Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
210
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / PHYSICAL DEVELOPMENT / INTELLECTUAL DISABILITY / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетяева Наталья Николаевна, Кодохмаева Мариям Кодохмаевна

В статье представлена целесообразная и организованная структура построения процесса физического воспитания обучающихся с нарушением интеллекта младшего школьного возраста на уроках адаптивной физической культуры с учетом, предложенных средств и методов, способствующих физическому развитию данной категории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетяева Наталья Николаевна, Кодохмаева Мариям Кодохмаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF MEANS AND METHODS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article presents the appropriate and organized structure for building up the process of physical education of students with intellectual disabilities of primary school age at the lessons of adaptive physical culture, taking into account the proposed means and methods that contribute to the physical development of this category of students.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

зической подготовленности на должном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Порядка подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 05 мая 2018 г № 275. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (дата обращения: 15.05.2020).

2. Аксенова, А.Н. Актуальные проблемы повышения мотивации к занятиям боевой и спортивной подготовкой у женщин-сотрудниц Федеральной службы исполнения наказаний России / А.Н. Аксенова, Д.С. Долгин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 3-7.

3. Астафьев, Н.В. Сравнительный анализ требований по физической подготовке, предъявляемых к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов / Н.В. Астафьев, В.А. Глубокий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 13-17.

4. Медведев, А.В. Факторы, определяющие необходимость повышения качества физической подготовки курсантов в вузах Министерства внутренних дел России / А.В. Медведев, О.В. Финикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 198-201.

REFERENCES

1. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (2018), The order of05.05.2018 N 275 "About the statement of the Order of the organization of training for replacement of positions in law-enforcement bodies of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301261/ (accessed 15 May 2020).

2. Aksenova, A.N. and Dolgin, D.S. (2020), "Actual problems of increasing motivation to engagement in combat and sports training among women-employees of the Federal Penitentiary Service of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 3-7.

3. Astafyev, N.V. (2020), "Comparative analysis of physical training requirements for military and law enforcement personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 13-17.

4. Medvedev, A.V. and Finikova, O.V. (2020), "Factors determining the need to improve the quality of physical training of cadets at higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.1 (179), pp. 198-201.

Контактная информация: sportdvui@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2020

УДК 376.42

ВОЗДЕЙСТВИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Наталья Николаевна Сетяева, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, Мариям Кодохмаевна Кодохмаева, учитель, Средняя общеобразовательная школа № 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева,

г. Сургут

Аннотация

В статье представлена целесообразная и организованная структура построения процесса физического воспитания обучающихся с нарушением интеллекта младшего школьного возраста на уроках адаптивной физической культуры с учетом, предложенных средств и методов, способствующих физическому развитию данной категории обучающихся.

Ключевые слова: физическое развитие, нарушение интеллекта, адаптивная физическая культура, коренные народы Севера.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p328-335

IMPACT OF MEANS AND METHODS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE ON THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Natalia Nikolaevna Setyaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Mariam Kodokhmaevna Kodokhmaeva, the teacher, Secondary school № 18 named after Vitaly Yakovlevich Alekseev, Surgut

Annotation

The article presents the appropriate and organized structure for building up the process of physical education of students with intellectual disabilities of primary school age at the lessons of adaptive physical culture, taking into account the proposed means and methods that contribute to the physical development of this category of students.

Keyword: physical development, intellectual disability, adaptive physical culture, indigenous peoples of the North.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире постоянно возрастает число детей с умственными и физическими отклонениями. Это происходит под воздействием различных неблагоприятных факторов: экономических, экологических, социальных, климатических и множества других [2]. При возрастающих интересах ученых и практиков к проблеме адаптации человека на Севере в настоящее время имеется мало работ, посвященных изучению роста и развития детей - как коренных народов, так и пришлого населения [1].

Необходимо отметить, что проблема исследования заключается в сложности введения в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (ханты) оптимальных средств и методов адаптивной физической культуры, с учётом отклонений в их состоянии здоровья, со сложностью национальных традиций, с учётом величины нагрузки, показаний и противопоказаний.

