талистнческих странах ограничено их социальным строем. В Советском Союзе государственный и социально-экономический строй обеспечивает для населения равные возможности оздоровления условий труда и быта. Поэтому темпы снижения показателей общей смертности в Советском Союзе обгоняют самые «благоприятные» темпы капиталистических стран. Общая смертность населения СССР в 1955 г. уменьшилась по сравнению с довоенным 1940 г. в 2,2 раза. За эти же 15 лет показатель общей смертности населения Англии снизился лишь на 6%, Франции — на 23%.
В СССР в течение 1956 г. общая смертность населения уменьшилась на 8% по сравнению с предшествующим 1955 г.: до 7,5 против 8,2 на 1000 населения. В настоящее время этот показатель у нас ниже, чем был в 1940 г., почти в 2,4 раза. При этом показатель общей смертности населения СССР за 1950—1954 гг. ниже, чем в любой другой европейской стране и США.
Показатель рождаемости в Советском Союзе в послевоенный период выше, чем почти во всех европейских странах (26,2 за период 1950—1954 г.), и выше, чем в США, что при низком показателе общей смертности (7,5 в 1956 г.) дает наибольший естественный прирост населения СССР по сравнению с другими странами.
Соответственно такому изменению демографических показателей в СССР «общая смертность населения, в частности детская смертность, в течение 1956 г. продолжала снижаться, а средняя продолжительность жизни увеличиваться» (Медицинский работник, 1/11 1957 г.). А это при социалистическом строе жизни должно иметь своим последствием и соответствующее изменение структуры возрастно-полового состава населения СССР в сторону большего увеличения в нем доли детских и рабочих возрастов за счет снижения смертности и большего отодвигания начальных возрастных пределов постепенного вымирания поколения за счет увеличения продолжительности жизни.
Поступила 23/1У 1957 г.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВЫ
(по данным медицинских осмотров в 1952/53 учебном году)
Заслуженный врач РСФСР Ф. М. Туровская, кандидат медицинских
наук Д. Г. Нусбаум
Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции
Систематическое изучение состояния здоровья и физического развития школьников, динамики этих показателей составляет важнейший раздел школьной гигиены и педиатрии.
Эти материалы дают основание для оценки санитарного состояния детских контингентов и составления плана необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий.
Врачами-педиатрами школ при проведении ими медицинских осмотров до настоящего времени используются средние показатели физического развития школьников Москвы, разработанные проф. Л. А. Сыркиным и Д. И. Арон в 1939/40 учебном году. Данные ежегодно проводимых медицинских осмотров школьников, охватывающих многие сотни тысяч детей и подростков, до настоящего времени не стали предметом серьезного изучения и лежат неиспользованными в архивах медицинских кабинетов школ.
Таблица 1
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОСКВЫ (по данным обследования в 1952/53 учебном году)
Признак Возраст Мальчики Девочки
число случаеп М±т(м) О V число случаеп М±т(м) а V
Рост стоя 7 866 121,68±0,24 5,34 4 30 753 120,28^0,27 4,74 3,94
8 1678 124,56±0,18 5,32 4 27 1574 123,06±0,19 5,70 4,63
9 1071 128,44^0,26 5,88 4 57 1077 126,94±0,22 5,64 4,44
10 1024 133,12±0,25 5,94 4,46 1005 132,24^0,24 6,10 4,62
11 1754 137,26±0,19 6,16 4,49 1824 137,52^0,22 6,90 5,02
12 1991 141,96±0,20 6,34 4 47 2265 143,38±0,21 7,42 5,18
13 2011 147,14±0,21 7,24 4,92 2693 149,26±0,18 7,01 4,71
14 2086 154,94±0,24 8 38 5,40 2882 153,88±0,16 6,40 4,15
Вес 7 866 22,04±0,14 3,10 12,0 753 23,14^0,17 2,98 12,88
