Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Комарова Нина Анатольевна, Загородное Александр Николаевич, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевъева, г. Саранск E-mail: ninasm@bk.ru
Аннотация. В работе проведены результаты исследования двигательной активности учащихся общеобразовательной школы в динамике 10 лет обучения в школе. Выявлено, что показатели двигательной активности школьников с возрастом изменяются неравномерно. При этом показатели двигательной активности школьников всех возрастных групп ниже показателей нормы.
Ключевые слова: школьники, двигательная активность, общеобразовательная школа.
Главной задачей общеобразовательной школы в настоящее время является воспитание всесторонне, и гармонически развитого подрастающего поколения. В условиях бурного роста научной информации к современной личности предъявляются все более высокие требования как в отношении интеллектуальных способностей, так и физического развития. Потребность в двигательной активности является, как известно, важнейшей общебиологической особенностью организма. Однако развитие современной цивилизации привело к тому, что большинство современных школьников живёт в условиях пониженной двигательной активности, что не благоприятно отражается на здоровье и физиологических возможностях организма [2, с.102]. Таким образом, проблема гиподинамии приобретает социальный характер и ее успешное решение во многом определяется своевременностью профилактических мер в период обучения в школе, т.е. зависит от объединённых усилий учителей, медицинских работников, родителей и широких кругов общественности [1, с.134].
Цель нашей работы - исследование двигательной активности учащихся
| SCIENCE TIME |
общеобразовательной школы.
В исследовании приняли учащиеся в возрасте 7-17 лет МБОУ «Краснопресненская средняя общеобразовательнаяшкола» Ковылкинского района Республики Мордовия. Данное учебное заведение было выбрано, поскольку исследователь работает в нём на протяжении 2 лет учителем по физической культуре и имеет непосредственную возможность оценивать и измерять двигательную активность у учащихся.
С помощью метода шагометрии было определено количество шагов, совершаемых учащимися в течение суток, а также определена динамика двигательной активности школьников в течение полного дня. В течение двух месяцев были собраны данные объёма двигательной активности у 100 школьников 1-11-х классов. Полученные результаты позволили выявить средние значение объема двигательной активности школьников в течение суток.
При этом, многие авторы обращают внимание на то, что физическое воспитание в школе не обеспечивает должного объема двигательной активности современным школьникам [1, с. 116].
Из табл.1 и рис.1 видно, что двигательная активность детей 7 лет в будние дни составила 6482±87 и 6354±87 шагов у мальчиков и девочек соответственно. Полученный результат является ниже рекомендуемых норм, что подтверждает наличие проблемы, а также актуальность исследования.
Таблица 1
Среднесуточное количество шагов по данным шагомера у детей 7-17 лет
Возраст Пол общеобразовательная школа Возрастная норма
7 лет мальчики 6482±87 9000-12000
девочки 6354±87 9000-12000
9 лет мальчики 20182±111 12000-16000
девочки 21586±123 12000-16000
10 лет мальчики 8117±134 17000-21000
девочки 8340±112 16000-20000
11 лет мальчики 10509±176 20000-24000
девочки 11209±188 16000-21000
12 лет мальчики 12117±202* 20000-24000
девочки 8700±133 16000-21000
13 лет мальчики 11180±190* 21000-25000
девочки 7031±178 18000-23000
14 лет мальчики 11508±210* 21000-25000
девочки 9820±180 18000-23000
70
| SCIENCE TIME |
продолжение таблицы 1
15 лет мальчики 13016±223* 24000-28000
девочки 10534±193 21000-25000
16 лет мальчики 15013±197* 25000-29000
девочки 8115±186 20000-24000
17 лет мальчики 14820±180 25000-30000
девочки 9954±98 25000-28000
Сравнив установленные нормы двигательной активности детей, мы установили, что разница реальной двигательной активности детей младшего школьного возраста от установленной нормы составляет 3 685 шагов.
По данным проведённого исследования двигательная активность школьников в выходные дни ниже, чем в будние. Этот факт удивителен, так как в школе дети вынуждены в основном находится в статическом положении, сидеть за партами, а дома могут двигаться свободно, и, тем не менее, двигательная активность в учебные дни выше, чем в выходные. Считается, что спонтанная двигательная активность в выходные дни, как правило, выше, чем в рабочие дни недели. Полученные результаты говорят о том, что зачастую в выходные дни дети остаются дома, а их родители не планируют активного двигательного отдыха.