Проблемная ситуация детерминирована все нарастающими противоречиями:

- между активным вовлечением детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (ханты) в процесс физического воспитания и применения не всех особенностей индивидуального подхода с учётом их нозологической группы и национальных особенностей;

- между существующими показаниями и противопоказаниями к занятиям адаптивным физическим воспитанием детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (ханты) и некорректным использованием адаптированных программ для занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить воздействие средств и методов адаптивной физической культуры на физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (ханты).

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 134 школьника ханты младшего школьного возраста с легкой степенью нарушения интеллекта. Из них в начале года были отобраны 32 школьника (ханты) для участия в педагогическом эксперименте, которые были распределены на контрольную и экспериментальную группу. Количественный состав групп по 16 детей в каждой.

Исследование физического развития испытуемых охватывало следующие показатели: антропометрические измерения (рост, масса тела, обхват груди); весоростового индекса Кетле; индекса Эрисмана; индекса Пинье; амплитуды ОГК и площади поверхности тела. Кроме этого, проводилось исследование функционального состояния организма.

Учитывались физиометрические показатели сердечно-сосудистой системы человека (ЧСС, АДС, АДД), дыхательной системы (ЖЕЛ, жизненный индекс) и функциональные пробы Штанге и Генчи.

Для каждого из исследуемых показателей рассчитывались: X - среднее арифметическое значение; с - среднеквадратическое отклонение; Р - уровень значимости. Для оценки корреляционных взаимосвязей, между показателями физического развития и параметрами функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем были использованы программы «Statistica version 10» и интегрированный пакет программного обеспечения «Excel». Проверка на нормальность распределения осуществлялась тестом Шапиро-Уилка. В случае нормального распределения переменных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Урок по физическому воспитанию в школах является одним из предметов, где решаются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. В каждый урок включаются общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения и игры по упрощенным правилам. Используется индивидуальный подход к детям с учетом их психического развития. Хотелось бы отметить, что контрольная группа продолжала заниматься по учебной программе В.И. Ляха [3]. К учебным занятиям по физической культуре участникам экспериментальной группы были добавлены разработанные комплексы средств и подобраны методы.

В ходе реализации комплекса средств и методов для улучшения показателей физического развития и двигательных действий школьников, на уроках физической культуры нами были отмечены самые актуальные проблемы данной категории детей:

- расстройство координации движений - точности движений в пространстве; координации движений; пространственной ориентировки; равновесия и нарушен ритм выполнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом;

- снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила, гибкость и выносливость;

- нарушение осанки;

- излишняя скованность и напряженность;

- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

Проанализировав источники литературы, нами был разработан комплекс средств и

метод для улучшения показателей физического развития школьников (ханты) младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках физической культуры.

Проанализировав источники литературы, нами был разработан комплекс средств и метод для улучшения показателей физического развития школьников (ханты) младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках физической культуры:

1. Комплекс упражнений для развития координации, пространственной ориентации и точности движений:

- упражнения в ходьбе с остановками по сигналу;

- коррекция бега (бег змейкой, по ориентирам, по обручам, по линиям);

- коррекция ходьбы (по канату, по гимнастической скамейке);

- координационная лестница;

- прыжки («лягушкой», с зажатым между стопами мячом, на двух ногах через набивные мячи, прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, прыжки по обручам (в виде эстафеты).

2. Упражнения на формирование правильной осанки.

3. Дыхательные упражнения.

4. Упражнения на улучшение показателей физического развития:

Для развития показателей индекса Эрисмана использовались следующие упражнения: дыхательные упражнения; упражнения силового характера (отжимания, броски

набивного мяча от груди и одной рукой); упражнения на увеличение подвижности и эластичности грудных мышц; диафрагмальное дыхание.

Для улучшения показателей индекса Пинье также использовали силовые упражнения на все группы мышц. Чтобы улучшить показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и жизненного индекса (ЖИ) применялись следующие упражнения: звуковая гимнастика (упражнения с произношением звуков); дренажные упражнения и положения; упражнения с сопротивлением на выдохе и на вдохе; элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой, Бутейко; элементы хатха-йоги.

