Научная статья на тему 'Динамическая модель духовности как психического развития'

Динамическая модель духовности как психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Нина Александровна, Мильруд Радислав Петрович

Spitirituality is seen as a dynamic formation. It is formed in heterochronism. The process of spiritual development depends on the intensiveness of the individual`s spiritual search. It has special age regularity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DYNAMIC MODEL OF SPIRITUALITY AS A MENTAL PHENOMENON

Spitirituality is seen as a dynamic formation. It is formed in heterochronism. The process of spiritual development depends on the intensiveness of the individual`s spiritual search. It has special age regularity.

Текст научной работы на тему «Динамическая модель духовности как психического развития»

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

Н.А. Коваль, Р.ГТ. Мильруд

N.A. Koval & R.P. Millrood. A dynamic model of spirituality as a mental phenomenon. Spirituality is seen as a dynamic fonnation. It is formed in heterochronism. The process of spiritual development depends on the intensiveness of the individual's spiritual search. It has a special age regularity.

Для исследования духовности как целостного явления важно рассмотреть процесс развития духовности в целом, описать это явление в виде целостной, но простой структуры и исследовать типы формирования духовности как целостное свойство личности. Духовность как целостное психическое явление существует в сознании человека в виде некоторого набора соответствующих понятий, в которых отражаются разные аспекты духовности (нравственные, познавательные, эстетические и другие) и разные полюса, охватывающие как духовность, так и антидуховность.

Духовные понятия нами были определены на основе анализа философской, эстетической, религиозной литературы (Вл. Соловьев, Н.И. Бердяев, Л.А. Зандер, И.А. Ильин, о. Мень, апостол Павел, П.А. Флоренский и другие). В результате анализа были выделены такие духовные понятия с их антиподами, как: добро - зло, жалость - равнодушие, собранность - рассеянность, сострадание - беспечность, жертвенность - черствость, альтруизм -эгоизм, милосердие - жестокость, созидание - разрушение и другие (полный список понятий смотрите в конце статьи).

В ходе эксперимента важно было выяснить, какие изменения претерпевает индивидуальная система понятий, отражающая духовную сущность личности. С целью более полного охвата особенностей этого процесса было предпринято изучение духовных понятий в период с 5 лет до 21 года. Для этого испытуемым предлагалось объяснить то, как они понимают слова типа: любовь - ненависть, вера - неверие, правда - ложь, храбрость - трусость, бескорыстие - корысть и другие. Далее они должны были указать слова, которые для них очень важны (менее важны), привести примеры из собственного опыта, показывающие, как эти понятия используются ими в жизни. В результате были получены следующие данные.

На основании полученных ответов оказалось возможным выделить типы ответов, свидетельствующие о том, что испытуемые реализуют эти понятия в своей жизни; усваивают, то есть пробуют применить в собственном опыте; знают, но не применяют в практических ситуациях; знакомятся с содержанием данных понятий, но в настоящий момент еще не готовы к их усвоению, и они остаются для них возможной перспективой.

Таким образом, все понятия были поделены нами на следующие группы: первая группа - перспективные, вторая группа -узнаваемые, третья группа - знаемые, четвертая группа - реализуемые.

Перспективные (потенциальные) - это те понятия, которые индивиду предстоит узнать в процессе его духовного становления и развития; узнаваемые составляют содержание пассивных духовных знаний, которые актуально осознаются только при условии, что обстоятельства побуждают личность активно обратиться к данным понятиям и включить их в контекст общения; знаемыми являются понятия, составляющие содержание духовного знания, которое не является побуждением к деятельности и остается нереализованным личностью; реализуемые - это те духовные понятия, которые являются активными регуляторами поведения личности и способствуют полной самореализации ее духовного потенциала.

