Научная статья на тему 'Динамика формирования ответственности в младшем школьном возрасте'

Динамика формирования ответственности в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1076
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гроголева Ольга Юрьевна, Мельникова Елена Витальевна

Peculiarities of forming the responsibility of different children under school age investigated by longitudinal method are touched upon in paper. The positive as well as negative dynamics of responsibility of children under the first two school years are analyzed. The increase of responsibility is connected with the influence of motivation and the factor of emotional experience for results of the activity. The family upbringing is also of great importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования ответственности в младшем школьном возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 1. С. 35-48.

© О.Ю. Гроголева, Е.В. Мельникова, 2007 УДК 159.922

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

О.Ю. ГРОГОЛЕВА, Е.В. МЕЛЬНИКОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Peculiarities of forming the responsibility of different children under school age investigated by longitudinal method are touched upon in paper. The positive as well as negative dynamics of responsibility of children under the first two school years are analyzed. The increase of responsibility is connected with the influence of motivation and the factor of emotional experience for results of the activity. The family upbringing is also of great importance.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения предъявляет повышенные требования к личности ребенка. В свою очередь, ответственность как личностная характеристика становится в младшем школьном возрасте необходимым способом адаптации к новым условиям жизни. Таким образом, практическая актуальность рассматриваемой нами проблемы не представляет сомнений, так как понимание механизмов становления и динамики ответственности в младшем школьном возрасте позволит выработать адекватные стратегии формирования данной личностной характеристики на начальных этапах развития личности.

В данной статье представлены результаты исследования, которое является продолжением изучения проблем формирования ответственности в младшем школьном возрасте.

Проведённое лонгитюдное исследование позволило отследить динамику формирования ответственности у младших школьников с различным типом ответственности в период с 2003 по 2006 гг.

На наш взгляд, осмысление типологических особенностей формирования ответственности может способствовать пониманию и раскрытию индивидуальной специфики развития

ответственности на данном возрастном этапе. Это позволит своевременно предпринимать меры, направленные на развитие этого важнейшего свойства личности.

В наших предыдущих исследованиях с целью изучения типологических особенностей и детерминант ответственности в младшем школьном возрасте было выделено пять типов испытуемых, обладающих различным сочетанием следующих параметров ответственности: самостоятельность, самоконтроль, дисциплинированность, временное обеспечение деятельности, качество выполнения, планирование деятельности, осознание необходимости ответа, осознанность выбора, прогнозирование результатов, готовность преодолевать трудности, эмоциональное переживание за результат, положительное отношение к обязанностям, переживание за других.

Представим более подробное описание выделенных типов ответственности.

Оптимальный тип ответственности превосходит все остальные типы практически по всем параметрам, кроме параметра «добровольность».

Исполнительский тип по всем параметрам приближен к оптимально ответственному, однако дети данного типа по поведенческим проявлениям показали крайне низкий уровень. Данный тип рассматривается нами как «группа риска»: дети, которые без контроля со стороны родителей не способны к проявлению ответственного поведения.

Особенностью избегающего типа является самое негативное отношение к обязанностям среди всех типов и низкий уровень переживания за результат своих действий. Другими словами, в данном типе недостаточно представлен эмоциональный компонент ответственности. В то же время 3-й тип отличается самым высоким уровнем прогнозирования результатов, наблюдается достаточно высокий уровень переживания за других, систематического выполнения обещаний и осознанности отказа от выполнения поручения. Таким образом, у детей обсуждаемой типологической группы наблюдается преобладание скорее когнитивного, чем эмоционального, компонента ответственности.

Младшие школьники с инициативным типом ответственности характеризуются высоким уровнем добровольности. Дети без просьбы родителей принимают на себя обязательства, положительно относятся к обязанностям, однако при этом не имеют навыков организации собственного времени, что отражается на низком уровне самостоятельности данного типа и качестве выполнения заданий. У детей данного типа существует важнейший ресурс для развития ответственности - добровольное принятие обязанностей и положительное отношение к ним. Для повышения уровня ответственности детей данного типа необходимо научить управлять своим временем, т. е. выработать навыки самоорганизации.

Ситуативный тип практически по всем параметрам является контрастным оптимально ответственному типу. Важным представляется факт отсутствия значимых различий между 1-м и 5-м типами по параметру - добровольность, что даёт основание включать этот тип в общую типологию ответственности и предположить, что добровольность как проявление ответственности появляется одной из первых в ходе онтогенеза формирования ответственности. Правда, на первых этапах она носит скорее импульсивный, нежели осознанный, характер [1, с. 101110].