Комплекс упражнений для развития координации, пространственной ориентации и точности движений включал упражнения на основные движения головы, рук, ног, туловища; в различных исходных положениях, как лежа, сидя, стоя, так и в передвижении к ориентирам в различных направлениях, перешагивании, с различным вспомогательным инвентарем. Варианты упражнений подбирались к каждому уроку, для разнообразия и отработки различных движение в разных вариациях. Также совместно использовался комплекс с дыхательными упражнениями. После одного-двух упражнений обязательно давалось дыхательное упражнения на расслабление зажатых мышц, на умения напрягать-расслаблять определенные мышцы, для восстановления дыхания после нагрузки. Вид дыхательного упражнения зависел от выполненного упражнения, если была работа с мячом, то дыхательное упражнение выполнялось так же с мячом.

На первых занятиях особое внимание уделялось правильному выдоху и вдоху, так как, для данных детей характерно неритмичное поверхностное дыхание, так же очень важным моментом для них является правильное согласование дыхания с движениями.

Содержание уроков менялось по мере освоения детьми элементов упражнений, постепенно добавлялись дополнительные элементы, инвентарь. По мере запоминания и осваивания упражнений дети проявляли инициативу и проводили упражнения сами, вспоминали вместе, какое упражнение следующее и как его выполнять, самостоятельность очень повышала их эмоциональный настрой и отношения к урокам.

Вариант проведения урока во многом зависел от состояния учеников на данный момент, так как их настроение и физическое состояние зависит не только от самочувствия по состоянию здоровья, но и от погодных условий, которое влияет на их самочувствие, успехов на прошедших уроках, общения со сверстниками.

При подборе игр учитывался характер и глубина дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальная реакция на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Величина нагрузки варьировалась по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), нагрузка снижалась при необходимости, облегчалась задача, варьировалась дозировка, предлагались облегченные способы выполнения задания.

Ценность подвижных игр для детей рассматриваемой категории заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и психическую сферу. При подборе подвижных игр на урок важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать нарушения поведения, капризы, ссоры, драки. Иногда вызываются обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. При подготовке к проведению подвижных игр необходимо учитывать следующие моменты:

- содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;

- насыщение игры моторными действиями должно быть постепенным, по мере овладения основными формами движений;

- содержание игр должно предусматривать коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление орга-

низма в целом;

- в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка [4].

Игры проводились на уроках участников экспериментальной группы. Постепенно испытуемых все больше вовлекали в процесс игры и ведущим ролям. Разнообразие игр и их вариации, заинтересовывало детей, и сразу было видно, какой роли и виду деятельности у них проявлялся интерес.

Также игры были интерпретированы под охотничий род деятельности коренных народов Севера. Многие игры имели следующие главных роли: «Пастухи и олени», «Охотники и утки», «Рыбаки и рыбки». Детям такой вид подвижных игр нравился больше, так как их с раннего детства родители берут с собой на охоту, рыбалку, и обучают разводить оленей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для того чтобы проверить эффективность воздействия средств и методов адаптивной физической культуры (АФК) на физическое развитие детей ханты младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, необходимо сравнить показатели экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента. Если после математической обработки однородность исследуемых групп подтвердится, то проводить эксперимент будет целесообразно.

Ниже представлены таблицы сравнения показателей антропометрии (таблица 1), показателей кардиореспираторной системы (таблица 2) и показателей физического развития (таблица 3) учащихся ханты младшего школьного возраста с нарушением интеллекта экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) в начале эксперимента.

