УДК 007.001.25
В.С.ПОЛИКАРПОВ, В.А.ПОЛИКАРПОВА
ДИЛЕММЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В обществе «всеобщего риска» особую значимость приобретает проблемы безопасности человека и общества; неудивительно, что в социальную философию и социологию входит новая категория «безопасности». Так как целостная миросистема носит нелинейный характер и динамичный феномен безопасности является одним из элементов развивающейся мироцелостности (ведь безопасность буквально пронизывает деятельность индивидов, социальных групп, обществ, государств и всего мирового сообщества), то он обладает нелинейной природой. Необходимо отметить, что исследованию феномена безопасности в отечественной литературе до недавнего времени уделялось незначительное внимание в силу ряда причин. Поэтому не подвергалось серьезной философской рефлексии и понятие «безопасность», за исключением прикладного военно-технического характера. И только сейчас стали появляться работы, посвященные различным аспектам данного феномена: экономическому, финансовому, энергетическому,
информационному, продовольственному, культурному, политическому и пр.
Не подлежит сомнению то обстоятельство, что смена эпох вызывает изменение систем безопасности; поэтому с появлением новых опасностей и угроз, различного рода страхов (они описаны ниже) и видов вооружений, новых факторов развития возникает потребность в новой парадигме безопасности и осуществляющей ее на практике системы безопасности. Поскольку любая система безопасности является неотъемлемым слагаемым мироцелостности, в основе которой лежит фундаментальная оппозиция «порядок - хаос» и связанный с ней нелинейный характер любого процесса, постольку существуют дилеммы безопасности. Они органически вытекают из особенностей формирующейся сейчас целостности современного мира, в том числе его полисистемного характера. Для нас представляет интерес дилеммы безопасности человека и общества (понятно, что они тесно связаны с безопасностью государства) в американском и российском вариантах, а также и в общем плане.
Прежде всего, бесспорным является детерминация дилемм безопасности
человека и общества набором ценностей и идеалов, изменяющейся внешней и внутренней средой и пр. Так, официальная американская формула безопасности акцентирует внимание на защите США как свободного государства, его неизменных основополагающих институтов и ценностей. Вместе с тем данная задача получает свое конкретное воплощение на практике в зависимости от культуры и исторического контекста развития американского общества, что определяет концептуальные основы, стратегию и политику безопасности. Не случайно многие эксперты высоко оценивают документ «Стратегия национальной безопасности США» с позиций формы, структуры, четкости изложения целей и т.д. Однако его основная идея состоит в том. что утверждение глобальной и собственно американской безопасности не возможно без лидерства Америки в мире, без ее экономического и военного превосходства над остальными государствами. Отсюда следует усиление роли государства в системе национальной безопасности Америки. Иными словами, в ней безопасность все чаще рассматривается сквозь призму триады «безопасность индивида - безопасность государства - международная безопасность» (эта модель приобрела особую значимость в свете событий 11 сентября 2001 г.), причем в этой схеме индивид перекладывает большую часть забот о своей безопасности на государство. Не случайно, Конгресс одобрил «Патриотический акт», который ограничил права и защиту личности, чтобы более эффективно вести борьбу с терроризмом. Иными словами, перед нами парадокс современной западной либеральной цивилизации - свобода и безопасность индивида все более становится зависимыми от государства, давление последнего на индивида продолжает нарастать, что обусловлено появлением новейших информационных технологий и технических систем, представляющих опасность основам земной цивилизации. Перед нами дилемма безопасности индивида, и государства, когда разграничение частного и общественного становится весьма затруднительно, что способствует легитимному отвоевыванию государством плацдарма свободы у индивида. Катализатором данного процесса служи! дилемма безопасности государства и международной безопасности, что в итоге ведет к «новому антропоцентризму» почти по формуле «все во имя человека, все на благо человека»
под эгидой государства.
Иные дилеммы безопасности человека и общества существуют в России, обусловленные ее историческими и культурными традициями, а также менталитетом. Для последнего характерна уникальная роль идеи государственности, игнорирование значимости индивида и общества, что определяло всегда модель национальной безопасности. И если Запад идет по схеме «от безопасности личности к безопасности государства», то России присуще всегда было доминирование принципа безопасности государства, иное дело, что с развитием демократического общества и правового государства начинает осуществляться движение по пути «от безопасности государства к безопасности индивида» (хотя это, учитывая геополитические тенденции современного мира, вряд ли окажется осуществимым).
