УДК 159 .923.2 ББК Ю953
И. А. Ахьямова, В. Д. Ширшов
Екатеринбург
КУЛЬТУРНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
ГСНТИ 14.07.05 Код ВАК 13.00.05
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь; самопрезентация; культура невербального общения; невербальные средства общения; невербальные эталоны; невербальный опыт.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы и условия становления культуры невербального общения молодежи как средства самопрезентации в обществе. Предлагаются рекомендации по совершенствованию самопрезентации.
I. A. Akhyamova, V. D. Shirshov
Ekaterinburg
NONVERBAL MEANS OF CULTURAL SELF-PRESENTATION OF MODERN YOUTH
KEY WORDS: youth; self-presentation; culture of nonverbal dialogue; nonverbal means of dialogue; nonverbal standards; nonverbal experience.
ABSTRACT. Problems and conditions of formation of culture of nonverbal dialogue of youth as self-presentation means in a society are considered. Recommendations about self-presentation perfection are offered.
Мы привыкли думать, что проблемы современного российского общества, переживающего затяжной кризис, в первую очередь сказываются на менее защищенных представителях социума — старшем поколении, детях, людях с ограниченными возможностями здоровья и пр. Считается, что молодежь, т. е. те, кому нет еще и тридцати лет, сформировавшись в постпере-строечный период, может с минимальными трудностями приспособиться к изменениям, происходящим вокруг.
Действительно, новое поколение выросло, приспособилось, сформировалось. Адаптируясь к переменчивым непростым отечественным условиям, молодежь развивалась более чем активно, явив новую общность со своей культурой. Культура этой новой, другой
© Ахьямова И. А., Ширшов В. Д., 2011
общности, образовавшись на историческом сломе эпох, отбросила достижения предшествующих поколений, сфокусировав в себе соответствующие текущему времени социальные ценности, поведенческие нормы.
Сами по себе эти культурные нормы и ценности не стоит делить на «плохие» и «хорошие». Важнее понять, что они «другие», отличные от тех, к которым привыкло и на которые ранее ориентировалось общество. Изменения в общественных процессах, идейные различия, всеобщая информатизация привели к потере актуальности и свели на нет достижения коллективной советской культуры. К сожалению, ныне уровень коллективной общественной культуры не просто недостаточно высок, но отражает морально-этическое состояние
общества как крайне дискомфортное [5. С. 61]. Да и сами принципы формирования культуры современного человека кардинально изменились.
Культура отдельного человека, индивидуальная культура — не только совокупность знаний, усвоенных им в результате обучения и из жизненного опыта. Она представляет собой «духовное оснащение личности» (А. Моль), которое (с точки зрения жизни человека в обществе) призвано служить для организации его поступков. До недавнего времени господствовала культура, базирующаяся на логоцентрической системе иерархии знаний, в свою очередь основанной на идее обобщающих понятий и концепций. Теперь же избыток случайных впечатлений (клипов) от множества самых различных событий вынуждает человека «оставаться на поверхности вещей», ни во что не углубляться и пассивно поглощать огромное количество не связанных друг с другом отрывочных сведений. В этом воплощена суть мозаичной культуры [4. С. 47].
Мозаичная культура, в окружении которой мы живем, — результат победы цивилизации, основанной на материальном изобилии, на развитии средств массовой коммуникации, на нарастающей информатизации и все поглощающей компьютеризации. Важно осознать, что именно мозаичная культура определяет поступки большинства современных молодых людей, а хорошо организованное и основанное на универсальной логике мышление является лишь ушедшим идеалом.
Формирование сознания и культуры современного молодого человека сегодня в основном находится во власти спонтанных процессов (образность, гештальт-ность сознания, целостное «схватывание»). Он часто не имеет критерия, чтобы выделить ту или иную идею как «важную», он может только сказать про некоторые мысли, что они для него «интересные», «прикольные». С одной стороны, это следствие «правополушарного реванша» (А. А. Пелипенко) как общекультурной тенденции, которая связана с тем, что молодежь медленнее взрослеет. Если пятьдесят лет назад взрослыми считали себя 65% 30-летних мужчин и 77%
женщин этого возраста, то сейчас только 31 и 46% [3. С. 66].
