Научная статья на тему 'Динамика изменений и сравнительный анализ показателей удовлетворенности индустрией досуга и развлечений туристов и местных жителей Краснодарского края'

Динамика изменений и сравнительный анализ показателей удовлетворенности индустрией досуга и развлечений туристов и местных жителей Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ДОСУГА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ / LEISURE AND ENTERTAINMENT INDUSTRY / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / DYNAMICS OF DEVELOPMENT / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOURIST DESTINATION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / THE EFFECTIVENESS OF FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатенко А.М., Матющенко Н.С.

Проанализировано развитие индустрии досуга и развлечений туристских дестинаций Краснодарского края за 2009-2015 гг. на основании проведенного опроса туристов и местных жителей. Выявлены тенденции изменении показателей проведенного исследования: их динамика, степень взаимосвязи и влияния. Исследованы факторы, влияющие на эффективности функционирования предприятий данной отрасли, проанализирована степень удовлетворенности туристами и местными жителями качеством предоставляемых услуг. Проведен корреляционный анализ выборочных данных, представлена модель авторегрессии для прогнозирования деятельности индустрии досуга и развлечений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CHANGE AND COMPARATIVE ANALYSIS OF LEISURE AND ENTERTAINMENT INDUSTRY SATISFACTION RATE OF TOURISTS AND LOCALS IN KRASNODAR REGION

Formation and development of the leisure and entertainment industry a direct consequence of achieving a certain level of income, when, after the primary satisfaction of basic needs of the people there is a need for additional services and there are means to use these services. For the state is an area that is sufficiently small capital investments can provide a significant increase in profits. And this trend is becoming more stable. Private business attracts leisure and entertainment a short period of return on investment, the possibility of continuous expansion of the spectrum of services, advanced quality of service control technology. The relevance of the study due to an important part of leisure and entertainment industry in the tourist destinations, satisfying the needs of tourists in this area. A great number of leisure activities, as well as technology implementation, requiring special means of rest, determine the diversity of the organizations providing the tourism sector of the economy data. The main objective of the industry is to organize cultural and entertainment of the tourists time. The purpose of this article is to analyze this industry satisfaction indicators and the definition of the dynamics of change. Since 2009, locals and tourists destinations of the Krasnodar Territory specialists Sochi State University conducted a questionnaire survey to improve the quality of rest. The main purpose of visiting the resorts on the results of the survey is passive or active. More than 2/3 of respondents expressed this view of tourists. The study involved 8800 respondents from four tourist destinations of Krasnodar Region: Sochi, Anapa, Gelendzhik and Tuapse, so in general we can say that the data is representative of this study reflect the trends that can be traced in the direction of tourist satisfaction evaluation and locals industry of leisure and entertainment, took part in the survey. on the main criteria of satisfaction survey results make it possible for tourists to analyze the basic statistics, calculated according to the last 7 years (mean values of income and costs in the industry). They also reflect the dynamics and trends in the industry. Relative statistical indicators (share of costs of certain types of activities, the share of money spent on entertainment services) show the distribution of funds in the sector and identify the main items of expenditure of tourists in this group. In addition, the results provide an opportunity to analyze the dynamics of the sector, to identify the trend of increase or decrease in costs in the leisure and entertainment industry, and to make predictions for the next year. According to a study for the period 2009-2015 year, we can conclude that both the locals and tourists do not have enough facilities to meet their needs in leisure activities. For more effective management of the organization of leisure and entertainment industry should be considered focus on the age group of tourists, according to the results of the correlation analysis: the tourists under the age of 30 years fully satisfy their needs for recreation, but from 55 and above are willing to spend more money funds than planned. Perhaps this is due to the lack of institutions interested in this age group. It may be noted the change of the situation in 2014. So it is obvious that reduced the level of income of both categories of respondents, and the share of expenditure planned for entertainment also decreased significantly. To build predictive values for subsequent periods, it is possible and justified by the construction of AR models for various factors. The scientific and practical significance of the study and the results consists in a substantiation of theoretical and methodological foundations and measures to identify and improve the functioning of the organization of leisure and entertainment industry through the construction of the economic and mathematical model to evaluate and make predictions in the industry, as well as improve the quality of their work in order to increase receipts and the budget of the region. Therefore, the main directions for further research are to determine the group of indicators to assess the effectiveness of the industry of leisure and entertainment, building a possible economic and mathematical models and identify the most significant factors affecting the socio-economic results of functioning of the sector. The study topic and the results open the prospects of studying in future issues such as improving the process and system management organizations, leisure and entertainment industry in the areas of recreation specialization, macroeconomic regulation of this sphere of state, regional and local authorities.

