Научная статья на тему 'Формирование у дошкольников базовых этических представлений'

Формирование у дошкольников базовых этических представлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1616
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТИЧЕСКАЯ НОРМА / THE PRESCHOOL AGE CHILD / ETHICAL CONCEPTS / MORAL PROGRESS / ETHICAL STANDARD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Севостьянова Е. О.

В статье рассматриваются психологические особенности формирования у детей этических представлений. Также представлены результаты апробации авторской технологии, направленной на усвоение этических понятий старшими дошкольниками. Представленный в статье анализ позволил получить ценные результаты как теоретического, так и практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschoolers' basic ethical concepts formation

The paper is devoted to psychological peculiarities formation of children's ethic conception. Also it is presented the test technology results aimed at as-similation of senior pre-scholars ethical concepts. The analysis presented in the article permitted to receive valuable results for theoretical and practical applica-tion.

Текст научной работы на тему «Формирование у дошкольников базовых этических представлений»

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций

Е. О. Севостьянова, аспирант, кафедра педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Россия, disserta@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ БАЗОВЫХ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Нравственная сфера личности дошкольника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, отношений, переживаний и поведения ребенка. Нравственное развитие ребенка, устойчивость нравственного поведения, умение предвидеть нравственные последствия своих поступков — это показатель эффективности воспитательного процесса. Основными проблемами нравственного развития являются вопросы исследования факторов и средств, способствующих ему. Каждый возрастной этап характеризуется различными уровнями сфор-мированности представлений о нравственных нормах и качествах людей1.

Детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. Приобщение ребенка к социальной действительности способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Это период первоначального факти- _

ческого складывания личности, развития личностных механизмов поведения.

Дошкольный возраст является периодом, когда ребенок осваивает окружающий его мир и проходит первые этапы становления нравственности. В этом возрасте есть необходимость совершенствовать развитие позитивной мотивационной направленности,

Дети связывают причину того, что не нужно сознаваться в содеянном, с возможным нака занием за честное признание.

благодаря которой дети войдут в окружающий социум, осознавая ценностные ориентации. Этические понятия позволят усвоить моральные нормы посредством внедрения их в процесс психологических механизмов. От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, зависит развитие общества в целом.

Старший дошкольный возраст — важнейший период формирования нравственной личности. В этот период дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями2.

Социальная значимость внедрения этических понятий в процесс совершенствования личностного развития детей старшего дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Развитие нравственной сферы личности — это процесс усвоения доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это идет через действие общего механизма интериориза-ции — эстериоризации = и частных механизмов: подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих).

Успешное развитие нравственной сферы происходит при полноценных психо-

лого-педагогических условиях: высокий нравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.

Проведенное автором исследование позволило определить, что в старшем дошкольном возрасте преобладает низкий уровень развития нравственной сферы. У детей слабо развита мотива-ционная направленность на усвоение этических понятий, они не понимают значения большинства данных понятий. Кроме того, у них отсутствуют четкие знания и представления о нравственных нормах и отношениях, они не умеют оказать помощь, проявляют недоброжелательность к окружающим людям, не считаются с их интересами и самочувствием.

Результаты эмпирического исследования позволяют характеризовать нравственную сферу личности дошкольников как находящуюся на доморальном уровне: дошкольник, выполняя нравственные нормы и правила, руководствуется в основном стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла поступков. Это подтверждает возрастную закономерность — большую зависимость дошкольника от взрослого.

Исследование, проведенное с помощью специально подобранного комплекса методик на выяснение особенности проявления детьми основ нравственной культуры на констатирующем этапе, показало: нравственные и этические представления детей старшего дошкольного возраста недостаточно глубоки, зачастую не адекватны и не реализованы ими в жизнедеятельности.

Анализ этических понятий, составляющих основу нравственного развития дошкольника, позволил выделить десять базисных понятий: хорошо — плохо, можно — нельзя, вежливость — грубость, правда — ложь, добро — зло, сострадание — равнодушие, терпимость — нетерпимость, отзывчивость — черствость, щедрость — жадность, милосердие — жестокость3.