Необходимо отметить, что типология ответственности в младшем школьном возрасте не позволяет рассматривать выявленные проявления ответственности как окончательно сформировавшиеся характеристики личности, так как бесспорным является тот факт, что ответст-

венность на данном возрастном этапе находится ещё в состоянии активного формирования и имеет индивидуальный характер темпа и направленности развития.

В связи с этим мы склонны рассматривать выделенные типы как основу для прогнозирования индивидуальной специфики формирования ответственности. Оптимальный тип, по нашему мнению, является наиболее благоприятным для дальнейшего развития ответственности как личностного свойства. Именно поэтому младшие школьники данной типологической группы представляли для нас наибольший интерес.

В ходе проведенного исследования планировалось подтвердить следующие предположения:

1. У младших школьников с оптимальным типом ответственности будет наблюдаться положительная динамика ответственности.

2. У младших школьников с ситуативным типом ответственности будет наблюдаться отрицательная динамика ответственности.

3. Динамика ответственности в младшем школьном возрасте связана с действием фактора семейного воспитания, а также эмоциональных и мотивационных факторов.

Экспериментальная часть нашего исследования осуществлялась на базе муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 85» в конце третьей четверти 2003/2004 и 2005/2006 учебных гг.

Общее количество выборки - 118 человек. Выборку данного исследования составили 59 родителей детей, а также 46 учащихся параллели третьих классов и 13 учащихся четвёртого класса. Среди них 70 % младших школьников с оптимальным типом ответственности, 20 % - с исполнительским типом, 3 % - с избегающим и 7 % - с ситуативным типом ответственности. Ввиду того, что эмпирические данные по младшим школьникам с инициативным типом ответственности в 2006 г. получены не были, данный тип не изучался. Учащихся данной выборки с различными типами ответственности принимали участие в исследовании в 2003 и 2006 гг.

Исследование структуры и уровня сформированное™ ответственности младших школьников осуществлялось с помощью опросника для родителей, направленного на изучение пред-

ставлений родителей об ответственности их детей.

Исследование проявлений ответственного поведения младших школьников осуществлялось с помощью экспериментальной ситуации «Изготовление закладок для детского сада». Экспериментальная ситуация состояла в следующем. Учащимся параллели 1-х классов предлагалось принять участие в подготовке праздника «День книги» в детском саду № 375. В пятницу ребят попросили приготовить к понедельнику следующей недели закладки в подарок детям детского сада. При этом дети не должны были записывать это задание в дневник, а учителя просили родителей не напоминать детям о нем. Первоклассников также просили соблюсти ряд требований при подготовке закладок.

Закладки должны быть:

• цветными;

• красивыми;

• в количестве минимум 5 штук, но можно больше;

• сделаны самостоятельно, без участия взрослых.

В результате фиксировались следующие параметры ответственности:

1. Временной параметр.

Данный параметр подразумевает своевременное выполнение ребенком данного ему поручения. При этом 3 балла получали дети, которые принесли закладки в срок; 2 балла - принесли после напоминания на следующий день; 1 балл - принесли после нескольких напоминаний через 2-3 дня; 0 баллов - несмотря на напоминания, не принесли совсем.

2. Качество выполнения закладок.

Данный параметр отслеживался по таким

показателям, как количество и качество закладок. Количество выполненных закладок оценивалось следующим образом: 3 балла ставилось в случае, если закладок было сделано больше нормы; 2 балла - количество сделанных закладок находилось в пределах заявленной нормы; 1 балл - меньше нормы; 0 баллов - ни одной. Отслеживание качества закладок предполагало регистрацию ряда других характеристик. Так, если закладки были цветные, аккуратные, с картинками, ставилось 3 балла, 2 балла - если закладки были сделаны менее аккуратно и красиво. Если же закладки были куплены, или в их

изготовлении принимали участие взрослые, то количество баллов сокращалось до 1.

3. Самостоятельное выполнение закладок.

Показателем ответственности в рамках

данного параметра является самостоятельное выполнение поручения, без обращения к помощи взрослых.

4. Степень переживания ребёнка за качество и своевременность изготовления закладок.

5. Характер преодоления трудностей, возникающих в процессе работы.

Фиксировался либо отказ от выполнения задания при возникновении трудностей, либо стремление к их преодолению, что является одним из показателей ответственности.