Текст научной работы на тему «Динамика изменений и сравнительный анализ показателей удовлетворенности индустрией досуга и развлечений туристов и местных жителей Краснодарского края»

УДК 338.001.36

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ИНДУСТРИЕЙ ДОСУГА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ ТУРИСТОВ И МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ КРАСНОДАРСКОГО

КРАЯ

Игнатенко А. М., Матющенко Н. С.

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Российская Федерация

E-mail: allrededor@mail.ru, subtropic777@rambler.ru

Проанализировано развитие индустрии досуга и развлечений туристских дестинаций Краснодарского края за 2009-2015 гг. на основании проведенного опроса туристов и местных жителей. Выявлены тенденции изменения показателей проведенного исследования: их динамика, степень взаимосвязи и влияния. Исследованы факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятий данной отрасли, проанализирована степень удовлетворенности туристами и местными жителями качеством предоставляемых услуг. Проведен корреляционный анализ выборочных данных, представлена модель авторегрессии для прогнозирования деятельности индустрии досуга и развлечений. Ключевые слова: индустрия досуга и развлечений, динамика развития, туристская дестинация, эффективность, прогнозирование.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие индустрии досуга и развлечений - прямое следствие достижения определенного уровня доходов населения, когда после удовлетворения первичных базовых нужд людей возникает потребность в дополнительных услугах и появляются средства для того, чтобы этими услугами пользоваться. Развлечения -это не только забавы и удовольствия, но и мировая индустрия. Индустрия досуга и развлечений играет важную роль как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Для государства - это та сфера деятельности, которая при достаточно небольших капитальных вложениях способна обеспечить значительный рост прибыли. Причем данная тенденция становится все более стабильной. Частный бизнес привлекает в индустрии досуга и развлечений короткий период окупаемости вложений, возможность постоянного расширения спектра предлагаемых услуг, развитые технологии контроля качества обслуживания.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Индустрия досуга и развлечений играет важную роль в жизни человека и общества. К ней относятся организации, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в досуге, осуществляемых людьми в свободное время и не связанных с извлечением дохода - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спортзалы, библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны отдыха, исторические достопримечательности и др. С нашей точки зрения, индустрия

82

досуга и развлечений включает в себя организации частных предпринимателей, которые способствуют отдыху человека (например, чтение книг, просмотр ТВ, и т.п.) и получение им ярких эмоций и праздничных впечатлений (например, спортивные зрелища, концерты, цирк и т.п.).

Удовольствие и впечатления являются ключевыми характеристиками развлечений, они сопровождают процесс развлечения и являются его результатом, не зависимо от того, в какой форме оно представлено. Именно удовольствие и впечатление лежат в основе формирования потребности, на которую ориентирована деятельность организаций индустрии досуга и развлечений, а возможность их получения - стимул для потребления продуктов рынка досуга и развлечений. Развлечения определяются через оказываемый ими эффект на потребителя: психологическое состояние удовольствия и счастья. При этом не имеет значения, достигается ли подобный эффект за счет активных или пассивных средств.

В мире индустрия досуга и развлечений приносит миллиарды долларов в экономику стран и является важной составляющей частью их доходов. По данным подготовленными компанией Pricewaterhouse Coopers (PwC) «Всемирного обзора индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2015-2019 годы», совокупные годовые темпы роста общей выручки от индустрии развлечений и СМИ составят в последующие пять лет 5,1 %, и это означает, что выручка увеличится с 1,74 трлн. долл. США в 2014 г. до 2,23 трлн. долл. США в 2019 г. [1].

