Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ КРОВИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ВАЛЕКСОНА В ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС'

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ КРОВИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ВАЛЕКСОНА В ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ КРОВИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ВАЛЕКСОНА В ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС»

УДК 615.91 7'558. 1.07:616.153.1-07

Доктор мед. наук У. А. Кузьминская, канд. биол. наук С. М. Алехина,

Л. В. Берсан

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИИ АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ КРОВИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ВАЛЕКСОНА В ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Валексон (0,0-диэтилтиофосфорил-а-оксинминофенил нитрил ацетат) — один из новых перспективных фосфорорганических пестицидов широкого спектра действия. Это малокумулятивное вещество, оказывающее кожно-резорбтивное действие (Г. А. Войтенко и соавт.). Данные о биохимических изменениях, вызываемых поступлением в организм валексона, весьма ограничены и свидетельствуют лишь о его влиянии на активнссть холинэстеразы и соотношение белковых фракций сыворотки крови (Г. А. Войтенко и соавт.).

Ввиду перспективности препарата и ограниченности сведений о механизмах, определяющих его токсическое действие, целью настоящего исследования являлось изучение зависимости изменения активности некоторых ферментов крови от доз и длительности введения валексона.

Опыты проведены на белых крысах-самцах с массой тела 200—250 г, которые были разделены на 4 группы: 1-я—контрольная (интактные животные), 2-я— животные, получавшие валексон однократно в дозе 310 мг/кг (1/2 ЬО&0), 3-я — получавшие 31 мг/кг (1/10 ЬО50), 4-я—получавшие 3,1 мг/кг ^/гоо 1-ОЬ0 ежедневно в течение 1—3 и 6 мес. Препарат применяли перорально. При однократном введении исследования выполняли через 1 ч, 1 и 5 сут после поступления валексона.

В сыворотке крови определяли активность глкжозо-6-фосфатазы методом Б\уап-боп, гексокиназы — методом 01 Р1е1гоГ и и'етИоиве, холинэстеразы общей — по НевЫп, изоферментов — путем дискового электрофореза на полиакриламидном геле по Э. К. Мухамеджанову, в эритроцитах — активность глюкозо-6-фосфатдегидроге-назы по Ве^теуег.

Установлено, что активность изученных ферментов у животных подопытных групп значительно различалась, т. е. зависела от использованных доз и длительности введения валексона. У крыс 2-й группы через 1 ч возрастала активность глюкозо-6-к фосфатазы и гексокиназы (на 189 и 30% соответственно), снижалась активность холи-эстеразы (общей на 57%, 3-й фракции изоферментов на 76%) по сравнению с контролем. Через 1 сут активность гексокиназы нормализовалась, активность глюкозо-6-фосфатазы оставалась повышенной (на 60%), активность общей холинэстеразы еще более снижалась (на 58%) и ее изоферменты не выявлялись. Через 5 сут активность всех исследованных ферментов нормализовалась, за исключением глюкозо-6-фосфата-зы, которая еще была увеличена на 57%.

У животных 3-й группы в результате введения валексона в течение 1 мес возрастала активность глюкозо-6-фосфатазы (на 45%), глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (на 70%) и уменьшалась (на 45%) активность общей холинэстеразы. Значительно изменялся изоферментный спектр холинэстергзы: полностью ингнбировалась 3,4 и 5-я

Фракции, на 78% снижался уровень 2-й и на 61 % возрастало количество 1-й фракции, рехмесячное введение обусловливало повышение на 89% активности глюкозо-6-фосфатазы и на 42% глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы. Уровень общей холинэстеразы снижался на 26%, изоферментный спектр сохранялся в пределах контрольных величин. Поступление валексона в течение 6 мес привело к снижению активности глюкозо-6-фосфатазы на 30%, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы — на 30%, общей холинэстеразы — на 24%. При этом на 45% ингнбировалась 1-я фракция изоферментного спектра холинэстеразы и на 35% возрастал уровень 2-й, а количество 3, 4 и 5-й оставалось в пределах контрольных показателей.

У животных 4-й группы, как и у животных 3-й группы, в течение 1—3 и 6 мес изменения активности ферментов были менее выражены. В результате месячного введения у них увеличилась активность глюкозо-6-фосфатазы на 45%, глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназы—на 50%, изменился изоферментный спектр холинэстеразы: исчезли 4-я и 5-я фракции, увеличилось содержание 1-й на 108% и снизился уровень 2-й на 24%. Трехмесячное применение препарата изменяло активнссть только глюкозо-6-фосфатазы (увеличение на 50%), а шестимесячное вызывало снижение активности глюкозо-6-фосфатазы на 13%, глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы на 22%, содержание 1-й фракции холинэстеразы на 60% и возрастание уровня 2-й фракции на 35% при неизмененной общей активности.

