Научная статья на тему 'БАТУТНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФРИСТАЙЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА'

БАТУТНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФРИСТАЙЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИСТАЙЛ / МОГУЛ / БАТУТНАЯ ПОДГОТОВКА / КОЭФФИЦИЕНТ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дарвиш Т.А., Рыбакова Е.О., Борина Ю.Ю.

Цель исследования - оценить результативность батутной подготовки высококвалифицированных фристайлистов в подготовительном периоде годичного цикла. Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Спортивной школы олимпийского резерва по зимним видам спорта «Огонек» имени Постникова Леонарда Дмитриевича (г. Чусовой), Чайковского государственного института физической культуры (ЧГИФК). Группа испытуемых состояла из 10 человек (шесть юношей, четыре девушки) - членов сборной России по фристайлу (дисциплина «Могул») (ранг спортсменов - МС, МСМК). Подготовка спортсменов осуществлялась в соответствии с планом годичной подготовки. В рамках подготовительного периода дважды проводился текущий контроль, направленный на оценку сложности и техники выполняемых прыжков на батуте. В конце эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов выполнения контрольных упражнений (прыжки на батуте) с результатами выступления спортсменов на всероссийских соревнованиях по фристайлу (дисциплина «Могул»). Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что применение в тренировочном процессе методики, основанной на применении комплексов упражнений, выполняемых на батуте, позволяет повысить результативность технической подготовленности спортсменов, расширить арсенал сложных прыжков, что положительно отражается на результатах соревновательной деятельности. Как у юношей, так и у девушек на конец эксперимента наблюдается прирост средних групповых результатов коэффициента сложности прыжка, качества выполнения прыжков (по сумме баллов набора прыжков). Сравнивая результаты контрольных упражнений с результатами выступления на соревнованиях (Этапы Кубка России, 2019 г.). необходимо отметить, что спортсмены еще несколько улучшили свои показатели, средний балл прыжка у юношей составил 8,3, у девушек - 8,8. Арсенал прыжков и коэффициент техники стал выше, чем в предыдущем годичном цикле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дарвиш Т.А., Рыбакова Е.О., Борина Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAMPOLINE TRAINING MODEL FOR PRECOMPETITIVE TRAININGS OF ELITE FREESTYLE SKIERS

Objective of the study was to test benefits of a new trampoline training model for freestyle skiing elite in precompetitive training period. Methods and structure of the study. The new trampoline training model testing experiment was run at the Winter Olympic Reserve Sports School "Ogonek" named after Postnikov Leonard Dmitrievich (in Chusova). We sampled for the tests the mogul freestyle skiing elite (n=10, six men and four women) of Tchaikovsky State Academy of Physical Culture with MS and WCMC qualifications, competitors to the 2018 Olympic Games in Pyeongchang. We analyzed in the study their jumping technical scores and every mogul freestyle skiing technical training element, plus calculated the training intensity ratios versus the best foreign benchmarks. Results and conclusion. The sample showed the highest training intensity in the late season, although the jumping technical scores and difficulty classes were lagging behind the foreign leaders’ benchmarks. The pre-experimental jumping performance was relatively low in spite of the high technical scores. The post-experimental tests found meaningful progress in the jumping techniques and difficulty classes and, hence, better competitive accomplishments in the formal events.

Текст научной работы на тему «БАТУТНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФРИСТАЙЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА»

Блтутнля подготовка высококвалифицированных фристайлистов в подготовительном периоде годичного цикла

УДК/UDC 796.926

Поступила в редакцию 04.06.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Дарвиш1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.О. Рыбакова1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.Ю. Борина' 1Чайковская государственная академия физической культуры, г. Чайковский

TRAMPOLINE TRAINING MODEL FOR PRECOMPETITIVE TRAININGS OF ELITE FREESTYLE SKIERS

PhD, Associate Professor T.A. Darvish1 PhD, Associate Professor E.O. Rybakova1 PhD, Associate Professor Y.Y. Borina1 Tchaikovsky State Academy of Physical Culture, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: tarabaxa85@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - оценить результативность батутной подготовки высококвалифицированных фристайлистов в подготовительном периоде годичного цикла.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Спортивной школы олимпийского резерва по зимним видам спорта «Огонек» имени Постникова Леонарда Дмитриевича (г. Чусовой), Чайковского государственного института физической культуры (ЧГИФК). Группа испытуемых состояла из 10 человек (шесть юношей, четыре девушки) - членов сборной России по фристайлу (дисциплина «Могул») (ранг спортсменов - МС, МСМК). Подготовка спортсменов осуществлялась в соответствии с планом годичной подготовки. В рамках подготовительного периода дважды проводился текущий контроль, направленный на оценку сложности и техники выполняемых прыжков на батуте. В конце эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов выполнения контрольных упражнений (прыжки на батуте) с результатами выступления спортсменов на всероссийских соревнованиях по фристайлу (дисциплина «Могул»). Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что применение в тренировочном процессе методики, основанной на применении комплексов упражнений, выполняемых на батуте, позволяет повысить результативность технической подготовленности спортсменов, расширить арсенал сложных прыжков, что положительно отражается на результатах соревновательной деятельности. Как у юношей, так и у девушек на конец эксперимента наблюдается прирост средних групповых результатов коэффициента сложности прыжка, качества выполнения прыжков (по сумме баллов набора прыжков). Сравнивая результаты контрольных упражнений с результатами выступления на соревнованиях (Этапы Кубка России, 2019 г.). необходимо отметить, что спортсмены еще несколько улучшили свои показатели, средний балл прыжка у юношей составил 8,3, у девушек - 8,8. Арсенал прыжков и коэффициент техники стал выше, чем в предыдущем годичном цикле.