8 1678 24,88±0,10 2,96 11,9 1514 24,50±0,13 3,80 15,51
9 1071 26,50±0,14 3,28 12,6 1077 26,14±0,15 3,82 14,61
10 1024 29,22±0,16 3,76 13,0 1005 28,78±0,17 2,20 14,59
11 1754 31,78±0,14 4,22 13,22 1824 32,20±0,16 5,28 16,40
12 1991 38,02±0,18 4,72 13,7 2265 36,32±0,17 6,14 16,90
13 2011 43,40±0,21 5.84 15,3 2693 41,04±0,18 6,78 16,52
14 2086 48,72±0,22 7,22 16,63 2882 45,92±0,18 7,04 15,33
Окружность грудной 7 866 60,30±0,17 2,92 4,60 753 59,30±0,17 2,98 5,02
клетки 8 1678 61,82±0,13 3,00 4,35 1514 60,82±0,17 3,46 5,80
9 1071 62,80±0,18 3,28 5,22 1077 62,12±0,16 3,18 5,20
10 1024 65,08±0,19 3,34 5,06 1005 64,10±0,22 3,98 6,20
11 1754 66,70±0,13 3,28 4,31 1824 66,58±0,18 4,52 6,78
12 1991 68,50±0,15 3,76 5,48 2265 69,36^0,18 5,02 7,23
13 2011 70,48±0,16 4,10 Р,82 2693 72,07±0,17 4,92 6,82
14 2086 73,50±0,21 5,16 7,02 2882 77,10±0,19 5,60 7,60
Это обстоятельство побудило нас организовать углубленное изучение физического развития школьников Москвы. В проведении этой трудоемкой и серьезной коллективной научной работы приняли участие врачи-педиатры школ, школьно-санитарные врачи и врачи-статистики районных санитарно-эпидемиологических станций, с которыми была предварительно проведена значительная подготовительная методическая работа: семинар по методике антропометрических измерений и семинар по санитарной статистике.
Вся работа проводилась по единой методике и под единым руководством и контролем. Нами отобраны, обобщены и статистически обработаны данные о 37 890 школьниках, обучающихся в 15 мужских и 17 женских школах 17 районов Москвы.
Работа была проведена в два этапа. На первом этапе врачами Ф. М. Туровской и Е. Н. Нагор-новой были разработаны данные, характеризующие состояние здоровья, частоту патологических отклонений в связи с показателями физического развития, и разработаны по общепринятому вариационно-статистическому методу средние возрастно-половые показатели величин роста (длины тела), веса и окружности груди. Эта работа была доложена на XIII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов.
В дальнейшем нами были разработаны оценочные таблицы в виде шкал регрессии, использование которых позволяет врачу, проводящему медицинский осмотр школьников, дать достаточно точную оценку уровня физического развития каждого школьника.
Метод оценки физического развития школьников по шкалам регрессии является наиболее совершенным из всех существующих в настоящее время методов.
Основное преимущество шкалы регрессии заключается в том, что при оценке полученных данных учитывается корреляционная зависимость между весом или окружностью грудной клетки и величиной роста. Такой подход выявляет взаимосвязь показателей физического развития и позволяет наиболее правильно определить при сопоставлении с данными соматоскопии состояние здоровья ребенка.
Сравнение полученных нами показателей с данными предыдущих лет (проф. Л. А. Сыркин и Д. И. Арон, 1940; Арон, 1946, 1950) показывает, что во всех возрастно-половых группах все три показателя значительно выще данных предыдущих лет — не только 1946 и 1950 гг., но и 1940 г. (табл. 1).
Обобщенные данные уровня физического развития обследованных школьников показывают следующее распределение групп физического развития (в процентах) (табл. 2).
Таким образом, около 93% школьников относится к группам среднего и выше среднего физического развития.
Показатели физического развития мальчиков несколько выше показателей физического развития девочек. Как мальчики, так и девочки 9-, 10- и 11-летнего возраста (школьники рождения 1943, 1942 и 1941 гг.) дают наименее благоприятные показатели.
