Научная статья на тему 'Динамика функциональных резервов студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой'

Динамика функциональных резервов студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STUDENTS / SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красильникова Елена Владимировна

Пятьдесят семь студенток первого курса вуза, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в течение учебного года занимались физической культурой по индивидуальным программам. В начале учебного года проводили анкетирование обучающихся. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель подбирал функциональные пробы и формировал группы для занятий физической культурой. Для изучения теории был создан банк электронных учебных материалов по предмету «Физическая культура» («Лечебная физическая культура») по группам заболеваний наиболее распространенных в среде обучающихся. Создана база данных физических упражнений, показанных при заболеваниях, наиболее распространенных в студенческой среде. База представлена классифицированным набором физических упражнений в виде графических учебных иллюстраций, сформированных в локальный видеоряд с текстовым сопровождением. Студентки самостоятельно составляли для себя программы занятий лечебной физической культурой и комплексы физических упражнений с учетом состояния здоровья и интересов, выполняли свои комплекс в вариативной Самарский научный вестник. 2015. № 2(11) 139 Е.В. Красильникова ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ... части занятия физкультурой и самостоятельно, вели дневник самоконтроля. В начале и в конце учебного года оценивали мотивацию к занятиям физической культурой, глубину знаний обучающихся. В начале учебного года и в конце каждого семестра проводилось функциональное тестирование обучающихся. По итогам тестирования студентов знакомили с личными достижениями каждого и группы в целом. В конце года отмечено расширение функциональных резервов организма и повышение физической работоспособности у всех занимавшихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красильникова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMIC SOF FUNCTIONAL RESERVES STUDENTS WITHPOORHEALTH DURING PHYSICALEDUCATION

57 university students were examined. All of them were classified as health to special medical group. All engaged in physical activity on individual programs. All of them completed a questionnaire at the beginning of the school year. Teacherof Physical Educationused theresults of the questionnaireandmedical reportto form groups and selection of functional tests. Bankof electronic educational materialson the subject ofPhysical Education(therapeutic physical training) was established tostudy the theory. This bankcontainedinformation aboutthe most commondiseasesamong students.A specialdatabase was created. It included exercises that where useful for the treatment of the most common diseases of the students. The base wasformed as aclassifiedset of physicalexercises, formedlocallyinthe textaccompanyingthe video sequence. Students made their own programs of exercise therapy and complexes exercises for themselves considering their interests and health. Girls performed their complexes in the variable part of physical training and by themself, kept a diary of self-control. Motivationin physicalcultureand students'knowledgewere assessedat the beginning andend ofthe school year.Studentsperformedfunctional tests at the endof each semester. The teacherintroduced students to thepersonal achievementsof eachand of the whole group. At the end of the year the increase of functional reserves and physical performance of all involved was marked.

Текст научной работы на тему «Динамика функциональных резервов студентов с ослабленным здоровьем в процессе занятий физической культурой»

19-20 мая 2013 года)

8. Андрюхина Т.Н. Профессиональные компетенции студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта. // В сб. «Современное образование: содержание, технологии, качество»: Тез. докл. XIV Междун. науч.-практич. конф. «Современное образование: содержание, технологии, качество» Санкт-Петерб.: СПбГТУ, 2008. С. 103-104.

9. Овчинникова И.В. Формирование профессиональной компетентности специалистов аэрокосмического профиля в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Авто- реф. дисс. канд. пед. наук. Самара: 2009. С. 11-12.

10. Андрюхина Т.Н. Использование инновационных образовательных технологий при подготовке специалистов автомобильного транспорта. // Межвуз. сб. науч.статей (с междунар. участ.) «Актуальные проблемы автотранспортного комплекса». Самара: СамГТУ, 2014. С. 6-12.

11. Андрюхина Т.Н. Применение информационных технологий в рамках компетентностной модели подготовки специалиста. // Всеросс. заочн. интернет конф. «Формирование компетенций в образовательном процессе». Москва: МГГУ им. Шолохова, 2012. С. 4-8.

12. . Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Бузукина А.Б. Методы игрового обучения и интенсивные игровые процессы. М., 2003.

13. Игровые и активные методы обучения в педвузе: сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Трайнева. М., 1991.

14. Крючкова О.В. Комплексная информатизация образования / О.В. Крючкова. Минск: Красико - Принт,

2006. 169 с.

15. Кульневич С.В. Современный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. М.: Учитель, 2006. 285 с

16. Львова В.Д. Профессиональная направленность как основополагающий и системообразующий принцип обучения математике в техническом вузе // Педагогическое мастерство в современных условиях: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 6 мая 2009. Волгоград. М.: ООО «Глобус», 2009. С. 289 - 295.

17. Андрюхина Т.Н. Информационные технологии в компетентностной модели подготовки специалиста. // Межвуз. сб. науч.статей (с междунар. участ.) «Актуальные проблемы автотранспортного комплекса». Самара: СамГТУ 2012. С. 200-206.

18. Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 8 декабря 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) «бакалавр»)».

19. http://tisbi-chelny.ru/ Мин. обр. и науки РФ НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» Положение об интерактивных формах обучения.

20. Якупов Г.С., Якупов С.С. Активизация самостоятельной работы студентов по физике с помощью использования обучающих и тестирующих компьютерных программ. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, ОГУ, 2005.

EXPERIENCE OF EDUCATION TECHNOLOGIES IN HIGH SCHOOL

© 2015

T.N. Andryukhina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department «Automatized

machine-tool and tool-associated systems »

Samara State Technical University, Samara (Russia)

Annotation. Modern educational technologies designed to facilitate the formation of professional competence of future specialists. In this connection, the base of the information and didactic basis of their formation in the high school make innovative interactive educational technologies aimed at informatization and individualization of the learning process, the increasing importance of independent work of students. The article analyzes the conditions for the preparation of future specialists of motor transport, the special role of the teacher's qualifications is designated, his teaching style and pedagogical experience, the relationship between teacher and students. The article describes nine principles of interactive forms of education. Interactive technologies in accordance with the requirements of educational standards of higher professional education of the latest generation is recommended to use during lectures, practical classes, laboratory work and other kinds of training sessions. The article presents the development and implementation experience of interactive lectures course the educational process. The course is to train future professionals of motor transport to at the department «Automatized machine-tool and tool-associated systems» of Samara State Technical University. The author tells that the presentation structure of the lecture material and the list of illustrative information is planned by the example of an interactive lecture on discipline «Metrology, Standardization and Certification». Attention is paid to the methodology of the students' survey to assess their understanding of the information.

Keywords: professional competency; education technologies; interactive forms of education; interactive lectures.

УДК 376.2

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРОЙ

©2015

Е.В. Красильникова, старший преподаватель кафедры физической культуры

Новокузнецкий институт (филиал) «Кемеровский государственный университет», Новокузнецк

(Россия)

Аннотация. Пятьдесят семь студенток первого курса вуза, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в течение учебного года занимались физической культурой по индивидуальным программам. В начале учебного года проводили анкетирование обучающихся. На основе анкеты и медицинского заключения о состоянии здоровья преподаватель подбирал функциональные пробы и формировал группы для занятий физической культурой. Для изучения теории был создан банк электронных учебных материалов по предмету «Физическая культура» («Лечебная физическая культура») по группам заболеваний наиболее распространенных в среде обучающихся. Создана база данных физических упражнений, показанных при заболеваниях, наиболее распространенных в студенческой среде. База представлена классифицированным набором физических упражнений в виде графических учебных иллюстраций, сформированных в локальный видеоряд с текстовым сопровождением.