6. Степень поглощенности процессом изготовления закладок.

Показателем ответственности в данном случае является абсолютная поглощенность выполнением порученного задания без отвлечения ребенка на интересующие его занятия (на ТВ, улицу и т. д.).

В целях отслеживания последних четырёх параметров для родителей первоклассников была составлена анкета с открытыми вопросами, ответы на которые позволили бы зафиксировать данные особенности поведения, наблюдение за которыми в условиях школы затруднено. К сожалению, родители не отозвались на просьбы экспериментатора и данные по этим параметрам в силу их отсутствия учтены не были.

Поэтому, в конечном итоге, в качестве основных показателей ответственности в экспериментальной ситуации выступили своевременность выполнения задания, количество и качество закладок.

Данный эксперимент позволил распределить детей по степени сформированное™ ответственности на 3 группы:

1) с высоким уровнем (от 7 до 9 баллов);

2) со средним уровнем (от 4 до 6 баллов);

3) с низким уровнем (от 0 до 3 баллов).

В 2006 г. проводился модифицированный вариант экспериментальной ситуации - «Изготовление подарков для детского дома» - с целью проведения повторного эксперимента в рамках лонгитюдного исследования.

Исследование структуры и уровня сформи-рованности ответственности младших школьников осуществлялось с помощью опросника для

родителем, направленного на изучение представлений родителей об ответственности их детей.

Исследование проявлений ответственного поведения младших школьников осуществлялось с помощью экспериментальной ситуации «Изготовление подарков для детского дома» [i, с. 78-80]. Ситуация проводилась с учётом выделенных критериев ответственности и была модифицирована для проведения повторного эксперимента в рамках лонгитюдного исследования [i, с. 53-57].

Отслеживание динамики индивидуальнопсихологических факторов ответственности осуществлялось с помощью: теста школьной тревожности Филлипса, методики для изучения уровня школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускано-вой, методики Я. Стреляу для оценки уровня реактивности учащихся, методики Дембо-Рубин-штейн в модификации А.М. Прихожан для изучения уровня самооценки и уровня притязаний.

В качестве методов математической обработки данных были использованы: для выявле-

ния достоверности различии в динамике структурных компонентов ответственности и индивидуально-типологических факторов у младших школьников с различным типом ответственности - 1-критерий Стьюдента, для определения значимости различий в уровне сформированное™ ответственности - угловое преобразование Фишера. Для выявления факторов положительной и отрицательной динамики ответственности у младших школьников оптимального типа в качестве метода структурной классификации был применён факторный анализ.

Результаты исследования.

На первом этапе исследования нами отслеживались изменения (с 2003 по 2006 гг.) в структуре и уровне ответственности у младших школьников, относящихся к различным типам ответственности.

Данные, полученные при исследовании динамики структуры ответственности у младших школьников с различным типом ответственности, представлены на рис. 1.

2003 2006 2003 2006 2003 2006

Ї і aaaai -^&пёёё Ёх ai ё6ё&1 йё Yi і оёх і аёш йё

□ Ї Ї oei аёш йё ИЁш'Т ё! ё6aёйnёё^ □Ё9aaaa|з й ёё □Neooaoeai йё

Рис. 1. Соотношение структурных компонентов ответственности у младших школьников с различным типом ответственности

Как видно из рис. 1, в 2006 г. у младших школьников оптимального типа ответственности наблюдается незначительная отрицательная динамика по поведенческому и когнитивному компоненту ответственности, у младших школьников исполнительского типа наблюдается отрицательная динамика по поведенческому компоненту ответственности и незначительная по-

ложительная динамика по когнитивному компоненту ответственности. У младших школьников избегающего типа ответственности наблюдается положительная динамика по поведенческому компоненту ответственности и незначительная отрицательная динамика когнитивному компоненту ответственности, и, как уже отмечалось выше, у школьников всех ти-

дологических групп выявлена положительная динамика по эмоциональному компоненту ответственности .

Интересным, на наш взгляд, представляется факт положительной динамики в 2006 г. всех трёх структурных компонентов ответственности у младших школьников ситуативного типа ответственности (см. рис. 1). Данный факт может указывать на то, что у школьников данного типа существовал определённый ресурс для формирования ответственности. В 2003 г. особенностью детей данного типа был высокий

уровень прогнозирования результатов и переживания за других, что, по всей видимости, является важнейшим фактором развития ответственности в младшем школьном возрасте.

