Научная статья на тему 'Динамический алгоритм регулирования доходов населения путем корректировки социальных трансфертов'

Динамический алгоритм регулирования доходов населения путем корректировки социальных трансфертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясов Барый Галеевич, Дегтярева Ирина Викторовна, Макарова Елена Анатольевна, Валитов Руслан Рустемович

Предложена когнитивная модель макроэкономической системы с учетом дифференциации доходов и расходов населения. Рассмотрены алгоритмы формирования социальных трансфертов и налоговых отчислений до-мохозяйств в рамках динамической модели макроэкономической системы. Проведены экспериментальные исследования влияния предложенных алгоритмов на социально-экономические показатели макроэкономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильясов Барый Галеевич, Дегтярева Ирина Викторовна, Макарова Елена Анатольевна, Валитов Руслан Рустемович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive model of macroeconomic system with population incomes and expenditures differentiation are suggested. The algorithms of social transfers and taxation at dynamic model of macroeconomic system are considered. The experimental results of described algorithms influence on the social-economic indicators of macroeconomic model are produced.

Текст научной работы на тему «Динамический алгоритм регулирования доходов населения путем корректировки социальных трансфертов»

• неоднородность данных может быть выражена количественно в виде набора критериев/ показателей;

• существует алгоритм приведения исходных множеств данных в модели медиации к максимальной семантической согласованности за конечное число шагов (свойство D2).

Ограниченный объем статьи не позволяет рассмотреть решение оптимизационной задачи (7)-(8), а также описать непосредственные отображения между отношениями в разных схемах после установления их однородности. Эти вопросы являются предметом для дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Kalinichenko, L.A. Methods and tools for equivalent data model mapping construction [Text] / L.A. Kalinichenko // Advances in Database Technology: Proc. of the International Conf. on Extending Database Technology EDBT'90. LNCS 416. - Berlin-Heidelberg: Springer-Verlag, 1990. -P. 92-119.

2. Калиниченко, Л.А. СИНТЕЗ: Язык определения, проектирования и программирования интероперабельных сред неоднородных информационных ресурсов [Текст] / Л.А. Калиниченко. -М.: ИПИ РАН, 1995. -110 с.

3. Асаи, К. Прикладные нечеткие системы [Текст] / К. Асаи, Д. Ватада, С. Иваи [и др.]; Пер. с япон; Под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. -М.: Мир, 1993. -368 с.

4. Бакланов, И. Прибор, система, OSS... Что дальше? [Текст] / И. Бакланов // Connect! Мир cвязи. -2005. -№ 10.

5. Principles for a TMN. ITU-T Recommendation M.3010 (10/92) [Электронный ресурс].

6. Management framework for Open Systems Interconnection (OSI) for CCITT applications. ITU-T Recommendation X.700 (09/92) [Электронный ресурс].

7. Information technology - Open Systems Interconnection - Systems management overview. ITU-T Recommendation X.701 (11/92) [Электронный ресурс].

S. Management Information Base for Network Management of TCP/IP-based internets: MIB-II [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ietf.org/ rfc/rfc1213.txt (Дата обращения: 15.09.2011).

9. Райли, Дж. NGOSS: Построение эффективных систем поддержки и эксплуатации сетей для оператора связи [Текст] / Дж. Райли, M. Кринер. -M.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -192 с.

10 Мейер, Д. Теория реляционных баз данных [Текст] / Д. Mейер; Пер. с англ. -M.: M^>, 1987. -60S с.

11. Рассел, С. Искусственный интеллект: современный подход [Текст] / С. Рассел, П. Норвиг; Пер. с англ. -2-е изд. -M.: ИД «Вильямс», 2006. -1408 с.

УДК 681.3.06

Б.Г. Ильясов, И.В. Дегтярева, Е.А. Макарова, Р.Р. Валитов

динамический алгоритм регулирования доходов

НАСЕЛЕНИЯ ПУТЕМ КОРРЕКТИРОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

Современные условия развития российской экономики характеризуются наличием значительных проблем, связанных как с недостаточностью ресурсного обеспечения секторов экономики, так и с неопределенностью внешнеэкономической конъюнктуры и внутренних социально-экономических условий. Одним их факторов роста валового внутреннего продукта (ВВП) является внутренний (потребительский) спрос, рост которого, с одной стороны, оказывает положительное влияние на основные макроэкономические показатели, а с другой, - имеет отри-

цательные последствия в виде усиления инфляционных процессов и перегрева экономики [1-3]. Однако в условиях низкого уровня жизни в России, низких доходов населения и существенной неравномерности их распределения, превышающей рекомендуемые в мировой практике нормы, вопрос о стимулировании потребительского спроса за счет регулирования доходов населения с учетом их дифференциации должен рассматриваться как необходимый этап на пути модернизации экономики [4]. Названные обстоятельства обусловливают актуальность исследования и си-

стемного моделирования динамики формирования и регулирования доходов населения (сектора домохозяйств макроэкономической системы) и их влияния на потребительский спрос в рамках макроэкономического воспроизводственного процесса с учетом дифференциации доходов [5].

