Научная статья на тему 'Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности'

Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4306
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ "Я" / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / БОЯЗЛИВОСТЬ / НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ / ХРОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ / ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ / БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА / SELF-CONCEPT / SELF-ESTEEM / ANXIETY / FEARFULNESS / SELF-DOUBT / THE DESIRE FOR SELF-ASSERTION / CHRONIC DISEASE / CHRONIC BRONCHITIS / BRONCHIAL ASTHMA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошина Евгения Александровна

В статье раскрываются некоторые психологические особенности детей младшего школьного возраста с бронхолёгочными заболеваниями (хронический бронхит, бронхиальная астма). Приведены результаты лонгэтюдного исследования детей с указанным диагнозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals psychological characteristics of children of primary school age with bronhopulmonary diseases (chronic bronchitis, bronchial asthma). The results of longitudinal study of children with this diagnosis are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности»

УДК 159.923.2 - 057.874

Е. А. Трошина

Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности

В статье раскрываются некоторые психологические особенности детей младшего школьного возраста с бронхолёгочными заболеваниями (хронический бронхит, бронхиальная астма). Приведены результаты лонгэтюдного исследования детей с указанным диагнозом.

This article reveals psychological characteristics of children of primary school age with bronhopulmonary diseases (chronic bronchitis, bronchial asthma). The results of longitudinal study of children with this diagnosis are presented.

Ключевые слова: образ «Я», самооценка, тревожность, боязливость, неуверенность в себе, стремление к самоутверждению, хроническая болезнь, хронический бронхит, бронхиальная астма.

Key words: self-concept, self-esteem, anxiety, fearfulness, self-doubt, the desire for self-assertion, chronic disease, chronic bronchitis, bronchial asthma.

На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов у учеников был выявлен высокий уровень школьной тревожности, школьные неврозы. (Дж. Бук, В. В. Гурьева, Л. В. Замулина, Л. С. Иванова, Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейников и др. [5, 3, 10]).

В связи с этим стала особенно актуальной проблема влияния школьного обучения на психологические особенности детей. Организация обучения с учётом психологических особенностей детей может служить мощным фактором улучшения социальной адаптации и психического развития личности, являться резервом повышения продуктивности обучения.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поэтому успешность освоения этой деятельности в значительной степени определяет их психическое развитие. Эмоциональное благополучие младших школьников также зависит от успехов и неудач в этой деятельности. Для детей младшего школьного возраста в целом характерен жизнерадостный бодрый тон настроения. Оптимальное психическое состояние на учебных занятиях

© Трошина Е. А., 2012

- комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе психического развития младших школьников.

В то же время, на данный возраст приходится пик школьной тревожности, часты случаи неврозов и других невротических состояний школьников (Н. И. Гуткина; В. П. Петрунек; А. М. Прихожан; В. Э. Чудновский и др. [6, 8, 9]).

Данные явления нарушают психическое развитие, вызывают трудности в учебной деятельности как у здоровых школьников, так и у школьников с хроническими заболеваниями, учащихся одной и той же школы.

Статистические данные свидетельствуют о том, что количество школьников, отнесённых по состоянию здоровья к различным медицинским группам, за последние годы значительно возросло. Треть детей, поступающих в первый класс, страдает хроническими заболеваниями. Так, в средней полосе России до 30 %, а в Сибири и на Дальнем Востоке до 50 % детей школьного возраста имеют различные хронические заболевания. Из них у 57,7 % выявлены заболевания органов дыхания [1]. К наиболее распространённым заболеваниям органов дыхания относят бронхит, бронхиальную астму, ринит, гайморит. Все эти заболевания могут быть как острыми, так и хроническими. Данные болезни являются широко распространёнными заболеваниями системы дыхания и в последние годы отмечается тенденция к увеличению заболеваемости.

Хроническое заболевание оказывает негативное влияние на развитие ребенка и формирование его личности. Таким детям свойственно неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. В целом же отношение ребёнка к болезни зависит от его возраста, характерологических особенностей, личного опыта, восприятия заболевания и его тяжести, представлений родителей и других членов семьи о его болезни.