В результате статистического анализа значимых различий в динамике структурных компонентов ответственности нами обнаружено не было. Поэтому для более детального изучения структурных компонентов ответственности с помощью 1-критерия Стьюдента была проанализирована значимость различий в выраженности отдельных параметров ответственности.

Таблица 1

Значимость различий в выраженности параметров ответственности у младших школьников с различным типом ответственности в 2003 и 2006 гг.

№ п/п Название параметра Тип ответственности

1 2 3 5

^ эмп

1 Самостоятельность 0,00 0,51 -1,50 -2,83*

2 Самоконтроль -0,41 1,10 -2,33 -1,63

3 Дисциплинированность 0,28 -0,11 -9,00* -1,99

4 Систематическое выполнение обещаний 0,49 0,27 1,50 -0,52

5 Инициативность -1,00 -0,17 1,00 -0,47

6 Временное обеспечение 1,36 2,07 -1,00 -0,33

7 Качественное выполнение 0,17 -0,56 -1,00 -1,70

8 Завершенность 2,60* 1,61 1,00 -1,41

9 Планирование деятельности 0,89 -0,40 0,00 -0,45

10 Осознание необходимости ответа 0,42 0,19 1,00 -1,36

11 Осознанность выбора 1,38 0,52 0,00 -0,77

12 Прогнозирование результатов -0,21 -0,56 -1,00 -2,61

13 Готовность преодолевать трудности -1,98 -1,52 0,00 -0,81

14 Эмоциональное переживание за результат 0,75 -0,51 -1,00 -0,93

15 Положительное отношение к обязанностям -0,39 0,74 -1,00 -1,99

16 Переживание за других 0,67 -0,18 0,00 -3,46*

Примечание. * - р < 0,05.

Как видно из табл. 1, статистически значимые различия были обнаружены лишь по 4 параметрам из 16. Так, различия в сторону снижения в выраженности параметра «завершенность» по сравнению с 2003 г. были обнаружены у младших школьников оптимального типа ответственности. Это может указывать на то, что в 2006 г. у младших школьников данной типологической группы снизилась способность доводить начатое дело до конца.

Более выраженным по сравнению с 2003 г. стал параметр «дисциплинированность» у млад-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ших школьников избегающего типа ответственности. Следовательно, для школьников данной типологической группы в 2006 г. стало более характерным выполнение поручения сразу после его предъявления без откладывания в долгий ящик - учащиеся стали значительно дисциплинированнее.

Статистически значимые различия в сторону увеличения в выраженности параметров «самостоятельность» и «переживание за других» по сравнению с 2003 г. были обнаружены у младших школьников ситуативного типа от-

ветственности. То есть дети данного типа ответственности в 2006 г. стали более самостоятельными, менее зависимыми от внешнего контроля со стороны родителей, для них стало более значимым качество выполнения общественного поручения.

Отслеживание динамики уровня сформированное™ ответственности у младших школьников различных типологических групп осуществлялось по итогам экспериментальной ситуации и результатам экспертной оценки родителей.

Таблица 2

Значимость различий в уровне сформированное™ ответственности у младших школьников с разным типом ответственности в 2003 и 2006 гг.

Тип ответственности Уровень сформированности ответственности

Высокий Средний Низкий

Ч' эмп

По экспертной оценке родителей

Оптимальный 1,10 1,55 0,73

Исполнительский 0,00 1,64* 2,14*

Избегающий 0,00 3,14** 3,14**

Ситуативный 0,00 1,48 1,48

По экспериментальной ситуации

Оптимальный 3,36** 2,15* 6,08**

Исполнительский 0,00 4,74** 4,75**

Избегающий 1,57 1,57 0,00

Ситуативный 0,00 2,96** 2,96**

Примечание. * - р < 0,05, ** - р < 0,01.

По экспертной оценке родителей статистически значимые различия на 5 %-м уровне значимости обнаружены в представленности среднего и низкого уровней ответственности у младших школьников исполнительского типа (см.

табл. 2, рис. 2). Другими словами, младшие школьники данной типологической группы, по мнению родителей, в 2006 г. по сравнению с 2003 г. стали менее ответственными.