Студентки самостоятельно составляли для себя программы занятий лечебной физической культурой и комплексы физических упражнений с учетом состояния здоровья и интересов, выполняли свои комплекс в вариативной

части занятия физкультурой и самостоятельно, вели дневник самоконтроля. В начале и в конце учебного года оценивали мотивацию к занятиям физической культурой, глубину знаний обучающихся. В начале учебного года и в конце каждого семестра проводилось функциональное тестирование обучающихся. По итогам тестирования студентов знакомили с личными достижениями каждого и группы в целом. В конце года отмечено расширение функциональных резервов организма и повышение физической работоспособности у всех занимавшихся.

Ключевые слова: студенты;специальная медицинская группа; физическая культура.

В последнее десятилетие предметом пристального внимания стало здоровье студенческой молодежи. Ежегодно увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания [1, с. 91-92]. Эти студенты существенно различаются между собой по характеру патологии, наличию медицинских противопоказаний к выполнению тех или иных видов физических нагрузок, по функциональным резервам организма и сформированности физических качеств [2, с.100]. Их относят к подготовительной и специальной медицинской группе.

В условиях рыночной экономики здоровье важно студенту для успешной учебы и значимо для профессиональной карьеры.

С переходом на новый образовательный стандарт произошло расширение и усложнение объема содержания образовательных программ,

увеличение удельного веса самостоятельной работы[3]. Программа по физической культуре дифференцирована с учетом будущей специальности, результатом выполнения программы является овладение соответствующими компетенциями [4,с.133-134;5]. Однако студенты, имеющие низкие функциональные резервы организма, хронические заболевания, должны научиться укреплять свое здоровье, поддерживать функциональные резервы организма, не зависимо от того, какую специальность они выбрали. Это позволит им овладеть в полном объеме учебным материалом, а в перспективе - много и эффективно работать, избегая профессионального выгорания.

Современное обучение в вузе - достаточно сложный процесс, предъявляющий высокие требования не только к интеллектуальному, но и к физическому потенциалу студента. Увеличение информационного потока, широкое применение компьютерных технологий и технических средств в обучении требуют больших адаптационных возможностей, чтобы справляться с информационными, физическими и психическими нагрузками. Противостоять большим нагрузкам могут не все. Студенты с низкими функциональными резервами, слабым здоровьем, наличием хронических заболеваний труднее переносят учебные нагрузки[6].

Физическая культура - это особенный предмет в гуманитарном обучении. Он не является профилирующим, не входит в число конкурсных испытаний при отборе в вуз. Однако этот предмет во многом определяет состояние здоровья и работоспособность студента. Мысль о том, что занятия физической культурой способствуют расширению функциональных резервов человека, банальна. Однако студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, обычно имеют низкую мотивацию к занятиям физической культурой[7, с.166], часто пренебрегают занятиями, не видя в них пользы и боясь получить вред от избыточных нагрузок.

Цель исследования - проанализировать динамику функциональных резервов студентов с ослабленным здоровьем под влиянием занятий физической культурой по индивидуальным программам.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 57 девушек в возрасте 17-18 лет, обучающихся на 1 курсе НФИ КемГУ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Применяли следующие методы обследования: антропометрию, физиометрию и функциональное тестирование. Антропометрия включала измерение

длины и массы тела, расчет весо-ростового показателя. Физиометрия включала измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), систолического и диастолического артериального давления (САД и ДАД), жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Функциональное тестирование включало пробы Штанге, Генче, Руффье с расчетом индекса[8,9,10]. Обследование студентов проводили в начале и в конце учебного года.

Физическое воспитание проводили по специально разработанному способу [11,12,13,14], который в теоретической части включал составление каждой студенткой для себя индивидуальной программы ЛФК, включающей дневник самоконтроля, комплекс физических упражнений и режим самостоятельных занятий физической культурой, с учетом состояния здоровья и интересов. Программа включала рекомендации по режиму дня, режиму питания и составу пищи. Для облегчения работы студентов им предлагали готовую базу данных [15, 16,17,с.13;18]. Преподаватель рецензировал составленные комплексы, вносил в них изменения и дополнения.

