Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МИНУТЫ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ И АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ'

ДИНАМИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МИНУТЫ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ И АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / "ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА" / ГОДИЧНЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасенко Ивета Рудольфовна, Марченко Александр Алексеевич, Ляшов Игорь Викторович

Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального состояния организма в целом, а так же к возникновению определенных патологий. Ряд соответствующих профилактических мер могутспособствовать предупреждению негативных последствий чрезмерных нагрузок.Учет биологических ритмов в спортивной деятельности является важным подходом при исследовании состояния и деятельности организма человека в системе спортивных занятий.The maximum level of physical activity, combined with a high emotional stress often leads to overvoltage of physiological systems and reduction of functional state of organism as a whole, as well as to certain pathologies. A number of appropriate preventive measures can help to prevent the negative effects of strenuous physical activityies. Consideration of biological rhythms in sporting activitiesis an important approach in the study of status and activities of the human body in sporting activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасенко Ивета Рудольфовна, Марченко Александр Алексеевич, Ляшов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МИНУТЫ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ И АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ»

в

естник АПК ^ ^

Ставрополья ^ 4(20) 2015 Проблемы аграрного образования

197

УДК 796.015

Тарасенко И. Р., Марченко А. А., Ляшов И. В. Tarasenko Y. R., Marchenko A. A., Lashov I. V.

ДИНАМИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МИНУТЫ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ И АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ В ГОДИЧНОМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ЦИКЛЕ

DYNAMICS OF INDIVIDUAL MOMENTS IN DEALING WITH TRAMPOLINING AND TUMBLING IN THE ANNUAL TRAINING CYCLE

Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функционального состояния организма в целом, а так же к возникновению определенных патологий. Ряд соответствующих профилактических мер могутспособствовать предупреждению негативных последствий чрезмерных нагрузок.Учет биологических ритмов в спортивной деятельности является важным подходом при исследовании состояния и деятельности организма человека в системе спортивных занятий.

Ключевые слова: биологические ритмы, адаптационные возможности, «индивидуальная минута», годичный тренировочный цикл.

The maximum level of physical activity, combined with a high emotional stress often leads to overvoltage of physiological systems and reduction of functional state of organism as a whole, as well as to certain pathologies. A number of appropriate preventive measures can help to prevent the negative effects of strenuous physical activityies. Consideration of biological rhythms in sporting activitiesis an important approach in the study of status and activities of the human body in sporting activities.

Key words: biological rhythms, adaptive possibilities, "individual minute", one-year training cycle.

Тарасенко Ивета Рудольфовна -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

физического воспитания и спорта

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-64-49

E-mail: yvenka@yandex.ru

Марченко Александр Алексеевич -

кандидат социологических наук, доцент кафедры

физического воспитания и спорта

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-64-49

E-mail: aleksandrik4@rambler.ru

Ляшов Игорь Викторович -

преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Ставропольский государственный аграрный университет

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-64-49

E-mail: yvenka@yandex.ru

Tarasenko Yveta Rudolfovna -

the candidate of pedagogical Sciences, the Professor of the Department of physical education and sport Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8(8652) 35-64-49 E-mail: yvenka@yandex.ru

Marchenko Aleksandr Alekseevich -

the candidate of sociological Sciences, the Professor of the Department of physical education and sport Stavropol state agricultural University Stavropol

Tel.: 8(8652) 35-64-49 E-mail: aleksandrik4@rambler.ru

Lashov Igor Viktorovich -

the teacher of the Department of physical education and sport

Stavropol state agricultural University

Stavropol

Tel.: 8(8652) 35-64-49 E-mail: yvenka@yandex.ru

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма и психических возможностей. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигам и снижению функционального состояния организма в целом.

Нагрузки, которые могут явиться причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме спортсмена, вынуждают его снизить объем тренировочных нагрузок или вообще уйти из спорта. Если эти изменения

будут зафиксированы в стадии их возникновения, то ряд соответствующих профилактических мер будут способствовать их исчезновению. Но для этого тренер и сам спортсмен должны иметь представление о предикторах возникновения патологических состояний. Одним из таких предикторов может явиться нарушение биоритмической организации организма спортсмена.