Ключевые слова: фристайл, могул, батутная подготовка, коэффициент техники прыжка, физическая подготовка.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of a new trampoline training model for freestyle skiing elite in precompetitive training period. Methods and structure of the study. The new trampoline training model testing experiment was run at the Winter Olympic Reserve Sports School "Ogonek" named after Postnikov Leonard Dmitrievich (in Chusova). We sampled for the tests the mogul freestyle skiing elite (n=10, six men and four women) of Tchaikovsky State Academy of Physical Culture with MS and WCMC qualifications, competitors to the 2018 Olympic Games in Pyeongchang. We analyzed in the study their jumping technical scores and every mogul freestyle skiing technical training element, plus calculated the training intensity ratios versus the best foreign benchmarks. Results and conclusion. The sample showed the highest training intensity in the late season, although the jumping technical scores and difficulty classes were lagging behind the foreign leaders' benchmarks. The pre-experimental jumping performance was relatively low in spite of the high technical scores. The post-experimental tests found meaningful progress in the jumping techniques and difficulty classes and, hence, better competitive accomplishments in the formal events.

Keywords: freestyle, mogul, trampoline training, jumping technical score, physical training.

Введение. Современная система подготовки высококвалифицированных фристайлистов в качестве обязательного компонента включает батутную подготовку [1]. Это обуслов-

лено тем, что в настоящее время во фристайле существует тенденция к увеличению сложности прыжка, возрастают требования, предъявляемые правилами судейства [2]. Исходя

Динамика результатов батутной подготовки фристайлистов в начале и конце подготовительного периода

Показатели прыжковой подготовленности и интенсивности тренировочных занятий Юноши Девушки

Начало эксперимента Конец эксперимента Прирост, % Начало эксперимента Конец эксперимента Прирост, %

Средний балл прыжка 6,18 7,0 13,2 7,7 8,6 11,6

Сумма баллов за 3 прыжка (с учетом коэффициентов) 111,4 124 11,3 71,2 80,3 12,7

Средний коэффициент сложности прыжка 0,82 0,86 4,8 0,76 0,87 14,4

из этого, совершенствование методики подготовки фристайлистов должно происходить с подключением специальных упражнений, выполняемых на батуте, что может повысить качество и сложность выполнения акробатических прыжков, и как следствие, результативность соревнований [3]. При этом работа над совершенствованием техники прыжков в мо-гуле должна проводиться на протяжении всего периода подготовки, где упражнения на батутах являются основным средством подготовки всех видов прыжков. Особое значение для фристайла также имеет тот факт, что способность управлять своими движениями у батутистов формируется на базе тех же анализаторов, которые несут основную нагрузку и в занятиях фристайлом.

Цель исследования - оценить результативность батутной подготовки высококвалифицированных фристайлистов в подготовительном периоде годичного цикла.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Спортивной школы олимпийского резерва по зимним видам спорта «Огонек» имени Постникова Леонарда Дмитриевича (г Чусовой), Чайковского государственного института физической культуры (ЧГИФК). Группа испытуемых состояла из 10 человек (шесть юношей, четыре девушки) -членов сборной России по фристайлу (дисциплина «Могул») (ранг спортсменов - МС, МСМК). Подготовка спортсменов осуществлялась в соответствии с планом годичной подготовки. В рамках подготовительного периода дважды проводился текущий контроль, направленный на оценку сложности и техники выполняемых прыжков на батуте. В конце эксперимента был проведен сравнительный анализ результатов выполнения контрольных упражнений (прыжки на батуте) с результатами выступления спортсменов на всероссийских соревнованиях по фристайлу (дисциплина «Могул»).