В границах проводимых исследований динамики воспроизводственного процесса многосекторной макроэкономической системы (ММЭС) ведется разработка комплекса системных моделей, включающего когнитивную модель формирования доходов и расходов населения в рамках воспроизводственного процесса ММЭС; функциональные и динамические модели процессов формирования и регулирования доходов с учетом налогообложения и социальных трансфертов, а также процессов потребления и сбережения [5, 6]. Далее рассматривается ряд особенностей их реализации и результаты имитационных экспериментов.

Когнитивная модель формирования доходов и расходов населения в рамках воспроизводственного процесса ММЭС (см. рисунок) содержит: четыре концепта - макроэкономических агента (МЭА) в виде секторов экономики, которые выполняют преобразования финансовых потоков доходов и расходов; также три дополнительных концепта в виде макроэкономических рынков (благ, труда и денег), выполняющих информационные регулирование финансовых потоков путем формирования рыночных цен [5].

Особенность когнитивной модели состоит в декомпозиции сектора домохозяйств на десять групп (децильных групп), дифференцированных по уровню располагаемых доходов. На рисунке темным цветом выделены замкнутые контуры финансовых потоков, охватывающие процессы формирования доходов и расходов населения с учетом децильных групп. Выделенные контуры включают десять контуров типа «производство-располагаемые доходы-потребление» и десять контуров типа «производство-налоги-социаль-ные трансферты-потребление». Толщина связей отражает неравномерность распределения доходов с учетом налогов и предоставления социальных трансфертов и пропорциональна интенсивности (темпам) соответствующих финансовых потоков. Слияние финансовых потоков осуществляется простым сложением темпов; разделение потоков осуществляется либо согласно заданным пропорциям, либо в соответствии с предложенными алгоритмами. К таким алгоритмам относятся

алгоритм формирования налоговых отчислений сектора домохозяйств и алгоритм формирования социальных трансфертов, формируемых сектором государственных учреждений.

На основе ранее разработанных системных моделей секторов экономики [5] предложены функциональные и динамические модели поведения сектора А4 государственных учреждений и сектора А2 домохозяйств в целом, а также функциональные и динамические модели А2. формирования доходов и расходов 1-й децильной группы населения в отдельности, которые являются инвариантными по отношению к уровню располагаемого дохода и, следовательно, к номеру децильной группы.

Особенности разработанных динамических моделей состоят в следующем. Во-первых, это наличие нескольких моделей потребления населения (Кейнса, Фридмена и Торнквиста) и возможность выбора той модели, которая является наиболее адекватной исследуемым условиям.

Во-вторых, это реализация алгоритмов регулирования доходов населения, которые предполагают формирование кортежа векторов регулирующих воздействий и = (Ц U2, U3}, где Ц = (и1.} , 1 =1,10 - вектор корректировок заработной платы; Ц2 = (Ц} , 1 =1,10 - вектор корректировок ставок налогообложения; Ц = (Ц.}, 1 = 1,10 - вектор корректировок социальных трансфертов. Алгоритмы корректировки заработной платы и налогов встроены в модели поведения секторов А3 домохозяйств, алгоритм корректировки социальных трансфертов встроен в модель поведения сектора А4 государственных учреждений.

В-третьих, это наличие алгоритма применения прогрессивной шкалы налогообложения и возможность анализа влияния как плоской, так и прогрессивной шкал налогообложения на эффективность функционирования ММЭС в целом [6].

Наибольший интерес представляет алгоритм корректировки социальных трансфертов, включающий два этапа и имеющий ряд особенностей. Характерной особенностью алгоритма является то, что трансферты формируются в разрезе десятипроцентных групп населения, при распределении трансфертов по группам населения учитывается уровень доходов каждой из групп населения.