Биологические ритмы имеют определенную индивидуальность, т. е. особенности присущие данной особи. В том числе и у лиц, занимающихся систематическим спортом, организация биоритмов имеет отличия от лиц, не занимающихся вообще. Большее значение имеют ритмы тренировочного дня и недели. Эти данные важны для обоснования предложений по организации нагрузки и отдыха.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Исследования и учет биологических ритмов в спортивной деятельности является важным подходом при исследовании состояния и деятельности организма человека в системе спортивных занятий.

Одной из задач нашего исследования являлось изучить особенности внутренней биоритмической организации функций спортсменов на разных этапах тренировочного годичного цикла.

Весь экспериментальный материал получен на базе ДЮСШ № 3 г Ставрополя при обследовании юношей и девушек, занимающихся прыжками на батуте и акробатической дорожке.

Исследование проводилось на группе практически здоровых спортсменов в возрасте от 16 до 22 лет. Группа состояла из 15 человек, из которых 7 девочек и 8 мальчиков. Все исследуемые имеют высокие разряды от кандидатов в мастера спорта до мастеров спорта.

Самым распространенным приемом определения способности организма к отсчету времени является тест «Индивидуальная минута». Необходимо равномерно посчитать до 60 и зафиксировать время по секундомеру. Оценка длительности индивидуальной минуты является критерием определения адаптационных возможностей человека, глубину психофизиологического дефекта, степень лекарственной чувствительности[3,с.37].

Если человек хорошо адаптируется ко времени, то счет займет более минуты, а если адаптационные возможности снижены, то индивидуальные часы будут спешить [4, с. 23]

Время течет различно для окружающих. «Скользящая шкала» чувства времени объясняется особенностями течения психофизиологических процессов в условиях физических и эмоциональных нагрузок, когда мозг и другие органы вынуждены обрабатывать большие объемы информации или нести серьезные энергетические затраты.

Наблюдения показали, что у спортсменов после удачного выступления регистрируется переоценка времени на 5-7 %, а у проигравших недооценка критериев времени. В случае же резких нарушений эмоциональной сферы индивидуальная минута колеблется от 22 до 37 секунд [2,с. 131].

В обычном состоянии минута наиболее точно воспроизводится в 13-15 и 23 часа, т.е. когда снижается уровень бодрствования.

Отсчет временных интервалов зависит от множества причин. Прежде всего, от генотипи-ческих особенностей. В любой обследуемой популяции можно выделить 3 типа особей:

1 - индивидуальная минута близка к астрономическому времени;

2 - недосчитывающие, которые переоценивают скорость хода времени (30-40 сек.);

3 - пересчитывающие, спешащие (до 80 сек.).

В педагогическом эксперименте на спор-

тсменах установлено, что тест «Индивидуальная минута» может явиться информативным показателем функционального состояния организма спортсменов. В период хорошей спортивной формы отмечается более жесткая биоритмическая организация функций организма.

В своем исследовании мы взяли тест «Индивидуальная минута» как показатель функционального состояния нервной системы спортсмена. Согласно имеющимся в науке данным он является информативным показателем функционального состояния нервной системы [1, с. 4]. В период интенсивных тренировочных занятий и выступлений на соревнованиях у представителей сложно координированных видов спорта, как правило, наибольшая нагрузка приходится на регуляторные системы, в частности двигательные зоны коры больших полушарий и подкорковые отделы. И поэтому у них может наблюдаться формирование разлитого торможения как одна из форм охранительного торможения, обеспечивающая защиту нервной системы от истощения. Тест «Индивидуальная минута» может характеризовать функциональное состояние нервной системы, соотношение в ней процессов возбуждения и торможения и соответственно степень напряжения адаптационной системы.

