СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ*
А.А. Мишучков
Управление научных исследований Оренбургский государственный университет пр. Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018
Категории этической науки раскрывают моральную сущность человеческого существования, парадоксальность морального самосознания и деятельности человека в условиях кризиса нравственной и цивилизационной идентичности в условиях мультикультурного глобализирующегося мира. Метафизический подход к этическим категориям расширяет инструментарий этической науки в отношении их внутренней системности, генезиса и функциональности.
Ключевые слова: этические категории, система этических понятий, традиционные ценности, идентичность, христианская антропология, метафизика.
Проблема выявления и систематизации этических категорий всегда была актуальна в сфере гуманитарных этических исследований в качестве необходимого инструментария для масштабной оценки социальной реальности.
В отличие от категорий в естественных науках, раскрывающих необходимые, сущностные, закономерные свойства объективного мира, этические категории описывают универсальные субъективные связи и отношения, складывающиеся между людьми в сфере моральных ценностей. Как предельно абстрактные понятия они касаются всех ценностнозначимых актов сознания и поступков человека, включенных в его социальную жизнь, раскрывая сущность данных феноменов морального сознания и деятельности.
Научную значимость категориям придает то, что они отражают закономерные взаимосвязи между целями и средствами реализации моральных ценностей, поступками и их результатами. Этические категории являются традиционно сложившимися, исторически апробированными моральными понятиями, имеющими универсальный смысл в культурных традициях всего человечества, а также в этической науке.
Будучи частями целого — морального сознания, каждая этическая категория в отдельности раскрывает лишь некоторый аспект данного сознания и отношений, с ним связанных. Этические категории целостны, самодостаточны (как стороны морального сознания), и в тоже время они диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, являясь выражением общего (блага) в особенном (в человеческих отношениях); являясь источником, средством и результатом такого взаимодействия друг для друга.
В целом этические категории выполняют следующие значимые функции для человека — познавательную («кирпичики» картины мира); методологическую (инструментарий этической науки); регулятивную (организация человеческих
* Данную статью редакция публикует в порядке дискуссии.
отношений); мотивационную (смыслы и ориентиры человеческой деятельности); индентификационную (принятие ценностей как личностной позиции); оценочную (рефлексия происходящих событий и осуществление морального выбора); идеализации (переход от сущего к должному); нормативно-программирующую (переход от должного к сущему, идеология); социализации (включение человека в социум); воспитательную (духовного возвышения и облагораживания личности); креативную (обретение внутренней личностной культуры самовыражения, реализация личности и ее жизненных сил); компенсаторную (причастность к ценностям выражается личностью во внутреннем наслаждении) и другие.
Если, например, методологическое определение этических категорий И. Кона [1. С. 119] раскрывает у них только один из функциональных аспектов, то целостная дефиниция этических категорий описывает их все.
Вторым допущением, вслед за функциональным, является метафизический подход к этическим категориям как к моральным универсалиям, свойственным всему человечеству и отражающим всеобщее благо в конкретно-исторических проявлениях. Данная метафизическая позиция, основанная на эссенциалистском подходе [2. С. 1053], рассматривает этические категории как всеобщие формы выражения блага, присущие как коллективным идентичностям (цивилизация, нация, этнос, семья), так и индивидуальным (личности человека), где сущность этической категории описывается в идеализированной форме (совершенство, святость).
Все вместе этические категории как универсальные моральные качества составляют общественно-личностный идеал, имеющий свое выражение в разных философских и культурно-религиозных традициях. Рассмотрим два метафизико-этических проекта (античный и христианский) и произведем попытку систематизации этических категорий и понятий на основе их внутренних положений.
В античности кардинальные добродетели (арете) у Платона [3. С. 78] воспринимались как одухотворяющие стороны одной благой силы космоса, управляемой Логосом. Умная сторона этой силы (мудрость) позволяет душе созерцать вечные идеи; волевая способность души (мужество) устремляет человека к высшему благу, невзирая на возможные потери; чувственная часть (воздержание) аффективно облагораживает душу; все три кардинальные добродетели синтезируются в социальной добродетели справедливости. У Аристотеля добродетель представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями удовольствия и страдания: избытком и недостатком добродетели [4. С. 229]. Высшим этическим идеалом в античности является калокагатия «прекраснодоброе» как этико-эсте-тическое уподобление (мимесис) человека макрокосмосу.