Больной ребёнок чаще сталкивается с затруднениями собственной деятельности, что вынуждает его (в силу присущих детям данного возраста стремления к оптимальному социальному результату и потребности в самостоятельности собственной внутренней позиции, включающей, в частности, дефицитарный образ «Я») в большем числе случаев анализировать поведение (своё и окружающих его людей), более тщательно планировать предстоящую деятельность и осуществлять более жёсткое управление в ходе её осуществления [7].

Выявление психологических особенностей младших школьников, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания, проводилось на базе Муниципального учреждения здравоохранения «Тихвинская центральная районная больница» (ЦРБ). На протяжении 2009-2011 гг. обследовались группы мальчиков и девочек 7-10 лет, имеющих хронические заболевания органов дыхания: хронический бронхит, хронический ринит, хронический гайморит, бронхиальная астма.

Предполагалось, что формирование личностных особенностей (самооценки, тревожности, агрессивности, интересов и ценностей), межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности и возможную специфическую динамику развития при различных хронических заболеваниях.

В процессе проведенных обследований использовались: методика Дембо-Рубинштейн, шкала явной тревожности в адаптации А. М. Прихожан, методика диагностики школьной тревожности Филипса, методика «Какой я?», исследование отношения к прошлому, настоящему, будущему, методика Баса-Дарки, детский вариант теста Кетелла; регламентированная клиническая беседа, а также методы математической статистики для анализа полученных результатов.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап: август-сентябрь 2009 г.; второй этап: август-сентябрь 2010 г.; третий этап: август - сентябрь 2011 г. Полученные в ходе лонгэтюдного исследования результаты по этапам сравнивались между собой.

Сравнительный анализ исследуемых психических характеристик на 1 и 2, 2 и 3 этапах исследования статистически значимых различий не выявил. Однако сравнение результатов, полученных в 2009 г. (1 этап) и 2011 г. (3 этап) показывает положительную динамику в развитии ряда личностных характеристик младших школьников, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания.

Определенный интерес представляет динамика личностных характеристик девочек и мальчиков с бронхолёгочными заболеваниями (хронический бронхит, бронхиальная астма)

Сравнительный анализ результатов по 1 и 3 этапам исследования девочек с бронхолёгочными заболеваниями приведен в табл. 1.

Оценка достоверности отличий детей младшего школьного возраста с бронхолёгочными заболеваниями (девочки) по уровню выраженности некоторых личностных характеристик

по этапам исследования

Психологический признак 1этап (п=72) 3 этап(п=72) Р

М±т О М±т О

Методика «Какой я?»

1. Самооценка 5,431±0,347 2,945 6,514±0,271 2,301 2,46 Р<0,05

Методика Кетелла

2. Аффектоти-мия - шизотимия (экстраверсия -интроверсия) 5,611±0,327 2,776 6,542±0,258 2,188 2,23 Р<0,05

3. Сила Я -Слабость Я 4,542±0,297 2,517 5,792±0,277 2,349 3,08 Р<0,01

4. Интеллект 5,292±0,305 2,586 6,097±0,256 2,176 2,02 Р<0,01

5. Доминантность - конфор-ность 4,75±0,284 2,413 5,764±0,261 2,211 2,63 Р<0,01

Как видно из приведенных данных, между испытуемыми выявлены различия на статистически значимом уровне и на уровне статистической тенденции.

Для девочек с бронхолёгочными заболеваниями более выражены по сравнению с первым этапом исследования следующие признаки: уровень самооценки, экстраверсии - интроверсии (р<0,05); силы «Я» - слабости «Я», интеллекта, доминантность - конфор-ность (р<0,01); Это позволяет говорить о том, что у девочек с бронхолёгочными заболеваниями повышается самооценка, они становятся более уверенными в себе, более открытыми, доброжелательными, общительными, настойчивыми, независимыми, эмоционально устойчивыми, более успешными в учебной деятельности.

Далее в исследовании рассматривалась динамика личностных характеристик мальчиков с бронхолёгочными заболеваниями (хронический бронхит, бронхиальная астма) (п=46, первый этап; п=46, третий этап).

Сравнительный анализ результатов по 1 и 3 этапам исследования мальчиков с бронхолёгочными заболеваниями приведен в табл. 2.

Оценка достоверности отличий детей младшего школьного возраста с бронхолёгочными заболеваниями (мальчики) по уровню выраженности некоторых личностных характеристик

по этапам исследования

Психологический признак 1 этап(п=46) 3 этап(п=46) Р

М±т О М±т О

Методика «Какой я?»

