Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРА / ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Наталия Александровна, Алиева Валерия Зауровна

В статье рассматривается актуальная проблема развития физических качеств обучающихся младшего школьного с нарушением зрения на уроке физической культуры. Игровые технологии являются значимыми для всестороннего развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения. Применение правильно подобранных методов игровых технологий в процессе физического воспитания должны активизировать функции компенсаторных возможностей организма, оказать всестороннее влияние на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка в целом, что создает положительные предпосылки для успешного физического воспитания личности. Автор рассматривает возможности применения игровых технологий на уроке физической культуры с учетом нозологических особенностей обучающегося, а также применения игровых приемов и ситуаций, для стимулирования ребенка к той или иной деятельности в зависимости от задач урока. Представленный в статье статистический анализ показателей физической подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения показал эффективность предложенных игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Наталия Александровна, Алиева Валерия Зауровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OFPHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OFPRIMARY SCHOOL AGE WITH VISUAL IMPAIRMENT BASED ON GAMING TECHNOLOGIES

The article considers the current problem of developing the physical qualities of primary school students with visual impairment in a physical education lesson. Gaming technologies are important for the comprehensive development and upbringing of students of primary school age with visual impairment. The use of properly selected methods of game technologies in the process of physical education should intensify the functions of the compensatory capabilities of the body, have a comprehensive impact on the psychophysical and emotional state of the child as a whole, which creates positive prerequisites for successful physical education of the person. The author considers the possibility of using game technologies in the lesson of physical culture, taking into account the nosological characteristics of the student, as well as the use of game techniques and situations, to stimulate the child to a particular activity depending on the tasks of the lesson. The statistical analysis of physical fitness indicators in students of primary school age with visual impairment presented in the article showed the effectiveness of the proposed gaming technologies.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ни П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 34-39.

3. Блинков С.Н. Влияние двигательных режимов различной направленности на физическую работоспособность девочек 10-17 лет разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Ле-вушкин // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010. - № 3 (18). - С. 41-44.

4. Блинков С.Н. Реакция на воздействие физических нагрузок различной направленности показателей сердечного ритма школьниц 11-14 лет / С.Н. Блинков, О.Е. Бувашкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 29-32.

5. Блинков, С. Н. Особенности возрастного развития физических качеств у школьниц 7-17 лет разных морфофункциональных типов / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 17-19.

6. Блинков, С.Н. Физическое состояние и соматическое здоровье студенток 19-20 лет / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 20-24.

7. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи : монография / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : Политерра, 2011. - 101 с.

REFERENCES

1. Baevsky, R.M. (1976), "Cybernetic analysis of management processes of a warm rhythm", Urgent problems ofphysiology and pathology of blood circulation, Medicine, Moscow, pp. 161-175.

2. Blinkov, S. N. (2014), "Correlation of system of sports and health-improving work with development of the human capital of the rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.

3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2010), "The influence of motor modes of various directions on the physical performance of girls aged 10-17 years of different body types", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 18, No. 3, pp. 41-44.

4. Blinkov, S.N. and Buvashkin, O.E. (2017), "Reaction to impact of physical activities of various orientation on indicators of heart rhythm of schoolgirls aged 11-14 years old", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 29-32.

5. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2010), "Specific features of age development of physical qualities of 7-17 aged schoolgirls of different morphofunctional types", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 17-19.

6. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Kosikhin V.P. (2017), "Physical state and somatic health of female students at the age of 19-20 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 20-24.

7. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activity, physical working capacity, physical activity and health of student's youth: monograph, Polyterra, Belgorod.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.07.2021

УДК 373.31

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наталия Александровна Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Валерия Зау-

ровна Алиева, студентка, Сургутский государственный педагогический университет,

г. Сургут

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема развития физических качеств обучающихся младшего школьного с нарушением зрения на уроке физической культуры. Игровые технологии являются значимыми для всестороннего развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения. Применение правильно подобранных методов игровых технологий

в процессе физического воспитания должны активизировать функции компенсаторных возможностей организма, оказать всестороннее влияние на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка в целом, что создает положительные предпосылки для успешного физического воспитания личности. Автор рассматривает возможности применения игровых технологий на уроке физической культуры с учетом нозологических особенностей обучающегося, а также применения игровых приемов и ситуаций, для стимулирования ребенка к той или иной деятельности в зависимости от задач урока. Представленный в статье статистический анализ показателей физической подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения показал эффективность предложенных игровых технологий.