К числу реализуемых понятий в разные возрастные периоды были отнесены, согласно полученным нами результатам (количество ответов более 50 процентов), следующие духовные понятия:

в 5 - 6 лет: любовь, добро, правда, знание, храбрость;

в 7 - 8 лет: любовь, жалость, активность, черствость;

в 10 - 11 лет: любовь, правда, терпение, ответственность, воля;

в 13 - 14 лет: любовь, правда, терпение, вера, знание, трусость, активность, совесть, ответственность, справедливость, красота, сострадание, долг, воля, чувствительность, творчество, умеренность, смущение, милосердие, свобода, надежда, равенство, созидание, идеализация, реалистичность;

в 16 - 17 лет: любовь, добро, правда, равнодушие, жалость, терпение, вера, знание, активность, совесть, собранность, ответственность, справедливость, красота, сострадание, самообладание, долг, воля, чувствительность, гуманизм, творчество, свобода, надежда, равенство, созидание, реалистичность;

в 19 - 21 год: любовь, добро, правда, жалость, терпение, вера, знание, храбрость, активность, совесть, собранность, ответственность, бескорыстие, справедливость, красота, сострадание, самообладание, долг, мудрость, чувствительность, гуманизм, благотворительность, творчество, самоотверженность, умеренность, альтруизм, стыд, щедрость, принципиальность, великодушие, тонкость, милосердие, свобода, надежда, равенство, созидание, идеализация, реалистичность.

Как видно, идет процесс постепенного расширения от возраста к возрасту реализуемых понятий и наибольшее число их достигается в студенческом возрасте, что свидетельствует о том, что данные духовные понятия не только активно усваиваются будущими специалистами, но и активно используются в практическом опыте и становятся тем самым нормой поведения.

Таблица 1.

Возрастная динамика количества "реализуемых" понятий (положительный полюс понятия)

Кол-во

испы-

Количество духовных понятий в процентах по возрастным группам

В целом возрастная динамика количества реализуемых духовных понятий (положительный и отрицательный полюсы) представлены в таблицах 1, 2.

При анализе второй группы духовных понятий, условно отнесенных нами к числу знаемых (то есть испытуемые пробуют их применить в собственном опыте), были получены следующие данные, представленные в таблицах 3, 4.

Как видно из таблиц, "знаемые" положительные духовные понятия наиболее актуальны для подростков, старшеклассников и студентов, то есть именно в эти возрастные периоды испытуемые наиболее активно пробуют их применять в собственном жизненном опыте, постигая на практике тем самым содержательную духовную сущность понятий в отношениях, действиях, поступках.

Количество отрицательных знаемых понятий меньше всего в 5 - 6 лет, затем их число растет, достигая максимума в подростковом возрасте, а затем идет процесс их уменьшения в последующих возрастных группах, достигая минимума в студенческие годы.

Анализ понятий, отнесенных нами к третьей группе, то есть к числу узнаваемых, показал, что такими духовными понятиями являются:

в 5 - 6 лет: терпение, вера, собранность, ответственность, бескорыстие, справедливость, красота, долг;

Таблица 3. Возрастная динамика количества "знаемых" понятий (положительный полюс понятия)

Кол-во

исны-

(В '<■) 5 - 6 7 - 8 10-11 13 - 14 16 - 17 19 - 21 (в 9с) 5 - 6 7 - 8 10 - 11 13 - 14 16 - 17 19 - 21

0 70,5 28.1 26,6 12,5 13,5 13.5 0 29,4 1.6 0 0 1 3,1

от 0 до 50 0 39,0 40,6 39,4 3.5 26,0 от 0 до 50 23,5 37.5 48.4 46,9 36,5 43,75

более 50 14,7 1,6 1.6 10,4 25,0 33,3 более 50 2,9 7,8 0 6,25 18,75 9,4

Количесгво духовных понятий в процентах по возрастным группам

Таблица 2. Возрастная динамика количества "реализуемых" понятий (отрицательный полюс понятия)

Таблица 4. Возрастная динамика количества "знаемых" понятий (отрицательный полюс понятия)

Кол-во

испы-

Количество духовных понятий в процентах по возрастным группам

Кол-во

испы-

<ь 'V 5-6 7 - 8 10-11 13 - 14 16 - 17 19 - 21 (в %) 5 - 6 7 - 8 10-11 13 - 14 16 - 17 19 - 21

0 0 0 0 19,8 34.4 15,6 0 38,2 20,3 20,3 0 0 2,1

от 0 до 50 0 0 0 29,2 13,5 33,3 от 0 до 50 0 0 0 28,1 30,2 40,6

более 50 0 0 0 0 1 0 более 50 0 0 0 17,7 15,6 3,1

Количество духовных понятий в процентах по возрастным группам

в 7 - 8 лет: любовь, вера, ответственность, бескорыстие, справедливость, гуманизм, благочестие, самоограничение, творчество, самоотверженность, совершенствование;