Результаты исследования и их обсуждение. В подготовительном периоде содержание батутной подготовки могули-стов было основано на применении комплексов упражнений различной координационной сложности (упражнения для увеличения высоты и совершенствования параметров техники прыжков; элементов в «группировке» и «согнувшись/прогнувшись»; элементов с поворотом вокруг вертикальной оси; упражнения для повышения стабильности прыжка; отработка «коронных» элементов на максимальной высоте). Предлагаемые упражнения также направлены на повышение функциональной устойчивости вестибулярного аппарата спортсменов. Объем батутной подготовки в подготовительном периоде составил 35 % от общего времени, отведенного на физическую подготовку. Продолжительность выполнения упражнений на батуте составляла от 30 до 60 минут и обусловлена уровнем индивидуальной физической подготовленности спортсменов. Особое внимание уделялось упражнениям, направленным на коррекцию ошибок в технике прыжка.

Оценка результативности батутной подготовки осуществлялась по итогам выполнения контрольных упражнений. Спортсмены выполняли индивидуальный «набор» из трех

прыжков на батуте (у юношей представлены прыжки категорий - Ь^ 7 G, 7 oGB, ЬЦ Bdf, 3 G; у девушек - bLp, 3 оВ, 3 орВ, bL, Fl, 1д). Каждый прыжок имеет определенный коэффициент сложности (на соревнованиях также начисляются надбавки за комбинированное соединение технических элементов). Оценку техники выполнения прыжка осуществляли два эксперта, где за каждый прыжок спортсмену присваивалось от 0 до 10 баллов. Ранг фристайлистов достаточно высок, что дает основание рассматривать как средние групповые, так и индивидуальные результаты в прыжках на батуте.

В таблице представлена динамика результатов батутной подготовки фристайлистов в начале и конце подготовительного периода.

Показатель «средний балл прыжка» позволяет оценить качество выполнения акробатических элементов спортсменами. Сумма баллов с учетом коэффициента сложности прыжка свидетельствует об улучшении результатов как в группе юношей, так и в группе девушек. Однако здесь сложно определить за счет какого компонента улучшился результат -за счет правильного технического исполнения, или за счет повышения сложности выполняемого прыжка. Поэтому необходимо обратить внимание на категории прыжков, которые спортсмены выполняли в начале и конце эксперимента. Анализ выполняемых прыжков в начале эксперимента показал, что коэффициент сложности прыжков у юношей находится в диапазоне от 0,7 до 1,02, у девушек - от 0,6 до 0,93. В конце эксперимента у юношей минимальный коэффициент повысился до 0,80, верхний коэффициент остался без изменений. У девушек минимальный коэффициент сложности прыжка повысился с 0,6 до 0,66, максимальный коэффициент также остался без изменений, однако в обеих группах на конец эксперимента наблюдается прирост средних групповых результатов по данному показателю.

Сравнивая результаты контрольных упражнений с результатами выступления на соревнованиях (Этапы Кубка России, 2019 г.). необходимо отметить, что спортсмены еще несколько улучшили свои показатели, средний балл прыжка у юношей составил 8,3, у девушек - 8,8. Арсенал прыжков и коэффициент техники стали выше, чем в предыдущем годичном цикле. При этом коэффициент сложности набора прыжков у российских спортсменов чуть ниже (в среднем на 0,35), чем у представителей стран-лидеров (Канада, Япония, Франция), что безусловно сказывается на итоговом результате соревновательной программы.

Выводы. Результаты выступления российских спортсменов на соревнованиях по фристайлу (дисциплина «Могул») обеспечиваются в основном за счет высокой техники и скорости прохождения трассы. Выполнение несложного набора прыжков даже при безупречном исполнении не оказывает должного влияния на результат. Поэтому одной из задач в подготовке могулистов является усложнение прыжковой программы и обеспечение стабильности ее выполнения. Применение в тренировочном процессе комплексов упражнений,

выполняемых на батуте, способствует повышению результативности технической подготовленности спортсменов, расширению арсенала сложных прыжков, что положительно отражается на результатах соревновательной деятельности.

Литература

1. Журавский Н.В. Роль батутной подготовки в тренировке фристайлистов / Н.В. Журавский, А.О. Иванова // Проблемы развития массовых видов спорта и подготовка кадров по физической культуре: сб. ст. / сост.: А.Н. Демко, Н.А. Юрчик. - Минск, 2008. - С. 35-37. 5. Люлина Н.В. Развитие координации в учебно-тренировочном процессе фристайлистов /Н.В. Люлина, И.В. Ветрова // Информ.-аналит. бюл. № 7 / [сост. Т.Д. Полякова, И.В.Усенко]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск, 2010 - С. 196-201.

References

1. Zhuravskiy N.V., Ivanova A.O. Rol batutnoy podgotovki v trenirovke fristaylistov [Role of trampoline training in training freestylers]. Prob-lemy razvitiya massovykh vidov sporta i podgotovka kadrov po fiziches-koy kulture [Problems of development of mass sports and training in physical education]. Collected works. A.N. Demko, N.A. Yurchik. Minsk, 2008. pp. 35-37.