Ключевые слова: игровые технологии, игра, игровые задания, нарушение зрения, физическая подготовленность, младший школьный возраст, обучающиеся, компенсаторные возможности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p31-37

DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH VISUAL IMPAIRMENT BASED ON GAMING TECHNOLOGIES

Natalia Aleksandrovna Boyko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeria Zaurovna Alieva, the student, Surgut State Pedagogical University

Abstract

The article considers the current problem of developing the physical qualities of primary school students with visual impairment in a physical education lesson. Gaming technologies are important for the comprehensive development and upbringing of students of primary school age with visual impairment. The use of properly selected methods of game technologies in the process of physical education should intensify the functions of the compensatory capabilities of the body, have a comprehensive impact on the psychophysical and emotional state of the child as a whole, which creates positive prerequisites for successful physical education of the person. The author considers the possibility of using game technologies in the lesson of physical culture, taking into account the nosological characteristics of the student, as well as the use of game techniques and situations, to stimulate the child to a particular activity depending on the tasks of the lesson. The statistical analysis of physical fitness indicators in students of primary school age with visual impairment presented in the article showed the effectiveness of the proposed gaming technologies.

Keywords: game technology, play, game tasks, visual impairment, physical fitness, junior school age, students, compensatory opportunities.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей. Работа по физическому воспитанию должна строиться на основе ведущей деятельности младшего школьного возраста - игровой, а двигательно-игровая деятельность - это универсальный фундамент воспитания, развития и обучения [4].

Л.Н. Ростомашвили [3] отмечает, что к особенностям двигательных качеств у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения, относятся нарушение правильной позы при ходьбе, недоразвитая моторика, слабый мышечный тонус, так же нарушение точности движений, наблюдается нерешительность и скованность в движениях. Игровые технологии являются значимыми для всестороннего развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить динамику физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения на основе разработанных и обоснованных игровых технологий.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Выявить теоретические особенности применения игровых технологий в образовательном процессе обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения.

2. Определить показатели физической подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения.

3. Разработать и обосновать игровые технологии, направленные на повышение показателей физической подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения и доказать их эффективность.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по теме исследования; педагогическое тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В исследовании участвовало 24 обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения, из них 6 девочек и 6 мальчиков в экспериментальной группе, и 6 девочек, и 6 мальчиков в контрольной группе. Физическое воспитание которых проводилось по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся на основе комплексной программы физической культуры В.И. Ляха, А.А. Зданевича [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ж.Ю. Мотовилова, Н.В. Андрейко [2] отмечают, что «С введением нового образовательного стандарта и третьего урока физической культуры в учебный план школы рекомендуется внедрять подвижные игры для подготовки детей к сдаче норм почти по всем испытаниям комплекса ГТО...». Именно поэтому нами были применены тесты, рекомендуемые программой физического воспитания учащихся начальных классов для оценки физической подготовленности. Мы воспользовались тестами Всероссийского физкультурного комплекса с целью определения исходных и конечных показателей развития физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения. Для обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения мы определили испытания (тесты) для лиц с остаточным зрением II и III ступени ГТО, так как возраст исследуемых варьируется от 9 до 12 лет.

Полученные результаты испытаний мы подвергли математической обработке по t-критерию Стьюдента, чтобы доказать, что группы исследуемых на начало эксперимента были однородны. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Тестирование показателей физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения, экспериментальная и контрольная группа (начало эксперимента)_

№ Ф.И. Бег на 30 метров, с Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, кол-во раз Наклон вперед из положения, сидя на полу с прямыми ногами, см Прыжок в длину с места, см Подъемы туловища из положения, лежа на спине, кол-во раз Метание теннисного мяча в озвученную цель, кол-во раз

Мальчики, экспериментальная группа(п=6)

1. КЗ.Д. 7,4 5 0 107 20 1

2. П.А.В. 8,2 5 +1 100 21 1

3. Б.Л.И. 8,4 8 +1 118 25 0

4. Г.Б.К. 8,0 10 +4 112 29 1

5. З.М.А. 8,9 5 0 104 21 2

6. Р.Р.М. 9,3 7 +1 120 27 1

М 8,3 6,6 1,16 110,26 23,8 1

G 0,75 1,97 1,34 7,9 3,55 0,39

m 0,33 0,88 0,603 3,54 1,59 0,174

Мальчики, контрольная группа(п=6)

