Научная статья на тему 'Динамическая модель формирования культуры невербального общения у студенческой молодежи в вузе'

Динамическая модель формирования культуры невербального общения у студенческой молодежи в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS’ YOUTH / MODEL / NONVERBAL COMMUNICATION CULTURE / FORMATION OF NONVERBAL COMMUNICATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахьямова И. А.

Представлена динамическая модель формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в рамках образовательного процесса вуза, охарактеризованы составляющие эту модель компоненты в их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic model of formation of nonverbal communication culture of students’ youth in higher education institution

In the article the dynamic model of formation of nonverbal communication culture of students’ youth in educational process of higher education institution is presented; components making the model in their interrelation are characterized.

Текст научной работы на тему «Динамическая модель формирования культуры невербального общения у студенческой молодежи в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

УДК 37.091.212+37.015.32

ББК Ю953 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01

И. А. Ахьямова

Екатеринбург

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель; культура невербального общения; формирование культуры невербального общения; студенческая молодежь.

АННОТАЦИЯ. Представлена динамическая модель формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в рамках образовательного процесса вуза, охарактеризованы составляющие эту модель компоненты в их взаимосвязи.

I. A. Akhyamova

Ekaterinburg

DYNAMIC MODEL OF FORMATION OF NONVERBAL COMMUNICATION CULTURE OF STUDENTS’ YOUTH IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

KEY WORDS: model; nonverbal communication culture; formation of nonverbal communication culture; students’ youth.

ABSTRACT. In the article the dynamic model of formation of nonverbal communication culture of students’ youth in educational process of higher education institution is presented; components making the model in their interrelation are characterized.

Несмотря на закономерно возрастающий интерес исследователей к проблеме невербального общения и к различным граням коммуникативной культуры в педагогике, до сих пор культура невербального общения не становилась объектом специального научного исследования; данная проблематика применительно к процессу образования студентов недостаточно изучена.

На основе синтеза положений современных исследований в различных областях гуманитарного знания — педагогики, психологии, культурологии, антропологии, аксиологии — и ведущих методологических подходов мы предлагаем следующее определение культуры невербального общения: системное личностное образование, определяющее уровень развития внутренних ресурсов (когнитивных, эмоциональных, творческих, деятельностных) и позволяющее целенаправленно использовать средства невербального общения, необходимые для выстраивания эффективного взаимодействия субъектов в различных ситуациях общения. К содержанию такого взаимодействия относятся обмен информацией, межличностное познание, организация и регуляция взаимоотношений субъектов. Формирование культуры невербального общения студенческой молодежи призвано сгла-

дить противоречия вербально ориентированного образования, способствовать развитию коммуникативной компетентности молодых людей, обучающихся в вузе.

Модель формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в вузе характеризуется единством структурных составляющих: в ней, среди прочего, представлены закономерности и методологические основы этого процесса, принципы, последовательность этапов, условия, критерии оценки результатов. В широком смысле модель есть образец, в определенных условиях заменяющий оригинал, воспроизводящий его свойства и характеристики. Поскольку процесс формирования культуры невербального общения студенческой молодежи предполагает взаимную обусловленность определяющих его процедур и некоторое варьирование составных частей в зависимости от ситуации, считаем целесообразным рассматривать модель динамическую. Средства невербального общения дополнены за счет понятий «звук», «свет», «цвет», «запах», «время», «пространство».

Динамическая модель формирования культуры невербального общения студенческой молодежи состоит из трех взаимосвязанных блоков: теоретико-методологического, организационно-деятельностного и результативно-уровневого (см. рис.).

© Ахьямова И. А., 2012

Социокультурные потребности общества: специалист с высшим образованием — носитель высокой культуры невербального общения

О

Цель: формирование культуры невербального общения студенческой молодежи

Задачи: 1) принятие целей и ценностей культуры невербального общения; 2) узнавание, определение и понимание значений средств невербального общения; 3) вчувствование и переживание смыслов последних во взаимодействии; 4) саморегуляция и регуляция поведения и общения субъектов в деятельности

Компоненты культуры невербального общения: личностные (личностно-ценностный, ресурсный (когнитивный), поведенческий); видовые (перцептивная, коммуникативная, интерактивная, поведенческая культуры, культура наблюдения и самонаблюдения); структурные (визуальная, аудиальная, кинетическая, хроно-проксемическая, осмическая культуры)