Таким образом, активность глюкозо-6-фссфатазы достоверно изменялась во все сроки наблюдения, активность глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы не изменилась в ответ на однократное введение большой дозы, но оказалась весьма чувствительной к длительному поступлению средней и малой доз. Активность общей холинэстеразы достоверно снизилась через I ч после однократного введения большой дозы и в результате продолжительного применения средней. Длительное поступление валексона в малой

дозе (3,1 мг/кг) не оказало влияния на активность общей холинэстеразы сыворотки крови, в то время как изоферментный спектр ее претерпел существенные изменения. Активность гексокиназы оказалась нечувствительной к действию валексона.

Анализируя представленные данные, следует отметить, что как однократное, так и длительное поступление валексона вызывает статистически достоверное изменение активности ферментов, участвующих в превращениях глюкозо-6-фосфата — основной метаболически активной формы глюкозы в организме теплокровных. Поскольку активность гексокиназы остается в пределах нормы, можно полагать, что процесс образования глюкозо-6-фосфата путем взаимодействия с АТФ при введении валексона не нарушается. В то же время активность глюкозо-6-фосфатазы и глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы свидетельствует об усилении гидролитического расщепления глюкозо-6-фосфата и окисления его в пентозофосфатном цикле. Описанные изменения характерны только для месячного и трехмесячного введения препарата, через 6 мес активность указанных ферментов снижается, что можно расценивать, по-видимому, как результат наступающего к тому времени дефицита субстрата.

Снижение активности общей холинэстеразы при введении валексона является характерным, так как препарат представляет собой фосфорорганическое соединение. Однако следует отметить, что общая активность при однократном применении была снижена только в первые сутки, а при длительном поступлении—только при введении препарата в дозе 31 мг/кг, в то время как изменения изоформ были весьма существенны и при введении 3,1 мг/кг. Обнаруженное резкое изменение вплоть до полного исчезновения изоформ холинэстеразы через 1 сут после введения препарата, по-видимому, служит проявлением наиболее выраженного периода антихолинэстеразного действия препарата, так как и общая активность в этот срок наблюдения самая низкая. Наступ-пающая через 5 сут нормализация, очевидно, связана, с одной стороны, с разрушением препарата, с другой — с отсутствием антихолинэстеразного эффекта у метаболитов.

Исчезновение медленно движущейся и увеличение количества 1-й быстро движущейся фракции, выявленное при месячном введении валексона, можно рассматривать как результат наступившей под влиянием препарата диссоциации медленно движущихся фракций на быстро движущиеся, т. е. фракции, обеспечивающие расщепление ацетилхолина. Учитывая высказанное в литературе мнение об адаптивной роли изоферментов (П. С. Редькин), можно полагать, что обнаруженные изменения — проявление клеточных адаптационно-компенсаторных процессов, направленных на поддержание гомеостаза. Трехмесячный срок можно характеризовать как период видимого благополучия, вслед за которым (через 6 мес) вновь снижается уровень наиболее активной 1-й фракции.

ЛИТЕРАТУРА

Войтенко Г. А., Сасинович JI. М., Воронина Л. Я■ и др.— В кн.: Итоги по токсикологической и гигиенической оценке новых пестицидов в 1974 г. М., 1975, с. 17. Мухамеджанов Э. К.— Лабор. дело, 1971, № I, с. 19—20. Редькин П. С,— Успехи совр. биол., 1974, т. 78, № 1, с. 42—57. Bergmeyer Н. Цит. Асатиани В. С. Ферментные методы анализа. М., 1969, с. 596— 598

Di Pietrof D., Weinhouse S.— J. biol. Chem., 1960, v. 235, p. 2542—2544. Hestrin S.— Ibid., 1949, v. 180, p. 243—246.

Swanson M. Цит. В кн.: Современные методы в биохимии. М., 1968, т. 2, с. 51—52.

Поступила 30/VJI 1978 г.

УДК 612.14-053.5 + 616.12-008.331-053.5-07

Е. В. Ермакова

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСТОНИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Львовский медицинский институт, Львовская областная клиническая больница

Мы поставили перед собой задачу разработать пределы колебаний артериального давления для здоровых детей школьного возраста г. Львова с целью получения нормативов для сравнения с установленными при массовых углубленных осмотрах школьников показателями, а также для изучения распространенности сосудистых дистоний.

Для выведения норм мы изучили артериальное давление у 2513 здоровых школьников (учащихся общеобразовательных и специализированных «языковых» школ) в период углубленных медицинских осмотров в течение 1975—1977 гг. Всех детей предварительно обследовали для исключения острых и хронических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.