фективным средством профессиональной ориентации и дает существенный экономический эффект.
Литература
1. Коваль В. И., Радионова Т. А. // Гигиенические проблемы профессионально-технического обучения подростков. — М„ 1981. —С. 97.
2. Сердюковская Г. Н., Г ромбах С. М„ Квиклис В. Н. // Современные проблемы гигиены. — Вильнюс, 1984. — С. 121—137.
3. Хачатрян Л. А. Гигиеническая оценка условий обучения учащихся средних ПТУ легкой промышленности: (Швей-мотористок и помощников мастеров ткацкого производства): Автореф. дне.... канд. мед. наук.— М., 1984.
Поступила 04.07.86
Summary. The analysis of some functional and psychophysiologic body indices among the 8th-grade schoolchildren engaged as loaders at weaving manufacturing plants during their summer practical work demonstrated that no health-hazardous changes occurred in adolescents. The conclusion was drawn on advisability and economic efficacy of summer working groups of children.
УДК 371.711.8*1983»
В. И. Кардашенко, Т. 10. Вишневецкая, Н. Г. Дьячкова, N. N. Суханова, Л. В. Валь, Н. А. Должанская, А. И. Кузнецова,
Л. 10. Кузнецова
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ школьников1
I. ММИ им. И. М. Сеченова
Динамические наблюдения за физическим развитием и состоянием здоровья детских и подростковых контингентов в одних и тех же регионах, повторяющиеся через определенные временные интервалы, позволяют установить изменения в характере закономерностей физического развития, показателей здоровья и научно обосновать профилактические и оздоровительные мероприятия.
Сопоставление результатов исследования физического развития и состояния здоровья 3014 школьников в возрасте от 7 до 17 лет с данными аналогичного обследования, проведенного в том же регионе 10 лет назад, показало, что за период с 1973 по 1983 г. не произошло существенных сдвигов в показателях длины, массы тела и окружности грудной клетки как у мальчиков, так и у девочек. Если за период с 1963 по 1973 г. в подростковом возрасте прибавка длины тела у мальчиков составила 4,7—6,5 см, массы тела — 3,8—6,6 кг, окружности грудной клетки — 2,4— 3,8 см, то за период с 1973 по 1983 г. длина тела у мальчиков наиболее существенно увеличилась только в 13-летнем возрасте (2,6 см), в возрасте 10 и 16 лет изменения составили 1,6—2 см (р< <0,05); достоверное увеличение двух других показателей отмечалось только в 15-и 16-летнем возрасте. У девочек в возрасте 7—14 лет все 3 основных показателя физического развития в предшествующее 10-летие увеличились: длина тела на 2,4—4,6 см, масса тела на 2,0—3,2 кг, окружность грудной клетки на 1,5—2,5 см [3]. В последнем десятилетии (1973—1983 гг.) показатели длины тела у девочек имеют достоверную разницу в сторону ее прироста только в 14-летнем возрасте (1,6 см; р<0,05), а показатели
1 По материалам обследования 1983 г.
массы тела и окружности груди — в возрасте 15 лет (соответственно 1,5 кг и 1,3 см; р<0,05).
Во всех возрастно-половых группах отмечено снижение средних показателей жизненной емкости легких и мышечной силы рук по сравнению со средними показателями 1973 г. Появление вторичных половых признаков отмечено в более раннем возрасте и у девочек и у мальчиков (табл. 1), средний возраст менархе у девушек в 1983 г. составил 12 лет 7 мес в сравнении с 12 годами 11 мес в 1973 г. У мальчиков смена молочных зубов на постоянные протекает более интенсивно в возрасте 11—12 лет и заканчивается в 14 лет в сравнении с 15 годами в 1973 г.