Методологическая основа: системно-синергетический, ценностно-смысловой, герменевтический, личностно-деятельностный, средовой, социально-педагогический, компетентностный подходы

Принципы: когнитивной мобильности, невербально-смысловой активности, полисемантичности, поликультурности, взаимодополнительности, диверсификации, интеграции

Этапы:

Мотивационный

Когнитивный

Рефлексивно-

тренинговый

Системно-

деятельностный

Содержание работы:

формирование ориентации на культуру невербального общения как на ценность, приобретение необходимой теоретической и практической базы, применение умений и навыков невербального общения и самонаблюдение за ощущениями в процессе такого применения, развитие невербальной компетентности, активное использование способов и средств невербального общения в социально значимом поведении, обучение приемам саморегуляции, выработка индивидуального стиля невербального общения (кейс-стади, проблемные ситуации, практические задания)

Формы работы: мастер-классы, круглые столы, лекции, развивающие практические занятия, формирующие мини-тренинги, учебная практика, конференции

Факторы влияния: биологический (внутренний) и социальный (внешний)

Механизмы: открытие в себе, освоение и наращивание внутренних ресурсов, невербального интеллекта и невербального репертуара, целенаправленное использование средств невербального общения, необходимых для эффективного регулирования процесса общения, воплощение смыслов этих средств в форме субъективного опыта как личностно и профессионально ценных, применение их в деятельности

Организационно-педагогические условия: ценностно-смысловое единство и согласованное понимание целей и ценностей культуры невербального общения в педагогическом коллективе, способность и готовность педагогов к ее трансляции; усиление коммуникативной направленности образовательного процесса; педагогизация пространства образовательной среды

Ценностный

Личностный

Ресурсный

Поведенческий

Показатели:

сформированность ценностно-смысловых установок, понимание сущности и роли культуры невербального общения в деятельности

эмоциональная отзывчивость, ориентация на широкий спектр невербальных средств, готовность к общению

способность к активному невербальному общению в процессе социальной деятельности, владение системой знаний в области невербального общения, сформированность умений и навыков невербального общения, скорость узнавания и применения невербальных эталонов, способность обнаруживать проблемы в общении

решение проблемных ситуаций с применением средств невербального общения, устойчивость к манипулятивным воздействиям, осуществляемым через невербальные средства и стимулы среды

► Уровни сформированное: эмпирический, репродуктивный, продуктивно-творческий

Результат: современный молодой человек, обладающий культурой ценностно опосредованного осмысленного невербального поведения и применения средств невербального общения в деятельности на базе освоенных знаний, а также коммуникативной, в том числе невербальной компетентностью

Рис. Динамическая модель формирования культуры невербального общения у студенческой молодежи

Теоретико-методологический блок включает, помимо обозначенных компонентов культуры невербального общения, единство цели, задач, методологической основы и теоретических принципов осуществления процесса. Его основные задачи — 1) принятие целей и ценностей невербального общения; 2) узнавание, определение и понимание значений средств невербального общения; з) вчувствование и переживание их смыслов во взаимодействии; 4) саморегуляция и регуляция поведения и общения субъектов в деятельности. Методологической базой процесса формирования культуры невербального общения студенческой молодежи стали системно-синергетический, ценностно-смысловой, герменевтический, личностно-деятельностный, средовой, социально-педагогический, компетентност-ный подходы.

В рамках системного подхода в модели представлен структурный состав культуры невербального общения, классифицированный по различным основаниям. Мы предложили собственную трактовку структурно-содержательных характеристик культуры невербального общения, актуализирующую ценностную ориентацию на сближающее общение путем включения в состав культуры невербального общения личностных компонентов (личностно-значимый, ресурсный, поведенческий), видовых компонентов (визуальная культура, аудиальная культура, кинетическая культура, хроно-проксемическая культура, осмическая культура), структурных компонентов (перцептивная культура, коммуникативная культура, культура поведения, культура наблюдения и самонаблюдения, интерактивная культура).

Синергетический подход позволяет взглянуть на формирование культуры невербального общения как на целостный процесс перехода сложной системы из состояния неупорядоченного в упорядоченное. Средства невербального общения, будь то мимическое движение или звук, прикосновение или цвет, помимо видимых проявлений, взаимодействуют с человеком и между собой посредством имеющих сложную структуру, пронизывающих и связывающих все и вся энергий. Выстроенная на принципах синергетики и предполагающая возможность существования холистических пространственно-временных законов и механизмов организации пространства квантово-синергетическая антропологическая теория в контексте исследования адаптирована для образовательной сферы.