Ниже приводятся полученные нами данные для оценки физического развития школьников (табл. 3). В таблице представлены данные регрессии, показывающие, как изменяются размеры веса и окружности грудной клетки с изменением роста ребенка на 1 см. Шкалы регрессии
Таблица 2
Группы физического развития школьников
Физическое развитие
Мальчики Девочки
Среднее. . . . Выше среднего Ниже среднего
77,1 16,6
6,3
74.8
17.9
7,3
Таблица 3
Оценка показателей физического развития школьников Москвы (1952/53 учебный год_)
Показатели
Рост (в см)
Низкие (от М—2о и ниже)
Ниже средних (от М—1а до М—2а.)
Средние величины (М±1о)
Выше средних (от М + 1о до М+2а) |
Высокие (от М+2з и выше)
Вес (в кг)
окружность грудной клетки (в см)
Рост (в см)
Вес (в кг)
Окружность грудной клетки (в см)
Мальчики 7 лет Девочки 7 лет
108 16,6 56,3 107 16,9 55,0
109 17,0 56,6 108 17,3 55,4
110 17,3 56,9 109 17,8 55,7
111 17,7 57,2 110 18,3 56,0
112 18, Г 57,5 111 18,7 56,3
113 18,5 57,8 112 19,2 56,6
114 18,9 58,1 113 19,7 57,0
115 19,3 58,4 114 20,1 57,3
116 19,7 58,7 115 20,6 57,6
117 20,1 58,9
118 20,4 59,2 116 21,1 57,9
119 20,9 59,5 117 21,6 58,2
120 21,2 59,8 118 22,0 58,6
121 21,6 60,1 119 22,5 58,9
122 22,0 60,4 120 23,0 59,2
123 22,4 60,7 121 23,4 59,5
124 22,8 61,0 122 23,9 59,8
125 23,2 61,3 123 24,4 60,2
126 23,6 61,6 124 24,8 60,5
127 24,0 61,8 125 25,3 60,8
128 24,4 62,1 126 25,8 61,1
129 24,8 62,4 127 26,3 61,4
130 25,1 62,7 128 26,7 61,8
131 25,5 63,0
132 25,9 63,3 129 27,2 62,1
133 26,3 63,6 130 27,7 62,4
134 26,7 63,9 131 28,1 62,7
135 27,1 64,2 132 28,6 63,0
136 27,5 64,5 133 29,1 63,4
М=121,68 М 22,04 М-60,3 М=120,28 М=23,14 М=59,34
а= 5,34 а=3,1 а=2,92 а=4,74 а=2 98 а=2,98
г=0,676 г=0,561 г=0,741 г=0,490
Р=0,392 Р—0,286 Р=0,466 Р=0,318
ак =2,29 ак=2,42 "и —2,00 ор =2,60
Низкие (от М—2з и ниже)
Ниже средних (от М-1а до М—2а)
•Средние величины ГМ±1а)
110 111 112 ИЗ
114
115
116
117
118
119
120
121 122
123
124
125
126 127
Мальчики 8 лет
18,9
19.3
19.7 20,1
20.5
21,0
21.4
21.8 22,2
22.6
23.0
23.4
23.8 24,2 24,7
25.1
25.5
25.9
Девочки 8 лет
57,1 110 18,1 56,0
57,5 111 18,6 56,3
57,8 112 19,1 56,7
58,1
58,4
58,7 113 19,6 57,1
59,1 114 20,0 57,4
59,4 115 20,5 57,8
59,7 116 21,0 58,2
60,0 117 21,5 58,5
60,3
60,7 118 22,0 58,9
61,0 119 22,5 59,3
61,3 120 23,0 59,7
61,6 121 23,5 60,0
61,9 122 24,0 60,4
62,3 123 24,5 60,8
62,6 124 24,9 61,1
Показатели Рост (в см) Вес (в кг) Окружность грудной клежи (в см) Рост (в см) Вес (в кг) Окружность грудной клетки (в см)
