выражены при действии закиси кобальта; последняя и более растворима.
4. При изучении сравнительной токсичности кобальта получено подтверждение разной токсичности окислов, что раньше было установлено одним из авторов (Э. Н. Левиной) для окислов марганца.
5. Полученные данные дают возможность рекомендовать наблюдение за состоянием щитовидной железы, уровнем сахара в крови, функцией почек у лиц, работающих с соединениями кобальта, в частности с его окислами.
ЛИТЕРАТУРА
В о й н а р А. О. Биологическая роль микроэлементов в организме животных и растений. М., 1953. — Добренькое Г. А. Труды Казанск. хим'ико-технологнческого ин-та, 1954, в. 18, стр. 255. — Каплун 3. С. Труды I Московск. мед. ин-та, 1959, т. 5, стр. 37. — П а р х о м е н к о Г. М. Гиг. и сан., 1958, № 9, стр. 11. —Пер ел ь-ман Ф. М., Зворыкин А. Я., Гудим а Н В. Кобальт. М. Л., 1949. — Пересадько Л. П. Действие кобальта на сердечно-сосудистую систему. Дисс. канд. Харьков, 1953. — Creut zf eld t W., Schmidt W., Arch. exp. path. Pharmak., 1954, Bd. 222, p. 487,—Foucault G., Collet A., C. R. Soc. Biol., 1955, v. 149, p. 507,— Hauschild F. Pharmakologie und Qrundlagen der Toxikologie. Leipzig, 1960. — W б h 1 e r F„ Emrich D„ Arch. exp. Path. Pharmak., 1956, Bd. 229, S. 92.
Поступила 20/X I960 r.
COMPARATIVE TOXICITY OF COBALT OXIDES
E. N. Levina, A. O. Loit •
In experiments on mice and rats the toxic effect of cobalt oxides, after its repeated administration, manifested itself in animals' death, in decrease of weight, in reduced gaseous exchange and in dystrophic lesions of internal organs, both in dead animals and in those which survived prolonged poisoning.
Besides, cobalt oxides produced changes in peripheral blood, such as an increase in percentage of haemoglobin and in the number of erythrocytes, and lowered the activity of the thyroid gland and the sugar content of blood.
Cobalt oxide, containing divalent cobalt, proved to be considerably more toxic than that with trivalent metal. The lethal dose of divalent cobalt oxide given in repeated subcutaneous injections comprised 25 mg/kg for mice and 20 mg/kg for rats.
These doses caused 100% lethality. However, not a single rat died after administration of the same dose of trivalent cobalt oxide and a dose of this compound twice as big did not cause a single death among mice.
The lethal doses for mice of divalent cobalt and those of its salts are approximately the same. The higher toxicity of divalent cobalt oxide not only manifests itself in the lethal effect but in the extent of its specific lesions in individual organs and systems of the experimental animals.
Ъ -йг -Й-
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХАРЬКОВА ЗА 20 ЛЕТ
Кандидат медицинских наук 3. П. Ковалькова, кандидат медицинских наук А. А. Сычев, ассистент А. А. Горюнова
Из кафедры гигиены детей и подростков Харьковского медицинского института
Кафедра гигиены детей и подростков Харьковского медицинского института проводит наблюдения за физическим развитием школьников Харькова в течение последних 20 лет. В 1940 г. физическое развитие школьников изучал ассистент кафедры И. М. Ульянов. Данные за 1946 г. получены нами из рукописи проф. Л. П. Николаева, проводившего исследование детей, проживавших в Харькове в период оккупации. Материалы 1948 и 1954 гг. — исследования доцента 3. П. Коваль-
ковой. Данные за 1959 г. получены в результате совместного исследования авторов.
С 1940 г. массовые обследования физического развития школьников Харькова были проведены 5 раз.
Применение унифицированной методики антропометрических исследований обеспечило возможность сравнения полученных цифровых показателей.
В 1959 г. было обследовано 2958 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Насыщенность возрастно-половых групп колебалась от 139 до 203 у мальчиков ,и от 136 до 224 у девочек.