2. Lyulina N.V., Vetrova I.V. Razvitie koordinatsii v uchebno-trenirovoch-nom protsesse fristaylistov [Building coordination in freestylers in training process]. Inform.-analyt. bul. No. 7 [T.D. Polyakova, I.V. Usenko]; BSUPC publ. Minsk, 2010. pp. 196-201.

3. Rybakova, E. Sports training of ski jumpers from a springboard based on body composition control and physical fitness/ Rybakova, E., Shutova, T., Vysotskaya, T.// Journal of Physical Education and Sport, 2020, 20(2) - Pp. 752-758.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

здоровье детей дошкольного возраста в условиях сибири

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Бартновская1 Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2 3

Кандидат педагогических наук, доцент В.М. Кравченко1

"'Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск 2Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск, Красноярский край 3Сибирский федеральный университет, Красноярск

УДМ^С 796.011

Ключевые слова: сибирский регион, дети дошкольного возраста, состояние здоровья, социологический анализ.

Введение. Условия проживания в Сибири предъявляют достаточно высокие требования к здоровью, иммунной системе человека. Формирование потенциала здоровья, в том числе и иммунной системы, необходимо начинать в дошкольном возрасте. Одним из косвенных показателей оценки общего состояния здоровья и иммунной системы является частота заболеваний ОРВИ детей в годичном цикле.

Цель исследования - выявить динамику заболеваний ОРВИ детей старшего дошкольного возраста в годичном цикле, проживающих в условиях Сибири, и разработать соответствующие оздоровительно-профилактические мероприятия для коррекции и снижения заболеваемости ОРВИ у детей.

Методика и организация исследования. На базе образовательного учреждения МБДОУ № 13 г Красноярска был проведен анализ заболеваемости ОРВИ детей старшего дошкольного возраста в годичном цикле. Также были проведены опрос и беседы с воспитателями и родителями о причинах заболеваемости детей.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ заболеваемости ОРВИ детей старшего дошкольного возраста в годичном цикле показал следующие статистические данные: заболеваемость ОРВИ у детей в сентябре составила 42% от общего количества детей (52 человека), в октябре - 29%, ноябре - 33%, декабре - 21%, январе - 33%, феврале - 21%, марте - 33%, апреле - 25%, мае - 25%. Общее количество пропущенных дней из-за ОРВИ у детей составило за год 218 дней. Таким образом, мы видим, что наибольший процент заболеваемости ОРВИ у детей приходится на сентябрь, далее - на ноябрь, январь и март месяцы.

Как правило, дети после летних каникул приходят в сентябре в дошкольное учреждение, и их иммунная система не адаптирована к нахождению в большой группе детей (не сформирован групповой иммунитет), в связи с чем такая нагрузка

ANALYSIS OF STATE OF HEALTH OF PRESCHOOLERS LIVING IN SIBERIA

PhD, Associate Professor L.A. Bartnovskaya'

Dr. Hab., Professor V.V. Ponomarev1, 2 3 PhD, Associate Professor V.M. Kravchenko1 'Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk 2Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory 3Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Поступила в редакцию 21.10.2021 г.

на иммунную систему детей снижает их защитные механизмы, и дети заболевают прежде всего ОРВИ; ноябрь месяц это переходный период между осенью и наступающей зимой, здесь тоже иммунная система перестраивается, в связи с чем данная биологическая перестройка снижает защитные механизмы организма детей и дети начинают заболевать ОРВИ.

Январь месяц обусловлен низкими температурами, что естественно способствует массовому заболеванию ОРВИ детей всех возрастов, в том числе и детей старшего дошкольного возраста.

В марте, как правило, идет общее снижение иммунитета у детей в связи с недостатком солнечных лучей, естественных витаминов и низкой двигательной активностью, что способствует повышенной заболеваемости ОРВИ.

Вывод. Данный анализ позволяет разработать упреждающие комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия, которые четко, содержательно и поэтапно позволят регулировать и укреплять общее состояние здоровья и иммунную систему детей средствами физической культуры, фитотерапии, витаминизации, процедур закаливания и др. Совместные профилактические педагогические действия воспитателей и родителей будут способствовать предупреждению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Для системного контроля, коррекции и предупреждения заболеваемости ОРВИ детей в дошкольном учреждении определены уровни заболеваемости: низкий уровень (не более одного раза заболевания в год), средний уровень (от двух до трех заболеваний в год) и высокий (от четырех и более заболеваний в год).

Литература

1. Кравченко В.М. Формирование мотивации детей старшего дошкольного возраста к здоровьесбережению / В.М. Кравченко, Л.А. Бартновская, В.В. Пономарев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 5. - С. 52-54.

Информация для связи с автором: vaspon59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.