Мальчики 8 лет Девочки 8 лет
128 129 26,3 26,7 62,9 63,2 125 126 127 128 25,4 25,9 26,4 26,9 61.5 61,9 62,2 62.6
Выше средних (от М-|-1а до М+2о) 130 131 132 133 134 135 27.1 27,5 27,9 28,3 28,8 29.2 63,5 63,9 64,2 64,5 64,8 65,1 129 130 131 132 133 27,4 27,9 28,4 28,9 29,4 63.0 63.4 63,7 64.1 64.5
Высокие (от М+2а и выше) 136 137 138 139 140 29,6 30,0 30,4 30.8 31,2 65,5 65,8 66,1 66,4 66,7 134 135 136 137 138 139 29,4 30,3 30,8 31,3 31,8 32,3 64.8 65.2 65.6 65.9 66.3 66.7
М= 124,50 а=5,32 М= 24,88 а=2,96 г=0,740 Р—0,411 ок=1,98 М=61,82 а 0,00 г= 0,570 Р=0,317 о^ =.2,46 М=123,06 а=5,70 М= 124,50 о=3.80 г- 0,727 Р=0,485 ок=2,61 М=60,82 а=3,46 г=0,604 Р—0,371 ак=2,75
Низкие (М—2а и ниже)
Ниже средних (от М— 1а до М—2о)
Средние величины роста (М^о)
Выше средних (от М-|-1о до М+2а)
111 112
113
114
115
116
117
118
119
120 121 122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
Мальчики 9 лет
18.8 57,2
19.3 57,5 19,7 57,9 20,1 58,2
20.6 58,5
21.0 58,8
21.4 59,1
21.9 59,5
22.3 59,8
22.7 60,1
23.1 60,4
23.5 60,7
23,9 61,1
24.4 61,4
24.8 61,7 25,3 62,0
25.7 62,3
26.3 62,7
26.8 63,0
27.2 63,3
27.6 63,6
28.1 64,0
28.5 64,3
29,0 64,6
29.4 64,9
29.9 65,2
30.6 65,6
30.7 65,9
31.2 66,2 31,6 66,5 32,0 66,8
Девочки 9 лет
111 112
113
114
115
116
117
118
119
120 121 122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
19,9
20.3
20.7 21,1
21.5 21,9
22,2
22.6 23,0
23.4
23.8
24.2
24.6
25.0
25.4
25.8
26.1
26.5
26.9
27.3
27.7 28,1
28,5 28,9
29.3
29.7 30 0
30.4
30.8
56.5 56,9
57.2
57.6 57,9
58.3
58.6
59.0 59,3
59.7
60.3
60.4
60.7
61.1
61.4
61.8 62,1
62.5 62,8 63,2
63.5 63,9
64.2
64.6 64,9
65.3 65,6
66,0
66,3
Показатели Рост (в см) Еес (в кг) Окружность грудной клетки (в см) Рост (в см) Еес (в кг) Окружность грудной клетки (в см)
142 143 32,5 32,9 67,1 67,5 140 141 142 143 31,2 31,6 32,0 32,4 66,7 67,0 67,4 67,7
М= 128,4 4 а=5,88 М= 26,50 а=3,28 г= 0,776 Р=0,433 oR =2,06 М=62,8 а=3,28 г=0,576 Р=0,323 о =2,68 М= 126,94 а=5,64 М=26,14 а=3,82 г=0,571 Р=0,387 aR=3,l3 М=62,12 о=3,18 г=0,627 Р=0.350 or=2.48
Низкие (от М—2з и ниже)
Ниже средних
(от М—1о до М—2о)
Средние величины роста (М± 1 а)
Выше средних (от М+1а до М+2а)
Высокие (от М+2а и выше)
Мальчики 10 лет
117 21,6 61,1
118 22,1 61,3
119 22,6 61,6
120 23,0 61,8
121 23,5 62,1
122 24,0 62,3
123 24,5 62,6
124 24,9 62,8
125 25,4 63,1
126 25,9 63,3
127 26,3 63,6
128 26,8 63,8
129 27,3 64,1
130 27,7 64,3
131 28,2 64,6
