Научная статья на тему 'Динамика функциональной подготовленности девушек в процессе занятий оздоровительной физической культурой в специальных медицинских группах'

Динамика функциональной подготовленности девушек в процессе занятий оздоровительной физической культурой в специальных медицинских группах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СТЕП-АЭРОБИКА / ЛОКАЛЬНЫЕ СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / SPECIAL MEDICAL GROUP / HEART RATE VARIABILITY / STEP AEROBICS / LOCAL STRENGTH EXERCISES / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лактионова Эльвира Геннадьевна, Кортава Жанна Георгиевна, Заплатина Наталья Юрьевна, Мукминова Гузель Равильевна

В работе рассматривается изменение показателей сердечно-сосудистой системы девушек в ходе оздоровительных занятий физической культурой в вузе с использованием степ-аэробики, локальных силовых упражнений, выполняемых с весом собственного тела. Степ-аэробика выполнялась вначале занятия. Локальные силовые упражнения, выполнялись в статодинамическом режиме и при необходимости, использовались дополнительные отягощения. Величина нагрузки в течение учебного семестра изменялась волнообразно, три недели нагрузка увеличивалась, одну неделю снижали на 30%. Динамика функциональной подготовленности девушек, изучалась по показателям вариабельности сердечного ритма с использованием аппаратно-программного комплекса "Варикард" в режиме краткосрочных записей (short-term records) при базовой длине выборки равной 5 минутам. Установлены положительные изменения большинства изучаемых параметров (индекс напряжения, показатель активности регуляторных систем, индекс централизации и т.д.), характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы девушек под воздействием оздоровительных занятий.The article considers the changes in the cardiovascular system of the girls in the course of health-improving physical education classes at the University by using the step aerobics, local strength exercises performed with the weight of their own body. Step aerobics was performed at the beginning of the class. Local strength exercises were performed in a statodynamic mode and, if necessary, additional weights were used. The amount of load during the academic semester changed in waves, the load increased for three weeks, and during one week it was reduced by 30%. The dynamics of functional readiness of the girls was studied by using heart rate variability indicators the "varikard" hardware and software complex in the short-term records mode with a base sample length of 5 minutes. Positive changes were found in most of the parameters studied (stress index, activity index of regulatory systems, centralization index, etc.) that characterize the activity of the cardiovascular system of the girls under the influence of recreational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лактионова Эльвира Геннадьевна, Кортава Жанна Георгиевна, Заплатина Наталья Юрьевна, Мукминова Гузель Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика функциональной подготовленности девушек в процессе занятий оздоровительной физической культурой в специальных медицинских группах»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко, К.К. Биомеханическая интерпретация данных миометрии скелетных мышц спортсменов / К.К. Бондаренко, Д.А. Черноус, С.В. Шилько // Российский журнал биомеханики. -2009. - Т. 13, № 1. - С. 7-17.

2. Гусинец, Е.В. Управление тренировочным процессом квалифицированных бегунов на короткие дистанции на основе миометрических показателей мышечной системы / Е.В. Гусинец, В.Ф. Костюченко, Е.П. Врублевский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 30-34.

3. Кашуба, В.А. Особенности упруго-вязких свойств скелетных мышц квалифицированных лыжниц-гонщиц на этапе предсоревновательной подготовки / В.А. Кашуба, А.Ю. Глухих, Т.А. Хабинец // Физическое воспитание студентов. - 2002. - № 3. - С. 24-28.

4. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257-260.

5. Ольховская, О.Г. Структурирование амплитудно-пространственных характеристик цикла плавания юных кролистов / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, А.В. Антонов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 325-328.

6. Самсонова, А.В. Изменение механических свойств скелетных мышц под влиянием физической нагрузки / А.В. Самсонова, М.А. Борисевич, И.Э. Барникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 221-224.

7. Vain, A. Criteria for preventing overtraining of the musculoskeletal system of gymnasts / A. Vain, T. Kums // Biology of sport. - 2002. - № 4 (19). - Р. 329-345.

REFERENCES

1. Bondarenko, K.K., Chernous, D.A. and Shilko, S.V. (2009), "Biomechanical interpretation of skeletal muscle myometrium data of athletes", Russian Journal of Biomechanics, Vol. 13, No. 1, pp. 7-17.

2. Gusinets, E.V., Kostyuchenko, V.F. and Vrublevsky, E.P. (2012), "Management of the training process of qualified short-distance runners based on myometric indicators of the muscular system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 30-34.

3. Kashuba, V.A., Deaf, A.Yu. and Khabinets, T.A. (2002), "Features of the elastic-viscous properties of skeletal muscles of skilled skiers-racers at the stage of pre-competition training", Physical education of students, No. 3, pp. 24-28.

4. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.

5. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E and Antonov, A.V. (2019), "Structuring the amplitude-spatial characteristics of the swimming cycle of young crawl-swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 325-328.

6. Samsonova, A.V., Borisevich, M.A. and Barnikova, I.E. (2017), "Change in the mechanical properties of skeletal muscles under the influence of physical activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 221-224.

7. Vain, A. and Kums, T. (2002), "Criteria for preventing overtraining of the musculoskeletal system of gymnasts", Biology of sport, Vol. 19, No. 4, pp. 329-345.

Контактная информация: misha.0o0@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

УДК 796.011.3

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

Эльвира Геннадьевна Лактионова, кандидат педагогических наук, доцент, Жанна Георгиевна Кортава, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Юрьевна Запла-тина, старший преподаватель, Гузель Равильевна Мукминова, преподаватель, Сочин-

ский государственный университет

Аннотация

В работе рассматривается изменение показателей сердечно-сосудистой системы девушек в ходе оздоровительных занятий физической культурой в вузе с использованием степ-аэробики, локальных силовых упражнений, выполняемых с весом собственного тела. Степ-аэробика выполнялась вначале занятия. Локальные силовые упражнения, выполнялись в статодинамическом режиме и при необходимости, использовались дополнительные отягощения. Величина нагрузки в течение учебного семестра изменялась волнообразно, три недели нагрузка увеличивалась, одну неделю снижали на 30%. Динамика функциональной подготовленности девушек, изучалась по показателям вариабельности сердечного ритма с использованием аппаратно-программного комплекса "Вари-кард" в режиме краткосрочных записей (short-term records) при базовой длине выборки равной 5 минутам. Установлены положительные изменения большинства изучаемых параметров (индекс напряжения, показатель активности регуляторных систем, индекс централизации и т.д.), характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы девушек под воздействием оздоровительных занятий.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, вариабельность сердечного ритма, степ-аэробика, локальные силовые упражнения, физическая нагрузка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p263-266

DYNAMICS OF FUNCTIONAL READINESS OF GIRLS IN THE PROCESS OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE IN SPECIAL MEDICAL GROUPS

Elvira Gennadyevna Laktionova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Zhanna Georgievna Kortava, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Yuryevna Zaplatina, the senior teacher, Guzel Ravilievna Mukminova, the teacher, Sochi state

University

Abstract

The article considers the changes in the cardiovascular system of the girls in the course of health-improving physical education classes at the University by using the step aerobics, local strength exercises performed with the weight of their own body. Step aerobics was performed at the beginning of the class. Local strength exercises were performed in a statodynamic mode and, if necessary, additional weights were used. The amount of load during the academic semester changed in waves, the load increased for three weeks, and during one week it was reduced by 30%. The dynamics of functional readiness of the girls was studied by using heart rate variability indicators the "varikard" hardware and software complex in the short-term records mode with a base sample length of 5 minutes. Positive changes were found in most of the parameters studied (stress index, activity index of regulatory systems, centralization index, etc.) that characterize the activity of the cardiovascular system of the girls under the influence of recreational activities.

Keywords: special medical group, heart rate variability, step aerobics, local strength exercises, physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Во многих научных работах указывается, что двигательная активность студенток снижается, увеличивается число студенток, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечается тенденция к увеличению числа студентов специальных медицинских групп [2, 3, 4 и др.]. В связи с этим, одной из важных социальных задач физического воспитания в вузе, является увеличение двигательной активности, оздоровление и реабилитация, а также, поддержание физических кондиций, что будет способствовать улучшению активной жизни студентов.

С целью определения эффективности занятий физической культурой в вузе со студентками, имеющими отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, изучалась динамика функционального состояния девушек за время занятий в одном учебном семестре.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в Сочинском государственном университете на кафедре физической культуры и спорта. В нем приняли участие студентки I и II курсов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (n=27). Девушки имели нарушения состояния здоровья, преимущественно регуляции деятельности сердечнососудистой системы и имели избыток веса. В начале семестра и в его конце, изучалась вариабельность сердечного ритма с использованием аппаратно-программного комплекса "Варикард" в режиме краткосрочных записей (short-term records) длительность записи составляла пять минут. Группы занимались в условиях спортивного зала по программе, основу которой составляли аэробные упражнения (степ-аэробика), величина нагрузки при выполнении которых, дозировались временем выполнения. Локальные силовые упражнения, выполняемые с весом собственного тела в статодинамическом режиме. Величина нагрузки, при выполнении которых, дозировались использованием утяжелителей. Время выполнения было одинаковым для всех и увеличивалось волнообразно в течение семестра.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Организованное таким образом исследование позволяет одновременно изучить и оценить изменение показателей, характеризующих работу сердечно-сосудистой системы, изучить ответную реакцию организма студенток на используемые в процессе занятий средства физической культуры.