1. Самооценка 5,457±0,435 2,949 6,783±0,327 2,22 2,44 Р<0,05

Методика Кетелла

2. Аффектотимия -шизотимия (экстраверсия - интроверсия) 5,739±0,407 2,76 6,913±0,311 2,106 2,29 Р<0,05

Методика Филипса

3. Общий балл 45,04±1,995 13,53 35,7±1,827 12,39 3,456 Р<0,001

4. Общая тревожность в школе 12,33±1,017 6,899 8,63±0,845 5,732 2,794 Р<0,01

5. Фрустрация потребности в достижении успеха 5,978±0,333 2,256 4,957±0,342 2,319 2,142 Р<0,05

6. Страх самовыражения 4,435±0,18 1,223 3,783±0,176 1,191 2,591 Р<0,05

Как видно из приведённых данных, на статистически значимом уровне были выявлены различия по следующим психологическим признакам: самооценка, аффектотимия - шизотимия, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, страх самовыражения (р<0,05) общий балл по методике Филлипса, страх несоответствия ожиданиям окружающих, фрустрация потребности в достижении успеха, общая тревожность в школе, проблемы и страхи в отношениях с учителями (р<0,01). Мы можем говорить в этом случае, что мальчики стали более доброжелательными, открытыми, общительными, более уверенными в себе при установлении контактов со сверстниками и общении со сверстниками; более уверенными в ситуации проверки знаний, менее тревожными в учебной деятельности по сравнению с первым этапом исследования. По сравнению с первым этапом исследования также повысилась самооценка.

При сравнении групп девочек и мальчиков была выявлена особенность выраженности у обеих групп следующих характеристик на статистически значимом уровне: самооценка, аффектотимия - шизотимия (р<0,05).

Выявлены различия по сравнению с первым этапом исследования на статистически значимом уровне по следующим признакам. Для девочек по признакам: сила «Я» - слабость «Я», интеллект, доминантность - конфорность (р<0,01);для мальчиков по признакам: общий балл по методике Филлипса (р<0,001); фрустрация потребности в достижении успеха (р<0,001); страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (р<0,05); страх несоответствия ожиданиям окружающих, общая тревожность в школе; проблемы и страхи в отношениях с учителями (р<0,01).

Выявленные различия позволяют говорить о том, что девочки быстрее решают проблемы, связанные с тревожностью в учебной деятельности, чем мальчики. Для них более значимыми становятся такие характеристики, как настойчивость, независимость, эмоциональная устойчивость, в отношении которых также наблюдается положительная динамика. В отличие от девочек, мальчики быстрее становятся более уверенными в себе при установлении контактов со сверстниками и общении со сверстниками; более уверены в ситуации проверки знаний.

Кроме того, больные дети (как мальчики, так и девочки) становятся более открытыми, доброжелательными, общительными, повышается самооценка, они становятся более уверенными в себе, настойчивыми, независимыми, эмоционально устойчивыми.

Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса детей с хроническими заболеваниями дыхательных путей. Они также указывают на необходимость совершенствования программ школьного обучения для детей данной категории. Кроме того, результаты проведённого исследования позволяют говорить о необходимости совершенствования диагностики особенностей личностных характеристик детей с хроническими заболеваниями дыхательных путей с целью разработки индивидуальных и обучающих коррекционных программ. Полученные в исследовании результаты также могут быть использованы для подготовки практических психологов, работающих в образовательных учреждениях, в учреждениях здравоохранения и медико-психолого-педагогических центрах.

Данные исследования также помогут разработать рекомендации для родителей и педагогов по формированию адекватных условий обучения и воспитания таких детей.

Список литературы

1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: клиникосоциальные аспекты. Пути выздоровления. - Саратов, 2003.

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.

3. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. - 2000. - №5.

4. Ершов Ф. И., Гаращенко Т. И. Актуальные вопросы оториноларингологии детского возраста и фармакотерапия болезней ЛОР-органов: юбилейный сб. науч. тр. - М., 2001.

5. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М., 2005.

6. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб., 2001.

7. Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющего младшего школьника. - Красноярск, 2007.

8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.

9. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / под ред. В. М. Астапова. - СПб., 2001. - С. 143-156.

10. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.