Научная статья на тему 'Практика формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании'

Практика формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / NORMS OF NON-VERBAL COMMUNICATION / STUDENTS / NON-VERBAL MEANS / TECHNOLOGY OF EXPERIMENTAL RESEARCH / PROCESS OF DEVELOPMENT OF NON-VERBAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахьямова Инна Анатольевна

Раскрывается специфика, содержание и этапы практической части исследования, посвященного формированию культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of development of non-verbal communication of students in the course of vocational training

Specific features, contents and stages of practical part of the research, devoted to development of non-verbal communication of students in the course of vocational training are presented.

Текст научной работы на тему «Практика формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377 ББК Ч 404.7

ГСНТИ 14.07.01

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Ахьямова Инна Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: innaah@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование; культура невербального общения; студенты; невербальные средства; технология опытно-экспериментального исследования; процесс формирования культуры невербального общения.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается специфика, содержание и этапы практической части исследования, посвященного формированию культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

Akhyamova Inna Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

KEY WORDS: vocational training; norms of non-verbal communication; students; non-verbal means; technology of experimental research; process of development of non-verbal communication.

ABSTRACT. Specific features, contents and stages of practical part of the research, devoted to development of non-verbal communication of students in the course of vocational training are presented.

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

PRACTICE OF DEVELOPMENT OF NON-VERBAL COMMUNICATION OF STUDENTS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING

мои; проявление устойчивости к манипуля-тивным воздействиям в социуме через невербальные средства и стимулы среды (2).

требования к уровню профессиональной компетентности специалистов определяют повышение социальной значимости общей культуры молодежи, культуры общения, в том числе невербального, актуализируют обогащение этой компонентой содержания высшего профессионального образования.

Целенаправленное осуществление процесса формирования культуры невербального общения студенческой молодежи состоит в переводе стихийного применения невербальных средств общения на уровень осознания и соответствия социокультурным нормам и требованиям.

Культура невербального общения есть часть общей культуры и культуры общения личности, системное личностное образование, которое определяется уровнем развития когнитивных, эмоциональных, творческих, деятельностных ресурсов. Культура невербального общения студентов предполагает усвоение широкого спектра невербальных средств и стимулов среды; выполнение социальных правил демонстрации чувств и намерений; узнавание и применение невербальных эталонов; активное и осмысленное использование пространства социума и его стимулов в различных ситуациях общения; оптимизацию взаимодействия субъектов и воздействие их друг на друга; преодоление проблемных ситуаций в социуме с выдвижением оригинальных вариантов их решения при обнаружении проблем, связанных с невербальной его фор-

Формирование культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании необходимо проводить в процессе общественного развития, социокультурной модернизации и гуманизации профессионального образования на всех уровнях и ступенях непрерывного, межведомственного, полиструктурного процесса подготовки специалистов к профессиональной деятельности; в соответствии с разработанной и апробированной в образовательной практике прогностической моделью формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании и при наличии комплексного методического обеспечения этого процесса (1).

Технология формирования культуры невербального общения студентов в образовательной среде вуза была реализована в

© Ахьямова И. А., 2013

ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на протяжении пяти лет (с 2006 г. по 2011 г.) без изменения хода учебного процесса, в естественных условиях. Опытно-экспериментальная работа в рамках исследования осуществлялась со студентами, обучающимися по программам специальностей «031300 - Социальная педагогика» (2005 г.), «350500 - Социальная работа» (2000 г.). Представлены результаты работы со студентами первых, третьих и пятых курсов как наиболее показательных на начальном, среднем и завершающем периодах обучения в вузе. Всего в исследовании приняли участие 694 студента трех российских вузов. Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности разработанной концепции формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

Процесс формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании включал: определение и апробацию методик для отслеживания результатов по выбранным критериям, установление по взятым за основу критериям и показателям исходных уровней сформированности культуры невербального общения студенческой молодежи - на поисково-констатирующем этапе; реализацию модели и отслеживание динамики сформированности культуры невербального общения студентов - на кор-рекционно-формирующем этапе; анализ полученных результатов и определение эффективности разработанной концепции - на аналитико-оценочном этапе опытно-экспериментальной работы.

На поисково-констатирующем этапе диагностировался исходный уровень культуры невербального общения у студентов первого курса вуза. Учитывалось, что культура невербального общения как системное личностное образование не поддается прямой диагностике на основе какой-либо одной методики. Более точный результат можно получить лишь при сопоставлении различных данных, через применение комплекса методик на каждом из этапов. В комплекс вошли: методика оценки уровня коммуникативности В. Ф. Ряховского, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В. В. Бойко, методика экспертной оценки невербальной коммуникации А. М. Кузнецова, тест на определение знаний невербального общения по В. Биркенбилу, опросник на эмоциональный интеллект (Д. В. Люсина), методика аудиовизуальной психодиагностики (А. И. Ушатиков, О. Г. Ко-

валев, В. Н. Борисов), анкетирование (авторские анкеты на определение следующих категорий: ценности культуры невербального общения в деятельности, уровня когнитивного компонента культуры невербального общения, невербальной компетентности, невербальных барьеров), а также наблюдение, экспертный опрос, анализ продуктов деятельности студентов.