В христианской этике продолжается традиция платоновского разделения добродетелей: любовь (чувственная категория); вера (разумная), надежда (волевая). В силу триадного состава человека (дух, душа, тело) начинают различаться и нравственные качества.
Так, Феофилакт, епископ Болгарский, пишет: «Бывают три состояния в человеке: плотское, душевное и духовное. „Плотское" — когда кто желает наслаждаться удовольствиями и радоваться, хотя бы это сопряжено было с причинением
зла другим. Таковы все любостяжательные. „Душевное" состояние — когда кто не желает ни вредить, ни вреда получить. Такова жизнь по закону природы... А „духовное" состояние — когда кто ради добра согласен даже потерпеть вред и оскорбление» [5. С. 393]. Между этими тремя этическими типами можно, опираясь на социально-этическую психологию, также выделить два промежуточных типа (телесно-душевный (темперамент, характер), душевно-духовный (социально-нравственные идентичности)). Исходя из положений христианской метафизики в этической человеческой природе можно выделить два субстанциональных уровня (духовный и телесный), три функциональных уровня (телесный, душевный, духовный); пять системных уровней христианской этики (телесный, телесно-душевный, душевный, душевно-духовный, духовный); три структурно-душевных уровня этических категорий (разумные, волевые, аффективные) (табл. 1).
Таблица 1
Уровень этических категорий
№ Противоположные пороки Телесный уровень Телесно-душевный уровень Душевный уровень Душевно-духовный (социальный) Духовный уровень
1 Трусость, малодушие; дерзость Безболезненность, безбоязненность Стойкость Непоколебимость Храбрость Отвага Твердость Смелость Героизм Мужество
2 Гордость, упрямство; своеволие Покорность подчинение конформизм Исполнительность гибкость Повиновение, скромность Послушание, кротость Смирение
3 Гедонизм; выдержка страстей Пост, нестяжательство Выдержка, неприхотливость Умеренность, невозмутимость Целомудрие, аскетизм Воздержание
4 Гнев, нетерпеливость; терпение греха Выносливость Настойчивость, упорство Терпимость, терпеливость Благотерпе-ние,толерантность Долготерпение
5 Отчаяние; мечтательность Приятие, предчувствие Доверительность Доверие, предположение, оптимизм Ожидание, упование, чаяние Надежда
6 Бессилие, пассивность; сила страстей Энергичность, физическая сила Крепость, здоровье Душевная сила Властность, результативность Сила
7 Лень, небрежность; трудоголизм, алчность Тщание, исполнительность, радение, рвение Усидчивость, обязательность, прилежание Работоспособность, инициативность Предприимчивость, про-фессиона-лизм Трудолюбие
8 Несобранность; педантизм Упорядоченность в действиях Собранность, решимость, упорство Дисциплинирован-ность, порядок Организованность, целеустремленность Собранность
9 Жадность; расточительство Нестяжательство Радушие, благостыня Щедрость, подаяние Милость, благодеяние Милосердие
10 Бездействие; услужливость Бережность, присмотр Рачительность Опека, попечение, помощь в развитии Забота, миссия, призвание Служение
11 Эгоизм; ложная жертва Забвение о себе Самопожертвование Самоотверженность Беззаветность Жертвенность
Продолжение
№ Противоположные пороки Телесный уровень Телесно-душевный уровень Душевный уровень Душевно-духовный (социальный) Духовный уровень
12 Измена; фанатизм Верность в поступках Верность чувствам, надежность Верность людям Преданность Верность
13 Презрение; пресмы кательство Одобрение, похвала Преклонение, поклонение Тактичность Почтение Уважение
14 Ненависть; себялюбие Вожделение, эрос Влечение Дружба, привязанность Товарищество Любовь
15 Всепрощен- чество; Непрощение Ритуал прощения, извинения Отпускание Милость, великодушие Помилование, пощада Прощение
16 Нечистота; грязь Опрятность, чистоплотность Аккуратность Безупречность Непорочность Чистота
17 Война; ложный мир Невозмутимость Ровность, уравновешенность Мирность, гармония Миротворчество Мир
