотарева А. В., Синицын И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей - новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. - 2018. - № 1. - С. 8-16. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=36366638
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
13. Иванова Н. В., Минаева Е. В., Воробьева Н. А. Анализ зарубежного опыта организации взаимодействия образовательного учреждения и родителей младших школьников // Педагогика и просвещение. - 2018. - № 4. - С. 27-42. DOI: https://doi.Org/10.7256/2454-0676.2018.4.28007 URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=37032527
14. Ильясов Д. Ф., Стоянкина Н. Н., Науменко Л. С., Шишина В. В. Формирование готовности успешных школьников к осуществлению наставничества в системе взаимоотношений «ученик-ученик» // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 108-114. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=36643812
15. Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Михайлова А. М. Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом // Современная зарубежная психология. - 2018. - Т. 8, № 1. - С. 716. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080101 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=37642735
16. Ичетовкина Н. М. Теоретическое обоснование проблемы тьюторского сопровождения обучающихся с рисками образовательной неуспешности // Наука и школа. - 2022. - № 4. -С. 103-112. DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-103-112 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=49450721
17. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 71-92. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-71-92 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=41505550
18. Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Сенина Н. А. Преодоление школьной неуспешности: возможности и дефициты российских школ // Психологическая наука и образование. -2021. - Т. 26, № 6. - C. 69-82. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260605 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=47455536
19. Котомина О. В., Сажина А. И. Влияние семейных факторов на академическую успеваемость обучающихся // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2021. - Т. 1, № 1. - С. 143-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44792594
20. Кузьмина К. Е. Психологические особенности родительской вовлеченности в формирование образовательного пространства детей // Социально-психологические проблемы ментально-сти / менталитета. - 2020. - № 16. - С. 93-101. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=44874270
21. Останкина Е. Н. О факторах учебной неуспешности студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 1-1. - С. 127-131. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=18872799
22. Поливанова К. Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16, № 4. - С. 26-34. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160403 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44366477
23. Соина В. М. Наставничество как предмет научной рефлексии // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5. - С. 232-234. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00943 URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=44172406
24. Соколова Е. В., Холодилов С. С., Грудев Я. Е. Наставничество в профессиональной ориентации, социально-педагогической адаптации и ресоциализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Инновационное развитие профессионального образования. -2021. - № 2. - С. 134-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46361584
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
25. Теплова Т. Н. Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении // Исследователь. - 2020. - № 1. - C. 202-212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42943297
26. Burns E. C., Martin A. J., Collie R. J. Adaptability, personal best (PB) goals, and gains in students academic outcomes: A longitudinal examination from a social cognitive perspective // Contemporary Educational Psychology. - 2018. - Vol. 53. - Р. 57-72. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.cedpsych.2018.02.001
27. Burns E. C., Van Bergen P., Leonard A., Amin Y. Positive, complicated, distant, and negative: How different teacher-student relationship profiles relate to students' science motivation // Journal of Adolescence. - 2022. - Vol. 94 (8). - P. 1150-1162. DOI: https://doi.org/10.1002/jad.12093
28. Cheung A., Xie Ch., Zhang T., Neitzel A., Slavin R. E. Success for All: A Quantitative Synthesis of U. S. Evaluations // Journal of Research on Educational Effectiveness. - 2021. - Vol. 14 (1). -P. 90-115. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2020.1868031
29. Flecha R., Soler M. Turning difficulties into possibilities: Engaging Roma families and students in school through dialogic learning // Cambridge Journal of Education. - 2013. - Vol. 43 (4). -P. 451-465. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2013.819068