Актуальность исследования обусловлена важной составляющей индустрии досуга и развлечений в туристских дестинациях, удовлетворенем потребностей туристов в данной сфере. Огромное количество видов досуга, а также технологии их реализации, требующие особых средств отдыха, определяют многообразие организаций, обеспечивающих данный сектор экономики туризма. Главной задачей этой индустрии является организация культурно-развлекательного проведения времени туристов.

В туристских дестинациях наблюдается повышенная концентрация организаций индустрии досуга и развлечения, обусловленная историческими особенностями развития данных территорий и социальной значимостью курортной деятельности. Для курортных городов характерно, что приезжие являются основными потребителями предлагаемых услуг. Наши исследования доказывают, что туристы тратят на развлечения в 5 раз больше средств, чем местные жители за аналогичный период, посещая развлекательные учреждения на 10 % чаще [2]. Для местных жителей разнообразные и качественные развлекательные услуги дают возможность наиболее полно удовлетворить не только потребности туристов, но и собственные запросы. Поэтому, с одной стороны, местные жители получают дополнительный доход от продажи услуг организаций индустрии досуга и развлечений туристам и способствуют этим повышению лояльности приезжих курорту, а с другой стороны, сами получают набор данных услуг, превосходящий аналогичное предложение в других регионах страны.

В связи с этим на территориях курортов гораздо раньше возникают организации индустрии отдыха и развлечений, чем в других городах страны. В

83

г. Сочи сразу же с появлением первой водолечебницы и первой гостиницы в 1902 г. были заложены парки для прогулок отдыхающих и местных жителей. В начале 20 в. в посаде Сочи были такие объекты индустрии отдыха и развлечений, как общественные парки, в которых играли оркестры, театры, рестораны и кафе, кинематограф, гостиная-читальня со свежими газетами и концертным пианино, казино и бильярдные. Для всех жителей и отдыхающих работал Народный дом, который был центром культуры посада, в нем организовывались новогодние елки для бедных детей и учеников училищ. Были открыты первые библиотеки, приезжал с выступлениями цирк, был организован местный хор. В Анапе развивались, кроме того, такие виды отдыха, как охота, рыбалка в море, прогулки по бухте на лодках с веслами или под парусами.

В Сочи того времени даже проводились спортивные развлечения: были созданы три первых футбольных клуба, организовывались велосипедные и автомобильные гонки, скачки, соревнования по борьбе и стрельбе, были построены и пользовались большой популярностью теннисные корты. А в Анапе в конце 19 в. в городском саду на берегу моря были организованы бесплатные увлекательные гимнастические игры для детей, а позже на пляжах - анимационные мероприятия. Были в Анапе три площадки для крокета и даже скеттинг-ринк - площадка со специальным покрытием для катания на роликовых коньках.

В последнее время проблеме изучения индустрии досуга и развлечений уделяется все больше внимания. Так в работах Чернявой Т. И., Отнюковой М. С., Стальной В. А. представлена классификация предприятий развлекательного характера, однако отсутствуют исследования в области оценки их эффективности и проблем управления их деятельностью. Проблеме оценки и управления эффективностью организаций и предприятий посвящены работы отечественных ученых Абалкина Л. И., Аганбегяна А. Г., Балабанова И. Т. и др.

Среди зарубежных специалистов теории и практики управления индустрией досуга и развлечений следует выделить работы Андерсона Н., Арчибальда К., Бодрийяра Ж., Вебера М., Веблена Т., Вогель Г. Л., Гушмана Г., Дегразия С., Десерпы А., Дюмазедье Ж., Дюркгейма Э., Каплана М., Робертса К., Смита М. А., Стеббинса Р. А., Сью Р., Паркера С. Р., Хузингы Я. и др .

В России изучением вопросов организации культурно-досуговой деятельности занимались: Аванесова Г. А., Батнасунов А. С., Беляева А. А., Велединский В. Г., Гаранин Н. И., Грушин Б. А., Жарков А. Д., Захаров А. В., Кравченко А. И., Минц Г. И., Набухотный А., Новаторов В. Е., Орлов А. С., Стальная В. А., Трегубов Б. А., Третьякова Т. Н. и др.