132 28,7 64,8
133 29,2 65,1
134 29,5 65,3
135 30,1 65,6
136 30,6 65,8
137 31,0 66,1
138 31,5 66,3
139 32,0 66,6
140 32,4 66,8
141 32,9 67,1
142 33,4 67,3
143 33,9 67,6
144 34,3 67,8
145 34,8 68,1
146 35,3 68,3
147 35,7 68,6
148 36,2 68,8
149 36,7 69,1
150 37,1 69,3
М=133,12 о=5,94
М=29,22 а=3,76 г=0,748 Р=0,473 о =2,06
М=65,08 а=3,34 г=0,445 Р=0,252 с =2,99
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
Девочки 10 лет
20,6 21,1 21,6 22,1 22,6
23,1 23,6 24,1 24,6 25,1 25,6
26,1 26,6
27.1
27.6 28,1 28,6
29.2
29.7
30.2
30.7
31.3
31.8 32,3 32,8 33,3 33,8 34,3
34,8
35.3
35.8
36.4
36.9 37,4
М=132,24
о=6,10
М=28,78 о=4,20 г=0,742 Р=0,510 з_=2,81
Показатели
Рост (в см)
Вес (в кг)
Окружность грудной клетки (в см)
Рост (в см)
Вес (в кг)
Мальчики 11 лет
Низкие (от М—2а и ниже)
Ниже средних
(от М—1а до М—2а)
■Средние величины роста (М^а)
Выше средних
(от М+1а до М+2о)
Высокие (от М+2а и выше)
119
120 121 122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
М=137,26 0=6,16
21.6 57,9
22.1 58,4
22.7 58,9
23.2 59,4
23.8 59,8
24.4 60,3
24.9 60,8
25.5 61,3 26,0 61,8
26.6 62,2
27.2 62,7
27.7 63,2
28.3 63,7
28.8 64,2
29.4 64,6
30.0 65,1
30.5 65,6
31.1 66,1
31.6 66,6
32.2 67,0
32.8 67,5
33.3 68,0
33.9 68,5
34,4 69,0
35,0 69,4
35,6 69,9
36,1 60,4
36,7 70,9
37,2 71,4
37,8 71,8
38,4 72,3
38,9 72,8
39,5 73,3
40,0 73,8
40,6 74,2
41,2 74,7
41,7 75,2
М-31,78 М=66,70
о=4,22 а=3,28
г=0,815 г=0,739
Р=0 ,559 Р=0,479
<^=2,24 а„=2,21
118
119
120 121 122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
М= 137,52 о=6,90
Девочки 11 лет
21,1
21.7
22,2
22.8
23.4 23,9
24.5
25.1
25.7
26.2
26.8
27.4 27,9
28.5
29.1
29.6
30.2
30.8
31.4
31.9
32.5
33.1
33.6
34.2
34.8
35.3
35.9
36.5
37.1
37.6
38.2 38,8
39.3 39 9
40.5 41,0
41.6
42.2 42,8
43.3
М=32,2 а=5,28 г=0,750 Р=0,574 а =3,49
Низкие (от ниже)
М—2а и
Мальчики 12 лет Девочки 12 лет
123 24,1 62,8 122 22,4 57,6
124 24,6 63,1 123 23,0 58,2
125 24,2 63,4 124 23,7 58,7
126 26,7 63,7 125 24,4 59,3
127 26,3 64,0 126 25,1 59,8
128 26,8 64,3 127 25,7 60,4
129 27,4 64,6 1 128 1 26,1 60,9 Ч- . -
Показатели
Рост (в см)
Ниже средних
(отМ—1з до М—2а)
Средние величины роста (М^ 1 а)
Выше средних (от М+ 1а до М+2а)
Высокие (от М+2а и выше)
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
Вес (в кг)
М=141,90 0= 6,34
27,9
28.5
29.0
29.6
30.1
30.7
31.2
31.8
32.3
32.9
33.4
34.0
34.5
35.1
35.6
36.2
36.7
37.3
37.8
38.4
38.9
39.5
40.0
40.6
41.1
41.7
42.2
42.8
43.3
43.9
