Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ'

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА МУЖЧИН / ТЕСТЫ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ / PWC 170

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колдашов Игорь Анатольевич, Стародубова Анастасия Вениаминовна, Колдашова Анна Игоревна, Мастерова Анастасия Николаевна, Черлянцева Татьяна Вадимовна

Введение - в настоящее всё большую популярность получают комплексные занятия с использованием упражнений из боевых искусств. Методика - в связи с нарастающим интересом к использованию разнонаправленных упражнений из единоборств, необходимо разработать методику физкультурно-кондиционных занятий для повышения физического состояния студентов. Полученные результаты - из полученных данных, виден прирост результатов по всем измеряемым показателям, что свидетельствует об эффективности используемой методики. Выводы - в ходе полученных результатов можно сделать вывод об эффективности занятий с элементами единоборств для студентов на занятиях по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колдашов Игорь Анатольевич, Стародубова Анастасия Вениаминовна, Колдашова Анна Игоревна, Мастерова Анастасия Николаевна, Черлянцева Татьяна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF WELLNESS TRAINING USING MARTIAL ARTS EXERCISES

Introduction - currently, complex classes using martial arts exercises are becoming increasingly popular. Methodology - due to the growing interest in the use of multidirectional exercises from martial arts, it is necessary to develop a methodology of physical culture and conditioning classes to improve the physical condition of students. The results obtained - from the data obtained, an increase in results is visible for all measured indicators, which indicates the effectiveness of the methodology used. Conclusions -in the course of the results obtained, it can be concluded about the effectiveness of classes with elements of martial arts for students in physical education classes.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ»

уровнем готовности волейболистов к соревнованиям.

Проведенные нами исследования показали высокую значимость разработки модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа для повышения качества тренировочного процесса. Разработка модели дифференцированной подготовки квалифицированных волейболистов с учетом их игрового амплуа, по мнению респондентов, позволит оптимизировать тренировочный процесс.

В результате опроса тренеров квалифицированных волейбольных команд, была выявлена необходимость применения упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа. Было установлено, что применение упражнений для расширения технического арсенала волейболистов в соответствии с задачами игрового амплуа в значительной степени повышает качество тренировочного процесса.

Определена высокая значимость обеспечения физической, технической и психологической соревновательной готовности у волейболистов для постоянного роста спортивного мастерства. Установлена высокая эффективность физической, технической и психологической соревновательной готовности квалифицированных волейболистов, для эффективной соревновательной деятельности.

Проведение мероприятий по повышению уровня методической подготовленности тренеров волейбольных команд показывает их высокую эффективность для улучшения качества выполнения технических действий в ходе соревновательной деятельности. Создание данного условия обеспечивает целенаправленное использование дифференцированных средств подготовки для эффективной соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

Значимым психолого-педагогическим условием, необходимым для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа, является применение индивидуальных нагрузок, в соответствии с особенностями игрового амплуа. Нагрузки должны подбираться не только с учетом игрового амплуа, но и на основании индивидуальных функциональных показателей каждого игрока.

Использование специальных показателей, обеспечивающих объективный контроль над уровнем готовности волейболистов к соревнованиям, по мнению респондентов, также является важнейшим психолого-педагогическим условием, необходимым для применения дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о высокой значимости обоснованных психолого-педагогических условия, необходимые для использования дифференцированных средств подготовки квалифицированных волейболистов с учетом игрового амплуа.

Контактная информация: a_bolotin @inbox.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2022

УДК 796.89

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Игорь Анатольевич Колдашов, старший преподаватель, Анастасия Вениаминовна

Стародубова, старший преподаватель, Анна Игоревна Колдашова, преподаватель, Анастасия Николаевна Мастерова, преподаватель, Татьяна Вадимовна Черлянцева,

преподаватель, Марина Викторовна Жданова, преподаватель, Московский государ-

ственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

Введение - в настоящее всё большую популярность получают комплексные занятия с использованием упражнений из боевых искусств. Методика - в связи с нарастающим интересом к использованию разнонаправленных упражнений из единоборств, необходимо разработать методику физкультурно-кондиционных занятий для повышения физического состояния студентов. Полученные результаты - из полученных данных, виден прирост результатов по всем измеряемым показателям, что свидетельствует об эффективности используемой методики. Выводы - в ходе полученных результатов можно сделать вывод об эффективности занятий с элементами единоборств для студентов на занятиях по физической культуре.