Индустрия досуга и развлечений является неотъемлемой частью туристической отрасли. Для государства эта сфера деятельности при достаточно небольших капитальных вложениях способна обеспечить значительный рост прибыли. Частный бизнес привлекает в индустрии досуга и развлечений короткий период окупаемости вложений, возможность постоянного расширения спектра предлагаемых услуг, развитые технологии контроля качества обслуживания. С развитием и ростом

84

туристического сектора в экономике России, возникает необходимость в определении эффективности функционирования предприятий индустрии досуга и развлечений, а также, исследовании степени удовлетворенности туристами и местными жителями предоставления этих услуг.

Многообразие и сложность деятельности организаций индустрии досуга и развлечений, их динамичность, рискованность вложений, требуют детальных исследований. Основной проблемой является оценка эффективности их деятельности: что необходимо взять за критерий для оценки предоставленной услуги, какие применить подходы и методы для определения показателей результатов деятельности. Научные исследования в этой области позволяют решить противоречие между потребностью в научном менеджменте организаций на рынке развлекательных услуг и товаров и отсутствием методологически обоснованного подхода к управлению индустрией отдыха и развлечений, эффективного в современных условиях развития общества.

Целью данной статьи является анализ показателей удовлетворенности данной отраслью, а также определение динамики их изменения. С 2009 года среди местных жителей и туристов дестинаций Краснодарского края специалистами Сочинского государственного университета проводился анкетный опрос с целью улучшения качества отдыха. Главной целью посещения курортов по результатам опроса является пассивный или активный отдых. Более 2/3 опрошенных туристов высказали это мнение. В ходе проведения опроса использовался индивидуальный вид анкетирования, который включал вопросы как открытого, так и закрытого характера. Кроме того, в анкету были включены вопросы, дающие возможность свободного ответа и оценки по балльной шкале. В исследовании приняли участие 8800 респондентов из 4 туристских дестинаций Краснодарского края: г. Сочи, г. Анапа, г. Туапсе и г. Геленджик, поэтому в целом можно сказать, что данные этого исследования репрезентативно отражают тенденции, которые прослеживаются в направлении оценки удовлетворенности туристов и местных жителей индустрией досуга и развлечений, принявших участие в опросе.

Результаты опроса по основным критериям удовлетворенности для туристов позволяют проанализировать основные статистические показатели, рассчитанные по данным за 7 лет (средние величины доходов и расходов в отрасли). Также они отображают динамику и тенденции развития отрасли. Относительные статистические показатели (доля расходов на те или иные виды развлечения, доля денежных средств, потраченных на услуги развлекательного характера) показывают распределение в отрасли денежных средств и выявляют основные статьи расходов туристов по данной группе. Кроме того, результаты дают возможность проанализировать динамику развития отрасли, выявить тенденцию увеличения или снижения расходов в индустрии досуга и развлечений и делать прогнозы на последующие года.

Для понимания развития общей тенденции индустрии досуга и развлечений на основе данных анкетирования за 7 лет проведем анализ рядов динамики по схеме, представленной на рисунке 1, а также сравнительный анализ этих показателей [5]. В

85

таблицах представлены группы, занимающие первые 3 строки среди предложенных вариантов ответов. Это объясняется избыточностью исходных данных и выбором наиболее важных факторов.

Рис. 1. Схема анализа рядов динамики показателей удовлетворенности индустрией досуга и развлечений туристов и местных жителей

Основные показатели ряда динамики рассчитаем для следующих показателей: виды проведения досуга туристами на курорте, наличие желания чаще посещать заведения развлекательного характера во время проездки на курорт. Результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Основные виды проведения досуга туристами на курорте

Нахождение на

территории санатория/гостиницы, Посещение заведений Посещение экскурсий и

Год пользование развлекательного познавательных

имеющимися характера мероприятий

развлекательными

услугами

Абсолютный Темп Абсолютный Темп Абсолютный Темп

прирост прироста прирост прироста прирост прироста

2009 - - - - - -

2010 4.7 0.20 -1.7 -0.09 -7.1 -0.30

2011 -12.6 -0.45 4.9 0.28 2.2 0.13

2012 -4.2 -0.27 -2 -0.09 3.8 0.20

2013 -1.8 -0.16 -1.8 -0.09 -12.6 -0.56

2014 3.4 0.35 -2 -0.11 -3.8 -0.38

2015 0.5 0.04 7.8 0.48 1.1 0.17

Как видно, основной тенденции изменения динамики нет, но в 2014 году увеличился процент нахождения туристов на территории санатория/гостиницы и

86

снизился процент посещения заведений развлекательного характера, также снизился и процент посещения экскурсий. В тоже время все эти показатели существенно увеличились в 2015 году. Возможно, это объясняется изменением экономической ситуации в стране в 2014 г.: введением санкций, увеличением курса доллара и евро и др.