18 Черствость сокрушение Сожаление Сочувствие Участие, эмпатия Жалость Сострадание
19 Злобность; ненасилие Мягкость Сердечность Добродушие Добро-делание Доброта
20 Печаль; эйфория Веселье Бодрость, жизнелюбие Радость, оптимизм Гармония Счастье
21 Глупость; мудреность Интуиция, воображение Находчивость Сообразительность, смекалка Любомудрие Мудрость
22 Неверие; суеверие Уверенность Авторитетность Независимость Убеждение Вера
23 Ложь, заблуждение; фанатизм Истина фактов Истина чувств Интеллектуальная истина Правда Истина
24 Лживость; сверхоткровенность Прямота, доверчивость Прямодушие, правдолюбие Искренность, чистосердечие Честность, откровенность Правдивость
25 Бессовестность; гипервина Угрызение Стыд Нравственная самооценка Совестливость Совесть
26 Несправедливость мания Обличение Непредубежденность Беспристрастность, объективность Правосудие, легитимность Справедливость
27 Преступление; формализм Конформизм Исполнительность Подчинение закону Законопослушность Законность
28 Безответственность; сверхответственность Порука Обязательность Требовательность Долг Ответственность
Космополитизм; «ура-патриотизм» Национализм Верноподда-ничество Любовь к родине Гражданственность Патриотизм
29 Хамство; надменность Благообразие Возвышенность, важность Интеллигентность, благородство Честь Достоинство
Окончание
№ Противо- Телесный Телесно- Душевный Душевно- Духовный
положные уровень душевный уровень духовный уровень
пороки уровень (социальный)
30 Рабство; Свобода дей- Свобода Свобода ду- Свободомыс- Свобода
вседозво- ствий, произ- чувств, неза- шевная лие
ленность вольность висимость
31 Безобразие, Грациозность, Элегантность, Очарование, Утонченность, Красота
пошлость; изысканность, привлека- совершенст- одухотворен-
манерность стильность тельность, артистизм во ность
32 Бездействие; Увлеченность Оригиналь- Креатив- Творчество, Творение
имитация ность, инициативность ность созидание, вдохновение
33 Неблагодар- Поощрение, Признатель- Благодар- Воздаяние, Благодаре-
ность; подо- компенсация ность ность, бла- дар, ние
бостраст- готворение награда
ность
34 Нецелост- Органичность Самодоста- Гармонич- Целостность, Цельность
ность; псев- точность ность здравие
доцелост-
ность
35 Бесчеловечность; чело-веко-божие Уступчивость Ненасилие Человеколюбие Гуманизм Человечность
36 Женоподо-бие; мужлан-ство Стойкость Решимость Надежность Твердость Мужественность
37 Мужеподоб-ность; слабость Мягкость Изящность Душевность Нежность Женственность
Этические категории (универсальные сущностные добродетели), перечисленные в колонке «духовный уровень», будучи целостными и взаимосвязанными между с собой, представляют идеализированный образ человека. В христианстве он символически представлен «образом Божьим», моральные стороны которого являются харизматическими добродетелями в силу особого действия нетварных энергий благодати.
На душевно-духовном уровне добродетели выходят за границы личностного сознания человека и раскрываются с позиций социальных идентичностей (народа, семьи, церкви, государства), добродетели формируются на основе социальной энергетики и как душевные и душевно-телесные добродетели являются приобретенными в силу воспитания.
Душевный уровень добродетели выражает богатство личного культурного и психологического опыта человека, совокупность его качеств и привычек, морально-социальных реакций, основанных на личностно-индивидуальном иден-титете.
На данном уровне добродетель осознается человеком не только как внешнее проявление личности, а как внутреннее выявление его уникальности, экзистенции, его реального образа «я». Телесно-душевный уровень добродетели включает в себя коллективные и индивидуальные психосоматические особенности переживания
добродетели, их функционирование возможно в двуединстве душевных и телесных сил человека.