30. French R., Sariaslan A., Larsson H., Kneale D., Leckie G. Estimating the Importance of Families in Modeling Educational Achievement Using Linked Swedish Administrative Data // Journal of Research on Educational Effectiveness. - 2022. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2022.2054480
31. Golle J., Zettler I., Rose N., Trautwein U., Hasselhorn M., Nagengast B. Effectiveness of a «Grass Roots» Statewide Enrichment Program for Gifted Elementary School Children // Journal of Research on Educational Effectiveness. - 2018. - Vol. 11 (3). - Р. 375-408. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2017.1402396
32. Huber C. Risks and Risk-Based Regulation in Higher Education // Institutions Tertiary Education and Management. - 2009. - Vol. 15 (2). - P. 83-95. DOI: https://doi.org/10.1080/13583880902869554
33. Hutchinson J., Dickinson B. Employers and schools: How Mansfield is building a world of work approach // Local Economy. - 2014. - Vol. 29 (3). - Р. 257-266. DOI: https://doi.org/10.1177/0269094214528158
34. Ibabe I. Academic Failure and Child-to-Parent Violence: Family Protective Factors // Frontiers in Psychology. - 2016. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01538
35. Kalkan F., Dagli E. The Relationship Between School Climate School Belonging and School Burnout According to the Views of Secondary School Students // International Journal of Contemporary Educational Research. - 2021. - Vol. 8 (4). - P. 59-79. DOI: https://doi.org/10.33200/ijcer.878682
36. Leversen I., Danielsen A. G., Birkeland M. S., Samdal O. Basic Psychological Need Satisfaction in Leisure Activities and Adolescents Life Satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. -2012. - Vol. 41. - P. 1588-1599. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-012-9776-5
37. Lim C., Ab Jalil H., Ma'rof A. M., Saad W. Z. Assisting Peer Learning Performance Using Online Collaborative Tools in Virtual Learning Environments // Preparing 21st Century Teachers for Teach Less, Learn More (TLLM) Pedagogies. - 2020. - P. 108-124. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-1435-1.ch007
38. Matthes B., Stoeger H. Influence of parents' implicit theories about ability on parents' learning-related behaviors, children's implicit theories, and children's academic achievement // Contemporary Educational Psychology. - 2018. - Vol. 54. - Р. 271-280. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.07.001
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
39. Matthes B., Stoeger H. Parents' implicit theories and their relationships with parents' learning-related behavior, their children's implicit theories and their children's learning and achievement behavior: A literature review // Unterrichtswissenschaft. - 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-022-00157-8 URL: https://link.springer.com/arti-cle/ 10.1007/s42010-022-00157-8#citeas
40. Meyers D. C., Domitrovich C. E., Dissi R., Trejo J., Greenberg M. T. Supporting systemic social and emotional learning with a schoolwide implementation model // Evaluation and Program Planning. - 2019. - Vol. 73. - Р. 53-61. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evalprogplan.2018.11.005
41. Morelli M., Chirumbolo A., Baiocco R., Cattelino E. Academic Failure: Individual, Organizational, and Social Factors // Psicología Educativa. - 2021. - Vol. 27 (2). - P. 167-175. DOI: https://doi.org/10.5093/psed2021a8 URL: https://journals.copmadrid.org/psed/art/psed2021a8
42. Narasimhan P. A Conceptual Overview of Risk Management in Education Sector Projects // Holistic Research Perspectives. - 2020. - Vol. 5. - P. 138-145. DOI: https://doi.org/10.47059/CIIR/BP20002/13
43. Needham B. L., Crosnoe R., Muller C. Academic Failure in Secondary School: The Inter-Related Role of Health Problems and Educational Context // Social Problems. - 2004. - Vol. 51 (4). -P. 569-586. DOI: https://doi.org/10.1525/sp.2004.514.569
44. Pekrun R. Teachers need more than knowledge: Why motivation, emotion, and self-regulation are indispensable // Educational Psychologist. - 2021. - Vol. 56 (4). - P. 312-322. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2021.1991356
45. Pigott T. D., Polanin J. R. Methodological guidance paper: High-quality meta-analysis in a systematic review // Review of Educational Research. - 2020. - Vol. 90 (1). - Р. 24-46. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654319877153
46. Rafoth M. A. Academic Failure, Prevention // Encyclopedia of Applied Psychology, Academic Press. - 2004. - P. 1-7. DOI: https://doi.org/10.1016/B0-12-657410-3/00757-1
47. Rogach O., Frolova E., Ryabova T., Vetrova E. Reflection of labor market interests and expectations in educational order for contemporary school // Humanities and Social Sciences Reviews. -2019. - Vol. 7 (5). - Р. 1160-1167. DOI: http://dx.doi.org/10.18510/hssr.2019.75153 URL: https: //elibrary.ru/item .asp ?id=41357585