Таблица 2.

Наличие желания чаще посещать заведения развлекательного характера во время

поездки на курорт у туристов

Год Желание есть Абсолютный прирост (базисный) Темп прироста (базисный)

2009 55.5 - -

2010 61.7 6.2 0.11

2011 58.4 2.9 0.05

2012 60.9 5.4 0.10

2013 56.5 1 0.02

2014 38.4 -17.1 -0.31

2015 91 35.5 0.64

По результатам опроса за период 2009 - 2015 гг. видна четкая тенденция желания посещать чаще заведения развлекательного характера, за исключением 2014 г. Построив ряд динамики по данным «Средняя сумма, потраченная в день на развлечения», представленным на рисунке 2 видна тенденция снижения расходов данной категории. Учитывая, что по данным опроса туристы готовы потратить больше и у них остаются денежные средства, запланированные на расходы по оплате своего досуга, можно сделать вывод, что ИДР не достаточно удовлетворяет потребности гостей курортов. Одной из основных причин является низкая оценка работы предприятий данного сектора туризма по некоторым показателям.

Рис. 2. Динамика изменения средней суммы, потраченной в день туристами на развлечения.

87

Корреляционный анализ проведем для определения степени зависимости между факторами в динамике. Корреляционный анализ в данной отрасли по показателям позволяет выявить наиболее тесную зависимость между факторами, влияющими на выбор развлекательного заведения и суммой потраченную при посещении того или иного заведения. Определить насколько сильно влияет возраст и социальный статус на расходы туристов в индустрии досуга и развлечений.

Важным в данном анализе является изучение теоретической связи между показателями, что было рассмотрено в ранее изданных работах [3; 4]. Исследуем кросс-корреляцию с помощью Excel для показателей: остаток средств, которые туристы вязли с собой и запланировали потратить на развлечения, и возраст туристов, половое распределение туристов. Для наглядности составим таблицу коэффициентов кросс-корреляции и проанализируем результаты.

Таблица 3.

Таблица коэффициентов кросс-корреляции для факторов «Потратил всю сумму полностью и удовлетворил все потребности» и «Возраст»

Лаг Потратил всю сумму полностью и удовлетворил все потребности / Возраст

16-23 24-30 31-45 45-50 51-55 старше

лет лет лет лет лет 56 лет

0 -0,18 0,6 0,3 0,3 -0,74 -0,04

1 -0,21 -0,09 0,09 0,6 0,03 -0,16

2 -0,6 0,08 0,002 0,5 0,4 0,02

На основании рассчитанных коэффициентов определим лаг наиболее существенной взаимосвязи между динамическими рядами, то есть самый большой коэффициент кросс-корреляции. Таким коэффициентом является - 0,74. Это говорит о том, что туристы в возрастной группе от 51 до 55 лет потратили всю сумму полностью, но не удовлетворили свои потребности, так как коэффициент показывает обратную связь. Менее тесной, но также представляющей интерес является возрастная группа туристов от 24 до 30 лет. Коэффициент кросс-корреляции равен 0,6 и показывает прямую зависимость между факторами. Кроме того, при дальнейшем анализе данных эти динамические ряды не следует сдвигать относительно друг друга. А вот коэффициент равный -0,6 для туристов в возрасте от 16 до 23 лет с лагом равным 2 показывает, что при анализе этих рядов нужно осуществлять сдвиг на 2 года. Кроме того, данный метод анализа позволяет получать модели для прогнозирования следующего вида:

уг - а0 + а1 х(Ч + а2^, ,(1)

88

где: 1 - лаг наибольшей взаимосвязи между рядами;

у_ - признак-результат (переменная «потратил всю сумму полностью и

удовлетворил все потребности») на временном интервале ¿-1;

х - признак-фактор (переменная «возраст») на временном интервале ¿-1.