На первом этапе определяется суммарный темп предоставления социальных трансфертов Ттг, передаваемых государством сектору А2

Когнитивная модель формирования доходов и расходов населения в рамках воспроизводственного процесса ММЭС

домохозяйств. Принятие решения о формировании социальных трансфертов осуществляется на основе анализа объемов запасов сектора государственных учреждений и текущего состояния ММЭС в целом. На втором этапе выполняется распределение выделенной суммы трансфертов по десятипроцентным группам населения с учетом текущего уровня доходов домохозяйств, что реализуется в три шага.

Шаг 1. Производится оценка совокупных доходов децильной группы после выплат всех обязательных трансфертов (конкретно - налоговых отчислений) каждой из групп домохозяйств 7<. Оценка выполняется путем сопоставления с минимальным доходом децильной группы Уё'0, который может быть интерпретирован как про-

житочный минимум. Для каждой группы домохо-зяйств рассчитывается величина дохода, недостающего до прожиточного минимума, по формуле:

ДУС' = тш{0; УС,0 -УС'},г = Цо.

В результате определяются наименее обеспеченные группы домохозяйств ( Д Ус1\> 0), которым требуется увеличить предоставляемые социальные трансферты.

Шаг 2. Рассчитывается величина первоочередных социальных трансфертов по группам до-мохозяйств по формуле:

Тг'1 = тт{7г2, ДУС'}х ,, г = Ц0, (1)

где ДУС' = ^ ДУС; - величина недостающих до-

1=1,10

ходов домохозяйств, показывающая, какой объем социальных трансфертов необходим для приведения доходов всех групп домохозяйств к заданному минимальному уровню доходов Уё' 0 (прожиточному минимуму). При этом в зависимости от соотношения между недостающей суммой доходов и выделяемыми трансфертами возможны три случая.

В первом случае (Тг2 <Д7У) запланированных социальных трансфертов недостаточно, чтобы привести доходы всех групп домохозяйств к заданному уровню Ус1'0 - прожиточному минимуму. Тогда, согласно выражению (1), вся запланированная к передаче сумма социальных трансфертов распределяется между группами домохозяйств, имеющих доход ниже заданного уровня, пропорционально величине ДУс1[. Иными словами, чем больше средств не достает до заданного уровня, тем большую сумму трансфертов 1-я группа домохозяйств получает.

Во втором случае (Тг2 > ДХй') запланированные социальные трансферты превышают недостающую до заданного уровня величину доходов домохозяйств. В этом случае в соответствии с выражением (1), каждая из групп домохозяйств получает недостающие доходы в виде социальных трансфертов.

В третьем случае = 0) группа домохо-

зяйств обладает доходом выше прожиточного минимума и, как следствие, не получает дополнительных трансфертов.

В результате выполнения шага 2 рассчитывается вектор приоритетных целевых трансфертов и суммарный темп их формирования:

Т2 =Е Тг2'. (2)

1=1,10

Шаг 3. Формируются дополнительные трансферты путем распределения оставшейся суммы социальных трансфертов по всем десятипроцентным группам домохозяйств с учетом вектора

10

весовых коэффициентов {к7гъ}, ^кТгъ = 1, зада-

/=1

ющего инвариантное фактическому распределению доходов разбиение трансфертов по формуле: Т2 = (Тг2 - Тг2') X кТг2„ 1= 1,10.

Следует отметить, что в случае, если доход всех групп домохозяйств выше заданного в модели уровня Уй' 0, то последняя формула с учетом формул (1) и (2) примет вид Тг' = Тг2 х к Тг= 1,10. Иными словами, если все группы домохозяйств имеют доход выше прожиточного минимума,

распределение социальных трансфертов осуществляется исключительно на основании вектора весовых коэффициентов {кТгЪ}. В заключение формируются значения темпов формирования трансфертов, передаваемых каждой из десятипроцентных групп домохозяйств в виде суммы

Тг2> = Тг2 + ТГп' = МО .

Предложенный алгоритм корректировки социальных трансфертов позволяет учитывать бюджетные ограничения на общий объем социальных трансфертов (на первом этапе) и недискреционные механизмы формирования социальных трансфертов (на втором этапе).

Проведены имитационные эксперименты, направленные на исследование влияния корректировки социальных трансфертов с учетом возможности применения прогрессивного налогообложения на макроэкономические показатели функционирования ММЭС в целом. Задается динамически равновесный режим с неравномерным распределением доходов и выделением трех множеств децильных групп домохозяйств, различающихся по уровню дохода (домохозяйства с низким, средним и высоким уровнями дохода).