48. Rhodes J. E., DuBois D. L. Mentoring Relationships and Programs for Youth // Current Directions in Psychological Science. - 2008. - Vol. 17 (4). - P. 254-258. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8721.2008.00585.x
49. Rogers M. A., Theule J., Ryan B. A., Adams G. R., Keating L. Parental Involvement and Children's School Achievement: Evidence for Mediating Processes // Canadian Journal of School Psychology. - 2009. - Vol. 24 (1). - Р. 34-57. DOI: https://doi.org/10.1177/0829573508328445
50. Sainio P. J., Eklund K. M., Ahonen T. P. S., Kiuru N. H. The Role of Learning Difficulties in Adolescents Academic Emotions and Academic Achievement // Journal of Learning Disabilities. -2019. - Vol. 52 (4). - P. 287-298. DOI: https://doi.org/10.1177/0022219419841567
51. Silinskas G., Kikas E. Parental involvement in math homework: Links to children's performance and motivation // Scandinavian Journal of Educational Research. - 2019. - Vol. 63 (1). - Р. 17-37. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2017.1324901
52. Singh P., Singh M. P. The Role of Teachers in Motivating Students to Learn // TechnoLearn: An International Journal of Educational Technology. - 2021. - Vol. 11 (1). - Р. 29-32. DOI: https://doi.org/10.30954/2231-4105.01.202L6
© 2011-2022 Science for Education Today
Все права защищены
43
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
53. Sole B. J. The educational change in front of the technological innovation, the pedagogy of competences and the discourse of the emotional education. A critical approach. // Teoria de la education. Revista Interuniversitaria. - 2020. - Vol. 32 (1). - Р. 101-121. DOI: http://dx.doi.org/10.14201/teri.20945
54. Subero D., Esteban-Guitart M. Overcoming school learning: The role of the subjectivity in the funds of identity approach // Teoria de la educacion. Revista Interuniversitaria. - 2020. -Vol. 32 (1). - Р. 213-236. DOI: https://doi.org/10.14201/teri.20955
55. Tan C. Y., Lyu М., Peng В. Academic Benefits from Parental Involvement are Stratified by Parental Socioeconomic Status: A Meta-analysis // Parenting: Science and Practice. - 2020. - Vol. 20 (4). - P. 241-287. DOI: https://doi.org/10.1080/15295192.2019.1694836
56. Tavakoli R., Müller R., Jeske E., Schafbuch N., Schmitz B. Promoting Well-Being in Students Through an Art-of-Living Intervention: Developing an Online Training for Eighth and Ninth Graders // Zeitschrift für Psychologie. - 2022. - Vol. 230 (3). - P. 229-240. DOI: https://doi.org/10.1027/2151-2604/a000501
57. Thurston A., Cockerill M., Chiang T.-H. Assessing the Differential Effects of Peer Tutoring for Tutors and Tutees // Education Sciences. - 2021. - Vol. 11 (3). - Р. 97. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11030097
58. Tullis J. G., Goldstone R. L. Why does peer instruction benefit student learning? // Cognitive Research: Principles and Implications. - 2020. - Vol. 5. - Р. 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s41235-020-00218-5
59. Vattoy K. D., Gamlem S. M. Teacher-student interactions and feedback in English as a foreign language classrooms // Cambridge journal of Education. - 2020. - Vol. 50 (3). - P. 371-389. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2019.1707512
60. Weir S., Kavanagh L., Moran Е., Ryan А. Partnership in DEIS schools: a survey of home-school-community liaison coordinators in primary and post-primary schools in Ireland. - Dublin: Educational Research Centre, 2018. - 56 p. URL: http://www.erc.ie/wp-content/uploads/2018Z11/HSCL-report-2018.pdf
61. Weixler L., Valant J., Bassok D., Doromal J. B., Gerry A. Helping parents navigate the early childhood education enrollment process: Experimental evidence from New Orleans // Educational Evaluation and Policy Analysis. - 2020. - Vol. 42 (3). - Р. 307-330. DOI: https://doi.org/10.3102/0162373720922237
62. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: a meta-synthesis // Educational Review. - 2014. - Vol. 66. - P. 377-397. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2013.780009
63. Wuyts D., Vansteenkiste M., Mabbe E., Soenens B. Effects of social pressure and child failure on parents' use of control: An experimental investigation // Contemporary Educational Psychology. -2017. - Vol. 51. - Р. 378-390. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2017.09.010
Поступила: 07 октября 2022 Принята: 11 ноября 2022 Опубликована: 31 декабря 2022
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Заявленный вклад авторов:
Тавстуха Ольга Григорьевна: анализ теоретического материала, оформление текста статьи. Ганаева Елена Аркадьевна: сбор материалов, литературный обзор. Муратова Анжелика Артуровна: сбор материалов, литературный обзор. Шавшаева Людмила Юрьевна: сбор материалов, литературный обзор. Матвиевская Елена Геннадьевна: интерпретация результатов и общее руководство.