Таблица 1 - Сравнение показателей антропометрии учащихся ханты младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента, (Х±о)_

Показатели ЭГ, п = 16 КГ, п = 16 Уровень значимости

Девочки п = 8 Мальчики п = 8 Девочки п = 8 Мальчики п = 8

Рост, см 126,13±6,01 125,38±4,47 127,00±9,77 125,63±5,97 Р > 0,05

Масса тела, кг 28,99±5,45 27,70±1,74 28,94±5,62 27,93±6,24 Р > 0,05

Окружность грудной клетки (ОГК), см на вдохе 69,25±4,17 68,50±2,14 69,00±4,21 71,00±6,05 Р > 0,05

на выдохе 65,88±4,70 65,75±1,83 64,75±3,96 66,50±5,95 Р > 0,05

в покое 65,00±4,60 65,00±2,07 66,38±4,14 67,75±6,27 Р > 0,05

Анализируя показатели из таблицы, мы можем отметить, что показатели антропометрии в экспериментальной и контрольной группе до начала эксперимента у мальчиков и девочек однородны (Р >0,05). Показатели роста и веса в начале исследования в обеих группах не различны (Р >0,05), что дает нам право на проведение честного эксперимента. Также показатели ОГК на вдохе, выдохе и в покое в группах как у девочек ханты, так и у мальчиков не различаются (Р >0,05), что позволит нам внедрять средства и методы АФК.

Таблица 2 - Сравнение показателей кардиореспираторной системы учащихся ханты младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента, (Х±о)____

Показатели ЭГ, п = 16 КГ, п = 16 Уровень значимости

Девочки п = 8 Мальчики п = 8 Девочки п = 8 Мальчики п = 8

Жизненная емкость лёгких, л. 1,93±0,30 1,82±0,21 1,71±0,43 1,91±0,30 Р >0,05

Проба Штанге, с. 31,13±5,62 33,38±9,07 30,38±9,43 33,38±9,07 Р >0,05

Проба Генчи, с. 14,88±4,36 13,75±3,62 13,25±3,85 13,75±3,62 Р >0,05

Жизненный индекс, усл. ед. 67,75± 13,24 69,91±14,10 59,89±13,11 69,91±14,10 Р >0,05

ЧСС, уд/мин (покой) 78,63±5,95 85,25±12,27 77,13±6,81 85,25±12,27 Р >0,05

Показатели ЖЕЛ, пробы Штанге, пробы Генчи, жизненного индекса и ЧСС в начале исследования у мальчиков ханты и у девочек ханты в обеих группах однородны (Р >0,05), что дает нам основание на проведение педагогического эксперимента.

Таблица 3 - Сравнение показателей физического развития учащихся ханты младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента,

(XX±о)_

Показатели ЭГ, п = 16 КГ, п = 16 Уровень значимости

Девочки п = 8 Мальчики п = 8 Девочки п = 8 Мальчики п = 8

Индекс Эрисмана, усл. ед. 1,94±4,04 2,31±2,45 2,88±2,17 4,94±4,19 Р > 0,05

Индекс Пинье, усл. ед. 32,14±7,57 32,68±3,74 31,69±4,00 29,95±8,02 Р > 0,05

Индекс Кетле, усл. ед. 229,18±35,98 220,93±11,28 226,44±28,08 221,09±38,73 Р > 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экскурсия грудной клетки, усл. ед. 3,38±1,69 2,75±0,71 4,25±0,46 4,50±0,76 Р > 0,05

Анализируя показатели из таблицы, мы можем отметить, что показатели физического развития в экспериментальной и контрольной группе у девочек и у мальчиков до начала эксперимента однородны (Р > 0,05). Для того чтобы убедиться в том, что средства и методы АФК действительно повлияли на физическое развитие детей, необходимо сравнить показатели экспериментальной группы до и после эксперимента. Если после математической обработки достоверная значимость показателей подтвердится, то можно сказать об эффективности внедренной методики (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели кардиореспираторной системы учащихся ханты младшего школьного возраста экспериментальной группы в начале и конце эксперимента, (Х±о)