В течение учебного года студенты следовали разработанной программе[19,20], выполняли составленные комплексы физических упражнений на занятиях физической культуры и самостоятельно. Параллельно преподаватель вел индивидуальную работу и при необходимости вносил коррективы в программы студентов с учетом результатов обследования и данных дневников самоконтроля.

Результаты.В специальную медицинскую группу попали девушки с различной патологией. При первичном обследовании наблюдали отклонения от нормы показателей артериального давления, индекса массы тела как в сторону увеличения, так и в сторону понижения. Результаты первичного исследования представлены в таблицах 1-6.

Таблица 1

Показатели физического здоровья студенток специальной медицинской группы (N=57)

№ Показатель М+?

1. Рост, см 163-5.9

2. Масса тела, кг 61,9+9,0

3. Весо-росюной коэффициент 377-50.0

4. САД.ыыН? 130-ЮД

э. ДДДииНв 85+6.5

6 ЧСС. ул /мнн 86+8.6

7. ЧД. ДЕИженнй Б М1П--.Т".' 18-5.3

8. ЖЕЛ. л 1.82-0.3

9. Проба Штанге, с 29±8,б

ш. Проба Генче. с 25=5,2

11. Индекс Руффье 15-3.8

Антропометрия студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, выявила15 человек с дефицитом и 7 - с избытком массы тела (табл.2 и 3).

Таблица 2

Показатели антропометрии студенток специальной медицинской группысдефицитом массы тела (N=15)

№ Показатель М+?

1. Рост, см 163+4.5

2. Масса теш. и- 51,0+5,6

3. Внв-ростнш коэффщиаи 291+70.8

4. ЖЕП,л 1.38=0.2

Девушки с дефицитом массы тела имели средний рост, слабое развитие мышечной ткани. Невзирая на слабо развитый подкожный жировой слой, при антропоскопии не просматривались контуры даже крупных мышечных групп. ЖЕЛ была невелика: у 8 девушек показатель приближался к нижней границе уровня, у 7 - был ниже нормы.

Таблица 3

Показатели антропометрии студенток специальной медицинской группьк избыточным весом (N=7)

№ Покажет Н+?

1. Рост, см 165-5.8

2. Масса тела, кг 71.11± 6,4

3. Весо-росговой коэффициент 431-27,7

4. ЖЕЛ. л 1.75=ЮД

У 7 студенток показатель массы тела превышал норму вследствие избытка жировой ткани преимущественно в области живота, низа, нижних конечностей. В верхней части тела избытка жировой ткани не наблюдали ни у кого из девушек. Однако контуры крупных мышц верхних конечностей: двуглавой плеча, трехглавой плеча визуально не определялись.

В отличие от девушек с дефицитом массы тела, у всех семи человек этой группы ЖЕЛ- соответствовала нижней границе нормы.

Физиометрия выявила у 15 девушек повышенное артериальное давление, что соответствовало 1 стадии гипертонической болезни. У 15 студенток определили пониженное артериальное давление. Частота сердечных сокращений и частота дыхания соответствовали верхней границе нормы (табл.4 - 5).

Таблица 4

Показатели физиометрии студенток специальной медицинской группы c повышенным АД (N=15)

№ Показатель М+?

1. САДмнНг 134=3.9

2. ДАДшНв Ю±7.7

3. ЧСС, уд'1 мин 8Мб,3

4. ЧД. кол-во раз 19=5,6

Таблица 5

Показатели физиометрии студенток специальной медицинской группы c пониженным АД (N=15)

№ Показатель 11+?

1. САДмнНя 107=2.2

2. даднмНй ЮНО,2

3. ЧСС, уд/мин 80=15,1

4. ЧД, кол-во раз 22=5.1

№ Показатель 11+?