Тавстуха Ольга Григорьевна -
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой,
кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования
и проблем воспитания,
Оренбургский государственный педагогический университет, ул. Советская, 19, 460014, Оренбург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1672-3871 E-mail: olgritav@yandex.ru
Ганаева Елена Аркадьевна -
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, кафедра управления образованием,
Оренбургский государственный педагогический университет, ул. Советская, 19, 460014, Оренбург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9744-6134 E-mail: elganaeva@mail.ru
Муратова Анжелика Артуровна -
кандидат педагогических наук, руководитель Института непрерывного образования, доцент,
кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания,
Оренбургский государственный педагогический университет, ул. Советская, 19, 460014, Оренбург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4946-9198 E-mail: lictor-z@yandex.ru
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация об авторах
Science for Education Today
2022. Том 12. № 6
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
Шавшаева Людмила Юрьевна -
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания,
Оренбургский государственный педагогический университет, ул. Советская, 19, 460014, Оренбург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2917-7427 E-mail: koltureva@yandex.ru
Матвиевская Елена Геннадьевна
доктор педагогических наук, первый проректор, профессор, кафедра дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания,
Оренбургский государственный педагогический университет, ул. Советская, 19, 460014, Оренбург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4182-1297 E-mail: ospu@ospu.ru
© 2011-2022 Science for Education Today Все права защищены
2022, vol. 12, issue 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.2206.02 Research Full Article / Article language: Russian
Ways of overcoming academic failures: A review article
Olga G. Tavstukha ac l, Elena A. Ganaeva1, Angelica A. Muratova1, Ludmila Y. Shavshaeva1, Elena G. Matvievskaya1 1 Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russian Federation
Abstract
Introduction. The article examines the problem of low learning outcomes of schoolchildren in the modern education system. The purpose of the article is to identify and summarize the ways of overcoming students' academic failure from the standpoint offoreign and Russian studies for their use at schools.
Materials and Methods. To achieve the aim of the review, 63 full-text sources were analyzed. The study used general research methods of theoretical knowledge, thematic content analysis, synthesis of theoretical foundations, and comparative method for identifying and summarizing research on ways of overcoming students' academic failure in foreign and Russian theory and practice and their use at schools. The generalization of the research results was based of the systematic approach.
Results. Analysis of the studies has shown that in order to overcome student failure at school, it is necessary to introduce practical methods in schools that will bring about a reduction in the level of unsuccessful students. Schools' work to involve parents in their children's education and school activities (engagement at home, engagement at school, academic socialization) has a positive impact on reducing student failure at school. A special role of the parent community is to develop students' motivation to learn.
The work of schools to integrate formal and non-formal education expands the educational space and contributes to overcoming school failure, developing the emotional, intellectual, communicative sphere, educational motivation and social advancement of students.
The use of various forms of mentoring in schools mainly leads to the design of programs for students' personal growth, building their own professional path of self-development and developing
Acknowledgments
The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation by a state assignment. Additional agreement No. 073-03-2022-113/4 dated 06/01/2022 to agreement No. 073-03-2022-113 dated 13.01.2022 ("Comparative Analysis of the Effectiveness of Different Approaches to Improving the Quality of Schools with Low Educational Outcomes").
For citation
Tavstukha O. G., Ganaeva E. A., Muratova A. A., Shavshaeva L. Y., Matvievskaya E. G. Ways of overcoming academic failures: A review article. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (6), pp. 32-54. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2206.02
H Corresponding Author: Olga G. Tavstukha, olgritav@yandex. ni
© Olga G. Tavstukha, Elena A. Ganaeva, Angelica A. Muratova, Ludmila Y. Shavshaeva, Elena G. Matvievskaya, 2022
motivation for learning. Using international experience in applying developmental programs in Russian schools will ensure equalization of starting opportunities for students with low socioeconomic status.
Conclusions. The review concludes that the introduction of ways to overcome the academic failure (parental involvement, supplementary education, using various forms of mentoring and international practices of developmental education programs) in the school practice will contribute to reducing the rate of student failure in school.
Keywords
Academic failure; Ways of overcoming academic failure; Parent involvement; Supplementary education; Mentoring; Mentoring forms; Developmental education programs, Students ' motivation for learning.