Регрессионные модели позволяют выявить основные значимые факторы и зависимости между показателями, отобрать наиболее информативные из них, то есть те, которые действительно оказывают влияние на расходы туристов и доходы в индустрии досуга и развлечений. Выявление таких факторов позволить развивать отрасль с учетом их влияния, тем самым увеличивая доходы региона.

Регрессионный анализ будем представлять в виде регрессии данного уровня ряда на предшествующий ему (модель авторегрессии). Исследуем зависимость «средней суммы в день, потраченной туристом на развлечения за время пребывания на курорте» и «потратил всю сумму и полностью удовлетворил свои потребности». Построим модели авторегрессии вида (Табл. 6.): у { = а0 у( _1 + а1 х{ и проанализируем ее.

Таблица 4.

Таблица расчета параметров модели авторегрессии

ВЫВОД ИТОГОВ

Регрессионная статистика

Множественный К 0.989432

К-квадрат 0.978975

Нормированный Ы.-квадрат 0.723719

Стандартная ошибка 263.9417

Наблюдения 6

Дисперсионный анализ

4Г 55 МБ Г Значимость Г

Регрессия 2 12975221 6487611 93.125 0.001996

Остаток 4 278660.9 69665.23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 6 13253882

Коэффициент ы Стандартная ошибка ¿-статис-тика Р-Значение Нижние 95 %

У-пересечение 0 #Н/Д #Н/Д #Н/Д #Н/Д

Переменная X 1 0.503065 0.21078 2.386683 0.07544 -0.08215

Переменная X 2 28.90744 13.73021 2.10539 0.10303 -9.21372

Модель авторегрессии примет вид: у( = 0,5 • у(_1 + 28,9 • х(. Модель является статистической значимой, значение коэффициента детерминации равное 0,98 очень

89

высокое, это говорит о том, что 98 % регрессии описывается признаками-факторами, также является статистически значимым коэффициент при переменной

У

(-1 ■

А вот коэффициент при х( - статистически незначим. Поэтому при

построении прогнозов надо учитывать, что средняя сумма, потраченная на развлечения, зависит от суммы, потраченной за предыдущий год, и не зависит от запланированной доли денежных средств на развлечения.

Проведем сравнительный анализ результатов анкетирования за 2009-2015 гг. туристов и местных жителей. Построим гистограммы по данным «Основная цель посещения заведений развлекательного характера» (Рис. 3):

Рис. 3. Сравнение результатов по основной цели посещения заведений досуга туристами и местными жителями в 2009-2015 гг., в процентах к итогу.

На рисунке 4 представлены результаты сравнения причин редкого посещения заведений развлекательного характера.

Как видно, местным жителям не хватает свободного времени для развлечений, а для туристов финансовые трудности являются основной причиной, по которой они не посещают организации индустрии досуга и развлечений так часто, как хотели бы.

По результатам исследования за период 2009-2015 года можно сделать вывод, что как местным жителям, так и туристам не хватает заведений для удовлетворения своих потребностей в проведении досуга.

90

Рис. 4. Сравнение результатов опроса туристов и местных жителей по основным причинам более редкого посещения развлекательных заведений.

Для более эффективного управления организациями индустрии досуга и развлечений необходимо учитывать направленность на возрастную группу туристов, об этом свидетельствуют результаты корреляционного анализа: туристы, в возрасте до 30 лет, вполне удовлетворяют свои потребности в организации досуга, а вот от 55 и выше - готовы потратить больше денежных средств, чем планировали. Возможно, это связано с отсутствием заведений, интересующих данную возрастную группу. Можно отметить изменение ситуации в 2014 году. Так очевидно, что снизился уровень доходов обоих категорий опрашиваемых и доля расходов, запланированная на развлечения, тоже значительно снизилась. Для построения прогнозных значений на последующие периоды вполне возможно и оправдано построение авторегрессионных моделей по различным факторам.

ВЫВОДЫ

Научная и практическая значимость исследования и результатов заключается в обосновании теоретических и методических основ и мер по определению и повышению эффективности функционирования организаций индустрии досуга и развлечений на основе построения экономико-математической модели, позволяющей оценивать, а также делать прогнозы в данной отрасли, улучшать качество их деятельности с целью увеличения денежных поступлений и бюджет региона.