1. З.В.А. 7,3 8 +2 106 21 1

2. П.А.В. 8,2 5 +1 98 19 0

3. О.А.Д. 9,5 5 0 116 28 2

4. Т.А.К. 8,1 8 +1 112 26 1

5. Ш.А.О. 8,9 7 0 118 18 1

6. З.М.А. 8,6 6 +2 108 29 0

М 8,4 6,5 1 109,6 23 0,83

о 0,86 1,18 0,39 7,9 4,34 0,39

т 0,38 0,52 0,177 3,54 1,94 0,174

^фактич 0,19 0,097 0,8 0,110 0,31 0,69

^критич 1,81; 2,76; 4,14

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Девочки, экспериментальная группа(п=6)

1. П.К.Д. 9,2 2 0 85 16 0

2. В.В.Е. 7,2 6 +7 105 24 1

3. И.Х.Э. 7,8 4 +2 109 28 2

4. М.Н.И. 8,0 4 +1 102 20 0

5. Б.Э.Л. 7,9 5 +3 106 22 1

6 К.А.С. 8,0 4 +5 105 25 0

М 8,01 4,16 3 102 22,5 0,66

о 0,79 1,58 2,37 9,48 4,74 0,39

т 0,35 0,707 1,063 4,25 2,12 0,174

Девочки, контрольная г руппа(п=6)

1. М.О.О. 9,8 2 +7 99 17 1

2. П.М.О. 9,2 6 +1 105 28 1

3. А.М.Р. 7,9 4 +2 109 19 2

4. Р.К.М. 8,1 4 0 93 18 0

5. С.Э.Ф. 7,9 2 +3 97 21 1

6. К.М.В. 9,1 5 +4 101 22 0

М 8,06 3,13 2,83 100,6 20,8 0,83

о 0,75 1,581 2,371 6,324 4,34 0,39

т 0,336 0,707 1,063 2,835 1,94 0,174

^фактич 1,18 0,33 0,11 0,27 0,062 -0,69

^критич 1,81; 2,76; 4,14

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Сопоставив результаты тестирования, с нормативами всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса ГТО, можно сделать вывод, что многие физические показатели не достигают даже уровня бронзы, это говорит о том, что дети нуждаются в активной физической подготовке.

На основании результатов разработали и внедрили на уроки физической культуры экспериментальной группы игровые технологии, учитывая учебную программу образовательного учреждения для обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения. Выбор содержания игровых технологий основывался на материалах учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса по физической культуре, которые распределяют игры в соответствии содержательному разделу образовательной программы по физической культуре.

В ходе исследования нами использовались следующие игровые технологии для обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения:

- игровые задания на развитие зрительного восприятия цвета, формы, движения, сравнения, обобщения, выделения функций слухового анализатора, скоростно-силовых качеств, внимательности, координации движений и осязательного анализатора;

- эстафеты, направленные на развитие слуховых функций и умения ориентации в пространстве; на развитие цветоразличия и прыгучести;

- соревнования направленные на развитие бега по заданным ориентирам и таких физических качеств как быстрота и ловкость, и другие, а также развитие обонятельных функций, что в свою очередь необходимо развивать у обучающихся со зрительными дисфункциями;

- подвижные игры с элементами спортивных игр на развитие меткости, равновесия, внимания, зрительно-моторной, слухомоторной координации; на развитие физиче-

ских качеств, подготовив обучающихся к выполнению нормативов ГТО; на развитие слуховой памяти закрепление техники бега;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- игровые праздники, цель которых привлечь внимание обучающихся к проблемам собственного здоровья, способствовать развитию нравственных качеств, обучать навыкам группового взаимодействия и стимулировать двигательную активность.

Классификация игровых технологий проводилась по формам проведения, содержание которых заключалось в развитии зрительного анализатора и обогащении познавательной деятельности за счёт использования и совершенствования слухового, тактильного, обонятельного и других анализаторов, являющихся сенсорной основой ориентирования в пространстве, а также развития физических качеств.

