Научная статья на тему 'Динамика и детерминация эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях'

Динамика и детерминация эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FEMALE CONVICTS / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL DESTRUCTION / EMOTIONAL DISTRESS / PROSOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Марина Викторовна, Поздняков Вячеслав Михайлович

Представлены данные комплексного исследования уровня эмоционального интеллекта осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях и его проявления на разных этапах отбывания наказания. Проведен анализ причин эмоциональных деструкций осужденных женского пола, в аспекте трансформации эмоциональных переживаний, дифференциации эмоциональных переживаний осужденных женского пола, с увеличением срока отбывания наказания. Раскрыты внешние и внутренние детерминанты эмоционального интеллекта указанной категории спецконтингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсянникова Марина Викторовна, Поздняков Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics and determination of emotional intelligence in female convicts serving sentences in correctional colonies

The article presents the data of a comprehensive study of the level of emotional intelligence of female convicts serving sentences in correctional colonies and its manifestations at different stages of serving the sentence. The analysis of the causes of emotional destruction of female convicts, in the aspect of transformation of emotional experiences, differentiation of emotional experiences of female convicts, with an increase in the sentence. External and internal determinants of emotional intelligence of the specified category of special agent are revealed.

Текст научной работы на тему «Динамика и детерминация эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях»

УДК 159.923.3 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10297

ББК 88.473 © М.В. Овсянникова, В.М. Поздняков, 2019

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ДИНАМИКА И ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Марина Викторовна Овсянникова, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, д.1) E-mail: malyva7@rambler.ru

Вячеслав Михайлович Поздняков, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС,

доктор психологических наук, профессор

Академия ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, д.1)

E-mail: pozdnyakov53@mail.ru

Аннотация. Представлены данные комплексного исследования уровня эмоционального интеллекта осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях и его проявления на разных этапах отбывания наказания. Проведен анализ причин эмоциональных деструкций осужденных женского пола, в аспекте трансформации эмоциональных переживаний, дифференциации эмоциональных переживаний осужденных женского пола, с увеличением срока отбывания наказания. Раскрыты внешние и внутренние детерминанты эмоционального интеллекта указанной категории спецконтингента.

Ключевые слова: осужденные женского пола, эмоциональный интеллект, эмоциональная деструкция, эмоциональные переживания, просоциальное поведение.

DYNAMICS AND DETERMINATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN FEMALE CONVICTS SERVING SENTENCES IN CORRECTIONAL COLONIES

Marina V. Ovsyannikova, senior lecturer, department of psychology professional activities in the PCS Academy of the Federal penitentiary service of Russia (390000, Ryazan', ul. Sennaya, d.1) E-mail: malyva7@rambler.ru

Vyacheslav M. Pozdnyakov, professor of the department of psychology professional activities in the PCS, doctor of psychological sciences, professor

Academy of the Federal penitentiary service of Russia (390000, Ryazan', ul. Sennaya, d.1) E-mail: pozdnyakov53@mail.ru

Annotation. The article presents the data of a comprehensive study of the level of emotional intelligence of female convicts serving sentences in correctional colonies and its manifestations at different stages of serving the sentence. The analysis of the causes of emotional destruction of female convicts, in the aspect of transformation of emotional experiences, differentiation of emotional experiences of female convicts, with an increase in the sentence. External and internal determinants of emotional intelligence of the specified category of special agent are revealed.

Keywords: female convicts, emotional intelligence, emotional destruction, emotional distress, prosocial behavior.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Овсянникова М.В., Поздняков В.М. Динамика и детерминация эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях. 2019;(5):283-9.

Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению и рессоциализации осужденных женского пола необходимо проводить с учетом их личностных особенностей и использованием эффективных психотехнологий. Анализ

проведенных исследований показывает, что для осужденных женщин характерна чрезмерная эмоциональность реакций [3,4], приводящая к импульсивно-деструктивному поведению, и как следствие к росту дисциплинарных нарушений, связанных

с конфликтными ситуациями межличностного и личностно-группового характера, неадекватной реакцией на требования сотрудников. При этом с повышением срока нахождения в исправительной колонии пренебрежение общепринятыми нормами приобретает более устойчивый характер. Также, происходит увеличение среди осужденных женщин лиц с высокой криминогенностью, аддиктивны-ми зависимостями [5], ВИЧ-инфицированных [2], а также с акцентуациями характера и аномалиями личности, не исключающими вменяемости [9].