Основные способы проведения досуга туристами, основная цель посещения и причина выбора конкретного развлекательного заведения, причины посещения заведения реже желаемого, оценка качества услуг и другие выявленные показатели позволяют планировать деятельность организаций индустрии досуга и развлечений,

91

формировать ассортиментную и ценовую политику, разрабатывать рекламную кампанию, корректировать текущую деятельность с учетом мнения потребителей.

Рекомендациями предпринимателям являются данные о том, каких заведений развлекательного характера не хватает на курортах, а также по каким причинам посетители больше никогда не выберут конкретное заведение для досуга и развлечений. Анализ влияния демографических характеристик посетителей развлекательных организаций на изучаемые параметры деятельности данных заведений также важен для планирования графика работы, рекламной политики, методов стимулирования сбыта.

Полезными являются данные о том, какую сумму тратят туристы на развлечения за время пребывания на курорте и за одно посещение заведения. Информацию о доходах организаций индустрии досуга и развлечений невозможно получить иными способами, кроме опроса посетителей, что затрудняет налоговую и статистическую деятельность, не позволяет разрабатывать стратегию развития курортов и принимать грамотные решения в бизнесе.

Остаются открытыми вопросы оценки различных показателей эффективности функционирования предприятий данной отрасли, так как она является довольно специфичной, имеющей как социальный, так экономический результат своей деятельности.

Поэтому основные направления для дальнейшего исследования заключаются в определении группы показателей для оценки эффективности деятельности индустрии досуга и развлечений, построении возможных экономико-математических моделей и определении наиболее существенных факторов, влияющих на социально-экономический результат функционирования отрасли.

Исследуемая тема и полученные результаты открывают перспективы изучения в дальнейшем таких вопросов, как совершенствование процесса и системы управление организациями индустрии досуга и развлечений в регионах рекреационной специализации, макроэкономическое регулирование деятельности данной сферы государственными, региональными и местными органами власти.

Список литературы

1. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2015-2019 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/entertainment-media/publications/outlook-2015.html.

2. Матющенко Н. С. Организационно-экономические аспекты развития современной индустрии досуга и развлечений // Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации. Сборник статей. М.: ООО «Издательский дом «Пегас», 2012. С. 179-186.

3. Матющенко Н. С. Игнатенко А. М. Моделирование и статистический анализ в системе управления индустрией отдыха и развлечений // Sochi Journal of Economy. 2011. № 1. С. 40-48.

4. Матющенко Н. С. Методологические вопросы изучения свободного времени как основы развития индустрии досуга и развлечений // Sochi Journal of Economy. 2013. № 1-1. С. 54-59.

5. Куприенко Н. В. Статистика. Временные ряды. Анализ тенденций и прогнозирование. СПб.: Изд-во политехн.ун-та, 2015. 123 с.

92

DYNAMICS OF CHANGE AND COMPARATIVE ANALYSIS OF LEISURE AND ENTERTAINMENT INDUSTRY SATISFACTION RATE OF TOURISTS AND

LOCALS IN KRASNODAR REGION

Ignatenko A. M., Matyushchenko N. S.