Дошкольник, выполняя нравственные нормы и правила, руководствуется в основном стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла поступков.

Целью эксперимента стало создание положительных установок, направляющих старших дошкольников на усвоение этических понятий, влияющих на позитивное поведение в процессе жизнедеятельности, что нашло отражение в разработанной автором статьи программе «Страна Добра». Данная программа (24 занятия) составлена из трех блоков.

Первый блок «Твои добрые поступки и к тебе добром придут!» направлен на усвоение этических понятий: «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя».

Для усвоения понятий «добро» и «зло» разработаны и реализованы занятия «Фея Доброты»; «Добро и зло»; «Будьте добры»; «Делайте доброе дело ради счастья людей»; «Если добрый ты — это хорошо»; «С добром жить легко, со злом — тяжело».

После проведенных занятий дети усвоили, что доброе — это все хорошее, красивое (солнце, весна, улыбка, мама, папа); добро — это когда люди помогают друг другу; добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. А зло — это все плохое (плохие поступки, несчастье, беда). Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.

У детей формировалось умение оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам героев. Кроме того, дети учились самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении.

На занятии № 5 (1 блок) раскрыта сущность понятий «хорошо» и «плохо». Было продолжено развитие диапазона понимаемых и переживаемых детьми эмоций, интенсивности и глубины переживаний. Упражнения способствовали углублению представления детей о значении доброжелательного отношения к окружающим людям. Обижать младших, огорчать старших, брать чужие вещи без разрешения, обзываться, быть злым, драться — это плохо. А помогать старшим, быть добрым, никого не обижать,

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

заботиться о людях и животных, дарить людям радость — это хорошо.

Для усвоения понятий «можно» и «нельзя» разработано и реализовано занятие «Можно и нельзя». На занятии дети узнали, что совершать хорошие, добрые поступки — можно, а плохие, злые — нельзя. Для закрепления умения детей оценивать свои поступки и поступки людей с позиции «можно — нельзя» и «хорошо — плохо», были проведены игры «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо».

Все дети правильно дифференцировали предложенные варианты поступков на плохие и хорошие, те, что можно совершать, и те, что нельзя. Но иногда ошибались в ответах только лишь из-за того, что

торопились с ответом, из-за невнимательности.

Полученные данные представлены в табл. 1.

Итак, 74 % детей по окончании блока «Твои добрые поступки и к тебе добром придут!» усвоили понятия «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя». Таким образом, упражнения занятий 1-го блока способствовали усвоению детьми значений таких базисных понятий, как «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя»; учили давать им моральную оценку; оперировать данными понятиями в повседневной жизни. Данные этические понятия были закреплены конкретными примерами. Кроме того, дети научились применять в повсед-

Таблица 1

Результаты, полученные после проведения первого блока программы

№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Уровневая характеристика отношения детей к добрым и злым людям 44 % 36 % 20 %

2 Уровневая характеристика детей, усвоивших понятие «зло» 52 % 32 % 16 %

3 Уровневая характеристика детей, способных к добрым поступкам 76 % 16 % 8 %

4 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «добрый» 88 % 8 % 4 %

5 Уровневая характеристика детей, желающих проявить гостеприимство 100 % - -

6 Уровневая характеристика детей, оценивающих себя с позиции гостеприимства 76 % 20 % 4 %

7 Уровневая характеристика детей, способных подчинить собственные желания просьбам окружающих людей 64 % 20 % 16 %

8 Уровневая характеристика дифференциации детьми положительных и отрицательных эмоций 76 % 16 % 8 %

9 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «плохо» 88 % 4 % 8 %

10 Уровневая характеристика детей, испытывающих жалость к котенку 100 % - -

11 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «можно», «нельзя» 72 % 24 % 4 %