В связи с этим возникает необходимость анализа причин эмоциональных деструкций осужденных женского пола, в аспекте трансформации эмоциональных переживаний. С учетом полученных психологами данных о связи уровня эмоционального интеллекта с просоциальным и иными видами позитивного поведения, развитием толерантности и снижением астенических проявлений личности, конструктивным межличностным взаимодействием на репрезентативной выборке из 220 осужденных женщин, содержащихся в исправительных колониях УФСИН России по Московской, Вологодской, Калужской, Орловской областей и Краснодарского края, было проведено исследование, имевшее целью выявление детерминант, особенностей развития и проявления данного интегрального образования личности у осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях.

Для изучения эмоционального интеллекта осужденных женского пола были использованы методики «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла и «Опросник на эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина.

49 48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 35

X

47.51

Интегральный показатель эмоционального интеллекта

значений (40-69 баллов), что свидетельствует об отсутствии полноценного эмоционального опыта для понимания себя и других. При этом следует отметить положительную динамику данного показателя после 5 лет отбывания наказания, которая, несмотря на разрыв в 6 баллов по сравнению с предыдущим этапом, статистически значимой не является.

Динамика проявления уровня отдельных компонентов эмоционального интеллекта также показывает снижение на период нахождения в колонии от 3 до 5 лет, с дальнейшим ростом после 5 лет (Рис. 2).

□ ДоЗлет ■ От 3 лет до 5 лет Ют 5 лет

Рис.1. Средние значения интегрального показателя эмоционального интеллекта у осужденных женщин на разных этапах отбывания наказания по методике «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла.

Из Рис. 1 видно, что на протяжении рассматриваемых периодов отбывания наказания значение интегрального показателя эмоционального интеллекта не выходит за границы интервала средних

□До 3 лет 13 От 3 лет до 5 лет ИОт 5 лет

Рис. 2. Средние значения отдельных компонентов эмоционального интеллекта у осужденных женщин на разных этапах отбывания наказания (по методике «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла)

Выявленная динамика по уровню эмоционального интеллекта у осужденных женского пола отражает факт их адаптации к условиям пенитенциарной культуры и реализацией преимущественно пенитенциарно-стереотипного поведения, что соответствует данным полученным в диссертационном исследовании Ю.Р. Герасимовой [8]. Она установила, что в указанный период отбывания наказания осужденные выстраивают межличностные отношения, исходя из неформальных тюремных категорий, формирующих псевдоколлективные ориентации, оказывающих существенное влияние на социальный облик осужденного. Подъем же уровня эмоционального интеллекта у осужденных после пяти лет нахождения в колонии представляется, связан с приобретением «негативно расширенного» эмоционального опыта, о чем свидетельствует снижение компонента эмоционального интеллекта «эмпатия», при росте по таким компонентам как «эмоциональная осведомленность» и «распознавание эмоций других людей», «самотивация» и «управление своими эмоциями» наблюдается и. Наши данные по указанной динамике эмоционального интеллекта у осужденных женского пола корреспондируют с результатами исследования П.С. Никитина и С.Н. Борисовой [6].

Для изучения особенностей состояния эмоционального интеллекта осужденных в зависимости от

длительности отбывания наказания, также была использована методика «Опросник на эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина.

□ Доз лет ■ От 3 лет до 5 лет

Рис. 3. Средние значения показателей межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта у осужденных женщин на разных этапах отбывания наказания.

Из Рис. 3 видно, что осужденные женского пола считают более развитой у себя «внутриличност-ную» составляющую эмоционального интеллекта. При этом наблюдается некоторый рост значений с увеличением отбытого срока наказания, который, однако, не является статистически значимым.

Анализ различий по уровню отдельных составляющих (субшкал) показателей понимания эмоций и управления эмоциями также показывает незначительную положительную динамику на разных этапах отбывания наказания. Учитывая, что у осужденных женщин, с одной стороны, уровень структурных составляющих не выходит за границы интервала средних значений (соответственно 40-46 для «межличностной» и 48-54 для «внутриличност-ной составляющим), а с другой стороны, наблюдаемый общий тренд подъема средних значений по ним не имеет статистически значимых различий по сравниваемым периодам отбывания наказания, представляется важным осуществлять их изучение у осужденных женского пола еще при нахождении в карантине, а при обнаружении эмоциональной незрелости включать в программу индивидуального исправления требуемые меры воздействия.

Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной развитости у осужденных женского пола компонентов эмоционального интеллекта. Они склонны к чрезмерному подавлению своих эмоций, сверхконтролю поведения, при этом не всегда способны осознавать зависимость между своими действиями и возникающими последствиями, т.е. не признают возможность влияния личных недостатков и ошибок на возникновение переживаемых трудностей. Индивидуальные беседы, проведенные с осужденными женского пола, показали, что большинство опрошенных сталкивается с повышенной

вспыльчивостью, импульсивностью, эмоциональной несдержанностью как других, так и своей, что зачастую приводит к возникновению конфликтов, нарушению установленных требований режима и другим негативным последствиям.

В связи с этим, необходимым представляется рассмотреть личностные характеристики и условия окружающей среды, оказавшие влияние на развитие эмоционального интеллекта у данной категории.

Анализ социально-демографической и криминогенной характеристик опрошенных осужденных женщин, позволяет определить предпосылки совершения ими преступлений, в качестве которых часто выступали проблемы в семейном воспитании, недостатки просоциальной идентификации, а причиной особенности личности, в том числе на основе приобретенного криминального опыта.

Применение корреляционного анализа позволило выявить наличие прямой связи между данными психодиагностики эмоционального интеллекта [7] и образованием, наличием семьи, сроком назначенного наказания (р<0,05).

Учитывая специфику ограничений человека и субкультуральных влияний на разных этапах отбывания наказания в условиях исправительной колонии, было проведено анкетирование, направленное на изучение особенностей эмоциональных переживаний осужденных женского пола на различных этапах отбытия наказания.

Рассмотрим дифференциацию эмоциональных переживаний осужденных женского пола, с увеличением срока отбывания наказания.

Рис. 4. Динамика интенсивности переживаний осужденных женщин на разных этапах отбывания наказания.

На первом этапе отбывания наказания (до 1 года) наблюдается небольшой разброс значений рангов для всех переживаний, за исключением тревоги за родных и близких. Это говорит о том, что в начале отбывания наказания, активно влияние «шока прибытия», выражающегося в отстраненно-

сти от происходящего, аппатичности, деперсонализации личности [10].

Тяжелее всего на данном этапе осужденные женщины переживают отрыв от семьи и близких людей, который сопровождается позиционированием себя как жертвы обстоятельств. На данном этапе вопросы дальнейшего будущего за пределами исправительного учреждения не являются ведущими (страх перед будущим; надежда на лучшее). Менее всего на этом этапе женщины-осужденные испытывают раздражение и агрессию по отношению к окружающим.

На втором этапе (от 1 года до 3 лет) меняются, как ранги переживаний, так и степень разброса их проявлений. Необходимо отметить, что у осужденных усиление тревоги за родных и близких происходит на фоне достаточно резкого снижения раздражения и агрессии к окружающим, что свидетельствует о произошедшей адаптации к условиям исправительного учреждения.

На данном этапе завершается процесс адаптации осужденных женщин к условиям исправительного учреждения, однако влияние других осужденных не значительное, о чем свидетельствует снижение сопереживания к другим осужденным, одиночества и страха перед будущим. Появляется включенность в происходящее, надежда на изменение ситуации: пересмотр дела, амнистию, помилование и др.

Третий этап (от 3 до 5 лет) характеризуется резким увеличением дифференциацией переживаний. Это говорит о появлении общих для всех женщин, отбывающих наказание, закономерностей в структуре переживаний. Появляется ассоциирование себя с другими осужденными, принятие имеющихся в группе осужденных норм и правил поведения. Более выраженной становится надежда на лучшее будущее, что может быть связано с приближением срока условно-досрочного освобождения (либо окончанием срока отбывания наказания). При этом повышается раздражение и агрессия по отношению к окружающим, разочарование.

На четвертом этапе (от 5 до 10 лет) дифференциация переживаний сохраняется, однако наблюдаются существенные изменения в их структуре. Он представлен такими переживаниями, как, страх перед будущим, разочарование, повышение сочувствия к другим осужденным. В этот период отбывания наказания характерно состояние фрустрации, которое проявляется в виде окончательного крушения жизненных планов, появления чувства безнадежности, незащищенности. Усиливается тоска по родным и друзьям, прежнему образу жизни, их идеализация.