□ Высокий □ Средний □ Низкий

Рис. 2. Динамика уровня сформированности ответственности у младших школьников исполнительского типа ответственности по результатам экспертной оценки родителей

Статистически значимые различия на 1 %-м уровне значимости в выраженности среднего и низкого уровней ответственности в 2006 г. по сравнению с 2003 г. обнаружены по экспертной оценке родителей у младших школьников избегающего типа ответственности. То есть млад-

шие школьники данной типологической группы в 2006 г., по мнению родителей, стали более ответственными, так как значимо увеличилось количество школьников со средним уровнем ответственности (см. табл. 2, рис. 3).

□ Высокий □ Средний □ Низкий

Рис. 3. Динамика уровня сформированности ответственности у младших школьников избегающего типа ответственности по результатам экспертной оценки родителей

Как видно из рис. 3, по результатам экспертной оценки родителей в 2003 г. 100 % младших школьников избегающего типа ответственности имели низкий уровень сформированности ответственности, а в 2006 г., по мнению родителей, у детей сформировался средний уровень ответственности. По-видимому, к 3-му классу младшие школьники данной типологической группы стали демонстрировать более ответственное поведение, что и сказалось на более позитивной оценке родителей.

По результатам экспериментальной ситуации у младших школьников оптимального типа ответственности обнаружены статистически значимые различия на 5 %-м уровне значимости в выраженности среднего уровня ответственности и статистически значимые различия на 1 %-м уровне значимости в выраженности высокого и низкого уровней ответственности. То есть младшие школьники данной типологической группы в 2006 г. по сравнению с 2003 г. в меньшей степени стали проявлять ответственное поведение при выполнении общественных поручений (см. табл. 2, рис. 4).

Как видно из рис. 4, в течение трех лет произошло резкое изменение в соотношении уровней сформированности ответственности. Так, по результатам экспериментальной ситуации в 2003 г. у 51 % младших школьников оптимального типа ответственности был выявлен высокий уровень сформированности ответственности, у 44 % младших школьников - средний уровень и только у 5 % - низкий уровень ответственности. В 2006 г. у большинства младших школьников оптимального типа ответственности (61 %) был выявлен низкий уровень сформированности ответственности, средний и высокий уровни ответственности были выявлены у 22 и 17 % испытуемых соответственно. По-видимому, у младших школьников данной типологической группы снизилась общественная мотивация деятельности, и если в 1-м классе учащиеся были готовы выполнять любые общественные поручения, то к 3-му классу дети стали более дифференцированно относиться к требованиям, предъявляемым со стороны взрослых.

□ Айпї еее пМбаш ее □! ё$еёё

Рис. 4. Динамика уровня сформированности ответственности у младших школьников оптимального типа ответственности по итогам экспериментальной ситуации

Сопоставительный анализ результатов экспериментальной ситуации у младших школьников исполнительского и ситуативного типов в 2003 и 2006 гг. позволил выявить различия на 1 %-м уровне значимости в выраженности среднего и низкого уровней ответственности. То есть младшие школьники обеих типологических групп стали более ответственными: по резуль-

татам экспериментальной ситуации в 2006 г. количество школьников исполнительского и ситуативного типов ответственности со средним уровнем ответственности существенно увеличилось, а количество школьников с низким уровнем ответственности существенно снизилось. Для наглядности представим полученные данные в графическом виде (рис. 5, 6).

□ Высокий ПСредний □ Низкий

Рис. 5. Динамика уровня сформированности ответственности у младших школьников исполнительского типа ответственности по итогам экспериментальной ситуации

По результатам проведения экспериментальной ситуации в 2003 г. у всех младших школьников исполнительского типа ответствен-

ности был выявлен низкий уровень ответственности (см. рис. 5). В 2006 г. количество младших школьников исполнительского типа ответ-

ственности с низким уровнем ответственности уменьшилось до 75 %. 25 % испытуемых в этом же году продемонстрировали средний уровень ответственности. То есть младшие школьники

данной типологической группы к 3-му классу стали более ответственно относиться к выполнению общественных поручений.

□ Высокий □ Средний □ Низкий

Рис. 6. Динамика уровня сформированности ответственности у младших школьников ситуативного типа ответственности по итогам экспериментальной ситуации

По результатам экспериментальной ситуации в 2003 г. все младшие школьники ситуативного типа ответственности продемонстрировали низкий уровень ответственности, в то время как в 2006 г. произошли радикальные изменения - у 75 % младших школьников данной типологической группы выявлен средний уровень сформированности ответственности и только у 25 %, в отличие от 100 % в 2003 г., низкий уровень ответственности (см. рис. 6).