Показатели Экспериментальная группа, п= 16

Девочки, п = 8 Мальчики, п = 8

До После До После

Жизненная емкость лёгких, л. 1,93±0,30 2,66±0,35 1,82±0,21 2,31±0,31

Т расч. = -3,85, Р <0,05 Т расч. = -4,85, Р <0,05

Проба Штанге, с. 31,13±5,62 | 43,88±5,38 33,88±8,31 | 21,88±5,30

Т расч. = -13,30, Р <0,05 Т расч. = -10,67, Р <0,05

Проба Генчи, с. 14,88±4,36 | 21,25±3,20 14,50±4,63 | 21,88±5,30

Т расч. = -7,20, Р <0,05 Т расч. = -8,15, Р <0,05

Жизненный индекс, усл. ед. 67,75±13,24 | 78,84±16,86 66,19±9,87 | 73,43±7,49

Т расч. = 6,63, Р <0,05 Т расч. = -3,92, Р <0,05

ЧСС, уд/мин (покой) 78,63±5,95 | 85,63±6,02 85,75±7,44 | 85,50±6,82

Т расч. = -4,02, Р <0,05 Т расч. = 0,08, Р > 0,05

Показатели ЖЕЛ после эксперимента увеличились на 27%, показатели пробы Штанге и Генчи на 40% и жизненный индекс в конце исследования стал выше на 15%. Эти показатели в начале и в конце эксперимента как у мальчиков, так и у девочек достоверно различны (Р <0,05), что говорит об эффективности педагогического эксперимента.

Показатель ЧСС у девочек в начале и конце исследования достоверно различен (Р <0,05), а вот у мальчиков показатель не изменился (Р > 0,05).

Далее мы изучали динамику изменения на начало и окончание эксперимента показателей индекса Эрисмана, Пинье, Кетле, площади поверхности тела, экскурсии грудной клетки (таблица 5).

Анализируя данные из таблицы, мы можем отметить, что показатели физического развития в экспериментальной группе до начала эксперимента и после достоверно различны (Р <0,05). Индекс Пинье в конце эксперимента уменьшился на 25%, а значит, показатель крепости телосложения улучшился. Так же улучшились показатели Индекса Кетле (на 13%), площади поверхности тела (на 20%) и экскурсии грудной клетки (на 20%).

Таблица 5 - Показатели физического развития учащихся ханты младшего школьного возраста экспериментальной группы в начале и конце эксперимента, (Х±о)_

Показатели

Экспериментальная группа, п= 16

Девочки, п = 8

До

После

Мальчики, п = 8

До

После

Индекс Эрисмана, усл. ед.

1,94±4,04

5,72±3,63

2,31±2,45

5,91±2,86

Т расч. = -2,40, Р <0,05

Т расч. = -2,50, Р <0,05

Индекс Пинье, усл. ед.

32,14±7,57

23,45±11,28

32,68±3,74

28,20±3,35

Т расч. = 2,66, Р <0,05

Т расч. = 2,37, Р <0,05

Индекс Кетле, усл. ед.

229,18±35,98

259,18±42,09

220,93±11,28

239,76±12,71

Т расч. = -9,43, Р <0,05

Т расч. = -4,36, Р <0,05

Экскурсия грудной клетки, усл. ед._

3,38±1,69

5,13±0,64

2,75±0,71

4,38±0,52

Т расч. = -3,05, Р <0,05

Т расч. = -5,02, Р <0,05

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы раскрыли теоретические основы физического развития детей младшего школьного возраста и детей с нарушением интеллекта. Также была выявлена проблема, которая заключается в сложности введения в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (ханты) оптимальных средств и методов адаптивной физической культуры, с учётом отклонений в их состоянии здоровья, со сложностью национальных традиций, с учётом величины нагрузки, показаний и противопоказаний.

Весоростовые индексы Кетле у представителей коренного населения имели оптимальную степень выраженности и соответствовали норме. Значения индекса Эрисмана, оценивающего конституциональную пропорциональность, подтверждали хорошее развитие грудной клетки. Показатели индекса Пинье, характеризующие крепость телосложения, свидетельствовали о преобладание слабого типа телосложения как у мальчиков, так и у девочек ханты.