Ключевые слова: боевые искусства, оздоровительная тренировка мужчин, тесты силовой подготовки, PWC 170.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p202-205

DYNAMICS OF THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS UNDER THE INFLUENCE OF WELLNESS TRAINING USING MARTIAL ARTS EXERCISES Igor Anatolyevich Koldashov, the senior teacher, Anastasia Veniaminovna Starodubova, the senior teacher, Anna Igorevna Koldashova, the teacher, Anastasia Nikolaevna Masterova, the teacher, Tatiana Vadimovna Cherlyantseva, the teacher, Marina Viktorovna Zhdanova, the teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Abstract

Introduction - currently, complex classes using martial arts exercises are becoming increasingly popular. Methodology - due to the growing interest in the use of multidirectional exercises from martial arts, it is necessary to develop a methodology of physical culture and conditioning classes to improve the physical condition of students. The results obtained - from the data obtained, an increase in results is visible for all measured indicators, which indicates the effectiveness of the methodology used. Conclusions -in the course of the results obtained, it can be concluded about the effectiveness of classes with elements of martial arts for students in physical education classes.

Keywords: martial arts, men's health training, strength training tests, PWC170.

ВВЕДЕНИЕ

Среди различных социально-демографических групп населения большой интерес представляет возрастной контингент студентов 1-3 курсов. В этом периоде, с одной стороны, реализуется профессиональный потенциал студентов, с другой наступает снижение уровня физических кондиций человека, которые в основном зависят от его возраста, учебной и производственной деятельности. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности систем организма и развитию заболеваний [2].

При этом всё больше распространение получают комплексные занятия с использованием упражнений из единоборств. Программа боевых искусств в фитнесе представляет собой комплексные программы тренировок, которая признает важность совершенствования в различных направлениях. Помимо основных компонентов фитнеса: развития выносливости кардио-респираторной систем, силы, силовой выносливости, гибкости, композиции тела, уделяется внимание координации, концентрации внимания, дыханию.

Оздоровительный эффект подобных программ связан с повышенной физической активностью, усилием функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Занятия по этой программе сочетают приемы каратэ, кикбоксинга, бокса, тайского бокса с традиционными тренировочными упражнениями из бокса, классической аэробики и на тренажерах.

МЕТОДИКА

Целью работы является разработать методику физкультурно-кондиционных занятий, основывающуюся на использовании разнонаправленных упражнений из боевых ис-

кусств (единоборств) для повышения физического состояния студентов 1-3 курсов [1, 3].

Рабочая гипотеза: предполагалось, что разработанные методические рекомендации по проведению занятий по типу «физкультурно-кондиционной тренировки» с использованием упражнений из единоборств, позволят оптимизировать физическое состояние студентов. Объект исследования: студенты, занимающиеся физическими упражнениями, с преимущественным использованием средств из боевых искусств. Предмет исследования: процесс и методика комплексных занятий по типу «физкультурно-кондиционной тренировки», с преимущественным использованием средств из боевых искусств. Задачей данного исследования было определить эффективность регулярных занятий по разработанной программе на физическое состояние студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Методы исследования: 1) исследования динамики морфофункционального состояния (ЖЭЛ, масса тела, антропометрические данные, ЧСС покоя); 2) исследования динамики физических качеств (сила, гибкость, скоростно-силовые качества); 3) исследование динамики физической работоспособности по тесту PWC170.

Для исследования силы мышц плечевого пояса испытуемых регистрировали максимальное количество сгибаний - разгибаний рук в упоре лежа.

Для исследования силы мышц брюшного пресса испытуемых регистрировали максимальное количество подъёмов ног в прямой угол в висе на перекладине. Для исследования силы мышц ног испытуемых регистрировали максимальное количество приседаний на одной сильной (как правило, правой) ноге. Скоростно-силовая подготовленность тестировалась с помощью упражнений «Прыжок в длину с места». Гибкость тестировалась посредством упражнения «наклон вперед» из положения основная стойка. Антропометрические данные - обхват шеи, грудной клетки и груди, плеча при напряжении осуществлялся с помощью сантиметровой ленты по наиболее выступающим точкам.

Исследование проводилось на базе спортивного комплекса МГТУ им Н.Э. Баумана в городе Москве в период февраль-май 2022 г.

Занятия проводились в течение 4-х месяцев (февраль-май 2022 г.) 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия на первом этапе - 60 минут, на втором этапе по 90 минут.

Схема занятий на первом этапе (4-5 недели): 6-8 минут кардиотренировка в подготовительной части занятия; 6-8 минут стретчинг (3-4 минуты в подготовительной части + 3-4 минуты в основной части между упражнениями из единоборств); и 40-45 минут упражнения из единоборств в сочетании со статодинамическими упражнениями. На втором этапе (6-14 недель) длительность занятия 80-90 минут; подготовительная часть состоит из кардиотренировки 10-12 минут, 6-8 минут упражнения стретчинга и 60-65 минут упражнения из единоборств в сочетании со статодинамическими упражнениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 - данные динамики исследуемых показателей у испытуемых.