12 Уровневая характеристика детей, осознающих влияние своих поступков на настроение окружающих людей 68 % 16 % 16 %

13 Уровневая характеристика детей, способных к примирению в конфликтных ситуациях 60 % 26 % 14 %

14 Уровневая характеристика уважительного отношения к старшим людям 72 % 24 % 4 %

Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя» 74 % 17 % 9 %

невной жизни правила «Страны Добра»: «Здоровайся!»; «Будь добрым!»; «Думай о других!»; «Не будь злым!»; «Помогай людям!»; «Говори комплименты!»; «Совершай добрые поступки!»; «Делай добрые дела!»; «Будь гостеприимным!»; «Не огорчай близких!»; «Помогай старшим!»; «Не совершай плохие поступки!»; «Совершай только хорошие поступки!»; «Умей отвечать за свои поступки!»; «Будь смелым!»; «Не будь ябедой!»; «Не ссорься!».

Второй блок «Мы такие разные» направлен на усвоение этических понятий: «вежливость — грубость», «правда — ложь», «щедрость — жадность».

Для усвоения понятий «жадность» и «щедрость» разработаны и реализованы занятия «Жадность — щедрость»; «Не выйдет из жадины хорошего друга».

Одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции.

Беседы, игры, упражнения были построены так, чтобы дети глубже задумались над поведением героев и почувствовали бы зависимость между совершенным им проступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.

Для усвоения понятий «вежливость» и «грубость» разработаны и реализованы занятия «Славимся добрыми делами и вежливыми словами»; «Знакомьтесь — это Вежливость»; «Не ругаемся, грубо мы не выражаемся».

На вопрос педагога о том, каких людей мы называем вежливы- _

ми, дети смогли ответить только с помощью взрослого. Они не знали обозначение этого слова и не употребляли его в повседневной жизни.

Дети узнали, что нужно уважительно относиться к окружающим людям, что очень просто быть вежливым, не сложно сказать

Одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет.

волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините» и др. Закрепление «вежливых слов» прошло с помощью загадок, где дети продолжали загадку, начатую педагогом. Благодаря тому, что «вежливые слова» были зарифмованы в загадках — стихотворениях, дети с удовольствием и дружно дали ответ на все загадки.

Анализ ответов детей свидетельствует о том, что дети усвоили понятия «вежливость-грубость», адекватно оценивают ситуацию и делают правильный выбор.

Для усвоения понятий «правда» и «ложь» разработано и реализовано занятие «Будем честно жить и правду говорить».

Далее была проведена беседа с детьми. Им были заданы следующие вопросы:

1. Хорошо ли говорить правду? А врать? 80 % (высокий уровень): «говорить правду — хорошо, а врать — плохо», «нельзя других обманывать», «я не люблю, когда мне врут», «стараюсь всегда говорить правду»; 16 % (средний уровень): «говорить правду хорошо, но и врать иногда можно», «если правду сказать, то все отстанут», «правду все равно узнают»; 4 % (низкий уровень): я всегда маму обманываю, потому что если я скажу правду — она меня в угол поставит и гулять не пустит.

2. Зачем люди обманывают? 84 % детей: «боятся признаться», «боятся быть наказанными», «думают, что так будет лучше», «мне тогда не купят новую игрушку»; 16 % детей затруднились ответить на вопрос.

3. Может ли ложь испортить настроение вам и окружающим, навредить? 96 % детей: «может испортить настроение и навредить»; 4 % детей ответили, что не знают.

96 % дошкольников признались, что хоть раз обманывали.

Детям было разъяснено, что обман — это когда человек хочет схитрить ради своей выгоды, рассказать не так, как было на самом деле. Нужно быть честным.

Результаты, полученные после проведения второго блока программы, представлены в табл. 2.