Результаты поисково-констатирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что сформированность культуры невербального общения у студентов (экспериментальной группы), начинающих обучение на первом курсе, находилась преимущественно на низком (эмпирическом) уровне (86%). Эти молодые люди имели низкую мотивацию к формированию культуры невербального общения, их знания в этой области были отрывочны, поверхностны, а умения формировались неосознанно, стихийно, не позволяя влиять на ситуацию общения; студенты проявляли слабую устойчивость к манипулятивным воздействиям, осуществляемым через невербальные средства и стимулы среды. Репродуктивный, предполагающий большую степень осознанности, уровень сформированности культуры невербального общения, был выявлен у 14% испытуемых (экспериментальной группы), продуктивно-творческого (высокого) уровня студенческая молодежь не демонстрировала вообще. Выявленное противоречие между пониманием студенческой молодежью значимости культуры невербального общения и низким уровнем ее сформированности подтвердило необходимость специально организованного учебновоспитательного процесса формирования культуры невербального общения студентов в вузе, позволив перейти в следующему этапу опытно-экспериментального исследования. Была разработана прогностическая модель формирования культуры невербального общения студентов в учебновоспитательном процессе вуза, содержащая последовательность, механизмы, условия, формы, критерии оценки данного процесса.

Второй этап опытно-экспериментальной работы (коррекционно-формирующий) был связан с апробацией модели формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании. На этом этапе решались задачи развития мотивации к повышению культуры невербального общения через корректировку ценностно-смысловых установок; формирования системы знаний в области культуры невербального общения; развития личностных качеств, необходимых для проявления культуры невербального общения (готовность к общению, эм-

патийность, восприимчивость, наблюдательность, коммуникабельность); выработки умений и навыков осмысленного невербального поведения, осмысленного использования невербальных средств, проектирования общения с учетом выявленных смыслов в условиях учебно-воспитательного процесса и в деятельности вне вуза.

На коррекционно-формирующем этапе в учебной деятельности были использованы резервы факультативных дисциплин, в том числе такой, как «Культура учебной деятельности», в процессе постижения которой на первом году обучения молодые люди задумались о культуре поведения и восприятия, культуре интеракции и эмоциональной культуре, проявляемых в деятельности. Наиболее действенной внеучебной формой приобщения студентов к культуре невербального общения на этом этапе стали мастер-классы «Искусство говорить молча» и «Как лучше узнать собеседника», стимулирующие интерес и мотивирующие на осознанное отношение к невербальному общению.

На 2-3 курсах студенты определяли свои способности, собственные возможности, углубляли знания о самих себе, изучая дисциплину «Основы самопознания и самореализации личности», составляли планы самореализации. Студенты, участвующие в эксперименте, осмысливали роль культуры невербального общения в профессиональной деятельности, продолжая отрабатывать практические навыки невербального общения, наращивая индивидуальный невербальный репертуар. Активная практика в летнем лагере, в школе и социальных учреждениях содействовала этому. В ходе учебной практики студенты наблюдали за невербальными проявлениями воспитанников, создавали невербальные стимулы, организовывали пространство среды различной направленности (воспитывающее, развивающее, релаксационное).

На 4-5 курсах, когда степень профессиональной готовности повысилась, понимание важности культуры невербального общения побудило студентов выбрать элективный курс «Культура невербального общения специалистов социальной сферы», степень удовлетворенности которым по итогам изучения варьировалась от 92% до 96% в разных группах. В процессе изучения дисциплины студенты осваивали диагностические, обучающие, развивающие, превентивные, корректирующие технологии и методики, в том числе: диагностики эмоциональных состояний, технология профилактики коммуникативных рисков, технология преодоления невербальных барьеров, технология визуализации, работа со случаем, кейс-стади. Практическое освоение

приемов невербального общения проходило в формах мини-тренингов, деловой и ролевой игры, практикумов. Роль невербального общения и культура его применения подчеркивалась преподавателями и в рамках освоения основных дисциплин, связанных с методикой профессиональной деятельности. Студенты также продолжали отрабатывать невербальные техники на практике в образовательных и социальных учреждениях, заниматься наблюдением и самонаблюдением в процессе жизнедеятельности в открытом социуме, увеличивая невербальный интеллект, совершенствуя навыки невербального общения, повышая культуру общения в целом.