Аксиологический подход к формированию культуры невербального общения характеризует не просто значение последней

для личности, но и личностную мотивацию к культурному невербальному взаимодействию. В случае признания ценностей и норм невербального общения у человека появляется желание вести себя культурно, грамотно организовывать пространство общения с использованием невербальных средств, формируется интерес к ценностям невербального общения, складывается убеждение в необходимости следования культурным нормам невербального поведения во взаимоотношениях с другими людьми, формируется цель достижения идеала — человека, общающегося на высоком культурном уровне.

Смысловой подход к формированию культуры невербального общения раскрывается через семиотическую, или знаковую функцию культуры невербального общения, которая предполагает знание, владение определенной знаковой системой. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Как речь является средством общения людей, так и невербальный язык важен для взаимного понимания, познания и владения миром культуры, выраженной в ритуалах, традициях, музыке, живописи, театре, архитектуре. Культура невербального общения —важнейшее средство овладения национальной культурой различных этносов через постижение смыслов невербальных знаков, символов. Ценностносмысловой подход, таким образом, придает необходимую «тональность» культуре невербального общения как личности, так и общества в целом, обусловливает нормативность, избирательность и предпочтения, выраженные в невербальном поведении.

Важным подходом к пониманию проблемы формирования культуры невербального общения является личностно-деятельностный. Он позволяет проследить влияние процесса формирования культуры невербального общения на общую культуру и творческий рост личности. Действительно, в полнокровном общении содержатся условия для развития личности, формирования ее «самости» и неповторимости. Культура невербального общения личности выполняет следующие функции:

- информирует о свойствах и качествах личности;

- свидетельствует о развитии личности как субъекта общения;

- выражает отношение одного человека к другому, качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;

- отражает форму взаимодействия между людьми;

- поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общаю-

щимися в течение всего времени взаимодействия или на определенных его этапах;

- организует временные и пространственные параметры программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него;

- выступает показателем социального статуса личности.Кроме того, относительно речевой культуры культура невербального общения выполняет функцию опережающей психологической манифестации, т. е. проявления личностных намерений. Через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализацию себя как творческой, уникальной индивидуальности в процессе социального взаимодействия проявляется главная функция культуры невербального общения — человекотворческая, или гуманистическая.

Задача герменевтического подхода к формированию культуры невербального общения заключается в разъяснении изучаемого объекта, для чего необходимы представления о «герменевтическом круге» и феномене понимания. В контексте рассматриваемой культуры невербального общения понимание основывается на принципе «сравнения с уже известным», т. е. на использовании невербальных эталонов. Важно и осознание принципа «герменевтического круга»: целое должно быть понято из индивидуальных слоев и их комбинаций, а полное понимание индивидуальных частей предполагает понимание целого. Только понимание отдельных невербальных эталонов, конкретных невербальных средств и стимулов среды дает возможность углубить познание культуры невербального общения как целостного явления, и наоборот: лишь в окружающем контексте становится ясен смысл конкретных невербальных проявлений.

Как известно, любое социальное явление развивается под влиянием тех или иных условий. Одним из важнейших условий развития человека является среда, т. е. социальное и культурное пространство, в котором происходят социализация, становление индивидуальности, актуализация потенциальных возможностей личности, влияние на мотивацию и интересы. Средо-вой подход к формированию культуры невербального общения позволяет рассматривать среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Такой подход выражается в первую очередь в понимании, что пространство окружающей среды переживается как единое и целостное поле (на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях). Несмотря на то, что мы воспринимаем окружающую среду как набор дискретных

невербальных стимулов (через зрение, звук, вкус, запах, прикосновение), только полная их совокупность определяет то, как именно мы будем реагировать на них.

Столь же важен социально-педагогический подход к проблеме формирования культуры невербального общения, поскольку культура человеческого общения признана приоритетной целью и ценностью социальной педагогики как науки и области практической деятельности. Культура невербального общения имеет большое социально-педагогическое значение для человека на протяжении всей его жизни, но особенно важна для молодежи. Помимо ценностно-нормативной, культура невербального общения выполняет и другие социальнопедагогические функции: адаптивную, социальную, профилактическую, регулятивную.