1. Проба Штанге, с 29±8.6

2. Проба Генче, с 25—5,2

3. ИндексРуффье 15-3.8

того, в какую сторону были отклонения от нормы по показателям антропометрии и АД, показатели, которые характеризуют функциональные резервы организма: ЧД, ЧСС, ЖЕЛ, продолжительность задержки дыхания - были снижены, либо приближались к нижней границе нормы.

По результатам исследования был составлен портрет студентки 1 курса, отнесенной по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это девушка среднего роста, пониженного или повышенного питания, с низким функциональным резервами кардиореспираторной системы, низкой физической работоспособностью.

В течение учебного года девушки занимались физкультурой с удовольствием, регулярно отчитывались преподавателю о достигнутых результатах, сравнивали свои успехи с успехами подруг. Усредненные результаты повторного обследования в конце года приведены в табл. 7-12.

Таблица 7

Динамика показателей антропометрии студенток специальной медицинской группы c дефицитом массы тела (N=15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Покшель Начало учебного юда. Конец учебного года, М-1

М+?

1. Роа, см 163±4,3

2. Масса тш,п 50.57=5,5 52.90=5,8

3. Весо-ростош коэффициент 291=70.7 325=74.7

4. ЖЕЛ л 1,38=0.2 1,73=0,4

Семь девушек прибавили в весе, что отразилось на средних показателях. Весо-ростовой коэффициент приблизился к нижней границе нормы. ЖЕЛ возросла у всех девушек.

Таблица 8

Динамика показателей антропометрии студенток специальной медицинской группы c избыточным весом

(N=7)

№ Пошатель Начало учебною года, М+? Конец небного года, М+?

1. Рост. ™ 165*5.8 165*5,9

2. Масса тела, кг 7ЦШ.4 68.75=5.7

3. Весо-росговой коэффициент 431=22,5 416*20,8

4. ЖЕЛ, л 1.75=0.4 1.95=0.5

Все девушки смогли, в разной степени, снизить массу тела. В результате весо-ростовой коэффициент приблизился к нижней границе нормы. ЖЕЛ возросла.

Таблица 9

Динамика показателей физиометрии студенток специальной медицинской группы c гипертонической реакцией АД (N=15)

Результаты проб с задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и на выдохе (Генче) свидетельствуют о низком уровне функциональных резервов дыхательной системы. Индекс Руффье 22 соответствует нижней границе оценки «неудовлетворительно» и 17 - оценке «удовлетворительно».

Таблица 6

Показатели функциональных проб студенток специальной медицинской группы (N=57)

№ Показатель Н ачало учебного года, М=5 Конец учебного года, М+?

1. САДымНе 135=3.9 130=3.1

2. ДАДММНЙ 81=7.7 80*7.5

3. ЧСС, уд/мин 87=16,3 83=15,9

4. ЧД, кол-во раз 19=5,6 17=5,1

Просматривается тенденция к снижению САД и ДАД. ЧСС и ЧД уменьшились.

Таблица 10

Динамика показателей физиометрии студенток специальноймедицинской группы c гипотонической реакцией АД (N=15)

№ Показатель Начало учебного года, 31*5 Конец учебного года, М+1

1. САДииНд 107=2.2 112=2.2

2. ДАДмнНд 69110,2 7Ш0.1

3. ЧСС, уд/шш ЯЫ5,1 78± 14,9

4. ЧД , кол - бо раз 22=5.1 20=5,1

Проанализировав заключению, что у

таблицы1-6, мы пришли к всех девушек, независимо от

Можно говорить о тенденции к повышению САД и ДАД. Уменьшились ЧСС, ЧД.

Таблица 11

Динамика показателей функциональных проб студенток специальной медицинской группы (N=57)

№ Показатель Начало учебного годаЛ1=ь Конец учебного года, М+?