Результаты экспериментов показали, что введение прогрессивной шкалы налогообложения приводит к перераспределению запасов экономики от сектора домохозяйств к государственному сектору за счет увеличения налоговых отчислений, выплачиваемых «богатыми» домохозяйствами. Наблюдается небольшое снижение потребительского спроса и ВВП, обусловленное сокращением доходов домохозяйств с высоким уровнем дохода. Снижается и степень дифференциации доходов, о чем свидетельствует уменьшение значений показателей неравномерности распределения доходов (индекса Джини и децильного коэффициента дифференциации доходов), рассчитываемых в динамике. Показано, что последующее применение предложенного алгоритма корректировки социальных трансфертов при отсутствии увеличения общей суммы трансфертов приводит к незначительному росту потребительского спроса, мультипликатор госрасходов составляет 1,2. Наблюдается волна снижения показателей неравномерности распределения доходов.

Таким образом, разработанный комплекс системных моделей позволяет проводить экспериментальные исследования влияния доходов населения с учетом их дифференциации на ди-

намику потребительского спроса и выпуска ВВП в различных ситуациях. Исследованы сценарии регулирования доходов населения за счет корректировки социальных трансфертов в направлении снижения неравенства доходов и введе-

ния прогрессивного налогообложения, которые продемонстрировали выход на траекторию роста потребительского спроса и ВВП, поддержание которой впоследствии должно быть обеспечено инвестиционными вложениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сценарные условия для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2013-2015 годах [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы Министерства экономического развития РФ, 2012. -Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/prognoz/doc20120511_003 (Дата обращения 01.09.2012)

2. Кудряшов, К.А. Личное потребление как фактор экономического роста [Текст] / К.А. Кудряшов // Актуальные проблемы экономики и права. -2011. -№ 2. -С. 31-34.

3. Российская Федерация. Документ по отдельным вопросам [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы Международного Валютного Фонда. -Вашингтон, округ Колумбия, 2012. -Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2012/ cr12218r.pdf (Дата обращения 01.09.2012).

4. Шевяков, А.Ю. Неравенство доходов как фактор экономической и демографической динамики: Монография [Текст] / А.Ю. Шевяков. -М.: ИСЭПН РАН,

2010. - 43 с.

5. Ильясов, Б.Г. Методология системного моделирования и управления макроэкономической системой на неравновесных режимах [Текст] / Б.Г. Ильясов, Е.А. Макарова, Т. А. Карташева, Р.Р. Валитов // Управление большими системами: тр. Междунар. науч.-практ. мультиконф. Теория активных систем. -М.: ИПУ РАН,

2011. -С. 71-74.

6. Ильясов, Б.Г. Динамическая модель формирования доходов и расходов населения с учетом корректировки налоговых ставок и трансфертных платежей [Текст] / Б.Г. Ильясов, Е.А. Макарова, Р.Р. Валитов // Системный анализ в проектировании и управлении: Сб. науч. тр. XIV Междунар. науч.-практич. конф. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. -С. 121-129.

УДК 62-192: 519.254

В.Е. Гвоздев, М.А. Абдрафиков ОЦЕНИВАНИЕ ГРАНИЧНЫХ ЗНАЧЕНИй

характеристик надежности радиоэлектронных

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УЗЛОВ СИСТЕМ КОММУТАЦИИ

по данным подконтрольной эксплуатации

Для ведомственных сетей связи специального назначения характерны высокие требования к надежности входящего в их состав оборудования, в значительной степени зависящей от надежности радиоэлектронных функциональных узлов систем коммутации. Последнее обусловлено тем, что системы коммутации используются не только в транзитных и транзитно-оконечных, но и в оконечных станциях сети связи. Надежное функционирование систем коммутации - один из критических факторов успеха обеспечения эффективной надежности ведомственных сетей связи.

Среди ключевых факторов эффективного управления надежностью технических изделий

отметим обработку данных об отказах на разных стадиях жизненного цикла изделия, в особенности на этапе эксплуатации. Оценка фактически достигнутого уровня надежности производится экспериментальными методами - по результатам определительных испытаний, либо по результатам подконтрольной эксплуатации.

Развитые технологии производства систем коммутации, с одной стороны, и ограниченное число выпускаемых изделий для ведомственных сетей связи, с другой стороны, часто не позволяют получать значительное число данных об отказах. Последствием этого является то, что использование традиционных методов математической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.