Компетентностный подход к формированию культуры невербального общения требует определения основных способностей, знаний, умений, навыков и опыта в области невербального общения и представляет собой практическую основу этого процесса, который достичь понимания элементов, обусловливающих культуру невербального общения, и владения ими. Поскольку компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, он отражается в содержании процесса формирования культуры невербального общения, в акценте на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен обучающимися, и на учебных достижениях, которые они должны продемонстрировать. Соответственно педагогически важными становятся не только сами активные формы работы на занятиях, но и их последующее обсуждение — обращение к прошлому или только что сформированному опыту обучающихся, открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно задействуется их субъектная позиция, а опосредованно — их прежний опыт.

Формирование культуры невербального общения студенческой молодежи в образовательном процессе вуза основано на совокупности принципов когнитивной мобильности, невербально-смысловой активности (поиск смыслов и значений невербальных средств и стимулов для творческого самовыражения, оформления себя и социума), полисемантичности, поликультурности и взаимодополнительности невербальных смыслов и значений, диверсификации и интеграции. Выделенные принципы формирования культуры невербального общения студенческой молодежи обусловлены, во-первых, современными тенденциями

развития общества, образования, возрастанием социальной значимости культуры общения; во-вторых, возросшими требованиями социума к личности, которая теперь должна обладать коммуникативной компетентностью на достаточном культурном уровне; в-третьих, необходимостью наращивания невербального интеллекта, расширения невербального репертуара, повышения невербальной компетентности личности.

Организационно-деятельностный блок реализуется поэтапно, с учетом сопутствующих биологического (внутренне обусловленного) и социального (культурно и социально обусловленного) факторов влияния, механизмов и организационно-педагогических условий. Формирование культуры невербального общения в образовательном процессе вуза происходит через мотивационный, когнитивный, рефлексивнотренинговый, системно-деятельностный этапы, на которых формируется ориентация на невербальное общение как на ценность, приобретается необходимая теоретическая и практическая база, применяются умения и навыки невербального общения и самонаблюдения за ощущениями в процессе такого применения, развивается невербальная компетентность, активно используются способы и средства невербального общения в социально значимом поведении, объясняются приемы саморегуляции, вырабатывается индивидуальный стиль невербального общения.

Необходимо при выработке у студенческой молодежи умений и навыков реального и виртуального невербального общения обязательно утверждать ценности реального общения. Кроме того, знания, необходимые для формирования культуры невербального общения, не могут быть сведены к отдельным проявлениям этого типа общения, его компонентам и средствам. Студенты должны усвоить не мозаичные факты, а целостную систему, складывающуюся из умения оперировать элементами культуры невербального общения во всем их многообразии с учетом контекста.

Основными психолого-педагогически-ми механизмами формирования культуры невербального общения у студенческой молодежи в вузе стали открытие в себе, освоение и наращивание внутренних ресурсов, невербального интеллекта и невербального репертуара, целенаправленное использование средств невербального общения, необходимых для эффективного регулирования процесса общения, воплощение смыслов этих средств в форме субъективного опыта как личностно и профессионально ценных, применение их в деятельности.

Эффективность, содержание и динамичность формирования культуры невербального общения у студентов в образовательном процессе вуза, помимо учета сопутствующих факторов, обеспечиваются инициированием и реализацией определенных организационно-педагогических условий. К ним относятся: существенное усиление коммуникативной направленности образовательного процесса через актуализацию компонентов невербального общения; обязательная педагогизация пространства образовательной среды через расширение спектра используемых средств невербального общения и их целенаправленное применение на предметно-материальном, эмоциональном, ментальном уровнях этой среды; ценностно-смысловое единство в педагогическом коллективе и согласованное понимание целей и ценностей культуры невербального общения, способность и готовность педагогов к ее трансляции в ходе передачи личного опыта, реинтерпретации и перевода на уровень педагогического сознания и педагогической деятельности.

Уровни сформированности культуры невербального общения у студенческой молодежи определены через систему следующих критериально-показательных признаков:

- ценностный (сформированность ценностно-смысловых установок; понимание сущности и роли культуры невербального общения в деятельности);

- личностный (эмоциональная отзывчивость, ориентация на широкий спектр невербальных средств, готовность к сближающему общению);

- ресурсный (способность к активному невербальному общению в процессе социальной деятельности, владение системой знаний в области невербального общения; сформированность умений и навыков невербального общения; скорость узнавания и применения невербальных эталонов, способность обнаруживать проблемы в общении);

- поведенческий (решение проблемных ситуаций с применением средств невербального общения; устойчивость к манипу-лятивным воздействиям, осуществляемым через невербальные средства и стимулы среды).

Формирование культуры невербального общения у студенческой молодежи проходит происходит в несколько этапов, через достижение эмпирического, репродуктивного, продуктивно-творческого уровней. Эмпирический уровень сформированности культуры невербального общения констатирует, что молодой человек не понимает ценности культуры невербального общения,

имеет низкую мотивацию к ее формированию, его знания в этой области отрывочны, поверхностны, умения формируются неосознанно, стихийно, не влияют на ситуацию общения; проявляет низкую устойчивость к манипулятивным воздействиям, осуществляемым через невербальные средства и стимулы среды.

Репродуктивный уровень сформированное™ культуры невербального общения предполагает:

- более осознанное отношение к невербальной составляющей культуры общения;

- переход от роли стороннего наблюдателя — к невербальному взаимодействию в общении через появление заинтересованности в высокой культуре невербального общения;

- достаточно большой объем знаний в области культуры невербального общения, который не используется и не демонстрируется в деятельности по причине слабого развития практических умений либо демонстрацию умений интуитивного общения с помощью невербальных средств, не подкрепленного знаниями составляющих и закономерностей невербального общения;

- бессистемность в противодействии манипуляциям, осуществляемым через невербальные средства и стимулы среды.

К основным и наиболее существенным проявлениям сформированности культуры невербального общения у студенческой молодежи на продуктивно-творческом уровне относятся:

- отчетливое понимание ценности и смысла культуры невербального общения в деятельности;

- заинтересованность в высокой культуре невербального общения, убежденность в ее ценности;

- стабильно демонстрируемые стремление к созданию эмоционально положительно заряженного воспитывающего пространства невербального общения, эмоциональная отзывчивость, готовность к общению;

- развитая способность к активному невербальному общению в процессе социальной деятельности, использование широкого спектра невербальных средств;

- высокая скорость узнавания и применения невербальных эталонов;

- ярко проявляющаяся способность обнаруживать проблемы в общении, связанные с его невербальными формами;

- умение быстро решать проблемные ситуации оригинальным образом с применением элементов невербального общения;

- устойчивость к манипулятивным воздействиям, осуществляемым через невербальные средства и стимулы среды.

Результатом формирования культуры невербального общения у студенческой молодежи является современный молодой человек, обладающий культурой ценностно опосредованного осмысленного невербального поведения и применения средств невербального общения в деятельности на базе освоенных знаний, а также коммуникативной, в том числе невербальной компетентностью. Сформированная культура невербального общения делает человека яркой индивидуальностью, «человеком культуры», для которого базовыми потребностями становятся поиск идентичности и возможность творчества в реальности постоянно меняющегося мира.

Педагоги в процессе формирования культуры невербального общения у студентов в вузе выступают культурными посредниками при условии сформированности единого ценностно-смыслового поля и согласованного понимания целей и ценностей культуры невербального общения. Для оптимизации процесса формирования культуры невербального общения у студенческой молодежи могут применяться:

- стимулы пространства образовательной среды вуза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- механизмы эмоционального воздействия, основанного на взаимопреобразующих квантовых (волновых) процессах;

- усвоение невербальных эталонов во множественности (вариативности) их значений на основе кластерности восприятия;

- осмысленное контекстное наблюдение;

- ориентировка на сближающее общение и эффективное межличностное взаимодействие.

Развитие у студентов ценностно-смысловых установок, формирование осмысленного знания в области культуры невербального общения, отработка необходимых практических умений, выработка готовности и способности проявлять культуру невербального общения в деятельности осуществляются в процессе обучения на мастер-классах, круглых столах, развивающих практических занятиях, на формирующих мини-тренингах, в процессе учебной практики, в ходе научных конференций и других мероприятий с опорой на принципы интеграции и диверсификации при изучении общенаучных и специальных дисциплин на протяжении всего периода обучения в вузе.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. В. Коротун

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.