В результате комплексной оценки физического развития обследуемых 22 возрастно-половых групп установлено, что наиболее значительное расслоение детей по уровню биологического развития отмечается в 12—13-летнем возрасте £ (табл. 2). Так, в 12 лет 50,4% мальчиков и 52,6 % девочек имеют биологический возраст, соответствующий паспортному. Значительное расслоение детей по уровню биологического развития наблюдается в 13 лет (особенно у девочек), причем у 46,2 % из них отмечается отставание в развитии. Сравнение этих данных с подобным материалом, полученным нами в 1976 г., где более значительное расслоение наблюдалось у девочек в 13—15 лет и у мальчиков в 14— 16 лет, выявило смещение возрастов с расслоением темпов биологического развития на 12—£ 13 лет, как у мальчиков, так и у девочек. Таким образом, отмечается своеобразие в динамике физического развития школьников в последнее время. Незначительный прирост основных антропометрических показателей и некоторое снижение функциональных показателей свидетельствуют об изменении темпов акселерации детей
Таблица 1
Показатели биологического развития школышков по данным 1983 г. (Ai±o)
Мальчики Девочки
Возраст, Степень развития вторичных
годы длина тела, число посто- степень развития вторичных длина тела. число посто-
см янных зубов половых признаков см янных зубов половых признаков
7 8 9 10 11 12 13 14 ' 15 16 17 122 ,.4±5,6 128,2±4,8 132,6±5,4 139,0±5,7 142,4±5,6 147,4±7,5 156,7±8,8 162,3±8,0 167,9±7,9 173,8±6,2 173,1±6,1 7±3 п±2 13±3 17±4 21 ±5 24±3 27±2 28 28 28 28 РцАхо PI.SAX^F,-Pi-sAxx.aV.F t P3,4AX3V2F2i3 P3,4AX3V2F3 121,84-5,1 129,2±5,5 133,0±5,9 138,0±5,9 143,6±6,6 150,5±7,1 155,7±6,0 159,8±5,7 161,5±5,1 162,2±5,3 164,2±4,8 8±3 12±2 14±3 19±4 22±4 25±3 27±1 28 28 28 28 Sviat Р0Ах0 Maj PJAXJ Ма2 Pil2Axil2 Ма2 P2j3Axi,2 menarche:: -Ma2l3P3Ax3 menses Ma2i3P3Ax3 menses Ma3P3Ax3 menses Ma3P3l4Ax3 menses
школьного возраста. Вместе с тем отмечается более ранняя смена молочных зубов на постоянные и ускорение развития вторичных половых признаков, свидетельствующие о продолжающейся акселерации детей школьного возраста к [5—7]. Мы склонны полагать, что в самом процессе акселерации растущего организма с начала 80-х годов происходят изменения, которые характеризуют замедление темпов и гетерохро-низм этого биологического феномена.
Изучение состояния здоровья проводилось по данным медицинской карты ребенка (форма № 026/у) и по результатам углубленного медицинского осмотра.
При анализе распределения детей по группам здоровья не выявлено отчетливой тенденции, отмечавшейся 10 лет назад: уменьшение от младших возрастов к старшим числа здоровых детей (1-я группа здоровья) и увеличение количества лиц с функциональными нарушениями (2-я группа здоровья). В то же время отмечено уве-^ ли.чение количества детей с хронической патоло-" гией (3-я группа здоровья), с 9% в 1973 г. до 26,5 % в 1983 г. Одной из причин этого, по-видимому, являются различия в использовавшихся критериях.
Самыми распространенными у обследованных детей были болезни уха, горла и носа, органа зрения (в основном миопия), увеличение щитовидной железы I—II степени, ожирение, неврологические и аллергические заболевания, кариес зубов. Болезни уха, горла и носа отмечались у 21,1 % обследованных, при этом частота хронического тонзиллита уменьшилась с 7 % в 1973 г. # до 3,75 % в 1983 г. Явления тонзиллогенной интоксикации имелись лишь у отдельных детей, что, вероятно, связано с улучшением лечебно-оздоровительных мероприятий. У 11,06% обследованных выявлены болезни органа зрения. Частота гиперплазий щитовидной железы, так же как и распространенность ожирения, мало отличалась от аналогичных показателей, полученных
ранее. Отмечается тенденция к увеличению заболеваний нервной системы (астеноневротичный и астеновегетативиый синдромы, вегетососуди-стая дистония, последствия травмы головы и др.) и аллергических заболеваний. Распространенность кариеса зубов десятилетие назад составила около 30 %. в настоящем обследовании он выявлен у 80 % детей. По сравнению с 1973 г. увеличилось число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки функционального характера у 15—23%. плоскостопие у 6—17 %).
В структуре хронической заболеваемости первое место принадлежит отоларингологической патологии (преимущественно хроническому тонзиллиту), которая составила 25 % от всех выявленных патологических состояний. Хронические заболевания органов пищеварения и заболевания печени и желчных путей составили 13,3 %>
Т а б ли ц а 2
Распределение школьников по уровню биологического развития
Возраста, годы Мальчики Девочки
число обследованных соответствуют возрасту отстают от возраста опережают возраст число обследованных соответствуют возрасту отстают от возраста опережают возраст
% %
7 187 81,8 12,3 5,9 183 75,9 14,8 9,3
8 141 82,3 9,9 7,8 138 71,0 15,2 13,8
9 138 87,0 5,8 7,2 143 77,6 15,4 7,0
10 140 84,3 5,0 10,7 140 69,3 20,0 10,7
11 143 79,0 11,2 9,8 134 72,4 14,9 12,7
12 141 50,4 36,8 12,8 150 52,6 37,4 12,7
13 170 39,4 36,5 24,1 143 29,4 46,2 24,4
14 154 64,9 28,7 6,4 130 70,0 19,2 10,8
15 139 67,6 28,8 3,6 136 74,3 5,9 19,8
16 123 81,5 16,8 1,7 144 92,4 2,1 5,6
17 64 95,2 4,8 0 67 100,0 0 0
нарушения рефракции и аккомодации — 9,6%, хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма — 8,1%, нарушения опорно-двигательного аппарата — 5,3 %.