Таким образом, можно сказать, что в адаптационном периоде переживания осужденных жен-

ского пола больше связаны с жизнью на свободе. Несмотря на рост в дальнейшем сочувствия к другим осужденным полноценной идентификации с ними, как свидетельствуют индивидуальные беседы, не происходит. Осужденные не задумываются о своем будущем, т.к. преобладают попытки переосмысления прошедших событий. На третьем этапе отбывания наказания (от 3 до 5 лет) ведущими становятся переживания, связанные с нахождением в исправительной колонии, происходит рост принятия окружающих, идентификация себя с другими осужденными, значительно снижается чувство одиночества. Однако эмоциональная привязанность к дому сохраняется высокой на протяжении всего срока отбывания наказания. На четвертом этапе наблюдается повышение тревоги за будущее, что связано с длительным пребыванием в местах лишения свободы, и одновременно с потерей социально-полезных связей. Из бесед с осужденными выявлено, что многим становится присуща неуверенность в своих силах и возможностях.

Рассмотрим факторы оказывающие влияние на эмоциональные переживания осужденных женского пола, вычисленные для каждого из этапов с использованием ранговых коэффициентов корреляции Спирмена.

Прямая корреляционная связь наблюдается между отношением к другим осужденным и тяжестью совершенного преступного деяния. Так, осужденные по статьям небольшой или средней тяжести наиболее склонны к проявлению сочувствия к другим осужденным (г=0,35; р<0,05), а осужденные по тяжким статьям испытывают агрессию и раздражение по отношению к окружающим (г=0,37; р<0,05).

Достаточно сильное влияние на взаимоотношения с родными и близкими, отношение к другим осужденным и уверенность в будущем оказывает семейное положение осужденных женщин. Замужние женщины меньше склонны к тревоге за родных и близких (г=—0,36; р<0,05) и разочарованию (г=-0,37; р<0,05), но склонны испытывать страх перед будущим (г=0,38; р<0,05), в отличие, от незамужних (г=-0,33; р<0,05). Из индивидуальных бесед выявлено, что осужденные, состоящие в браке, часто переживают, прежде всего, за будущее своих детей, так как социальная изоляция отрицательно влияет на отношения с детьми и супругом. Незамужние осужденные больше склонны искать поддержку в среде осужденных, стремятся к установлению тесных межличностных связей в рамках исправительного учреждения (гз=0,36; р<0,05).

Срок отбывания наказания оказывает влияние на переживание уныния и надежды на лучшее будущее. При этом осужденные в период от 3 до 5 лет более всего подвержены эмоциональным пережи-

ваниям уныния и разочарования (rs=0,43; p<0,05), в отличие от осужденных на срок от 5 до 10 лет лишения свободы (rs=-0,59; p<0,01). Опрошенным женщинам, отбывшим наказание более 10 лет не свойственно переживание надежды на лучшее (rs=-0,46; p<0,05), что обусловлено состоянием фрустрации, крушением жизненных планов, характеризующими данный этап отбывания наказания.

Таким образом, наибольшее влияние на осужденных женского пола на различных этапах отбывания наказания оказывают взаимоотношения с родными и близкими, межличностное взаимодействие с другими осужденными, а также наличие целей в жизни. Детерминантами негативных эмоциональных переживаний выступают тяжесть статьи, семейное положение, срок отбывания наказания.

Полученные данные позволяют предположить, что наиболее оптимальным периодом для психо-коррекционной работы с осужденными женщинами, направленной на развитие компонентов эмоционального интеллекта является 1 и 2 этапы отбывания наказания. Это обусловлено тем, что у отбывающих наказание еще не сформирована устойчивая направленность на условия исправительного учреждения, не закрепились базовые модели поведения в местах лишения свободы.

Для выявления субъективных детерминант эмоционального интеллекта были выявлены корреляционные связи между личностными показателями и показателями эмоционального интеллекта [7].

Наиболее тесно эмоциональный интеллект связан со смысложизненными ориентациями. Интегральный показатель эмоционального интеллекта максимально коррелирует с общим показателем осмысленности жизни (rs=0,57) (по сравнению с другими личностными показателями). При этом следует отметить, что наибольший вклад в эту связь вносят показатели «Цель в жизни» (будущее) (rs=0,56) и «Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией» (r=0,51) (прошлое). Показатель «Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» (настоящее) связан с эмоциональным интеллектом слабее всех остальных смысло-жизненных ориентаций (r=0,39), что отражает неполноту реализации ими потребностей в условиях исправительной колонии.

