Научная статья на тему 'ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
496
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
младшие школьники / двигательная активность / норма активности / дефицит двигательной активности / шагометрия / локомоции / учебная деятельность / повседневная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Новиков Александр Алексеевич

В работе проведена оценка двигательной активности детей младшего школьного возраста в процессе учебной и повседневной деятельности. Выявлен недостаточный объем суммарного количества двигательных локомоций учащихся начальных классов в разные периоды будних дней, а также значительное отставание суточного объема двигательной активности школьников от установленных нормативных значений. Предложены меры оптимизации двигательной деятельности детей младшего школьного возраста в режиме учебного и выходного дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Новиков Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Якимова Елена Алексеевна, Новиков Александр Алексеевич, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевъева, г. Саранск Е-таП^'актоуа!епа@таИ ги

Аннотация. В работе проведена оценка двигательной активности детей младшего школьного возраста в процессе учебной и повседневной деятельности. Выявлен недостаточный объем суммарного количества двигательных локомоций учащихся начальных классов в разные периоды будних дней, а также значительное отставание суточного объема двигательной активности школьников от установленных нормативных значений. Предложены меры оптимизации двигательной деятельности детей младшего школьного возраста в режиме учебного и выходного дня.

Ключевые слова: младшие школьники, двигательная активность, норма активности, дефицит двигательной активности, шагометрия, локомоции, учебная деятельность, повседневная деятельность.

В современных условиях развития общества специалисты в области физической культуры и спорта, медицинские и педагогические работники отмечают дефицит двигательной активности у детей младшего школьного возраста. К сожалению, реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития детей, приводя к снижению общего уровня здоровья школьников и обусловливая появление «чумы XXI века» -гипокинезии, которая может вызвать негативные изменения в организме детей младшего школьного возраста [3, 4].

При этом многие авторы обращают внимание на то, что физическое воспитание в школе не обеспечивает должного объема двигательной активности современным школьникам [5].

Для выявления реального объема двигательной активности детей младшего

школьного возраста в условиях учебной и повседневной деятельности нами было проведено констатирующее исследование на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» г. о. Саранск. Исследование проводилось в начале 2016-2017 учебного года (сентябрь 2016 г.).

В наблюдении приняли участие учащиеся 1-х классов в количестве 51 человека. С помощью метода шагометрии у школьников было определено количество локомоций, затрачиваемых во время учебной деятельности, а также определена динамика двигательной активности в течение полного дня. Кроме того, проводилось сравнение объема двигательной активности учащихся начальных классов в будние дни и во время выходных.

Регистрация двигательных локомоций (количество шагов) в различные периоды дня (дорога в школу, учебная деятельность, дорога домой, послеурочное время) обнаружила достаточно выраженные их колебания. При этом полученные данные свидетельствовали о недостаточном объеме двигательной активности детей младшего школьного возраста.

Динамика двигательной активности учащихся начальных классов в течение дня наглядно представлена на рис. 1.

Рис. 1 Динамика двигательной активности младших школьников в течение дня

| SCIENCE TIME |

Представленные данные свидетельствуют о том, что дорога в школу младших школьников составляет в среднем 1134,5±99,63 шага, тогда как дорога домой в среднем занимает 2395,2±367,71 шага. Вероятно, утром дети спешат в школу и поэтому количество шагов, затраченное на передвижение к месту учебы, сведено к минимуму. Количество шагов, затрачиваемых на дорогу домой, несколько выше, но также далеко от нормативных значений.

Шаги, затраченные во время учебной деятельности, составляют 3456,8±159,37. Анализ полученных данных позволяет заключить, что двигательная активность детей в школе составляет около 40 % от установленных норм [1].

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что существующий в настоящее время в школе режим организации утренней гимнастики до начала уроков, подвижных перемен, физкультпауз не реализует в полной мере потребности младших школьников в двигательных действиях и, соответственно, не позволяет восполнить дефицит их двигательной активности. Это создает необходимость разработки и внедрения современных, эффективных форм повышения двигательной активности в учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.