Для развития молодежи, общества в целом чрезвычайное значение имеет последовательность и преемственность в передаче следующим поколениям людей накопленного культурного материала, усвоение которого зиждется на принципах теории коммуникации, поскольку культура в сущности — это огромное количество сообщений от коммуникатора к реципиенту (получателю). Каждое из таких сообщений представляет собой конечное и упорядоченное множество элементов некоего набора знаков, выстроенных по определенным законам в виде последовательности.
Способов физической передачи сообщений множество, в том числе: звуковых сообщений — человеческий язык, музыка, шумы; зрительным — знаки печатного текста, сообщения форм (естественных и искусственных), художественные сообщения; про-странственныых — местоположение, дистанция, скученность и т. д.
В общении, основанном на взаимосвязи вербальных и невербальных компонентов, преобладают невербальные. Язык — один из способов передачи культурных сообщений, а вербальное (устное, словесное) общение — одна из форм. С помощью второй сигнальной системы посредством сознания постигаются значения лишь небольшой части сообщений. Так, устная речь должна быть «переведена» на язык образов, а письменная — знаки печатного текста — превращена в слова, которые опять-таки необходимо трансформировать в образы, чтобы вникнуть в их смысл. Гораздо большую часть сообщений составляют невербальные сигналы, которые мозг постигает сразу образно, без посредников, и, как правило, в обход сознания. При этом воздействию невербальных сигналов на человека, несмотря на возросший интерес, должного внимания уделяется по-прежнему недостаточно. Парадокс в том, что при нарастающей «правополушарности» мышления культура невербального общения молодого поколения неуклонно снижается, так как отсутствует система передачи знаний и наращивания интеллекта в этой области.
Невербальные знаки, предъявляемые людьми друг другу в ходе общения в культурных сообщениях, содержат подавляющий объем информации — музыкально-интонационное, шумовое, светоцветовое оформление акта общения, пространственно-временные его характеристики, мимические, жестовые движения и позы, сопровождающие или совсем заменяющие слова. Не нужно слов, чтобы глядя на собеседника, понять, к примеру, его пол, возраст, статус, роли, национальную принадлежность, чувства, желания и прочие особенности. Такие невербальные знаки исследователи называют невербальными средствами, или средствами невербального общения. Невербальные средства общения являются обязательным, всегда значимым, первичным относительно момента развертывания речи невербальным компонентом общения. Невербальными средствами общения выступают единицы невербального (неречевого) языка, невербальные символы, используемые субъектами общения, способствующие самовыражению, передаче информации и регуляции взаимоотношений в процессе межличностного взаимодействия.
Долгое время считалось, что невербальным средствам общения не нужно учиться (как речи, например). Поскольку невербальное воздействует «напрямую», то подразумевалось, что люди как бы изначально понимают и однозначно трактуют значение невербальных сообщений. Действительно, во многом так и происходит, если закодированная в невербальных сообщениях информация традиционно передается от поколения к поколению в семье и социуме. Но, как мы знаем, в период кризиса поведенческие нормы утрачивают свою силу, их роль меняется. В настоящем наше общество переживает время несовпадения и неоднозначности, а иногда и противостояния предъявляемых культур невербального общения (как индивидуальных, так и коллективных).
Противопоставление культуры невербального общения старшего и молодого поколений легко уловить, стоит лишь понаблюдать поведение людей на улице.
У много пережившего старшего поколения налицо преобладание в основном низкого эмоционального тона, выраженного мимически и интонационно в большой тревожности, негативизме, гневливости, скуке, равнодушии. «Отгораживаясь» от подобного подхода к жизни, молодые люди предъявляют протестное демонстративное поведение, с помощью которого дистанцируются от проблем, присущих старшим. Для молодежи стали нормой громкие разговоры по мобильному телефону или между собой, объятия и поцелуи «на людях», небрежные, вызывающие позы и жесты, преувеличенная их интенсивность и амплитуда, использование ярких до «ядовитости» цветов или «уход» исключительно в черный, проявления вандального поведения в отношении к окружающему пространству.