Факт положительной динамики от низкого к среднему уровню ответственности у младших школьников ситуативного типа ответственности, на наш взгляд, может объясняться целенаправленными воспитательными воздействиями со стороны родителей с целью изменения недостаточно сформированной ответственности детей.

Таким образом, эмпирические гипотезы о том, что у младших школьников с оптимальным типом ответственности будет наблюдаться положительная динамика ответственности, а у младших школьников с ситуативным типом ответственности будет наблюдаться отрицательная динамика ответственности, не подтвердились, что может быть объяснено гетерохрон-ностью развития личности детей, а также влия-

нием некоторых личностных и социальных факторов.

На втором этапе исследования у младших школьников с различным типом ответственности отслеживались изменения по сравнению с 2003 г., таких индивидуально-психологических факторов ответственности, как реактивность, уровень самооценки, школьная тревожность и школьная мотивация. В более ранних исследованиях [1-4] было доказано влияние этих факторов на формирование ответственности в младшем школьном возрасте. Лонгитюдное исследование динамики обозначенных переменных позволит более глубоко изучить их действие на индивидуально-типологическое развитие ответственности в младшем школьном возрасте.

Данные, полученные при исследовании динамики индивидуально-психологических факторов у младших школьников с различным типом ответственности, представлены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, в 2006 г. у младших школьников оптимального и избегающего типов ответственности наблюдается снижение среднеарифметических показателей по всем индивидуально-психологическим факторам. У младших школьников исполнительского и ситуативного типов ответственности наблюдается

повышение уровня реактивности и школьной самооценки и школьной тревожности по срав-

мотивации и снижение показателей по уровню нению с 2003 г.

Таблица 3

Динамика индивидуально-психологических факторов ответственности у младших школьников с различным типом ответственности

Тип ответственности Индивидуально-психологические факторы (среднеарифметические показатели)

Уровень реактивности Уровень самооценки Школьная тревожность Школьная мотивация

2003 2006 2003 2006 2003 2006 2003 2006

Оптимальный 34,95 34,37 8,23 8,09 39,32 39,27 21,51 21,29

Исполнительский 32,92 33,00 8,12 7,38 45,42 41,17 21,17 20,58

Избегающий 35,50 35,50 6,70 5,65 42,50 40,50 21,50 21,00

Ситуативный 25,75 30,50 8,50 8,00 58,75 55,75 20,00 21,00

У младших школьников всех типологических групп наблюдается незначительная отрицательная динамика уровня самооценки. Что, по-видимому, обусловлено не всегда благоприятными особенностями построения взаимоотношений младших школьников со значимыми взрослыми, а именно с родителями и учителями, а также возрастными изменениями.

Кроме того, у младших школьников всех типологических групп наблюдается отрицательная динамика в уровне школьной тревожности, что может свидетельствовать об общем эмоционально-стабильном состоянии учащихся, что, по всей видимости, связано с различными формами включения ребят в жизнь школы и благополучным протеканием периода адаптации в начальной школе.

Далее, как видно из табл. 3, в 2006 г. у младших школьников оптимального и избегающего типов ответственности наблюдается отрицательная динамика в уровне школьной мотивации, однако подобные показатели имеют большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью, что объясняется общей тенденцией снижения мотивации к обучению в школе в данном возрасте. В то же время у младших школьников исполнительского и ситуативного типов ответственности на-

блюдается положительная динамика уровня школьной мотивации. Данный факт может быть проинтерпретирован тем, что у детей, которые не могли проявить себя как ответственные учащиеся в 1-м классе, появилась возможность пережить ситуацию успеха при выполнении общественных поручений и в учебном процессе, что, безусловно, влияет на повышение мотивации.

При исследовании динамики структуры и уровня сформированности ответственности у младших школьников различных типологических групп нами была выявлена положительная и отрицательная динамика ответственности внутри каждого типа. Поэтому на третьем этапе исследования были проанализированы изменения индивидуально-психологических факторов в период с 2003 по 2006 гг. у младших школьников оптимального типа с положительной и отрицательной динамикой ответственности.

Выявление индивидуальных особенностей личности детей с прогрессивным и регрессивным развитием ответственности позволит понять механизмы и личностные ресурсы формирования важнейшего свойства личности, ответственности.

Для наглядности представим полученные данные в графическом виде (рис. 7, 8).