REFERENCES
1. Ambarova P. A., Zborovsky G. E., Zakharova L. P. Additional education as a resource for overcoming educational failure. Bulletin of Surgut State Pedagogical University, 2020, no. 5, pp. 114-123. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.68.5.002 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44671911
2. Antipkina I. V. Research of parent involvement in Russia and abroad. Domestic and Foreign Pedagogy, 2017, vol. 1 (4), pp. 102-114. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30276551
3. Bochaver A. A., Verbilovich O. E., Pavlenko K. V., Polivanova K. N., Sivak E. V. Children's involvement in supplementary education: Monitoring and value of education on the part of parents. Psychological Science and Education, 2018, vol. 23 (4), pp. 32-40. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.1177/0022219419841567 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36375957
4. Bratashova M. V. Learning motivation as a factor in the development of intellectual abilities of younger adolescents. Izvestiya Saratov University, 2020, no. 1, pp. 94-99. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42661906
5. Bykova E. A., Istomina S. V., Samylova O. A. Features of parental competence of a modern Russian family. Prospects of Science and Education, 2020, no. 4, pp. 111-125. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020A7 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43917946
6. Goshin M. E., Mertsalova T. A., Gruzdev I. A. Types of parental involvement in children's schooling. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2019, no. 2, pp. 282303. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.13 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=38304089
7. Dolgaya O. I. Risks in education abroad: Measures to eliminate them (experience of different countries). Domestic and Foreign Pedagogy, 2021, vol. 1 (6), pp. 142-158. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-80-142-158 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=47283224
8. Zborovsky G. E. Educational failure: Key problems of the conception. Izvestiya Ural Federal University, 2020, vol. 26 (1), pp. 170-179. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42642844
9. Zborovsky G. E., Ambarova P. A. Risks of educational failure for studying youth. Sociological Journal, 2020, vol. 26 (2), pp. 60-81. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43165269
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
10. Zborovsky G. E., Ambarova P. A. Social context of educational failure of students. Education and Science, 2021, vol. 23 (2), pp. 114-139. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-2-114-139 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45168227
11. Zolotareva A. V., Kulichkina M. A., Sinitsyn I. S. Concept of ensuring availability of additional general education programs. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 6, pp. 61-75. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10229 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36805992
12. Zolotareva A. V., Sinitsyn I. S. Improving availability of supplementary education for children as a new agenda in the implementation of the state educational policy. Educational Panorama, 2018, no. 1, pp. 8-16. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36366638
13. Ivanova N. V., Minaeva E. V., Vorobyeva N. A. Analysis of foreign experience in organizing interaction between an educational institution and parents of younger schoolchildren. Pedagogy and Enlightenment, 2018, no. 4, pp. 27-42. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0676.2018.4.28007 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37032527
14. Ilyasov D. F. Stoyankina N. N., Naumenko L. S., Shishina V. V. Readiness formation of successful schoolchildren to implementation of mentor in the system of "student-student" relationships. Kazan Pedagogical Journal, 2018, no. 6, pp. 108-114. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=36643812
15. Isaev E. I., Kosaretsky S. G., Mikhailova A. M. Western European experience of prevention and overcoming school failure among children living in families with low socio-economic status. Modern Foreign Psychology, 2018, vol. 8 (1), pp. 7-16. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080101 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37642735
16. Ichetovkina N. M. Theoretical grounds for tutor support problem of students with the risks of educational failure. Science and School, 2022, no. 4, pp. 103-112. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-4-103-112 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49450721
17. Klyachko T. L., Semionova E. A., Tokareva G. S. Success and failure of school students: Parental expectations and teachers' perceptions. Educational Studies. Moscow, 2019, no. 4, pp. 71-92. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-71-92 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=41505550