Sochi State University, Sochi, Russian Federation

E-mail: allrededor@mail.ru, subtropic777@rambler.ru

Formation and development of the leisure and entertainment industry - a direct consequence of achieving a certain level of income, when, after the primary satisfaction of basic needs of the people there is a need for additional services and there are means to use these services. For the state - is an area that is sufficiently small capital investments can provide a significant increase in profits. And this trend is becoming more stable. Private business attracts leisure and entertainment a short period of return on investment, the possibility of continuous expansion of the spectrum of services, advanced quality of service control technology. The relevance of the study due to an important part of leisure and entertainment industry in the tourist destinations, satisfying the needs of tourists in this area. A great number of leisure activities, as well as technology implementation, requiring special means of rest, determine the diversity of the organizations providing the tourism sector of the economy data. The main objective of the industry is to organize cultural and entertainment of the tourists time. The purpose of this article is to analyze this industry satisfaction indicators and the definition of the dynamics of change. Since 2009, locals and tourists destinations of the Krasnodar Territory specialists Sochi State University conducted a questionnaire survey to improve the quality of rest. The main purpose of visiting the resorts on the results of the survey is passive or active. More than 2/3 of respondents expressed this view of tourists. The study involved 8800 respondents from four tourist destinations of Krasnodar Region: Sochi, Anapa, Gelendzhik and Tuapse, so in general we can say that the data is representative of this study reflect the trends that can be traced in the direction of tourist satisfaction evaluation and locals industry of leisure and entertainment, took part in the survey. on the main criteria of satisfaction survey results make it possible for tourists to analyze the basic statistics, calculated according to the last 7 years (mean values of income and costs in the industry). They also reflect the dynamics and trends in the industry. Relative statistical indicators (share of costs of certain types of activities, the share of money spent on entertainment services) show the distribution of funds in the sector and identify the main items of expenditure of tourists in this group. In addition, the results provide an opportunity to analyze the dynamics of the sector, to identify the trend of increase or decrease in costs in the leisure and entertainment industry, and to make predictions for the next year. According to a study for the period 2009-2015 year, we can conclude that both the locals and tourists do not have enough facilities to meet their needs in leisure activities. For more effective management of the organization of leisure and entertainment industry should be considered focus on the age group of tourists, according to the results of the correlation analysis: the tourists under the age of 30 years fully satisfy their needs for recreation, but

93

HsMameMKO A. M., Mamrn^eHKO H. C.

from 55 and above - are willing to spend more money funds than planned. Perhaps this is due to the lack of institutions interested in this age group. It may be noted the change of the situation in 2014. So it is obvious that reduced the level of income of both categories of respondents, and the share of expenditure planned for entertainment also decreased significantly. To build predictive values for subsequent periods, it is possible and justified by the construction of AR models for various factors. The scientific and practical significance of the study and the results consists in a substantiation of theoretical and methodological foundations and measures to identify and improve the functioning of the organization of leisure and entertainment industry through the construction of the economic and mathematical model to evaluate and make predictions in the industry, as well as improve the quality of their work in order to increase receipts and the budget of the region. Therefore, the main directions for further research are to determine the group of indicators to assess the effectiveness of the industry of leisure and entertainment, building a possible economic and mathematical models and identify the most significant factors affecting the socio-economic results of functioning of the sector. The study topic and the results open the prospects of studying in future issues such as improving the process and system management organizations, leisure and entertainment industry in the areas of recreation specialization, macroeconomic regulation of this sphere of state, regional and local authorities.

Keywords: leisure and entertainment industry, the dynamics of development, tourist destination, the effectiveness of forecasting.

References

1. Vsemirnyj obzor industrii razvlechenij i SMI: prognoz na 2015-2019 gg. (World review of the entertainment industry and the media: the forecast for 2015-2019 years). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.pwc.ru/ru/entertainment-media/publications/outlook-2015.html.

2. Matjushhenko N.S. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty razvitija sovremennoj industrii dosuga i razvlechenij (Organizational-economic aspects of the development of modern leisure and entertainment industry)// Problemy i riski sovremennoj rossijskoj modernizacii: konceptual'noe osmyslenie i praktika realizacii. Sbornik statej. 2012. 179-186 p.

3. Matjushhenko N.S. Ignatenko A.M. Modelirovanie i statisticheskij analiz v sisteme upravlenija industriej otdyha i razvlechenij (Modeling and statistical analysis of the control system Leisure and entertainment) // Sochi Journal of Economy. 2011. №1. 40-48 p.

4. Matjushhenko N.S. Metodologicheskie voprosy izuchenija svobodnogo vremeni kak osnovy razvitija industrii dosuga i razvlechenij (Methodological issues the study of free time as a basis for the development of leisure and entertainment industry) // Sochi Journal of Economy. 2013. №1-1. 54-59 p.

5. Kuprienko N.V. Statistika. Vremennye rjady. Analiz tendendj i prognozirovanie (Statistics. Time series. Trend Analysis and Forecasting). SPb.:Izd-vo politehn.un-ta, 2015. 123 p.

nocmynuna e pedaKU,uK> 15.06.2016 г.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.