1. Проба Штанге. с 29=8.6 34+8.1*

2. Проба Генче, с 25+52 28=7,2*

3. Индекс Руффье 15-3.8 13=3,Г

Увеличилась продолжительность задержки дыхания, как на вдохе, так и на выдохе. Уменьшился индекс Руффье. Все показатели, характеризующие функциональное состояние организма, выросли. Эти изменения достоверны.

Таблица 12

Динамика морфофункциональных показателей студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимавшихся по индивидуальным программам физического воспитания, N=57

№ Показатель На^о учебного года. М+? Конец учебного года, М-'1

1. Рост, см 104+5,9 164-5.9

2. Масса тела, кг 60.9±8,1 60.4 = 8.0

3. Весо-роповой коэффициент 371-50.1 367-50,0

4. САД. миНг 130+10,3 126+1022*

5. ДАДнмН? 85-6.5 81-4.3

6. ЧСС.уд/мин 86-8,6 80+8,1*

1. ЧД.кап-ьораз 18=5.4 17-3.1

8. ХЕЛл 1.82-0.3 2,01+0.4*

9. Проба Штанге, с 29=8.6 34=8.1*

10. Проба Генче, с 25-5,2 28-7,2*

11 Идцекс Руффье 15-3.8 13-3.3*

Примечание: * - Р<0,05

Таким образом, по результатам года занятий физической культурой по индивидуальным программам студенток с ослабленным здоровьем средние величины антропометрических показателей изменились незначительно, а функциональные показатели претерпели более заметные изменения. Уменьшились ЧСС и ЧД, возросла ЖЕЛ, увеличилась продолжительность задержки дыхания как на вдохе, так и на выдохе. Уменьшился индекс Руффье. Все девушки по исследованным показателям приблизились или достигли физиологической нормы. Функциональные пробы показали достоверный прирост всех исследованных показателей. Это указывает на то, что функциональные резервы возросли.

Вывод: Занятия физической культурой по индивидуальным программам, учитывающим состояние здоровья и интересы, способствует расширению функциональных резервов организма студентов с ослабленным здоровьем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Красильникова Е.В. Состояние здоровья студентов гуманитарного вуза применительно к физической культуре. Международная научно -практическая конференция. Теория и практика педагогической науки в современном мире. Традиции, проблемы, инновации. 16 - 17 февраля 2011. Новокузнецк.С. 90- 97.

2. Красильникова Е.В. Уровень физической подготовленности студентов первого курса вуза нефизкультурного профиля обучения. Межрегиональная научно - практическая конференция студентов и аспирантов. Материалы конференции в трех томах. 11апреля. 2008. Новокузнецк. С.99-100.

3. Коновалова, Н.Г. Интеграция воспитательно-социализирующего потенциала вуза и школы в процессе внеурочной учебной деятельности // Вестник КузГПА (Электронный научный журнал) 2012 № 3 (17) режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/journals/21

4. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических

условий развития профессиональной компетенции будущих педагогов в современных условиях. Самарский научный вестник №2(7).2014 .С 132-135.

5. Синева Л.С. Ключевые образовательные компетенции и проблема их формирования/ Л.С. Синева // Образование. Наука. Научные кадры: ежеквартальный журнал.2010.№3.С.78-79.

6. Мысина Т.Ю. Функциональные состояния как фактор психического здоровья студентов вуза/ Т.Ю. Мысина//Известия СНЦ РАН. Специальный выпуск «Технология управления организацией»№10. Самара.2008.С.265-270.

7. Красильникова Е.В.Формирование мотивации к занятиям физической культурой в специальной медицинской группе студентов гуманитарного профиля. Новые достижения медицинской науки и практики здравоохранения. Сборник научных работ - материалов межрегиональной научно - практической конференции; г. Новокузнецк, 2010.С. 164-168.

8. Айзман Р.И, Коновалова Н.Г, Левина И.Л и др.; Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей: методическое пособие.- М: АСТШ, 2006. 166с.