Огромную роль в проявлении нравственных сил в человеке на этом уровне играет темперамент. На телесном уровне добродетель неразрывно связана с действиями и функциями телесности человека (социопсихобиологическим субстратом, конституцией человека), по сути, она как бы врождена человеку. Зачастую она не осознается человеком, будучи привычкой «натуры». Осознается она частично как телесно-психологический автоматизм, например, речевой автоматизм — слово «спасибо», мимический автоматизм — улыбка, молитвенный автоматизм — поклон, жест крещения. В последней колонке (противоположные пороки) расположены пороки как избыток и недостаток добродетелей. В дальнейшем их также можно ранжировать по степени их выраженности, по уровням таблицы. Первую колонку таблицы с нумерацией категорий также можно разделить на три группы, опираясь на платоновское деление души на три части. С 1 по 13 категории — волевые; с 13 по 19 — чувственные; с 20 по 34 — разумные. То есть определенная способность души играет ведущую роль в становлении и реализации данной части этических категорий. Гендерные этические категории (мужественность (35), женственность (36)) являются специфичными по механизму своего проявления, но, являясь присущими каждому человеку, на каждом антропоуровне и в каждой жизненной ситуации, также выходят на универсальный уровень действия.
Данная гипотетическая система этических категорий и понятий, естественно, имеет некоторые терминологические погрешности в силу неопределенности и смыслового пересечения многих терминов. Надеемся на конструктивную критику предлагаемой систематизации, добавление новых этических понятий. Но в целом предложенная систематизация позволяет осмыслить эмпирические и метафизические границы смыслового содержания этических категорий.
В дальнейшем планируется проанализировать типы добродетельных и порочных людей по горизонтальным уровням таблицы; проследить генезис моральных качеств на каждом уровне; реализацию этическими категориями своих функций; взаимосвязь и целостность этических категорий по вертикали, по триадам добродетелей (разумные, волевые, чувственные); рассмотреть роль и место этических категорий в личностных и коллективных нравственных идентичностях.
Представленные в таблице этические категории целостно раскрывают моральную сущность человеческого существования, показывая духовное богатство метафизического измерения человека (телесность, социальность, идеальность, духовность этических понятий). Целостное понимание всех этических категорий как «золотой середины» в движении к благу человека является само по себе уже одним из парадоксов морального самосознания человека и преодоления им своей противоречивости.
Одна из задач статьи — показать ее актуальность для современного мира, живущего в условиях мультикультурной глобализации. Если европейский христианский проект был основан на принципах солидарности людей на основе моральных универсалий и движения к Богу, то постхристианский европроект постмодерна отказывается от традиционных ценностей (универсалий) в пользу их
деконструкции и инструментализма ради либеральных прав и свобод человека. Универсальными объявляются только либеральные ценности — секулярность, потребительство (консюмеризм), религиозно-нравственный релятивизм и другие.
По сути, мультикультурность стирает традиционные нравственные коллективные идентичности (цивилизационные, национальные, религиозные, патриархально-семейные и другие), опираясь на шкалу индивидуалистической этики и стандарты массовой культуры потребления, фрагментацию их как субкультурных идентичностей.
В атомизированно-индивидуальном потребительском обществе стирается как бы живая ткань коллективной солидарности, сакральной причастности к высшему бытию. Поэтому наряду с традиционными общечеловеческими универсалиями в таблицу включаются этические категории, которые выражают традиционные религиозно-этические универсалии российской ментальности, являющиеся культурным генотипом нашего народа (вера, смирение, воздержание, долготерпение, служение, жертвенность, сострадание, правдивость (правдоискательство), благодарение). К ним можно добавить и не вошедшие в таблицу религиозно-этические категории, которые могут составить отдельную таблицу в рамках религиозно-нравственной идентичности: бесстрастие, безмолвие, святость, покаяние, молитва, соборность, нищета духа, простота, богобоязненность. Опора на целостное прочтение всех представленных этических категорий в цивилизационной (общенациональной) идентичности российского народа, его восточно-христианской специфике позволило бы в гуманитарной сфере культуры и идеологии найти основу для общенациональной солидарности и цивилизационного прорыва России.