в 10 - И лет: добро, вера, храбрость, совесть, собранность, ответственность, справедливость, сострадание, долг, мудрость, мужество, гуманизм, благоговение, благотворительность, самоограничение, творчество, совершенствование;

в 13 - 14 лет: ненависть, зло, равнодушие, бездействие, бессовестность, рассеянность, безответственность, корысть, произвол, равнодушие, несдержанность, ненадежность, безволие, бесчеловечность, цинизм, благотворительность, самоограничение, ненасыщаемость, самоотверженность, стыд, уверенность, щедрость, великодушие, реалистичность;

в 16 - 17 лет: ненависть, зло, бессовестность, безответственность, корысть, равнодушие, ненадежность, безволие, невоздержанность, бесчувственность, бесчеловечность, алчность, ненасыщаемость, черствость, косность, деградация, аскетизм, распущенность, скупость, беспринципность, малодушие, жестокость, угнетение, безнадежность, разрушение;

в 19 - 21 год: ненависть, зло, ложь, несдержанность, неверие, незнание, трусость, бездействие, рассеянность, безответственность, корысть, произвол, уродство, равнодушие, несдержанность, ненадежность, глупость, безволие, невоздержанность, бесчувственность, бесчеловечность, цинизм, черствость, косность, себялюбие, деградация, эгоизм, аскетизм, распущенность, беспринципность, малодушие, угнетение, разрушение, идеализация. В целом динамика количества узнаваемых понятий представлена в таблицах 5, 6.

Как видно из таблиц и приведенного перечня духовных понятий, количество позитивных понятий, не названных в числе "узнаваемых" (то есть испытуемые знают их, но не применяют в практических

ситуациях), снижается с 20-ти процентов в дошкольном возрасте до нуля процентов в 7 - 8 и 10 - 11 лет и далее возрастает, находясь примерно на одинаковом уровне. Количество ценностей, не названных ни одним испытуемым, последовательно снижается от дошкольного к юношескому возрасту.

Число позитивных духовных понятий, отмеченных более чем 50 процентами испытуемых, наоборот, последовательно снижается с возрастом, но одновременно при этом возрастает число понятий, отнесенных к отрицательному полюсу. Например, около 50 процентов участников эксперимента называют такие антиподы духовных понятий, как ненависть, равнодушие, бесчувственность, безволие, цинизм, беспринципность, жестокость, безответственность и другие. Особенно резко данная тенденция проявляется у 13 - 14-летних подростков, что можно объяснить критическим и максималистским осмыслением действительности. При этом многие отрицательные понятия активно усваиваются и реализуются в действиях. Например, такие, как жестокость, цинизм, наглость, черствость, ненависть, равнодушие и другие, то есть этот отрицательный полюс понятий с легкостью развивается в подростковом возрасте в силу максимализма, что накладывает особую ответственность на систему воспитания в этом возрасте.

Очевидно, этим объясняется и тот факт, что лишь у 3,8 процента 13 - 14-летних к числу "узнаваемых" относится такое понятие, как "любовь", тогда как для 26,6 процента 7 - 8-летних и для 29,0 процентов

10 - 11-летних детей это понятие является "узнаваемым". В то же время 73 процента 13 - 14-летних противоположное "любви" понятие "ненависть" относят для себя к числу узнаваемых, то есть оно становится легко приобретаемым для подростка, а дошкольники и младшие школьники вообще не указывают "ненависть" в числе "узнаваемых" понятий, то есть оно не

Таблица 5. Возрастная динамика количества "узнаваемых" понятий (положительный полюс понятия)

Кол-во

испы-

Количество духовных понятий в процентах по возрастным группам

Кол-во

испы-

Таблица 6. Возрастная динамика количества "узнаваемых" понятий (отрицательный полюс понятия)

(в %) 5 - 6 7 - 8 10 - И 13 - 14 16 - 17 19 - 21 (в%) 5-6 7 - 8 10-11 13 - 14 16 - 17 19 - 21