18. Kosaretsky S. G., Mertsalova T. A., Senina N. A. Improving low academic performance: Opportunities and deficits in Russian schools. Psychological Science and Education, 2021, vol. 26, no. 6, pp. 69-82. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260605 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=4745 5536
19. Kotomina O. V., Sazhina A. I. The influence of family on the academic performance of schoolchildren and students. Domestic and Foreign Pedagogy, 2021, vol. 1, no. 1, pp. 143-156. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44792594
20. Kuzmina K. E. The psychological features of parents' involvement in the creation of children's educational environment. Socio-Psychological Problems of Mentality / Mentality, 2020, no. 16, pp. 93-101. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44874270
21. Ostankina E. N. On the factors of students' academic failure. Bulletin of Cherepovets State University, 2013, no. 1-1, pp. 127-131. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=18872799
22. Polivanova K. N. New educational discourse: The well-being of schoolchildren. Cultural and Historical Psychology, 2020, vol. 16, no. 4, pp. 26-34. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160403 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44366477
23. Soina V. M. Mentoring as a subject of scientific reflection. The World of Science, Culture, Education, 2020, no. 5, pp. 232-234. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00943 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44172406
24. Sokolova E. V., Kholodilov S. S., Grudev Ya. E. Mentoring in vocational guidance, socio-pedagogical adaptation and resocialization of children in difficult life situations (on the example of the project "steps to the profession"). Innovative Development of Vocational Education, 2021, no. 2, pp. 134-141. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46361584
25. Teplova T. N. New technologies of pedagogical mentoring in a general education institution. Researcher, 2020, no. 1, pp. 202-212. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42943297
26. Burns E. C., Martin A. J., Collie R. J. Adaptability, personal best (PB) goals, and gains in students academic outcomes: A longitudinal examination from a social cognitive perspective. Contemporary Educational Psychology, 2018, vol. 53, pp. 57-72. DOI: https://doi.org/10.1016/jxedpsych.2018.02.001
27. Burns E. C., Van Bergen P., Leonard A., Amin Y. Positive, complicated, distant, and negative: How different teacher-student relationship profiles relate to students' science motivation. Journal of Adolescence, 2022, vol. 94 (8), pp. 1150-1162. DOI: https://doi.org/10.1002/jad.12093
28. Cheung A., Xie Ch., Zhang T., Neitzel A., Slavin R. E. Success for all: A quantitative synthesis of U. S. evaluations. Journal of Research on Educational Effectiveness, 2021, vol. 14 (1), pp. 90-115. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2020.1868031
29. Flecha R., Soler M. Turning difficulties into possibilities: Engaging Roma families and students in school through dialogic learning. Cambridge Journal of Education, 2013, vol. 43 (4), pp. 451-465. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2013.819068
30. French R., Sariaslan A., Larsson H., Kneale D., Leckie G. Estimating the importance of families in modeling educational achievement using linked Swedish administrative data. Journal of Research on Educational Effectiveness, 2022. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2022.2054480
31. Golle J., Zettler I., Rose N., Trautwein U., Hasselhorn M., Nagengast B. Effectiveness of a "grass roots" statewide enrichment program for gifted elementary school children. Journal of Research on Educational Effectiveness, 2018, vol. 11 (3), pp. 375-408. DOI: https://doi.org/10.1080/19345747.2017.1402396
32. Huber C. Risks and risk-based regulation in higher education. Institutions Tertiary Education and Management, 2009, vol. 15 (2), pp. 83-95. DOI: https://doi.org/10.1080/13583880902869554
33. Hutchinson J., Dickinson B. Employers and schools: How Mansfield is building a world of work approach. Local Economy, 2014, vol. 29 (3), pp. 257-266. DOI: https://doi.org/10.1177/0269094214528158
34. Ibabe I. Academic failure and child-to-parent violence: Family protective factors. Frontiers in Psychology, 2016. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01538
35. Kalkan F., Dagli E. The relationship between school climate school belonging and school burnout according to the views of secondary school students. International Journal of Contemporary Educational Research, 2021, vol. 8 (4), pp. 59-79. DOI: https://doi.org/10.33200/ijcer.878682
36. Leversen I., Danielsen A. G., Birkeland M. S., Samdal O. Basic psychological need satisfaction in leisure activities and adolescents life satisfaction. Journal of Youth and Adolescence, 2012, vol. 41, pp. 1588-1599. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-012-9776-5