Как видно из таблицы, 74 % детей усвоили базовые этические понятия «вежли-

Таблица 2

Результаты, полученные после проведения второго блока программы

№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Уровневая характеристика детей, делающих комплименты, опираясь на качества личности 72 % 20 % 8 %

2 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «жадность» 60 % 28 % 12 %

3 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «щедрость» 84 % 12 % 4 %

4 Уровневая характеристика детей, способных быть щедрыми, не жадными 70 % 22 % 8 %

5 Уровневая характеристика детей, способных к эффективным способам поведения 64 % 20 % 16 %

6 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «вежливость» 92 % 4 % 4 %

7 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «грубость» 72 % 16 % 12 %

8 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «правда», «ложь» 80 % 16 % 4 %

Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «жадность-щедрость», «вежливость-грубость», «правда-ложь» 74 % 17 % 9 %

вость - грубость», «правда - ложь», «щедрость - жадность». После реализации упражнений и игр второго блока, дети научились применять в повседневной жизни следующие правила: «Дари приятные слова!»; «Говори волшебные слова!»; «Не жадничай!»; «Будь щедрым!»; «Не будь грубым!»; «Будь вежливым!»; «Не обманывай!»; «Говори правду!».

Третий блок «Волшебное Дерево» направлен на усвоение этических понятий: «отзывчивость - черствость», «милосердие - жестокость», «сострадание - равнодушие», «терпимость - нетерпимость».

Для усвоения понятий «отзывчивость» и «черствость» разработаны и реализованы занятия «Сердечко отзовется теплотой», «В нашей группе 100 ребятишек».

Во время беседы детям было объяснено, что поступки людей могут отразиться на жизни и настроении других людей. Каждый может отозваться на беду другого человека, если кому-то плохо - прийти на помощь. Чуткого к чужим проблемам человека называют отзывчивым. Но есть и черствые люди. Их еще называют бессердечными. Они не умеют сопереживать. Дети также узнали, что своими поступками можно навредить

окружающим людям. Поэтому, прежде чем повершить какое-то действие, нужно подумать. На этом занятии дети узнали, что отзывчивый - это человек, который отзывается на чужую беду и старается помочь людям, животным.

Для усвоения понятий «милосердие» и «жестокость» разработано и реализовано занятие «Милосердие - жестокость», «Волшебный мир милосердия».

Дети узнали, что бывают люди жестокие и милосердные. Жестокие люди - злые, они не замечают страдания других людей, могут сделать больно другому человеку. Милосердные люди - они добрые, готовы прийти на помощь ко всем, кто в ней нуждаются. Иногда даже простая улыбка может облегчить страдание людей.

Далее детям была предложена ситуация, когда мальчик толкнул девочку в лужу. Почти все ребята проявили желание помочь девочке. Они сопереживали ей, сочувствовали, проявляли милосердие. Дети в воображаемом плане ярко представили предложенную психологом ситуацию. Но в речевом плане им было сложно выразить свои чувства и отношение к происходящему. Часть детей мгновенно эмоционально отре-

агировала на «случившееся». Это было видно по мимике, жестам. Они возмущались поступком мальчика и были полны решимости пресечь зло и словами, и действием (высокий уровень). У других детей не было столь быстрой реакции, и на их лицах можно было наблюдать раздумье. Третья группа детей считает, что нужно пройти мимо, потому что мальчик может и их толкнуть в лужу.

Дети узнали, что человека можно назвать милосердным, если у него доброе, милое сердце. Он никогда не совершает плохих поступков, всегда придет на помощь, найдет добрые слова для тех, кому плохо. Он не дерется и не обзывается.

Для усвоения понятий «равнодушие» и «сострадание» разработаны и реализованы занятия «Равнодушие — сострадание», «В нашей группе 100 ребятишек».

Дети узнали, что бывают и равнодушные люди, и те, кто умеют сострадать. Сострадательные люди могут замечать, что

какому-то человеку плохо, что ему нужна помощь, и стремятся поддержать этого человека. А равнодушные люди — безразличны к горю или радости других людей. Сострадание — это когда человек не просто посочувствовал человеку, попавшему в беду, дал ему совет, но и постарался помочь. Сострадание — это совместное страдание, когда чужую беду воспринимаешь, как свою.