Анализ показателей заболеваемости по обращаемости выявил, что среди школьников 1—2-й группы здоровья, процент лиц, не обращавшихся в поликлинику по поводу заболеваний в течение года («индекс здоровья»), был выше, чем среди школьников 3—4-й группы здоровья (24,3 и 20% соответственно). Лица, болевшие 4 и более раз в году, составили 13,6 % от вех обследованных, среди школьников III—IV группы здоровья их процент был достоверно выше — 21,2, чем среди лиц 1—2-й группы здоровья,— 11,4 (/><0,05).
Изменения в состоянии здоровья, выявленные нами у обследованного контингента за прошедшее десятилетие, отражают общую тенденцию, отмеченную в аналогичных исследованиях рядом авторов [1, 2, 4].
Наши предшествующие [3] и настоящие исследования показали определенную взаимосвязь между состоянием здоровья, биологической зрелостью организма и гармоничностью морфо-фупкционального статуса. Установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфофункционалыюго состояния, как правило, сочетаются с изменениями в здоровье детей: чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность заболевания. Анализ физического развития и состояния здоровья показал, что наиболее благополучны в отношении состояния здоровья дети, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие (около 55 % всех обследованных). У детей с нарушением сроков возрастного развития при гармоничности статуса в '/з случаев отмечены отклонения в состоянии здоровья. При сочетании отставания или опережения сроков возрастного развития с дисгармоничностью морфофункционалыюго состоя-
ния у значительного процента детей отмечены хронические заболевания. Это свидетельствует о том, что физическое развитие является важным показателем состояния здоровья, а комплексная оценка его позволяет выделять детей группы риска и своевременно проводить оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику заболеваний среди детей и подростков.
Литература
1. Бережков Л. Ф. и др.//Гигиена детей и подростков.— М„ 1978.— Вып. 6.— С. 112—122.
2. Вишневская Е. Л. // Актуальные вопросы состояния здоровья детей. — М„ 1980.— С. 39—41.
3. Кардашенко В. //., Стромская Е. П.. Валь Л. В. // Здравоохранение: Международ, журн.— 1977.—№ 2.— С. 167—170.
4. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояния здоровья у школьников.— М., 1979.
5. Ямпольская 10. А. // Вопросы антропологии. — Тарту, 1985.— С. 74—75.
6. Fuchs Al., Laeger U.//Z. ärztl. Fortbild. — 1985. —
Bd 79, N 10, —S. 433—436.
7. Richter L. // European Union for School and University Health and Medicine Symposium. — Budapest, 1985. — P. 12—13.
Поступила 09.09.86
Summary. The analysis of the dynamics of physical development of schoolchildren during 1973-1983 demonstrated slowing down in the growth of the basic morphologic indicators in comparison with the previous ten-year period (1963-1973). Medium age of starting menses for girls reduced by 4 months and constituted 12 years and 7 months. In boys the development of secondary sexual characters and replacement of first dentition with permanent teeth occurred at an earlier age. The number of children of the 3d and 4th health groups increased from 9 to 26.4%. In the chronic disease structure of schoolchildren 21 % was attributed to chronic otorhinolaryngologic diseases, 13.3 % to diseases of the digestive system, and 9.6 % to refraction and accomodation disorders. Correlation between the children's health group and their physical development was identified. Among those having no all-round development there were certainly less healthy children.
УДК 371.71:612.13/. !7]«52»(|47 + 57)-17)
А. Д. Синякина
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
ВНИИ гигиены детей н подростков Минздрава СССР, Москва
Народнохозяйственное освоение районов Крайнего Севера, обладающих огромными запасами природных ресурсов, требует увеличения производительных сил и, следовательно, переселения в этот регион большого количества людей из средних и южных широт, в том числе и детей.
В связи со своеобразием экологических условий региона высоких широт, а также чувствительностью детского организма к неадекватным
условиям окружающей среды особую важность представляет изучение адаптационных возможностей детского населения Крайнего Сезера с целью прогнозирования функционального состояния их организма и внесения необходимых социально-гигиенических коррективов.
Настоящая работа посвящена гигиенической рационализации режима дня школьников Крайнего Севера, проведенной на основе изучения