Реактивность Самооценка Тревожность Мотивация

□ 2003 □ 2006

Рис. 7. Соотношение индивидуально-психологических факторов ответственности у младших школьников оптимального типа с положительной динамикой ответственности

Как видно из графика (рис. 7), у младших школьников оптимального типа с положительной динамикой ответственности в 2006 г. наблюдается положительная динамика уровня самооценки и отрицательная динамика уровня школьной тревожности и школьной мотивации.

Повышение уровня самооценки у младших школьников оптимального типа с положительной динамикой ответственности ещё раз подтверждает факт тесной связи ответственности с данной личностной характеристикой, так как доказано, что учащиеся с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень сформированности ответственности.

Выявленный факт снижения уровня школьной тревожности демонстрирует существующую обратную зависимость между ответственностью и тревожностью учащихся, так как учебная деятельность и развитие личности ребёнка наилучшим образом протекают, когда тревога находится на оптимальном уровне - такая тревога не изматывает, а стимулирует деятельность, мобилизует на преодоление трудностей при решении задач, т. е. является конструктивной и способствует плодотворной работе.

Незначительное снижение уровня школьной мотивации, на наш взгляд, объясняется тем, что исследование проводилось в третьей четверти учебного года - могла сказаться накопившаяся усталость от учебного процесса.

У младших школьников оптимального типа с отрицательной динамикой ответственности наблюдается отрицательная динамика уровня самооценки и уровня реактивности и положительная динамика уровня школьной тревожности (рис. 8).

Замечено, что учащиеся с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень сформированности ответственности. Следовательно, снижение уровня самооценки оказывает негативное влияние на динамику ответственности.

Повышение уровня тревожности у младших школьников оптимального типа с отрицательной динамикой ответственности свидетельствует о трудностях в приспособляемости детей к ситуациям стрессогенного характера и ещё раз подтверждает факт, что в младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности негативно отражается на формировании ответственности.

Позитивным моментом, на наш взгляд, является снижение уровня реактивности у младших школьников оптимального типа с отрицательной динамикой ответственности, т. е. у данной категории учащихся наблюдается тенденция к преобладанию активного стиля саморегуляции и формированию произвольных форм поведения, что может выступить предпосылкой для формирования ответственности на следующих этапах онтогенеза.

«

Я 5 а к о a

•2 ю та w •Є н

&

m

45.00

40.00

35.00

30.00

25.00

20.00

15.00

10.00 5,00 0,00

Реактивность Самооценка

Тревожность

Мотивация

□ 2003 □ 2006

Рис. 8. Соотношение индивидуально-психологических факторов ответственности у младших школьников оптимального типа с отрицательной динамикой ответственности

С целью исследования факторов положительной и отрицательной динамики ответственности у младших школьников оптимального типа ответственности на заключительном этапе исследования нами был проведён факторный анализ (факторизация переменных проводилась с помощью пакета прикладных программ SPSS 10.0 for Windows отдельно для групп младших школьников оптимального типа с положительной и отрицательной динамикой ответственности). Помимо личностных переменных на данном этапе исследования учитывались социальные факторы формирования ответственности, а именно стратегии взаимодействия родителей с детьми, т. е. фактор воспитания.

Итак, при положительной динамике ответственности у младших школьников оптимального типа ответственности в 1-й фактор вошли следующие переменные: «отвержение - принятие», «непоследовательность - последовательность», «воспитательная конфронтация в семье», «удовлетворенность отношениями с ребенком». Наибольший вес в данном факторе имеет переменная «непоследовательность - последовательность» (факторная нагрузка: 0,808), отражающая характер воспитательных воздействий в семье, поэтому данный фактор мы обозначили как фактор семейного воспитания. Полученный результат подтверждает факт того, что принятие ребёнка, удовлетворённость отношениями с ним, отсутствие воспитательной конфронтации

в семье и последовательность в воспитательных воздействиях являются благоприятными предпосылками для положительной динамики ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во 2-й фактор при положительной динамике ответственности у младших школьников оптимального типа вошли следующие переменные: «самоконтроль», «готовность преодолевать трудности», «эмоциональное переживание за результат». Данный фактор мы обозначили как фактор эмоционального отношения, связанного с результатом, так как наибольший вес в данном факторе имеет переменная «эмоциональное переживание за результат» (факторная нагрузка:

0,931). Рассматривая взаимозависимость переменных, входящих во 2-й фактор, отметим, что развитый у младших школьников самоконтроль и готовность преодолевать трудности, а также положительное переживание за результат своей деятельности являются благоприятными обстоятельствами для положительной динамикой ответственности.