Как видно из данных, представленных в таблице 1, исходный уровень показателя индивидуальной минуты составил 49,7±1,9, что может свидетельствовать о недостаточной адаптационной возможности организма спортсмена. Предположительно это объясняется началом тренировочного процесса (цикла), в результате чего еще не произошло врабатывание организма в систематические занятия и адаптационные возможности не достигли хорошего уровня.

В дальнейшем просматривается следующая динамика индивидуальной минуты: с ноября отмечается тенденция к росту данного показателя. Результат достигает 59,7±1,2. Но этот показатель еще не свидетельствует о том, что организм спортсмена показывает хорошую способность адаптироваться к большим физическим нагрузкам и налаженную работу всех его функциональных систем, хотя результат уже приближается к норме.

В последующем периоде наблюдается волнообразная картина кривой динамики показателя индивидуальной минуты, с общей тенденцией к повышению результата, а значит и к повышению функционирования нервной системы, в данном случае адаптационной системе к мышечным нагрузкам. Наиболее высокие результаты наблюдаются в конце тренировочного годичного цикла, что подтверждает врабатыва-ние организма, и два из них совпадают с соревновательным периодом (февраль, май), что еще раз говорит о хорошей адаптационной способности организма спортсмена к высоким физическим нагрузкам.

в

№ 4(20), 2015

Проблемы аграрного образования

199

Таблица 1 - Результаты определения индивидуальной минуты юношей и девушек в течение годичного тренировочного цикла. (М± т)

Месяцы Результаты

Октябрь 49,7 ±1,9

Р

Ноябрь 55,2± 2,3

Р >0,1

Декабрь 59,7 ±1,2

Р <0,05

Январь 57,4 ±1,54

Р <0,01

Февраль 60,85 ±1,51

Р <0,01

Март 60,55± 1,52

Р <0,01

Апрель 64,23 ±1,3

Р <0,001

Май 64,41+ 2,9

Р <0,01

Примечание: п=7; Р - достоверность отличий по сравнению с данными полученными в октябре.

При рассмотрении динамики показателя индивидуальной минуты в течение годичного тренировочного цикла отдельно у девушек и юношей было выявлено следующее: у девушек (таблица 2) кривая показателей имеет волнообразный характер со значительными спадами и подъемами показателей.

Таблица 2 - Результаты определения индивидуальной минуты у девушек в течение годичного тренировочного цикла. (М±т)

Месяцы Результаты

Октябрь 55,2 ±2,3

Р

Ноябрь 57,9± 3,4

Р >0,5

Декабрь 60,8 ±2,2

Р >0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Январь 55.3 ±0,8

Р >0.5

Февраль 62 ±3,3

Р >0,5

Март 61± 4,2

Р >0,5

Апрель 64,9 ±2,6

Р >0,5

Май 61,3± 1,05

Р >0,5

Примечание: п=3; Р - достоверность отличий по сравнению с данными полученными в октябре.

В первые месяцы обследования происходил подъем показателя от 55,2±2,3 до 57,9± 3,4. В дальнейшем произошел спад до исходного

уровня. Эти показатели говорят о недостаточной адаптационной способности организм. Но это предположительно объясняется не нарушением или неправильной работой функциональных систем организма, а тем, что организм еще не успел вработаться в систематические занятия. К соревновательному периоду идет значительный подъем показателя до 62±3,3, что говорит о хорошей адаптации организма и мобилизации всех его систем и функций в период больших физических нагрузок и психологического стресса (соревнования являются одним из предикторов возникновения такового).

В последующий период годичного тренировочного цикла наблюдается картина с циклическими подъемами и снижениями показателей. Мы посчитали необходимым выделить пики наивысших показателей, в результате чего выявилось, что они приходятся на завершение годичного тренировочного цикла, что еще раз подтверждает врабатывание организма в систематические тренировочные занятия. В соревновательные периоды наблюдаются, хотя не самые высокие показатели, но соответствующие показаниям хорошей адаптационной способности организма к физическим нагрузкам и стрессовому фактору.