На завершающем этапе исследования мы проверили и обосновали эффективность предложенных игровых технологий на уроке физической культуры у младших школьников с нарушением зрения посредством повторного тестирования в экспериментальной и контрольной группе, после проведенного исследования (таблица 2).

Таблица 2 -Тестирование показателей физической подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения, экспериментальная и контрольная группы (конец эксперимента)_

№ Ф.И. Бег на 30 метров, с Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, кол-во раз Наклон вперед из положения, сидя на полу с прямыми ногами, см Прыжок в длину с места, см Подъемы туловища из положения, лежа на спине, кол-во раз Метание теннисного мяча в озвученную цель, кол-во раз

Мальчики, экспериментальная группа(п=6)

1. КЗ.Д. 8,2 8 +3 122 26 2

2. П.А.В. 7,4 10 +2 119 28 2

3. Б.Л.И. 7,5 9 +3 126 30 3

4. Г.Б.К. 6,9 13 +8 129 32 0

5. З.М.А. 7,3 10 +2 124 25 2

6. Р.Р.М. 7,2 8 +3 138 36 2

М 7,41 9,6 3,5 126,3 29,5 2,16

о 0,51 1,97 2,37 7,5 4,34 0,79

т 0,228 0,88 1,06 3,36 1,94 0,354

Мальчики, контрольная группа(п=6)

1. З.В.А. 8,6 10 +3 112 23 2

2. П.А.В. 8,0 5 0 105 20 0

3. О.А.Д. 9,4 4 0 116 28 1

4. Т.А.К. 8,2 10 +4 125 27 1

5. Ш.А.О. 8,4 7 +1 120 20 2

6. З.М.А. 8,8 6 0 116 29 1

М 8,56 7 1,33 115,6 24,5 1,16

о 0,55 2,37 1,18 7,9 3,55 0,39

т 0,246 1,06 0,53 3,54 1,59 0,174

^фактич 10,84 1,88 1,83 2,19 1,99 2,53

^критич 1,81; 2,76; 4,14

Р > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | > 0,05

Девочки, экспериментальная группа(п=6)

1. П.К.Д. 8,3 2 0 106 20 2

2. В.В.Е. 7,0 12 +10 115 30 3

3. И.Х.Э. 7,2 6 +4 118 27 2

4. М.Н.И. 7,6 5 +5 112 29 2

5. Б.Э.Л. 7,8 6 +5 115 24 1

6 К.А.С. 7,9 5 +9 123 28 2

М 7,63 6 5,5 114,83 26,3 2

о 0,513 3,952 2,371 6,71 3,952 0,79

т 0,23 1,772 1,063 3,008 1,772 0,354

Девочки, контрольная группа(п=6)

1. М.О.О. 8,2 2 +1 92 18 0

2. П.М.О. 8,9 8 +1 105 24 1

3. А.М.Р. 8,9 4 +3 100 26 1

4. Р.К.М. 8,0 3 +4 102 20 2

5. С.Э.Ф. 7,4 4 +4 106 21 1

6. К.М.В. 8,1 6 +2 104 21 0

М 8,23 4,5 2,5 101,5 21,6 0,83

о 0,592 2,371 1,18 5,53 3,162 0,39

m 0,26 1,063 0,529 2,479 1,417 0,174

^фактич 1,82 2,066 2,52 3,41 2,07 3,06

^критич 1,81; 2,76; 4,14

Р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

По итогам проведенного педагогического эксперимента, мы получили данные, характеризующие то, что за период исследования, все показатели физической подготовленности экспериментальной группы изменились на достоверно значимом уровне p < 0,05.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза эффективна - представленные нами методические особенности применения игровых технологий, на уроках физической культуры у младших школьников с нарушением зрения в экспериментальной группе, способствовали развитию физической подготовленности. Цель работы достигнута, задачи решены.

ВЫВОДЫ

Нами были определены показатели физической подготовленности у обучающихся младшего школьного возраста с нарушением зрения в начале эксперимента посредством тестов II и III ступени нормативов ГТО (так как возраст исследуемых варьируется от 9 до 12 лет). В начале исследования результаты контрольной и экспериментальной группы получили данные p > 0,05. Существенных различий между группами не оказалось, они были достоверно однородны.

Экспериментально внедрили игровые технологии, содержание которых было подобрано с учётом специальных образовательных задач развития зрительно-двигательных навыков с опорой на компенсацию утраченных или нарушенных функций обучающихся с нарушением зрения.