Анализируя взаимосвязи эмоционального интеллекта с механизмами психологической защиты (методика LSI), можно отметить, что для осужденных с более высоким уровнем эмоционального интеллекта характерны такие механизмы психологической защиты, как «рационализация» (r=0,44) и «отрицание» (rs=0,43), и менее свойственны «регрессия» (rs=-0,27;) и «замещение» (r=-0,23). Полученные данные корреспондируют результатами

исследования В.Ф. Боснюка о взаимосвязи эмоционального интеллекта и защитно-совладающего поведения. Автором выявлена отрицательная корреляция эмоционального интеллекта и таких механизмов психологической защиты как «регрессия», «компенсация», «проекция», «замещение» [1]. В исследовании С. А. Хазовой и О. А. Вершининой выявлено, чтодля 72,7% людей с низким эмоциональным интеллектом характерно наличие таких психологических защит как «идеализация», «фантазирование». Это затрудняет адекватное восприятие ситуации и мешает построить стратегию поведения. Такие люди чаще воспринимают трудности как хроническое состояние, непреодолимую ситуацию, находятся в постоянном напряжении [11].

Корреляционный анализ показателей эмоционального интеллекта с наиболее значимыми шкалами других методик, которые использовались в исследовании, показал наличие значимых связей свойств личности (по методике 16PF Р.Кеттелла)и интегрального показателя эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект взаимосвязан с такими особенностями личности осужденных женщин, как «эмоциональная стабильность» (г =0,38), «высокая нормативность поведения» (г=0,32) (16 PFC).

Эмоциональный интеллект связан с ценностными ориентациями личности, при этом интегральный показатель эмоционального интеллекта наиболее связан с показателями методики «Обзор нормативных ценностей» Ш. Шварца (VPP) «Универсализм» (г=0,43)и «Стимуляция» (г=0,34). При этом для них характерна низкая выраженность «независимости» (rs=-0,25; p<0,20), что говорит о тактичности, уступчивости, почтительности в межличностном взаимодействии.

Осужденные с развитым эмоциональным интеллектом в сложных жизненных ситуациях статистически значимо (p<0,001), в отличие от педставите-лей с низким уровнем эмоционального интеллекта, применяют следующие копинг-стратегии (WCQ): «Положительная переоценка» (rs=0,57; p<0,001), «Планирование решения проблемы» (г=0,46;), «Самоконтроль» (г =0,44); и не используют «Бегство-избегание» (г=-0,36).

Анализ данных проведенного исследования показал, что развитие эмоционального интеллекта у осужденных женского пола обусловлено как внешними детерминантами, так и особенностями личности. В качестве внешних детерминант, обусловливающих недостаточную развитость эмоционального интеллекта выступают дефекты семейного воспитания, образовательный уровень, срок лишения свободы. Психологическими особенностями личности, оказывающими влияние на развитость эмоционального интеллекта являются: осмысленность жизни,

активность в самореализации и нормативность поведения (настойчивость, организованность), эмоциональная насыщенность жизни с проявлением понимания и терпимости к окружающим.

Литература

1. Боснюк В.Ф. Эмоциональный интеллект как фактор защитно-совладающего поведения начальников караулов пожарно-спасательных подразделений// Материалы III Международной научно-практической конференции Кострома, 26 — 28 сентября 2013 г. — Кострома КГУ им. Н. А. Некрасова 2013 — Т.1. — С. 230-232.

2. Воронин Р.М., Датий А.В., Юсуфов Р.Ш. Уголовно-исполнительная характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // Уголовно-исполнительное право. 2012. N0 2. С. 79-80

3. Елфимова Е. И. Типология женщин, совершивших преступление, как разновидность криминалистической классификации // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 2(17). С. 263-268.

4. Касимова Э. Р. Криминологическая типология личности осужденных женщин, совершающих насильственные преступления в исправительных колониях // Юридическая наука и практика // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1(29). С. 266-269.

5. Кастерина Н.В. Психологическая адаптация в исправительных учреждениях впервые осужденных женщин с невротическими прояв-лениями и зависимостью от психоактивных веществ: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Рязань, 2009.

