Научная статья на тему 'Динамика физического развития и физической подготовленности студенток педиатрического медицинского университета'

Динамика физического развития и физической подготовленности студенток педиатрического медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / MEDICAL UNIVERSITY / INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS / MEDICAL RECORDS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Халилова Л.И., Гайдукова Ю.Н., Комиссарова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика физического развития и физической подготовленности студенток педиатрического медицинского университета»

и доступность лекарственной помощи населению. Своевременность получения лекарства при первом же обращении больного в аптеку является важным моментом в сохранении здоровья.

Литература

Л.Е. Зиганшина. АТС/DDD-классификационная система в фармако-эпидемио-логических исследованиях / Л.Е. Зиганшина, Д.Р. Магсумова, А.В. Кучаева,О.И. Пикуза, В.Б. Герасимов, А.Н. Яворский // Качественная клиническая практика. 2004. №1. С.28-33.

Л. И. Халилова1, Ю.Н. Гайдукова2, О.А. Комиссарова2

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА26

1 Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого irekovnal@mail.ru; Санкт-Петербурский государственный педиатрический

медицинский университет

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности.

Состояние здоровья студентов требует постоянного анализа в каждом ВУЗе, т.к. количество здоровых лиц с отклонениями в состоянии здоровья может значительно колебаться не только в ВУЗах разных регионов страны, но я внутри одного ВУЗа (на разных отделениях), а также на протяжении периода обучения в университете.

В последние годы процент здоровых студентов сокращается, уже при поступлении выявляется высокий (более 40) процент лиц с отклонениями в состоянии здоровья (1). В течение периода обучения этот процент возрастает.

26 Halilova L.I., Gaidykova Ju.N., Komisarrova O.A. Dynamics of physical development and physical fitness of students S.Petersburg Pediatric Medical University / Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic university; Saint Petersburg state pediatric medical university.

В современной социально-экономической ситуации может успешно работать только тот специалист, который имеет отличную профессиональную подготовку и хорошее здоровье.

Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Растущий поток информации, потребность в более глубоких знаниях требует, и будет требовать от студентов все больше усилий (2). В связи с этим перед образовательными учреждениями медицинского профессионального образования возникает ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха студентов, необходимости совершенствования методики преподавания и т.д. Подготовка молодых специалистов медицинского профиля предполагает обязательное получение системы определенных знаний, умений навыков, а также воспитание в них общей и профессиональной культуры.

У медиков физическая культура входит как в общую, так и в профессиональную культуру, ибо медицинский работник и сам обязан быть здоровым, и делом всей его жизни должно стать поддержание и укрепление здоровья пациентов. В основе здорового образа жизни студентов должна лежать культурная привычка к ежедневной двигательной активности в различных ее формах и повышение личной ответственности за уровень своего здоровья (4). В медицинских университетах студенты должны освоить этот предмет не только для своего личного оздоровления, но и для того, чтобы полученные знания и навыки применять затем в своей профессиональной деятельности как мощное средство восстановительной медицины для первичной и вторичной профилактики и реабилитации больных.

Цель исследования. Изучить взаимосвязь физического здоровья и физической подготовленности студенток медицинского университета при обучении на 1 и 3 курсах.

Гипотеза исследования: предполагается, что состояние здоровья студенток медицинского педиатрического университета изменяется в течение обучения в университете и взаимосвязано с показателями физической подготовленности. Задачи исследования

Изучить состояние здоровья студенток педиатрического университета при обучении на 1-3 курсах.

Исследовать физическую подготовленность студенток педиатрического университета при обучении на 1 и 3 курсах и сопоставить показатели исследуемых стандарты со стандартами.

В исследовании приняли участие студентки медицинского педиатрического университета, обучающееся по специальностям «Педиатрия», «Лечебный факультет» и «Стоматологи». Нами была проанализирована динамика состояния здоровья и показателей физической подготовленности студенток при обучении на 1 и 3 курсах.

Анализ медицинской документации студенток 1-3 курса педиатрического университета показал, что к основной медицинской группе относятся 36% девушек, обучающихся на факультетах «Лечебный»; «Стоматологический» и «Педиатрический», к подготовительной группе относятся - 37%; оставшиеся 27% ре-спонденток нашего университета по показателям здоровья относятся к специальной медицинской группе, которая подразделяется на группы: А и Б. В специальной медицинской группе А - 18%, соответственно в группе Б - 5%. Динамика состояния здоровья девушек показывает, что за 2 года обучения в университете (к окончанию 3 курса) количество студенток, относящихся по показателям здоровья к основной медицинской группе, снижается и в группе студенток, обучающихся по всем факультетам. За 2 года исследования увеличилось количество студенток, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе - до 24%.

Причиной тому, как показывает практика, является образ жизни студента, который относится к малоподвижному, если обучающийся целенаправленно и систематически не занимается физической культурой. Это значит, что все отрицательные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом, умственном созревании и на здоровье в целом.

По результатам первичного тестирования было установлено, что антропометрические показатели: окружность груди, талии и бедер, а также индекс массы тела до начала проведения эксперимента находились на одном уровне. Анализ результатов состояния физического развития показал, что средняя масса тела девушек 1-3 курса не превышает нормативных, что является характерным для данного возраста. У 4% - избыточный вес.