Таблица 1 - Динамика морфофункциональных показателей, показателей физического состояния и физической работоспособности студентов_

№ Показатели В начале В конце Т-крит

Х 5 Х 5

1 Масса тела (кг) 85,6 6,12 83,1 4,98 4,6*

2 ЧСС (уд./мин) 74 12 69 9 4,8*

3 ЖЕЛ (мл) 3840 206 4412 174 3,4*

4 Обхват гр.кл. (см) 83,0 6,7 85,1 6,3 2,3*

5 Обхват плеча при напряжении (см): правое; левое 40,7; 40,4 2,1; 2,2 43,5; 42,0 1,4; 1,5 2,7*; 2,3*

6 р-дас170 (кгм./мин) 753,0 40,1 894,1 38,9 3,9*

Как видно из представленных данных, динамика массы тела составила 2,5 кг. (при t=4,6 и р<0,01); обхват грудной клетки на 9,5%, т. е. 1,9 см. (при t=2,3 и р<0,05), обхват правого плеча увеличился на 2,8 см., а левого на 1,6 см. (при р<0,05). Аналогичным образом изменились ЖЕЛ (на 591 см3, при р<0,01), частота пульса в покое снизилась на 5

уд./мин. (при t=4,8 и р<0,01). Показатель PWCl7o после проведенных регулярных занятий по разработанной экспериментальной программ в исследуемой группе составил 894,1 кг./мин., что больше, чем до эксперимента на 141,1 кг./мин. (при 1=3,9 и р<0,01).

В таблице 2 представлены показатели динамики физических качеств силы, гибкости и скоростно-силовых качеств в группе испытуемых.

Таблица 2 - Изменение показателей физических качеств и работоспособности студентов

№ Показатели До эксперимента После эксперимента Т-крит

Х 5 Х 5

1 Количество отжиманий, (раз) 14,5 5,5 21,6 4,3 3,4*

2 Количество подъёмов ног, (раз) 7,1 2,3 12,2 3,9 2,1*

3 Количество приседаний, (раз) 12,2 1,3 18,4 2,6 2,7*

4 Прыжок в длину с места (см) 183,5 4,17 2,09 4,25 3,1*

5 Наклон вперед (см) -3,6 1,2 3,2 0,8 2,3*

Как видно из представленных данных, произошли достоверные (при р<0,05-0,01) изменения: после эксперимента значительно увеличился показатель силы мышц рук (14,5 раз до эксперимента и 21, 6 раз после), силы мышц брюшного пресса (7,1 и 12,2 раза соответственно поднимания прямых ног до 90°) Количество приседаний также увеличилось на 16,2 раза (при t=2,7 и р<0,05). Также достоверные изменения в экспериментальной группе произошли и по показателю силы мышц ног: на 6,2 приседаний (при t=2,7 и р<0,05). Показатели, характеризующие скоростно-силовую подготовленность «прыжок в длину с места» также достоверно увеличились на 25,5 см (при t=3,1 и р<0,01). Как и следовало ожидать, значительно (на 6,8 см. при t=2,3 и р<0,05) улучшились показатели гибкости по тесту «наклон вперед».

ВЫВОДЫ

Представленные данные позволяют сделать вывод об эффективности занятий с элементами восточных боевых искусств и статодинамического тренинга для студентов на занятиях по физической культуре. Положительные достоверные сдвиги в состоянии испытуемых коснулись показателей морфофункционального состояния, показателей физических качеств силы, гибкости и скоростно-силовых, а также физической работоспособности по пробе PWC170.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изучение уровня физической подготовленности студенток-первокурсниц Московского государственного областного университета / О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Колдашов, А.А. Кол-дашова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 52-56.

2. Борисова О.А. Физическое развитие и адаптационные возможности студентов-первокурсников московского государственного областного университета / О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 47-51.

3. Нагейкина С.В. К вопросу совершенствования знаний по физической культуре в вузе / С.В. Нагейкина, О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.И. Колдашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2022.- № 4 (206).- С. 271-274.

REFERENCES

1. Borisova, O.A., Boyko, A.I., Koldashov, A.I. and Koldashova, A.A. (2021), "Studying the level of physical fitness of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), pp. 52-56.

2. Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2020), "Physical development and adaptive capabilities of first-year students of the Moscow State Regional University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 47-51.

3. Nageikina, S.V., Borisova, O.A., Boyko, A.I. and Koldashov, A.I. (2022), "On the issue of improving knowledge of physical culture in higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 271-274.

Контактная информация: koldashov88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.