Становление культуры невербального общения, индивидуальной и всегда уникальной совокупности невербальных знаков, которыми человек пользуется и которые составляют его невербальный поведенческий репертуар, происходит у него в течение жизни. Нет секрета в том, что люди понимают друг друга в разговоре тем лучше, чем больше используют слов, которые они одинаково интерпретируют. Также и невербальное общение: оно тогда эффективнее, когда больше поле совпадающих значений сигналов, передаваемых друг другу в сообщениях. Точность и скорость опознания проявляемых в общении невербальных сигналов зависят от степени сформированности невербальным эталонов — выразительных аналогов эмоциональных состояний личности.
Справедливо говорить о культуре невербального общения, позволяющей строить эффективное взаимодействие, целенаправленно используя необходимые для этого средства невербального общения.
Организационные формы презентации и самопрезентации:
- самопрезентация молодых людей при знакомстве;
- самопрезентация при поступлении на работу;
- презентация и самопрезентация лектора перед аудиторией;
- самопрезентация преподавателей перед учебной группой в начале обучения предмету;
- презентация монографии, учебного пособия, учебника и т. д.
Итак, предъявляемые в общении невербальные значения совпадают не всегда, что приводит к нарушению взаимодействия как между старшими поколениями и молодежью, так и внутри этих возрастных групп (между мужчинами и женщинами, между представителями разных культур, этносов и общественных групп, например). Межпоколенная семантическая (знаковая) общность продолжает сужаться, поскольку отсутствует единое воспитательное пространство, связывающее людей.
Следствием стала в том числе разница в понимании того, «что такое хорошо и что такое плохо». По-разному воспитанные (в каждой семье — свои идеалы и своя «правда»), молодые люди могут превратно интерпретировать попытки друг друга самовыразиться, заключающиеся в жестах, поведении, одежде и т. д. Ошибки в понимании невербальных сообщений присутствуют, поскольку вызваны достаточным количеством причин — разницей в уровне культуры, в образовании, в статусе, в профессиональном и жизненном опыте общающихся, а также изменениями в культуре того или иного народа.
Приходится констатировать наличие в современном мире существенной невербальной некомпетентности, которая к тому же является неосознаваемой проблемой, нарастающей у молодого поколения. Этому способствует и сопутствующий нашему времени культурный крен в сторону вербализации. Происходит «переиначивание» известной поговорки с точностью «до наоборот»: «меньше дела, больше слов». Такой подход демонстрируют те, кто должен «задавать тон» в обществе — законодатели, политики всех уровней, публичные персоны. Вынужденная вербализация связана также и с все возрастающими интернет-возможностями, основанными на словесном общении. Следствием становятся трансформация и сужение эмоциональной сферы личности, выхолащивание и слабое развитие индивидуального невербального репер-
туара, нарастающие у пользователей социальных сетей, особенно у более юных абонентов Интернета. Сокращение индивидуального невербального репертуара у них вызвано, как минимум, двумя причинами. Это минимизация невербальных посланий реальному или воображаемому собеседнику, связанная с возможностями (скорее невозможностями) компьютера своевременно (как это происходит в реальном межличностном общении) передавать невербальные сообщения в их многообразии. С другой стороны, сам компьютер как машина не способен считывать эмоции и невербальные сигналы взаимодействующих людей. Невербальное общение посредством компьютера сведено к нажатию нужных кнопок (обозначающих улыбку или грусть, например). Молодой человек отвыкает от применения и восприятия невербальных средств в контексте реальных событий с их вариативностью, у него не нарастает культура невербального общения.