37. Lim C., Ab Jalil H., Ma'rof A. M., Saad W. Z. Assisting peer learning performance using online collaborative tools in virtual learning environments. Preparing 21st Century Teachers for Teach Less, Learn More (TLLM) Pedagogies, 2020, pp. 108-124. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-1435-1.ch007
Science for Education Today
2022, vol. 12, issue 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
38. Matthes B., Stoeger H. Influence of parents' implicit theories about ability on parents' learning-related behaviors, children's implicit theories, and children's academic achievement. Contemporary Educational Psychology, 2018, vol. 54, pp. 271-280. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.cedpsych.2018.07.001
39. Matthes B., Stoeger H. Parents' implicit theories and their relationships with parents' learning-related behavior, their children's implicit theories and their children's learning and achievement behavior: A literature review. Unterrichtswissenschaft, 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s42010-022-00157-8 URL: https://link.springer.eom/article/10.1007/s42010-022-00157-8#citeas
40. Meyers D. C., Domitrovich C. E., Dissi R., Trejo J., Greenberg M. T. Supporting systemic social and emotional learning with a schoolwide implementation model. Evaluation and Program Planning, 2019, vol. 73, pp. 53-61. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.evalprogplan.2018.11.005
41. Morelli M., Chirumbolo A., Baiocco R., Cattelino E. Academic failure: Individual, organizational, and social factors. Psicología Educativa, 2021, vol. 27 (2), pp. 167-175. DOI: https://doi.org/10.5093/psed2021a8 URL: https://journals.copmadrid.org/psed/art/psed2021a8
42. Narasimhan P. A Conceptual overview of risk management in education sector projects. Holistic Research Perspectives, 2020, vol. 5, pp. 138-145. DOI: https://doi.org/10.47059/CIIR/BP20002/13
43. Needham B. L., Crosnoe R., Muller C. Academic failure in secondary school: the inter-related role of health problems and educational context. Social Problems, 2004, vol. 51 (4), pp. 569-586. DOI: https://doi.org/10.1525/sp.2004.5L4.569
44. Pekrun R. Teachers need more than knowledge: Why motivation, emotion, and self-regulation are indispensable. Educational Psychologist, 2021, vol. 56 (4), pp. 312-322. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2021.1991356
45. Pigott T. D., Polanin J. R. Methodological guidance paper: High-quality meta-analysis in a systematic review. Review of Educational Research, 2020, vol. 90 (1), pp. 24-46. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654319877153
46. Rafoth M. A. Academic failure, prevention. Encyclopedia of Applied Psychology, Academic Press, 2004, pp. 1-7. DOI: https://doi.org/10.1016/B0-12-657410-3/00757-1
47. Rogach O., Frolova E., Ryabova T., Vetrova E. Reflection of labor market interests and expectations in educational order for contemporary school. Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, vol. 7 (5), pp. 1160-1167. DOI: http://dx.doi.org/10.18510/hssr.2019.75153 URL: https: //elibrary.ru/item. asp ?id=41357585
48. Rhodes J. E., DuBois D. L. Mentoring relationships and programs for youth. Current Directions in Psychological Science, 2008, vol. 17 (4), pp. 254-258. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-8721.2008.00585.x
49. Rogers M. A., Theule J., Ryan B. A., Adams G. R., Keating L. Parental involvement and children's school achievement: Evidence for mediating processes. Canadian Journal of School Psychology, 2009, vol. 24 (1), pp. 34-57. DOI: https://doi.org/10.1177/0829573508328445
50. Sainio P. J., Eklund K. M., Ahonen T. P. S., Kiuru N. H. The role of learning difficulties in adolescents academic emotions and academic achievement. Journal of Learning Disabilities, 2019, vol. 52 (4), pp. 287-298. DOI: https://doi.org/10.1177/0022219419841567
51. Silinskas G., Kikas E. Parental involvement in math homework: Links to children's performance and motivation. Scandinavian Journal of Educational Research, 2019, vol. 63 (1), pp. 17-37. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2017.1324901
52. Singh P., Singh M. P. The role of teachers in motivating students to learn. TechnoLearn: An International Journal of Educational Technology, 2021, vol. 11 (1), pp. 29-32. DOI: https://doi.org/10.30954/2231-4105.01.202L6
2022, vol. 12, issue 6 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
53. Sole B. J. The educational change in front of the technological innovation, the pedagogy of competences and the discourse of the emotional education. A critical approach. Teoria de la educacion. Revista Interuniversitaria, 2020, vol. 32 (1), pp. 101-121. DOI: http://dx.doi.org/10.14201/teri.20945
54. Subero D., Esteban-Guitart M. Overcoming school learning: The role of the subjectivity in the funds of identity approach. Teoria de la educacion. Revista Interuniversitaria, 2020, vol. 32 (1), pp. 213-236. DOI: https://doi.org/10.14201/teri.20955