М=34,46 а=4,72 г=0,740 Р=0,550 ГК —3,17
Окружность грудной клетки (в см)
64,9
65.2
65.5
65.8 66,1
66.4
66.7
67.0
67.3
67.6
67.9 68,2
68.5
68.8
69.1
69.4
69.7 70,0
70.3
70.6 70,9
71.2
71.5 71,8 72,1
72.4
72.7 73,0
73.3
73.6
М=68,50 а=3,76 г=0,566 Р=0,302 ак =3,08
Рост (в см)
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160 161 162
163
164
165
=143,38 =7,42
Вес (в кг)
26,8
27.5 28,1 28,8 29,4 30,1
30.8
31,4 32,1 32,7 33,4
34.1 34,7 35,4 36,0 36,7 37,4 38,0 38,7 39,3 40,0
40,7 41,3 42,0
42.6 43,3 44,0 44,6 45,3
45.9 46,6 47,3 47,9 48,6
49.2 49,9 50,6
М=36,32 а=6,14 г=0,80 Р=0,662 =3,68
Окружность грудной клетки (в см)
м=
а-г= Р=
Низкие (от М—2а и ниже)
Ниже средних (от М— 1а до М—2а)
Мальчики 13 лет
126 24,6 64,0
127 25,2 64,3
128 25,9 64,6
129 26,5 64,9
130 27,2 65,2
131 27,8 65,5
132 28,4 65,8
133 29,0 66,1
134 29,7 66,4
135 30,3 66,8
136 30,9 67,1
137 31,6 67,4
138 32,2 67,7
139 32,8 68,0
140 33,5 68,3
Девочки 13 лет
125 26,8 59,6
130 27,5 60,3
131 28,2 60,9
132 28,9 61,5
133 29,6 62,1
134 ' 30,3 62,7
135 31,0 63,4
136 31,7 64,0
137 32,4 64,6
138 33,1 65,2
139 33,8 65,8
140 34,5 66,5
141 35,2 67,1
142 35,9 67,7
Окруж- Окруж-
Показатели Рост (в см) Еес (в кг) ность грудной клетки Рост (в см) Вес (в кг) ность грудной клетки
(в см) (в см)
Средние величины ро- 141 34,1 68,6 143
ста (М^1о) 142 34,8 68,9 144
143 35,4 69,2 145
144 36,1 69,5 146
145 36,8 69,9 147
146 ' 37,3 70,2 148
147 37,9 70,5 149
148 38,6 70,8 150
149 39,2 71,1 151
150 39,8 71,4 152
151 40,5 71,7 153
152 41,1 72,0 154
153 41,7 72,3 155
Выше средних (от 154 42,4 72,6 156
М+1о до М+2о) 155 43,0 73,0 157
156 43,6 73,3 158
157 44,2 73,6 159
158 44,9 73,9 160
159 45,5 74,2 161
160 46,1 74,5 162
Высокие (от М+2о и 161 46,8 74,8 163
выше) 162 47,4 75,1 164
163 48,0 75,4 165
164 48,7 75,7 166
165 49,3 76,1 167
166 49,9 76,4
167 50,5 76,7
168 51,2 77,0
М= 147,14 М=38,02 М=70,48 М= 149,26
а=7,24 о=5,84 о=4,10 а=7,04
г= 0,785 г= 0,608
Р 0,634 Р 0,305
а =3,61 ак =3,24
36.6
37.3
38.0
38.7
39.4
40.1
40.8
41.5
42.2
42.9
43.6
44.3
45.0
45.7
46.4
47.1
47.8
48.5
49.2
49.9
50.6
51.3 52,0
52.7
53.4
М=41,04 а=6,78 г=0,722 Р=0,695 ор=3,57
68.3 68,9
69.6
70.2
70.8
71.4
72.0
72.7
73.3
73.9
74.5
75.1
75.8
76.4
77.0
77.6
78.2
78.9
79.5
80.1
80.7
81.3 82,0
82.6 83,2
М=72,07 а=4,92 г=0,772 Р=0,618 ок=3,12
Низкие (от М—2о и ниже)
Ниже средних (от М—1о до М—2о)
Средние величины ста (М^1о)
ро-
Мальчики 14 лет
131 25,9 64,4
132 26,6 64,8
133 27,4 65,2
134 28,1 65,6