0 20,6 0 0 17,2 19.8 20.8 0 44,1 28,1 20,3 0 1 2,1

от 0 до 50 шшш 32.8 35.9 42,2 29.2 28,1 от 0 до 50 0 0 1,5 30,2 28,1 13,5

более 50 29.4 15.6 4.7 6,25 1.0 1.0 более 50 0 0 7,8 12,5 23,9 36,4

Количество духовных понятий в процентах по возрастным группам

і

свойственно их духовному облику. Аналогичная ситуация происходит и с такими духовными антиподами, как зло, ложь, незнание, неверие, бездействие, бессовестность. Соотношение положительных и отрицательных понятий более подробно смотрите в таблице 9.

В интересующем нас студенческом возрасте количество "узнаваемых" положительных и отрицательных понятий выравнивается, что, вероятно, обусловлено растущим знанием не только положительного, но и отрицательного опыта.

Например, участники эксперимента отметили одинаковую значимость для себя как одних понятий типа: добро, правда, вера, знание, гуманизм, великодушие, воздержанность, принципиальность и так далее, так и других - зло, ложь, неверие, незнание, бесчеловечность, малодушие, несдержанность, беспринципность, корысть и так далее.

Все это требует формирования необходимого опыта, чтобы выйти за пределы круга отрицательных понятий и сформировать свою систему положительных духовных ценностей.

И наконец, анализ понятий, отнесенных к четвертой группе и условно названных "перспективными' (то есть испытуемые еще не готовы к их усвоению, и они остаются для них более или менее перспективой), показал следующее.

Представления о духовных понятиях, которые должны быть познаны и сформированы в перспективе, более отчетливы у младших (10 - 12 лет) и старших (13 - 14 лет) подростков. У дошкольников, младших школьников и старшеклассников меньше обозначено количество "перспективных" понятий. Для первых двух возрастных групп постановка и осмысление таких ценностей (понятий) представляют пока большую сложность, а для старшеклассников многие духовные понятия знакомы, они пробуют применить их в практических ситуациях, и эти духовные поня-

Таблица 7.

Возрастная динамика количества "перспективных" духовных понятий (положительный полюс понятия)

Кол-во Количество духовных понятий в процентах испы- по возрастным группам

туемых _______________________________________________1___

(в %) 5 - 6 7-8 10 - 11 13 - 14 16 - 17 19 - 21

0 62,5 21,9 6,25 6,25 20,8 23,9

от 0 до 50 8,3 25,0 40,62 41,67 27,0 23,9

более 50 0 4.1 0 0 0 0

тия носят для них личностно-значимый характер, а поэтому постановка новых перспектив духовного личностного развития в этом возрасте актуальна для данной группы испытуемых. Прежде всего это такие понятия, как самоограничение, равенство, смысл жизни, созидание, жертвенность, благоговение, терпение, тонкость, милосердие и другие.

В целом возрастная динамика "перспективных" духовных понятий представлена в таблицах 7, 8. Как видно из таблиц, динамика перспективных духовных понятий с отрицательным полюсом повторяет динамику позитивных понятий. Больше всего таких отрицательных понятий вновь в подростковом возрасте (43,75 процента). Это не случайно, ибо вновь в этом проявились свойственные подростковому возрасту максимализм, повышенная критичность в оценках, готовность к риску, к легкости приобретения отрицательного опыта в силу недостаточной критичности мышления.

В юношеском возрасте "перспективных" духовных понятий отрицательного полюса, как видим, почти вдвое меньше, в дошкольном и младшем школьном возрастах они практически не встречаются.

Анализ перспективных духовных понятий в студенческом возрасте показал, что процесс их формирования не завершается в этом возрасте. Многие испытуемые указывают на то, что полнее хотели бы усвоить понятия, относящиеся как к положительному полюсу {мудрость, самоотверженность, созидание, смысл жизни, тонкость, великодушие, совершенство), так и к отрицательному полюсу (уверенность, мятежность, ненасыщаемость, гедонизм, жестокость).