Автором на основе представленной таблицы был прочитан спецкурс «Теория и практика диалога религиозных культур» в 2012—2013 гг. в Оренбургском государственном университете, Оренбургской духовной семинарии, в медресе «Ху-саиния» г. Оренбурга для студентов по специальности «Философия и теология» (священнослужители). Итогом стала серия круглых столов по теме этнокон-фессионального мира в обществе [6], где на основе данных этических категорий (моральных универсалий) были выработаны резолюции по формированию общенациональной идентичности российского народа, преодоления ксенофобии и эт-ноконфессионального экстремизма, утверждения общих нравственных основ гражданского общества и правового государства в РФ с опорой в том числе на традиционные ценности ведущих религиозных традиций — православия и ислама. Духовное оздоровление общества и ответы на вызовы глобализации невозможны без опоры на духовно-религиозные традиции цивилизации, без опоры в образовательной сфере на традиционные ценности российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Словарь по этике / Под ред. И. Кона. — М.: Политиздат, 1981. — С. 119. («Категории этики — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки».)
[2] Порус В.Н. Эссенциализм / Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И.Т. Касавина, А.И. Алешина, Н.С. Автономова, А.Ю. Антоновский. — М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 1053.
[3] Платон. Федон. (69b-c) / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2 / Общ. ред. Л.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993. — С. 78.
[4] Аристотель. Никомахова этика // Сочинения. — М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — С. 229. По поводу крайностей добродетелей у Аристотеля. В современной психологии такие крайности называются акцентуации, усиленные личностные качества в пределах нормы, на которые нацелен индивид и которые могут привести при навязчивости к психическим расстройствам.
[5] Феофилакт Болгарский. Сочинения. — М., 1911. — С. 393.
[6] Диалог культур был плодотворным. URL: http://www.oepress.ru/oktyabr-2013-g/696-dialog-kultur-byl-plodotvornym 13.html.
SYSTEM OF THE ETHICAL CATEGORIES: METAPHYSICAL EXPERIENCE OF RUSSIAN IDENTITY
A.A. Mishuchkov
Office of Research Orenburg State University Pobeda str., 13, Orenburg, Russia, 460018
Categories of the ethical science reveal moral essence of human existence, consciousness and moral paradox of human activities in the crisis of moral and civilizational identity in the multicultural globalized world. Metaphysical approach to ethical categories expands ethical science instruments with regard to their internal system, the genesis and function.
Key words: Ethical category, system of ethical concepts, traditional values, identity, Christian anthropology, metaphysics.
REFERENCE
[1] «Kategorii jetiki — osnovnye ponjatija jetiki, otrazhajushhie naibolee sushhestvennye storony i jelementy morali i sostavljajushhie teoreticheskij apparat jeticheskoj nauki». Sm. Slovar' po jetike / Pod red. I. Kona. — M.: Politizdat, 1981. — S. 119.
[2] Porus V.N. Jessencializm / Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki / pod red. I.T. Kasavin, A.I. Aleshin, N.S. Avtonomova, A.Ju. Antonovskij. M.: «Kanon+», ROOI «Reabilitacija». 2009. S. 1053.
[3] Platon. Fedon. (69b-c) / Sobranie sochinenij v 4 t.: T. 2 // Obshh. red. L.F. Loseva, V.F. Asmusa, A.A. Taho-Godi. M.: Mysl' God: 1993. S. 78.
[4] Aristotel'. Nikomahova jetika // Sochinenija, M.: Mysl', 1984, T. 4. S. 229. Po povodu krajnostej dobrodetelej u Aristotelja. V sovremennoj psihologii takie krajnosti nazyvajutsja akcentuacii, usilennye lichnostnye kachestva v predelah normy, na kotorye nacelen individ i kotorye mo-gut privesti pri navjazchivosti k psihicheskim rasstrojstvam.
[5] Feofilakt Bolgarskij. Sochinenija. M., 1911 g. — S. 393.
[6] Dialog kul'tur byl plodotvornym. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.oepress.ru/ oktyabr-2013-g/696-dialog-kultur-byl-plodotvornym13.html. [Data obrashhenija: 31.12.2013g.].