По окончании эксперимента установлено, что показатели индекса массы тела девушек изменились, т. е. масса тела уменьшилась. В результате занятий у 3,0% студенток показатели массы тела уменьшились до нормальных значений. В результате проведённого анкетирования выявлены характерные наиболее значимые мотивы для занятий девушек физической культурой: стремление к самосовершенствованию (60,2%) и повышению двигательной активности (39,8%). Психологическая составляющая (снятие напряжения - 68,1% и получение удовольствия - 31,9%) представлена на второй позиции побудительных факторов.

ж 18% к Спец А

37% 5% Спец В

ЩА | ■ Основ

36% V ■ Подготов

Рис.1. Распределения студентов по медицинским группам

Основным побуждающим мотивом для приобщения к физкультурной деятельности определена «самооценка физического состояния». Большинство занимающихся (73,0%) осознают свое состояние и перспективы своей бездеятельности. Мнение семьи и друзей в меньшей степени (7,0%) влияют на их мотивацию, а мнение коллектива и посторонних волнует их ещё меньше (2,0%). В результате исследования определено, что наиболее актуальным вопросом остается субъективное отношение к своему физическому состоянию. Более половины (57,0%) респондентов высказывают удовлетворение своим физическим состоянием притом, что значительная часть опрашиваемых (43,0%) не удовлетворена показателями веса своего тела и ведут малоподвижный образ жизни (49,2%). Среди опрашиваемых заметное число студенток (15,0%) ранее практически не занимались каким-либо видом физкультурной деятельности и только, достигнув данного возрастного периода, осознали ее необходимость, тогда как 25,0% респондентов занимались ранее регулярно, систематически. Значимыми по численности респондентов определены группы, занимающиеся нерегулярно (35,0%) и с перерывами по объективным причинам (25,0%).

Сравнительный анализ физической подготовленности студенток медицинского университета показал в начале года, что в проявлении скоростных способностей (бег 100 м), и выносливости (бег 500 м) данные студенток не соответствуют нормативным. Только показатель силовой выносливости (верхний пресс) соответствует норме для данного контингента. В ходе анализа динамики показателей физической подготовленности нами установлено, что в конце учебного года во всех контрольных упражнениях показатели улучшаются. Прирост показателей физической подготовленности за учебный год может превышать 10%.

Оценка уровня развития физических качеств показала, что за учебный год увеличивается количество студенток, физическая подготовленность которых по всем контрольным упражнениями оценивается на «отлично» и снижается количество студенток с уровнем физической подготовленности ниже среднего. В то же время отмечается снижение показателей физической подготовленности студенток в течение каникулярного периода (летние каникулы).

На основании этих данных можно сделать вывод, что организованные формы занятий физическими упражнениями, проводимые в течение учебного года, способствуют положительной динамике показателей физической подготовленности, но не формируют привычки к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Литература:

1. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. Пособие/ В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт.- 2-е изд., перераб.- М.: Альфа.-М.: ИНФРА-М, 2012.- 336 с.

2. Kobayashi K., Kitemura K., Miura M. Awrobic powwer as related to body growwth and training in Japanese boys. A longitudinal study // J. Appl.Physiol. - 1978. - V.44. - P. 666-672.

448 с.

3. Иващенко, В.П. Содержание и направленность занятий студентов физической культурой с учетом их последующей профессиональной деятельности: Учеб.-ме-тод. пособие (сост.: Иващенко, В.П. и др.). - СПбГПМА, 2009. 23, (1) с.

4. Мандриков, В.Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов: монография / В.Б. Мандриков. Волгоград: ВГТУ, 2001. 332 с.

Ключевые слова: медицинские университеты, показатели физической подготовленности, медицинская документация.

Keywords: Medical University, indicators of physical fitness, medical records. УДК 631.9:633.11

Чикида Н.Н., Охотникова Т.В., Бекиш Л.П., Упелниек В.П., Градсков СМ., Завгородний С.В., Кузнецова Л.И. Лаврентьева Н.С., Варапаев В.В.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНОГЕНОМНЫХ ТРИТИКАЛЕ ПО ФИЗИКО-БИОХИМИЧЕСКИМ И ХЛЕБОПЕКАРНЫМ КАЧЕСТВАМ27

Санкт-Петербург

Концепция здорового питания до 2020 года декларирует, что основными задачами государственной политики в области здорового питания является расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности. В реальности же в этой концепции продвигаются ГМО и БАДы.

«Обеспечение продовольственной безопасности в условиях меняющегося климата является одним из наиболее серьезных вызовов, стоящих перед человечеством сегодня- сказал заместитель генерального директора ФАО Даниэль Гу-стафсон на сессии и комиссии по генетическим ресурсам для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства.-Это первоочередная необходимость для выживания человечества, и генетические ресурсы будут формировать основу любой стратегии адаптации .»(www. vol ga-agro. ru, № 6, 2013, стр.14).

По данным ФАО (2014г.), за последние 100 лет в погоне за высокоурожайными сортами было потеряно около 75% генетического разнообразия сельскохозяйственных культур, что приводит к узости сортового разнообразия и создает благоприятную ситуацию для возникновения эпифитотий и эпизоотий, приводящих к гибели урожаев. Мировые площади под тритикале в мире составляют 3,9 млн. га и имеют тенденцию к постоянному росту (FAO http://faostat.fao.org

27 Chikida N.N., Okhotnikov, T. V., Bekish L.P., Upelniek V.P., Gradsko CM., Zavgorodnii S.V., Kuz-netsova L.I., Lavrentiev N.S., Voropaev V.V. Characterization of various genomic triticale on physico-chemical and baking quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.