Как и в прошлые годы, физическое развитие школьников изучали с учетом состояния здоровья, питания и режима дня детей. Школы по планировке и благоустройству отвечали санитарно-гигиеническим требованиям. Из недостатков следует отметить нарушение правил рассаживания школьников за партами и несоответствующее санитарным требованиям размещение учебных мастерских и их оборудование. Режим учебных занятий в школах был построен в соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством просвещения УССР на 1959/60 учебный год. Жилищно-бытовые условия большинства школьников (76%), питание их были удовлетворительными.
Для каждого признака были вычислены М, а, m(M), ш(а), V, г, ш(г), R, ct(R), Min, Max.
Средние показатели физического развития мальчиков и девочек свидетельствуют о том, что взвешенные сведние арифметические, средние квадратические отклонения и другие параметры вариационного ряда отражают типичную динамику физического развития возрастно-половых групп учащихся.
Абсолютные величины годовых приростов неодинаковы в различные годы обследования. Они показали тесную взаимосвязь с условиями жизни населения. Дети с высокими показателями физического развития имели меньшие годовые приросты, а с низкими показателями — большие. Это, как известно, физиологически закономерно: в благоприятных условиях прежде всего восстанавливается развитие наиболее отстающих признаков.
Корреляция между ростом и весом как у мальчиков, так и у девочек довольно большая и колеблется от 0,65 до 0,86. Связь между ростом и окружностью грудной клетки у мальчиков средней степени, а у девочек 14—15 лет — небольшая.
Коэффициенты регрессии веса к росту в обеих половых группах имеют некоторую тенденцию к увеличению с возрастом и значительно выше, чем коэффициенты регрессии окружности грудной клетки по отношению к росту.
В условиях Харькова наибольший рост в длину происходит у мальчиков между 14 и 16 годами, а у девочек — между 12 и 14 годами. В 1959 г. эти соотношения роста основных показателей физического развития не нарушены. Девочки «обогнали» мальчиков по всем трем признакам к 12 годам, а момент «обгона» девочек мальчиками наблюдался к 15 годам.
При сравнении показателей физического развития детей за 1946 и 1948 гг. с показателями за 1940 г. обнаруживается, что условия военного времени вызвали резкое снижение уровня физического развития детей Харькова. Тяжелые материальные условия жизни, недостаточное питание, постоянное нервное напряжение, связанные с временным оккупационным режимом, привели к замедлению роста детей, уменьшению показателей веса и окружности грудной клетки.
Средние показатели физического развития детей Харькова за 1948 г. (3. П. Ковалькова) несколько превышают данные 1946 г. только по весу и у более старших детей (11—14 лет), что объясняется, по нашему
мнению, улучшением условий жизни и питания детей и более быстрым восстановлением веса по сравнению с ростом и окружностью груди.
Материалы наблюдения 1954 г. позволили установить значительное увеличение показателей физического развития детей Харькова. По сравнению с послевоенными годами была обнаружена относительная стабильность основных показателей развития и здоровья школьников, выразившаяся в достижении уровня физического развития 1940 г. Причем дети, родившиеся в довоенные годы (1939—1940), по основным показателям даже превзошли этот уровень. Так, дети 14—15 лет были на 1—2 см выше, имели вес на 1—2 кг и окружность груди на 1 см больше, чем дети такого же возраста в 1940 г. Очевидно, условия жизни, в которых проходило раннее детство этих детей, способствовали быстрому восстановлению уровня их физического развития. Дети, родившиеся в военные годы, в период оккупации, к 1954 г. только достигли уровня физического развития 1940 г.
Уровень физического^ развития школьников в 1959 г. значительно повысился не только по сравнению с 1946 г., но и с довоенным 1940 г. Средние цифры роста в некоторых возрастно-половых группах в 1959 г. увеличились на 5—7 см по сравнению с 1946 г. и на 2—3 см по сравнению с 1940 г. (рис. 1). Вес увеличился на 4—6 кг по отношению к данным 1946 г. и на 1—3 кг по сравнению с 1940 г. (рис. 2).
163 159 155 151 147 143 139 135 131 127 123 119
У*
✓ г 3
К
/ '
2
у
/А гт^,
О
10 11 12 Возраст, лет!