В целях дифференциации динамики двигательной активности ребенка в течение всего дня, мы попросили родители детей в течении всего периода исследования заносить данные с шагомера ребёнка в специально разработанные бланки. День был условно разбит на четыре периода: дорога в школу, учебная деятельность, дорога домой, послеурочное время.
Определялось, сколько шагов школьник совершает в каждом периоде. Исходя из установленных норм, полученные данные также свидетельствуют о недостаточном объеме двигательной активности школьников.
Полученные результаты по изучению динамики двигательной активности школьников показали, что дорога в школу школьников в среднем составила 1 170,68±101,71 шага, тогда как дорога домой в среднем занимает 2 420,33±373,62 шага. Можно предположить, что утром дети спешат в школу и поэтому первый исследуемый показатель не может быть высоким. Количество шагов, затрачиваемых на дорогу домой несколько выше. Столь невысокие показатели объясняются тем, что в своём большинстве дети добираются до школы на транспорте дорожного движения, нежели передвигаются в школу пешком.
Шаги, затраченные во время учебной деятельности, составляют 3 484,71±167,88. Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что двигательная активность детей в школе составляет всего около 20 % от
I
SCIENCE TIME
I
установленных норм. Отмечено, что в течение первой половины дня дети должны проходить не менее 5-6 тыс. шагов. В оставшееся, послеурочное время дети использовали в среднем 6 004,94±550,27 шага. Двигательная активность в послеурочное время составляет около 40% от установленных норм.
Значительное увеличение двигательной активности у младших школьников отмечено в возрасте 9-ти лет. Количество шагов, совершаемых учеником в этом возрасте, составило 20182±111 и 21586±123 шагов у мальчиков и девочек соответственно, причем отмечено большее увеличение двигательной активности у девочек.
В возрасте 10 лет отмечено снижение уровня двигательной активности учащихся обоих полов, что вероятнее всего связано с переходом детей из младшего школьного звена в среднее, увеличением количества уроков и статическим положением при их выполнении. Уровень двигательной активности в этом возрасте снизился у мальчиков до 8117±134 шагов/сут., у девочек - до 8340±112 шагов/сут.
Далее в возрасте 11-15 лет отмечается достаточно ровная тенденция к увеличению двигательной активности учащихся обоих полов.
Следующий скачок двигательной активности замечен в возрасте 16-17 лет у старшеклассников.
Наши исследования показали, что старшеклассники не проходят даже минимальной суточной нормы (меньше 5 км). Их двигательная активность составляет всего 80 % от минимума. Так как в школе шестидневная система обучения, выходной остается для заполнения пробелов, допущенных в течение недели, а также выполнения домашнего задания, которое на выходные задается в увеличенном объеме.
Так, у школьников в возрасте 16 летдвигательная активность составила 15013±197 и 8115±186 шагов/сут. у мальчиков и девочек соответственно. В возрасте 17 лет количество шагов за сутки стало еще меньше, что вероятнее всего обусловлено подготовкой выпускников-старшеклассников к выпускным экзаменам. У мальчиков данный показатель составил 14820±180 шагов/сут., а у девочек - 9954±98 шагов/сут.
На рис.1 представлена динамика двигательной активности учащихся общеобразовательной школы обоих полов.
Из рисунка видно, что наибольшая двигательная активность наблюдается у учащихся младших классов, затем резко снижается при переходе в среднее звено, где постепенно нарастает вплоть до старших классов, где прироста двигательной активности не отмечается. Однако, стоит сказать, что в любом из школьных возрастов двигательная активность учащихся далека от возрастной нормы.
I SCIENCE TIME I
25000
g 5000
0 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1
7 9 10 11 12 13 14 15 16 17
возраст, лет
Рис. 1 Динамика двигательной активности учащихся общеобразовательной школы
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что суточный режим школьника далек от идеала. Он превышает нормы умственной и статической нагрузки, а также характеризуется недостатком двигательной активности, что отражается на здоровье подрастающего поколения, и, следовательно, на способностях учеников.
Литература:
1. Гигиена детей и подростков: учебник // Под ред. Г.Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 2009. - 234 с.
2. Сафронов А.А. Анализ возрастных особенностей учащихся как основной компонент построения процесса физического воспитания / А.А. Сафронов // Молодой ученый. - 2014. - № 18. - С. 101-103.