Культура невербального общения личности — это индивидуальный набор внутренних ресурсов (знаний, умений, навыков), позволяющих использовать средства невербального общения целенаправленно. У каждого человека разный уровень развития таких ресурсов, необходимый для построения эффективного межличностного общения. Формирование культуры невербального общения человека происходит в соответствии с его внутренними установками, ориентациями, ценностями, личностными особенностями, а также в соответствии с ожиданиями, требованиями, ценностями, стереотипами и эталонами, присущими обществу и культуре, в которых человек живет.
Существуют три составляющие культуры невербального общения: с одной стороны, это культура невербального поведения, предписывающая определенные правила демонстрации чувств и намерений. Другой аспект культуры невербального общения — культура восприятия невербального — дает возможность человеку понимать и прогнозировать невербальные сигналы других, интерпретировать их смыслы. Третьей стороной является культура невербальной интеракции,
позволяющая оптимизировать воздействие и конструктивно выстраивать взаимодействие субъектов общения, предупреждать и минимизировать манипулятивные риски, организовывать и гармонизировать пространство общения в социуме [1].
Культура невербального общения многообразно проявляется в жизнедеятельности человека: в соответствии
коммуникативных качеств личности культурным нормам общества, в учете особенностей ситуации общения, в способности педагогизировать среду, в предсказуемости и социальной приемлемости невербального поведения.
Культуру невербального общения лишь отчасти можно отразить в жестах, позах, мимике. Фактически это широкий спектр культур, основанием для объединения которых служит чувственный опыт человека: визуальная, аудиаль-ная, хроно-проксемическая, ольфак-торная, кинетическая культуры [2].
Для молодых людей культура невербального общения имеет особенно большое значение: выполняя адаптивную функцию, она облегчает им ориентацию и самореализацию в окружающем мире. Причем у девочек и девушек, адаптивная направленность которых сильнее, культура невербального общения часто бывает представлена ярче и богаче. Женщины всех возрастов как более социально устремленные индивидуумы комфортнее чувствуют себя в общении и расположены к нему больше, чем мужчины. В то же время, согласно теории социальных ролей, половые различия в социальном поведении определяются настоящей или будущей ролью, которую играет человек в общест-
ЛИТЕРАТУРА
ве. Это значит, что невербальный репертуар девушек и юношей формируется с учетом их будущих личностно ориентированной и просоциальной (ориентированной социально) ролей.
Накопление невербального опыта человека происходит на протяжении всей его жизни, при этом культура невербального общения личности обогащается за счет не только индивидуального (круг общения, ситуации, подкрепление эмоциями, социальные институты, влияющие на него), но и социокультурного наполнения (внутрикультурные, межкуль-турные связи и значения).
Таким образом, культурная само-презентация современных молодых людей с помощью невербальных средств не сводится к демонстрации своего состояния и своих намерений, поскольку социальная функция культуры невербального общения человека гораздо шире. Она заключается в умении нейтрализовать социально неприемлемые способы взаимодействия, состояния, отношения (недовольство, агрессию) и предъявлять социальножелательные экспрессивные «маски» (радушие, внимание, толерантность), чтобы создать положительный нравственно-этический образ для другого человека. Социокультурная разработка «невербальных защит», или «масок», осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности действий, делающих поведение молодого человека социально успешным, привлекательным. Без «невербальных защит» трудно представить процесс социализации и вхождения личности в культуру.
1. АХЬЯМОВА И. А. и др. Пространство и общение : взаимосвязи и взаимозависимости : моногр. / под ред. И. А. Ахьямовой ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.
2. АХЬЯМОВА И. А. Феноменология невербального общения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 3.
3. ГРИДНЕВА Н., ЮЗЕФОВИЧ Г. 25-летние : о чем они // Психология. М., 2008. № 30.
4. МОЛЬ А. Социодинамика культуры : пер. с фр. / предисл. Б. В. Бирюкова. 3-е изд. М. : Изд-во ЛКИ, 2008.
5. ПЛОТКИН М. М. Семья в России : социально-педагогический контекст // Социальная педагогика в России. М., 2008. №1.
Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук