Научная статья на тему 'Динамика и структура смертности от психических расстройств в Архангельской области'

Динамика и структура смертности от психических расстройств в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика и структура смертности от психических расстройств в Архангельской области»

патологический аффект; психогенный ступор.

2. Истерические психозы: истерические сумеречные состояния; истерическая депрессия; псевдодеменция; пуэрильные синдромы; истерический ступор; истерический галлюциноз.

3. Психогенные депрессии: депрессивно - астенические состояния; депрессивно-ступорозные; депрессивно-параноидная форма.

1. Психогенные мании.

2. Психогенные параноиды.

Большинство авторов согласно с тем, что психическая травма, как и экзогенные вредности, может способствовать развитию шизофрении и играет в этом отношении существенную роль. Одни (Кречмер, Ланге, Кант, Ганнушкин, Юдин, Гиляровский и др.) полагают, что заболевание обусловлено взаимодействием травмы и наследственно-конституционального предрасположения. Другие считают, что шизофренический психоз может возникнуть и без соответствующего предрасположения и что психическая травма может явиться причиной шизофрении. Ряд зарубежных авторов (Эй, До-мезон, Галло, Дельтей, Пиро и др.) шизофрению и неврозы ставят в один ряд, допускают переходы одних форм в другие.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ СЕМИОТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК ЭТАП ЭКСПРЕСС ДИАГНОСТИКИ

Д.В. Шваб, А.В. Свальковский, Н.С. Соколовский

Тюменская ГМА

E-mail авторов: shvaps@rambler.ru

В современном, постоянно совершенствующемся мире, находят место все более современные модели и подходы к более качественному лечению пациента. В связи с комплексом программ по модернизации отечественного Здравоохранения предусмотрено создание автоматизированных систем, основывающихся на базе информационных технологий, позволяющих повысить качество оказываемой медицинской помощи в ЛПУ. Автоматизация процессов на базе ИТ-технологий осуществляется по средствам создания электронного документооборота, электронных медицинских амбулаторных карт и историй болезни, систем поддержки принятия решения (ППР), электронных справочников. Каждая такая система оптимизирует конкретный рутинный процесс в автоматический. Электронные истории болезни позволяют хранить информацию, моментально составлять отчеты. Электронная очередь дает возможность освободить поступающих пациентов от громоздкой толпы в регистратуре. Системы ППР призваны помочь врачам, особенно начинающим, в постановке правильного диагноза, что является ключевым моментов в процессе лечения.

Все медицинские науки в большинстве своем похожи - есть конкретные симптомы нозологических заболеваний, которые можно диагностировать при

осмотре врачом, подтвердить предположения о наличии диагноза лабораторным и инструментальными методами. Полагаясь на все данные, проведя анализ существующих данных, врач выставляет диагноз и выписывает соответствующее лечение. Особую нишу в медицинских науках занимает психиатрия. Наука о заболевания души, имеет некую специфику в постановке диагноза, чем несколько осложняет работу на начальном этапе и даже изучение ее основ. В клинической психиатрии практически вся диагностика сводится к тому, что врач должен распознать и правильно интерпретировать анамнез пациента, на основе которого будет построена диагностика. В большинстве своем все дополнительные методы исследования будут указывать лишь на причину заболевания, а не на дифференциацию нозологий. В этой связи стоит вопрос о создании автоматизированной системы ППР в структуре постановки психиатрического диагноза.

Постановка диагноза в психиатрии, как и в других медицинских науках, идет в несколько этапов: выявление симптоматики, трансформация симптомов в синдромы, и в итоге формирование основного и сопутствующих диагнозов. С этой точки зрения основой для выявления нозологии будет правильный переход между симптомов и синдромов, синдромов и диагноза. В связи с этим, первым этапом формирования автоматизированной системы постановки психиатрического диагноза -формЗаииадаякюммоэтакие мы определили для себя цель - сформировать дерево психиатрической семиотики, и автоматизировать процесс постановки диагноза синдромов Корсакова и Кандинского-Клерамбо.

В результате работы были поставлены следующие задачи: Сформировать дерево семиотики, разработать базу данных для семиотики, разработать программную оболочку, автоматизировать постановку синдромов.

В ходе выполнения поставленных задач нами получены следующие результаты: разработана систематика психиатрических симптомов. Разработана программа постановки синдромов Корсакова и Кан-динского-Клерамбо.

Автоматизированная система представляет собой компьютерную программу, состоящую из двух полей. Одно поле содержит дерево семиотики, в котором врач отмечает все выявленные при осмотре симптомы. После набора симптомов, при нажатии кнопки «Диагностировать» - появляется набор выявленных синдромов пациента при 100% их совпадении с идельной картиной синдрома, в частности синдрома Корсакова и Кандинского-Клерамбо.

В планах дальнейших разработок - автоматизация постановки всех психиатрических синдромов и большинства нозологических единиц.

Разработка данной системы постановки диагноза позволит обеспечить адекватную помощь «молодым» специалистам в области психиатрии, а так же специалистам «непсихиатрической» службы на местах с рекомендациями по дальнейшей тактике врача.

ДИНАМИКА И СТРУКТУРА СМЕРТНОСТИ ОТ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

37, 2Q12 Тюменский медицинский журнал

В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

К. В. Шелъгин

Северный ГМУ, г. Архангельск E-mail автора: shellugin@yandex.ru

Всемирная организация здравоохранения отмечает высокий уровень смертности среди лиц с психическими расстройствами. Так, суммарный риск смерти у лиц, болеющих шизофренией, тяжелыми формами депрессий выше в 1,6 и 1,4 раза по сравнению с общим населением [1]. В связи с этим, актуальным представляется осуществление мониторинга динамики и структуры смертности от причин, входящих в данный класс смертности.

Данные о смертности и численности населения для периода 1975-2010 гг. предоставлены Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области (статистические таблицы распределения умерших по причинам, полу и возрастным группам «Форма 5» и «С51»). Стандартизация показателей смертности производилась прямым методом по европейскому стандарту населения. Тренды отдельных периодов динамики смертности оценивались моделью линейной регрессии с вычислением коэффициента корреляции (г), значимости модели (р), коэффициента регрессии (к) и его доверительного интервала (ДИ).

В общей структуре смертности населения Архангельской области смертность от психических расстройств в период 1975-2010 гг. поднялась с 13 на 10 место, увеличившись на 281,7%. Общая динамика смертности от психических заболеваний имела волнообразный характер с наличием трех повышений -первой половины 1980-х годов, середины 1990-х и начала 2000-х. В период 1975-1984 гг. наблюдался восходящий тренд (г=86; р=0,001; к=1,06; ДИ

0,58;1,54). При этом за одни год (1980-1981 гг.) показатель вырос на 298,7% с тем, чтобы вплоть до 2010 г. уже не снизится до прежнего уровня 2,0±0,4 человек на 100000 населения. В период 1985-1990 гг. происходило некоторое снижение показателей (г=0,901; р=0,014; к=-1,30; ДИ -2,17; -0,43). Необходимо отметить, что эта нисходящая тенденция наблюдалась на фоне увеличения численности населения, что подтверждается расчетом стандартизованных коэффициентов смертности и может свидетельствовать ех ИуроМе^ч о воздействии мер в рамках антиалкогольной кампании 1985-1988 гг. Наиболее выраженный пик смертности от рассматриваемых причин наблюдался в 1994 году (31,7 / 100000). Предшествующий этому рост показателей носил галопирующий характер (среднегодовое увеличение смертности на 7,4 случая, ДИ 5,7; 9,2; г=0,99; р=0,001). В дальнейшем смертность от психических расстройств совершила десятилетний вираж со стремительным падением до 5,5 в 100000 в 1998 году и новым ростом до 14,8 на 100000 в 2003 году. В последние годы наблюдается снижение показателей с тенденцией к константности тренда (7,5±2,8 / 100000).

Динамика смертности мужчин и женщин имела схожий характер. Однако тренд женской смертности не имел пиков начала 1980-х и 2000-х годов, что подтверждается соотношением мужской и женской смертности для этих периодов. Так, если в 1980 году эта величина составляла 1,6 случаев смерти мужчин к 1 женщине, то в 1981 году уже 2,7. В 2010 году это соотношение составляет 3,1:1.

Соответствие динамического рисунка рассматриваемого класса смертности раннее описанным флюктуациям акогольассоциированых причин смертности [2], позволяет предполагать его значительную алкогольную атрибутивность. С целью выявления возможной алкогольной составляющей представляется интересным рассмотреть более детально структуру данного класса смертности. В период с 1975 по 2009 год в класс психические расстройства включалось от 5 до 7 рубрик в зависимости от принятой международной классификации. Это затрудняет подробный анализ структуры смертности на протяжении значительных временных отрезков. На протяжении всего изучаемого периода две рубрики, непосредственно относящиеся к алкоголизации населения, оставались неизменными - «Алкогольные психозы» и «Хронический алкоголизм». При анализе доли этих рубрик в общей структуре данного класса смертности выявляется, что более половины всех смертей от психических заболеваний приходится на них. Так в 1975 году на эти причины смерти приходилось 60,9% всех смертей, в 1985 году 61,3%, в 1995 - 68,6%, а 2009 году доля этих причин в общей смертности от психТичакесикмихо брраасзсотмро, йссмтеврстонсотсатвьиолта 8п8с,и3х%и.ческих расстройств в Архангельской области с 1975 года выросла более чем в два раза. Мужская смертность от психических расстройств превалирует над женской. Рисунок динамики и превалирование доли таких причин, как «Алкогольные психозы» и «Хронический алкоголизм» в структуре класса свидетельствуют о главенствующей роли «наркологической» смертности. Это обстоятельство необходимо учитывать при анализе рисков смертности, планировании лечебных и профилактических стратегий.

Литература:

1. Глобальное бремя психических расстройств и необходимость в комплексных, скоординированных ответных мерах со стороны сектора здравоохранения и социального сектора на страновом уровне // ВОЗ, 2011. - 8 с.

2. Немцов А.В. Алкогольная история России: Новейший период. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 320 с.

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ЖЕНЩИН В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ: КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР

О. В. Юшкова, С. В. Совков

Тюменская ОКПБ

Больная П., 27.10.1985 г.р., в психиатрический стационар поступает впервые в жизни, в сопровож-

Тюменский медицинский журнал № 1,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.