и 14
Рис. 1. Рост школьников.
I — мальчики в 1940 г.; 2 — девочки в 1940 г.;
3 — мальчики в 1946 г.; 4 — девочки в 1946 г.:
5 — мальчики в 1959 г.; 6 — девочки в 1959 г.
Рис. 2. Вес школьников. Обозначения те же, что и на рис. 1.
Ю // 12 и
Возраст, лет
Рис. 3. Окружность грудной клетки школьников. Обозначения те же. что и на рис. 1.
Менее заметные сдвиги определены в показателях окружности грудной клетки (рис. 3). Результаты наблюдения 1959 г. позволили установить, что непрерывное улучшение материально-бытовых условий жизни населения, проведение массовых оздоровительных мероприятий среди школьников, улучшение их медицинского обслуживания и физического воспитания, внедрение в практику школ производственного обучения благоприятно повлияли на физическое развитие детей и подростков. Нами выявлено, что число детей, отстающих в развитии, постоянно умень-
Вазраст, лет
3 Гигиена и санитария. № 10
33
шается за счет увеличения числа детей со средними показателями. Повышение средних показателей физического развития детского населения объясняется уменьшением числа детей, задержавшихся в своем развитии. Так, число детей, имеющих средние показатели физического развития, в 1946 г. составляло в некоторых возрастно-половых группах 58—60%, в 1948 г. соответственно —65—68% и в 1959 г. —72—75%. Одновременно отмечается увеличение числа детей с вышесредним и высоким уровнем физического развития.
Динамические наблюдения за физическим развитием школьников Харькова совпадают с результатами многих исследований (М. В. Антропова, М. Д. Большакова, Г. П. Сальникова, А. Г. Цейтлин).
В помощь практическим врачам нами составлены оценочные таблицы (по шкале регрессии) физического развития школьников Харькова и прилегающих областей с пояснением к пользованию ими.
Выводы
1. Изучение физического развития школьников Харькова показало, что процессы их общего развития соответствуют физиологическим закономерностям детей данных возрастно-половых групп.
2. Динамика физического развития учащихся Харькова в течение последних 20 лет указывает, что средние величины основных показателей физического развития школьников в 1959 г. были выше, чем в предыдущие годы.
3. Динамика физического развития школьников Харькова характеризуется увеличением числа детей со средними, вышесредними и высокими показателями уровня физического развития с постепенным уменьшением числа детей с нижесредними и низкими показателями.
4. Разработанные оценочные таблицы физического развития (по шкале регрессии) детей позволяют объективно оценивать уровень физического развития школьников и могут быть использованы в практической деятельности врачей-педиатров Харькова и прилегающих областей.
ЛИТЕРАТУРА
Большакова М. Д. Гиг. и сан., 1958, № 1, стр. 32. — К о в а л ь к о в а 3. П. Труды Харьковск. мед. ин-та, 1958, в. 46, стр. 79. — Сальникова Г. П., Антропова M В., У с и щ е в а Ц. Л и др. В кн.: Материалы научной конференции по вопросам школьной гигиены. М., 1958, стр. 107. — Ставицкая А. Б., Арон'Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959. — Цейтлин А. Г. Педиатрия, 1957, № 10, стр. 74.
П ос туп шла H/IV INI г.
PHYSICAL DEVELOPMENT DYNAMICS OF SCHOOL UNDERGRADUATES IN KHARKOV FOR THE LAST 20 YEARS
Z. P. Kovalkova, Candidate of Medical Sciences, A. A. Sychev, Candidate ef Medical Sciences, A. A. Goryunova, Assistant
Mass investigations of physical development of school undergraduates in Kharkov were carried out five times since 1940. War-time living conditions produced a fall in the level of children's physical development. In 1948 a definite improvement was noted in the body weight values of children, who were born before the war. By 1954 the physical development indices reached the level of 1940 and the children born before the war exceeded the latter level. In 1959 the physical development of school undergraduates was better than that in 1940. The number of children backward in their development is constantly decreasing, while that in the groups of children with medium and high development indices is growing constantly.
Ъ ★ ★