Дилеммы безопасности человека и государства в России следуют из того, что способность государства защищать жизнь, здоровье, имущество, права и свободы каждого индивида на практике не осуществляется. Безопасность человека здесь находится под угрозой в силу следующих обстоятельств: государство не может обеспечить безопасность личности из-за разгула преступности, слабости власти, из-за обеспечения безопасности привилегированных слоев населения, нравственное развращение и физическое растление, коррупция чиновников, интересы криминогенно-мафиозных групп, навязывание СМИ индивидуализма, чуждых ценностей, обогащение значительно-
2 о
го меньшинства за счет обнищания большинства, терроризм и т.д. '
Свои дилеммы безопасности имеются и у общества, обусловленные тем, что в России практически никогда сознательно не выделялось общество в качестве самостоятельного субъекта, оно всегда было поглощено государством. Иными словами, общество никогда не осуществляло контроля над государством и поэтому теперь возникающим элементам демократического гражданского общества необходима без опасность, чтобы не прервался процесс демократизации и становления правового государства. В данное время для этого формирующегося общества существует целый ряд опасностей со стороны властей, а именно: игнорирование общественного мнения, политика атомизации общества на
индивидов-«песчинок», неспособных отстаивать свои интересы, давление на СМИ со стороны олигархов и пр.
Прямое отношение к безопасности человека и общества имеют опасности глобального и регионального характера, к которым относятся, например, опасность ядерной войны, терроризма, появление новых видов оружия и технологии войн, религиозного фанатизма, экологической, демографической, экономической и прочих катастроф, причем немалую опасность представляет религиозный фанатизм. Из нелинейного характера развития мироцелостности следует усиление религиозного фанатизма - это обусловлено целым рядом этнических, исторических, культурных и иных факторов. Он проявляется сейчас в некоторых нетрадиционных религиях и культах, а так же в христианстве на Западе и в ряде религиозно-политических движений Востока, в том числе различных модификациях исламского фундаментализма. Мир так стремительно сползает к сакрализованно-му фанатизму, к инстинктивной, нерассуждающей вере, что требуются значительные усилия для защиты индивида и общества от него. Религиозный фанатизм, как показывают не только история человечества, но и недавние события в Индии, Иране, Афганистане, Боснии и Герцеговине и других странах, играет в основном разрушительную роль, в нем проявляются деструктивные силы человека.
Интересным оказывается то обстоятельство, что опасность религиозного фанатизма привела к появлению нового вида безопасности -религиозной безопасности. Возникла парадоксальная ситуация, когда существует необходимость защиты в определенном степени рыхлых организационно мировых религий от противостоящих им железной, всепронизывающей организованности деструктивных сект и церквей. В последних культивируется такие черты, присущие религиозному фанатизму, как слепое подчинение авторитету секты или церкви, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов. Именно таких религиозных сект и церквей в настоящее время немало действует на территории Российской Федерации; среди них находятся секта ваххабитов, «Общество свидетелей Иеговы» (не случайно оно было запрещено в Советском Союзе), «Сайентологическая церковь», чья
деятельность квалифицируется российскими и зарубежными экспертами как криминальная с элементами психотеррора. Сейчас возникла потребность в защите не только общества и человека, но и православной, исламской, буддийской и других традиционных для России конфессий от посягательств зарубежных тоталитарных религиозных организаций.
События последнего времени показывают значимость террора, особенно международного терроризма, как угрозы индивиду и обществу, причем необходимо различать новые явления в этой сфере, отличающиеся от классического терроризма. Прежде всего, следуег отметить так называемый «исламский», священный террор, форме которого присущи следующие признаки. Во-первых, отвергаются все современные идеологии и выражается стремление к установлению исламского порядка во всем мире даже путем гибели с оружием в руках. Во-вторых, террор задуман и осуществляется как своеобразная форма Священной войны, которая может быть завершена только после достижения полной победы. В-третьих, террор выступает основой для целой теории индивидуального поведения и государственной политики: каждый должен принять ислам или погибнуть' . Этот «исламский», священный террор нацелен на то, чтобы установить во всем мире исламский порядок, где будет господствовать мусульманский фундаментализм. Практика господства фундаментализма в некоторых странах Востока показывает, каким образом нарушаются права и свободы человека и всего общества.
Другой новой формой терроризма, появившейся в конце XX столетия, является так называемый «постмодернистский» терроризм -субъектом террора выступает отдельный индивид или небольшая группа, имеющие в своем распоряжении новейшие средства массового поражения . Террорист или несколько террористов имеют доступ к ядер ному оружию, а также другим видам оружия массового поражения, включая биологическое, химическое и пр. Весьма интенсивно осуществляется деятельность компьютерных террористов (так называемых «хакеров»), проникающих в компьютерные сети банков, военных и гражданских учреждений государств Запада. мы видим на примере «постмодернистского» терроризма, что действия индивида в нелинейной
социальной системе приводят к громадным эффектам, несоизмеримым с причиной.
И наконец, немалую угрозу безопасности человека и обществу несут новые виды оружия массового поражения. Кроме химического, биологического, ядерного, нейтронного и высокоточного оружия, современный научнотехнический прогресс делает возможным создание и производство новых видов оружия массового поражения, основанных на качественно новых принципах действия. Такими видами оружия массового поражения могут стать: оружие, поражающее ионизирующими излучениями, инфразвуковое, радиочастотное, генетическое, оружие на топливно-воздушных смесях и другие.