У юношей (таблица 3) наблюдается совершенно иная картина. На протяжении всего годичного тренировочного цикла наблюдается плавный прирост показателя индивидуальной минуты без значительных скачков, с пиком наивысшего показателя в конце годичного тренировочного цикла. За год показатель значительно вырос от 49,8±2,1 до 67,5±5,1. Последний показатель свидетельствует о хорошей способности организма адаптироваться к окружающим факторам, в данном случае к физическим нагрузкам.

Таблица 3 - Результаты определения индивидуальной минуты у юношей в течение годичного тренировочного цикла. (М±т)

Месяцы Результаты

Октябрь 49,8 ±2,1

Р

Ноябрь 53,3± 1,1

Р >0,5

Декабрь 58,4 ±1,1

Р >0,1

Январь 59,4 ±2,4

Р >0,1

Февраль 59,9 ±0,6

Р <0,05

Март 60,3± 0,6

Р <0,05

Апрель 63,8 ±0,9

Р <0,05

Май 67,5± 5,1

Р >0,1

Примечание: п=4; Р - достоверность отличий по сравнению с данными полученными в октябре.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Из вышесказанного видно, что динамика показателя индивидуальной минуты у девушек и юношей значительно отличается. Данная картина объясняется цикличностью выброса адаптационных гормонов девушек, приспособительных способностей, на которые оказывает влияние стадия овариально-менструального цикла.

У юношей также протекание нервных процессов подвержено месячным флюктуациям, в зависимости от выброса тестостерона в кровь. Но эти влияния не так ярко выражены как у девушек.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в соответствии с особенностями функционирования женского и мужского организма,

Литература

1. Арушанян Э. Б. Некоторые физиологические особенности и фармакология индивидуального восприятия времени // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2000. № 2. С. 3-8.

2. Арушанян Э. Б., Боровкова Г. К., Серебрякова И. П. Суточные и недельные колебания длительности индивидуальной минуты у здоровых людей в зависимости от фактора интро-экстраверсии // Физиология человека. 1998. № 2. С.131-134.

3. Моисеева Н. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1981. 128 с.

4. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности / Н. И. Моисеева, Н. И. Караулова, С. В. Панюшкина, А. Н. Петров. Ташкент, Уз ССР : Медицина, 1985. 157 с.

5. Система здоровьесберегающего сопровождения педагогического процесса в современном вузе / В. И. Трухачев, С. И. Тарасова, Е. В. Таранова, В. С. Скрипкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 1. С. 2-6.

у девушек нервная система работает циклично, а у юношей - тонично.

Тест «Индивидуальная минута» является информативным показателем соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он может с успехом использоваться для диагностики функционального состояния спортсменов занимающихся сложно координированными видами спорта, в частности, прыжками на батуте и акробатической дорожке.

Биоритмическая организация функций человека во многом определяется способностью к внутреннему отсчету времени, поэтому необходимо учитывать эту способность при оценке адаптивной способности организма к физическим нагрузкам.

References

1. Arushanyan, E. B. Some physiological characteristics and pharmacology of individual perception of time // Experimental and clinical pharmacology. 2000. No. 2. P. 3-8.

2. Arushanyan, E. B., Borovkova, G. K., Serebryakova, I. P. Daily and weekly fluctuations in the duration of individual minutes in healthy people, depending on the factor of Intro-extroversion // human Physiology. 1998. No. 2. P. 131-134.

3. Moiseeva N. I., sysouev V. M. the Temporary environment and biological rhythms. L. : Nauka, Leningrad Department, 1981. 128 p.

4. The perception of time by man and his role in sports activity / N. Moiseev, N. I. Karaulova, C. B Panyushkin, A. N. Petrov. Tashkent, Uzbekistan : Medicine, 1985. 157 C.

5. The system of health saving support of pedagogical process in modern higher school / V. I. Trukhachev, Tarasova S. I., Taranova E. V., V. S. Skripkin // Physical culture: upbringing, education, training. 2014. No. 1. S. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.