По итогам проведенного педагогического эксперимента, мы получили данные, характеризующие то, что за период исследования, все показатели физической подготовленности экспериментальной группы изменились на достоверно значимом уровне p < 0,05.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - Москва, 2012. - 128 с.

2. Мотовилова, Ж.Ю. Игровой метод как средство повышения интереса школьников к сдаче норм ГТО / Ж.Ю. Мотовилова, Н.В. Андрейко // Молодой ученый. - 2016. - № 13.3 (117). - С. 62-63.

3. Ростомашвили, Л.Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ростомашвили Людмила Николаевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 42 с.

4. Тимошенко, Г.Ю. Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Г.Ю. Тимошенко // Школьная педагогика. - 2019. - № 3 (16). - С. 6-8.

REFERENCES

1. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2012), Comprehensive program of physical education of students 1-11 grades, Education, 9th ed., Moscow.

2. Motovilova, J.Yu. and Andreyko, N.V. (2016), "Game method as a means of increasing the interest of schoolchildren in passing the TRP", Young scientist, No. 13.3 (117), pp. 62-63.

3. Rostomashvili, L. N. (2014), Pedagogical technologies in the adaptive physical education of children of primary school age with complex developmental disorders, dissertation, St. Petersburg.

4. Tymoshenko, G.Yu. (2019), "Use of game technologies in lessons as part of the implementation of the Federal State Educational Standard", School pedagogy, No. 3 (16), pp. 6-8.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.07.2021

УДК 793.3

СТРУКТУРА ПИРАМИД В ГРУППОВЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ЧИРЛИДИНГА

Ксения Олеговна Борисова, старший преподаватель, Московский государственный лингвистический университет, Москва; Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

На сегодняшний день «чирлидинг-группа» и «чирлидинг-группа-смешанная» являются основными дисциплинами на соревнованиях по чир спорту. В данных дисциплинах итоговая судейская оценка складывается из семи параметров, один из которых пирамиды, при этом пирамиды определяют оценку на 25% от итоговой суммы судейского протокола. В феврале 2021 года в Москве были проведены первые всероссийские соревнования, которые прошли после изменения правил чир спорта. Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение структуры пирамид в групповых дисциплинах чирлидинга. В ходе исследования были проанализированы видеоматериалы выступлений команд на чемпионате и первенстве России по чир спорту 2021 года в Москве в дисциплине «чирлидинг-группа-смешанная» возрастной группе «мужчины, женщины». Данные были получены по основным элементам в пирамидах, которыми являются пируэты, вращения через голову (флипы), перевороты, элементы баланса, темповые упражнения, инверсии. В результате исследования было установлено, что в среднем во время пирамид выполняется 9,5±0,56 элементов, при этом вращения через голову составляют 30% от всех взаимодействий. Полученные в ходе исследования результаты дополнят данные о структурных характеристиках пирамид в групповых дисциплинах чирлидинга. Количественное соотношение элементов в пирамидах может помочь тренерам, специалистам по чир спорту в разработке соревновательных композиций.

Ключевые слова: чирлидинг, групповые дисциплины, пирамиды.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p37-39

STRUCTURE OF PYRAMIDS IN GROUP DISCIPLINES OF CHEERLEADING

Ksenia Olegovna Borisova, the senior teacher, Moscow State Linguistic University, Moscow;

Mikhail Maksimovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rosti-slav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Alexander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

Today, the "cheerleading group" and the "mixed cheerleading group" are the main disciplines in cheerleading competitions. In these disciplines, the final judicial assessment consists of seven parameters, one of which is "pyramids", while the pyramids determine the estimate by 25% of the total amount of the judicial protocol. In February 2021, the first all-Russian competitions were held in Moscow, which took place after changing the rules of cheer sports. The purpose of the study presented in this article was to determine the structure of pyramids in the group disciplines of cheerleading. During the study, video materials of the performances of teams at the championship and championship of Russia in cheer sports in 2021 in Moscow in the discipline "cheerleading group-mixed" age group "men, women" were analyzed. Data were obtained from the main elements in the pyramids, which are pirouettes, head rotations (flips), coups, balance elements, tempo exercises, inversions. Because of the study, it was found that, on average, 9.5±0.56 elements are performed during pyramids, while rotations through the head are 30% of all interac-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.