9. Агарков Н.Н. Клинико-физиологическое обоснование двигательного режима инвалидов-студентов специализированного колледжа-интерната/ Н.Н. Агарков, Н.Г. Коновалова, Л.В. Стройкина // Медико-социальное обслуживание и реабилитация пожилых людей и инвалидов»: сб материалов 3 межрегиональной научно-практической конференции. -Новокузнецк: ООО «СКИФ». 2006. С.27-32

10. Петухов С.И. Спортивная медицина/ С.И. Петухов, Н.Г. Коновалова, О.М. Архипова: Новокузнецк: Изд-во КузГПА. 2005.188с.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование.1988. 256с.

12. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс], URL:http:// ito.edu.ru/2010/VII/VII-0- 1673.html.

13. Красильникова Е.В., Коновалова Н. Г., Яруллина А.И. Способ обучения по предмету «Физическая культура» учащихся, отнесенных к специальной медицинскойгруппе; патент на изобретение; регистрационный № 2411906 20.02.2011.151с.

14. Красильникова Е.В. Коновалова Н.Г. Личностно-ориентированная технология физического воспитания студентов специальной медицинской группы.«Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации». Материалы международной научно-практической конференции. В 3- ч.Ч.3. Новокузнецк: Изд-во КузГПА. 2012.С. 17-24.

15. Бусыгин А.Г, Бусыгина А.Л. Методологические основания обучения студентов здоровьесбережению. Самарский научный вестник.№4(5).2013. С.40-43.

16. Коновалова, Н.Г. Развитие внимания при подготовке учителя физической культуры/ Н.Г. Коновалова, И.А.Макеева // Адаптивная физическая культура 2011 №2 (46).С. 31-33.

17. Гаранин В.А. Особенности формирования познавательной самостоятельности студентов педагогической специальности средствами информационно- коммуникационных технологий. Самарский научный вестник №1(12).2012. С.11-13.

18. Коновалова, Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: малые формы/ Н.Г. Коновалова, Н.П. Масленникова, С.В. Панасенко: СПб: «Образование», 2006. 85с.

19. Красильникова Е.В., Коновалова Н.Г.,Трубецкой В.В. Программа для укрепления студентов с отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями в образовательном процессе вуза; свидетельство о регистрации программы для ЭВМ №201617181 от

27.10.2010). 70с. учеб. Пособие/ Е.В. Красильникова, Н.Г. Коновалова;

20. Красильникова Е.В. Лечебная физическая НФИ КемГУ Новокузнецк.2011.118с. культура для студентов с патологией органов дыхания:

THE DYNAMIC SOF FUNCTIONAL RESERVES STUDENTS WITHPOORHEALTH DURING

PHYSICALEDUCATION

©2015

E.V. Krasilnikova, SeniorLecturer, Department of Physical Education

Novokuznetsk branch Institute «Kemerovo State University», Novokuznetsk (Russia)

Abstract. 57 university students were examined. All of them were classified as health to special medical group. All engaged in physical activity on individual programs. All of them completed a questionnaire at the beginning of the school year. Teacherof Physical Educationused theresults of the questionnaireandmedical reportto form groups and selection of functional tests. Bankof electronic educational materialson the subject ofPhysical Education(therapeutic physical training) was established tostudy the theory. This bankcontainedinformation aboutthe most commondiseasesamong students.A specialdatabase was created. It included exercises that where useful for the treatment of the most common diseases of the students. The base wasformed as aclassifiedset of physicalexercises, formedlocallyinthe textaccompanyingthe video sequence. Students made their own programs of exercise therapy and complexes exercises for themselves considering their interests and health. Girls performed their complexes in the variable part of physical training and by themself, kept a diary of self-control. Motivationin physicalcultureand students'knowledgewere assessedat the beginning andend ofthe school year.Studentsperformedfunctional tests at the endof each semester. The teacherintroduced students to thepersonal achievementsof eachand of the whole group. At the end of the year the increase of functional reserves and physical performance of all involved was marked.

Key words: students; special medical group; physical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.