В целом, картина возрастной динамики духовных понятий представлена в таблице 10. Как видно из таблиц, в дошкольном возрасте на первом месте идут знаемые понятия, на втором - реализуемые, на третьем - узнаваемые, что в целом соответ-

Таблица 8. Возрастная динамика количества "перспективных" духовных понятий (отрицательный полюс понятия)

Кол-во Количество духовных понятий в процентах испы- по возрастным группам

туемых ___________________________________________________

(в %) 5-6 7 - 8 10 - 11 13 - 14 16 - 17 19 - 21

0 95,8 37,5 35.9 26,0 34,3

от 0 до 50 0 0 4,1 43,75 6,0 26,0

более 50 0 0 0 0 1,0

Понятия

Таблица 9. Соотношение положительных и отрицательных понятий в различных возрастных группах

Количество духовных ценностей в процентах

Таблица 10. Соотношение всех ТИПОВ ПОНЯТИЙ по возрастам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5-6 7 - 8 10-11 13 - 14 16- 17 19 - 21

Любовь 0 26,6 29,0 3,8 0 0

Ненависть 0 0 0 73,3 75.0 83,4

Добро 0 20,2 48,0 0 0 5,5

Зло 0 0 0 42,3 50.0 66,7

Правда 0 53,2 36,0 Г~ 0 0

Ложь 0 0 0 50,0 58,3 38,8

Красота 50,0 80,2 50,0 0 8,3 0

Уродство - - - 66,6 88,8

Творчество - 46,6 35,0 19,2 0 5,5

Косность - - - 19,2 91,6 77,8

ствует развитию личности в этом возрасте, то есть, знакомясь, активно усваивая определенные понятия, дети пробуют их применить в собственном опыте.

Среди реализуемых понятий в дошкольном детстве прежде всего выделяются такие, как любовь, добро, знание, правда, совесть, которые в последущие возрасты имеют "повторный пик". Например, такое понятие, как "любовь", вышедшее на первое место у дошкольников, такое же место занимает в 13 - 14 лет; "добро", "правда", "знание", "совесть" также выходят на первое место у старшеклассников (16 -17 лет).

В число понятий, "знаемых" в дошкольном детстве, вышли: добро, терпение, жалость, воля и другие, которые также повторяются в 13 - 14 лет ив 16 - 17 лет.

Мало что меняется у младших школьников, где по-прежнему на первом месте знаемые понятия, на втором - узнаваемые, на третьем месте - реализуемые, то есть идет процесс активного приобщения к духовным ценностям и их усвоение. Аналогичная картина наблюдается в 10 - 11 лет.

Несколько меняется ситуация в 13 - 14 лет. Здесь преобладают узнаваемые понятия (смотрите перечень в начале статьи), на втором месте - знаемые, на третьем -реализуемые, что также отвечает особенностям подросткового возраста, когда объем знаний, информации увеличивается, но не все используется в практическом опыте. Наиболее активно реализуются среди положительных духовных понятий такие, как свобода, надежда, вера, красота, сострадание и другие, которые имеют свой "повторный пик" в последующие возрасты.

К "нереализуемым" более, чем 50 процентами испытуемыми относятся мудрость, храбрость, жертвенность, великодушие, которые и на последующих возрастных ступенях относятся к числу

"перспективных".

Уровень усвоения Возраст

5 - 6 7 - 8 10-11 13 - 14 16 - 17 19 - 21

Реализуемые 14,7 6,25 6,25 26,0 27,1 39,6

Знаемые 32,2 31,3 7 34. .4 30,2 45,8

Узнаваемые 8,8 25,1 17,75 43,75 46,87 19,8

Перспективные 0 1.5 0 0 0 0

В юношеском возрасте тенденция, обозначенная у подростков, также сохраняется. По-прежнему на первом месте "узнаваемые" понятия, на втором знаемые, на третьем - реализуемые. Однако диапазон "реализуемых" понятий расширяется и именно с этого возраста реализуются такие понятия, как жалость, терпение, воля, творчество, самообладание, тонкость и другие.

К понятиям, "знаемым" в этом возрасте, относятся бескорыстие, альтруизм, жертвенность, великодушие, благотворительность, которые в студенческом возрасте отдельной группой испытуемых реализуются в собственном практическом опыте.