Исследование подтвердило, что решающую роль в процессе формирования культуры невербального общения студенческой молодежи играла воспитательная работа, способствующая приобщению студентов к нормам, правилам, культурным особенностям невербального общения, корректировке ценностных ориентаций. Воспитательная работа как действенный механизм развития личностных качеств, благоприятствующих общению, осуществлялась в различных формах: конкурсы, тематические мероприятия, клубные встречи, диспуты, акции, смотры, фестивали, адаптационные сборы, праздники.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что на формирование культуры невербального общения студентов повлияло их привлечение к научной деятельности, которое выражалось в освоении навыков невербального общения и культуры его проявления перед аудиторией при подготовке выступлений с докладами, дискуссий на научные темы в процессе работы конференций, семинаров, круглых столов. Таким образом, на коррекционно-формирующем этапе происходило непрерывное и поэтапное усложнение форм и способов профессиональной подготовки студентов вуза.

Результаты распределения респондентов по уровням сформированности культуры невербального общения (Таблица 1) позволяют сделать вывод о том, что в процессе реализации разработанной модели и создания соответствующих условий произошли существенные изменения в распределении респондентов по уровням. За все годы обучения показатели сформированности культуры невербального общения студентов вуза, демонстрирующих высокий и средний уровень, в экспериментальной группе выросли на 15% и 53%, а в контрольной - на 6% и 17% соответственно.

Аналитико-оценочный этап включал повторные замеры показателей сформиро-

ванности культуры невербального общения студентов из экспериментальных и контрольной групп пятого курса, их обработку и анализ. Анализ динамики показателей по ценностному, личностному, ресурсному, поведенческому критериям уровня сфор-мированности культуры невербального об-

щения на протяжении пяти лет обучения студентов в вузе показал, что динамика формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в экспериментальной группе намного существеннее, чем в контрольной.

Таблица 1.

Динамика уровней сформированности культуры невербального общения

№ Курс обучения Исследуемая группа Уровни сформированности культуры невербального общения

п/п низкий, % средний, % высокий, %

1. Первый ЭГ 86 14 —

КГ 82 18 —

2. Третий ЭГ 57 35 8

КГ 73 27 —

3- Пятый ЭГ 18 67 15

КГ 59 35 6

Важным свидетельством результативности применения предлагаемой концепции является достоверное превышение в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой доли испытуемых, у которых наблюдался эффект достаточной сформированности культуры невербального общения (не ниже средней). Для проверки указанного вывода были сформулированы нулевая гипотеза (Но: доля лиц в экспериментальной группе, у которых была сформирована достаточная культура невербального общения при обучении в рамках прогностической образовательной модели, не превышает доли лиц в контрольной группе, у которых была сформирована достаточная культура невербального общения при обучении в рамках стандартной образовательной модели), а также соответствующая альтернативная гипотеза (Н1: доля лиц в экспериментальной и контрольной группах, у которых была сформирована достаточная культура невербального общения неодинакова, при этом их различия не случайны и существенны). Проверка значимости различий была проведена с помощью углового ф*-критерия Фишера в соответствии со стандартной схемой обработки результатов эксперимента. Полученные при этом выводы согласуются в четко определенном смысле с выводами, представленными выше. Было доказано преимущество альтернативной гипотезы над нулевой, так как в соответствии с правилами, применяемыми в теории проверки статистических гипотез, при превышении экспериментального значения критерия Фишера фэксп=10,507 над такими стандартными (общепринятыми) критическими значениями статистики Фишера как, во-первых,

фкр=1,б4 (при уровне значимости а=0,05, иначе говоря, с надежностью 95%); и, во-вторых, фкр=2,31 (при уровне значимости а=0,01, иначе говоря, с надежностью 99%). Дополнительным свидетельством результативности применения предлагаемой методики является значимое (согласно статистическому критерию Пирсона) превышение в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой доли испытуемых, у которых наблюдался эффект достаточной сформированности культуры невербального общения. При этом экспериментальное (иначе, расчетное) значение критерия Пирсона х2эксп=71,249 больше стандартных критических значений статистики Пирсона: х2кр=5,991 (при уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы равном двум) и х2кр=9,21 (при уровне значимости а=0,01 и числе степеней свободы равном двум).

Опытно-экспериментальная работа показала, что доля лиц, у которых была сформирована достаточная культура невербального общения, в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе, при этом их различия не случайны, существенны и являются следствием использования разработанной автором концепции формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании.

Таким образом, практика формирования культуры общения студентов в профессиональном образовании состоит в комплексной реализации процесса подготовки студенческой молодежи к профессиональной деятельности, в котором вербальный и невербальный компоненты общения находятся в отношениях взаимодополнительно-сти. Этапами формирования культуры не-

ляция поведения и общения субъектов в деятельности, а результатом становится современный молодой человек, обладающий культурой ценностно-опосредованного осмысленного невербального поведения и общения.

вербального общения студентов в профессиональном образовании являются принятие целей и ценностей невербального общения; узнавание, определение и понимание значений средств невербального общения; ощущение и переживание их смыслов во взаимодействии; саморегуляция и регу-

ЛИТЕРАТУРА

1.Ахьямова И. А. Динамическая модель формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в вузе // Педагогическое образование в России. Екатеринбург, 2012. №4.

2.Ахьямова И. А. Становление культуры невербального общения молодежи — проблема актуальная // Социальная педагогика в России. 2011. №4.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.