55. Tan C. Y., Lyu M., Peng B. Academic benefits from parental involvement are stratified by parental socioeconomic status: A meta-analysis. Parenting: Science and Practice, 2020, vol. 20 (4), pp. 241-287. DOI: https://doi.org/10.1080/15295192.2019.1694836
56. Tavakoli R., Müller R., Jeske E., Schafbuch N., Schmitz B. Promoting well-being in students through an art-of-living intervention: Developing an online training for eighth and ninth graders. Zeitschrift für Psychologie, 2022, vol. 230 (3), pp. 229-240. DOI: https://doi.org/10.1027/2151-2604/a000501
57. Thurston A., Cockerill M., Chiang T.-H. Assessing the differential effects of peer tutoring for tutors and tutees. Education Sciences, 2021, 11 (3), pp. 97. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11030097
58. Tullis J. G., Goldstone R. L. Why does peer instruction benefit student learning? Cognitive Research: Principles and Implications, 2020, vol. 5, pp. 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s41235-020-00218-5
59. Vattoy K. D., Gamlem S. M. Teacher-student interactions and feedback in English as a foreign language classrooms. Cambridge Journal of Education, 2020, vol. 50 (3), pp. 371-389. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2019.1707512
60. Weir S., Kavanagh L., Moran E., Ryan A. Partnership in DEIS schools: A survey of home-school-community liaison coordinators in primary and post-primary schools in Ireland. Dublin: Educational Research Centre, 2018, 56 p. URL: http://www.erc.ie/wp-content/uploads/2018/11/HSCL-report-2018 .pdf
61. Weixler L., Valant J., Bassok D., Doromal J. B., Gerry A. Helping parents navigate the early childhood education enrollment process: Experimental evidence from New Orleans. Educational Evaluation and Policy Analysis, 2020, vol. 42 (3), pp. 307-330. DOI: https://doi.org/10.3102/0162373720922237
62. Wilder S. Effects of parental involvement on academic achievement: A meta-synthesis. Educational Review, 2014, vol. 66 (3), pp. 377-397. DOI: https://doi.org/10.1080/00131911.2013.780009
63. Wuyts D., Vansteenkiste M., Mabbe E., Soenens B. Effects of social pressure and child failure on parents' use of control: An experimental investigation. Contemporary Educational Psychology, 2017, vol. 51, pp. 378-390. DOI: https://doi.org/10.1016/jxedpsych.2017.09.010
Submitted: 07 October 2022 Accepted: 11 November 2022 Published: 31 December 2022
© 0
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
2022, vol. 12, issue 6 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
The authors' stated contribution:
Olga Grigorievna Tavstukha
Contribution of the co-author: analysis of theoretical material, performing formatting the text of the article.
Elena Arkadievna Ganaeva
Contribution of the co-author: collection of materials, literary review.
Angelika Arturovna Muratova
Contribution of the co-author: collection of materials, literary review.
Lyudmila Yurievna Shavshaeva
Contribution of the co-author: collection of materials, literary review.
Elena Gennadievna Matvievskaya
Contribution of the co-author: interpretation of the results and general guidance of the study.
Information about competitive interests:
The authors claim that they do not have competitive interests.
Information about the Authors
Olga Grigorievna Tavstukha
Doctor of Pedagogical Sciences,
Head of the Department of Preschool, Correctional, Additional Education and
Upbringing Problems,
Orenburg State Pedagogical University,
Sovetskaya str., 19, 460014, Orenburg, Russian Federation.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1672-3871
E-mail: olgritav@yandex.ru
Elena Arkadievna Ganaeva
Doctor of Pedagogical Sciences,
Head of Department of Education Management,
Orenburg State Pedagogical University,
Sovetskaya str., 19, 460014, Orenburg, Russian Federation.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9744-6134
E-mail: elganaeva@mail.ru
Angelika Arturovna Muratova
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Institute of lifetime Education, Associate professor,
Department of Preschool, Correctional, Additional Education and Upbringing Problems,
Orenburg State Pedagogical University, Sovetskaya str., 19, 460014, Orenburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4946-9198 E-mail: lictor-z@yandex.ru
Lyudmila Yurievna Shavshaeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor,
Department of Preschool, Correctional, Additional Education and Upbringing
Problems,
Orenburg State Pedagogical University, Sovetskaya str., 19, 460014, Orenburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2917-7427 E-mail: koltureva@yandex.ru
Elena Gennadievna Matvievskaya
Doctor of Pedagogical Sciences, First vice-rector, Professor,
Department of Preschool, Correctional, Additional Education and Upbringing
Problems,
Orenburg State Pedagogical University, Sovetskaya str., 19, 460014, Orenburg, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4182-1297 E-mail: ospu@ospu.ru