Список духовных понятий

1. Любовь - ненависть

2. Добро - зло

3. Правда - ложь

4. Жалость - равнодушие

5. Терпение - несдержанность

6. Знание - незнание

7. Вера - неверие

8. Храбрость - трусость

9. Активность - бездействие

10. Совесть - наглость

11. Собранность - рассеянность

12. Ответственность - безответственность

13. Бескорыстие - корысть

14. Справедливость - произвол

15. Красота - уродство

16. Сострадание - беспечность

17. Самообладание - безволие

18. Долг - ненадежность

19. Мудрость - глупость

20. Мужество - нестойкость

21. Воля - безволие

22. Воздержанность - невоздержанность

23. Чувствительность - бесчувствие

24. Гуманизм - бесчеловечность

25. Благочестие - греховность

26. Благоговение - цинизм

27. Благотворительность - алчность

28. Самоограничение - ненасьнцаемость

29. Жертвенность - черствость

30. Творчество - косность

31. Самоотверженность - себялюбие

32. Совершенство - деградация

33. Умеренность - неумеренность

34. Альтруизм - эгоизм

35. Аскетизм - гедонизм

36. Стыд - распущенность

37. Смущение - уверенность

38. Щедрость - скупость

39. Принципиальность - беспринципность

40. Великодушие - малодушие

41. Тонкость - неразборчивость

42. Милосердие - жестокость

43. Свобода - угнетение

44. Смирение - мятежность

45. Надежда - безнадежность

46. Равенство - неравенство

47. Созидание - разрушение

48. Идеализация - реалистичность

49. Притязания - опустошенность

50. Смысл жизни - бессмысленность существования

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

М.Г. Белофост

M.G. Belofost. Parish-church schools in the Tambov Province at the turn of the century. The role of parish-church schools in social life is a clean page in history of the Russian state. They were supervised by the Synod and supported by the state. Ecclesiastical pedagogy was aimed at moral and religious education of the rising generation. Such schools let children from the lower orders only acquire elementary knowledge but were the only path to the big world of knowledge and culture.

История церковно-приходских школ представляет собой малоисследованную страницу жизни российского общества, тогда как влияние церкви и религии на нравственные устои общества было особенно значимым. В советское время изучение этой стороны общественной жизни оказалось под запретом, что объясняется соответствующей политикой государства не только по отношению к церкви, но и всему культурному наследию предшествующего периода.

Вместе с тем деятельность церковноприходских школ, включившихся в решение одной из важнейших задач российского общества второй половины XIX и начала XX века - распространение начального образования в народной среде, следует рассматривать как составную часть культурного наследия, которое необходимо изучать.

Церковно-приходские школы со времени их появления рассматривались государством как основа нравственно-религиозного воспитания русского народа, поэтому чиновники государственного аппарата внимательно наблюдали за деятельностью школ, не вмешиваясь в организацию учебного процесса. Вся сеть церковно-приходских школ представляла собой подведомственные Святейшему синоду учебные заведения.

Духовенство само организовывало школы, заботилось об их устройстве, содержа-

нии, подбирало кадровый состав. Решение этих вопросов проходило мучительно и сложно, потому что финансовая помощь со стороны государства была незначительной, свои же средства тоже были невелики. Несмотря на трудности своего существования (недостаток средств, отсутствие собственных помещений, инвентаря и так далее), число церковно-приходских школ росло. Этот процесс активизировался с 1884 года, когда правительство приняло решение об оказании систематической поддержки Святейшего синода в деле развития церковной школы. Результаты не замедлили сказаться. Если в 1894/1895 учебном году церковно-приходских школ и школ грамоты по стране насчитывалось 31835, то в 1896/1897 учебном году их число увеличилось до 38475. В Тамбовской губернии этот процесс прослеживается в следующих показателях: так, если в 1884 году церковных школ действовало только 23, то в 1887 году их число выросло до 413, а в 1893 году этот показатель вырос до 966. Отметим при этом, что школы имелись не во всех приходах: из 1049 по Тамбовской губернии 25 приходов школ не имели [1]. Положение дел заметно меняется с 1891 года, когда к числу церковных школ были отнесены школы грамоты, а правительство Николая II увеличило государственные ассигнования на подведомственные Синоду учебные заведения. В 1905 году по стране действовало 42696 церковных школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.