Для усвоения понятий «терпимость» и «нетерпимость» разработано и реализовано занятие «Слово вредное "нетерпимость" ("нетерпеливость")».

С целью ознакомления детей с этическими понятиями «терпимость — нетерпимость» для обсуждения была предложена проблемная ситуация, когда Рома съел пирожное, а маме сказал, что это сделал младший братик. Данная история вызвала у детей неоднозначную реакцию. Все дети сказали, что Рома поступил неправильно, что свою вину перенес на братика. Но на вопрос о том, как бы дети поступили в данной ситу-

Таблица 3

Результаты, полученные после проведения третьего блока программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «черствость» 80 % 12 % 8 %

2 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «отзывчивость» 100 % - -

3 Уровневая характеристика детей, способных отзываться на желания окружающих людей 64 % 24 % 12 %

4 Уровневая характеристика детей, способных простить друга 92 % 4 % 4 %

5 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «милосердие», «жестокость» 68 % 24 % 8 %

6 Уровневая характеристика детей, способных проявить милосердие 60 % 36 % 4 %

7 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «равнодушие» 82 % 14 % 4 %

8 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «сострадание» 84 % 8 % 8 %

9 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «терпимость», «нетерпимость» 68 % 24 % 8 %

10 Уровневая характеристика детей, способных уступать другдругу 80 % 12 % 8 %

Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «равнодушие-сострадание», «терпимость-нетерпимость» 78 % 16 % 6 %

Таблица 4

Результаты, полученные после проведения программы

№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», «можно-нельзя» 74 % 17 % 9 %

2 Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «жадность-щедрость», «вежливость-грубость», «правда-ложь» 74 % 17 % 9 %

3 Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «равнодушие-сострадание», «терпимость-нетерпимость» 78 % 16 % 6 %

Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», «можно-нельзя», «жадность-щедрость», «вежливость-грубость», «правда-ложь», «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «равнодушие-сострадание», «терпимость-нетерпимость» 75 % 17 % 8 %

ации, ответили, что тоже обманули бы маму. Дети связывают причину того, что не нужно сознаваться в содеянном, с возможным наказанием за честное признание.

После того, как у детей педагогом была вызвана жалость, сочувствие к маленькому братику, который пострадал из-за лжи, они постепенно начали осознавать, почему нельзя из-за боязни наказания причинять людям зло. Также эта ситуация помогла закрепить этическое понятие «терпение».

Результаты, полученные после проведения третьего блока программы, представлены в табл. 3.

Итак, 78 % детей по окончании блока «Волшебное Дерево» усвоили понятия «отзывчивость - черствость», «милосердие -жестокость», «сострадание - равнодушие», «терпимость - нетерпимость».

После проведения третьего блока дети научились применять в жизнедеятельности сформулированные ими правила «Страны добра»: «Не будь черствым!»; «Будь отзывчивым!»; «Будь милосердным!»; «Не будь жестоким!»; «Будь терпимым!»; «Умей прощать!»; «Не будь равнодушным!»; «Проявляй сострадание!»; «Будь терпимым и не ссорься!»; «Не будь нетерпеливым!»; «Будь терпеливым!»; «Извиняйся!»; «Берегите дружбу!».

Проведенная работа с испытуемыми позволила определить уровневую характеристику детей, усвоивших базовые этические понятия. Обобщенная уровневая характеристика после проведения программы «Страна Добра» представлена в табл. 4.

Из табл. 4 видно, что высокий уровень усвоения базовых этических понятий составил в нашем исследовании 75 %. Дети с высоким уровнем знают и понимают базисные этические понятия; усвоили правила «Страны Добра»; нравственные мотивы у них полностью сформированы. Дети данной группы, поступая правильно, испытывают позитивные чувства, при нарушении норм и правил дети переживают, им стыдно, у них возникает чувство вины, желание измениться. Эмоциональная реакция соответствует нравственным оценкам поведения. Дети способны выполнять нравственные нормы и требования и совершать нужные, полезные одобряемые действия; противостоять искушению нарушать эти правила; правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. Успешно применяют в повседневной жизни правила «Страны Добра».