6. Никитин П.С., Борисова С.Н. Особенности общего, эмоционального и социального интеллекта у женщин, находящихся в местах лишения свободы, в зависимости от характера совершенного преступления // Будущее психологии. — Пермь, 2012. — Вып. 5. — С. 38-45.

7. Овсянникова М. В., Поздняков В. М. Особенности эмоционального интеллекта осужденных женского пола и их учет сотрудниками колонии в исправительной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2018. — № 2(73). С 35-41.

8. Польская Н. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и толерантности к неопределенности в группе ВИЧ-инфицированных осужденных // Известия Саратовского уни-

верситета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т.13. Вып. 4. С. 75-79.

9. Сочивко Д.В. Психодинамика личностных расстройств осужденных к лишению свободы: монография / Д.В.Сочивкои др. ;под общ.ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2017. 110 с

10. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М., 2009. — 239 с.

11. Хазова С. А, Вершинина О. А. Эмоциональный интеллект и совладание с трудностями // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Т. 2. С. 60-62.

References

1. Bosnyuk V.F. Emocional'nyj intellekt kak faktor zashchitno-sovladayushchego povedeniya nachal'nikov karaulov pozharno-spasatel'nyh podrazdelenij// Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Kostroma, 26 — 28 sentyabrya 2013 g. — Kostroma KGU im. N. A. Nekrasova 2013 — T.1. — S. 230-232.

2. Voronin R.M., Datij A.V., YUsufov R.SH. Ugolovno-ispolnitel'naya harakteristika VICH-inficirovannyh osuzhdennyh zhenshchin // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2012. No 2. S. 79-80.

3. Elfimova E. I. Tipologiya zhenshchin, sover-shivshih prestuplenie, kak raznovidnost' krim-inalisticheskoj klassifikacii // Vestnik Vol-gogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2(17). S. 263-268.

4. Kasimova E. R. Kriminologicheskaya tipologiya lichnosti osuzhdennyh zhenshchin, sovershayushchih nasil'stvennye prestupleniya v ispravitel'nyh koloniyah // YUridicheskaya nauka i praktika // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2015. № 1(29). S. 266269.

5. Kasterina N.V. Psihologicheskaya adaptaciya v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah vpervye osuzhdennyh zhenshchin s nevroticheskimi proyav-leniyami i zavisimost'yu ot psihoaktivnyh veshchestv: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Ryazan', 2009.

6. Nikitin P.S., Borisova S.N. Osobennosti obshchego, emocional'nogo i social'nogo intellekta u zhenshchin, nahodyashchihsya v mestah lisheniya svobody, v zavisimosti ot haraktera sovershennogo prestupleniya //

Budushchee psihologii. — Perm', 2012. — Vyp. 5. — S. 38-45.

7. Ovsyannikova M. V., Pozdnyakov V. M. Osobennosti emocional'nogo intellekta osuzhdennyh zhenskogo pola i ih uchet sotrudnikami kolonii v ispravitel'noj deyatel'nosti // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. Omsk, 2018. — № 2(73). S 35-41.

8. Pol'skaya N. A. Vzaimosvyaz' emocional'nogo intellekta i tolerantnosti k neopredelennosti v gruppe VICH-inficirovannyh osuzhdennyh // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psihologiya.

Pedagogika. 2013. T.13. Vyp. 4. S. 75-79.

9. Sochivko D.V. Psihodinamika lichnostnyh rasstrojstv osuzhdennyh k lisheniyu svobody: monografiya / D.V.Sochivkoi dr. ;pod obshch. red. D.V. Sochivko. Ryazan', 2017. 110 s

10. Frankl V. Skazat' zhizni «Da!»: psiholog v konclagere. M., 2009. — 239 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Hazova S. A, Vershinina O. A. Emocional'nyj intellekt i sovladanie s trudnostyami // Psi-hologiya stressa i sovladayushchego povedeniya v sovremennom rossijskom obshchestve: mate-rialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kostroma, 2010. T. 2. S. 60-62.

Психология

оперативно-розыскной деятельности

2-е издание

Психология оперативно-розыскной деятельности. 2-е

изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Шевченко В.М. и др. Москва, 2020 г. 255 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

В учебном пособии дается анализ теоретических и методологических основ психологии в оперативно-розыскной деятельности (ОРД), исследуются предмет, задачи и методы психологии в ОРД. Рассматриваются проблемы психологии личности, деятельности, профессионального общения оперативных работников с различными категориями участников ОРД, психологические основы раскрытия преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.