Показатель активности регуляторных систем (ПАРС) позволяет комплексно оценить вариабельность сердечного ритма. Исходные значения ПАРС перед началом исследования у девушек имеет следующие значения 3,22±0,38 усл.ед., что значительно превышает физиологическую норму (1-2 усл.ед.). Это состояние может быть оценено, как состояние выраженного напряжения регуляторных систем. За время эксперимента у девушек, отмечено достоверное снижение ПАРС (1,97±0,41 усл.ед.), что свидетельствует о положительном воздействии занятий с использованием аэробных и локальных силовых упражнений. Активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, оцениваемая по индексу напряжения регуляторных систем (Ин). Ин в начале эксперимента значительно превышал физиологическую норму (197,3±5,87 усл.ед.). Снижение данного показателя за время эксперимента до физиологической нормы (101,8±4,94 усл.ед.), свидетельствует о нормализации управления ритмом сердца и положительном влиянии, прежде всего, дозированного использования на занятиях степ-аэробики.

За время педагогического эксперимента отмечены положительные изменения индекса централизации (VLF+LF)/HF (IC) и увеличение значений среднего квадратичного отклонения (SDNN), что свидетельствует об улучшении управления ритмом сердца и нормализации активности парасимпатической системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате педагогического эксперимента было установлено положительное влияние занятий с использованием степ-аэробики и локальных силовых упражнений на организм девушек, занимающихся в специальных медицинских группах. Это подтверждает положительная динамика функциональных показателей деятельности сердечно-сосудистой системы и согласуется с результатами ранее выполненных работ [1]. Ответная реакция сердечно-сосудистой системы может рассматриваться, как надежный показатель адаптации организма девушек, занимающихся в специальных медицинских группах, а также оценивать эффективность используемых на занятиях средств физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Динамика показателей системы кровообращения в процессе занятий в школе здоровья / А.А. Федякин, Н.А. Семенова Л.К. Федякина Э.Г. Лактионова // Теория и практика физической

культуры. - 2008. - № 7. - С. 76-80.

2. Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту / Ж.Г. Кортава, А.А. Федякин, Ю.А. Васильковская, Н.Ю. Заплатина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 126-129.

3. Федякин, А.А. Адаптивное физической воспитание лиц с нарушениями регуляторных функций сердечно-сосудистой системы / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Ж.Г. Кортава // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 187-190.

4. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп в контексте прохождения элективных дисциплин по физической культуре / А.А. Федякин, Ю.А. Васильковская, Л.В. Малыгина, Ю.А. Тумасян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 333-336.

REFERENCES

1. Fedyakin, A.A., Semenova, N.A., Fedyakina L.K. and Laktionova, E.G. (2008), "Dynamics of indicators of the circulatory system in the process of school health", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 76-80.

2. Kortava, Z.G., Fedyakin, А.А., Vasilkovskaya, Yu.A. and Zaplatina, N.Y. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 126-129.

3. Fedyakin, A.A., Tumasyan, YuA. and Kortava, Z.G. (2014). "Adaptive physical education for persons with regulatory dysfunction of cardiovascular system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No 4, pp. 187-190.

4. Fedyakin, A.A., Vasilkovskaya, Y.A., Malygina, L.V. and Tumasyan, Yu.A. (2018), "Physical education of students of special medical groups in the context of the passage of elective courses in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No 10, pp. 333-336.

Контактная информация: zaplatinanata@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2020

УДК 796.814

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА САМБИСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Анастасия Геннадьевна Лапаева, магистрант, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

Аннотация

Введение - на сегодняшний день количество получаемых атлетами травм тесно связано с некорректной методикой обучения технике на начальном этапе. Для сохранения здоровья атлета и его спортивного долголетия необходимо при обучении техническим действиям опираться на научно обоснованные технологии. Цель исследования - выявить предпосылки повреждения опорно-двигательного аппарата самбиста в процессе освоения технических действий на начальном этапе. Методика и организация исследования - для проведения исследования использовались анкетирование, экспертная оценка, методы математической статистики. Всего в исследовании приняли участие 50 тренеров по самбо. Результаты исследования и их обсуждение - определён коэффициент согласованности мнения тренеров о принципах построения тренировочного процесса, приведена статистика по причинам, предпосылкам, характеру, локализации травм и повреждений опорно-двигательного аппарата спортсменов, исходя из полученных данных опроса экспертов, даны практические рекомендации. Выводы - низкий коэффициент согласованности мнения тренеров характеризует их различное представление о принципах построения тренировочного процесса на начальном этапе.

Ключевые слова: самбо, травмы, методика обучения, техника, тренеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.