Средний уровень составил 17 %. У детей данной группы не было отмечено высокой эффективности нравственной регуляции поведения. Нравственные нормы они соблюдали случайно, доброжелательное отношение носило избирательный характер. Данные дети частично знают и понимают базисные этические понятия; частично усвоили правила «Страны Добра»; мотивы нравственного поведения развиты слабо. Поступая нравственно, дети испытывает позитивные чувства, но при нарушении норм и правил они не испытывают чувство стыда, у них редко возникает чувство вины и жела-

ние измениться. Эмоциональная реакция частично соответствует нравственным оценкам поведения. Дети не всегда способны выполнять нравственные нормы и требования и совершать нужные, полезные одобряемые действия; выпол- -няют нормы поведения под контролем со стороны взрослого; иногда нарушают эти правила; испытывают затруднения в решении моральных дилемм и осуществлении морального выбора. Не всегда применяют в повседневной жизни правила «Страны Добра».

8 % детей - с низким уровнем нравственного поведения. Эти дети были высоко конфликтными. Они не знают и понимают базисные этические понятия. Не усвоили правила «Страны Добра». Нравственные мотивы поведения не сформированы. При нарушении норм и правил дети данной группы не переживают, у них не возникает чувство вины. Эмоциональная реакция не соответствует нравственным оценкам поведения. Дети с низким уровнем не способны выполнять нравственные нормы; всегда нарушают эти нормы; не способны решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. Не применяют в повседневной жизни правила «Страны Добра».

На основе результатов исследования автором сделаны следующие выводы. Целенаправленная работа по формированию у дошкольников сути этических понятий и мо-тивационной направленности на их усвоение, проводимая на занятиях по программе «Страна Добра», привела к значительному изменению процентных показателей по сравнению с данными констатирующего эксперимента и данными результатов детей контрольной группы, что позволило установить положительную динамику в уровне-вых показателях. Количественные показатели сформированности всех компонентов нравственной сферы у дошкольников после формирующего эксперимента значительно отличаются от данных констатирующего эксперимента. Дети более свободно оперируют такими этическими понятиями, как добро, зло, щедрость, милосердие, жадность и пр. Применение программы «Страна Добра» приведет к значительным измене-

Старший дошкольный возраст - важнейший период формирования нравственной личности.

ниям в нравственной сфере личности дошкольника, к формированию мотиваци-онной направленности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий. Предложенная технология фор- мирования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических категорий в ходе экспертной оценки и по результатам апробации доказала свою теоретико-методологическую обоснованность и эффективность и может быть использована в дошкольных учреждениях для детей в возрасте 6-7 лет.

Итак, автором статьи систематизировано поэтапное формирование моти-вационной направленности на усвоение этических понятий личности старшего дошкольника; структурирована обоснованная содержательно-интегрированная модель формирования мотивационной направленности, позволяющая понять весь ход исследовательской работы с детьми; определено влияние разработанной специальной авторской технологии усвоения этических понятий старшими дошкольниками; сконструированы критерии и определены уровни развития нравственно-этических понятий в части формирования мотивационной направленности на их усвоение.

Авторская программа «Страна Добра», построенная на специальной технологии, позволит практикам обучать детей мотивационной направленности, навыкам морального выбора, позитивного применения этических понятий в жизненных ситуациях.

®

1. Авдулова Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ло-моносов-2001» / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001.

2. Мельникова Н. В. Нравственная сфера личности дошкольника: монография / Н. В. Мельникова, Р. В. Овчарова. Курган: Изд-во КГУ, 2007.

3. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография / Н. В. Мельникова, Р. В. Овчарова. СПб.: Изд-во «Амалтея», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.