135 28,8 65,9
136 29,6 66,3
137 30,3 66,7
138 31,0 67,1
139 31,8 67,5
140 32,5 67,8
141 33,2 68,2
142 33,9 68,6
143 34,7 69,0
144 35,4 69,4
145 36,2 69,7
146 36,9 70,1
147 37,6 70,5
148 38,4 70,9
149 39,1 71,2
150 39,8 71,6
151 40,6 72,0
152 41,3 72,4
153 42,0 72,8
Девочки 14 лет
135 30,8 69,2
136 31,6 69,6
137 32,4 70,0
138 33,2 70,4
139 34,0 70,8
140 34,8 71,3
141 35,6 71,4
142 36,4 72,1
143 37,2 72,5
144 38,0 72,9
145 38,8 73,4
146 39,6 73,8
147 40,4 74,2
148 41,2 74,6
149 42,0 75,0
150 42,8 75,5
151 43,6 75,9
152 44,4 76,3
153 45,2 76,7
154 46,0 77,1
Показатели Рост (в см) Вес (в кг) Окружность грудной клетки (в см) Рост (в см) Вес (в кг) Окружность грудной клетки (в см)
154 42,7 73,2 155 46,8 77,6
155 43 „5 73,5 156 47,6 78,0
156 44^2 73,9 157 48,4 78,4
157 44,9 74,3 158 49,2 78,8
158 45,7 74,7 159 50,0 79,2
159 46,4 75,1
160 47,1 75,4
161 47,8 75,8
162 48,6 76,2
163 49,3 76,6
выше средних (от М+ 164 50,0 76,9 160 50,8 79,7
1о до М-{- 2а) 165 50,8 77,3 161 51,6 80,1
166 51,5 77,7 162 52,4 80,5
167 52,2 78,1 163 53,2 80,9
168 53,0 78,5 164 54,0 81,3
169 53,7 78,9 165 54.8 81,8
170 54,4 79,2 166 55,6 82,2
171 55,2 79,6
Высокие (от М+2а и 172 55,9 80,0 167 56,4 82,6
выше) 173 56,6 80,4 168 57,2 83,0
174 57,3 80,8 169 58,0 83,4
175 58,1 81,1 170 58,8 83,9
176 58,8 81,5 171 59,6 84,3
177 59,5 81,9 172 60,4 84,7
178 60,3 82,3
179 61,0 82,7
М=154,9 М=43,40 М=73,50 М=153,88 М=45,92 М=77,10
а=8,38 а=7,22 а=5,16 а=6,40 а=7,04 а=5,60
г=0,848 г=0,733 г г 0,722 г= 0,483
Р=0,731 Р 0,380 Р=0,794 Р=0,423
ак =4,44 ак=3,51 ак=4,87 ак =4,87
разработаны для каждой возрастно-половой группы от 7 до 14 лет включительно. Шкалы регрессии составлены по возрастающей величине роста с интервалом в 1 см. Все величины роста для каждой возрастно-половой группы распределены на 5 групп физического развития:
1) е группу среднего физического развития входят те дети, которые имеют величину роста от М—1 о до М+1а (М — взвешенная средняя арифметическая — является средней типичной для нормальных вариационных рядов величиной; о — это квадратическое отклонение- от средней арифметической — от М; она служит для оценки отклонения индивидуального случая от типичной средней);
2) в группу выше среднего физического развития входят те дети, которые имеют величину роста от М+1а до М + 2а;
3) в группу ниже среднего физического развития — от М—1ст до М—2ст;
4) в группу высоких — от М + 2а и выше;
5) в группу низких — от М—2ст и ниже.