В 3-й фактор при положительной динамике ответственности у младших школьников оптимального типа вошли переменные: «самооценка» и «мотивация». Больший вес в данном факторе имеет переменная «мотивация» (факторная нагрузка: 0,889), поэтому данный фактор мы обозначили как мотивационный фактор. Выделение переменных «самооценка» и «мотивация» в один фактор говорит об их взаимосвя-

зи и подчеркивает необходимость их комплексного рассмотрения.

При отрицательной динамике ответственности у младших школьников оптимального типа в 1-й фактор вошли следующие переменные: «завершенность», «школьная тревожность»,

«самооценка». Данный фактор мы обозначили как личностный фактор. Наибольшую отрицательную нагрузку в факторе имеет переменная «самооценка» (факторная нагрузка: - 0,756), данный результат, на наш взгляд, ещё раз подтверждает факт отрицательной зависимости ответственности и низкого уровня самооценки.

Во 2-й фактор при отрицательной динамике ответственности у младших школьников оптимального типа вошли следующие переменные: «положительное отношение к обязанностям», «нетребовательность - требовательность», «автономность - контроль», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество». Наибольшие нагрузки в факторе имеют переменные «нетребовательность - требовательность» (факторная нагрузка:

0,783) и «автономность - контроль» (факторная нагрузка: - 0,751) поэтому данный фактор мы обозначили как фактор семейного воспитания. Рассматривая взаимозависимость переменных, входящих во 2-й фактор, можно предположить, что на фоне повышенной требовательности и отсутствия сотрудничества со стороны родителей у младших школьников не формируется положительное отношение к обязанностям.

Таким образом, на положительную динамику ответственности у младших школьников с оптимальным типом ответственности оказали влияние факторы семейного воспитания, эмоциональный и мотивационный фактор, что подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу. На отрицательную динамику ответственности у младших школьников с оптимальным типом ответственности оказали влияние фактор семейного воспитания и личностный фактор.

Результаты проведённого эмпирического исследования динамики и факторов развития ответственности в младшем школьном возрасте позволяют сделать следующие выводы.

1. В течение исследуемого периода (20032006 гг.) в структуре ответственности у младших школьников с различным типом ответственности обнаружена отрицательная тенденция

в динамике поведенческого компонента ответственности и положительная тенденция в динамике эмоционального компонента ответственности.

2. В проявлении ответственного поведения у младших школьников оптимального типа ответственности выявлена отрицательная динамика в уровне ответственности, а у младших школьников исполнительского и ситуативного типов ответственности выявлена положительная динамика в уровне сформированности ответственности.

4. При положительной динамике ответственности у младших школьников оптимального типа выявлено повышение уровня самооценки и снижение уровня школьной тревожности и школьной мотивации.

При отрицательной динамике ответственности у младших школьников оптимального типа выявлено снижение уровня самооценки и уровня реактивности и положительная динамика школьной тревожности.

5. Положительная динамика ответственности у младших школьников оптимального типа связана с действием фактора семейного воспитания, а также эмоционального и мотивационного факторов.

Отрицательная динамика ответственности у младших школьников оптимального типа связана с действием личностного фактора и фактора семейного воспитания.

В рамках данной работы не представлялось возможным охватить все факторы, гипотетически способные оказывать влияние на формирование ответственности, однако результаты, полученные в нашем исследовании, подтверждают теоретические предположения большинства учёных о важнейшей роли семейного воспитания в формировании личности и регуляционной функции эмоций.

Несмотря на стремление провести полное и комплексное исследование проблемы ответственности в детском возрасте, нами не был охвачен круг вопросов, каждый их которых может стать предметом самостоятельных исследований. В частности, представляет особый интерес детальное изучение влияния эмоционального отношения детей к требованиям родителей на уровень сформированности ответственности.

Результаты эмпирического исследования демонстрируют сложность и многоаспектность изучаемой проблемы, что в свою очередь предоставляет широкое поле деятельности для более детального её изучения в дальнейшем.

1. Гроголева О.Ю. Типологические особенности и детерминанты ответственности в младшем школьном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2005.

2. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. К вопросу о возрастных особенностях структуры ответственности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2004. - № 3. - С. 4-22.

3. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Л.И. Дементий. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. 149 с. - С. 16-27.

4. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Стратегии воспитательных воздействий в детско-родительских отношениях как фактор формирования ответственности личности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». -2004. - № 1. - С. 4-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.