В оставшееся после уроков время дети использовали в среднем 6021,3±528,3 шага. Двигательная активность в послеурочное время составляет около 60 % от установленных норм, исходя из расчета 9-10 тыс. шагов (во второй половине дня).

Результаты опроса родителей наблюдаемых нами школьников и данные научно-методической литературы позволяют заключить, что достаточно низкая двигательная активность детей обусловлена тем, что все свободное от учебы время они проводят за выполнением домашнего задания, просмотром телевизора, компьютерными играми, другими видами пассивного отдыха. Практически у каждого второго ребенка вся двигательная активность сводится лишь к урокам физической культуры в стенах школы, что создает высокую потребность в насыщении образовательной среды разнообразными культурно -рекреативными и другими формами физкультурной активности.

В процессе оценки объема двигательной активности младших школьников в дни учебных занятий и в выходные дни мы исходили из суточной нормы двигательной активности учащихся начальных классов в объеме 15-20 тыс. шагов [2].

Для первоклассников, участвующих в нашем исследовании, была определена нижняя граница указанных нормативных значений.

Полученные нами данные показали, что суммарное суточное количество подсчитанных двигательных локомоций детей младшего школьного возраста и в

будние, и в выходные дни существенно ниже установленной для данной возрастной группы нормы (рис.2).

Рис. 2 Объем двигательной активности младших школьников в будние и выходные дни

Так, двигательная активность детей младшего школьного возраста в будние дни составила в среднем 11286,7±357,1 шагов. При этом разница реальной двигательной активности детей младшего школьного возраста и установленной нормы составляет 3713,3 шагов.

Объем двигательной активности в выходные дни составил 8989,4±420,9 шагов. В этом случае разница реальной двигательной активности детей младшего школьного возраста и установленной нормы составляет 6010,6 шагов.

Значительный интерес представляет тот факт, что по данным проведенного исследования, двигательная активность школьников в выходные дни на 2297,3 шага ниже, чем в дни учебных занятий. Выявленная ситуация является достаточно парадоксальной, поскольку в школе дети вынуждены в основном находится в статическом положении, сидеть за партами, а дома могут двигаться свободно. Однако, несмотря на это, двигательная активность в учебные дни выше, чем в дни, свободные от уроков. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве случаев в выходные дни дети остаются дома, а их родители не планируют активного двигательного отдыха.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили дефицит двигательной активности детей младшего школьного возраста. Для

«

I SCIENCE TIME I

решения существующей проблемы необходимо принять серьезные меры по восполнению дефицита двигательной активности школьников: пересмотреть имеющиеся формы и методы физического воспитания учащихся для оптимизации их двигательной активности; обеспечить четкое планирование и регулирование существующего режима двигательной активности в течение дня и недели; обязательно включать в режим дня детей младшего школьного возраста разнообразные формы занятий физическими упражнениями, позволяющие обеспечить должный объем суточной двигательной активности, соответствующий их возрасту и полу.

Необходимо помнить о том, что главную роль в решении проблемы восполнения дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста играют их родители. Поэтому особое внимание необходимо уделять именно работе с родителями школьников, осуществляя пропаганду двигательной активности, объясняя ее значение и особенности влияния на организм ребенка, раскрывая специфику имеющихся форм двигательной активности. Главная задача родителей при этом должна сводится к контролю ежедневного выполнения утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз во время выполнения домашних заданий, посещения спортивных секций и регулярных занятий физической культурой и спортом.

Литература:

1. Баканов И.М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня: дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Баканов Иван Михайлович. - М., 2007. - 199 с.

2. Грудина С.В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников / С.В. Грудина // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конференции. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 107-109.

3. Жмулин А.В. Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов в системе школьного физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Жмулин Александр Владимирович. - М., 2008. - 189 с.

4. Кислицына О.А. Факторы здоровья детей младшего и среднего школьного возраста / О.А. Кислицина // Социальные аспекты здоровья населения. - 2009. -№ 1 (9). - С. 19-23.

5. Симаева И.С. Охрана здоровья обучающихся: возможности самосохранительной социализации в системе образования / И.Н. Симаева // Вестник БФУ им. И. Канта. Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. - С. 56-60.

»

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.