Каждой величине роста соответствуют определенная величина веса и окружности грудной клетки, которые вычислены с помощью уравнений регрессии.
Оценка физического развития ребенка по шкале регрессии проводится с помощью частной сигмы ) — среднего квадратического отклонения регрессии. Частная сигма указывает на степень варьирования величин ряда регрессий от средней арифметической и является кри-
терием оценки показателей веса и окружности грудной клетки по росту. Степень отклонения признака учитывается в пределах + loR.
В табл. 3 представлены варианты роста и соответствующие им величины веса и окружности грудной клетки раздельно для каждой воз-растно-половой группы. Внизу каждой таблицы указаны абсолютные значения средней арифметической (М), квадратическое отклонение (+о) от средней арифметической для 3 показателей (роста, веса и окружности грудной клетки), а также среднеквадратическое отклонение регрессии ).
Оценка физического развития каждого отдельного ребенка проводится путем сравнения величин его роста, веса и окружности грудной клетки, полученных при антропометрических измерениях, с величинами, приведенными в таблицах.
В табл. 3 в графе, соответствующей полу и возрасту обследуемого ребенка, отыскивается величина роста, близкая к росту данного ребенка. По горизонтали от нее находят величину веса и окружности грудной клетки. Табличные показатели веса и окружности грудной клетки сравниваются с величинами веса и окружности грудной клетки обследуемого ребенка. Затем находят разность между табличными данными и величинами, полученными при измерении. При этом могут быть-совпадения или различные отклонения от табличных данных как это видно из приводимых ниже примеров.
1. Величина веса и окружности грудной клетки обследуемого ребенка совпадает с величинами, найденными в таблице. В данном случае разность между этими величинами находить не надо, а сразу определяют группу физического развития по величине роста. Например, мальчик 11 лет имеет рост 136,2 см, вес 31 кг и окружность грудной клетки 66 см. По таблице находим данную величину роста и соответствующую ей величину веса и окружности грудной клетки. Все три показателя совпадают с данными антропометрических измерений и соответствуют группе среднего физического развития, так как величина роста (136,2 см) находится в пределах М+1ст.
2. Величина веса и окружности грудной клетки обследуемого ребенка при данном росте (136,2 см.) не совпадет с табличными данными. Оценка физического развития в данном случае проводится с помощью частной сигмы. Например, мальчик того же возраста (11 лет) и такого же роста (136,2 см) имеет вес 30 кг и окружность грудной клетки 65,1 см. По той же таблице определяем, что росту 136,2 см соответствует вес 31,1 кг и окружность грудной клетки 66,1 см. Разница в весе (31,1—30 кг) равна 1,1 кг, разница в окружности грудной клетки (66,1—65,1 см) равна 1 см. Частная сигма веса (aR) по данным физического развития обследованных мальчиков 11 лет равна а R = ±2,24, частная сигма окружности клетки ctr = +2,21. Разница в весе (1,1 кг) и окружности грудной клетки (1 см) меньше одной частной сигмы, т. е. вес и окружность грудной клетки при данном росте (136,2см) в пределах средних величин нормальны и, следовательно, обследуемый ребенок среднего физического развития.
Показатели физического развития должны увязываться с данными углубленного медицинского осмотра.
Поступила 15/1II 1957 г.
•¿г -¿г "fr