В обследуемых группах школьников ханты с нарушением интеллекта ЧСС соответствовала норме во всех группах. Систолическое артериальное давление было понижено, что является характерной особенностью детей северных территорий. Показатели ЖЕЛ в обеих популяционных группах меньше должного на 15%, что так же считается нормой. Показатели проб Штанге и Генчи были ниже нормы, что, вероятно, является отражением некоторого снижения уровня адаптации дыхательного центра к гипоксии.

Установлена тесная прямая корреляционная связь между отдельными показателями физического развития и параметрами кардиореспираторной системы учащихся младшего школьного возраста (ханты), что дает нам основание на разработку и апробацию комплекса средств и методов повышения уровня здоровья подрастающего поколения.

На основе полученных результатов мы внедряли подобранные средства и методы адаптивного физического воспитания, соответствующие нозологии и возрасту учащихся экспериментальной группы.

После проведения эксперимента мы повторно измерили все показатели и вычислили индексы, чтобы проверить эффективность воздействия внедренных нами средств на физическое развитие детей ханты младшего школьного возраста.

Показатели ЖЕЛ после эксперимента увеличились на 27%, показатели пробы Штанге и Генчи на 40% и жизненный индекс в конце исследования стал выше на 15%. Эти показатели в начале и в конце эксперимента как у мальчиков, так и у девочек достоверно различны (Р <0,05), что говорит об эффективном влиянии средств и методов АФК на кардиореспираторную систему детей.

Показатели физического развития в экспериментальной группе до начала эксперимента и после также достоверно различны (Р <0,05). Индекс Пинье в конце эксперимента уменьшился на 25%, а значит, показатель крепости телосложения улучшился. Так же улучшились показатели Индекса Кетле (на 13%), площади поверхности тела (на 20%) и

экскурсии грудной клетки (на 20%). Таким образом, внедренные нами средства и методы адаптивного физического воспитания положительно повлияли на физическое развитие детей ханты младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, и могут в дальнейшем применяться на практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние экологических и социальных факторов на развитие детей Среднего Приобья / П.Г. Койносов, Т.В. Чирятьева, А.П. Койносов, П.Н. Жвавый, С.А. Орлов, В.Е. Коломыс, Е.В. Ионина, Д.А. Зинченко // Медицинская наука и образование Урала. - 2015. - № 4. - С. 110-114.

2. Козырева, Т.В. Климатогеографические и социальные факторы, влияющие на состояние здоровья населения ХМАО-Югры / Т.В. Козырева // Вестник угроведения. - 2016. - № 7. - С. 169179.

3. Лях, В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В. И. Лях. -Москва : Спорт, 2016. - 160 с.

4. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / Л. В. Шапкова. - Москва : Советский спорт, 2009. - 464 с.

REFERENCES

1. Koynosov, P.G., Chiryatiev, T.V., Koynosov, A P., Zhvavyi, P.N., Orlov, S.A., Kolomys, V.E., Ionin, E.V. and Zinchenko, D A. (2015), "Influence of ecological and social factors on children's development Cooperative Ob", Medical science and education of the Urals, No. 4, pp. 110-114.

2. Kozyreva T.V. (2016), "Climatogeographic and social factors influencing the health status of the population of KHMAO-Yugra", Bulletin of Ugric studies, No. 7, pp. 169-179.

3. Lyakh V. I. (2016), Development of coordination abilities in preschool children, Sport, Moscow.

4. Shapkova L.V. (2009), Private methods of adaptive physical culture: textbook, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: nsetyaeva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2020

УДК 796.011

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗЛИЧНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ

ЗДОРОВЬЯ

Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Алла Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Георгиевна Фейгель, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлен анализ основных подходов к проведению занятий с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья (ВОСЗ). Установлено, что в процессе оздоровительной физической культуры (ОФК) с военнослужащими необходимо применять: системный, программно-целевой, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный и комплексный подходы к проведению занятий с военнослужащими, имеющими различные временные отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова: системный, программно-целевой, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный и комплексный подходы; военнослужащие; оздоровительная физическая культура; занятия по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.